На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Основатель зловещей американской ЧВК предложил отдать России то, после чего война кончится Основатель зловещей амери...Секта самоубийц г...
  • Юрий Ильинов
    Ударные беспилотники ВС РФ успешно атаковали аэродром ВСУ на Житомирщине Россия продолжает наносить удары по военной...Версия: террорист...
  • Юрий Ильинов
    Бои в районе села Новый Комар, продвижение в Курахово. Ситуация на фронтах СВО к 2 декабря ВС РФ продавливают оборон...Журналист Панченк...

Полкан - славянский кентавр

https://x-files

 

Полкан - славянский кентавр

ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.
Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлемым образом традиционных русских керамических игрушек.
Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

Полкан - славянский кентавр
Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.).
Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан - персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.
Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.
Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?).


Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.
Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей».
Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом.
Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство.
Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.


Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан - спаситель "солнцевой девы" от змея.
Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана - Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм.
При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.
Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.


Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.
Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.
Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.


Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.
=0=0=

Фильм «Секретные файлы КГБ об НЛО»

Roger Moore

Документальный телефильм «Секретные файлы КГБ об НЛО» (2003) основан на достоверных документах из архивов КГБ, ранее никогда не публиковавшихся. Также в картине использованы секретные материалы американских военных научно-исследовательских институтов. Комментирует фильм Роджер Мур — блистательный исполнитель роли Джеймса Бонда. Режиссер фильма — Дэн Голдман (Dan Goldman).

После публикации фильм, как говорится в народе, «был растащен на кадры». Многие используют его как доказательство существования НЛО, инопланетян и секретных материалов КГБ по данной тематике. Но для тех, кто хотел бы составить собственное мнение, лучше смотреть первоисточник.

Кандидат технических наук, Член союза писателей России и Лауреат Международных конкурсов Сергей Сухинов так отзывается об этом фильме:

14 ноября 2010 года на телеканале ТВЦ, в рамках еженедельной передачи «В центре событий», была в очередной раз поднята тема НЛО. Самое любопытное в этой передаче — показ нескольких кадров о крушении на территории СССР дискообразной «летающей тарелки».

Как же эти некогда «совершенно секретные» кадры из архивов КГБ попали на телевидение? Оказывается, из самой нашей недружественной страны — Англии! Начиная с 1991 года, после развала СССР и ликвидации КГБ, когда прежние законы и обязательства о соблюдении секретности перестали действовать, тогдашние «штирлицы» продали на Запад множество важнейших материалов. Были среди них и около 8000 (!) страниц документов на тему НЛО, и немало киноматериалов. В частности, они вошли в британский фильм «Секретные пленки КГБ об НЛО», кадры их которого перекочевали более 20 лет спустя на ТВЦ. В Интернете нетрудно разыскать и сам первоисточник.

Часть 1. Продолжительность 46:52.

Часть 2. Продолжительность 43:41.

Легенда о городе внутри горы Шаста

Легенда о городе внутри горы Шаста
Гора Шаста является самой величественной горой, закрепляющей северный конец цепочки Гор Сиерра Невады. Она расположена в Северной Калифорнии, приблизительно в 33 милях от границы с Орегоном. Гора Шаста является конусом потухшего вулкана, возвышающимся более чем на 14,162 футов (4319 м.) над уровнем моря, и самым большим вулканическим пиком на континенте Соединённых Штатов.
Шаста овеяна легендами и мистериями, ей поклоняются аборигены Калифорнии, ее боготворят новые американцы, к ней отовсюду тянутся духовно продвинутые личности. Иные паломники не возвращаются обратно, а селятся у ее подножья в городке Маунт-Шаста, вливаясь в неуклонно растущую коммуну. Коммуна эта состоит из представителей самых разных религиозных направлений, духовных обществ, сект, братств.
Всех их объединяет стремление приобщиться к тайнам и силе, скрытым в Горе Шаста. Осуществляет эту задачу каждый сам по себе, молча карабкаясь по бездорожью вверх сквозь бурелом и камни к вечным снегам — в надежде получить свою долю откровения.

