Станислав Блохин
СМИ рассказали, как Москва и Пекин собираются победить доллар
Россия, Китай, а также ряд других крупных государств в 2019 году активизировали свою деятельность по снижению влияния американского доллара на мировую финансовую систему. Об этом сообщает англоязычная редакция информационного агентства RT.
Авторы RT обратили внимание на то, что в последнее время желание ряда государств уменьшить значение американского доллара для международной торговли продолжает набирать обороты. В частности, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ее партнеры из Восточной Азии рассматривают возможность добавления китайского юаня и японской йены к региональному валютному фонду на сумму, эквивалентную 240 миллиардам долларов.
Юань вместо доллара
Речь идет о так называемой Чиангмайской инициативе, в рамках которой был создан специальный фонд, доступ к этим средствам могут получить государства, испытывающие проблемы с национальной валютой. Эта инициатива, реализованная в 2000 году, направлена на предотвращение повторения азиатского валютного кризиса 1997 года.
Таким образом, Включение японской иены и китайского юаня в этот валютный своп уменьшит зависимость Азии от доллара США в случае очередного кризиса. Этот шаг поддержит стремления России и КНР лишить американскую валюту статуса главного мирового финансового инструмента.
По словам старшего экономиста Amundi Asset Management Циньвэя Вана, договоренности о валютном свопе, достигнутые Народным банком Китая с другими центральными банками, можно рассматривать как часть комплекса мер, направленных на увеличения роли юаня в мировой финансовой системе.
«Я хочу, чтобы юань играл более важную роль в мире», – рассказал эксперт.
Действия России
Пекин активно стремится увеличить использование своей валюты во взаимных торговых расчетах с партнерами, минуя доллар США. Аналогичным образом поступает и Россия, которая достигла соглашения о переходе на взаиморасчеты национальными валютами с рядом государств. В частности, с КНР.
Помимо этого, российский ЦБ увеличивает долю золота и национальных валют, отличных от доллара США в своих резервах. На сегодняшний день объемы желтого металла в запасах России составляют 18 %. Доля американского доллара в валютных резервах страны по итогам прошлого года снизилась с 46 % до 22 %. Также в 2018 году Москва продала большую часть долговых обязательств Казначейства США, которыми обладала страна.
Финансовые аналитики считают, что действия России обусловлены желанием Москвы защитить финансовую систему страны от рисков, связанных с экономическим и политическим давлением западных стран. Для этого были запущены процессы дедолларизации, сокращение влияния доллара на экономику страны.
Эксперты считают, что в будущем роль доллара на себя возьмет китайский юань. К примеру, управляющий Банком Англии Марк Карни заявил, что валюта КНР способна бросить вызов своему американскому конкуренту. Его мнение поддержало большое количество экспертов, считающих, что глобальное значение юаня продолжит расти. Что касается Соединенных Штатов, то им придется приложить большие усилия, чтобы сохранить текущую гегемонию доллара, лишившись которой Вашингтон утратит значительную часть своих сил.
По всей видимости, нынешние маневры России и Китая являются подготовкой начала большой игры, которая направлена на расширение собственного экономического влияния, а также на уменьшения роли США в мировой финансовой системе.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение иностранных финансовых аналитиков, которые оценили перспективы инвестиций России в золото.
Рижские шпроты Россию не интересуют: прибалты не знают, куда девать свои рыбные консервы
Предприятия Латвии, которые занимаются производством шпрот, уже не рассчитывают вернуться на российский рынок. В настоящее время разрешение поставлять свою продукцию в РФ по решению Россельхознадзора получила только компания Karavela. Однако ее руководство признает, что уже не вкладывает деньги в рекламу и продвижение на территории РФ, зато цены на консервы ставят более высокие, чем для других стран.
Напомним, что в 2015 году в результате санкций Прибалтийские производители лишились возможности поставлять шпроты в Россию, которая на тот момент была одним из основных рынков сбыта для них. Поначалу все стороны рассчитывали, что санкции — это лишь временное явление, однако вскоре стало понятно, что ситуация изменилась действительно надолго.
