Друзья

10 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    <i>Комментарий скрыт</i>Курилы - волнолом...
  • Юрий Ильинов
    Стандарты безопасности на подъемнике в Вайоминге, 1960-еМегалиты по всему...
  • Юрий Ильинов
    О МИНЕРАЛЬНОМ ЦАРСТВЕ: "Эзотерическая психология, т.1, стр.221 Влияние организующего Седьмого Луча наиболее заметно в...Мегалиты по всему...

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

www.popmech

 

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

Что стоит за тревожными сообщениями о первых жертвах боевых беспилотников, способных выслеживать и уничтожать цель без помощи человека – автоматически.
Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции
В июне 2021 года мировые СМИ взорвались новостями о первом задокументированном применении «дронов-убийц». Громкие заголовки опирались на официальный отчет группы экспертов ООН по Ливии, где уже несколько лет не стихает гражданская война. На почти 550 страницах документ детально описывает события, произошедшие с октября 2019 по январь 2021 года, и «дроны-убийцы» появляются здесь в части, посвященной боям марта 2020-го, когда силы поддержанного ООН Правительства национального согласия атаковали войска Ливийской национальной армии и их союзников во главе с фельдмаршалом Халифом Хавфаром в столице страны Триполи. Вот этот фрагмент целиком:

«Затем колонны тылового обеспечения и отступающие подразделения СПХ ["сил, примкнувших к Хафтару" – ПМ] были выслежены и дистанционно атакованы боевыми беспилотными летательными аппаратами или смертоносными автономными системами вооружений, такими как "STM Каргу-2", и другими барражирующими боеприпасами. Смертоносные автономные системы вооружений были запрограммированы на поражение целей, не требующее связи между оператором и боеприпасами: по сути, это было полноценное применение механизма автономного режима наведения».


 

Приложение 30 к докладу экспертной группы ООН по Ливии: фрагменты сбитого Kargu-2, которые позволили доказать факт их боевого применения
Приложение 30 к докладу экспертной группы ООН по Ливии: фрагменты сбитого Kargu-2, которые позволили доказать факт их боевого примененияUN

Тонкости формулировок

Опираясь на эти сухие и скупые сведения, журналисты заговорили о первом достоверном случае убийства человека боевым роботом. Строго говоря, первой жертвой машин стал 25-летний Роберт Уильямс (Robert Williams), работник фабрики Ford в Мичигане, который был убит промышленным манипулятором в 1979 году. Но такие случайности не в счет, если речь идет о роботах, «запрограммированных на убийство». С другой стороны, многие специалисты отмечают, что в отчете не содержится прямого указания на то, что бомбардировка производилась полностью автоматически и что именно она привела к человеческим жертвам.

Из текста видно, что эксперты ООН не делают строгого различия между летальными автономными системами вооружений (Lethal Autonomous Weapons Systems, LAWS) и барражирующими боеприпасами (Loitering Munition, LM) – «дронами-самоубийцами». LM – оружие «засадное», такие аппараты патрулируют определенную территорию, дожидаясь появления заранее определенной цели и сигнала для удара с высоты. Первым из них стал самолет-снаряд IAI Harpy, разработанный в Израиле еще в 1980-х, а сегодня их потомки выпускаются (по израильской лицензии) даже в Азербайджане («Зарба») и активно применялись военными страны в серии конфликтов вокруг Карабаха. Так что в этом случае применение LM в Ливии не представляет собой ничего принципиально нового.

Конечно, никакой четкой границы, различающей системы LM и LAWS, нет, и сами израильские производители барражирующих боеприпасов из компании IAI называют их «всепогодным автономным вооружением», способным «атаковать боевую силу без контроля со стороны человека». С тем же успехом автономным оружием можно было бы назвать и «умную» морскую мину, которая «барражирует», дожидаясь приближения корабля-жертвы. Однако «полноценное применение механизма автономного режима наведения», которое фигурирует в докладе ООН, говорит о том, что все-таки, мы имеем дело с чем-то большим.

