saamiblog.blogspot.com
Боги саамов
Книга Джона Шеффера (1621-1679) «История Лапландии» (на латыни "Lapponia"), Оксфорд, 1674, иллюстрированная Бернардом Пикартом, является ценным свидетельством древней дохристианской религии саамов.
В "Лаппонии" саамских богов автор часто сравнивает с римскими и греческими богами.
Но саамы имеют более древнюю историю.Саамы - коренной народ крайнего севера (в Махабхарате - "саумьи (сауми)", стойко переживший природные катастрофы. Генеалогическое древо саамов имеет «эффект бутылочного горлышка», что говорит о сильно сокращавшемся в прошлом количестве прародителей.
Древний Бог плодородия
«Саамский бог плодородия, скорее всего, имел имя Сторджункаре. Этот Бог был грубо вытесан из камня, некоторые из дерева, есть несколько изображений на саамских барабанах, с мотыгой или лопатой в руках.» (Scheffer, 1674,глава X).
Трудно удержаться от того, чтобы не сравнить со статуей с о.Пасхи.
Второе имя бога плодородия - Вералден Олмай.
Дж. Квигстад (1903) сравнивал саамского Бога плодородия с римским Сатурном: «Для всего, что будет расти и развиваться, они призывают Вералден Олмай (Weralden Olmai) или Сатурна (Saturnus). Вералден Олмай был Богом плодородия моря, земли и сельского хозяйства. Они думают, что все звери и крупный рогатый скот подчиняются воле Бога плодородия».
«Ритуалы проходили с подношениями, например, лучшей одежды или лучшего мяса северного оленя» ( Scheffer, 1674, глава X).
Громовержец Ибмел (Индра?)
«Бог» на северном саамском языке - «Ибмел» (Ibmel,ibmelvuot), на шведском и южном саамском языках - «Жубмель» или «Ибмал» (jubmelvuot,Jubmel).(Стокфлет, 1852)
На саамском барабане из Финнмарке (Норвегия) 1691 года изображен Ибмел Аксе (Бог отец), отмеченный символом молнии W, который стал впоследствии руной. Рядом с ним, вероятно, языческий храм. Тот же символ молнии W можно найти в индо-греческой Буддападе из древней Кушанской Гандхары.
В Скандинавии были обнаружены два древних посоха. Навершие напоминает ваджру, оружие громовержца Индры.
Джон Шеффер считал, что имя саамского Громовержца - Джумала, в гл. VII он описывает Джумалу как главного бога лапландцев.
Джумала описан сидящим на алтаре, в короне, украшенной 12-ю драгоценными камнями, с золотой цепью на шее, с символом Мене (Луны) на груди. Он не сильно отличается от бога Тора шведов из Истории Упсалы: тот так же сидел с короной на голове, украшенной 12-ю драгоценными камнями.
В Библии есть описание украшений великанов (исполинов, или титанов) — "ибо великое множество ожерелий (анаким) было на их шеях. Рабби Аха сказал: ибо подвешивали они на шеях (онким) колесо солнца и говорили: пролей нам дожди!".
Так кого почитали саамы и шведы, арийского бога-громовержца, или исполина-титана? Достоверное имя этого божества неизвестно.
Считается, что коренные саамы и пришлые готы объединили свою культуру и религию, поэтому существует тесная связь саамской мифологии с мифологией готов. Шеффер объясняет смену имени с "Джумала" на "Тор" вопросом моды. Но при этом бога Одина нет в текстах Шеффера и других авторов книг о древней саамской религии.
Бог грома Термес (Гермес?)
«Когда Tор гремит, его называют «Diermes» или «Tiermes» (Scheffer, 1674 г.)
Глава 10, стр.37 : «Лапландцы поклонялись трем основным богам: первый - это Тор, означающий Гром, на шведском диалекте под названием Тордоен, самими лапландцами - Термес, то есть тот, кто издает шум, что очень хорошо согласуется с понятием, которое имели римляне».
стр. 40.глава 10 : «Из корней дерева они делают голову, а из ствола - тело ... так, чтобы они легко соответствовали форме мужской головы. ... чтобы показать, что это Тор, они водружают молот, которым он известен, в правую руку, как если бы он был его прапором. В его голову вбивают гвоздь из железа или стали и крепят маленький кусочек кремня, чтобы он мог зажечь огонь, ведь у него есть разум. Можно предположить, что вначале он был символом огня, которому вместе с Солнцем поклонялись как и Тору, образ которого здесь очерчен».
Глава X, стр. 144 : "Саамы мужчины вонзают острый нож в сердце оленя и собирают кровь из сердца. Образ Тора помещен на алтарь и чествуется путем рисования крестов с кровью на его сундуке. Также предлагается часть жира, а рога, череп и ноги жертвенного оленя складывают позади божества. Оставшиеся части животного помещаются в сундук и используются в домашнем хозяйстве. Саами приходят к Тору осенью."
Звук шаманского барабана - это имитация грома.