Вместо латвийских шпрот на российском рынке появились рыбные консервы отечественного производства. Правда, сначала это зачастую были небольшие кустарные предприятия, которые не слишком беспокоились о качестве продукции. Однако теперь, когда стало понятно, что латвийские производители уже не вернутся, а ниша свободна, многие бизнесмены начали серьезно относиться к данному бизнесу и вкладывать в него долгосрочные инвестиции.
Источник фото: 41-tv.ru
Латвийские предприятия в то же время оказались в сложном положении. Они вынуждены были искать другие, но уже не такие масштабные, рынки сбыта. Некоторые заводы не выдержали конкуренции и закрылись. Другие все-таки продолжают свою работу, но понимают, что в Россию уже полноценно не вернутся, даже если появится такая возможность.
Так, например, компания Brīvais vilnis уже не пытается снова начать продавать свои шпроты на российский рынок. При этом до 2015 года данное предприятие поставляло в Россию около 30% собственной продукции. По словам главы компании Арнольдса Бабриса, из-за введенного запрета предприятие потеряло немалые суммы и еще долгое время работало себе в убыток.
Однако производители шпрот из Латвии по-прежнему принимают участие в профильных выставках в Москве. Для них это важно, так как сюда съезжаются ритэйлеры не только из России, но и из других стран СНГ, с которыми Латвия пытается активно сотрудничать в рыбной сфере.
Немецкие власти: От российского газа зависит будущее Германии
На днях кандидат на должность главы Еврокомиссии, немецкий политики Манфред Вебер пообещал сделать все, что в его силах, чтобы заблокировать реализацию проекта «Северный поток-2». По его мнению, Европе необходима газовая независимость от Москвы.
Его слова подвергла объективной критике премьер-министр федеральной земли Мекленбург–Передняя Померания Мануэла Швезиг. Она назвала слова Вебера безответственными и не отвечающими интересам Германии.
– считает Швезиг.
Политик уверена, что немецким властям не стоит играть с будущем страны. Она также отметила странный факт: Манфред Вебер рассказал немцам о своей позиции по «Северному потоку-2» через польскую газету. Швезиг увязала такой ход с тем, что население Германии уже много лет уверенно поддерживает реализацию данного энергетического проекта.
Севморпуть: Козырь Путина Китай не убедил
России нечего предложить КНР, кроме разговоров о дружбе, нефти и леса
Президент России Владимир Путин на международном форуме в Пекине допустил возможность соединения Северного морского пути и китайского Морского шелкового пути. Однако инициатива выглядит, по меньшей мере, спорной с экономической точки зрения и больше похожа на политическое заявление. Российскому лидеру было важно показать, что Москве есть, что предложить Пекину, но в Поднебесной, по всей видимости, рассматривают РФ больше не как партнера в глобальных проектах, а как поставщика природных ресурсов.
«Большое внимание уделяем развитию Северного морского пути. Рассматриваем возможность состыковать его и китайский Морской шёлковый путь, тем самым создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой», — сказал Путин на круглом столе в рамках проходящего в Пекине международного форума, посвященного глобальному китайскому проекту «Одного пояса и пути».
Напомним, в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин заявил о начале реализации проекта строительства новых торговых путей между Китаем и Европой. В дальнейшем инициатива из чисто экономической превратилась в большую геополитическую. Как уверяют в Пекине, КНР предлагает государствам мира не просто поучаствовать в транзите китайских товаров, но и альтернативный американскому проект глобальной архитектуры, основанный не на конкуренции друг с другом, а на взаимовыгодном сотрудничестве. В прошлом году в Конституцию страны были внесены изменения, согласно которым Китай строит «сообщество единой судьбы человечества».
В настоящее время к проекту присоединились 124 страны и 29 международных объединений. Но что интересно, Россия фактически оказалась на обочине Нового Шелкового пути. Официально она так и не присоединилась к проекту, а настаивает на сопряжении китайской инициативы с ЕАЭС. Но и в рамках собственного объединения сотрудничество пока буксует.
Практически сразу, как инициатива была провозглашена Си Цзиньпином, в Москве предложили свои услуги. По задумке, китайские товары могли транспортироваться через Казахстан, далее по Транссибу в Белоруссию на границу с Польшей. Этот маршрут значительно короче всех других, к тому же позволяет избежать ряд трудностей, связанных с таможней, так как Казахстан и Белоруссия объединены с Россией в рамках общих правил ЕАЭС.
