В чем нынешняя трагедия России?
«Все действительное разумно, все разумное действительно» — утверждал Гегель. Иными словами, в каждом происходящем событии кроется высшая разумность, высший смысл, не всегда понятный человеку. Если событие произошло, — это закономерно. Наше возмущение и неприятие происходящего проистекает из незнания законов, управляющих людьми и обществом.
Вспоминается недавний разговор с одним моим знакомым.
— Вы знаете, какого мнения читатели о ваших книгах? — сказал он. — Когда дело касается болезней и проблем отдельного человека, вы сбалансированы, добродушны и мудры. Как только речь заходит о проблемах России, все ваше обаяние заканчивается, — злость, паника, осуждение...
Я улыбнулся и развел руками в ответ.
— Читатели совершенно правы. Больше тридцати лет я пытаюсь понять, что такое болезнь и судьба человека, и нащупать закономерности того, что происходит. А поведение российских чиновников закономерностям не поддавалось. Логике и здравому смыслу — тоже. А потом я попытался уйти от узких схем и привычных стереотипов, и возмущение стало уходить.
Что такое обида, недовольство, возмущение? Это, на самом деле, примитивная попытка управлять ситуацией. Слабый человек обижается, сильный — действует. По сути, обида — это попытка управления и воспитания другого человека.
Если у меня есть даже небольшой опыт воспитания, я уже обижаться не буду, у меня после неприятной ситуации будет расти не боль обиды, а количество воспитательных средств и приемов. Любая болезненная ситуация, которая раньше становилась для меня мукой и вызывала приступ отчаяния, теперь оказывается интересной задачей с множеством разнообразных методов решения. А то, что раньше воспринималось как обида, нанесенная другим человеком, теперь превращается в радость творчества, — ведь посредством воспитания мы, меняя характер человека, создаем новую личность. Это — как писать картину: радость творчества, создание нового мира, отдача энергии, помогающая ощутить любовь в душе. Обида — это конфликт, а когда мы выработали привычку смотреть на конфликт как на возможность воспитания другого человека, — тогда вместо ненависти и осуждения мы начинаем испытывать счастье творчества.
— Однако не все так просто, — продолжал я. — Иногда боль, нанесенная близким человеком, настолько сильна, что мы чувствуем: преодолеть ее невозможно, нет моделей воспитания для этого случая. Мы пытаемся управлять и воспитывать, но не находим подходящего способа, метода, приема. В этот момент можно испытать отчаяние, которое превратится в осуждение или уныние. Ведь любая обида — это подсознательное желание убить другого, а впоследствии — и самого себя.
На самом деле, выход есть, — изящный и простой. Причина агрессивности — в желании управлять другим человеком или ситуацией. Ведущий — агрессивен, ведомый — спокоен. Если в момент сильнейшей обиды мы вдруг вспоминаем, что близкий человек — это инструмент в руках Бога, тогда нам сразу становится легче. Если мы понимаем, что через душевную боль, обиду нас свыше отрывают от привязанностей, — мы становимся спокойнее. Если мы осознаём, что любое унижение души, духа и тела направлено на очищение и раскрытие Божественной любви, мы испытываем ощущение счастья и гармонии. Чем явственнее мы видим во всем Божественную волю, чем больше мы ощущаем себя ведомыми, тем легче нам сохранить любовь в самой болезненной для нас ситуации.
«Кесарево кесарю, а Божие Богу». Это означает, что мы живем одновременно в двух логиках. Первой всегда должна включаться логика Божественная, — это позволяет побеждать агрессию в самой ее основе. Если первое наше побуждение — импульс любви, тогда воздействие на другого человека превращается в воспитание, а не уничтожение.
Чем обширнее у человека возможности воздействовать на окружающий мир и менять его, тем сильнее могут вырасти его гордыня, ощущение правоты и тем стремительнее будет увеличиваться его агрессивность. Механизм спасения в этой ситуации, ведущей к гибели, только один: устремление к Богу и к любви должно быть больше, чем устремление к любым, даже самым большим, способностям. Чем явственнее мы видим Божественную волю во всем, тем менее опасной становится наша собственная воля. Тогда, наряду с воспитанием окружающих, мы будем заниматься и самовоспитанием. Ощущение Божественного присутствия во всем помогает нам в самовоспитании, смысл которого — измениться так, чтобы в душе было больше любви.
