Земля. Хроники жизни
Порнократия: Марозия - любовница римского папы правившая церковью
Сегодня сам институт римского папства во многом декоративен. Но много столетий назад римские папы обладали практически неограниченной властью. Дворы понтификов, которых никто не контролировал, становились обителью порока.
Но даже в перечне развратных глав католической церкви папа Сергий III занимает особое место. И правил он не в одиночестве: вместе с ним казнила и миловала его любовница Марозия.
60 лет X века вошли в историю как период, именуемый порнократией. «Порнократия» в переводе с греческого - «власть блудниц». Ничего удивительного: именно в это время папский двор стал форменной обителью разврата и всяческой прочей житейской мерзости. Римом правили папы и их любовницы.
Обитель порока
Следует напомнить одну пикантную подробность: папа римский (как, впрочем, и любой католический священник) принимает целибат — обет безбрачия, который не позволяет ему иметь жену и, разумеется, детей. Но папский двор конца тысячелетия кишел любовницами понтификов и их незаконным потомством.
После кончины Карла Великого Европа оказалась разорвана в клочья. Государства возглавляли слабые, бездарные правители, при которых царствовало полное беззаконие. Упадок достиг и некогда могущественного Рима. В течение полувека в столице когда-то великой империи сменилось более 10 пап. Притом только один из них умер собственной смертью.
В ту мрачную эпоху глава католической церкви выбирался не конклавом — его назначали римские аристократы, понятное дело, в соответствии с собственными представлениями о выгоде. Разные кланы боролись за папский престол, предоставлявший неограниченную власть и полную безнаказанность.
Дочь Феодоры
Точной даты рождения прекрасной римлянки Марозии история до нас не донесла. Известно, что она появилась на свет в период между 880 и 892 годами в аристократической семье: её родителями были римский консул Теофилакт, граф Тускулумский, и Феодора Старшая. Феодора ещё до рождения дочери стала фактической правительницей Рима. Историк Лиутпранд Кремонский вспоминал об эпохе её власти с омерзением: «Городом Римом тогда управляла как мужчина, — стыдно и сказать, — бесстыдная блудница Феодора». Но, как говорится, брань на вороту не виснет. Феодора упивалась властью и отлично знала, что делает. Её муж имел влияние в Риме, но не в семье. Супруга крутила им как хотела, мотивируя свои деяния пользой для семьи.
Когда Марозия подросла, стало ясно: и красотой, и любвеобильностью она перещеголяла собственную мать. Вот как об этой парочке красавиц писал английский историк Эдуард Гиббон: «Влияние этих двух шлюх, Марозии и Теодоры, было основано на их красоте и богатстве, а также было результатом их политических и любовных интриг. Своих самых упорных любовников они награждали папскими тиарами. Святой престол занимали незаконнорожденный сын, внук и правнук Марозии. Редкая генеалогия для наместников святого Петра на Земле».
Тем временем страсти вокруг папского престола кипели нешуточные. Разные группировки прочили на место главы католической церкви своих ставленников. В конце концов, в 904 году Теофилакт, отец Марозии, смог назначить своим указом на должность папы своего дальнего родственника Сергия, который при восшествии на престол получил порядковый номер III. Чтобы утвердить на престоле родного человека, Теофилакт заточил в тюрьму двух предыдущих пап. А потом тихонечко отдал приказ об их удушении. Приговор привели в исполнение — Сергий исполнился невыразимой благодарности к своему покровителю. Он оказался настолько благодарен Теофилакту, что дал ему хлебное место: должность сакри-палатии-вестарариуса, контролёра папских доходов.
Сделав это судьбоносное назначение, Сергий, видимо, утомился: он удалился от папских дел и предался разврату, в то время как консул и его супруга методично набивали свои карманы церковными деньгами.
Во время правления папы Сергия III его двор наводнили члены его «семьи»: любовницы понтифика и их незаконнорожденные чада.
