https_x-files
Индейские племена и инопланетные цивилизации. Что общего?
Цивилизации с особым пониманием метафизики Вселенной, которые верят в существование тонких миров, до сих пор хранят память о том периоде своей истории, когда земляне свободно взаимодействовали со «звёздными людьми».
Представители культуры доколумбовой Америки, порабощённые и истребляемые европейцами, не разделяли ни религии, ни убеждений своих колонизаторов.
На этих территориях сформировалась уникальная система моральных и религиозно-философских взглядов. Словно драгоценный клад, индейцы всеми силами старались сберечь древние знания своих предков.
Многие легенды были безвозвратно утрачены, но какая-то часть информации, к счастью, уцелела, пройдя испытание временем. Британские учёные не в состоянии объяснить некоторые факты из истории коренного населения Америки, ведь оказалось, что отправные пункты индейского мировоззрения противоречат сложившейся западноевропейской парадигме.
Представители разных индейских племён рассказывают похожие легенды о потусторонних существах – «звёздных людях», спустившихся с небес, чтобы поделиться своими знаниями с древним человечеством. Очевидно, инопланетяне считали первых обитателей нашей планеты достойными их щедрых даров и мудрых наставлений.
По словам индейцев, древние люди установили контакт с разными инопланетными цивилизациями. Доказательство – мифы, в которых рассказывается о таких встречах. Предки коренных американцев, например, знали о летательных аппаратах и технологиях настолько совершенных, что их легко было спутать с магией.
Поколения сменяли друг друга. Со временем первоначальные легенды обросли подробностями и, будто виньетками, были приукрашены ошеломляющими деталями.
«Мой народ рассказывает о Звёздных Людях, которые прилетали к нам много веков назад», – начинает своё повествование Ричард Вагамеш. «Люди со звёзд приносили свои духовные учения и предлагали ознакомиться с картой космоса. Они были добрыми, полными любви и сострадания и служили отличным примером для молодых индейцев. Когда инопланетяне нас покинули, мой народ словно осиротел».
«Откуда Звёздные Люди прибыли в Оджибуэй и куда они ушли? Кто принёс знания им самим? Какими научными достижениями они пользовались, чтобы совершать свои невероятные полёты? Сможем ли мы когда-нибудь стать такими же, как они?», – спрашивает сам себя Вагамеш.
Индейцы племени Хопи уверены, что многими своими знаниями они обязаны пришельцам с далёких Плеяд. Культурное богатство, образ жизни – всё это хопи унаследовали от своих учителей. Одновременно плеядинцы обучали племя Дакота.
Неподалёку живёт племя Кри, которое считает, что давным-давно был в их истории такой момент, когда с далёких звёзд прилетели «отцы-основатели». Сначала инопланетяне были эфирными существами, а позже смогли материализоваться и стали похожими на людей.
Коренные жители Лакоты рассказывают о небесных существах, которые при переходе в мир плотной материи активировали вокруг себя особые энергетические щиты. Корабли инопланетян были похожи на светящиеся шары. Иногда космические гости брали с собой самых одарённых детей и путешествовали с ними по всему космосу.
Теория палеоконтакта вовсе не нова, однако коренные американцы воспринимают эту тему с более духовной точки зрения, чем представители западного мира.
Стэфани Вуттуни подробно объясняет этот феномен: «Мой народ не гонится за истиной, как это делают представители доминирующей культуры. Мы уделяем больше внимания духовной сути вещей. Поэтому вы никогда не встретите индейца, который бы бросился решать тот или иной вопрос с жадностью голодного до знаний человека. Нам чужд этот прямой, жёсткий подход.
Мы сначала отступаем, чтобы понаблюдать – смотреть и слушать». Вуттуни вспоминает, как в детстве прислушивалась к рассказам старейшин. Это была информация, передаваемая из поколения в поколение. В легендах часто говорилось о пришельцах с далёких звёзд и отношениях с ними. Инопланетяне сами установили контакт с её племенем. В отличие от европейцев, звёздные гости не были агрессивными существами, и их можно было не бояться.
«Я хорошо помню, с каким трепетом и восхищением слушала рассказы о том, что когда-то мы дружили с существами не из нашего мира. По ночам я пыталась мысленно разговаривать с этими инопланетянами. Мне хотелось знать, кто они и как выглядят, есть ли у них такие же семьи, как у людей, и т.д.».
«В подростковом возрасте я с удивлением узнала, что не только старейшины моего племени, но и люди господствующей культуры тоже знали об этих существах. Вот только восприятие инопланетян индейцами и европейцами сильно отличалось. Индейцы всегда верили в другую реальность и другие миры».