Многие люди, прочитав мои книги, стали молиться так: «Господи, сними с меня все обиды, явные и неявные». На поверхностном уровне такая молитва все равно работает. Но если вдуматься, суть обиды — это неумение воспитывать другого человека, это нежелание видеть Божественную волю во всем происходящем. Получается, что человек не хочет воспитывать ни себя, ни других, ведет себя соответствующим образом и при этом, обращаясь к Богу, просит устранить последствия такого своего поведения. Люди используют образы и понятия, не задумываясь над их смыслом. Поэтому, хотя поверхностные изменения и происходят, но реально характер и судьба не меняются и тяжелые болезни остаются.
Мой собеседник слушал с большим вниманием. Я продолжал:
— Бандитский беспредел 90-х сменился беспределом чиновничьим. Раньше меня это возмущало, рождало страх, панику и осуждение. Каждый из нас может быть убит, арестован, подвергнут издевательствам, зная, что закон его не защитит и справедливости не будет. А теперь вдумаемся, почему это происходит. Закон и справедливость могут существовать только там, где есть нравственность. Она может быть первобытной, она может быть языческой, она может достигнуть уровня единобожия. Но порядок государственный происходит из порядка в душе. Если власть нарушает Божественные законы в виде заповедей и нравственности, такой власти подчиняться нельзя. Иначе она истребит и народ, и государство, и себя самое, в конечном счете.
Гарантом нравственности мог быть народ, могло быть общественное мнение. Но все были дезориентированы. Лидеры общества с вожделением кричали о прогнившей социалистической системе и о наступившей демократии. Точно так же большевики в свое время отрекались от прогнившего царизма и буржуазной нравственности. Теперь светлое будущее заменили идеей сытого настоящего. Но оказалось, что понятие демократических свобод невозможно без гарантий нравственности. Для того чтобы была демократия, необходимо равенство всех перед законом и безусловное подчинение этим законам.
На Западе религия перестала быть гарантом нравственности. Эту роль попытались взять на себя общественное мнение, демократические организации, пресса. Однако светская власть может быть гарантом только внешних приличий — морали, нравственности, смыкающейся с административным и уголовным правом, но не более. Есть такое понятие — менталитет общества. Бывает, в обществе не принято лгать и воровать, считается, что опозорившемуся чиновнику следует оставить должность, а власть должна работать в интересах государства и народа. Все это существует на уровне обычаев. Если же нет гаранта нравственности, менталитет общества может меняться в худшую сторону, что сейчас в мире и происходит.
Если государство станет нравственным, невыгодно будет воровать и предавать собственный народ. Но к этому еще надо прийти.
В настоящее время в России нет идеологии, которая объединяла бы нравственность и систему стратегических целей. Единобожие не может существовать без строгого соблюдения нравственных законов, а они, в свою очередь, должны быть защищены системой административных и уголовных законов.
В Ветхом Завете, к слову сказать, дается четкая взаимосвязь главных понятий. Из веры в Бога происходит любовь и сострадание к себе подобным. Любовь и сострадание рождают нравственность, нравственность предписывает правила общения и поведения людей. Появляются административные законы. Нравственность предписывает, как вести себя в области хозяйственной деятельности, в торговле, во время войны. Нравственность определяет, что можно и чего нельзя делать по отношению к своему ближнему и к самому себе.
По сути дела, Библия прямо и недвусмысленно утверждает: «Если политика, экономика, культура и религия в государстве не способствуют исполнению и постижению Божественных законов, — такое государство обречено на гибель». Если в государстве утрачена нравственность, то его экономика и политика начинают деформироваться, вырождаться и погибать. После появления Торы миновало несколько тысячелетий. Государства возникали, развивались, погибали, — и каждый раз это происходило по сценарию, описанному в Библии.
Нынешняя трагедия России в том, что в 90-х годах либералы пытались убедить общество: финансовое благополучие намного важнее нравственности. Разнузданность они называли свободой, воровство — демократией, разложение собственной культуры — переходом к западным ценностям. Нынешняя трагедия России в том, что коммунисты в течение 70 лет убеждали народ: счастливое и сытое будущее важнее веры, любви и нравственности. Проблема России в том, что несколько столетий назад светская власть подавила и подчинила себе власть духовную. Проблема в том, что Православная Церковь в России вошла в состояние кризиса: из-за непонимания людьми, в чем суть религии, ритуалы, обряды постепенно вытеснили, заменили искреннее устремление к Богу и соблюдение заповедей, а потом уже такие человеческие ценности, как власть, богатство, стали значимее любви и отрешенности.
