Крестоносцы первых рыцарских орденов
Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно – этими-то качества они славились всегда, – но ещё и организованно, причем именно организованности-то им как раз и не хватало. Ведь каждый рыцарь-феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил Сюгер, настоятель Сен-Дени в описании «Жизни Людовика VI, прозываемого Толстым», в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1111 году решил наказать некоего Гуго дю Пюизе и осадил его замок в Босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом-отшельником и умер во время путешествия в Святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители Босе вздохнули спокойно.

Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари-феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив – обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!
Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым «камнем» на котором можно построить «здание» рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь… превратить рыцарей в монахов!

Вот так и возникли первые духовно-рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей-крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI – начале XII века у них были созданы военно-религиозные ордена Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, большинство из ко-торых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в общесульманский духовно-рыцарский орден «Футувва». Обряд посвящения в члены «Футувва» включал опоясывание мечом, затем кандидат пил «священную» соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!
Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно-рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал… орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.

По преданию он был основан негусом – правителем Эфиопии, известным на Западе как «Пресвитер Иоанн», в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель «с именем и наследием св. Антония». Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от Рождества Христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.

Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена-знака есть две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда – крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента-перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.
Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей были двойные кресты этого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на о-ве Мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!
Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший!) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в Евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.
Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в Святую Землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.
Когда в X веке Святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди Пантелеоне – благочестивый купец из итальянской республики Амальфи – в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест Амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов — госпитальерами (от. лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно – они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец-то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид Бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем Иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой Пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы Пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в Национальной библиотеке острова Мальта в Ла-Валлетте.
Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!
Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон Дюпюи. Именно при нем орден стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем – это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.
В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя – на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть «мальтийским крестом». Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.
В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками.
Свидетельство контакта с пришельцем в Ростове-на-Дону
В ноябре 1989 года в газете «Комсомолец» (Ростов-на-Дону) была опубликована статья, удивляющая своей необычностью. Статья была продолжением письма от жительницы Ростова-на-Дону, которая стала очевидцем неопознанных летающих объектов и в дальнейшем напрямую контактировала, предположительно, с представительницей иной цивилизации.
Газета «Комсомолец» в номере от 4 ноября напечатала мое письмо, в котором я говорила о своих наблюдениях 6 и 7 октября. А пришлось мне видеть около 24 часов в районе своего дома в Северном жилом массиве Ростова непонятные явления в виде светящихся красным светом шаров в небе, один из которых обретал очертания человеческой фигуры, а другой посылал к нему c определенным интервалом длинный бледно-зеленый луч.
В течение трех последующих суток у меня буквально был упадок сил. От боли разламывалась голова и очень хотелось стать. Попила валерьянку, взяла себя в руки, постепенно успокоилась.
Прошло несколько дней. В один из вечеров у нас отключили электричество. Ясно, что заняться домашними делами не удастся. Я зажгла свечу и присела у стола, задумалась. Неожиданно за окном заполыхали яркие, будто молния, огни. И вслед за ними вплыла в комнату женщина. Поймите мое состояние! Закрыла ладонями глаза, съежилась вся… Вижу или мерещится? Нет, вижу, вижу! Очень высокая, красивая, с огромными черными глазами на бледном лице и такими же смоляными волосами. В синем комбинезоне, будто литом, без каких бы то ни было складок или застежек. Слышу свой голос. Губы не могу разомкнуть, а слышу: «Кто ты? Откуда?». И голос ее, будто идущий со стороны: «Я — Владычица Вселенной. Моя планета — Синяя Звезда».
— Зачем ты?
— Чтобы взять тебя с собой. Соглашайся, не пожалеешь.
— Да не хочу я! — Отвечаю, а сама шевельнуться не могу.
— Тогда смотри…На стену будто спроецировался экран. То, что я увидела, не придет ни в каком сне, столь красочными были картины Синей Звезды, откуда явилась ко мне пришелица. Словами не описать перламутровые озера, первозданные травы и удивительную умиротворенность, какой дышит все на этой далекой и неизвестной планете.
Экран погас. Но тут же засветился вновь. И я увидела то, что заставило меня содрогнуться. Современный земной город с высотными зданиями, дорогами, машинами, подъемными кранами. И над всем этим — громадные чудовища, сродни тем бронтозаврам, что жили в доисторические времена, которые уничтожают все, что создано умом и руками человека.
