Американский плакат помощи голодающим России
Билеты были распроданы задолго до спектакля. Весь сбор отнесли в редакцию газеты «Известия» и сдали в фонд помощи голодающим Поволжья.
В воскресенье клуб с утра заполнился ребятами. Пришли дети из соседних домов и большая толпа беспризорных из Рукавишниковского приемника.
А. Рыбаков. Кортик
В воскресенье клуб с утра заполнился ребятами. Пришли дети из соседних домов и большая толпа беспризорных из Рукавишниковского приемника.
А. Рыбаков. Кортик
История и документы. Что может быть страшнее голода в сельскохозяйственной стране? И тем не менее, в царской России голод был частым явлением. Но голод пришел в Россию и сразу же после окончания Гражданской войны, и это было особенно страшно. Только что закончилась братоубийственная в прямом смысле этого слова война, только-только появилась хоть какая-то надежда, и вот тебе, опять страдания, опять смерть, теперь уже не от пули, а от голода. Он начался в РСФСР в 1921 году и охватил около сорока губерний страны. К концу года голодали уже 23,2 миллиона человек. К началу весны 1922-го от голода умер один миллион человек, а еще два миллиона детей стали сиротами.
Какое время, такие и люди…
27 января «Правда» написала о повальном людоедстве в голодающих районах:
«В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом, творятся кошмары, наблюдается небывалое явление повального людоедства. Доведенные голодом до отчаяния и безумства, съевши все, что доступно глазу и зубу, люди начинают есть человеческие трупы и тайком пожирают собственных умерших детей…»
Газета «Наша жизнь» в 1922 году сообщала, что «местный житель вместе с отцом поймали на улице беспризорного 8-летнего мальчика и зарезали его. Труп съели…» Началась настоящая охота на беспризорных. И понятно, почему: ну кто же за таких-то вот взыщет? Распространилась голодная проституция. Девушки отдавались за кусочек суррогатного хлеба, а в самом Симбирске снять девочку за ломтик хлеба стало обычным делом. Причем к проституции своих детей часто подталкивали беспомощные родители.
Реакция на эти события со стороны США последовала уже 26 июля 1921 года, когда тогдашний министр торговли и одновременно основатель и руководитель АРА (Американской администрации помощи) Роберт Гувер, – в своем ответном письме к Максиму Горькому в котором тот обращался с просьбой о помощи голодающим в России к мировому сообществу, предложил поставить продовольствие, а также одежду и медикаменты для одного миллиона голодающих детей в России. Затем в Риге встретились американские и советские дипломаты и провели переговоры, закончившиеся подписанием соответствующего соглашения. На первый взгляд, могло показаться, что американцам не было никакой выгоды помогать большевикам, однако на самом деле это было далеко не так.
Просто одним из последствий Первой мировой войны для США стало перепроизводство сельскохозяйственных продуктов, прежде всего зерна. И не было возможности продать его с выгодой для себя на обескровленных и неплатежеспособных рынках европейских стран, что могло иметь для страны самые серьезные последствия. Помощь России позволяла сохранить в первую очередь стабильные цены, а, следовательно, и доходы фермерских хозяйств. Но была и еще одна цель, и это также никем не оспаривается: остановить волну большевизма. Гувер считал, что столь масштабная помощь со стороны АРА покажет русским эффективность американской экономики и вызовет процесс эрозии большевизма внутри самой России. И авторитет Гувера оказался так велик, что он без особого труда сумел добиться принятия соответствующего закона в Конгрессе. «Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах, – заявил он конгрессменам. – Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки».
Первыми начали кормить голодающих детей. Пароход «Феникс» с грузом продовольствия прибыл в Петроград 1 сентября 1921 года, а уже 6 сентября в Петрограде была открыта первая в Советской России столовая АРА, а всего в городе было открыто 120 кухонь, кормивших 42 тысячи детей. Через четыре дня детский питательный пункт был открыт уже в Москве.
Затем с АРА был подписан очень важный договор о продуктовых и вещевых посылках голодающим. Идея была такова: каждый, кто хотел помочь голодающим, должен был купить продуктовый купон за 10 долларов в одном из офисов АРА в Европе. АРА пересылала этот купон в «страну голода», выдавала нуждающемуся, а тот уже сам шел на склад АРА, отдавал купон и получал продуктовую посылку. Были и вещевые посылки, стоившие 20 долларов. В продовольственную посылку входило: 49 фунтов муки, 25 фунтов риса, 3 фунта чая, 10 фунтов жира, 10 фунтов сахара, 20 банок сгущенного молока. То есть вес посылки составлял около 53 кг!