Сегодняшняя проблема России, вероятно, в том, что люди, исповедующие православие, не сумели полностью осознать то, что говорил Иисус Христос. Однобокое, половинчатое восприятие истин, полученных через него, постепенно стало приводить к разрушению единобожия и к усилению языческих тенденций. А у язычника всегда на первом месте царь, то есть сила, а на втором месте — дух, то есть жрец.
Подняться над смертной частью своей души и ощутить единение с вечностью
По мере того, как наша энергетика становится все сильнее, мы можем все выше подниматься над нашим духом, над сознанием.
После этого начинается долгий этап освоения территории души.
Эгоизм уже преодолен, но боль души все еще непереносима, и теперь нам еще больше нужны любовь и единение с Творцом.
А когда любовь воспринимается как воздух, без которого ты умрешь, тогда человек поднимается над смертной частью своей души и ощущает единение с вечностью.
Только тогда любовь к другому человеку не порождает привязанности, ревности и страха.
Высшее наслаждение – это отношения, забота друг о друге на уровне души. Поэтому искушение срастись душами и забыть о Боге – самое большое.
Такое счастье гораздо прочнее и долговечнее счастья материального и духовного, поэтому любовь и единение с Творцом должны быть при этом намного масштабнее.
Не каждому дано испытать счастье на всех трех уровнях: физическом, духовном и душевном.
Только те, кто ощущают прикосновение Духа Святого, или благодати, говоря языком православия, могут иметь счастье всех уровней и не зависеть от него.
Как понять, есть ли на человеке порча, сглаз, приворот, проклятие, и как быть в таком случае?
Ей дали шанс, но она не успела изменить свой характер
В том, что наше несовершенство, которое мы передали потомкам, может стать главной причиной, не позволяющей излечить болезнь, я убедился в Нью-Йорке в апреле 1994 года. Случай был уникальный. В офис, где я принимал, позвонил мужчина и попросил помочь его матери.
— Какой диагноз у вашей матери?
— Рак мозга с метастазами в легкие и другие органы.
— Сколько ей лет?
— Семьдесят пять.
— В каком она состоянии?
— Она без сознания.
— Для того чтобы лечить человека, я должен общаться с ним. В этом случае я вряд ли смогу помочь.
— Мать для меня — самый дорогой человек. Может быть, все-таки удастся что-то сделать?
— Работать нужно вам. Она умирает потому, что передала вам и вашим потомкам осуждение людей, презрение к ним, внутреннее высокомерие. У вас это внешне не проявляется, но в ваших детях и будущих потомках начинает усиливаться. Вы тоже уже недалеко от роковой черты, поскольку многих осуждали. Насколько сумеете очистить свою душу и души потомков, настолько у вашей матери повысятся шансы выжить.
Вам нужно полностью пересмотреть отношение к людям. Вы слишком презираете и осуждаете мерзавцев и негодяев, а это дает гордыню, близкую к смертельной. Очистить вашу душу можно смертью, тяжелой болезнью или подлым поступком по отношению к вам. Если не осудите, не возненавидите, зацепка уменьшится и душа очистится. У матери желание поставить свои душевные качества, мудрость, способности выше Бога привело к тому, что она постоянно осуждала и ругала окружающих. Поскольку из прошлых жизней и от родителей она получила запас внутреннего добродушия, то все это проникало в подсознание медленно, и ее жизнь была вне опасности. Но вы сейчас подошли к роковой черте. Она болеет, для того чтобы сохранить жизнь вам.
Три недели я наблюдал эту ситуацию. Дважды ездил в Манхеттен в клинику, где лежала больная. По мере того как сын молился и менял себя, состояние матери улучшалось. Сначала она начала приходить в себя, потом стала говорить, но на каком-то непонятном языке. Через две недели она пришла в себя полностью и заговорила нормально.
— У нее сейчас хороший аппетит, разговаривает по телефону, но иногда путает события, с памятью что-то не в порядке.
И вот мы с сыном везем ее домой. Я объясняю ему и сиделке, что пробелы в памяти связаны с желанием души отключиться от ненависти, которую она накопила к другим людям и к самой себе. Ненависть рождается в голове и блокируется головными болями, снижением зрения, слуха и заболеваниями головного мозга.
— Повторяйте ей постоянно, что она должна молиться и пересматривать свое отношение к людям. Это главное условие ее выживания.
Старушка пристально смотрит на меня и бормочет:
— Все это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
— О, маме стало лучше! — радуется сын.