Легенда о городе внутри горы

Проживавшие на территории штата Калифорния индейцы утверждали, что где-то в местных горах, а конкретно в районе горы Шаста, затерян огромный город, набитый золотом, драгоценностями и... трупами людей.
В 1904 году в калифорнийские горы прибыл некий Джей Си Браун, нанятый одной британской компанией для поиска не то золота, не то нефти, а может быть, и того и другого. Какое-то время Браун пропадал в горах, изредка появляясь на людях, а потом вдруг исчез, и ни его друзья, ни заказчики не могли сказать, куда он делся.
А ровно через 30 лет, в 1934 году, Браун снова объявился в городке Стоктон -ближайшем к месту своих предыдущих исследований поселении. Он был при деньгах, очень озабочен и тут же потребовал у местного подрядчика Джона Рута, чтобы тот буквально с завтрашнего дня начал нанимать людей для горных работ.
Своему подрядчику Браун рассказал следующее: «30 лет назад я лазал по склону горы Шаста в поисках золота, как вдруг наткнулся на какую-то расщелину, в которую с трудом, но мог поместиться взрослый человек. Я был худой, смелый и без гроша в кармане, терять мне было нечего, и потому, прихватив с собой фонарь, банку керосина и консервы, я полез в эту щель.
Вскоре щель превратилась в туннель (или вывела меня в туннель), по которому можно было с комфортом передвигаться. Путь оказался очень длинным - по моим прикидкам я прошел порядка 11 миль и, наконец, оказался в чем-то наподобие города, состоящего из множества комнат, соединенных переходами. Вот тут я понял, что не зря затеял это путешествие. Стены комнат были полностью обшиты медными листами, на которых оказалось что-то написано, но я так и не понял, что именно, язык мне был совершено незнаком.
Отдельные листы, видно, упали и лежали на полу, и по обнажившейся породе было видно, что весь этот город пересекает мощная золотая жила. В одной из комнат я наткнулся на кучу скелетов (я насчитал их 27), что меня сильно напугало. Я было подумал, что скелеты - останки таких же, как я, храбрых идиотов, которые зашли сюда и не смогли выбраться.
Но в другой комнате нашлись две мумии, одетые в когда-то роскошные, а сейчас уже довольно ветхие одежды. Мумии, как ни странно, меня успокоили. Я решил, что и они, и скелеты относятся к похоронному ритуалу, происшедшему достаточно давно.
Вскоре я понял, что нашел настоящий клад, но, чтобы начать разработку золотой жилы, необходимо сначала выбраться отсюда, а потом еще и найти деньги. Дорогу назад я нашел без проблем, и хорошо запомнил то место, через которое можно попасть в “Золотой город”. А вот для того, чтобы скопить необходимую для найма рабочих и покупки оборудования сумму, мне пришлось потратить 30 лет».
Трудно сказать, поверил Джон Рут этой истории или нет, но заказчик уверенно тряс деньгами и говорил, что уже через три дня (когда подъедут машины с горнодобывающим оборудованием) сам отведет и покажет подрядчику вход в сказочный туннель.
Через три дня, как и было обещано, в Стоктон приехали грузовики со всем необходимым. К тому времени было нанято уже порядка 80 рабочих, и Браун объявил, что завтра утром он поведет их всех в горы.
Но на следующее утро Браун исчез. Его вещи остались в отеле, портье не мог сказать ничего вразумительного. Рабочих распустили, оборудование уехало, а легенда о дважды пропавшем Джей Си Брауне и его «Золотом городе» так и осталась жить среди обитателей калифорнийских гор.
=0=0=

Милиция и НЛО

Опубликовано: 25.01.2017

Милиция и НЛО

В середине ноября 1986 года в течение двадцати минут опергруппа Казанковского райотдела внутренних дел Николаевской области преследовала неопознанный летающий объект. Спустя три года об этом случае написала газета «Правда Украина» от 20 августа 1989 года.

