Таежная «Любавушка»
Таежная «Любавушка». Как учитель труда показал миру одежду из сибирского кедра
Детский театр моды из небольшого кузбасского моногорода Тайга участвует в показах и конкурсах иногда несколько раз в месяц. Один кедровый костюм может весить до семи килограммов, его обязательно мочат водой — так дерево становится более мягким и, высыхая, принимает форму тела модели.
Но самое сложное — это деревянные туфли.
Кузбасская Тайга — город железнодорожников, на узловой станции и нескольких разъездах работает большая часть населения моногорода, где живут всего чуть больше 20 тыс. человек. Название городу подсказала сама природа — населенный пункт возник среди сибирских хвойных лесов. Но с недавних пор с Тайгой ассоциируются не только рельсы и поезда. Небольшая провинциальная глубинка стала известна на всю Россию и далеко за ее пределами благодаря тайгинцу Виктору Кошкареву и его детскому театру моды «Любавушка» — архитектор по профессии более 20 лет назад вместе с детьми начал создавать необычные женские костюмы из сибирского кедра. Сейчас у «Любавушки» уже около 30 коллекций и более 200 нарядов.
Счастливый случай
История возникновения коллектива отчасти прозаична, но не лишена творческой романтики. Началось все в 1993 году, когда Кошкарев, перепробовав около двух десятков профессий, пришел в школу.
Виктор Кошкарев
«Чем я только не занимался в жизни, следовал принципу «надо попробовать все». В моей трудовой два вкладыша — так много записей. Работал я поначалу в проектном институте, был главным архитектором Тайги — но там бумажки, подписи, согласования, никакого творчества. Потом работал в нескольких оформительских фирмах, даже китайские палочки делал, полгода в ритуальном агентстве, мебель делал. А потом попросили меня в школу прийти поработать, был это 93-й год — с преподавателями технологии было сложно, как раз с трудового обучения переходили на технологию, проектирование», — рассказывает Кошкарев.
На уроках труда с мальчишками педагог поначалу мастерил разделочные доски, табуретки и другие предметы деревянной классики.
«В Тайге самый доступный материал какой? Дерево. Надо было ребятишек занять — вот и занимали», — добавляет он.
Работали с кедром — другой материал в Тайге, где вокруг хвойные леса, и не представить. А потом за его партами волей случая оказались девочки.
«Началось все с того, что я участвовал в конкурсе «Учитель года» и мне надо было провести урок с незнакомым классом. А незнакомые — только девчонки, у всех мальчиков же я преподавал технологию, пришлось девочкам изобретать занятие — мы делали с ними шляпки из дерева», — вспоминает педагог.
За городским этапом педагогического конкурса последовал областной, где задачи нужно было усложнять, так родилась идея сделать из дерева нарядный женский костюм. Первым помощником-модельером стала жена учителя — Надежда, они вместе учились на архитекторов и стояли у истоков создания будущего театра моды.
Когда создавались первые школьные коллекции, Надежда работала в библиотеке художником и помогала мужу с эскизами первых костюмов. А когда школьная студия стала расширяться и превратилась в театр моды, Кошкаревы стали работать вместе — детский образцовый коллектив стал базироваться в местном Доме культуры, где существует и по сей день.
В 2016-м Надежды Васильевны не стало. Виктор Кошкарев продолжает главное дело их жизни. Ему помогают около 30 воспитанниц-школьниц, два дизайнера по костюмам и педагог по дефиле и хореографии.
«Модная» технология
Технологию «модной» деревообработки Виктор Кошкарев изобрел сам, хотя изобретением это не считает. Говорит, идеи просто проходят в процессе работы. Массив кедра он распиливает на несколько тысяч мелких деталей — шариков, лепесков, тонких древесных стружек для плетения, из которых вручную и собираются будущие наряды. Толщина некоторых деталей меньше полумиллиметра — работа ювелирная и… экономная.
«Куб кедра стоит около 6000 рублей, нам его хватает лет на пять-шесть, потому что мы его так мелко обрабатываем, в микронах практически работаем», — отвечает мастер, предвосхищая вопросы о том, сколько деревьев срублено ради каждой коллекции.