Потом мы беседуем с ним, и он рассказывает:
— Вы говорили, что моя душа зацепилась за мудрость и душевные качества, что я склонен ненавидеть подлецов и тех, кто меня обманывает. Я хозяин небольшого частного предприятия, у меня работал один парень, которого я пожалел. Я платил ему даже тогда, когда не было работы, — чтобы поддержать его. А несколько месяцев назад он нашел более хлебное место и ушел туда, но вскоре все равно остался без работы. Я мог бы сделать так, чтобы он уехал из Нью-Йорка, но почему-то этого не сделал. Скажу честно, Бога побоялся, наверное. А вчера я позвонил ему и предложил вернуться на работу.
Через два месяца его мать умерла. Он очистился, а мать не сумела изменить свой характер. Ей дали шанс, но ее душа не готова была испытать любовь к Богу на уровне сознания.
Коллекция картин С.Н. Лазарева
Многие из вас знают, что Сергей Николаевич пишет картины, и в этот процесс вкладывает особый смысл. Каждая картина отражает определенное состояние и пробуждает в человеке те чувства, которые делают его счастливым, спасают и лечат.
Подсознание и уровни души
Для того чтобы получить что-либо, нужно протянуть руки и взять это. Для того чтобы получить любовь от Бога, нужно протянуть к Нему руки и отвернуться от ценностей человеческих. В критические моменты следует забывать о человеческой логике и жить только на уровне логики Божественной. Только тогда трансформация человеческого «я» будет полной. Только тогда любая информация может быть полностью усвоена.
На память приходит недавний германский семинар, на котором я говорил о понятиях души и духа, об их соотношении и о причинах тенденции поставить дух выше души.
Почему существует такая тенденция? Во-первых, потому, что есть три уровня духа. Первый уровень — то, что называется «Святой Дух». Кроме того, в иудаизме Божественную энергию, которая пришла в этот мир и начала создавать вселенную, называют духом. И третья ступень — наше сознание, духовная жизнь, наш дух.
Есть сознание клетки, есть сознание органа и есть сознание организма. Есть Божественный дух, есть вселенский дух и есть дух человека. Эти понятия обозначаются одним словом, но качественно отличаются друг от друга.
Вселенная устроена по принципу матрешки. Святой Дух — это Божественная энергия, которая является любовью, то есть чувством, сознанием и веществом одновременно. Это вселенские душа и сознание, это душа и сознание всего живого во вселенной, это душа и сознание человечества, народа, семьи, отдельного человека.
Христос говорил: «Бог есть дух». Это означает, что Всевышний — за пределами этого мира, то есть это не истукан, которому можно молиться. В то же время, Христос говорил: «Блаженны нищие духом», то есть счастлив тот, кто духа не имеет. Что это значит? Христос, вероятно, имел в виду: дух — это наша духовность, сознание, будущее. Об этом свидетельствуют его слова: «Не переживайте о завтрашнем дне», — то есть не следует концентрироваться на духе. Ведь наша духовность связана, в первую очередь, с прогнозированием будущего. Чем выше духовность человека, тем больше он может прогнозировать, планировать, мечтать.
Когда человек мыслит на уровне отдельных противоположностей, тогда под понятием «дух», «духовность» он автоматически подсознательно подразумевает сознание, будущее и начинает поклоняться будущему, а дальше начинается катастрофа. Именно эта тенденция была 2000 лет назад в Израиле, именно против нее восставал Христос.
Во-вторых, стремление поставить дух выше души связано с еще одним важным моментом. Существуют понятия: сознание, подсознание, или бессознательное, и сверхсознание. Вначале бессознательное-подсознательное воспринималось как нечто первобытное, животное, несовершенное, как наши страсти, закопанные глубоко внутрь. Спустя некоторое время то, что считалось подсознанием, назвали сверхсознанием, поскольку, как выяснилось, информация о будущем, все самые высшие аспекты человеческой личности кроются там же, в том же подсознании.
Так все-таки, что же такое подсознание? Это животное или сверхчеловеческое? Всё вместе. Дело в том, что подсознание многослойно, наша душа многослойна. Душа — это наши чувства.
У нас есть чувства животные и есть чувства Божественные; мы — посередине.
Сначала человек считал, что душа — это нечто высшее. Потом человек понял, что из души приходят животные чувства, и начал сознанием тормозить себя, исполнять заповеди, управлять своим поведением. Человек стал рассуждать так: поскольку я сознательно говорю себе — «Воздержись от этого, воздержись от того...», — значит, получается, что я сознанием останавливаю свои желания и управляю своей душой. Значит, сознание первично и, значит, дух — важнее души. Тот, кто руководствуется только душой, часто совершает ошибки. А человек, для которого важен дух, ориентируется на знания, на заповеди, на религию, управляет своей душой и, в конечном счете, из него получается гармоничный человек. Вот точка зрения.