Феодора испытывала к папе своего рода ревность: почему это он обстряпывает свои дела, обходя вниманием их почтенную семью? И представила Сергию Марозию, свою дочь-подростка. Вскоре Марозия забеременела от папы и родила мальчика, которого нарекли Иоанном.
Надо сказать, и «школьница», и её родители отлично знали, что делали: целибат не разрешал понтификам иметь детей. Возможность в любой момент предъявить общественности ребёнка, рождённого от папы, и тем самым обвинить главу церкви в разврате и совращении юной девицы давала правящей семейке практически неограниченные возможности манипулирования папой. Понятно, Иоанн был не первым и не единственным чадом понтифика. Но одно дело — ребёнок от какой-нибудь простой женщины (пусть она ещё докажет, что родила от папы: у кого найдутся силы и средства для такого разбирательства?), другое дело — сын от дочери консула.
Безраздельное господство
Чем вошёл в историю Сергий? Как ни странно, многие очень религиозные люди вспоминали годы его правления не без тепла. Да, он был развратен. Да, окружил себя падшими женщинами. Да, имел множество внебрачных детей. Да, расправлялся с конкурентами. Да, фактически отдал бразды правления Теофилакту. Но именно при папе Сергии III в Риме основательно занялись восстановлением святынь. Сергий III восстановил Латеранский дворец, который был разрушен в результате землетрясения в 896 году, реставрировал фрески и распятия и украсил стены новыми фресками. В 905 году он выделил средства на реставрацию церкви Сильва-Кандида, которая была опустошена рейдом сарацин.
Папа также помог с восстановлением аббатства Нонантола, которое пострадало от атаки венгров, и, наконец, предоставил ряд привилегий отдельным монастырям и церквям в Западной и Восточной Франции. Папа был по-своему богобоязненным: он осыпал золотом женские монастыри, прося монахинь днями и ночами молиться за спасение его души.
«Семья» с папой нисколько не мешала Марозии устраивать личную жизнь: она вышла замуж за маркграфа Камерино Альбериха и родила от него сына, названного в честь отца. Так интриганка укрепила своё аристократическое положение. Она даже побуждала своего супруга захватить власть в Риме. Но у того ничего не вышло: его убили по приказу папы Иоанна X. Надо сказать, что к тому моменту папы Сергия III уже не было в живых. Он, один из немногих понтификов тех лет, умер своей смертью в 911 году, пробыв на папском престоле целых семь лет — небывалая для эпохи порнократии цифра.
И после кончины любовника, и после гибели мужа, и после ухода родителей Марозия фактически продолжала править папским двором. Вот как о ней писал историк Пол Коллинз: «Когда папа Иоанн X (914-928) решил, что у него хватит духа бросить вызов Марозии, та предприняла следующий шаг. Она вышла замуж за одного из его соперников — Гвидо Тосканского, графа Лукки и маркграфа Тосканского. Они вместе вернулись в Рим и захватили главную крепость города — Кастель Сант-Анджело. Как только появилась возможность,
Гай отправил своих воинов в папскую резиденцию, где те убили брата папы и привели понтифика в Кастель Сант-Анджело. Затем папа был заключён в тюрьму, где он через несколько месяцев умер». Марозия посадила на престол ещё парочку «проходных» пап, которые грели место для её сына Иоанна.
Пап, естественно, убили. А её внебрачный сын от Сергия III, ставший папой Иоанном XI, воцарился на престоле. Марозия ещё дважды вступала в брак — в политических целях. Всевластию интриганки положил конец её сын Альберих II, который изгнал из Рима свою мать и единоутробного брата. Их заключили под стражу. В тюрьме они оба и скончались.
-ö-ö-
Император Нерон — поджигатель трущоб
Самый большой пожар в почти трехтысячелетней истории Рима начался в ночь с 18 на 19 июля 64 года. Огонь вспыхнул в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, и распространялся так быстро, что к утру полыхала большая часть города.