«Смотри, — снова слышу ее голос. — Вот что ждет вашу Землю. Мы на их пути, не пускаем сюда. Но и мы не всемогущи. Помни об этом. Тебе же я даю три дня, потом приду за тобой.» Она исчезла.Какими стали для меня три этих дня! Мучилась, переживала, боялась сама себя. Тысячу раз себя проверяла — может быть, что-то с нервами, может быть, к врачам обратиться? Рассказала сыну. Но он воспринял все на удивление спокойно. «А что, — говорит, — здесь такого? Я тоже с ребятами в районе стадиона СКА недавно необычный летательный аппарат-шар видел!». Опять пришлось усилием воли брать себя в руки. И когда назначенное время истекло, со мной произошло чудо.
В один миг я почувствовала, как в мой мозг поступают на коротких волнах какие-то сигналы, тело мое становится невесомым, обретает горизонтальное положение и я лечу! Да, да, лечу! Куда? Почему? Зачем? Я вижу под собой реки, леса, поля, прорываю прозрачную оболочку над Землей, двигаюсь по длинному коридору и попадаю в те же места, какие видела на экране. Я вновь слышу ее голос: «Мы хотим помочь вам. Мы хотим оберечь вас. Здесь уже много таких, как ты. Когда на Земле не останется никого, все начнется сначала. Это сделаем мы. Для этого вы нам нужны».
Я взглянула на часы. Прошло 15 минут. Я дома, в своей квартире, сижу на диване. Что же со мною было? Все тело будто налито свинцом. Но голова ясная, как никогда. Я не спала. Эти 15 минут я жила неземной жизнью. И страшно, и тревожно, и радостно… Смятение чувств.
Геноцид и сексуальная эксплуатация: как рабство отразилось в генофонде афроамериканцев
Генетики исследовали ДНК 50 тысяч темнокожих людей в Африке и Америке и восстановили события, которые лежат в основе сегодняшних расовых волнений в США... Сегодня по всей Америке проходят массовые протесты против расовой дискриминации под девизом “Жизни черных важны” (Black lives matter). Но история этого движения началась задолго до того, как белый полицейский Дерек Шовин во время задержания задушил темнокожего Джорджа Флойда. Активисты Black lives matter часто вспоминают об исторической несправедливости и ссылаются на культ векового угнетения. Можно спорить на тему, как белые дети могут сегодня отвечать за грехи своих прапрадедов? И как жуткое унижение рабства тех же прапрадедов может сегодня влиять на жизненный путь современных афроамериканцев?Насколько жизни черных были важны 300 лет назад
Однако на днях в научном журнале American Journal of Human Genetics (Американский журнал генетики человека) было опубликовано исследование, которое проливает свет на то, с чего все начиналось и рассказывает насколько важны были жизни черных 200-300 лет назад. Популяционный генетик Стивен Микелетти вместе с группой коллег, представляющих биотехнологическую компанию 23andMe (она занимается генетической диагностикой и собрала тесты ДНК более чем миллиона человек) решили с неожиданной стороны проанализировать феномен работорговли. Нам он известен, скорее из художественной литературы - кто из нас не читал “Гекльберри Финна” Марка Твена или “Пятнадцатилетнего капитана” Жюля Верна? Но оказалось анализ ДНК может рассказать очень много интересного о таком позорном явлении, как трансатлантическая работорговля, которое существовало на протяжении 400 лет. “Треугольником работорговли” назывался товарообмен между тремя частями света: Европой, Африкой и Америкой. Европейские корабли, груженые промышленными товарами отправлялись в Африку, где груз обменивался на “живой товар” - рабов (за их поставку как раз отвечал Себастьян Перейро, он же Негоро из “Пятнадцатилетнего капитана”). Затем рабов везли в Америку, где для освоения новых земель требовалось большое количество рабочей силы. В Америке рабы продавались, а трюмы кораблей заполнялись продуктами труда рабов: сахаром, табаком, хлопком, кофе, ромом - все это везли обратно в Европу.
Из 12,5 миллионов невольников 2 миллиона умерло по пути через океан
Исследователи проделали простую вещь - они изучили судовые декларации работорговцев, которые подробно описывали, где и сколько они взяли на борт “живого товара” и в какие порты доставляли - база данных составляла отчеты о 36 тысячах трансатлантических рейсов . При этом генетики сравнили ДНК африканцев из тех регионов Африки, где работорговцы набирали невольников и ДНК афроамериканцев, которые живут преимущественно в местах предполагаемой выгрузки “черного товара” в Южной и Северной Америке. Таким образом ученые хотели понять, какой след оставило рабство в генетике невольников.