Нажми и смотри

Стамбульские киллеры

Упомянутые в тексте беспилотники Kargu-2 – это тактические квадрокоптеры турецкой компании STM, которые могут управляться дистанционно или полагаясь на собственную систему машинного зрения и способны нести небольшие бомбовые заряды. Их летные характеристики выглядят не слишком впечатляюще: собственный вес 7 кг, дистанция 5 км, максимальная высота 2.8 км, скорость до 72 км/ч, в воздухе – до 30 минут. Зато ориентироваться Kargu могут по видеоданным, используя опорные точки ландшафта, что делает их не столь чувствительными к работе систем подавления GPS-сигнала.

Согласно заявлениям STM, аппараты могут использовать инструменты распознавания лиц для идентификации и отслеживания потенциальной цели, а если это не удастся, самостоятельно вернутся на базу. Заметим, что в продуктовой линейке STM имеются и барражирующие боеприпасы как таковые – дроны Alpagu. Это косвенно подтверждает, что в случае с Kargu речь идет именно об аппаратах, способных активно выслеживать и атаковать цели, и делать это полностью самостоятельно. Не так давно дроны получили новый «апгрейд» и возможность действовать в «стае», эффективно распределяя цели между собой и координируя совместные действия группами численностью до 20 аппаратов.

По словам главы компании STM Мурата Икинчи (Murat Ikinci), Kargu предназначены для «антитеррористических и асимметричных сценариев». Насколько известно, они поставляются с тремя вариантами боевой нагрузки: осколочной, бронебойной и термобарической, подходящий для нанесения удара по защищенным укрытиям. И тем не менее, публичной официальной демонстрации автономной «охоты на человека» ни компания STM, ни турецкие власти не показывают до сих пор.

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции
STM

Однако турецкая армия приняла Kargu на вооружение еще в 2017 г. и применяет их в Ливии и Сирии. В конце 2020-го военные получили сразу 500 новых дронов с функцией «роя». Тем временем израильские барражирующие Orbiter 1K и Harop вместе с парой десятков Kargu активно и с успехом применялись Азербайджаном во время сражений в Карабахе в конце 2020 г. Кажется, что этот успех вызвал большой спрос на такие системы, и появление новых, еще более автономных и смертоносных аппаратов, – не за горами.

Сопротивление бесполезно?

С особым волнением встретили новость о возможном автономном применении Kargu правозащитники. Многие из таких организаций активно борются за полное запрещение разработки и применения полностью автономных систем вооружений – и нельзя сказать, что дело это полностью безнадежное. Еще с 1980 года действует Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые считаются особо «негуманными». К ним, в частности, относят ослепляющие лазерные установки и осколочное оружие из материалов, которые невозможно обнаружить с помощью рентгена: и те, и другие удалось запретить еще до массового применения.

А начиная с середины 2010-х, в рамках конвенции активно обсуждается и проблема «смертоносных автономных систем вооружений». Для привлечения внимания к проблеме общественности в 2017-м был Future of Life Institute выпустил видеоролик Slaughterbots, который стал вирусным и был просмотрен более 75 млн раз. Показанные в нем аппараты удивительно точно напоминают о Kargu-2. Однако тогда многие специалисты сочли его чересчур фантастичным, полагая, что появления таких систем не стоит ждать раньше, чем к середине XXI века. Однако не прошло и пяти лет, как их возможное применение уже обсуждается в ООН.

Нажми и смотри

В 2019-м группа экспертов выпустила «дорожную карту» по введению – пока еще временного – моратория на разработку, развертывание и применение летального автономного вооружения, – в качестве первого шага к полному их запрету. С поддержкой выступает и Международный комитет Красного Креста, и десятки других гуманитарных организаций. Однако локальные войны не утихают во всем мире, в Ливии и Карабахе по-прежнему неспокойно, что питает милитаристские аппетиты у всех сторон этих конфликтов. Поэтому остается так мало надежд на то, что автономные боевые роботы-убийцы будут запрещены прежде, чем на их счету окажется слишком много жертв.

