На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

Огненный змий придет: почему вдовы на Руси боялись тосковать по умершим мужьям

Огненный змий придет: почему вдовы на Руси боялись тосковать по умершим мужьям

Марина Смирнова

Жители Руси испокон веков были людьми очень суеверными, и многие жизненные трудности связывали с буйством всевозможной нечисти, которая то и дело «проникала» в их дома. Боялись крестьяне чертей, бесов, чернецов и другое зло, окружающее их существование.

Женщины же более всего опасались некоего «огненного змея», появление которого сулило человеку смерть физическую и погибель душевную. 

Огненный демон преследовал красивых молодых девушек, которые пока не нашли свое личное счастье, женщин, которые мужа ждут с заработков, а также тоскующих вдов. Огненный змей приходил к грустным представительницам прекрасного пола, которые не находили в своей жизни поводов для веселья.

Тосковать женщинам было опасно

Вдовы на Руси были так называемым «частым явлением», ведь мужик в то время жил тяжело, а потому и умирал довольно часто. Тоскующие по умершим супругам или любимым женщины считались по-настоящему заболевшими. Считалось, что тоска может привести к сухотке, чахотке и даже смерти.

Чтобы избежать гибели, женщинам требовалось соблюдать определенные традиции: стараться не слишком тосковать по умершему, но и не забывать его, поминая на третий день после смерти, на девятый и на сороковой. Также устраивать поминальный обед важно было через полгода после смерти мужа и через год. После траур мог быть окончен, но в родительские субботы посещение кладбища или молитва дома оставались обязанностью вдовы.

Отвлечь от горя вдов пытались беседами, привлечением к общественным делам и трудотерапией. Близкие старались нагрузить женщину домашней работой и сложными поручениями, чтобы на слезы у нее не хватало времени и сил.

Если справиться с тоской у женщины никак не получалось, к ней являлся огненный змий — самый страшный и жуткий представитель нечисти. Жертвами его становились в основном молодые девушки, лишившиеся супружеской опеки, ведь им приходилось и далее жить в семье мужа, где их считали попросту лишними ртами, а потому не помогали справиться с потерей, да и обижали немало.

Огненный змий — когда он приходил на свидание

Нечистый или бес часто мог навещать вдову в образе ее умершего супруга. Змей же приходил в своем обличье — рассыпаясь искрами по небу, он проникал в дом через печную трубу, и изводил женщину до смерти. Другие обитатели дома змея не видят, но его присутствие могут чувствовать, слыша странный свист, скрип, рычание и другие устрашающие звуки.

В змея вдова влюбляется с первого взгляда, хотя назвать его красивым вряд ли можно. Он привлекает ее речами, подарками, сладостями, а также таким недостающим оставшейся в одиночестве представительнице прекрасного пола вниманием. Ночи проходят быстро, и каждый раз наутро женщина понимает, что была не с любимым, а с нечистью: сладости превращаются в грязь, украшения в кости, а ее здоровью угрожает реальная опасность. Нередко, проснувшись, вдовы обнаруживали себя в погребах или у колодцев, со спутанными или обрезанными волосами, исцарапанными или изувеченными.

Он живет в лесу и появляется с тучей…

По данным историков и фольклористов, огненный змей есть в рассказах и легендах Руси, и описывается он очевидцами всегда одинаково: прилетает огромный огненный шар, с которого виднеется хвост, похожий на острый светящийся меч. Появляется шар над домом глубокой ночью — после полуночи входит в дом к вдове. Не пустить его женщина не может, так как в чудище она видит покойного мужа. При этом полностью избавиться от своей сути змий не спешит, а потому является очень часто на копытах, с хвостом, с рогами или с длинными когтями.

Живет змей в дремучем лесу, а является вместе с тучей, а иногда и с грозой. Распознать змея женщина могла довольно просто: нужно было лишь предложить покойнику сесть возле икон или перекреститься. Считалось, что если пришел именно змей, то его просьба взбесит, и заставит показать свое настоящее лицо.

На змея крестьянки жаловались с давних времен, а последние упоминания о нем датированы 20-ми годами прошлого столетия. С Первой мировой многие женщины так и не дождались своих мужей, и стали жертвами змея. По словам этнографов, змей считался настоящей напастью, ведь спрятаться от него не могли вдовы даже достаточно преклонного возраста.

Защитой служила молитва

Тоскующей женщине ее умерший или пропавший без вести муж видится в змее с такой точностью, что отличить от настоящего практически невозможно. Вдов, которые поддавались влиянию беса, считали сумасшедшими, но не оставляли в беде, стараясь спасти их от верной гибели.

Истории гласят, что часто после длительного сожительства со змеем, который виделся им супругом, вдовы шли топиться в реку или в колодец. Помогать горюющим вызывались священнослужители и монашки, которые дежурили ночами в домах страдающих, и прогоняли нечисть молитвами.

Жилища и комнаты женщин окуривали ладаном и обвешивали иконами, так как змей якобы на дух не переносил, и даже боялся всего, что связано с верой и церковью. Также вдов заставляли проводить странный ритуал: несколько ночей подряд змея нужно было ждать во дворе со жменей конопляных семечек. На вопрос гостя «Что делаешь?» нужно было ответить: «Вшей грызу». Бес в удивлении покидал двор, и якобы больше не появлялся никогда.

Избавиться от змея можно было став особенно набожной. Вдовы спешили почаще посещать церковь, причащаться и исповедаться, чтобы не стать жертвами нечисти.

Огненный змей считается одним из самых спорных персонажей в этнографии Руси. Историки так и не пришли к единому мнению, откуда могли прийти к людям подобные страхи, но их значимость считается очень высокой. Даже в некоторых официальных сказаниях змей упоминается как вполне реально существующее зло. Например, в сказе о любви Святых Петра и Февронии князь страшную болезнь получил во время спасения жены погибшего брата от терроризирующего ее змия.

Карта Китая

Ковид смерти на миллион

Японская карта памяти Первой мировой войны (1918)

 

Водоразделы Африки

 

1937 География Атлас Большого Нью-йорка - Манхэттен

 

Гастрономическая карта Швейцарии (1939)

 

Карта оккупации Франции второй мировой войны.

 

Карта Кано-и-Ольмедилья была самой точной и важной картой южной Америки до конца испанских колоний, сделанной в 1775 году 

 

Тайская карта Вселенной

Картина дня

наверх