На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Славянские боги из древних святилищ. Читаем источники!

Славянские боги из древних святилищ. Читаем источники!

Как оказалось, тема с пантеонами славянских божеств — весьма крепко зацепила аудиторию. Комментарии пришлось одолевать — то с блокнотом, то — под успокоительное и крэпэнькое... Много смеха и дум, как говорится. С радостью берусь за цикл материалов, поскольку немало искушенных Читателей задались вопросом: без «наперсточничества» и галоперидольных фантазий неоязычников — что точно известно о культах и религиозных традициях славян? И почему всё было так, а не иначе. Понятно, всю научную информацию в статьи не впихнешь, но попытаемся… Помолясь, поехали…

Главная трудность любых исследований на эту тему: в «языческий» период славяне не имели письменности. Само собой — и литературы. Что-то писать стали со времен византийских миссионеров. В 863 г. христианство прочно обосновалось в Моравии, через два десятка лет его принимает Болгария, в 966 году — Польша. Русь окунулась в днепровскую прелесть крещения — в 988 году. Вот с этого времени говорить хоть о чем-то можно — события стали фиксироваться и записываться.

Понятно, литература (ну да…) того периода немногочисленна, крайне специфична. И верования древних славян обходила со всей христианской нетерпимостью. Реконструируются они только на основании археологических находок, отрывочных упоминаний. Склеить картину получается только по аналогиям: с индоевропейским, индоиранским или балтским пантеонами. Имена божеств встречаются в реконструируемом фольклоре: былинах, заговорах, песнях, сказках, быличках, обычаях и суевериях. Сегодня — по писанному пройдемся.

Храмы и святилища не сохранились, ясен день. Они с особым рвением уничтожались повсеместно, куда только ступала нога христианского «кроткого миссионера». Хорошо хоть свои «подвиги» иногда удосуживались описывать отцы церкви. Как, например, Отто — бам-бергский епископ XII века, разрушавший языческих идолов в Северной Германии.

Три автора его биографий — Эбо, Герборд и какой-то монах из Прифлингена — оставили нам описания языческих святынь. К началу XI века относятся сочинения Титмара, епископа Мерзебургского. От него мы знаем, что племя «вендов» не перешло тогда еще в христианство, есть описание их святилища, древних заговоров. «Житие…» Отто и записки Титмара — наиболее надежные документальные источники информации о дохристианских верованиях западных славян.

Самое понятное и точное описание славянского «языческого» храма содержится в «Истории Дании» Саксона Грамматика 1208 года. Речь о святилище Святовита в Арконе на острова Рюген. Оно являлось крупнейшим культовым центром, последним бастионом западнославянского язычества. Успешно и долго противостояло миру христианства. Внутреннее устройство храма стало достоянием науки в 1921 году, во время раскопок немецкого археолога Карла Шухардта.

Арконский храм бога Святовита (Светонита) был укрепленным городищем, окруженным мощными земляными валами. Форму имел квадратную, крыша опиралась на четыре колонны. Стены из вертикальных плит и одна дверь — покрыты резным орнаментом. Идол, изображавший главное божество, находился на каменном постаменте в середине святилища. Крыша и стены были окрашены красной краской, завешаны ткаными полотнищами. Столбы украшали рога животных. В 1168 г. храм разрушили по распоряжению датского короля Вальдемара. Идола сбросили, потом разрушили одну из стен и вынесли его прочь.

Святовит — человеческая фигура, в правой руке держал рог для питья. Во время ежегодных празднеств его наполняли вином, чтобы предсказать урожай будущего года. Судя по всему — он был похож на «Збручского идола», четырехугольный столб, найденный в 1848 г. в галицийской реке Збруч близ Гусятина. Там Святонит тоже держит рог.

После тотального разрушения святилища Арконы датчане штурмом взяли еще одно святилище — близ Гарца (остров Рюген). Саксон Грамматик описывает укрепленный замок на холме, окруженный болотами с единственной тропкой. Там было три храма, аналогичные арконскому. В самом большом было внутреннее помещение со стенами, украшенными пурпурными драпировками, и крышей, опиравшейся на четыре столба.

В центре помещения стояла дубовая статуя бога Руевита. Это был «бог Рюгена» — покровитель острова. У Руевита семь голов, с его пояса свешивается семь сабель, а восьмую бог держит в руке. Два других храма посвящены Поревиту и Перуну.