Нерон находился в Антии. Он торопливо вернулся в Рим, чтобы не пропустить фантастический фейерверк, и как раз успел к тому моменту, когда начали загораться ненавистные дворцы на Палатине. Одним из первых огонь уничтожил построенный им же совсем недавно Проходной дом, соединявший дворец с садами Мецената.
Форум и Капитолий, а также кварталы к западу от Тибра более-менее сохранились. Однако почти все остальные районы Рима стихия не пощадила. Из четырнадцати районов города уцелели лишь четыре. По разным оценкам, полностью или частично были уничтожены две трети домов и построек. Сгорели бессчетные рукописи, произведения искусства и храмы.
Пожар в Риме / Юбер Робер, 1785
Никто не знает, сколько людей погибло в пламени, которое не стихало шесть дней и семь ночей, и сколько было погребено под развалинами доходных домов, но счет идет на десятки тысяч. Сотни тысяч римлян, которые лишились крыши над головой и имущества, в полной растерянности слонялись по римским улицам.
Естественно, они стали отличной питательной средой для распространения слухов о том, что Рим поджег Нерон, мечтавший возвести на его руинах новый город. Поговаривали, что специальные люди по приказу императора ходят по улицам и поддерживают огонь. Про самого Нерона говорили, что он наблюдает за пожаром с башни Мецената.
Тацит написал, что император в театральном одеянии любовался бушующим пламенем и пел стихи своей же трагедии «Разрушения Трои», аккомпанируя себе на лире. Ходили слухи, будто Нерон велел поджечь город для того, чтобы получить более полное представление о пожаре Трои и лучше воспеть тот пожар в стихах.
Появление таких слухов не удивительно, потому что к тому времени у Нерона уже было очень много недоброжелателей. Что касается Тацита (главный источник информации о Великом пожаре в Риме), то его просенатские настроения хорошо известны. Открыто обвинял Нерона в поджоге и Светоний в «Жизни двенадцати Цезарей», а также ряд других авторов, не скрывавших антинероновских настроений.
Едва ли сообщения и слухи о причастности императора к пожару соответствуют действительности, потому что он энергично руководил пожарными и оказывал помощь пострадавшим.
По его приказу тысячи лишившихся крова римлян впустили в общественные здания и сады, а также он предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.
Со слухами о своей вине Нерон решил бороться самым простым и логичным способом – переложить на кого-то вину, найти виноватых и предать их самым изощренным пыткам и казням. К христианам в то время отношение в Вечном городе было сложным. Неудивительно, что именно их император решил сделать козлами отпущения.
Сначала схватили тех, кто не скрывал своей принадлежности к новой религии. Когда они под пытками начали называть имена тайных последователей христианства, счет арестованным, замученным и казненным пошел на многие тысячи. На христиан надевали шкуры медведей, волков и отдавали на растерзание собакам. Их распинали на крестах и сжигали на кострах.
Кто бы ни был виноват в пожаре Рима, если конкретные виновные вообще были, мечта Нерона исполнилась – лежащие у подножия холма ненавистные трущобы, а заодно и тысячи других зданий были разрушены.
Нерону всегда казалось, что доставшиеся ему в наследство от предшественников дворцы не соответствуют ни его божественному статусу, ни его артистическому характеру. Он хотел считаться вторым отцом-основателем Рима и даже придумал столице новое название – Неронополь.
Светочи христианства. Факелы Нерона / Генрих Семирадский, 1882
После пожара у него появилось новое занятие – перестройка города по сделанному им же архитектурному плану. В Риме начали прокладывать широкие и прямые новые улицы, а новые дома планировались с фасадами. Много внимания уделяли мерам противопожарной безопасности.
Обязательным условием было возведение первого этажа из камня и устройство промежутков между зданиями, которые мешали бы распространению огня в случае пожара. Нерон повелел даже создать специальный противопожарный водоем-резервуар, в который собрали воды ручьев и речушек, во множестве протекавших под городом.
Естественно, такое грандиозное строительство требовало огромных средств. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново.