Чтобы сидело по фигуре
В основе большинства моделей — тканевая база, на которую вручную пришивается или приклеивается деревянный бисер или так называемся чешуя. Элементы покрывают разноцветной морилкой, чтобы создать цветной орнамент, а еще обязательно мочат водой — так дерево становится более мягким и, высыхая, принимает форму тела модели. В этом и одно из преимуществ нарядов из дерева — садятся они точно по фигуре.
А вот летящей походкой в таких нарядах пройти непросто: в зависимости от длины и дизайна один кедровый костюм может весить до семи килограммов. Но, как говорится, красота требует жертв. Остаться незамеченной в таком наряде почти невозможно — кроме оригинального дизайна, который приковывает удивленные взгляды, одежда из дерева еще и мелодично «поет» при ходьбе, как деревянный ксилофон, от того что мелкие детали соприкасаются друг с другом.
«Костюм из кедра объемный, его чувствуешь, и к нему надо просто привыкнуть. Но самое сложное в костюме — это туфли: они тоже из дерева. Сначала мы ходим в своей обуви на каблуках, нас учат движениям, поворотам и только потом ставят «на дерево», ноги болят, но терпишь… Потом выходишь на сцену — и такой восторг, восхищение, тебя все рассматривают, подходят, пытаются пощупать, трогают, иногда даже нюхают, как кедр пахнет», — рассказывает 19-летняя воспитанница «Любавушки» Наталья Иванова.
Девушка пришла в коллектив еще школьницей, сейчас готовится к выпуску из местного железнодорожного техникума, но театр моды не оставляет.
Таких влюбленных в общее дело девушек в кузбасской Тайге немало. Нынешний руководитель коллектива и его хореограф Ирина Скрипченко сама выросла из костюмов «Любавушки», которые носила с седьмого класса, будучи в одном из первых составов студии. Сейчас она — педагог и наставник.
«Первые наши костюмы по сравнению с сегодняшними, конечно, примитивные, потому что они надевались и делались на один раз, они чуть ли не на модели склеивались на скотч, крепились на степлер, а сейчас все продумано: замочки, шнуровка», — рассказывает Ирина.
«Поскольку мы используем деревянные детали в отделке, в местах сгиба мы стараемся тонкие детали не клеить, по полу тоже подол у самого края не оформляем, чтобы детали не ломались, а вообще тонкостей много», — добавляет дизайнер по костюмам Ольга Скороходова.
Ежегодно меняются
Тайгинская «Любавушка» по частоте выхода новых коллекций не уступает модным дизайнерам. Новые показы здесь проходят дважды в год, а в каждой из коллекций не меньше десяти нарядов. Это не только костюмы в народном стиле с деревянными кокошниками на голове и сарафанами в пол, с чем привыкли многие ассоциировать одежду из той же деревянной бересты.
Есть у «Любавушки» и короткие юбки, пиджаки и жакеты, вечерние платья, элегантные брючные костюмы из черного бархата в отделке из дерева. Каждый образ дополняют кедровые аксессуары и украшения — серьги, браслеты, пояса, сумки и деревянная обувь.
«Мы тенденции моды поддерживаем, тренды добавляем в наши коллекции — в ткани, например, в прошлом году был в моде бархат, мы его взяли за основу», — рассказывает дизайнер Екатерина Ефимова, в театре необычной моды уже проработавшая свою первую «пятилетку».
Диктовать моду
«Главное — не следовать моде, а диктовать ее, мы пытаемся это делать», — вступает в спор с коллегами Виктор Кошкарев.
В его творческих замыслах сотворить из кедра то, что пока еще кажется отчасти трудно вообразимым, но возможным.
«Планов много. Во-первых, это обувь: хотим сапоги из дерева сделать. Надо шляпами капитально заниматься. Сумочки еще хотим — отдельную коллекцию. Никак придумать не можем, как брюки делать деревянные», — перечисляет он.