Прежде, чем знания о феномене НЛО распространились по всему миру, мистик Олгала Сиу (1863–1950), известный как Чёрный Лось, во время своего турне по Дикому Западу рассказывал об одной из своих встреч с пришельцами. Мужчина доказывал, что подобные встречи были не просто отдельными случаями – они были «встроены» в культуру коренного американского населения.
Вот его история: «У меня было видение, будто сверху появился диск. Учёные называют их неопознанными летающими объектами, но это шутка, понимаете? Европейцы невежественны, они потеряли связь с силой и мудростью природы, поэтому у них нет подобного дара видеть незримое».
«Диск полетел прямо на меня и приземлился. Он был вогнутым, и на нём выступала верхняя часть. Он летел бесшумно, но светился, переливаясь неоновыми огнями. Потом пришли маленькие человечки. Каждая их группа разговаривает на своём языке».
«Они умели читать мысли, а я – их мысли. Поэтому общались мы беззвучно. Представьте, что вы читаете книгу про себя, а не вслух. Вот как-то так. Это человекоподобные существа, поэтому я с ними поздоровался и сказал: «Добро пожаловать».
Вне всякого сомнения, все индейские племена до сих пор поддерживают энергетическую связь с Матерью-Землёй. Они называют себя «исконными хранителями планеты» и осуждают путь западной демократии, ведущий к неизбежной гибели. По мнению индейцев, связь между Землёй и её детьми была серьёзно нарушена, поэтому планета начала мстить своим обидчикам. По этой же причине Звёздные Люди отвернулись от современных людей и не хотят вступать в прямой контакт с землянами.
Индейцы предлагают свой вариант решения проблемы. Человечеству нужно пробудить свою осознанность, совершить сдвиг в сознании. Это сделает нас достойными, и развитые космические цивилизации снова захотят с нами сотрудничать. Коренное население Америки считает, что все мы плывём в одной лодке. Сейчас эта лодка прохудилась, и у нас билет в один конец. Выжить можно лишь всеобщими стараниями, усилиями всего человечества.
=0=0=
Труп инопланетянина был найден в Иркутской области в 2011 году
1 марта 2011 года пять сел Осинского района Иркутской области содрогнулись от чудовищного взрыва, прогремевшего в тайге, где предположительно упал НЛО гигантских размеров. Жители посёлков Обуса, Барахал, Хайга, Кутанка и Северный, кто не видел падение НЛО, сначала подумали, что это землетрясение. В некоторых домах выбило окна и разбилась посуда. Те же, кто видел взрыв в небе и взрыв аппарата, тут же стали звонить в отделения полиции. Из-за большого количества звонков и сообщений о падении НЛО оперативники все же были вынуждены выехать на место события.
Когда полиция приехала, там уже были представители разных служб. По официальным сообщениям — ничего не нашли. Вот, что писал об этом Intefax:
2 марта. Interfax-Russia.ru — Информация о происшествии, связанным с воздушным судном в Осинском районе Иркутской области, где жители видели неизвестный летающий объект, не подтвердилась, сообщает пресс-служба регионального ГУ МЧС.
«В Осинский район 2 марта был организован вылет вертолета с оперативной группой ГУ МЧС России по Иркутской области, произведен облет территории, обследование местности. Информация о возможном происшествии на воздушных судах не подтвердилась», — говорится в пресс-релизе.
В пресс-службе агентству «Интерфакс-Сибирь» уточнили, что свечение неизвестного летающего объекта с последующим хлопком наблюдали на небе жители ряда населенных пунктов Осинского района — Обуса, Барахал, Хайга, Кутанка, Северный.
Для проверки поступившей информации было организовано взаимодействие с руководителем полетов ВостСибАэронавигации (Иркутск), начальником смены зонального центра поиска и спасения (Новосибирск), оперативным дежурным 3-го командования ВВС и ПВО (Хабаровск), дежурным Байкальского филиала геофизической службы СО РАН, дежурным воинской части 03759 ПВО, оперативным дежурным ФСБ и ГУВД Иркутской области, дежурным по следственному управлению УВД на транспорте.
На место предполагаемого происшествия в район поселка Обуса также выезжала оперативная группа Осинского РОВД. На обследованной территории милиционеры никаких посторонних предметов не обнаружили, отметили в пресс-службе.
Картину удалось восстановить по показанием свидетелей произошедшего. По словам очевидцев, небо было озарено ярким заревом. Ощущение у жителей окрестных деревень было таким, что это происходит где-то около их деревни. Со слов одного очевидца, небо было ярко-розового цвета, они подумали, что прилетели инопланетяне. Свечение зарева продолжалось несколько минут, затем послышался громкий грохот с сильным толчком. Толчки и взрыв слышали даже в соседнем Боханском районе. В селах, которые оказались ближе к эпицентру взрыва, в домах вылетели стекла, разбилась посуда. Что же упало на самом деле — сказать было трудно. Первые впечатления жителей деревень оказались встревоженными, многие подумали, что произошло землетрясение, так как Иркутская область является одной из сейсмических зон в России.