Роман Фишман

Дроны специального назначения

Какие бывают дроны, для чего они нужны и какие технологии используются в современном мире — рассказывает Артемий Ситнов, оператор-геодезист беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Дроны специального назначения

Дрон – давно закрепившееся название беспилотных летательных аппаратов. Есть и альтернативные варианты наименований: беспилотник, коптер, БПЛА. Все они характеризуют устройства, которые способны перемещаться в воздухе самостоятельно, без пилота-человека на борту. Современные дроны различаются по способу полета и его дальности, весу полезной нагрузки и другим характеристикам. Сочетание практичных свойств в одном аппарате делает его использование эффективным в разных видах деятельности, начиная от боевых действий и заканчивая пожаротушением.

Что касается видов дронов, сейчас чаще всего используются 3 основных типа:

Любительские и полупрофессиональные дроны для съемки фото и видео. Яркие представители таких дронов являются DJI: Phantom, Mavic и другие, которые позволяют с минимальным количеством усилий получать красивую плавную картинку. Я бы их охарактеризовал как «летающие гаджеты», то есть летающая камера, которая позволяет создавать очень качественный контент.

Гоночные дроны, цель которых заключается в проведении гонок — небольшие аппараты, миллиметров 200 по диагонали между двигателями. Они позволяют очень быстро летать. Они сделаны на карбоновой раме (основная монолитная прочная конструкция при столкновениях не страдает). Позволяют набирать быстрые скорости, электронику можно поставить абсолютно любую. Ввиду того, что прогресс не стоит на месте, такие аппараты обладают очень мощными моторами в очень компактном размере, также полетные контроллеры, регуляторы — все стремится к тому, что размер минимизирован, при этом у данного железа, несмотря на маленький размер, есть огромный потенциал.

Последние года 2-3 данные дроны часто начали использовать для съёмок экшн-кадров. Тот же Mavic от компании DJI не способен разогнаться до высоких скоростей (лимит 70 км\ч), а нужно, например, снять гоночную машину, которая едет достаточно быстро. Гоночный дрон набирает очень высокую скорость, имея на борту GoPro, с помощью которой можно получить качественную и стабилизированную картинку без 3-х осевого подвеса (стабилизатора). Дрон способен догнать автомобиль и красиво его отснять.

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

Такие дроны используют не только для быстрых кадров. Есть тип маленьких гоночных дронов под названием CineWhoop, которые относительно небольшого размера, но летают очень стабильно, плавно и позволяют получать невероятные кадры. Например, в интернете была популярна реклама боулинга. В ролике маленький дрон летает в помещении боулинга, пролетает между столиками, под стульями, потом залетает в зону, куда падают кегли, то есть пролетает все помещение клуба. И все это снято в один дубль. Ни один DJI просто не сможет так снять (на данный момент). Эта съемка очень ценна тем, что не каждый человек может управлять таким дроном. При этом, данный вид дронов доступен по цене. Стоимость таких дронов варьируется от 15-35 тысяч рублей. Вам необходимо приобрести пульт и очки, и с этим комплектом будет работать практически любой дрон такого типа. Обслуживание данных дронов тоже не бьет по карману. Ремонт его можно выполнить прямо в полевых условиях. Допустим, что-то сломалось — заменили, полетели дальше.

Промышленные дроны. Это квадрокоптеры, гексакоптеры, мультикоптеры — различие лишь в количестве двигателей. Тяжеловесные — применяются для доставки грузов, орошения полей. В них используется много двигателей, чтобы грузоподъемность коптера была высокой. Также есть обычные, классические, квадрокоптеры. Это некая платформа, на которую можно навешивать различные виды оборудования, начиная с обычных камер, а также тепловизионные камеры, газоанализаторы.

Сейчас некоторые разработчики даже придумывают устройства, позволяющие искать объекты под землей — то есть после пролета над землей можно получить данные о том, что находится под землей и где лучше делать раскопки. Тоже очень интересное применение дронам. В частности, сейчас чаще всего беспилотники применяются в геодезии, картографии, мониторинге различных трубопроводов (газовые, нефтяные трубопроводы), осмотре линий электропередач, что особенно упрощает работу, ведь в стандартном понимании человек, который должен осмотреть опоры ЛЭП, на проверку только одной опоры тратит порядка 2-3 часов. На квадрокоптере это гораздо безопаснее: так как отсутствует человеческий фактор, сотрудника не ударит током. Коптер издалека (допустим, на расстоянии в 100 метров) подлетает к опоре, делает фотографии в высоком разрешении и передает в тот орган, который ему эту съемку заказал. На них все прекрасно можно посмотреть, оценить, понять, в каком состоянии опора, и сделать выводы. Количество таких опор за день — порядка ста, при условии осуществления полетов целый день. Этот способ существенно упрощает труд и снижает затраты.