Есть описание еще одного храма (1014 г). Он расположен на укрепленном холме в Ридегосте (Ретра). Тоже квадратной формы, построен из бревен с богатой резьбой. Вокруг храма стояли скульптуры, украшенные рогами животных. Внутри него располагалось несколько деревянных человекоподобных идолов. На них были надеты металлические шлемы и развешено вооружение. Каждый идол был посвящен определенному богу, самым значительным считался — Сварожич.

Этот бог был покровителем воинов, поэтому ему приносили жертвы перед выступлением в поход и после возвращения с войны. Чтобы определить судьбу, жрецы бросали жребий и использовали как оракул коня, посвященного божеству. Ридегост считался главной святыней племенного союза лютичей. На Ретре проходили все главные религиозные и политические мероприятия, касающиеся жизни славян той географической локации.

Епископ Отто из Бамберга дважды посещал Штеттин (Щецин), где находилось несколько храмов. Самый значительный был посвящен Триглаву, трехголовому триединому божеству. Святилище стояло на трех холмах, было украшено многочисленными военными трофеями, богато украшенными статуями. Там тоже был лошадиный оракул. Другой трехглавый идол был уничтожен в Браниборе Альбрехтом Медведем около 1157 года.

Триглав, представленный тремя ипостасями, как считают ученые, — это следствие табуирования имен отдельных племенных божеств. Ритуалы поклонения ему неизвестны. Но есть добротный спор научный — касается он божества под именем Ярило. Который не бог совсем — а символ середины лета.

Ярило вполне мог быть одной из ипостасей Триглава, символом «выносного лика» для празднования. Ввел в оборот этого «бога» святой Тихон Задонский, епископ XVIII века из Воронежа, в специальном «Увещевании…». Где осудил языческие праздники и «сатанинские игры», посвященные «древнему идолу» Яриле. Они обычно длились со среды до воскресенья — на восьмой послепасхальной неделе, сразу Троицей.

Многоглавые статуи богов были распространены в южной и восточной частях славянской зоны расселения. К северу от Шибеника в Скрадине (на Адриатическом побережье) была обнаружена трехглавая статуя, называемая Троглавом. В Волине Отто обнаружил храм со священным копьем внутри. Поблизости находилось открытое святилище с идолами, на котором потом построили церковь св. Адальберта.

В 1128 г. миссия во главе с Отто уничтожила языческий храм в Вольгасте. Войдя внутрь святилища, они стали искать идолов, но увидели только гигантский деревянный щит, покрытый золотыми листьями с изысканной чеканкой. Им они защитились от набежавших «язычников», те падали ниц пред монахом — принимая за ожившего «бога Марса» (по версии хрониста, ага).

Что-то можно понять из «позднего язычества вендов». Преподобный Гельмольд в 1134 году видел неподалеку от Любека священную рощу с громадным дубом в центре, огороженном столбами. Дерево считалось священным, было посвящено местному божеству Провену (Перуну, богу грома). В тех же краях монах Герберт описывает священную рощу, в середине которой стоял огромный идол, покрытый смолой.

Перечень богов, которым поклонялись восточные славяне, частично находится в письменных источниках. Начальная русская Летопись (907, 945 и 971 гг.) сообщает: русы при заключении договоров — клялись Перуном и Волосом (Велесом). В 980 г. Великий князь Владимир поставил около княжеского дворца «Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога и Симарьгла и Мокошь».

Его дядя Добрыня, заехав на правление в Новгород — тоже поставил деревянный идол Перуна. Новгородцы спокойно к этому отнеслись, в отличие от киевлян. Последние вообще бунт подняли, до крови большой дело чуть не дошло…

В местечке Перынь (4 км от Новгорода) 1951 годом — археологи обнаружили разрушенный «языческий» храм. Скорее всего — посвящен был Перуну, стоял на горе, окруженной со всех сторон Волховом, его притоком Веряжной и болотом. Деревянные конструкции не сохранились, фундамент — правильный восьмиугольник. В центре святилища была круглая насыпь, отделенная круглой канавкой. Вся заполненная золой, остатками древесного угля. Судя по всему — там разжигали церемониальный огонь, вполне может быть — он горел непрерывно.

В 1958 г. во время раскопок Старой Ладоги нашли деревянного идола внутри небольшой деревянной конструкции. Это была грубо вырезанная фигура с усами и бородой, на голове — шлем. Рук не было, сохранилась только одна нога. Размеры фигуры малы, высота 23 сантиметра, ширина — 2,5 сантиметра. Имхо, переносной божок во время походов. Немало подобных поделок было исполнено в камне, явно для домашнего обихода.