Уже к 10 декабря 1921 года АРА в Самарской губернии кормили 185 625 детей, в Казанской – 157 196, в Саратовской – 82 100, в Симбирской – 6075, в Оренбургской – 7514, в Царицынской – 11 000, и в Московской – 22 000, всего 565 112 детей!
Однако появление в Советской России достаточно большого количества иностранных специалистов тут же вызвало огромную озабоченность большевистских лидеров. Уже 23 августа, спустя три дня после подписания договора с АРА, Ленин дал личное указание ЦК об организации надзора за приезжающими американцами:
«Секретно т. Молотову. 23/8. Т. Молотов. Ввиду договора с американцем Гувером предстоит приезд американцев. Надо позаботиться о надзоре и осведомлении. Предлагаю Политбюро постановить: создать комиссию с заданием подготовить, разработать и провести через ВЧК и др. органы усиление надзора и осведомления за иностранцами. Состав комиссии: Молотов, Уншлихт, Чичерин. …Главное: учесть и мобилизовать максимум знающих английский язык коммунистов для введения в комиссию Гувера и для других видов надзора и осведомления…»
(Здесь и далее примеры взяты из материала «Гангстеры и филантропы» В. Макарова и В. Христофорова. «Родина» №8, 2006 г.)
Ну а в организациях АРА в то время числилось 300 сотрудников из США и около 10 тысяч граждан РСФСР, которых американцы набирали по своему выбору. Причем уполномоченные АРА находились в 37 голодающих губерниях, объединенных в 12 подрайонов.
Договоренность с АРА предусматривала, что все ее грузы советской стороной перевозятся бесплатно по всей территории страны, сотрудникам АРА выплачивается зарплата, бесплатно предоставляется жилье и помещения для столовых и управленческого аппарата. Оборудование и коммунальные услуги также оплачивались принимающей стороной. Бесплатно также предоставлялись складские помещения, различный транспорт, гаражи и горючее для поступавших из США автомобилей; все поезда с продовольствием разгружались бесплатно, кроме того, оплачивать договорились и все почтово-телеграфные расходы АРА. И ушло на все это у советского правительства, то есть на расходы по обслуживанию АРА, 14,4 миллиона рублей золотом.
Уже в мае 1922 года на территории России питание от АРА получали 6 099 574 человека. Так, Американское общество квакеров кормило 265 тысяч, затем Международный союз помощи детям кормил 259751 человека, знаменитый Нансеновский комитет – 138 тысяч, шведский Красный Крест – 87 тысяч, германский Красный Крест еще 7 тысяч, британские профсоюзы – кормили 92 тысячи, а такая организация, как Международная рабочая помощь, – 78 011 человек. При этом все питание выдавалось совершенно бесплатно. Кроме того, нуждающимся АРА раздавала обувь и мануфактуру. Больным оказывалась медицинская помощь, проводилась вакцинация, а крестьяне получали даже сортовые семена. До конца 1922 года со стороны АРА помощь продовольствием получили в итоге более 10 миллионов человек.
Еще один «аровский» плакат
С самого начала деятельность АРА в России ознаменовалось серьезным конфликтом между чекистами Черноморско-Кубанского побережья и агентами Гувера, прибывшими в РСФСР. Вот что сообщал о нем Ленину нарком иностранных дел Г. В. Чичерин в письме от 23 октября 1921 года:
«Американский миноносец, на котором ехали некоторые гуверовцы, был остановлен в море новороссийскими чекистами, которые произвели на нем обыск и держались крайне грубо по отношению к американцам. Когда в Новороссийске уполномоченный НКИД пожелал взойти на американский миноносец, чтобы приветствовать американцев, стоявшие на берегу агенты ЧК на глазах американцев в самой грубой форме не пустили на миноносец нашего уполномоченного. Американцы, сойдя на берег, заявили протест по поводу поведения чекистов, которое произвело на них самое тяжелое впечатление».
Уже на следующий день Ленин в свойственной ему категорической манере потребовал
«арестовать паршивых чекистов и привезти их в Москву, виновных расстрелять. Ставьте это в Политбюро на четверг, дав своевременно на отзыв Уншлихту и прилагая весь материал».
С другой стороны, поставленная за гуверовцами слежка позволила доказательно говорить, что многое из того, что делалось в АРА, в России имело в определенной степени антисоветский характер.