«Еще хотим попробовать сделать коллекцию из полигональных деталей — сейчас популярны фигуры, разбитые на грани-полигоны, сердца, головы животных, как из треугольников. Хотим детали попробовать сделать из дерева и собрать именно костюмы полигональные», — добавляет идей Ольга Скороходова.
Чтобы воплотить все творческие замыслы, нужен еще не один год, на создание одного костюма от эскизной проработки на бумаге до воплощения в дереве требуется от трех недель до месяца — в зависимости от сложности работы. Когда все детали готовы, начинается самое интересное — сборка наряда. Это делается вручную, работают в мастерской и сами тайгинские школьницы.
«И собирают, и мусор подметают, все делают. На подиум выйти — еще надо заслужить», — шутит Кошкарев.
На подиум тайгинские «Любавушки», кстати, выходят часто. В месяц бывает иногда даже по несколько показов и конкурсов. Их приглашают и хорошо знают в Сибири, им аплодировали в Сочи, Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Новосибирске, Владивостоке. Международное признание детский театр моды получил и в Париже и Арабских Эмиратах.
Рукоплескали Париж и ОАЭ
В 2014 году «Любавушка» получила Гран-при Международного фестиваля Evro Vision Media Star, правда, заочно. Презентацию коллекции организаторам в Париж направили, а сами не поехали — спонсора для поездки во Францию не нашлось, но международному признанию это не помешало.
А в прошлом году «Любавушка» побывала в Дубае на международной выставке деревообрабатывающей промышленности Dubai WoodShow 2018.
«На нас вышли организаторы от России, пригласили. Мы ездили, правда, без наших девчонок. Мы привезли костюмы, их демонстрировали на выставке англоязычные модели. Они говорили, что с ними никогда столько не фотографировались, не дарили столько внимания», — рассказывает Ирина Скрипченко.
Один из популярных вопросов, который часто задают законодателям «деревянной» моды из Кузбасса, — где можно приобрести их изделия. Но для свободной продажи коллекции из дерева не отшиваются, все — штучные экземпляры в единственном и неповторимом виде.
Правда, на выставках и конкурсах посетителям нередко удается уговорить «Любавушек» продать деревянные украшения или сумочки. И частички тайгинского кедра остаются на память их новым обладательницам, чтобы уже не с подиумов, а в повседневной жизни подчеркивать женскую уникальность и очарование.
СделаноВмоно
Для поддержки таких производственников, как Виктор Кошкарев, живущих и работающих в моногородах, собирающихся продвигать и реализовывать свою уникальную продукцию на российском рынке, Фонд развития моногородов с 2017 года запустил проект СделаноВмоно.
Проект подразумевает как финансовое, так и нефинансовое участие в работе предпринимателей и предприятий-производственников.
Участники проекта получают право на льготное заемное финансирование на сумму от 5 млн до 250 млн рублей под 0% годовых.
Также фонд может помочь в продвижении производителей из моногородов на цифровой платформе Wildberries с использованием бренда СделаноВмоно
Кому мешает язычество
В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять, почему так встревожились иерархи христианской церкви, почему это явление рассматривается как угроза обществу.
Перелопатив интернет, почитав множество версий, можно сделать выводы и создать для себя объективную картину.
Без всякой шелухи и мистики, язычество это в первую очередь честное изложение произошедших в прошлом событий. Если родители заставляли детей учить наизусть всю известную родословную, знать все о делах своих предков, то народ хорошо знал о своих свершениях, корнях, учился на своих ошибках, а значит, набирался мудрости.
А ведь получается очень интересно, зная, что придется учить своих сыновей помнить прошлое своего рода, общины, государства у человека появляется элемент самоограничения в проявлении зла. Быть негодяем и подонком становится затруднительно. У злой и подлой породы пропадает возможность продлевать свой род. Ведь в этом случае будет играть репутация рода, а не количество награбленных капиталов. И вряд ли честный род захочет объединяться с подлым.
Разрушая традиции передачи родословной из поколения в поколение, у подлых родов появляется возможность получить власть.
