На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    "Наше поколение будет жить при коммунизме" предатель Хрущёв. Ленин победил интервенцию. Сталин победил Гитлера. Пришл...Великие ошибки СС...
  • M T
    "...вне социализма и власти партии большевиков она была обречена на развод по этническому принципу"? А кто и когда от...Великие ошибки СС...
  • Юрий Ильинов
    Продвижение под Красноармейском, бои под Сумами. Ситуация на фронтах СВО к 11 декабря ВС РФ освободили населенный пу...Трамп одной карти...

Боги саамов

saamiblog.blogspot.com

 

Боги саамов

Книга Джона Шеффера (1621-1679) «История Лапландии» (на латыни "Lapponia"), Оксфорд, 1674, иллюстрированная Бернардом Пикартом, является ценным свидетельством древней дохристианской религии саамов.

В "Лаппонии" саамских богов  автор часто сравнивает с римскими и греческими богами.

Но саамы имеют  более древнюю историю.

Саамы - коренной народ крайнего севера (в Махабхарате - "саумьи (сауми)", стойко переживший природные катастрофы. Генеалогическое древо саамов имеет «эффект бутылочного горлышка», что говорит о сильно сокращавшемся в прошлом количестве прародителей.

Саамы.Саамы.

Древний Бог плодородия

«Саамский бог плодородия, скорее всего, имел имя Сторджункаре. Этот Бог был грубо вытесан из камня, некоторые из дерева, есть несколько изображений на саамских барабанах, с мотыгой или лопатой в руках.» (Scheffer, 1674,глава X).

Изображение саамского бога, высеченного в камне. Фото.Изображение саамского бога, высеченного в камне. Фото.

Трудно удержаться от того, чтобы не сравнить со статуей с о.Пасхи.

о.Пасхио.Пасхи

Второе имя бога плодородия -  Вералден Олмай.

Дж. Квигстад (1903) сравнивал саамского Бога плодородия с римским Сатурном: «Для всего, что будет расти и развиваться, они призывают Вералден Олмай (Weralden Olmai) или Сатурна (Saturnus). Вералден Олмай был Богом плодородия моря, земли и сельского хозяйства. Они думают, что все звери и крупный рогатый скот подчиняются воле Бога плодородия».

«Ритуалы проходили с подношениями, например, лучшей одежды или лучшего мяса северного оленя» ( Scheffer, 1674, глава X).

Громовержец Ибмел (Индра?)

«Бог» на северном саамском языке - «Ибмел» (Ibmel,ibmelvuot), на шведском и южном саамском языках - «Жубмель» или «Ибмал» (jubmelvuot,Jubmel).(Стокфлет, 1852)

На саамском барабане из Финнмарке (Норвегия) 1691 года изображен Ибмел Аксе (Бог отец), отмеченный символом молнии W, который стал впоследствии руной.  Рядом с ним, вероятно,  языческий храм. Тот же символ молнии W можно найти в индо-греческой Буддападе из древней Кушанской Гандхары.

В Скандинавии были обнаружены два древних посоха. Навершие напоминает ваджру, оружие громовержца  Индры.

В Скандинавии обнаружены два посоха.В Скандинавии обнаружены два посоха.

Джон Шеффер  считал, что имя саамского Громовержца -  Джумала, в гл. VII он описывает Джумалу как главного бога лапландцев. 

Джумала описан сидящим на алтаре, в короне, украшенной 12-ю драгоценными камнями, с золотой цепью на шее, с символом Мене (Луны) на груди. Он не сильно отличается от бога Тора шведов из Истории Упсалы: тот так же сидел с короной на голове, украшенной 12-ю драгоценными камнями.

Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

В Библии есть описание украшений великанов  (исполинов, или титанов) — "ибо великое множество ожерелий (анаким) было на их шеях. Рабби Аха сказал: ибо подвешивали они на шеях (онким) колесо солнца и говорили: пролей нам дожди!".

Так кого почитали саамы и шведы, арийского бога-громовержца, или исполина-титана? Достоверное имя этого божества неизвестно.

Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).   Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

 

Лапландская корона. Музей.Лапландская корона. Музей.

Считается, что коренные саамы и пришлые готы объединили свою культуру и религию, поэтому существует  тесная связь саамской мифологии с мифологией готов. Шеффер объясняет смену имени с "Джумала" на "Тор" вопросом моды. Но при этом бога Одина нет в текстах Шеффера и других авторов книг о древней саамской религии.