Рассказывает житель села Каха Сергей Иванов:
Я занес дрова в дом и затопил печь. Затем что-то огромное упало на землю и стены моего дома заходили. Я подумал, что произошло землетрясение, и выскочил на улицу. На улице обратил внимание на небо, оно было ярко-розовым, и на небе была видна огненная яркая полоса, которая шла в сторону села Северный. На самолет это точно не было похоже, скорее всего, это НЛО или другое необъяснимое явление».
Через некоторое время собака жителя одного из сел нашла труп инопланетянина. Местные, нашедшие труп благодаря собаке, засняли его на видео.
По предварительной оценке, рост инопланетянина составил ~1 метр. Существо явно было выкопано из снега, и всё ещё не полностью — левая верхняя конечность осталась скрытой под снегом. Правая нижняя конечность, похоже, была оторвана — вероятно собакой, которая нашла труп. От чего именно погибло существо (от раны, замерзло или от других причин), остаётся непонятным. Запись поверхности тела показывает разный цвет кожи на различных участках, а также блики льда на поверхности тела. На теле отсутствуют внешние половые органы и волосы, на голове отсутствуют уши.
Под грифом "секретно": тайна оживающих картин
Один из не поддающихся пока объяснению аномальных феноменов - появление картин-фантомов, наблюдаемых обычно большим количеством людей. Чаще всего это видения сражений, имевших место когда-то в прошлом. Но существуют и многочисленные предания о призраках овечьих стад на дорогах, о фантастических кавалькадах охотников и разбойников и призраков, выходящих из картин...
- 23 октября 1643 года в Англии, близ Элджхилла, состоялось сражение между войсками Оливера Кромвеля и сторонников короля.
В бою погибло более 5 тысяч человек. А месяц спустя схватка повторилась на том же месте в виде миража. Очевидцы узнали даже бесплотный фантом принца Руперта, который в то время был еще жив.
- В XVIII столетии в английском местечке Гавара Парк неподалеку от Рипли несколько человек видели корпус солдат.
Сотни людей были одеты в белые мундиры и маршировали. Вскоре видение исчезло. Выяснилось, что такое уже происходило за несколько лет до этого. Призрачную армию наблюдали фермер, живущий около Инвернесса, и его сын. В обоих случаях солдаты показались наблюдателям настоящими. Фермер с сыном заметили также, что армию сопровождает множество женщин и детей, которые несли посуду и различную утварь.
Мундиры солдат были красными, а их оружие сверкало на солнце. В середине войска двигалось какое-то животное, похожее не то на лошадь, не то на оленя, - солдаты гнали его вперед штыками. С войском ехал также один верховой офицер - наблюдатели хорошо рассмотрели его шляпу с золотыми позументами и синюю гусарскую шинель с отороченными красным рукавами.
Убежденные в том, что все происходит на самом деле, мужчины решили, что перед ними ирландские войска, и испугались, как бы солдаты не заставили их идти вместе с собой. Но когда они стали перелезать через ров на дороге, чтобы уйти, все исчезло.
- Широкую известность получили явления призраков на горе Соутер Фел.
С 1735 по 1745 год через определенные промежутки времени там появлялись мириады духов. Причем происходило это всегда по вечерам и длилось в течение двух с половиной часов. С наступлением темноты все заканчивалось.
Огромные толпы людей двигались по склонам горы. В реальности этого быть просто не могло, там как там много пропастей, а северный и западный склоны вообще представляют собой отвесные стены высотой в 900 футов.
Поскольку явление получило широкую огласку, в одном из журналов была опубликована статья, пытающаяся дать ему реалистическое объяснение. Автор писал, что накануне летнего солнцестояния шотландские мятежники проводили маневры на западном побережье Шотландии и это отражалось в прозрачном тумане над Соутер Фел. То же самое, уверял журналист, имело место в 1707 году в Лейстершире и в Хельвеллине накануне битвы при Марстон Мур. Но ведь призрачные войска появлялись на Соутер Фел ежегодно в один и тот же день!
- 6 апреля 1862 года поблизости от Шайлоу (штат Теннеси) произошел кровопролитный бой между армией конфедератов под командованием генерала Джонсона и войсками генерала Гранта.
В нем погибло 24 тысячи человек. Даже воды реки покраснели от крови. С тех пор, по словам местного населения, здесь иногда можно наблюдать, как сражаются между собой фантомы солдат. При этом река становится красной от крови...
