В мире хорошо известна архитектура империи Хойсала, пришедшей на смену династии Чола – сложные, испещренные мелкими деталями и устремленные ввысь индуистские храмы, развивающие архитектурное наследие Чола. Две столицы империи Хойсала – Белур и Халебид принадлежат к числу основных туристических центров индийского штата Карнатака.
На первый взгляд храмы Белура и Халебида кажутся скромными строениями, приземистыми и лаконичными по стилю. Однако при ближайшем рассмотрении поражает богатство детальной и чувственной скульптуры, покрывающей каждый сантиметр внешней части храма.
Создать столь причудливую вязь резьбы позволял материал, использованный в постройке храма: мягкий стеалит, или мыльный камень, который при окислении твердеет и дает стеклоподобную, гладко отполированную поверхность.
Другая техника, которая чаще ассоциируется с деревом, — это необычная выделка массивных каменных колонн, которые словно обработаны на токарном станке. По официальной версии, их обрабатывали на горизонтальной поверхности, закрепив с обоих концов и вращая с помощью веревки?!
Характерным для стиля Хойсала является использование особой каменной кладки без раствора. Некоторые камни скреплены с помощью железных и бронзовых костылей, или скрепами из пазов и шипов.
Белур — столица древней империи Хойсала
Белур — маленький городок в округе Хассан штата Карнатака в Южной Индии, знаменитый храмом Ченнакешава, являющимся жемчужиной южноиндийской архитектуры. В средние века Белуре был столицей империи Хойсала и ранее назывался Велапури. Город расположен на берегах реки Ягачи.
В текстах говорится, что храм Ченнакешава, также называемый Храмом Кешава, был построен при правлении раджи Вишнувардхана – короля независимой империи Хойсала, в 1117 году н.э. в честь его победы над армией династии Чола. Храм был построен за три поколения, и на его завершение ушло 103 года. В плане храм, как и остальные хойсальские храмы, напоминает звезду.
Ченнакешава («красавец Кешава») — это форма индуистского бога Вишну . Храм посвящен Вишну и является действующим индуистским храмом с момента его основания. Храм описан в средневековых индуистских текстах и остается важным местом паломничества вайшнавизма.
Храм Ченнакешава знаменит тем, что его фасад полностью заполнен скульптурами и тонкой резьбой, не имеющими ни единого пробела. Поверхность фасадов выполнена горизонтальными фризами, отображающими последовательно рассказы из Пуран, Упанишад, Рамаяны и Махабхараты.
Здесь есть также фриз, состоящий целиком из ползучих растений и орнаментов. Самый нижний фриз украшен 650 слонами, они символизируют устойчивость, вьющиеся растения означают красоту, т.е. каждая часть храма несет определенное смысловое значение.
Колонны храма украшены необычайно детальной резьбой; на центральном столбе Нарасимхи — полу-антропоморфной аватары Вишну (в вайшнавизме «человек-лев») изображено более сотни божеств. Во внутреннем святилище – черная статуя Ченнакешавы – Вишну. Он держит раковину (шанкха) в верхней правой руке, диск (чакра) в верхней левой руке, лотос (падма) в нижней правой и палицу (гада) в нижней левой. По обеим сторонам – его супруги Шридэви и Бхудэви.
Внутри храма помимо 22 пары колонн, каждая из которых отлична от другой пары, бронзовые скульптуры и резные ступенчатые потолки.
Архитектура храма Ченнакешава поражает воображение. Храм Ченнакешава считается одним из шедевров южно-индийской храмовой архитектуры. Восхищает большое количество изысканной резьбы по камню и её безукоризненное исполнение. С помощью уникальной резьбы древние мастера передавали потомкам истории из традиционной индийской мифологии. Как могли древние мастера достичь такой гармонии, изысканности, утонченности, создав уникальные изображения в камне, остается загадкой.
Свежие комментарии