Бог грома Термес (Гермес?)

«Когда Tор гремит, его называют «Diermes» или «Tiermes» (Scheffer, 1674 г.)

Глава 10, стр.37 : «Лапландцы поклонялись трем основным богам: первый - это Тор, означающий Гром, на шведском диалекте под названием Тордоен, самими лапландцами - Термес, то есть тот, кто издает шум, что очень хорошо согласуется с понятием, которое имели римляне».

Поклонение Богу грома . Пикар, 1724-25.Поклонение Богу грома . Пикар, 1724-25.

стр. 40.глава 10 : «Из корней дерева они делают голову, а из ствола - тело ... так, чтобы они легко соответствовали форме мужской головы. ... чтобы показать, что это Тор, они водружают молот, которым он известен, в правую руку, как если бы он был его прапором. В его голову вбивают гвоздь из железа или стали и крепят маленький кусочек кремня, чтобы он мог зажечь огонь, ведь у него есть разум. Можно предположить, что вначале он был символом огня, которому вместе с Солнцем поклонялись как и Тору, образ которого здесь очерчен».

Бог грома саамов с гвоздем в голове и цепью, к которой прикреплен кремень. Пикар, 1724-25.Бог грома саамов с гвоздем в голове и цепью, к которой прикреплен кремень. Пикар, 1724-25.

Глава X, стр. 144 :  "Саамы мужчины вонзают острый нож в сердце оленя и собирают кровь из сердца. Образ Тора помещен на алтарь и чествуется путем рисования крестов с кровью на его сундуке. Также предлагается часть жира, а рога, череп и ноги жертвенного оленя складывают позади божества. Оставшиеся части животного помещаются в сундук и используются в домашнем хозяйстве. Саами приходят к Тору осенью."

Жертвоприношения Тору. Бернард Пикар, 1724-25.

Звук шаманского барабана - это имитация грома.

Бубен шамана.Бубен шамана.

Молоток назывался Вешера (Wetschera) или Аджеке Вешера (Ajeke veccera), он был в виде креста или латинского буквы T.

Аджеке ВешераАджеке Вешера

Языческие храмы.

Согласно латинскому тексту Lapponica (в переводах уже этого нет), у лапландцев были религиозные храмы: «Освящение храма в Торон-о-Тирмес...» (стр. 73).

Саамский шаманСаамский шаман

После лютеранской Реформации 15 века саамских шаманов преследовали и убивали, например, в связи с судебными процессами над ведьмами. Барабаны изымали, жгли, изображения богов уничтожали, древние саги переписывали. В 17 веке  христианские миссии усилились. Томас фон Вестен, пославший миссионеров к саамам, считал идолопоклонство «поклонением сатане»: (Hans Skanke, 1730).

Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725). Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

Христианские священники, которые изымали саамские барабаны, часто истолковывали нарисованные на них храмы как церкви и  соборы. Адам фон Бремен (около 1000 г.н.э.) описывал, как Асы поклонялись изображенному божеству в языческом храме. О храмах и поклонении Юмале сообщает Сага Святого Олафа.

Дохристианский храм культа Аесиса (Асера, Эзера или Азии) в Упсале, Швеция, описан Адамом фон Бременом около 1000 г.н.э. и проиллюстрирован Олаусом Магнусом в 1555 г.

Культ оленя

Согласно Томасу фон Вестену (1722), саамы из Мелоя жертвовали оленя самому оленю, чтобы получить «оленьего везения», например, чтобы получить много телят и богатство мха и лишайника. (J. Qvigstad, 1903, стр. 11)

Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).   Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

Великаны. Герои

Эпос саамов был в древности более широк, сохранилась лишь часть сюжетов.

Враги в саамских сагах называются: «шиши», «чудь», «юльквик», что означает шайки вооруженных людей. Враги, жестокие, жадные до наживы, похищают саамских женщин, но в суровых условиях Лапландии они беспомощны. Большинство вражеских предводителей, так же, как и саамских, не только богатыри, но и сильные колдуны.