В исследовании приняло участие 50 тысяч человек по обе стороны Атлантики - как в Америке, так и в Африке.
- Согласно записям судовых журналов в период между 1515 и 1865 годами, корабли работорговцев вывезли из Африки 12,5 миллионов мужчин, женщин и детей, - объясняет Стивен Микелетти. - В пути погибло около 2 миллионов человек. Наибольший интерес вызвали данные генетического анализа, которые не совпадают с судовыми манифестами.
Рисовые плантации убивали сенегальцев
Анализ ДНК показал, что большинство американцев африканского происхождения имеют корни в Анголе и Демократической Республике Конго. Это подтверждается и судовыми записями. При этом ученые обнаружили среди афроамериканцев лишь очень небольшое количество потомков выходцев с территории Сенегала и Гамбии. А согласно судовым документам именно из этих регионов были вывезены большие партии рабов в первые десятилетия трансатлантической торговли.
- У нас есть довольно мрачное объяснение этому обстоятельству, - говорит Микелетти, - Поскольку сенегальцы обычно выращивали рис в Африке, их часто перевозили для работы на рисовых плантациях в США. Там свирепствовала малярия, вдобавок тяжелая работа по расчистке болот увеличивала уровень смертности, все это, возможно, привело к катастрофическому снижению генетического представительства народов Сенегала и Гамбии среди сегодняшних афроамериканцев.
Из 10,5 миллионов обращенных в рабство африканцев 70 процентов было вывезено в Латинскую Америку. Однако темнокожие латиноамериканцы имеют гораздо более низкую долю африканского происхождения по отношению к темнокожим жителям США. По мнению исследователей это говорит о том, что в разных странах с рабами обращались по-разному.
Рабыни секса
Несмотря на то, что 60 процентов ввезенных в Америку рабов были мужчинами выяснилось, что их вклад в генофонд более скромный, нежели генетическое разнообразие, которое передавалось по женской линии. Ученые убеждены, что это свидетельство массовых изнасилований африканок рабовладельцами и других форм сексуальной эксплуатации. В особенно экстремальном виде это проявлялось в Латинской Америке, где на каждого темнокожего мужчину, внесшего свой скромный вклад в генофонд приходилось от 4 до 17 женщин, передавших потомству свои генетические комбинации. На территории США эта разница между вкладом мужчин и женщин заметно меньше - на одного мужчину передавшего свои гены приходилось 1,5-2 женщины. Исследователи полагают, что разница лишь отчасти объясняется более высокой смертностью среди рабов-мужчин в Латинской Америке. Скорее всего, мы видим эхо практики расового отбеливания, которая была популярная в Бразилии, Пуэрто-Рико, Кубе и т.д., когда женщина-африканка стремилась сойтись с белым мужчиной, чтобы произвести более светлокожее потомство. Во многих Латиноамериканских странах власти старались финансово заинтересовать европейских иммигрантов, чтобы они приехали в Новый Свет и “отбелили” африканскую кровь местных девушек.
В Северной Америке нет такого чудовищного генетического перекоса, скорее всего потому что политика расовой сегрегации официально не допускала смешения крови, но отношение к африканкам было не менее эксплуататорским. Женщин часто насильственно принуждали к рождению детей, поскольку трансатлантическая работорговля постоянно ограничивалась и в итоге была запрещена, поэтому рабовладельцы искали выход в естественном приросте трудовых резервов. Например, в США женщинам-рабыням часто обещали свободу в обмен на рождение определенного количества детей.
Мы знали, что рабство страшная и гнусная штука. Но вряд ли догадывались, какой сильный след оно оставило в генофонде потомков невольников.
Яркий объект завис над посёлком Курилово 20 января 2017 года
20 января 2017 года в районе посёлка Курилово (возле Подольска) в период примерно с 21:00 по 22:00 над населённым пунктом завис яркий объект. Свидетелей происшествия было много. Кто-то принял объект за самолёт, кто-то за крупный астероид Веста (как раз пролетает в это время мимо Земли), но многие приняли происходящее за появление НЛО.