Ниже приведен текст копии телетайпограммы начальника Казанковского РОВД майора милиции Н.Ф. Степанова, отправленной им в свое время в областное управление внутренних дел.

Докладываю, что 14.11.86 года в 19 часов 20 минут в РОВД поступило сообщение из райкома партии о том, что на поле совхоза «Украина» приземлился неопознанный летающий объект наподобие спутника. В 19 часов 25 минут на место срочно выехала опергруппа в составе (далее идет перечисление, всего восемь человек во главе с начальником РОВД — Г. С.). В 19.40 опергруппа прибыла в данный район в 1,5 километрах западнее села Николаевка. На поле обнаружен след, похожий на буровую вышку, которая работает ночью.

Первоначально обнаружили объект на расстоянии примерно 200 метров. Когда две машины начали приближаться к объекту, он начал удаляться от опергруппы с такой же скоростью, с какой к нему приближались. Объект находился от земли на расстоянии от 50 до 100 метров. Так опергруппа преследовала объект на протяжении 20 минут. За это время автомашины проехали 15-20 километров. Когда машины пытались объехать объект с двух сторон, то он увеличил скорость и исчез из поля зрения в направлении Устиновского района Кировоградской области.

Описание объекта: около 50 метров высотой. Сверху — освещенное место. Снизу — тоже освещенный контур. Объект похож на перевернутую елку. В широкой ее части освещение усиленное, напоминает прожекторы, но лучей света не наблюдалось. Перед исчезновением объект поднялся примерно на сто метров от земли. На какое-то время остановился, как бы наблюдая, не гонятся ли за ним, и резко исчез в указанном направлении.

Тогда этот рапорт лег под ведомственное сукно. И только спустя почти три года после описываемых событий, участники «погони» за НЛО ответили на некоторые вопросы корреспондента газеты.

— Николай Федорович, в рапорте указаны некоторые параметры объекта, расстояния от поверхности земли и наблюдателей до него. Насколько они точны? Ведь было темно, а зрительные восприятия подчас очень субъективны. Как известно, одному луна кажется с пятак, в то время как другому — круглым столом на 12 персон.

Н.Ф. Степанов: — Согласен. Оценки параметров и расстояний могут быть субъективны. Обмениваясь мнениями, мы убедились, что все по-разному воспринимали размеры объекта. Но все же многие впечатления вполне идентифицируются. Мы наблюдали объект с двух машин под разными углами и смогли убедиться в том, что он завис в определенном месте над частью поля в границах периметра лесополос. Тождественны и впечатления о форме НЛО. Контур его напоминал усеченный конус вершиной вниз или очертание парашюта со стропами. Почему тогда пришло сравнение с перевернутой елкой? Свечение верхней и нижней частей конуса напоминало праздничную новогоднюю иллюминацию. Оно было неяркое, как бы люминесцентное, можно было бы сравнить с тлеющей, мерцающей огоньками соломой.

— Сейчас находятся нужные слова, яркие сравнения. А что вы испытали, когда увидели в ночном небе над полем конус с огненным куполом?

Н.Ф. Степанов: — Во всяком случае не страх, а приступ любознательности. Самообладания ни на секунду не теряли. Когда мы остановились у края поля с нависшим над ним НЛО, то выключили моторы — хотели услышать, работают ли двигатели объекта. Нет, стояла мертвая тишина.

К разговору присоединился участник оперативной группы капитан милиции Н.А. Послушняк:

— Бросилось в глаза, что при наборе высоты и увеличении скорости возрастала интенсивность свечения. Видимо, менялись все контуры этого свечения, лишь по ним в темноте мы могли судить о форме НЛО. Когда объект набирал высоту, он вытягивался. Когда «оторвался» от нас и на какие-то мгновения завис над шоссе Николаев-Кривой Рог, мы увидели светящуюся полоску. Такой издалека предстала перед нами сравнительно яркая верхняя часть объекта.

— А, может быть, все рассказанное вами — лишь миражи, обман зрения?