Во время Второй мировой войны оккупировавшие остров Крит немцы как-то на рассвете проснулись от шума. Возле замка Франка-Кастелло маршировали неизвестные солдаты. Немецкие часовые открыли по ним огонь, но пули, казалось, пролетали мимо, не причиняя чужакам никакого вреда. Только потом фашисты с удивлением поняли, что сотни людей маршируют прямо в воздухе над морем. Дойдя до замка, они исчезали. Оказалось, этот мираж уже давно наблюдают жители острова. За 100 лет до того здесь сражались греки и турки. С тех пор время от времени над морем появляется фантомное войско. Оно движется в сторону замка и пропадает из виду.
В чем же причина этих невероятных явлений? Гипотез много. Согласно одной из них, привидения - это неуспокоенные души погибших насильственной смертью, например, в сражении. Но почему тогда наряду с мертвыми видели и призраки оставшихся в живых? Существует и другая, еще более фантастическая версия - фантомы отражают реальные события, имевшие место в другом временном измерении. Ведь известно немало случаев, когда перед людьми представали и картины будущего!
Наиболее обоснованным кажется объяснение, предложенное некоторыми учеными-физиками, исследовавшими феномен. Не исключено, что все пространство вокруг нас заполнено информацией в виде волновых вибраций. Эти вибрации могут проявляться в виде особых оптических эффектов - хрономиражей, способных, благодаря волновым свойствам, возникать с определенной периодичностью. Их-то и видят в воздухе потрясенные зрители.
=0=0=
Озёра в Сахаре и подводные танкеры: проекты из 1980-х
В 1980-х мир ещё жил техническим оптимизмом. В их числе – японский проект обводнения Сахары и советско-американские проекты подводного транспорта. Эра неолиберализма поставила на них крест.Именно в эти годы достигли расцвета такие амбициозные проекты, как космические корабли многоразового использования и атомные ледоколы, а также началось внедрение «гражданского» интернета. В это же время развитые страны планировали много гигантских инфраструктурных проектов, типа подпитки засыхающего Аральского моря, переброски северных рек, тоннеля через Ла-Манш и т.п...
Научный прогресс тогда не рассматривался через призму «эффективности». Технические изобретения были чаще всего частью военно-промышленного комплекса, а инфраструктурные проекты должны были служить доказательством мощи государства. Пожалуй, последним таким проектом не ради «эффективности» стал Большой адронный коллайдер, но и его идея была одобрена в далёком 1984 году.
С окончанием холодной войны и наступлением эры неолиберализма (второе вытекает из первого) технический прогресс стал прикладным, частью маркетинга, а крупные инфраструктурные проекты рассматриваются теперь под лупой «крайнего прагматизма» - к примеру, в виде стены длиной 2600 км на границе США и Мексики, призванной задерживать незаконных мигрантов (как в том анекдоте «Вот на это у них деньги есть!»).
Вспомним о нескольких проектах из 1980-х, которые могли бы изменить облик Земли и сделать безжизненные регионы жилыми, а также коренным образом изменить тип морского транспорта.
Обводнение Сахары
В конце 1980-х японская строительная корпорация Shimizu разработала проект «Аквасеть пустыни». В его основе - строительство в Сахаре огромных искусственных озёр диаметром 30 км и глубиной 20 метров, одетых в бетонные стены 2-метровой толщины. По замыслу инженеров, должно быть построено 7 таких озёр, находящихся на расстоянии 150 км друг от друга и соединенных между собой сетью бетонных каналов шириной 50 и глубиной 10 метров, которые станут основой будущих коммуникаций.
Озёра будут заполняться по трубопроводам морской водой, которая, во-первых, представляет собой избыточный ресурс (уже в 1980-х понимали, что уровень океана из-за глобального потепления будет подниматься), а во-вторых, позволит заниматься активным рыболовством и промыслом других морепродуктов в гигантских рукотворных водоемах. В центре каждого озера планировалось строительство искусственного острова диаметром 5 км, на котором впоследствии вырастет город. К разработке были подключены и климатологи, которые рассчитали, что активные испарения с зеркала 7 озер изменят климатические условия и в конечном счёте вернут жизнь ныне омертвленным пространствам: средняя температура в этой части Сахаре упала бы на 3 градуса, а регион стал бы получать ежегодные осадки в 200-250 мм (это уже уровень полупустынь, типа штата Невада в США). Также предполагалось создать опреснительные установки, которые снабжали бы водой поселения, а также использовались в мелиорации (в проекте было создание около 1 млн. га поливных земель). 80% энергии в регионе давали бы электростанции из солнечных панелей.