По всему выходит, что язычнику творить зло просто невыгодно, за злые дела его просто изолируют от общества, а из поколения в поколения будут передавать информацию о его подлой родословной и злых делах.
Зато в книге можно написать, что угодно и переписывать в угоду власти прошлое как более выгодно. И не потому ли существует столько разных версий нашего прошлого? И с чем боролся Ломоносов, когда иноземцы переписывали русскую историю в угоду политической конъюнктуре?
А теперь самый важный вопрос
А не потому ли власть над миром получили семьи работорговцев, пиратов и колонизаторов, запятнавшие свои родословные кровью ограбленных народов, а язычество было уничтожено, чтобы честь и репутация рода перестала играть важную роль?
Теперь не нужно быть честным человеком, чтобы стать бизнесменом или политиком. Да и вряд ли честный человек из уважаемого рода достигнет карьерных высот. Для успеха в современной жизни нужны совершенно другие особенности психики, которые сложно назвать гуманными и справедливыми.
Может от того, что люди перестали беречь свою честь и репутацию своего рода и происходят катастрофические процессы вырождения и деградации?
Человечество как маньяк гонится за земными благами, уничтожает среду обитания, убивает друг друга? Понятие «чистая совесть» стало анахронизмом.
Разве возможно представить, чтобы честный человек, заботящийся о своей репутации, ради прибыли добавил в детское питание химию, которая может навредить детям или произвести продукцию опасную для окружающих?
Что скажут потомки о тех, кто разрушает наш мир? Сколько природа будет терпеть паразитическую человеческую цивилизацию?
Может пора возродить традицию пересказа из поколения в поколение правды о своем роде, обществе и государстве. Чтобы дети наизусть знали о своем прошлом и были готовы рассказать о своих достижениях своим детям? И тогда, возможно, возродиться древо жизни народов, где каждый будет веточкой, получающий животворящий сок из общего ствола и славное прошлое будет перерастать в процветающее будущее.
Федор Преображенский
P.S.Если опустить за скобки мышления рассуждения,порою наивные(это автор 19 в.)для нас,то…верно всё осмыслено.От себя добавлю: самый ярый враг язычества- сами язычники: кто в лес,кто- по дрова..разобщены.К тому же 99% из нас- своеобразные «ряжениые»(для кого язычество — развлечение под танцы с бубнами в стиле русского карнавала,хобби и т.п.0.Другая причина: нас здоворо обложили ЛОЖЬЮ о самом язычестве:многие не могут отличить Фому от Ерёмы..Так и получается:мы сами себе главные враги.ОСМЫСЛЕННЫЙ подход к своему мироощущению,сопряжннение с собственным разумом и чувством…Тогда бы для многих прояснело: мы-СИЛА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО срока ЗРЕЛОСТИ..о которую разбиваются в жалкие дребезги «золотые купола» всех религий.Мы-НЕ ВЕРА,не культ..МЫ- РЕАЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ нас,как ЛИЧНОСТЕЙ..Вот что и кого чуют и РПЦ,и власть и..пр.
-
Последствия христианизации Руси
Насильная христианизация, которая сопровождалась вандальским уничтожением всего славянского, естественно, не прошла даром для всей Руси. К тому же, христиане не останавливались на том, что просто уничтожили капища и крестили людей в реках. Они пошли на нечто большее.
В планах христиан было — в течение нескольких десятилетий искоренить всю память о славянском язычестве у народа, уничтожить искусство, ремесло, музыку, мировоззрение, науки, историю, в общем, всё, что могло рано или поздно вернуть славян к коренной Вере. Прочитав эту статью, у вас, как и у меня, создастся реальное ощущение того, что крещение Руси — это месть греков за завоевание их Олегом, за войны с Игорем, со Святославом и с Владимиром, за дань, которую они платили русским и за всё зло и поругание. Месть жестокая, которая обрушилась как лавина на славян, которых ненавидели за их мощь, смелость, самодостаточность и независимость. Насадив свою религиозную власть, они изначально хотели подчинить себе все славянские народы, что бы они больше не нападали на них и находились под жёстким контролем. Из страха, из-за обиды и мести, они заразили Русь страшной религиозной чумой, которая пролила впоследствии немало крови.христианизация Руси последствия.