Молоток назывался Вешера (Wetschera) или Аджеке Вешера (Ajeke veccera), он был в виде креста или латинского буквы T.
Языческие храмы.
Согласно латинскому тексту Lapponica (в переводах уже этого нет), у лапландцев были религиозные храмы: «Освящение храма в Торон-о-Тирмес...» (стр. 73).
После лютеранской Реформации 15 века саамских шаманов преследовали и убивали, например, в связи с судебными процессами над ведьмами. Барабаны изымали, жгли, изображения богов уничтожали, древние саги переписывали. В 17 веке христианские миссии усилились. Томас фон Вестен, пославший миссионеров к саамам, считал идолопоклонство «поклонением сатане»: (Hans Skanke, 1730).
Христианские священники, которые изымали саамские барабаны, часто истолковывали нарисованные на них храмы как церкви и соборы. Адам фон Бремен (около 1000 г.н.э.) описывал, как Асы поклонялись изображенному божеству в языческом храме. О храмах и поклонении Юмале сообщает Сага Святого Олафа.
Дохристианский храм культа Аесиса (Асера, Эзера или Азии) в Упсале, Швеция, описан Адамом фон Бременом около 1000 г.н.э. и проиллюстрирован Олаусом Магнусом в 1555 г.
Культ оленя
Согласно Томасу фон Вестену (1722), саамы из Мелоя жертвовали оленя самому оленю, чтобы получить «оленьего везения», например, чтобы получить много телят и богатство мха и лишайника. (J. Qvigstad, 1903, стр. 11)
Великаны. Герои
Эпос саамов был в древности более широк, сохранилась лишь часть сюжетов.
Враги в саамских сагах называются: «шиши», «чудь», «юльквик», что означает шайки вооруженных людей. Враги, жестокие, жадные до наживы, похищают саамских женщин, но в суровых условиях Лапландии они беспомощны. Большинство вражеских предводителей, так же, как и саамских, не только богатыри, но и сильные колдуны.
«Люди также поклоняются героям, рожденным богами, которых они наделяют бессмертием за их замечательные подвиги, как это читается в «Жизни святого Ансгара», так они поступали и в случае с королем Эриком» (из истории архиепископов Гамбурга, Бремена, с описанием культового языческого центра шведов в Упсале).
Саамы называли эту скалу «лук Сольфар» (Solfar-kapper), на этом месте они приносили в жертву животных. На деревянном луке (Бассем-Морак) была надпись и символические кресты, саамы называли их "дождевые кресты".
Такие же кресты гравировались на мечах разных народов, сегодня изображение такого креста в квадрате трактуется как "хлебное поле":
Священные камни
Scheffer (гл. X) о некоторых ритуалах: «… места, где поклонялись Сторджункару, были на своеобразных горах вдоль берегов озер: почти каждая семья имеет свои особенные скалы и холмы, предназначенные для этого. Некоторые из этих камней настолько высоки и скалисты, что они непроходимы для любого, кроме Сторжункара ... жертвы новыми луками дважды в год ... »
«… Сообщается, что лапландец подошел к горе, где должен был обитать Сторжункар, остановился и, опустив свой топор на лед, крутанул рукоять, объясняя, что он сделал это в честь их великого Бога, который обитал ...в Лаппонии ... под общим названием Сейта (Sieidi, Seid, Seita или Seidda), от которого, они верили, получают удачу в охоте, рыбалке и ловле птиц».
Бог солнца Радьен (Ра?)
Еще в XVII веке отмечали существование солнечного культа у саамов. Солнце было «Всемогущим Богом» или «Всемогущим Отцом», которого называли Радьен.
Вералден Радиен (Veralden Radien) дает людям души, в то время как богиня Мадеракка или Саракка дает людям их тела. (Kildal, 1730) Ессен (Jessen,1767) перевел с саамского, что Радьен Аксе (Radien Acce) был источником силы и создателем человеческой души.
Солнцу они приносили в жертву белых животных (Friis, 1871, p. 81).
Фриис (1871) истолковал троицу: «Радьен Аксе, его сын Радьен Кьедде и богиня Радьен Акка» как христанскую. Это толкование вряд ли правильное. Троица как концепция религии существовала до христианства.
-ö-ö-
Провокация с продолжением
В понедельник, 29 августа стало известно о том, что у дома 19, корпус 2 на Автозаводской улице произошло избиение активистов «левых» молодежных организаций. На собрании в офисе КПРФ присутствовали представители молодежных союзов «За Родину!», национал-большевиков, Авангарда красной молодежи и Союза коммунистической молодежи. У входа в здание группа людей в масках избила восьмерых «левых» активистов. Несколько нацболов серьезно пострадали – их били бейсбольными битами, стреляли по ним из травматического пистолета.
Сцену избиения увидели в окно единомышленники, они бросились на помощь, но когда товарищи подоспели, было уже поздно – налетчики забежали в поджидавший их автобус, который тут же уехал. Через некоторое время транспорт злоумышленников был остановлен сотрудниками ГИБДД. Пассажиров доставили в отделение милиции.