При одновременном начале работ по возведению насосных станций, прокладке каналов и трубопроводов к созданию самых озер потребовалась бы всего около 4 лет. Стоимость проекта составила бы 18 трлн. иен - это около 150 млрд. долларов. Японцы предлагали собрать эти деньги правительствам развитых государств. В Shimizu здраво рассуждали, что эти затраты окупились бы за 12-15 лет: сегодня это звучит нетолерантно, а тогда эти вещи ещё проговаривались вслух – за счёт того, что граждане африканских стран, страдающих от опустынивания (Чад, Судан, Мали, Нигер и др.) перестали бы получать от Запада гуманитарную и продовольственную помощь, и наконец-то были бы в состоянии сами себя прокормить.
Этот проект тогда даже не дошёл до стадии рассмотрения правительствами западных стран. А проблему опустынивания в Африке и прочие проблемы, возникшие из-за изменения климата (возможное затопление нескольких островных государств в Океании), Запад всё равно пытается решить, но какими-то детскими мерами.
Среди таких мер, к примеру, создание «зелёного пояса» вдоль южной границы Сахары (высадка нескольких миллионов засухоустойчивых деревьев). Запад готов вложить в этот проект 3 млрд. долларов.
Подводные танкеры
В 1980-х учёным мечталось, что в XXI веке начнётся бурное освоение богатств Мирового океана. Журнал «Морской флот», №7 за 1985 год в статье «Транспорт Мирового океана: перспективы, развитие» писал, что к тому времени резко вырастет роль подводных трубопроводов: «По ним пойдут не только нефть и газ, но и уголь, железная руда и другие грузы».
Сам морской транспорт тоже изменится, писалось в журнале:
«Наиболее перспективным видом являются дирижабли. Их внедрение обеспечит непрерывность грузоперевозок и уменьшит перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Дирижабли возьмут на себя и значительную долю пассажирских перевозок. Уже в самом ближайшем будущем планируется организовать пассажирские рейсы по маршруту Лондон-Париж. Это расстояние дирижабль будет преодолевать за 2,5 часа, а стоимость билетов на него будет ниже, чем на самолёт».
Чуть раньше, тот же журнал «Морской флот» (1983 год, №4, статья «Фантастика или реальность?») писал о другом перспективном виде морского транспорта – подводном:
«Подводный транспорт может появиться в ближайшем будущем. Особенно заманчивой кажется трасса подо льдами северных морей. Некоторые фирмы США и Канады всерьёз обсуждают проект доставки подлёдным транспортом нефти из месторождений Аляски, с шельфа моря Бофорта.
Экономисты подсчитали, что такой способ доставки может конкурировать не только с обычными танкерами, но и с нефтепроводами. Затраты на организацию доставки нефти подводными судами оцениваются в 14,5 млрд. долларов, а строительство нефтепровода Аляска-США – в 15-16 млрд. долларов.
Основные капиталовложения потребуются на строительство подводных судов и системы подводных причалов. Грузоподъёмность подводного танкера предполагается не менее 300 тыс. тонн, рабочая глубина погружения – 210 метров. На подводных танкерах планируется установить атомные энергетические установки.
Под водой и подо льдом танкеры будут двигаться по специальным трассам-коридорам шириной в 6 миль, высотой в 60 метров. Обычные навигационные средства – оптические и радиомаяки – для подлёдного плавания непригодны, потребуются гидролокаторы на борту подводного судна и система буев с гидроакустическими излучателями.
Подводные грузовые причалы планируют создать на глубине 150 метров, это означает, что у мелководных берегов Аляски такой причал будет отстоять от берега на 50 миль и трубопроводом соединяться с нефтехранилищем на судне.
Подводные танкеры обладают целым рядом преимуществ. Стоимость самого подводного судна в 2-3 раза превышает стоимость обычного танкера, но эксплуатационные расходы при подводных перевозках в 2 раза меньше, ибо их движение никак не зависит от гидрометеорологических условий: штормов, туманов, льдов: они могут круглый год работать на трассах Северного Ледовитого океана и не нуждаются в помощи ледоколов.
Специалисты считают, что считанные годы отделяют нас от воплощения идеи подлёдных перевозок в жизнь».
И этот проект не был реализован. Более того, сегодня вообще сворачиваются любые большие работы в Арктике (к примеру, прекращён выпуск атомных ледоколов в России, а в США и Канаде к их постройке так и не приступили).
В СССР же и ранее были планы по созданию новых типов морского транспорта, к примеру, лайнеров на подводных крыльях. Вот наглядная картинка такого судна из журнала «Техника молодёжи» за 1963 год (см. вверху обложку журнала, внизу – описание проекта из журнала):
И тоже не только не задалось, но даже выпуск речных судов на подводных крыльях («Ракеты» и «Метеоры») сегодня свёрнут в России.