«Люди также поклоняются героям, рожденным богами, которых они наделяют бессмертием за их замечательные подвиги, как это читается в «Жизни святого Ансгара», так они поступали и в случае с королем Эриком» (из истории архиепископов Гамбурга, Бремена, с описанием культового языческого центра шведов в Упсале).

Бассиварраи (Пассевара) - Священная Скала. Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).Бассиварраи (Пассевара) - Священная Скала. Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

Саамы называли эту скалу «лук Сольфар» (Solfar-kapper), на этом месте они приносили в жертву животных.  На деревянном луке (Бассем-Морак)  была надпись и символические кресты, саамы называли их "дождевые кресты".

Такие же кресты гравировались на мечах разных народов, сегодня изображение такого креста в квадрате трактуется как "хлебное поле": 

Ваза.Вульчи, Италия.около 520 г. до н.э. Одиссей угрожает мечом Кирке (ведьме).Ваза.Вульчи, Италия.около 520 г. до н.э. Одиссей угрожает мечом Кирке (ведьме).

Священные камни

Scheffer (гл. X) о некоторых ритуалах: «… места, где поклонялись Сторджункару, были на своеобразных горах вдоль берегов озер: почти каждая семья имеет свои особенные скалы и холмы, предназначенные для этого. Некоторые из этих камней настолько высоки и скалисты, что они непроходимы для любого, кроме Сторжункара ... жертвы новыми луками дважды в год ... »

Саам молится перед камнем.Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).Саам молится перед камнем.Фрагмент иллюстрации из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

«… Сообщается, что лапландец подошел к горе, где должен был обитать Сторжункар, остановился и, опустив свой топор на лед, крутанул рукоять, объясняя, что он сделал это в честь их великого Бога, который обитал ...в Лаппонии ... под общим названием Сейта (Sieidi, Seid, Seita или Seidda), от которого, они верили, получают удачу в охоте, рыбалке и ловле птиц».

Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).Иллюстрация из французского издания Бернарда Пикара «Церемонии и религиозные обычаи разных народов» (1725).

Бог солнца Радьен (Ра?)

Еще в XVII веке отмечали существование солнечного культа у саамов. Солнце было «Всемогущим Богом» или «Всемогущим Отцом», которого называли Радьен.

Вералден Радиен (Veralden Radien) дает людям души, в то время как богиня Мадеракка или Саракка дает людям их тела. (Kildal, 1730) Ессен (Jessen,1767) перевел с саамского, что Радьен Аксе (Radien Acce) был источником силы и создателем человеческой души.

Солнцу они приносили в жертву белых животных (Friis, 1871, p. 81).

Фриис (1871) истолковал троицу: «Радьен Аксе, его сын Радьен Кьедде и богиня Радьен Акка» как христанскую. Это толкование вряд ли правильное. Троица как концепция религии существовала до христианства. 

-ö-ö-

Провокация с продолжением

В понедельник, 29 августа стало известно о том, что у дома 19, корпус 2 на Автозаводской улице произошло избиение активистов «левых» молодежных организаций. На собрании в офисе КПРФ присутствовали представители молодежных союзов «За Родину!», национал-большевиков, Авангарда красной молодежи и Союза коммунистической молодежи. У входа в здание группа людей в масках избила восьмерых «левых» активистов. Несколько нацболов серьезно пострадали – их били бейсбольными битами, стреляли по ним из травматического пистолета.

Сцену избиения увидели в окно единомышленники, они бросились на помощь, но когда товарищи подоспели, было уже поздно – налетчики забежали в поджидавший их автобус, который тут же уехал. Через некоторое время транспорт злоумышленников был остановлен сотрудниками ГИБДД. Пассажиров доставили в отделение милиции.

Вот, вкратце предыстория того всероссийского скандала, который подняли «левые».
Спустя несколько часов после происшествия посыпались версии того, кем же были нападавшие. Первая из них – это были представители движения «Наши», а точнее «руководители военизированного крыла «Наших»». Такие выводы были сделаны на том основании, что когда «боевики» закрывали лица, под верхней одеждой были видны майки с надписью «Наши».

Пресс-секретарь "Наших" Иван Мостович заявил, что "члены движения не могут иметь никакого отношения к нападению, потому что все они заняты подготовкой к акции в память о трагедии в Беслане". То, что на нападавших была одежда с символикой движения, Мостович объяснил так: "Этих футболок было выпущено не одна тысяча, может быть, кто-то из тех, кому их выдавали, их просто потерял".