При заключении мирного договора с Византией князем Игорем (в 945 г.) ромейский летописец говорит: он был ратифицирован в соборе Святой Софии. Но Князь и его ближники, вернувшись домой, отправились на гору у идолу Перуна. Положили к ногам щиты, оружие и золото. Таким образом «подписывая» Договор и подтверждая свою клятву.

В договор, заключенный Святославом в 971 г., включен текст клятвы, которую дали русские при его «ратификации»:

«Кто не будет соблюдать договор, будет проклят Перуном и Велесом, богом скота, станет желтым, как золото на его украшениях, и будет уничтожен своим же оружием».

Функционал богов. Гельмольд, Саксон Грамматик, Герборд, а также и древнеисландские саги содержат упоминания о Святовите, боге-покровителе острова Рюген, трех других богах, чьи святилища также находились на этом острове, — Яровите, Поревите и Руевите.

С двумя божествами (как минимум) связаны календарные обряды. Яровит (от корня яръ — «сила, свет») считался богом пробуждения природы. В одном из гимнов говорилось:

«Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу полям урожай, а скоту — приплод».

Его противник и антагонист — Руевит. Его праздники приходились на период увядания жизненных сил природы — осень. Тогда благодарили за собранный урожай. Вполне логично древнеславянское название сентября — «рюенъ». Похожие наименования сохранились в чешском языке — «рижень» (октябрь), сербское «руян» (сентябрь).

Бог Поревит считался символом середины лета (Ярило — его символ, кое-где на юге). Все вместе они составляли ипостаси триединого божества Триглава, олицетворявшего ежегодный (с лета по осень) период роста растений и размножения животных.

Но главным считался именно Святовит, «бог богов». Корень «светъ», как и «яръ» — означал «сильный». Святовит был и «славянским Марсом», богом войны. Защитником полей тоже. Посвященные ему обряды совершались во время осеннего праздника урожая: дарили белого коня, на котором в дни праздников выезжал верховный жрец. Перед войной, чтобы узнать ее исход, коня проводили по ряду скрещенных пик. Если проходил, не останавливаясь, — это хорошо, боги поддержат поход.

Это очень древний способ предсказаний. Индоевропейский образ коня-пророка имеет точные параллели в Авесте, встречается в балтийской культуре и отразился в образе «вещего коня» в русском фольклоре.

Вселенские смыслы в религии древних славян тоже присутствовали. Слово «време» (время) происходит от индоевропейского «*vartman» — «след колеса». Очевидно, это слово связывается с ритуальными гонками на колесницах (vartanna, известная в Митаннийском государстве начиная с 1380 г. до н. э.).

Кстати, славяне (как и киргизы, не смеемся — всё так) отождествляли Полярную звезду со столбом. Вокруг которого вечно ходят быки, олени или лошади. Лошадь везла колесо времени. Зимой или с началом войны приходило время гаданий: к лошади обращались как к олицетворению бесконечного времени.

Ну вот вроде и все пока. Источники скудные проанализированы. Все остальное — читайте следом. Будут гипотезы, предположения, аналогии…

 

Их много, они владеют неизвестным оружием… Да ладно! (древние славяне в военной истории)

Человеческая цивилизация в ее становлении — это череда беспрерывных войн. Неотъемлемая часть жизни древних обществ, главный фактор социального взаимодействия. Подготовка, сражение, победа и поражение являлись постоянными атрибутами бытия. Мирной жизни почти не бывало, особенно в те давние времена, с которых и началась история становления современных народов, великие миграции и переселения…

Именно так и попали на страницы хроник, летописей, анналов — наши предки. Сразу и в весьма воинственном образе. Тацит в своей «Германии» (конец I в. н. э.) — называет славянский этнос «венедами», чьи «разбойничьи шайки» постоянно рыскают «по всем лесам и горам». Речь идет об обширной территории между Балтийским морем и Дунаем.

Подробные описания военной сноровки, успехов-неудач первых славян долгое время мало интересовали гордых римлян. Варвары и варвары, разбойничают — да пусть на них. Пока далеко от границ. Они даже с трудом отличали славян-венедов от германцев или сарматов. Но вскоре пришлось взглянуть попристальнее. События первой половины VI века заставили, когда на волне Великого переселения Народов, славяне стали в большом числе переправляться через Дунай. Первыми под их давлением оказались провинции Ромейской (Восточно-Римской) империи.

Первым характерным качеством, которое попало на заметку римским писателям, стало исключительное свободолюбие славян:

«Никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле».