В память о пожаре Нерон заложил новый дворец — Золотой дворец Нерона. Дворец не был достроен, однако даже то, что удалось возвести, впечатляло своими размерами: комплекс зданий, по разным данным, располагался на площади от 40 до 120 гектаров, а центром всего сооружения была 35-метровая статуя Нерона, получившая название «Колосс Нерона».
Этот дворцовый комплекс до сих пор является самой большой из всех монарших резиденций, построенных на территории Европы, а в мире уступает лишь Запретному городу — резиденции китайских императоров.
Нерон (37–68 годы) – последний император первой императорской династии Древнего Рима Юлиев-Клавдиев. Преторианские гвардейцы объявили 16-летнего юношу императором 13 октября 54 года, в день смерти Клавдия.
Первые пять лет молодой Нерон под влиянием воспитателей, среди которых выделялся философ Сенека, активно управлял империей и показал себя неплохим правителем. Он старался облегчить жизнь простых римлян, снижал налоги, пытался бороться с коррупцией и снискал благодарность народа.
Однако во второй половине своего правления, в начале 60-х годов, Нерон превратился в деспота. После смерти наставника Бурра он отстранил Сенеку, убил мать и велел казнить бывшую жену Октавию. По Риму прокатилась волна процессов по обвинению в оскорблении императора, в результате чего были казнены сотни римлян.
Нерон мучается от угрызений совести после убийства матери / Джон Уильям Уотерхаус, 1878
Император начал все больше отходить от управления государством. Почти все время он уделял искусствам: любил петь и музицировать, сочинял стихи и пьесы, участвовал как в поэтических конкурсах, так и в состязаниях на колесницах.
Под влиянием придворных подхалимов Нерон поверил в свою гениальность и начал выступать публично. Из поездки по Греции в 67 году император привез 1 808 кубков и венков за победы в конкурсах.
С годами Нерон становился все более подозрительным и жестоким. Войска, направленные на подавление мятежа, сами взбунтовались и двинулись на Рим. Узнав, что Сенат объявил его врагом народа и решил публично казнить, Нерон при помощи личного секретаря перерезал себе горло.
Смерть Нерона / В.С. Смирнов, 1888
С Нероном закончилась династия, которая вела свое происхождение от Цезаря и Августа (Октавиана). Весь 69 год в империи шла гражданская война, победителем в которой вышел Веспасиан. Он основал новую династию – Флавиев.
Фигура императора оставалась популярна и обсуждаема в Риме долгие годы. Аврелий Августин писал, что легенды о возвращении Нерона рассказывали почти через три столетия после его смерти, в 422 году.
-ö-ö-
За какими "ведьмами" в действительности охотилась инквизиция
Раскрываю секрет сразу: ведьмы, за которыми охотилась инквизиция, это не люди, а фальшивые монеты. Под пособниками ведьм подразумевались совершенно обыкновенные люди, замешанные в фальшивомонетничестве и их-то как раз допрашивали, пытали и судили. А вот монеты «испытывали», порченые ли они «ведьмы».
Инквизиторы — это и в прямом переводе с латинского и по существу следователи центрального аппарата церкви, которые выезжали в командировку, расследовали дела по фальшивомонетничеству, собирали доказательства в отношении виновных в фальшивомонетничестве (так называемых «пособников ведьм») и передавали их местному суду для вынесения приговора. Сами они приговоров не выносили и казнями не занимались.
В отличие от современных следователей, которые сами не имеют права проводить экспертизы (это делает соответствующий специалист), инквизиторы одновременно выполняли роль и следователей и были высококвалифицированными для своего времени экспертами.
Книги для инквизиторов «по ведьмам» содержали достаточно вменяемые рекомендации по следственным методике и тактике в духе законодательства того времени, причём многие рекомендации не потеряли своего значения и сейчас.