Между тем, версии продолжали появляться, в конце-концов, остановились на том, что во всем виноваты … фанаты «Спартака».

Данная мысль впервые была высказана на страницах газеты «Коммерсант». Ознакомившись со списком задержанных, и найдя там «знакомые» фамилии издание сделало вывод: к избиению нацболов приложила биты группировка «Гладиаторс», тесно связанная с «Нашими».

Вообще, данная фанатская группировка состоит из спортсменов, в жизни которых нет места выпивке и куреву. Считается одной из «передовых» бригад.

В списке, опубликованном в «коммерсанте» значится 25 фамилий, как говорилось выше, нацболов было восемь человек. Получается, что на каждого из них приходилось по трое элитных бойцов…. Что-то не верится, что при таком раскладе обошлось бы без жертв, потому, что в фанатские топ-бригады, тем более закрытые, какой и является «Gladiators», входят поистине «безголовые ребята», закаленные в боях и имеющие огромный опыт ведения уличных боев, как с превосходящими силами «противника», так и с бойцами ОМОНа и милиции.И если бы представители бойцовской группировки спровоцировали нападение, то тяжких телесных повреждений было бы не избежать, а по сообщениям СМИ «пострадавшие» получили легкие ушибы.

Сомнение второе: на нападавших были одеты майки «Наши».

Давно и бесповоротно ушли те времена, когда фаната можно было узнать по какой-либо атрибутике. Современные российские хулиганы предпочитают одеваться на футбол, на «стрелки» с противниками, в неброскую одежду, на которой нет НИКАКИХ знаков принадлежности к той или иной группировке. Получается, что ультрас ради того, чтобы избить нацболов, изменили своим традициям, и нарядились в веселенькие маечки «Наших» - верится с трудом….

Ну, ладно, фанаты такой народ, что им совершенно не хочется «светиться» в прессе, и объяснять что было, а чего не было. А вот, целый ряд молодежных организаций высказали свою точку зрения на данную ситуацию.

Так, в заявлении Национального Совета молодежных и детских объединений России говорится: « инцидент с членами НБП уж очень напоминает спланированную провокацию, проведенную или самими национал-большевиками, с целью привлечь к себе внимание, или конкурентами на поле молодежного радикализма, недовольными объединением НБП, АКМ, молодыми коммунистами и «родинцами».

Подобные же мысли высказываются в ОБРАЩЕНИИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «МЫ»: «Провокация – метод, к которому фашиствующие радикалы часто прибегали в истории. Достаточно вспомнить поджог рейхстага. И в Германии 30-х, и у нас в республике в начале 90-х в ход шел один и тот же подлый прием – «бей своих, будут чужих ненавидеть». Заявления о том, будто нападение на активистов совершено движением «НАШИ», вызывают у нас подозрение – не причастны ли сами лидеры НБП к нападениям?».

Вся эта провокация затевалась явно с какой-то целью. И вот накануне вечером активистов «наших» избили. Уже по-настоящему. ЧП произошло в районе станции метро «Менделеевская» в момент, когда комиссары Московского отделения Движения Дмитрий Копылов и Сергей Романов проводили социологический опрос москвичей и гостей столицы об их отношении к проблеме терроризма и трагическим событиям в Северной Осетии 2004 года.

Примерно в 17.20 к ним подошли двое неизвестных молодых людей и попытались перевернуть информационный стенд. При этом нападавшие высказывали оскорбления в адрес жителей северокавказского региона в целом, и Беслана в частности. Угрожая НАШИМ комиссарам, один из нападавших также заявил, что является «тренером по рукопашному бою РНЕ» и пообещал разгромить еще несколько информационных стендов на других улицах Москвы.

После того, как неизвестные все-таки перевернули стенд, Копылов и Романов попытались задержать нападавших, один из которых сразу же нанес Сергею Романову удар по лицу, а Дмитрия Копылова ударил ногой по руке. НАШИМ комиссарам все же удалось задержать нападавших и передать их подъехавшим сотрудникам милиции из ОВД «Тверское» ЦАО г. Москвы.

По странному стечению обстоятельств, это произошло в день Памяти погибших в Беслане и накануне акции, которая пройдет на Васильевском спуске.

Картина дня

наверх