Все становится на свои места, если мы понимаем следующее. Дух находится над животным слоем души, а над духом есть еще слой души Божественной. В душе есть слои, которые ниже духа, и есть слои, которые выше духа.
Когда человек может мыслить диалектически, тогда он понимает: душевный человек может тяготеть к животному, а может тяготеть к Божественному; всё это душа. А определить душу одним словом невозможно, поскольку душа состоит из противоположностей.
Если человек считает, что через сознание нужно полностью собой управлять, то он начинает управлять не только животным своим началом, но и Божественным. После этого сознание становится во главу угла, душа начинает деревенеть, энергетика падает — и человек постепенно затухает.
Мы должны понять, что наше сознание через знание заповедей, религии помогает нам воспитывать нашу душу. Но, вместе с тем, высшие слои нашей души, которые соприкасаются с любовью, намного значимее, масштабнее духа, и именно любовь воспитывает наше сознание.
Задумавшись, я смотрю на листок бумаги, лежащий передо мной. Одна читательница помогла мне информацией, касающейся души и ее развития. Оказывается, в иудаизме принято считать, что душа имеет пять уровней.
Уровень первый называется нэфеш — «низшая, животная душа».
Уровень второй — руах — «дух».
Уровень третий — нешама — «душа».
Уровень четвертый — хайя — «живая».
Уровень пятый — йехида — «единая».
Получается, что первый уровень души — животный, связанный с телом. Второй уровень души связан с сознанием — духом, третий уровень — с высшими чувствами. Четвертый уровень называется «душа живая», — она выходит за пределы личности, охватывает все живое, и в ней непрерывно присутствует любовь. Душа последнего, пятого уровня — вечна и нераздельно связана с Творцом, потому и называется — «единая душа». В «единой душе» заключена вся вселенная, ее смертная и бессмертная составляющие.
«Наверное, так», — думаю я. Может быть, потом мое восприятие изменится. Как только мы воспринимаем что-либо как абсолютную истину, наше устремление к познанию останавливается, тормозится энергия, а вместе с ней — и любовь.
В таком случае, что же есть истина? Это есть непрерывное устремление к Божественной любви и непрестанное ее увеличение. Это готовность каждый день смотреть на мир по-новому. Обладание истиной делает человека счастливым. Непрерывное устремление к истине делает человека счастливым постоянно.
Неумение держать травмирующую ситуацию разваливает здоровье и судьбу
У меня не так давно была любопытная история. Пациентка решила проверить состояние щитовидной железы. Выяснилось, что гормональный фон нарушен. «Ваша щитовидка не справляется с тем ритмом жизни, в котором вы живете», — сказал врач и прописал ей гормональные лекарства. Через несколько месяцев она пришла на проверку. «У Вас появились узлы на щитовидной железе», — сказал врач и предупредил, что необходимо делать операцию, потому что эти узлы могут превратиться в раковую опухоль. Женщина обратилась ко мне с вопросом, можно ли что-то предпринять?
«Давайте рассуждать логически, — сказал я ей. — Вы совершенно не держите травмирующую ситуацию в личных отношениях. Это разваливает здоровье и судьбу будущих детей. Лекарство не улучшает Вашего характера, не меняет отношение к жизни.
Попробуйте сделать следующее: научитесь принимать потери человеческого, используя свой прошлый опыт или проходя любые возможные стрессовые ситуации. Наработайте рефлекс сохранения любви, молитесь за детей. Почувствуйте, что на душе стало легче, "отпустило", начинайте плавно снижать потребление лекарств».
— «А как мне определить, что произошли улучшения?»
— «Пойдите к врачу и проверьте гормональный фон. Если функция щитовидки восстановится, то операция естественно не нужна и можно рассчитывать, что узлы со временем рассосутся».
Женщина стала молиться и постепенно перестала принимать лекарства. Через пару месяцев обследовалась, и выяснилось, что гормональный фон у нее в порядке. «Но Вы знаете, врачи все равно настаивают на операции, — сообщила мне молодая женщина. — Что мне делать?»
Я в ответ только пожал плечами: «Я с врачами не спорю. И в таких случаях советов не даю. Я бы сам, если у меня восстановилась функция органов, с операцией не торопился бы. Но если у Вас есть страхи и сомнения, значит, в Вашей душе еще мало любви и глубинные изменения будут незначительными. Что делать, решать Вам».
Свежие комментарии