Н.Ф. Степанов: — Вы имеете в виду оптические эффекты? Вряд ли. То, что мы увидели, совсем не похоже на спонтанное шастанье сполохов по небосводу. Трудно передать это ощущение, но мы чувствовали разумную волю, управляющую НЛО. Как мы узнали позже от жителей Николаевки, объект двигался в сторону точки своего зависания над совхозным полем строго по курсу. Он как бы сознательно держал нас на определенном расстоянии во время преследования. А когда мы предприняли его охват, он взлетел.

Газета «Правда Украины», 1989 г.

Светлая память исследователям, заставляющим задуматься

Николай Викторович Левашов (ушел 11 июня 2012, на 51 году жизни)— российский писатель и публицист

Светлана Жарникова (ушла 26.11.2015 на 70-м году жизни) — Научно доказала северное происхождение ариев, культура которых легла в основу многих цивилизаций.

Сергей Данилов (ушёл 20.12.2016 на 60 году жизни) — Офицер запаса, исследователь глубинных смыслов древнеславянского и святорусского языков.

Андрей Скляров (ушёл 15.09.2016 на 56 году жизни) — Создатель проекта «Лаборатория альтернативной истории», альтернативный исследователь, автор книг «Древние боги — кто они», «Сенсационная история Земли», «Обитаемый остров Земля» и др.

Вадим Чернобров (ушёл 18.05.2017 на 52 году жизни)  Уфолог, писатель и исследователь аномальных явлений, основатель объединения «Космопоиск». Автор книг Энциклопедия загадочных мест Земли, Тайны параллельных миров, «Тайны Времени», «Справочник сталкера. Азбука выживания» и др.

Михаил Задорнов (ушёл 10.11.2017 на 70 году жизни)  В последние годы был захвачен историей Древней Руси — происхождением цивилизаций и народов, существовавших в прошлом на территории нашей страны. Снял фильмы «Рюрик. Потерянная быль» и «Вещий Олег. Обретённая быль», написал книги «Руны Вещего Олега», «Слава Роду! Этимология русской жизни», «Рюрик. Полёт сокола» и др.

Андрей Синельников (ушёл 10.11.2017 на 66 году жизни)  Исследователь Тайных обществ и организаций, автор книг «История, которой мы не знаем», «Интервью с масоном», «Крах империи евреев» и др.

Александр  Пыжиков (ушел 17 сентября 2019,  на 54 году жизни)  — Российский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века.  Доктор исторических наук, профессор.

Константин Павлович Петров (ушел 21 июля 2009, на 63 году жизни) — советский и российский военный деятель, российский общественный и политический деятель. В 2004 году записал на видео курс из 20 лекций по Концепции общественной безопасности

Светлая память исследователям, заставляющим задуматься

=0=0=

Крым для евреев

Готовясь к переселению в Эрец-Исраэль, молодые евреи Российской империи выбрали себе идеальный тренировочный полигон – безжизненные земли под крымским Джанкоем. Расчет был простой – научиться работать с выжженными почвами, чтобы разбить плодородные сады в сухом Израиле. Так в северном Крыму появились десятки еврейских сельскохозяйственных коммун.

Погромы на юге Российской империи в конце XIX – начале XX веков привели еврейскую молодежь к мысли, что нужно начинать активно готовиться к переселению в Эрец-Исраэль. Для этого нужно было научиться сельскохозяйственной деятельности, вести которую можно было бы в рамках эффективных трудовых поселений. Именно эти цели стали главными для сионистской беспартийной организации «Хе-Халуц», появившейся в начале XX века. На первом же съезде организации в 1919 году было решено, что нужно объединять заинтересованных в переправке в Эрец-Исраэль людей, помогать им в подготовке к переезду и в дальнейшем трудоустройстве. Руководителем «Хе-Халуца» был избран Иосиф Трумпельдор – сторонник сельскохозяйственных коммун, благословлённых ещё Львом Толстым. Исполнительный комитет организации располагался в Минске. После второй конференции в Харькове в октябре 1920 года «Хе-Халуц» взял на себя обязательства по практической подготовке людей к переселению. Учебные сельскохозяйственные центры стали распространяться довольно активно: один был под Одессой, в Саратове расположилась база обучения халуцим – «Мишмар ха-Волга», позже она переместилась под Москву.