Благодаря Константину Гольцову, который не растерялся и записал происшествие на видео, в сети Интернет стал доступен трёхминутный ролик. Анализ видео позволил выделить две важные особенности объекта, ставящие под сомнение его земное происхождение:
- Объект висел в воздухе неподвижно довольно продолжительное время.
- В середине видео под объектом пролетел самолёт, сверкая бортовыми огнями. Оценка размеров объекта показала, что он был гораздо крупнее самолёта.
К сожалению, из-за ночной съёмки и сложностей с фокусировкой не удалось рассмотреть объект в деталях, но вероятнее всего он был круглым и излучал свет по всей поверхности.
Посёлок Курилово расположен в поселении Щаповское Троицкого округа, у пересечения Московского малого кольца с Варшавским шоссе, примерно в 50-ти километрах к юго-западу от центра Москвы. Ближайшие населённые пункты — деревни Сатино-Русское и Сатино-Татарское. До 1 июля 2012 года посёлок был в составе Подольского района Подмосковья. На территории нынешнего поселка находилась усадьба графини Анны Куриловской, отсюда и название поселка. Согласно Всероссийской переписи, в 2002 году в посёлке проживал 2371 человек (1198 мужчин и 1173 женщины). По данным на 2005 год в посёлке проживало 1738 человек.
Стратегические преобразования социальных систем
Презентация сборки сообществ, решений, программ и проектов для целостного преобразования социально-экономических систем регионов. Приглашаем к взаимодействию
=0=0=
ПОЕЗД ПОБЕДЫ. ДВА ДНЯ В ПИТЕРЕ

23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве отправился в путь Поезд Победы. Это исторический проект на колесах, который станет завершающим мероприятием Года памяти и славы в России.
Поезд Победы. Два дня в Питере
23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве отправился в путь Поезд Победы. Это исторический проект на колесах, который станет завершающим мероприятием Года памяти и славы в России. Первая часть маршрута пролегает по городам, которые были на линии фронта в годы Великой Отечественной войны: Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Тула, Курск, Новороссийск, Керчь, Севастополь, Владикавказ, Волгоград и еще 11 городов-героев и городов воинской славы.
Уникальный состав представляет собой современный музей на колесах с иммерсивной инсталляцией, которая размещена в вагонах поезда. Попадая внутрь, посетители перемещаются в тяжелые времена для нашей страны, когда каждый житель мечтал о мирном небе и спокойной жизни.
В экспозиции Поезда Памяти задействованы около 50 проекторов с видеозаписями, 18 инсталляций, 150 манекенов с реальными прототипами и 12 интерактивных панелей с функцией «тач». Современные технологии в доступной форме позволяют узнать про Великую Отечественную войну и понять все ужасы и беды, которые пережили наши деды и прадеды.
Поезд-музей полностью погружает посетителей в настоящую реальность. Такого эффекта не добился еще ни один музей в мире. Окна представляют собой видео-экраны с кадрами военного времени от операторов, которые ехали на фронт. Перед посетителями предстают картины с зелеными полями и лугами, которые сменяются полыхающими городами и деревнями, бомбежками и взрывами снарядов.
Экспозиция музейного проекта включает 8 тематических вагонов:
Первый вагон показывает беззаботное довоенное время.
Второй рассказывает про составы с солдатами, которые отправляются на фронт.
Третий вагон показывает поезда фашистов для пленных солдат.
Тематикой четвертого стали санитарные составы с врачами и медсестрами, делающими операции прямо на ходу.
Пятой вагон посвящен прачечным и банным комплексам в военных поездах.
Бронепоезда стали главной темой шестого вагона.
Седьмой – радость Победы и долгожданное возвращение с фронта.
Экскурсия по поезду Победы представлена аудиогидом, чье повествование основано на реальных событиях из жизни и воспоминаниях машинистки по имени Елена Чухнюк. Молодая девушка увидела всю войну из кабины своего локомотива и прекрасно помнит, как лыжи, удочки и дачные принадлежности у пассажиров сменились оружием и винтовками.
В последнем вагоне состава экскурсантам представляется возможность оказаться на месте тех людей, которые пережили все тяготы войны и не успели узнать радость Дня Победы. Посетители рассаживаются на лавках и видят в окнах множество лиц, которые не вернулись с войны.
В Петербург уникальный передвижной музей, посвященный Великой Отечественной войне, – «Поезд Победы» приехал 25 октября. Все желающие смогли посетить уникальную подвижную экспозицию до 27 октября.