А вот это интересный документ той эпохи. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Обложка документа
Так, начальник осведомительного отдела ИНО ВЧК Я. Залин в докладной записке «Об АРА» от 26 января 1922 года отмечал следующее:
«Результаты, выявленные нами путем систематического наблюдения за деятельностью АРА, заставляют в срочном порядке принять меры, которые, не мешая делу борьбы с голодом, могли бы устранить все угрожающее в этой организации интересам РСФСР. Американский персонал подобран большей частью из военных и разведчиков, из коих многие знают русский язык и были в России либо в дореволюционное время, либо в белогвардейских армиях Колчака, Деникина, Юденича и в Польской (Гавард и Фокс – у Колчака, Торнер – у Юденича, Грегг и Финк – в Польской и т.д.). Американцы не скрывают своей ненависти к Соввласти (антисоветская агитация в беседах с крестьянами – доктором Гольдером, уничтожение портретов Ленина и Троцкого в столовой – Томпсоном, тосты за восстановление прошлого – Гофстр, разговоры о близком конце большевиков и т.д.)… Занимаясь шпионажем, организуя и раскидывая широкую сеть по всей России, АРА проявляет тенденцию к большему и большему распространению, стараясь охватить всю территорию РСФСР сплошным кольцом по окраинам и границам (Петроград, Витебск, Минск, Гомель, Житомир, Киев, Одесса, Новороссийск, Харьков, Оренбург, Уфа и т.д.). Из всего вышеуказанного можно сделать лишь тот вывод, что вне зависимости от субъективных желаний АРА объективно создает на случай внутреннего восстания опорные пункты для контрреволюции как в идейном, так и в материальном отношении…»
С другой стороны, работа аровцев в Советской России была сопряжена с риском для жизни. Два сотрудника были убиты с целью ограбления.
Первая страница документа
Летом 1922 года помощник начальника СО ГПУ докладывал своему руководству:
«Наблюдения за работой Русского отделения «АРА» в продолжение нескольких месяцев дали возможность ГПУ установить истинный характер ее деятельности. В настоящее время из имеющегося в распоряжении ГПУ материала видно, что, помимо помощи голодающим, в России «АРА» преследует другие цели, ничего общего не имеющие с гуманитарными идеями и филантропией. Личный состав сотрудников «АРА», приехавший из Америки в Россию, вербовался при участии консервативных, патриотических американских клубов и под влиянием бывшего русского консула в Соединенных Штатах Бахметьева. Кроме того, все сотрудники «АРА» фильтровались Гаем, видным работником европейской конторы «АРА» в Лондоне, являющимся представителем американской разведки в Англии; почти все сотрудники «АРА» имеют военный стаж. Большинство из них — это или быв. чины разведывательных и контрразведывательных американских органов, или люди, работавшие в белых русских и других противостоящих армиях. Наконец, часть из этих сотрудников принимала деятельное участие в работе «АРА» по свержению советской власти в Венгрии. Полковник Хаскель Вильям, уполномоченный «АРА» в России, был одно время верховным комиссаром на Кавказе. Он отличался тогда непримиримостью к Совроссии, возбуждая против нее Грузию, Азербайджан, Армению. Распространял в прессе небылицы о большевиках. Из более ответственных работников «АРА», имеющих большой военный стаж, можем указать на следующих: майор артиллерии Кароль, капитан кавалерии Грегг, лейтенант Селярдж, полковник Винтерс, полковник Бюкс, капитан Доугрег, майор Лонкгран, капитан Менген и целый ряд других».
Вторая страница…
При этом особую озабоченность чекистов вызывали даже не столько сами американцы, сколько русские сотрудники АРА, поскольку благодаря именно им тем удавалось получать все необходимые им о России и ее жизни сведения. Отмечалось, что АРА снабжает своими продуктовыми посылками главным образом бывшую российскую буржуазию, поэтому ГПУ стало считать пребывание АРА в России нежелательным, в особенности после того, как голод в Поволжье пошел на убыль.
Третья страница…
В итоге в июне 1923 года было подписано соглашение между АРА и РСФСР о прекращении ее деятельности и роспуске ее персонала, после чего свои функции ей были переданы Швейцарскому комитету помощи детям. Итог был таков: за два года своей деятельности АРА израсходовала около 78 миллионов долларов, из них 28 – деньги правительства США, 12,2 – советского правительства, остальные – пожертвования частных организаций и физических лиц.
На завершение работы АРА откликнулась и зарубежная белоэмигрантская пресса. Газета «Руль» по этому поводу сообщала читателям следующее:
«АРА» заканчивает свою деятельность в советской России. В честь ее представителей устраиваются банкеты и большевики произносят хвалебные речи. Однако со слов возвращающихся в Соединенные Штаты служащих «АРА» выясняется, как тяжело им приходилось и как недружелюбно была настроена по отношению к ним советская власть. История деятельности «АРА» полна случаев недоразумений с советским правительством. В конторах «АРА» были поставлены сыскные агенты для наблюдения и слежки за служащими. Их почта, несмотря на официально предоставленные им дипломатические привилегии, вскрывалась и просматривалась. Советские газеты нападали на представителей «АРА» как на контрабандистов».