Власть, которая стала жить с этого времени в соответствии с церковными христианскими правилами и канонами, стала мученической для всего славянского народа. В соответствии с постановлениями Номоканона и его русской версией, родились законы, которые были против всякого волшебства, суеверий и даже против лекарей. Князья официально предоставляли церкви права суда над некоторыми из видов преступлений. Людей теперь судили за развод, за ведовство, за зелейничество (лечение травами), за ересь против христианства, за сквернословие, за оскорбление «чистоты и святости» храма, за почитание языческих Богов. Будучи ещё совсем недавно вне закона теперь христиане могли творить всё, что им заблагорассудиться. Естественно, люди, которые тысячелетия жили на своей земле в ладу и в дружбе, вдруг оказались взаперти у себя же дома. Чужестранцы могли наказать человека за любую оплошность и верховная власть была не на стороне своего народа. Зачастую судили людей не судьи, а представители новой религии, которых совершенно не заботили ни традиции, ни обычаи славянской земли.
Ярослав с помощью церкви разработал устав, который отвечал требованиям духовных лиц. Вот только немногие из законов, которые увидели люди того времени, ещё вчера бывшие язычниками. Двоеженство (судя по источникам, в те времена многоженство было обычным явлением) — виновные помещались в церковный дом на такое время, которое скажет церковник; своевольный развод без участия церкви, даже если брак был языческий — штраф; епитимье, штрафу и помещению в церковный дом могли быть подвергнуты те, кто ел конину, медведятину, а также те кто разделил трапезу с язычником. Грех по христианским понятиям считался нарушением закона и карался. Быть язычником и общаться с язычником считалось преступлением. Такой человек был виновен и отдавался в руки властвующей церкви. Денежный штраф в пользу судьи, которым часто выступал представитель церкви, был самым частым способом наказания. Вторым по популярности было помещение в церковный дом на определённый срок, где осуждённый был обязан посещать храм, трудился на благо церкви, а также подвергался телесным наказаниям. Однако, это лишь цветочки. В некоторых источниках сохранились описания куда более ужасных вещей. В Лаврентьевской летописи 1069 года говорится о зверствах епископа Федора из Ростова: «Много бо пострадаша человецы от него … головы порезывая … иним же очи выжегая и язык урезая». О Новгородском архиерее Луке Жидяте в XI веке, христианский летописец пишет: “Сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям”. Тех, кто не подчинялся церкви, посмел высказываться против, и продолжал жить по язычески, сжигали на кострах и варили в «собственном соку» в раскалённых железных котлах.
Особо новую религию раздражало многоженство, которое просуществовало ещё не одно столетие со времён крещения. Против многоженства выступала вся духовная власть. Тех, кто имел несколько жён, обличали, что означало вразумление на первом этапе (официальное предупреждение), а затем считали чуждыми церкви (епитимья) как блудников. Это может показаться наивным в наше время, когда отлучением от церкви можно только рассмешить, но в то время, когда вся верховная власть находилась в паучьих лапах христианства, человек, который официально от неё отстранён, был просто обречён на незавидную судьбу и никто с этих пор не мог поручиться за его будущее.
Уничтожались все культурные центры славян-язычников — капища, святилища, священные рощи, кумиры, идолы. На этих местах возводились храмы и церкви. Торжествующие христиане освещали языческие сооружения. Новгородский Детинец, который находился в изначальном центре и являлся главным капищем-святилищем, был разрушен и на его месте построен Софийский собор. На месте Новгородских капищ Велеса и Перуна построены храмы Власия, Илии Пророка и Рождества Богородицы.