Jewish.ru уже писал о группе могилёвских евреев, которым в начале XIX века удалось получить разрешение на переселение в Херсонскую область и организовать там поселение Ефингар. Пример оказался успешным и заразительным – следом за ним в тех же краях были основаны Бобровый Кут, Израилевка, Ингулец, Каменка, Нагартав и многие другие поселения. Евреи, не знавшие до этого ни плуга, ни бороны, пусть и не скорыми темпами, но распахивали и засеивали девственные бесхозные земли юга России, превращая их в плодородные почвы, на которых можно было работать и жить.

 

Крым стал местом, где еврейские поселения оказались востребованными в 1920-е годы. Регион не имел кровавой истории погромов, потому казался спокойным и стабильным, к тому же был расположен рядом с чертой оседлости. Вдобавок через Крым лежал наиболее короткий путь в Палестину, по которому перемещались легальные и нелегальные еврейские эмигранты. С весны 1919 года штаб-квартира «Хе-Халуца» перебралась в Симферополь, а в конце 1922 года была создана первая учебная ферма Тель-Хай.

Деятельность «Хе-Халуца» отлично вписывалась в уже устоявшуюся практику по привлечению евреев к сельскохозяйственному труду в России. После Гражданской войны именно такая работа обеспечивала евреев работой, жильём и пропитанием, а в перспективе коллективизации выглядела и тем более весьма уместно. В итоге Шимон Гельбиц, основатель Тель-Хай, в сопровождении руководителей крымского филиала «Хе-Халуца» Элиэзера Шафрана и Ривки Вайнштейн прибыл в джанкойский земотдел и попросил выделить им землю для сельскохозяйственных работ и организации поселения. Сотрудники земотдела очень удивились, но разрешение выдали. Землю дали на заброшенной ферме в 17 километрах от Джанкоя. Впоследствии еврейским переселенцам стали выделять земли в северной части полуострова, страдающей маловодьем – по сути, в степи, где за год выпадает в лучшем случае 450–500 мм осадков, где в жаркое лето солнце выжигает под 30 и более градусов в тени и редкая зима бывает хотя бы немного снежной. Неподалёку раскинулся Сиваш – Гнилое море – 11 солёных и горько-солёных заливов. Места, словом, малообещающие.

Была осень 1922 года, посевной сезон для членов Тель-Хай был упущен, сельскохозяйственный инвентарь отсутствовал, как и рабочий и домашний скот. Первое время новые жильцы заброшенной фермы зарабатывали себе на жизнь выделкой кож, а также приводили в порядок хозяйские и жилые постройки. Деньги на приобретение технического минимума для начала работ выделил «Джойнт», который помогал еврейским организациям по всему миру. Первым посевным тут стал 1923 год, после которого поселение стало разрастаться – вскоре здесь проживало 150 человек, которые создали свой собственный хозяйственный комитет и даже комиссию по культуре.

Позже от Тель-Хай отделилась группа людей, которая организовала поселение Мааян. Это было дочернее отделение Тель-Хай, со временем они получили 1200 десятин земли по соседству в деревне Киблеровке. Мааян стал многоотраслевым хозяйством, где выращивали пшеницу, возделывали огороды и разводили скот. На его базе была создана первая детская коммуна – ею руководила будущая еврейская актриса Мнуха Брук. В Ялте была основана земледельческая коммуна Керем Йосеф или Керем Тель-Хай. Изначально в ней проживало 33 человека. Она примечательна тем, что тут выращивали табак и виноград, столовые и винные сорта. Кроме того, развивалось пчеловодство, был поливной огород, приносивший два-три урожая овощей в год – его снабжали из двух горных источников и городского водопровода.