Тот же «Стратегикон» Маврикия говорит: всё взрослое мужское население было воинами. Вооружение состояло из коротких метательных копий (два-три на бойца), луков с отравленными стрелами и больших «труднопереносимых» щитов. Доспехов замечено не было:

«Вступая в битву, большинство из них идет на врагов с щитами и дротиками в руках, панцирей же он никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, в таком виде идут в сражение с врагами».

Вопросец вызывает, конечно, сообщение только одного источника — об отравленных стрелах. Заставляет крепко сомневаться. Не ради ли красного словца приписал Маврикий этот атрибут древним славянам. Не перепутал ли с кельтами-франками… Те — да, широко использовали отравленные стрелы. Не знаю, кто силен в теме — проясните в комментариях. А вот массовое использование дротиков и луков — тут описаний куда больше:

«…Ромеи не решились вступить с ним в рукопашный бой: они боялись дротов, которые бросали варвары в их коней с высоты...»
«Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силой взял город».

Из описаний личного состава древне-славянских племен, запоминалось ромеям: высокий рост, сила и неприхотливость. Конечно же, куда без этого — многочисленность. Тут сразу делим на три, а то и на пять. У страха глаза велики, проигрывать в приличном обществе принято только многократно превосходящему противнику. Плавали — знаем, ага… Археология никак это не подтверждает. Племена славян были не очень многочисленны, зато органично вписывались в самые разные ситуативные военные союзы.

Теперь о «фишке», на которую напирают римские хронисты и историки. «Некоторые щиты были труднопереносимыми» — это описание чего? С учетом факта, что владельцы — высоки ростом и очень сильны. Тяжелая пехота со почти ростовыми скутумами, на римский образец? Вряд ли это защитное снаряжение было знакомо в имперских землях.

В центре — перс с переносным большим шитом. Что-то такое было? (Иллюстрация из открытых источников)
В центре — перс с переносным большим шитом. Что-то такое было? 

Ведь описания древних славян точно характеризуют их — как очень легкую пехоту. С дротиками, луками, без доспехов. Возможно, речь идет о больших плетеных или дощатых предках италийских павез. Под их прикрытием многочисленные отряды подтягивались к боевым порядкам ромеев, принимали град пилумов и стрел — отвечали тем же. Когда позволяла сокращающаяся дистанция, вся фортеция падала — и бросок… Вперед или назад.

Боевого строя древние славяне не ведали, это точно. Не тот уровень развития социума, металлургии, производства массового оружия. Судя по описаниям — в почете были лесные и горные засады, внезапные нападения. Открытого боя избегали. Но если приходилось принимать… тут туши свет… от звука:

«И если неприятели поддаются их крику, славяне стремительно нападают; если же нет, прекращают крик и, не стремясь испытать в рукопашной силу своих врагов, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться подобающим образом в теснинах».

Вот упоминание про «крик» — вполне в тему, объяснимо и понятно. Хоть улыбайтесь, хоть нет — но прием был популярный во все века. Очень действенный. Особенно если имел некий сакральный смысл или религиозный оттенок. Вхождение перед сечей в боевой экстаз с криками, прыжками, общим ревом — весьма деморализующее действовал на «цивилизованные народы» с их дисциплинированными армиями. Что-то в этом есть, верю…

Нетипичное оружие. Тут проблемы возникают серьезные. Поскольку много противоречий в источниках. Например… Были мечи у древних славян — или нет? Археология как бы возражает, напирая на копья самых разных форм и размеров. А вот «Чудеса Дмитрия Солунского», напротив, описывая осаду Фессалоник, рассказывают: славяне…

...«изготовили защитное оружие и приспособления для нападения на город — один придумывал новые неизвестные машины, другой делал, изобретая, новые мечи и стрелы».

Там же — о родах войск и специализации:

«Лучники, щитоносцы, легковооруженные части, копьеметатели, пращники, манганарии, т. е. персонал осадных приспособлений».

Вот тебе и легкая пехота. А есть еще упоминание многочисленной конницы, что воевала — непонятно как, но куда эффективнее ромеев. Это рассказал Иоанн Эфесский, описывая нашествие славян на Балканы в 581 году. Мол, славяне получили:

«табуны лошадей и много оружия. И они выучились воевать лучше, чем ромеи, Люди (они) простые, которые не осмеливались показаться из лесов и не знали, что такое оружиe, кроме двух или трех лохиндиев, а именно это — метательные копья».