А вот на разделы следственной техники и экспертизы в целях секретности был напущен туман (англ. mist), отсюда и мистическое восприятие. Описание тестирования, испытания, экспертизы монет было слегка завуалировано, что прекрасно сработало и теперь мистическое «испытание ведьмы» принимают «за чистую монету» (извиняюсь за невольный каламбур).
Поэтому из всего массива сведений об «охоте на ведьм» мы в первую очередь рассмотрим небольшой, но знаковый момент «испытание ведьмы», то есть экспертизу подозреваемой монеты на подлинность.
Для проведения экспертизы монет из драгоценных металлов кроме внешних признаков подлинности крайне важно установить пробу и вес драгоценного металла. Мистическое толкование «испытания ведьмы» мы будем в соответствующих случаях сопоставлять со способами установления пробы драгоценных металлов по любому «Справочнику пробирера», например в данной статье цитируется авт. Е. Макаренков, Госфиниздат, 1953 г.
1. Испытание ведьмы раскаленным докрасна железом
«Испытание железом характерно только для раннего средневековья. Надо было не обжечься, ступая босиком по горячим лемехам или без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа. Самое удивительное – в Средние века верили, что Бог оградит в такой ситуации невиновных (и даже приводили легендарные примеры). Эпоха массовой охоты на ведьм обошлась без испытания раскалённым железом. Сомнения в его точности высказали авторы «Молота ведьм», после чего оно постепенно сошло на нет.»
Испытание ведьмы раскалёнными лемехами, рельеф из Бамбергского собора (Германия).
Указание на «раскаленное докрасна железо» обозначает соблюдение температурного режима, цвета каления, т.е. цвета свечения металла в зависимости от температуры нагрева. Для железа изменение цвета от темно-вишневого до светло-красного означает температурный диапазон от 700 до 900 С.
Это же какие мозги надо иметь чтобы всерьёз верить будто при такой температуре можно «без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа» и только при отсутствии ожогов получить оправдательный приговор!
На самом деле это означает что монета из чистого серебра не расплавится «продержится несколько минут без ущерба», поскольку раскаленное до светло-красного цвета железа имеет температуру 830-900 °С, а чистое серебро плавится при температуре 960 °С. Серебро с примесями при этом расплавится, все сплавы с содержанием серебра ниже 91% начинают плавиться при одной и той же температуре — 779 °С (источник).
Раскаленное докрасна железо хорошо тем, что его цвет позволяет стандартизировать температуру нагрева исследуемых монет и тем самым обеспечить стабильность результатов исследования. Кроме плавления имело значение изменения цвета металла. Из Брокгауза: «…Полибий, живший во II в. до Р.Х., упоминает об испытании серебра огнем, т. е. по изменению его цвета вследствие накаливания. Тот же способ приводится Плинием. В России уже в допетровскую эпоху известно было пробование как золота, так и серебра. Торговая книга говорит, что золото русские купцы пробовали «с пожега…».
Вывод делали такой: если монета не изменила цвет при нагреве несколько минут раскаленным докрасна железом, «не получила ожогов», не расплавилась, значит она настоящая, из чистого серебра без примесей.
2. Испытание ведьмы иглами
«В Англии и Германии, в Нидерландах и во Франции прочно утвердился особый способ поиска ведьм — »испытание иглой”. Известно, что крестьяне ставят тавро на своей скотине. Почему бы и дьяволу не клеймить свои жертвы в знак вассальной зависимости? Народу это казалось вполне логичным. Разумеется, это клеймо может быть невидимым, но на то и существуют специалисты, чтобы найти «знак дьявола” даже под безупречно гладкой кожей. Признаки „чёртовой метины” были известны каждому. Место, по которому дьявол провёл своим когтем, становится не чувствительным к боли, и при уколе не кровоточит. По этим признакам и вели охоту на ведьм мастера иглы.“
В „Справочнике пробирера“ этому мистическому толкованию соответствует очень распространенный по сию пору старинный способ определения пробы изделий из драгоценных металлов пробирными иглами.