Во время экскурсии можно воспользоваться специальным аудиогидом, повествующим о времени, которое показывает каждая экспозиция, а также интересных событиях и случаях, происходивших на железных дорогах во время войны. Например, как мылся в банном вагоне фельдмаршал Паулюс после того, как его взяли в плен. Или о том, что делал в железнодорожных войсках академик Курчатов, создатель ядерного щита СССР. Инсталляция создает мощное впечатление. Дмитрий Поштаренко, главный идейный вдохновитель этой выставки, говорит, что проводницы, живущие в поезде, даже боятся ночью проходить через вагон, который везет пленных в концлагерь.
По воспоминаниям очевидцев, время войны – это постоянное движение. Войска передвигаются на фронт, беженцы – в тыл, происходит эвакуация целых городов и огромных производств, и наоборот – постоянное движение вооружений, боеприпасов, запасов продовольствия – к фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – главный лозунг тех лет. И работа железных дорог в этом движении имела главное, фундаментальное значение. Железные дороги осуществляли 70% всех воинских перевозок в стране.
Для быстрейшего продвижения поездов железнодорожники использовали особые технические идеи, применяли передовые методы труда, во многом отработанные в довоенный период: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов и многое другое. С целью повышения пропускной способности участков железных дорог вводилась «живая блокировка» – через каждые 800–900 метров на некоторых перегонах стояли сигнальщики, и по их сигналам шли поезда. А при подготовке битвы за Москву эшелоны с сибирскими дивизиями, например, двигались параллельно по обоим путям дороги в затылок друг другу. Изменились и графики работы паровозных бригад. Если до войны бригада водила эшелоны на определенном «плече» и потом менялась, то в военное время к составу прикреплялся специальный вагон для локомотивной бригады, и она вела состав до места назначения. Машинисты водили составы на тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.
Принимали железнодорожники участие и в боевых действиях. На Ленинградском фронте успешно действовал бронепоезд «Балтиец», который был оснащен даже орудием со знаменитого крейсера «Аврора». На бронепоезде «Красная Звезда» были установлены танковые башни КВ-1. Бронепоезд «Салават Юлаев» был оснащен зенитными орудиями – для прикрытия войск от воздушных вражеских атак. Особое значение имели также санитарные поезда и поезда-госпитали. Все помнят кадры из знаменитого фильма «Офицеры», где жена главного героя командует таким составом во время войны.
Перед отправкой из Москвы Поезд Победы посетили заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков и председатель правления АО «РЖД» Олег Белозеров. В коротком брифинге для прессы они поделились своими впечатлениями.
Сергей Кириенко: «Этот поезд – это символ всей Великой Отечественной войны. Отсюда, с Белорусского вокзала, бойцы отправлялись на фронт. Сюда они возвращались победителями. Во время войны вся страна на колесах, на рельсах жила. Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто участвовал в создании этой экспозиции. Она первая в мире, такой – в рабочем железнодорожном составе – больше нет нигде. И хотел бы также отметить, что Поезд Победы – это дань уважения всем железнодорожникам, которые трудились во время войны, совершали и трудовой, и боевой подвиг, приближали наш общий День Победы».
Валерий Фальков: «Мы в этом году много проектов запустили, посвященных 75-летию Победы. И этот Поезд Победы – такой финальный, значимый аккорд всего Года памяти и славы. Кстати, в одном из вагонов, если вы обратите внимание, есть фигура академика Курчатова, ученого, который также и во время войны, и после нее отдавал все свои силы стране, создавал оружие, которое по факту не допустило после Второй мировой войны ни одного крупного конфликта такого масштаба. Люди науки много сил вложили для Победы. И с медицинской точки зрения, и с военной все работали для фронта».
Олег Белозеров: «Это очень эмоциональный проект. Буквально с первого вагона погружаешься в атмосферу тех лет, тех событий. Как будто попал в „машину времени“. Огромное спасибо команде создателей проекта, и я очень рад, что Российским железным дорогам также удалось внести свой вклад в его реализацию».
На предложение оставить Поезд Победы работать на постоянной основе в качестве музея на колесах – Кириенко и Белозеров ответили: «Да, теперь рука уже не поднимется такую экспозицию разрушить».
В Москву Поезд Победы вернется в феврале 2021 года.
Свежие комментарии