Вот, вкратце предыстория того всероссийского скандала, который подняли «левые».
Спустя несколько часов после происшествия посыпались версии того, кем же были нападавшие. Первая из них – это были представители движения «Наши», а точнее «руководители военизированного крыла «Наших»». Такие выводы были сделаны на том основании, что когда «боевики» закрывали лица, под верхней одеждой были видны майки с надписью «Наши».
Пресс-секретарь "Наших" Иван Мостович заявил, что "члены движения не могут иметь никакого отношения к нападению, потому что все они заняты подготовкой к акции в память о трагедии в Беслане". То, что на нападавших была одежда с символикой движения, Мостович объяснил так: "Этих футболок было выпущено не одна тысяча, может быть, кто-то из тех, кому их выдавали, их просто потерял".
Между тем, версии продолжали появляться, в конце-концов, остановились на том, что во всем виноваты … фанаты «Спартака».
Данная мысль впервые была высказана на страницах газеты «Коммерсант». Ознакомившись со списком задержанных, и найдя там «знакомые» фамилии издание сделало вывод: к избиению нацболов приложила биты группировка «Гладиаторс», тесно связанная с «Нашими».
Вообще, данная фанатская группировка состоит из спортсменов, в жизни которых нет места выпивке и куреву. Считается одной из «передовых» бригад.
В списке, опубликованном в «коммерсанте» значится 25 фамилий, как говорилось выше, нацболов было восемь человек. Получается, что на каждого из них приходилось по трое элитных бойцов…. Что-то не верится, что при таком раскладе обошлось бы без жертв, потому, что в фанатские топ-бригады, тем более закрытые, какой и является «Gladiators», входят поистине «безголовые ребята», закаленные в боях и имеющие огромный опыт ведения уличных боев, как с превосходящими силами «противника», так и с бойцами ОМОНа и милиции.И если бы представители бойцовской группировки спровоцировали нападение, то тяжких телесных повреждений было бы не избежать, а по сообщениям СМИ «пострадавшие» получили легкие ушибы.
Сомнение второе: на нападавших были одеты майки «Наши».
Давно и бесповоротно ушли те времена, когда фаната можно было узнать по какой-либо атрибутике. Современные российские хулиганы предпочитают одеваться на футбол, на «стрелки» с противниками, в неброскую одежду, на которой нет НИКАКИХ знаков принадлежности к той или иной группировке. Получается, что ультрас ради того, чтобы избить нацболов, изменили своим традициям, и нарядились в веселенькие маечки «Наших» - верится с трудом….
Ну, ладно, фанаты такой народ, что им совершенно не хочется «светиться» в прессе, и объяснять что было, а чего не было. А вот, целый ряд молодежных организаций высказали свою точку зрения на данную ситуацию.
Так, в заявлении Национального Совета молодежных и детских объединений России говорится: « инцидент с членами НБП уж очень напоминает спланированную провокацию, проведенную или самими национал-большевиками, с целью привлечь к себе внимание, или конкурентами на поле молодежного радикализма, недовольными объединением НБП, АКМ, молодыми коммунистами и «родинцами».
Подобные же мысли высказываются в ОБРАЩЕНИИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «МЫ»: «Провокация – метод, к которому фашиствующие радикалы часто прибегали в истории. Достаточно вспомнить поджог рейхстага. И в Германии 30-х, и у нас в республике в начале 90-х в ход шел один и тот же подлый прием – «бей своих, будут чужих ненавидеть». Заявления о том, будто нападение на активистов совершено движением «НАШИ», вызывают у нас подозрение – не причастны ли сами лидеры НБП к нападениям?».
Вся эта провокация затевалась явно с какой-то целью. И вот накануне вечером активистов «наших» избили. Уже по-настоящему. ЧП произошло в районе станции метро «Менделеевская» в момент, когда комиссары Московского отделения Движения Дмитрий Копылов и Сергей Романов проводили социологический опрос москвичей и гостей столицы об их отношении к проблеме терроризма и трагическим событиям в Северной Осетии 2004 года.
Примерно в 17.20 к ним подошли двое неизвестных молодых людей и попытались перевернуть информационный стенд. При этом нападавшие высказывали оскорбления в адрес жителей северокавказского региона в целом, и Беслана в частности. Угрожая НАШИМ комиссарам, один из нападавших также заявил, что является «тренером по рукопашному бою РНЕ» и пообещал разгромить еще несколько информационных стендов на других улицах Москвы.
После того, как неизвестные все-таки перевернули стенд, Копылов и Романов попытались задержать нападавших, один из которых сразу же нанес Сергею Романову удар по лицу, а Дмитрия Копылова ударил ногой по руке. НАШИМ комиссарам все же удалось задержать нападавших и передать их подъехавшим сотрудникам милиции из ОВД «Тверское» ЦАО г. Москвы.
По странному стечению обстоятельств, это произошло в день Памяти погибших в Беслане и накануне акции, которая пройдет на Васильевском спуске.
Свежие комментарии