Сельскохозяйственная компания «Хе-Халуца» развивалась так же стремительно, как и идеологическое горение внутри её членов. Уже в 1923 году в организации произошёл раскол. Левое крыло – те, кто разделял идеи классовой борьбы и коллективизма – получило легальный статус и было зарегистрировано в НКВД СССР. Правое крыло стало «Национально-трудовой организацией Хе-Халуц», участники которой были против уничтожения частного хозяйства, а значит, были априори вынуждены существовать нелегально. Из-за раскола разделились и жители Тель-Хай.

Сторонники правых идей основали коммуну Мишмар. Они получили землю поблизости от станции Таганаш, в заброшенном имении Кучук-Алкалы – тут было больше тысячи десятин пашенной и кормовой земли, разорённая полуразрушенная усадьба, хозяйственные постройки и поросший диким кустарником плодовый сад. За месяц коммунары засеяли земли кукурузой, просом, картофелем и баштаном, перекопали огород и избавили от растительных паразитов фруктовые деревья. Мишмар впоследствии стал местом дислокации всей аграрной техники «Агро-Джойнта» в Крыму, тут происходили встречи нелегального «Хе-Халуца».


Коммуны привлекали внимание прессы, для западных СМИ они были констатацией успеха евреев в Советской России. Западные журналисты восторгались людьми, которые «одной ногой стоят в Крыму, а другой – в Палестине», получают сельскохозяйственный опыт и учат иврит, палестинские географию и аграрное дело. Корреспондент американской еврейской газеты Forverts в 1926 году особенно был впечатлен успехом крымских халуцим в свиноводстве – коммунары разводили свиней на продажу.

С начала 20-х годов активно шёл хаотичный переезд евреев в Крым. Советская власть поддерживала коммунистические начала в рядах еврейской молодёжи. Желая создать альтернативу сионизму, Совет национальностей ЦИК СССР организовал КОМЗЕТ – комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, ответственный за сотрудничество с международными еврейскими организациями, прежде всего с тем же «Джойнтом». Журнал «Трибуна» за сентябрь 1929 года писал, что КОМЗЕТ был «одним из боевых органов советской власти по проведению национальной политики среди еврейских трудящихся масс». Он формировал переселенческую политику и патронировал поселения сначала в Южной Украине и Крыму, потом в Биробиджане, а ещё позже в Белоруссии, Узбекистане, Грузии и далее по всему Северному Кавказу.

Однако вторая волна идейного раскола в кругах еврейских коммунаров практически утопила сионистов. На фоне оживления экономики Советского Союза, произошедшего благодаря нэпу, изменилось настроение существенной части членов коммун – смотрящих в Палестину оставалось всё меньше.

В 1926-1927 годах арестовали 40 человек из руководства еврейских коммун. В феврале 1928-го «Хе-Халуц» в СССР был запрещен. Довести до конца уникальный эксперимент по «экстремальной агрономии» и отправиться в Палестину удалось не многим пионерам «Хе-Халуца». Арестованные халуцианцы проходили тюрьмы и ссылки, к наиболее активным из них применялось выселение в Палестину: большевики считали эту меру суровым наказанием. Практика не получила широкого распространения, но известно, что её некоторое время поддерживали Каменев с Дзержинским.

Первых «выселенцев» из бывших членов коммун по маршруту Одесса – Яффа отправляли в Обетованную землю на торговых судах, деньги отъезжающим выделял «Агро-Джойнт». Известно, что большая группа халуцим коммуны Тель-Хай в 1931 году основала мошав Ган-Явне, а бывшие жители Мишмара в 1933-м создали киббуц Мишмарот около Хайфы, поныне здравствующий. И если вы бывали в Джанкое или на берегах Сиваша и видели тамошние почти безжизненные земли, у вас есть ответ на вопрос, как евреям удаётся выращивать плодородные сады в пустынном и горном Израиле, страдающем от нехватки воды.

Картина дня

наверх