Пробирные иглы изготовляют из золота и меди (или серебра и меди), опредёленного состава, т.е. они являются эталонными образцами пробы драгоценного металла.
Комплект современных золотых пробирных игл тульского завода.
Метод царапания. Самым простым применением пробирных игл является процарапывание поверхности исследуемого предмета. Игла из сплава более высокой пробы мягче и не оставит следа. Аналогичный приём используется в минералогии (разумеется, эталонными минералами).
Таким образом, мистические выражения «не чувствовала боли» и «не выступала кровь» означают, что пробирная игла той пробы, которая должна быть у монетного сплава, не оставляет царапины, т.е. в сплав исследуемой монеты является более твёрдым из-за большего количества лигатуры (меди или других металлов).
Пробирные иглы в Западной Европе появились около XIV в. Серебро делилось на 16 лотовых проб, а золото сначала на 12, а затем на 24, т.е. от градаций установленных проб и зависит количество необходимых пробирных игл в полном комплекте.
На показанной старинной гравюре, изображающей сцену „испытания ведьмы иглами“ на столе лежит 15 игл, 16-я — в руке у эксперта, из чего можно сделать вывод об экспертизе именно серебряной монеты (16-лотовая шкала):
Die Nadelprobe ist eine der wichtigsten Hexenproben.
Подпись под гравюрой с немецкого переводится примерно как „Проба иглами является одним из важнейших способов пробы ведьмы“. Обращаем особое внимание на последнее слово Hexenproben, где Hexe — переводится сейчас как „ведьма“. Неужели так случайно совпало ;-) что hex в немецком языке имеет значение „шестнадцатеричный“? Видать ведьмы у них были в основном серебряные...
3. Испытание ведьмы плачем/слезами
«Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем/слезами». В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой.»
»Наименее точен «капельный” метод. На изделие наносится капля реактива, и по цвету пятна делается вывод о количестве содержания золота. Цвет продуктов реакции пробирер, как сказано в одном пособии по ювелирному делу, сравнивает только »… со своим ощущением”, поэтому ошибка может достигать 30 и более единиц пробы."
«Другой метод, широко используемый сегодня в работе пробирных инспекций, — применение „пробирного камня”, который является методом — индикатором, результаты которого во многом зависят от опыта и квалификации пробирера. Этот метод основан на сравнении цвета. На “пробирный камень» (особый кремнистый сланец) исследуемым изделием и пробирными иглами из эталонных сплавов наносятся полосы. На них воздействуют пробирными реактивами. При этом на одних микроучастках полос происходит растворение металла, а на других осаждение из пробирного реактива. Так, если такой реактив — раствор золотохлористо-водородной кислоты (хлорного золота), то происходит осаждение мелкодисперсного золота коричневого цвета. В зависимости от соотношения площадей микроучастков золота, серебра и меди в сплаве меняются токи коррозии, а значит, количество осаждаемого металла и интенсивность окраски полосы данного сплава. При сравнении цвета в местах реакции между полосами и реактивами делается вывод о похожести сплава изделия на такую-то пробирную иглу.
«Мокрая проба – проверка содержания серебра в сплаве, состоящая в выделении серебра из азотнокислого раствора титрованным раствором поваренной соли. Предположительно, этот способ перенят у арабов и распространился из Парижа около 1400 г. по всей Европе.»
Скорее всего, под «испытанием ведьмы плачем, слезами» подразумевался первый из перечисленных, «капельный метод». Судьи знали о чем идет речь, а остальным даже бесполезно рассказывать, все равно не поняли бы, впрочем и сейчас не намного лучше...
4. Испытание ведьмы на весах
«Испытание на весах было гораздо гуманнее. В голландском городе Оудевотер оправдывали всех, кто был тяжелее определённого предела, и даже выдавали сертификат, подтверждающий невиновность в колдовстве. Процент изобличённых был ничтожен. Естественно, испытуемых заставляли раздеться до рубашки и обыскивали на предмет спрятанных гирек.»