Вводились всё новые и новые законы, которые были направлены на то, что бы из Руси, некогда великой и мощной, сделать покорного слугу, где даже самый мелкий сан священнослужителей мог приказать и его приказ был бы исполнен. Даже сейчас мы можем ощутить влияние греческой культуры, которая пришла тысячу лет назад вместе с христианством. В современных школах изучают греческую историю, которой судя по учебникам много тысячелетий, а нашей стране не больше десяти столетий. Каждый школьник знает кто такой греческий бог Зевс, Артемида, Геракл, но никто не знает, кто такой Родной Бог Велес, Род, Сварог, Макошь, Перун, Дажьбог и т.д. Греческая и Римская история стала основополагающей в обучении детей, история дохристианской Руси преподаётся как варварская, не стоящая внимания. Мы видим, как одна культура завоевала другую культуру, насадила не только свои ценности, но даже свою историю и свой взгляд на нашу историю.
Практически сразу после христианизации началось уничтожение искусства, в частности музыкального искусства. Гусли, сопели, трубы, свирели, цевница и другие музыкальные инструменты были признаны христианскими проповедниками дьявольским соблазном и сатанинскими играми. Скоморохи, которые играли на традиционных инструментах, запрещались и преследовались. В случае поимки играющими на празднике, скоморохов выдворяли далеко за пределы города или наказывали. Музыкальные инструменты беспощадно уничтожались. Весь фольклор был признан бесовским, поучениями от Сатаны и назывался пережитком языческого неправедного прошлого славян. Сохранились свидетельства, что из городов вывозились полные телеги инструментов и сжигались за городом. Единственной не греховной музыкой считалось церковное пение. Всё это говорит и ещё об одном очень важном аспекте: христианство слишком слабое учение, что бы привить любовь к своей религии проповедью и убеждениями. Для того, что бы славяне полюбили христианство их пришлось запугивать, наказывать, бить, проливать кровь и убивать.
В результате репрессий против традиции, культура Руси настолько обеднела, что люди утеряли языческое мировоззрение, и христианство также не заняло в их душах никакого места. Теперь мы видим эти результаты и последствия, которые являются наиболее проявленными в наше время. Абсолютный атеизм и безверие. Существующая религия имеет только лишь поверхностный характер и не проникает в души людей. Люди не хотят впускать в свою душу христианство и не знают о язычестве. Неуважение к прошлому происходит от того, что людям просто ничего неизвестно о своём прошлом. В нашей стране христианство, наполовину уничтожив язычество, сплелось с ним в какой-то извращённой форме. Люди больше не знают — зачем они отмечают языческие праздники и как это относится к христианству. По сути, являясь язычниками и живя по языческим законам, в соответствии с традициями своих далёких предков, славяне упорно верят, что они христиане. Что бы было понятнее, можно привести в пример страны, где поклоняются Вуду. Они говорят, что являются христианами и именем иисуса режут кур и делают куклы Вуду. На самом деле ничего христианского в них нет, только обманная оправа. То же самое и с Россией.
Языческие праздники и ритуалы – Масленица, Купала, Коляда и другие. Россия всегда поклонялась языческим богам и большинство икон в церквях – это языческие герои, языческие Боги, переименованные в христианских. Произошёл небольшой обман со стороны церкви, но русскую душу не обманешь, и мы всегда были, остаёмся и будем оставаться язычниками. С приходом инородной, христианской религии, мы на земле русской – как чужие. Бездумно, не зная зачем, как роботы красим яйца, сжигаем весной бабу, отмечаем Коляду и прыгаем через костры на Купалу. По языческим традициям каждый год ныряем в прорубь, никто не знает зачем, но продолжаем нырять. Так больше жить и поступать нельзя. Мы гневим богов, разрушаем сам уклад и смысл жизни. Именно по этим причинам в России, да и за рубежом, становится всё больше и больше языческих общин. Люди, которые отошли чуть в сторону с проторенной христианами дорожки, узнают, что на самом деле этот мир намного прекраснее и богаче, чем им об этом твердили. Возвращение к истокам Веры, возвращение традиций идёт очень быстро и чтобы восстановить языческую Русь уйдёт гораздо меньше времени, чем ушло у христиан на её уничтожение.
Свежие комментарии