Здесь что-то утверждать не берусь — славян могли путать с кем угодно из союзников. Хоть с теми же аварами, у тех в подчинении кого только не было.

Наличие конницы тоже ничего не говорит, вполне могла быть многочисленной. Выполнять вспомогательные функции, ее стихия — налеты, рейды, дождь дротиков и бегство, если сразу не повезло. До тяжелого кавалериста славянам было … ой, как далеко.

Типичное оружие славян, по археологии, было таким: многочисленные вариации копий (метательных и пехотных), топоры, луки. Пробежимся накоротке по этому арсеналу. Самым массовым все же было — древковое оружие. Находки наконечников копий — многочисленны, самых разных типов. Есть для ближнего боя, есть явные дротики (с слабым креплением) — по принципу действия «бросил и забыл», пусть выковыривают из щита или доспеха. Найдены копья-пики, которые вполне применимы для конного боя. Есть достаточно уникальные поделки, но в массе своей — имеют аналоги, как на востоке, так и на западе.

Топоров обнаружено аж шесть штук, ничего необычного в них нет: германские мотивы или — восточноевропейские. Клинковое оружие почти отсутствует: только фрагмент гарды откопан, немного обкладок и скоб крепления. Есть один моравский скрамасакс «пражской» археологической культуры. Вряд ли славянское оружие. Погребение принадлежало явному германцу, который умер среди славян.

Луки древних славян — отнюдь не примитивные однодревки, типичные боевые «степные», с костяными накладками. Найдены колчанные крюки, множество наконечников самых различных типов. Никаких особо примечательных, отличных арсенала от аваров, германцев или ромеев — не найдено. С доспехами все сложнее, и проще — с другой стороны. Найдены фрагменты: кольчуг и пластинчатого доспеха. Явно трофейные…

Деталей щитов нет от слова «совсем». Что-то слышал про некие заклепки, якобы найденные в землях Чехии… Но не доказательно. Поскольку есть поздние артефакты, указывающие на использование щитов с … деревянным умбоном. Так что готов верить в такие, или — плетеные из тростника.

Речная пехота и осадные инженеры — вот это да, есть лихой поворот сюжета. Для славянского войска не существовало водных преград — это ясен день. Всегда обитающие вдоль русел рек — они легко перескакивали через них, часто ставя противника в тактические тупики. По мнению Маврикия, не имели себе равных в таком «переправном» мастерстве. Спецназ имени батьки Водяного тоже, судя по всему — присутствовал.

Древние славяне умели по многу часов прятаться под водой, дыша через срезанный полый тростник. Только ветераны-ромеи могли распознать ложную тростинку «по срезу и положению». Описаны даже такие случаи, когда они сильным ударом пронзали сидящим в воде глотки. Или выдернув приспособления — принуждали славян вынырнуть из воды.

Но не это главное. Историк Прокопий говорит:

«Прежде же славяне никогда не дерзали подходить к стенам или спускаться на равнину для открытого боя».

Но в конце VI века ситуация чудесным образом меняется, прям «попаданцев» к славянам …нападало. В «Чудесах Дмитрия Солунского» черным по белому прописано о приспособах для осады города:

«Они приготовили у ворот огненосные орудия и некие сплетенные из лозы сооружения, лестницы высокие до неба, а также камнеметы и другие приспособления из бесчисленных деревянных сооружений, заново изготовленные стрелы…
...Это было то, чего никто из нашего поколения не знавал и никогда не видел, и большинству из них мы до сих пор не смогли дать название».
Осада славянами и аварами римского города (Иллюстрация из открытых источников)
Осада славянами и аварами римского города 

Выводы какие рискнем сделать? Славяне и авары строили осадные машины по византийскому образцу и с помощью пленных византийцев, что подтверждено источниками. Творчески обновили и развили осадное дело. И судя по всему, за эти технологии в аварской армии отвечали славяне, поскольку именно им уготована историческими источниками роль обслуживающего персонала. Рабам этого не поручат, не пытайтесь даже в комментариях тему двигать, читал нечто подобное — было очень смешно…

Далее… Судя по историческим источникам — древние славяне довольно споро из легкой пехоты, использующей дистанционное оружие, засады и навал толпой, эволюционировали в слабо организованные и специализированные рода войск. С использованием непонятных пока «труднопереносимых» щитов в построениях. Конница, стрелки, тяжелая и легкая пехота, осадные инженеры… Славяне «выучились воевать лучше ромеев» — приятный эпитет, конечно. Но проверить досконально это не представляется возможным, увы…

Картина дня

наверх