«Кроме традиционного испытания водой подозреваемых взвешивали. Взвешивали настолько часто, что даже король Карл V даровал городу Оудевотеру в виде привилегии право обратить городские весы в специальные весы для чародеев. До 1693 года они действовали беспрестанно.»
Гравюра 19 века испытание ведьмы на весах в городе Оудевотер (в нём, кстати, находится музей ведьм).
Сейчас в голландском городе Аудеватер/Оудевотер (Oudewater=Старая Вода) функционирует музей «Весы Ведьм» (Heksenwaag — и на голландском ведьма Heksen — шестнадцатеричная!) с услугой взвешивания женщин и выдачей «сертификата», причем нижний предел – 49,5 кг, т.е. это до сих пор сохранившийся в Германии «центнер». Есть даже возможность «виртуального взвешивания» в Интернете.
Ну разве пошли бы туристы так же охотно, если бы он честно назывался так, как назывался всегда «Весовая Палата Аудеватера» и рассказывали об истории метрологии, трудном пути стандартизации и унификации, сертификации мер и весов?
В случае с Весовой Палаты Аудеватера термин «ведьма» относится и к гирям, которые проверяли, ставили клеймо и выдавали сертификат соответствия. Принципиальной разницы между монетами и гирями не было, поскольку вес монет чётко следовал градациям веса: драхма-унция и их производным, а «считали» монеты взвешиванием точно так же как и потом медные монеты в СССР (монета 1 коп.=1 г… монета 5 коп. = 5 г), да и не только в СССР...
Кстати, в справочниках инквизиторов «ведьма» обозначалась термином malefice, который буквально переводится как «плохой доход» (ср. benefice — хороший доход; также фиск, фискальный и проч.). Слишком легкая гиря, равно как и слишком легкая монета однозначно malefice (англ. уст. злодеяние, колдовство).
Надеемся, излишне детально разъяснять почему взвешивание является до сих пор обязательным элементом проверки монет из драгметаллов на подлинность?
Итак, если вес монеты соответствовал эталонному, самым достоверным нежели все вышеперечисленные, было «испытание водой».
5. Испытание ведьмы водой
Даже если не вдаваться в физику, у расхожего мнения страдает логика: если брошенная в воду женщина всплывет, значит это ведьма и ее надо уничтожить, а если утонет — значит нормальная. Такая версия не объясняет зачем нужны утопленники, даже и нормальные, «не порченые”.
Реальность гораздо интереснее: под «испытанием водой» понимается метод гидростатического взвешивания, потрясающе изящный способ сравнения удельной плотности веществ, ставший продолжением уже описанного «испытания на весах». Взвешиванием на равноплечих весах можно установить только равенство веса испытуемой монеты с эталонной. Но если эти подвешенные на коромысле весов монеты опустить в воду, то в случае меньшей плотности испытуемой монеты (из-за примесей более лёгких металлов) равновесие нарушится и «порченая» монета-«ведьма» всплывёт, а эталонная утонет.
Для большей чувствительности требуется, чтобы монеты были не на чашках весов, а просто привязаны к коромыслам как можно более тонкой нитью. Именно поэтому во всех источниках по ведьмам специально оговаривается что их надо связывать крест-накрест «правую руку к левой ноге и наоборот». Специальное упоминание о раздевании ведьмы перед испытанием означает очистку от грязи, т.е. посторонних наслоений, а также от любых посторонних предметов, в том числе и от драгоценных камней.
Шаг 1
Шаг 2
К коромыслам весов тонкой ниткой подвешиваем эталонную и проверяемую монеты (обвязываются ниткой) и проверяется равенство их веса.
Шаг 3
Обе подвешенные монеты опускаем в ёмкость с водой и наблюдаем нарушилось ли положение коромысла весов. Если ничего не изменилось, значит удельные плотности металла монет одинаковы и испытуемая монета нормальная. В противном случае эталонная монета опустится ниже, т.е. „утонет“, а испытуемая поднимется выше, т.е. „всплывёт“, что будет означать металл более низкой пробы (меньшая удельная плотность).