Однако в реальности основной поток грузопотоков Китай решил пустить в обход России. Через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Черное море. Хотя это и дольше, и проверок на таможне больше.
По мнению многих специалистов, основная причина, почему через Россию Поднебесная готова пустить лишь небольшую долю товаров, это плохие отношения между Москвой и Брюсселем. Несмотря на все разговоры о дружбе, китайские инвесторы опасаются испортить отношения с Евросоюзом, который наложил на РФ санкции.
Согласятся ли в таких условиях китайцы объединить свой Морской шелковый путь и Северный морской путь, о чем только что заявил Владимир Путин? Для ответа на этот вопрос, необходимо учитывать несколько факторов.
Первый состоит в том, что географически два пути находятся совершенно в разных концах света. Морской шелковый путь проходит по Индийскому океану и Средиземному морю, охватывая государства Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Северный морской путь пролегает через Северный Ледовитый океан. Он позволит сократить расстояние от Китая до Европы примерно в полтора раза. Но путешествие по нему предполагает то, что корабли должны будут продираться через льды Арктики. Есть надежда, что благодаря глобальному потеплению значительная часть ледников растает, но когда именно, точно просчитать никто не берется.
Второй фактор заключается в том, что Морской шелковый путь позволяет Китаю не просто торговать с Европой, но и распространять влияние на значительную часть мира. Достаточно сказать, что в странах, который затрагивает проект, проживают 4,4 миллиарда человек или 63% населения планеты. А это — колоссальные рынки. В обустройство инфраструктуры Морского шелкового пути уже вложены колоссальные средства, строятся железнодорожные скоростные магистрали, морские порты, автодороги. И Китай не намерен сворачивать эти программы, ожидая таяния арктических ледников.
Структура взаимной торговли России и Китая показывает, что пока РФ интересна КНР в основном как источник природного сырья. В прошлом году товарооборот составил 108 млрд. долларов, из них на российский экспорт пришлось 56 млрд., а на китайский импорт — 52 млрд. При этом 76% экспорта составили углеводороды, а еще 9% - древесина. А 57% китайского импорта — это машины, оборудование и транспортные средства, еще 11% - текстиль и обувь.
В принципе, Китай при таком дисбалансе потенциально вполне может диктовать России свои условия торговых операциях. Например, попытаться снизить цены на поставляемые из России природные ресурсы, и Москве ничего не останется, как согласиться. В условиях западных санкций, РФ всё равно будет вынуждена покупать китайскую технику — своей-то, по большому, счету нет, если не считать военную. Про обувь и текстиль и говорить нечего. Даже Италия, мировой законодатель моды по части обуви и одежды, завалена недорогой продукцией с маркировкой «Сделано в Китае».
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский считает, что успех российско-китайского экономического сотрудничества зависит от политической воли руководителей государств:
— Китай давно проявляет интерес к Северному морскому пути, заниматься проектом поручено Даляньскому морскому пароходству. Но для реализации проекта требуются большие инвестиции. Как известно, у России денег нет в бюджете, а из крупных компаний заинтересована только «Новатэк», у которой тоже больших средств не имеется. В этом плане может помочь Китай. Проект «Один пояс и один путь» финансируется двумя структурами. Первая — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который уже реализует ряд проектов. Вторая — Фонд Шелкового пути. Проект Северного морского пути может быть реализован через совместное финансирование по принципу 50 на 50 Россия и КНР.
«СП»: — Изначально предполагалось, что в проекте «Одного пояса и пути» будет задействован Транссиб, но пока основные маршруты обходят Россию.
— Руководители других стран больше заинтересованы в реализации проекта, чем российское руководство. О Транссибе говорят очень долго и много, еще с конца 1990-х. Но возить грузы по Транссибу считается пока невыгодным, так как они идут долго. Это во-первых. А во-вторых, не гарантирована их сохранность. Даже производители из Японии и Южной Кореи, которые хотели использовать российскую железную дорогу, были вынуждены переориентироваться на морские пути через Юго-Восточную Азию. Они поменяли свою позицию лет 10 назад, когда в России резко повысили плату за охрану грузов.