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

Последнее время также начали использовать БПЛА самолетного типа, так как такие аппараты гораздо эффективнее и дольше летают. Если у квадрокоптера, например, сейчас максимум полетного времени около 50 минут, то самолет способен летать 2-3, а то и более часов. Например, недавно российская компания «ПТЕРО» сделали самолет с двигателем внутреннего сгорания, который способен летать 13 часов и за один вылет преодолевать расстояние в 1300-1400 км. Представьте, если необходимо отснять и сделать карту какой-либо дороги, например от Москвы до Ростова, то за один вылет можно эту работу сделать, что гораздо быстрее, чем вручную, классическим способом. 

Заводов по производству беспилотников в России не так много. Основные три завода находятся в городе Ижевск: Концерн «Калашников», компания «Финко», компания «Zala». Также еще один в Санкт Петербурге под названием «Geoscan». Они гиганты в строении беспилотных систем. Да, естественно, они довольно дорогие, потому что практически все разработки наши. Производители стараются сделать эти беспилотники такими, чтобы практически полностью исключить человеческий фактор, то есть чтобы сделать какую-либо работу на таком беспилотнике, нужно просто грамотно «прописать ему миссию» и запустить самолет – он сам все сделает. Оператору остается только наблюдать за выполнением миссии.

Существуют более специфические, подводные дроны, которые способны погружаться под воду до 150-300 метров. При выполнении водолазных работ таким дроном можно обследовать место погружения для получения детальной информации о состоянии дна и находящихся там объектах. 

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

Как шагнула индустрия за последние 10 лет? Скажем так: все стало более автоматическим. Каждый год выходят новые системы, способные выполнять многие задачи с применением искусственного интеллекта. Например, у любительского дрона DJI есть система ActiveTrack, которая позволяет при выборе объекта на экране смартфона за ним следить. И при этом, если объект движется, дрон будет следовать за ним, при этом облетая препятствия. Пока эта функция не достаточно хорошо развита, бывают и падения дронов, но, тем не менее, это большое достижение за последнее время. Современные дроны стали более эффективны — раньше, чтобы большой и тяжелый дрон поднялся в воздух, нужно было очень много энергии, сейчас есть очень компактные и при этом автономные дроны. На случай, если вам срочно понадобилось снять какой-то кадр в дороге, есть специальный маленький дрон, размером со смартфон, который помещается даже в дамскую сумочку. Эту машину достаточно достать из кармана, разложить лучи, и можно взлетать!

По поводу преобладания зарубежных или отечественных технологий — однозначного ответа нет. Если мы возьмем военные беспилотники, то да, безусловно, разработки по большей части наши. Мы не сможем контролировать и отвечать за качество наших беспилотников, если у нас будут не российские компоненты. Если же мы говорим о любительской и промышленной авиации, там, как правило, 50 на 50. Если речь о геодезических дронах, там чаще всего используются gnss-платы от зарубежных компаний, отвечающие за высокоточный прием спутника. Но есть, например, известная компания JAVAD, которая с момента своего основания, с 90-х годов, базируется в России, и все разработчики у нее российские. 

Стоит также отметить, что беспилотные аппараты российского производства намного более устойчивые к различной погоде. Можно летать и в мороз, и в жару. Поскольку Россия расположена так, что у нас есть практически вся палитра погодных условий, то наши беспилотники стараются делать более неприхотливыми. По большей части на это влияют батарейные элементы. Для наших беспилотников производят батареи из определенных материалов, которые позволяют им работать оптимально в экстремальных погодных условиях. 

Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

На фестивале «НЕБО: теория и практика», который состоится 22-23 мая 2021, в рамках специально оборудованной трассы пройдут гонки на современных скоростных дронах, показательные выступления и мастер-классы, а также будут продемонстрированы дроны специального промышленного назначения. Все гости фестиваля смогут увидеть, как беспилотные воздушные суда оказывают медицинскую помощь. Будет возможность познакомиться с аппаратурой управления и принципами полета, побывать в настоящем DRON Camp, научиться проектировать полет дрона и освоить фристайл технику на специальном симуляторе.

Как Китай применил тяжелый БПЛА против американского крейсера

Применение самого большого китайского разведывательного беспилотного летательного аппарата было зафиксировано в 2020 году в Тайваньском проливе. Дрон на протяжении девяти часов сопровождал американский крейсер «Энтитем».
Как Китай применил тяжелый БПЛА против американского крейсера

Тайваньский пролив является местом геополитического напряжения и США регулярно проводит в нем демонстрации военной силы с целью поддержать Тайвань в его независимости от материкового Китая. Случилось так, что однажды ракетный крейсер ВМС США класса «Тикондерога» «Энтитем» (USS Antietam CG-54) проходил пролив по безопасному курсу. Как сообщает портал The National Interest со ссылкой на тайваньские СМИ, почти сразу за кораблем было установлено наблюдение с БПЛА «Парящий дракон» (Chengdu Xianglong), а также не менее десяти раз в воздушном пространстве отмечались истребители J-11. Когда патрулирующий окружающие «Энтитем» воды противолодочный вертолет MH-60R слишком близко подошел к западному берегу пролива, истребители сделали ему устное предупреждение по радиоканалу.

Редкие кадры "Парящего дракона" в приемлемом качестве
Редкие кадры "Парящего дракона" в приемлемом качестве. Обращает на себя внимание оригинальная конструкция крыла

Появление свидетельств боевого дежурства китайских разведывательных БПЛА говорит о том, что Поднебесная достигла достаточного прогресса в постройке и применении крупных военных дронов. «Парящий дракон» является ответом на американский RQ-4 Global Hawk, однако проигрывает ему в размерах — китайский БПЛА имеет размах крыльев 24,8 метра против 35,4, и в автономности — всего 10 часов против 36. Что немаловажно, у США гораздо богаче опыт боевого применения подобной техники: RQ-4 активно эксплуатируется с 2004 года. Это означает, например, что у Китая нет необходимого количества обученных в реальных условиях, а не на тренажерах, операторов. Тем не менее, исходя из информации военно-аналитического сайта Offiziere, «Парящие драконы» размещены, как минимум, на трех приграничных военных базах. Начало их активной эксплуатации может говорить о серьезных намерениях КНР следовать современной военной доктрине, подразумевающей широкое использование беспилотной техники.

Василий Парфенов

Как летает тяжелый беспилотник «Альтиус-У»: видео

Видеоролик с полетом шеститонного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Альтиус-У» опубликовало Министерство обороны России.
Нажми и смотри

«Полёт проходил в течение 32 минут на высоте до 800 метров в полностью автоматическом режиме на одном из испытательных аэродромов. Все системы комплекса отработали штатно», — сообщили в Минобороны.

Как отметили в ведомстве, новый беспилотник может выполнять весь комплекс разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток. «Альтиус-У» весит примерно 6 тонн, а применение спутникового канала управления позволяет сделать радиус применения нового БЛА практически неограниченным.

Ранее на официальном YouTube-канале Министерства обороны России появилось новое расширенное видео, в котором представлены кадры с испытаний новейшего отечественного беспилотного летательного аппарата «Охотник».

Максим Вершинин

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Лет десять назад на парижской выставке вооружений Eurosatory мы наткнулись на интересный экспонат на стенде английской компании BAE Systems – макет барражирующего боеприпаса Fire Shadow. Собственно, тогда мы и услышали первый раз этот термин – loitering munition (барражирующий боеприпас), который впоследствии обзавелся синонимами suicide drone и kamikaze drone.
Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Приветливый англичанин радостно демонстрировал схемы работы комплекса, показывал макет и рассказывал про это оружие. На картинках все действительно выглядело замечательно: Fire Shadow размером с человека выстреливался из установки, напоминающей систему реактивного залпового огня. Через некоторое время отделялся стартовый реактивный двигатель, выдвигались крылья, и боеприпас превращался в небольшую крылатую ракету с винтовым двигателем в хвосте, которая на скорости 150–300 км/ч летела в сторону неприятеля, преодолевая расстояние около 100 км. После прибытия в район патрулирования боеприпас начинал барражирующий полет на высоте до 4,5 км, высматривая цель и передавая информацию в командный пункт. Висеть он мог до шести часов и в случае обнаружения цели и получения команды на уничтожение пикировал на противника с 200 кг взрывчатки на борту.