Чувствительность этого метода исключительно высока и в силу того, что такая проверка пробы драгметалла относится к неразрушающим (в отличие от пробирных камней, игл, капельных проб), она принята на вооружение музеями, в том числе и Эрмитажем, только естественно с более сложным оборудованием (гидростатические весы Мора + компьютер для записи результатов — это оборудование авторитетной фирмы Sartorius).
Вот теперь, зная истинное положение дел, можно с пониманием рассматривать старинные иллюстрации. На всех „женщины“ изображены попарно: видны только кисти рук и стопы утонувшей „хорошей“ и целиком всплывшая „плохая“ (только методом сравнения с эталонной „женщиной“ — во всех языках монета женского рода). „Женщины“ голые и веревка привязана непосредственно к ним, что означает необходимость предварительной очистки монеты от грязи (ювелирных изделий от камней) и неиспользование чашек весов для точности сравнения с эталоном (хе-хе, хорошо ещё что народ не додумался женщин попарно бросать)):
Слыша звон, да не зная где он, народ еще в начале 19 века реально бросал натуральных женщин в воду для проверки на колдовство, за что справедливо наказывался властями. Народные поверья заключались в том, что ежели связанную голую тетку бросить в воду, то честная утонет, а ведьма всплывет на поверхность, что породило создание таких вот картиночек, нарисованных как под копирку:
Почему это так происходило, мы разберемся позже, а пока в который раз приходится удивляться: воистину, чудесно само стремление народа к чуду!
Видео в 7 частях по материалам статьи к сожалению слишком сильно растянуто, лучше бы в минут 40-50 уложиться, надо бы сделать укороченную версию, а пока как есть:
Дешевой мобильной связи пришел конец?
Российские сотовые операторы МТС и "Вымпелком" планируют с 1 июля в пять раз повысить цены на межоператорские соединения. Это приведет к повышению тарифов у операторов с небольшой абонентской базой, например, "Скайлинк".
МТС и "Вымпелком" договорились между собой о том, что они будут платить друг другу 5 центов за пропуск минуты трафика между своими сетями, и теперь предложили те же расценки остальным участникам рынка. До недавнего времени операторы рассчитывались друг с другом за взаимный пропуск трафика по средней цене 1 цент за минуту, таким образом цены на интерконнект вырастут в пять раз.
Раньше небольшие цены на интерконнект позволяли сотовым операторам тарифицировать звонки на "чужие мобильники" по низким расценкам и, например, предлагать доступные безлимитные тарифы. Теперь подобные рыночные предложения либо исчезнут, либо заметно подорожают. Как полагают аналитики, повышение цен, прежде всего, плохо отразится на операторах с небольшой абонентской базой, таких как "Скайлинк" или Tele2. Они будут вынуждены пересмотреть свои тарифные линейки и ввести новые тарифы.
Изменения в расценках на интерконнект связаны с поправками к закону "О связи", которые начинают действовать в России с 1 июля. Согласно этим поправкам, в России вводится принцип CPP ("платит звонящий"). Представители крупных сотовых компаний не раз говорили о том, что введение CPP может принести им существенные убытки. Теперь, отмечают эксперты, если крупнейшие операторы синхронно поднимут стоимость интерконнекта, у них появится экономически оправданный повод поднять цены на сотовую связь, а также компенсировать свои потери за счет небольших участников рынка,
-ö-ö-
В 2007 году тарифы на газ повысятся на 15%, на электричество - на 10%
В 2007 году тарифы на газ увеличатся, предположительно, на 15%, на электроэнергию - на 10%. Об этом сообщил глава Минэкономразвития и торговли РФ Герман Греф.
Он отметил, что в целом рост тарифов на услуги естественных монополий предполагается в несколько больших масштабах, чем ранее. При этом министр уточнил, что окончательное решение пока не принято,
Свежие комментарии