Не пошли даже не высокозатратные новые типы морских и речных судов – автомобилей-амфибий. Для тех же бездорожий и множества рек России и Канады, мелководий Океании это мог быть незаменимый транспорт. Вот наглядная картина испытаний амфибий в 1977 году, машин, способных проходить до 20 км по морскому или речному дну:
Мир не становится лучше, и, в отличие даже от 1980-х, это, похоже, больше никого не волнует (а кого волнует, того приравнивают к сумасшедшему или экстремисту).
=0=0=
Калаши — самый колоритный и загадочный народ Пакистана
О калашах рассказывают самые разные изумительные истории, и тому есть простое объяснение. Иностранцев в Пакистан приезжало немного, и развенчивать эти мифы было некому. Калаши в этом не одиноки, и некоторые другие общины Пакистана тоже стали легендарными — в том смысле, что о них сочиняют и распространяют легенды, имеющие мало общего с действительностью. Да и о стране в целом существует множество заблуждений. К счастью, недавно получить пакистанскую визу стало гораздо проще, и значительно увеличилось количество иностранцев в Пакистане вообще и у калашей в частности. И теперь даже гугл помимо сказочных текстов выдаёт и достаточно адекватные туристические отчёты.
Где живут калаши и как к ним добраться
Общее число калашей — почти четыре тысячи человек. Они живут в трёх горных долинах: Бумбурет, Румбур и Бирир, расположенных на самом северо-западе Пакистана между рекой Читрал и афганской границей. Добраться сюда не составит особого труда. Сначала из столицы Пакистана Исламабада надо попасть в Читрал, районный центр провинции Хайбер-Пахтунхва. Это день езды на автобусе или час полёта (если, конечно, дорога не перекрыта из-за снегопада, а рейс не отменён из-за плохой погоды, как иногда бывает). Из Читрала к калашам можно доехать всего за 2-3 часа по плохой горной дороге.
Долгое время попасть в долины возможно было исключительно пешком, однако калаши никогда не были изолированным народом. Их язык очень близок к языку кховар, на котором говорит большинство жителей Читральского района. Некоторые из калашей говорят на языках соседних деревень или на кховар, пушту и урду, которые используются на уровне, соответственно, района, провинции и государства. Сейчас самые образованные из них осваивают ещё и английский, который необходим для работы с туристами. Главное отличие языка калашей — это его латинская письменность, которую в конце XX века для калашей разработали лингвисты. До этого у народа не было никаких письменных памятников, а все традиции передавались устно из поколения в поколение.
Калаши — единственный народ в регионе, который не принял ислам и сохранил свои верования. Ещё полтора века назад сходную религию исповедовали и многие соседи калашей. Исторически эту местность мусульмане называли Кафиристаном — в переводе «земля неверных». В 1893 году после Второй англо-афганской войны Британия и Афганистан подписали соглашение о так называемой «линии Дюранда», которая полвека спустя станет основой для границы между современными Афганистаном и Пакистаном. В результате этого договора большая часть Кафиристана оказалась в зоне влияния афганского эмира. В течение нескольких следующих лет афганские войска вторглись в Кафиристан и вынудили местных жителей принять ислам. Калашам повезло больше, потому что они остались под властью Читральского княжества, которое находилось под британским контролем. Британское господство и относительная терпимость местных властей позволили калашам сохранить свою культуру.
Но нельзя сказать, что до наших дней калаши дожили совсем без потерь. Ещё в начале прошлого века калашских долин было больше трёх, но их жители постепенно обратились в ислам. Сегодня калаши находятся под защитой пакистанских законов. Пакистан — исламское государство, однако калашам гарантирована автономия как этническому и религиозному меньшинству. Например, в калашских школах ученикам не обязательно изучать исламоведение, а в законодательном органе провинции есть представитель от калашей. Хотя исламские радикалы до сих пор угрожают калашам, и в отдалённых районах случаются нападения на калашских пастухов.
Калаши и ислам
Поодиночке калаши продолжают принимать ислам до сих пор. Часто это делается для того, чтобы заключить брак с мусульманином или мусульманкой. Иногда сказывается влияние общества: будучи мусульманином, проще найти работу, да и во время работы и учёбы калаши постоянно находятся в мусульманском окружении. Некоторые из новообращённых мусульман продолжают жить вместе со своими семьями, а в калашских деревнях появляются мечети. При этом обратного перехода не предусмотрено. В исламе вероотступничество считается одним из тягчайших грехов, поэтому калашам, решившим вернуться к корням, грозит не только осуждение общества, но и риск гибели от рук религиозных фанатиков.