Четвертая страница…
Максим Горький в письме к Герберту Гуверу высказался о деятельности АРА так:
«Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских… которых вы спасли от смерти».
А теперь немного о результатах и последствиях всех этих событий. Начнем с детей, на которых питание в столовых АРА оказало огромное морально-психологическое и культурное воздействие. Прежде всего дети ели сами, и, хотя выносить еду из столовых запрещалось, они ее, конечно же (хлеб), тайком выносили и тем самым подкармливали родителей. Дети, несмотря на голод, опять начали играть, причем было отмечено, что, играя в войну, кричат не «Ура!», а «Ара!» Появились и совсем забавные явления, связанные со взаимопроникновением культур. Так, ребята, хорошо сделав уроки или ответив в школе, стали говорить, что «сделали урок по-американски», что то или иное… «аровски хорошо». Взрослые, особенно крестьяне, напротив, относились к «мериканцам» с большим недоверием. Они не могли понять, как это можно вот так даром раздавать еду. Одновременно им не нравились холодность и отстраненность американцев, никак не походивших на своих в доску и уж тем более не допускавших запанибратских отношений. Отсюда и постоянно возникавшие слухи о шпионаже, хотя ну что там было американцам шпионить — в тогдашней-то РСФСР? Фиксировать количество хомутов и телег?
А вот социальная политика АРА и впрямь, если так можно выразиться, подрывала основы молодой советской государственности. Прежде всего АРА стремилась накормить «своих», «бывших» и интеллигенцию, ее организации приняли к себе 120 тысяч культурных людей на работу и тем самым спасли их от голода и смерти, то есть действовали тем самым фактически против советской власти, которой многие эти граждане России были попросту не нужны. И об этом вполне откровенно еще в сентябре 1918 года на партконференции петроградских коммунистов заявил большевик Зиновьев:
«Мы должны повести за собой девяносто из ста миллионов человек, составляющих население Советской Республики. Остальным нам нечего сказать. Их нужно ликвидировать».
И вот получилось так, что голодом в первую очередь были охвачены районы известной Чапанной войны, и там позиции советской власти прочными отнюдь не были. Рабочие в городах, главный революционный класс и опора диктатуры пролетариата, получали пайки, голод им не грозил. А вот беднейшее крестьянство, которое, как известный мавр, свою роль в революции сыграло, в общем-то, уже власти и не требовалось, да и вообще было реакционным классом. Та же ведь Вандея из кого состояла? Из крестьян! Большевики были просто рады-радешеньки, что все эти «бывшие», а также «отсталые крестьяне» вымирают сами собой, но получалось так, что АРА их кормит и спасает. И, спасая этих людей, АРА повышала инерционность советского общества, сохраняла миллионы людей, в душе неприемлющих коммунизм, то есть своими действиями аровцы подложили большевикам порядочную свинью… И неудивительно, что те это поняли и всеми силами постарались от АРА избавиться. При их практичном отношении к людям им эта помощь в итоге была совсем ни к чему. Им главное, чтобы сохранился пролетариат – ударная сила революции, а всякие там крестьяне, интеллигенция, «бывшие» и «офицерье» – как они говорили, было для них делом десятым! Так что голод в определенном отношении власти был даже на руку, недаром в это самое время куда большие деньги советское правительство выделило не на покупку хлеба для голодающих, а на приобретение паровозов в Швеции, за которые отдали 200 млн. рублей золотом! А тут АРА со своей помощью, которая была вроде бы и кстати, а вроде бы… даже и не очень. Недаром в БСЭ за 1950 года об АРА вообще не упоминалось, как если бы ее деятельности не было вообще. Правда, о ее деятельности писали советские газеты 20-х годов, но все они в скором времени перекочевали в архивы. Кто уж туда ходил тогда? В общем-то, особо не ходят туда и сегодня. Разве что свою родословную поискать…
P. S. Но как раз в архивах хранится множество интересных свидетельств советско-американского сотрудничества тех лет. Например, из хранящихся там газет можно узнать, что в Новороссийске, например, в то время ремонтировались американские эсминцы, и, в частности, проходил ремонт американского эсминца DD-239 «Овертон». Газета «Красное Черноморье» от 22 апреля 1922 года, писала, что «за каждые сутки перестоя завод был обязан заплатить по договору 300 долларов», поэтому работы шли очень споро. К тому же его командир Уэр договорился с заводом по поводу ремонта его и всех прочих американских эсминцев, заходивших на стоянку в Новороссийск. Вскоре ремонт корабля был закончен, корабль снялся с якоря, чтобы покинуть порт.
Свежие комментарии