Да и сколько лет Транссиб не реконструировался! В Китае основной пассажиропоток пустили по высокоскоростным магистралям, где поезда едут со скоростью 350 км в час. Это позволило высвободить параллельные дороги для грузов. Например, по маршруту Пекин-Урумчи протяженностью около 4000 км грузовые поезда идут со скоростью до 100 км в час. Но в России, в лучшем случае, скорость грузов составляет 35−40 км в час. На отдельных участках Транссиба в Сибири скорость и вовсе не превышает 10 км в час. Естественно, в этих условиях возить грузы по территории России бизнесменам просто накладно.
«СП»: — Как сказываются на российско-китайском сотрудничестве западные санкции?
— Такая проблема существует. Многие китайские банки работают на Западе и вполне резонно опасаются, что транзакции с российскими компаниями усложнят отношения с западными фирмами. Но в Китае есть огромное число банков, которые не работают со странами Запада. Хотя и крупные системообразующие китайские банки могут не бояться американских санкций, ведь бизнесмены из США зависят от них.
«СП»: — Не станет ли Россия заложником того, что в Китай в основном поставляет природные ресурсы?
— Тут многое зависит от мировой конъюнктуры. Но скажу, что, например, российская древесина сегодня на китайском рынке самая дешевая. Наш лес стоит дешевле, чем канадский или австралийский. По нефти РФ стала главным импортером для КНР, обогнала Саудовскую Аравию, которая долго лидировала на китайском рынке.
Россия долгое время ориентировалась на Европу. Ранее 85% российского товарооборота приходилось на Старый Свет и только 15% на Азию. Сейчас на Азию приходится 17%. Но если отбросим Китай, то на Японию и все страны Юго-Восточной Азии придется только 2%.
Сейчас мы вышли на рекордную торговлю с КНР, объем составил 108 млрд. долларов. Но товарооборот между Китаем и Вьетнамом в прошлом году составил 147 млрд. То есть Россия уступает даже Вьетнаму, хотя в политическом плане отношения с этой страной у КНР намного хуже, чем с РФ.
«СП»: — С чем это связано?
— Сотрудничество у нас несколько странное. С одной стороны, постоянно говорят о готовности взаимодействовать. С другой, у двух стран нет ни одного крупного серьезного проекта. На мой взгляд, сейчас можно было бы привлечь китайских инвесторов для строительства скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Там большой пассажиропоток, в случае реализации проекта от города до города можно будет добраться за 2,5 часа. Это будет выгодно и пассажирам и для грузопотока. Прибыль от проекта можно вложить на строительство ветки Москва — Казань, о которой давно говорили.
Правительство России должно принципиально решить, какое сотрудничество нам нужно с Китаем. Вот когда наше руководство определится, проекты пойдут. Тем более, что перспективы есть.
Скажем, надо достроить два моста через Амур, модернизировать порты Владивостока и Зарубино. Пока и с этим есть проблемы.
— Для участие в проекте «Одного пояса и пути» от России требуются большие вложения, и до сих пор не ясна перспектива этих инвестиций, — говорит заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин. — Использовать схемы кредитного финансирования Россия не хочет.
Проект Северного морского пути на официальном уровне всерьез стали обсуждать год назад, о нем на Дальневосточном форуме сказал Си Цзиньпин. Но для проекта нужны большие инвестиции.
«СП»: — Китай вложил много средств в Юго-Восточной Азии и Африке.
— Проект Северного морского пути воспринимается как несколько абстрактный и в России. Китай смотрит на то, что делает Москва. Предложения были сделаны, теперь будут просчитывать параметры. Что касается Африки и Азии, то там Китай не вкладывает много. Речь больше не об инвестициях, а о кредитах. Сколько КНР реально инвестировала, надо еще считать.
«СП»: — Может ли Китай инициировать пересмотр цен на российские энергоресурсы?
— Такой риск для взаимной торговли существует. Хотелось бы, чтобы Россия поставляла в Китай не только энергоносители, но и продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но это вопрос к структуре российской экономики, а не к китайской стороне.
Свежие комментарии