Во что верят калаши
О традиционных верованиях калашей тоже ходит достаточно баек. Некоторые псевдонаучные источники утверждают, что их религия сходна с греческим и славянским язычеством. Это, видимо, должны подтверждать восточноевропейские корни калашей. Исследователи посерьёзнее говорят о родстве калашской религии с индуизмом. Изначально калаши были многобожниками, но влияние ислама оказалось достаточно сильно, и современная калашская религия переняла идею монотеизма. Сейчас они почитают единого бога-создателя Дезау. Все остальные божества были понижены в статусе до полубогов и духов. Калаши также верят в существование фей, которые имеют человеческий облик, живут в удалённых горных районах и могут встретиться с человеком.
Калашские алтари представляют собой расположенные под открытым небом каменные глыбы или куски дерева определённых пород: например, дуба или кедра. Над камнем устанавливается доска с двумя или четырьмя деревянными лошадиными головами. Здесь в жертву приносят еду или скот — в основном козлов. Козлы — как дикие горные, так и домашние — считаются у калашей священными животными, кровь которых защищает от злых сил. Рога козлов и их нарисованные изображения украшают многие жилые и ритуальные объекты. У калашей есть и крытые святилища. Такие дома называются джесткханами — в честь богини Джестак, которая хранит домашний очаг и олицетворяет жизненную силу калашского народа. Внутри них проходят общие собрания жителей деревни и религиозные церемонии в честь, например, рождения, похорон или свадеб. Деревянные колонны и двери джестакханов украшают орнаментами и головами баранов или лошадей.
У калашей есть регулярные праздники, связанные с природными сезонами. Три главных: фестиваль наступления весны Чилам Джоши в середине мая, фестиваль сбора урожая Учау в августе и фестиваль зимнего солнцестояния Чаумос в декабре. Более мелкие регулярные праздники также привязаны к природным событиям: например, времени, когда спеет шелковица. Во время праздничных церемоний калаши поют и танцуют под аккомпанемент барабанов. Изначальная цель таких церемоний — не увидеться с односельчанами и развлечься, а поблагодарить природу и богов за их помощь.
Подобные ритуальные пения и танцы проходят и во время похорон. Раньше калаши не закапывали своих покойников, а просто оставляли деревянный гроб с телом на земле. В гроб могли класть орудия для работы, которой при жизни занимался человек. На старых кладбищах до сих пор можно увидеть человеческие скелеты, лежащие под открытым небом среди развалившихся досок. Но из-за того, что воры часто вскрывали гробы, тела начали закапывать в землю. В качестве надгробных памятников у могил устанавливают гандау — большие деревянные человеческие фигуры. Но изготовить гандау недёшево, и их тоже часто крадут, чтобы продать коллекционерам, поэтому можно встретить гандау, огороженные железным каркасом с забетонированным основанием. Но чаще в качестве памятника на могилу просто ставят плетёную кровать.
Ещё одна разновидность деревянных статуй — кундрик. Это небольшая фигурка человека на деревянном шесте или постаменте, сложенном из камней. В отличие от гандау, стоящих у могил, кундрик устанавливают в поле или в деревне, чтобы уберечься от злых духов.
Мужчины и женщины
Калашские мужчины не особо выделяются на фоне остальных соседей-мусульман. Они носят традиционную для региона одежду: шальвар-камиз, состоящий из широких штанов и длинной рубахи, и круглый шерстяной головной убор паколь. Если калаша как-то и можно отличить, то только по прикреплённому к паколю птичьему перу, но это не обязательная деталь.
Женщины же у калашей продолжают носить традиционную одежду: мешковатые чёрные платья, украшенные вышивкой ярких цветов. На шее у них десятки бус из бисера, а головные уборы украшены вышивкой и ракушками каури, которые привозят сюда с юга страны. Всё это женщины изготавливают сами, и часто вручную. Для них одежда является знаком принадлежности к своей культуре. Те из женщин, кто обратился в ислам, сразу же перестают носить калашские платья и начинают покрывать голову.
В калашской культуре предусмотрены разные правила и социальные роли для мужчин и женщин. Женщины выполняют всю домашнюю работу: стирают, убирают, готовят еду, в сезон собирают плоды с деревьев. Мужчины участвуют в самых тяжёлых полевых работах: пашут и собирают урожай, но ежедневная забота о посевах ложится на плечи женщин.
Традиционно мужчины занимались охотой, но сейчас законы запрещают убивать крупных зверей, и эта практика прекратилась, хотя калаши продолжают ловить мелкую дичь: сурков и куропаток. Мальчики старше семи лет и неженатые юноши пасут коз.