В общем, как убедительно говорили англичане, это оружие ближайшего будущего. Еще несколько лет о барражирующих боеприпасах было довольно много сведений, но потом поток информации практически иссяк. А когда мы решили поинтересоваться у Министерства обороны, что можно написать об их разработке, нас попросили держаться подальше от этой темы. Значит, решили мы, самое время делать материал.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
Fire shadow
Английский долгострой. К работам над барражирующими боеприпасами Великобритания приступила еще в 90-х годах прошлого века, а с начала нынешнего периодически показывает прототипы на различных выставках вооружений. К 2013 году страна потратила на разработку Fire Shadow более 200 млн фунтов, однако никаких данных об их боевом использовании до сих пор нет.

Они были первыми

Главное преимущество барражирующих боеприпасов – быстрое реагирование для атаки скрытых целей, появляющихся на короткое время, без развертывания дорогостоящих высокоточных комплексов вблизи позиций противника. Дополнительный плюс – более избирательное целеуказание, а также возможность быстрой отмены атаки. Этот вид вооружения призван заполнить нишу между крылатыми ракетами и ударными беспилотниками, стоимость которых не опускается ниже миллиона долларов. Цена барражирующих боеприпасов является критически важным параметром: они должны быть в первую очередь дешевыми.

Родоначальниками этого вида боеприпасов стали компактные системы, предназначенные для вывода из строя систем ПВО противника. Типичный пример подобной системы – израильский самонаводящийся самолет-снаряд Harpy, разработанный компанией IAI в далеком 1989 году. По сути, это была классическая противорадиолокационная ракета с 15-килограммовой боевой частью и пассивной головкой самонаведения на источник электромагнитного излучения, способная около шести часов висеть в предполагаемом районе дислокации системы ПВО и мгновенно атаковать при включении радаров. В начале 2000-х появилась идея расширить диапазон поражаемых целей. Первые изделия представляли собой либо ракету с крыльями и винтовым маршевым двигателем – например, упоминавшаяся выше британская разработка Fire Shadow, либо небольшой классический беспилотник с интегрированной боевой частью, как наиболее известный израильский барражирующий боеприпас Harop. Последний является более продвинутым вариантом Harpy – с измененным планером и продвинутой оптико-электронной головкой самонаведения. Героем Harop стал в апреле 2016 года, когда парой таких боеприпасов азербайджанские военные уничтожили автобус с новобранцами у штаба армии Нагорно-Карабахской Республики, а видеозапись одной из атак набрала около 140 000 просмотров в сети.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
Harop

Fire Shadow, несмотря на приличное  финансирование  (около 207 млн фунтов) со стороны правительства Великобритании, не может похвастаться реальным применением. Вдобавок ему не удалось продемонстрировать явного преимущества перед ударными беспилотниками: Fire Shadow никак нельзя назвать дешевой альтернативой.

Тем не менее география использования барражирующих боеприпасов постепенно расширяется: по некоторым данным, они входят в арсенал как минимум 14 стран. В основном это разного вида модифицированные беспилотники, повторяющие все тот же Harop. Например, Азербайджан выпускает по израильской лицензии барражирующий боеприпас «Орбитер-1K» («Зарба»), переделанный из БПЛА Orbiter 2. А боеприпасы Warmate польской компании WB Electronics, по некоторым данным, в небольшом количестве появились на вооружении украинской армии в Донбассе. Однако все это вчерашний день.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
Orbiter-1K

Прогнозы и разработки

Нам удалось на условиях анонимности поговорить с некоторыми разработчиками барражирующих боеприпасов, и они поделились взглядами на перспективные пути развития этого вида вооружения. За прошедшие два десятилетия значительно уменьшились габариты и снизились цены на главные компоненты: оптические и тепловизионные сенсоры, аккумуляторы, полетные контроллеры и даже боевые части. Это позволило делать более дешевые и эффективные боеприпасы. В ближайшее время ожидаются еще более емкие и легкие серно-литиевые аккумуляторы. Электромоторы полностью вытеснят двигатели внутреннего сгорания, так как главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, – незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы легче, компактнее и дешевле.