По сравнению с соседями, калашские устои гораздо менее патриархальны, и женщины здесь более самостоятельны, в том числе и в принятии важных решений. Например, у калашей до сих пор популярна практика, когда родители договариваются о свадьбе своих детей, пока те ещё маленькие. Но при этом на любой стадии — даже если свадьба уже сыграна — женщина может отказаться выполнять волю родителей и выйти замуж за того, кто ей больше по душе.
Некоторые ограничения на жизнь местных женщин накладывают представления калашей о мире. По их мнению вселенная делится на две сферы: онджеста и прагата. Обычно эти два понятия переводят как, соответственно, «чистое» и «нечистое», с оговоркой, что такая концепция не совсем тождественна привычному нам противопоставлению добра и зла или греховности и непорочности. Например, поля дают людям пищу, но всё равно считаются «нечистыми», потому что расположены в низменной части долины. А «чистые» святилища обычно строят на возвышенностях. «Нечистыми» также считаются кладбища, а к сфере «чистого» относятся божества, горы и дикая природа.
Статус у некоторых объектов может меняться с сезонами. Например, летом хлев с козами относится к сфере «нечистого», и в нём могут работать женщины, зимой же он становится «чистым». Большую часть времени женщины свободно передвигаются по деревне, и единственные запретные места для них — это святилища. Но во время менструации и родов женщины становятся «нечистыми» и отправляются жить в башали — отдельное здание, которое специально строится на краю деревни в «нечистой» низменной зоне. Добираться до башали женщины должны обходными путями, чтобы не контактировать с односельчанами. Пока женщина находится внутри, родственники приносят ей еду и оставляют у входа. Мужчинам вход в башали запрещён.
Павло Морковкин нашёл жильё в бразильских трущобах
Как на самом деле выглядят калаши
Обычно исследователи заостряют внимание на внешности калашей. Якобы калаши — единственные голубоглазые и светловолосые люди, живущие в окружении смуглых пакистанцев. Это далеко от истины. Во-первых, калаши бывают разные: от абсолютно нордических персонажей, будто сошедших с пропагандистских плакатов Третьего Рейха, до чернявых типажей а-ля Южная Европа. Во-вторых, жители Северного Пакистана в целом достаточно светлые, в отличие от выходцев с юга страны. А в-третьих, в таком расовом раскладе нет ничего удивительного. Даже на Кавказе можно увидеть, как на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга обитают блондинистые горцы и смуглые жители равнин.
Откуда они взялись
Отличия в культуре и внешности породили самые разные гипотезы о происхождении калашей. Самой популярной стала версия о том, что калаши — потомки солдат армии Александра Македонского, которые пришли сюда в IV веке до нашей эры. Эта история не имеет никакого исторического основания, и в то же время есть доводы в пользу того, что калаши — это местное коренное население.
Например, калаши имеют много общего с культурами, которые вплоть до XVIII века существовали на большой территории, охватывающей горы на северо-западе Пакистана и северо-востоке Афганистана. Нет ни одной научной работы, которая бы выявила южнобалканские корни калашей. Зато есть исследования, утверждающие, что даже пуштуны, соседи калашей, имеют более тесные генетические связи с греками, чем сами «правнуки солдат Македонского». Авторы этой работы выдвигают версию, что греческие гены оказались тут не благодаря солдатам Александра Македонского, а веком раньше вместе с рабами персидского царя Ксеркса.
Впрочем, подобные легенды могут и принести пользу калашам. Как минимум привлекая внимание к общине и её проблемам. Сейчас в калашских деревнях новые инфраструктурные, образовательные и религиозные объекты появляются благодаря иностранным государственным и общественным организациям. Особо усердствуют в этом греки (возможно, желая таким образом заявить своё право на родство с калашами). Один из их объектов — музей калашской культуры, построенный в нулевых. Созданное в калашских традициях, здание из камня и деревянных балок украшено абсолютно греческими деталями: деревянными колоннами в ионическом стиле и македонской Вергинской звездой.
Если раньше в калашские долины приезжали лишь немногочисленные исследователи, то сейчас здесь активно развивается туризм. Он становится одним из источников доходов для калашей наряду с традиционными земледелием и скотоводством. Вдоль главных дорог уже сейчас построены десятки отелей и сувенирных магазинов, которые принадлежат как мусульманам, так и калашам. Высокий сезон здесь длится с мая по сентябрь, когда проходят калашские фестивали, а дороги в долины становятся максимально проходимыми. В туристических поездках в подобные общины есть очень много этических нюансов, но для калашей сейчас помощь извне — это возможность не только заработать, но и сохранить свою культуру.
Свежие комментарии