В области аэродинамики прогнозируется отход от широко распространенных самолетных схем в пользу X-образного оперения. Именно эту аэродинамическую конструкцию использует израильская компания UVision в своей линейке барражирующих боеприпасов Hero. У самолетной схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы
HERO-400EC
Новейший боеприпас производства израильской компании UVision демонстрирует самую перспективную аэродинамическую схему с X-образным оперением. Такое расположение аэродинамических поверхностей позволяет эффективно маневрировать во всех плоскостях, что особенно важно при атаке подвижных целей.

UVision считается восходящей звездой в области барражирующих боеприпасов, и многие разработчики ориентируются как раз на израильтян. Компания сегодня предлагает самую большую линейку новейших двухрежимных (разведывательных и боевых) систем для армии, авиации и флота как ближнего, так и дальнего радиуса действия.

Самая маленькая трехкилограммовая переносная электрическая система Hero-30 может барражировать всего полчаса и несет полукилограммовую боевую часть. Самая последняя разработка – 40-килограммовый полностью электрический Hero-400EC, который пришел на смену бензиновому Hero-400. Новый боеприпас имеет максимальный радиус действия 150 км, способен держаться в воздухе не менее двух часов, а 10-килограммовая боевая часть позволяет поражать самые разнообразные цели.

К недостаткам аэродинамической схемы Hero специалисты относят вынесение органов управления (элеронов) на основные крылья, что усложняет конструкцию. Уже сейчас есть более интересные схемы с управляемыми стабилизаторами.

Израильтяне  демонстрируют и наиболее правильную экономическую модель – выпуск барражирующих боеприпасов максимально большой серией, что неизбежно приводит к стремительному снижению стоимости производства. И конечно, новые боеприпасы нужно активно экспортировать. Современная электронная начинка подобной техники полностью исключает применение этого высокоточного оружия по своей территории: в блоке управления достаточно прописать запретные для полета области, как сегодня поступают, например, с коммерческими беспилотниками. Остается надеяться, что в нашем следующем материале про этот новый тип вооружения мы сможем поведать и о российских разработках. И поверьте, там есть о чем рассказать.

Будем ли мы в ближайшие десять лет летать на сверхзвуковых или гиперзвуковых самолетах? И как в это время изменится авиация?

Михаил Погосян, авиаконструктор, ректор МАИ, возглавлял ОКБ Сухого и РСК «МиГ»
widget-interest

«В ближайшие 10 лет – не будем. Около 30 лет назад в авиации рассматривалась такая развилка: комфортные дозвуковые самолеты с большой дальностью полета или сверхзвуковые бизнес-джеты. Компания "Сухой" в то время прорабатывала с Gulfstream Aerospace Corporation различные варианты создания сверхзвукового самолета бизнес-класса. Победила концепция меньших рисков. Сегодня появление сверхзвуковой машины зависит от успешного решения целого ряда вопросов: создания двигателя для полетов на крейсерском сверхзвуке, решения проблемы звукового удара, внедрения синтетического зрения и расчета экономической эффективности проекта.

В мире установилась монополия Airbus и Boeing. Стимулов для внедрения инноваций стало меньше: зачем рисковать? Есть одна аэродинамическая схема – низкоплан с двумя подкрыльевыми двигателями, и она будет доминировать ближайшее десятилетие.

Функционал бортового оборудования меняется значительно быстрее. Самолеты, по сути, встроены во всемирную информационную систему и могут "смотреть" на мир "глазами" других самолетов. Благодаря искусственному интеллекту на борту скоро останется один пилот, контролирующий технику. Растет использование электричества в авиации. Концепция так называемого более электрического самолета станет важным фактором развития авиации».

Александр Грек

Картина дня

наверх