Андрей Первозванный — первый креститель Руси? (обзор фантазий и научных данных)
Как махровый атеист, частенько забредаю на специфические «опиумные» форумы, чтобы набраться вдохновения и поднять настроение. Обожаю почитать пикировки ученых батюшек-богословов и озорными сорванцами от науки. Очень приятные места: там нет грубости, пошлости, даже по матушке явных тролей посылают высокохудожественными эссе. Исключительно на «Вы». Самая популярная тема там: «Был ли Андрей Первозванный на Руси?». Вопрос кажется вкусным, сегодня окормлять Читаталя будем... ага.
Суть вопроса
проста. Библия, точнее Новый Завет, — составлена из Евангелий апостолов Христа. Но как-то странно подборка сделана. В ней мы не найдем версии судьбоносных свершений Спасителя от апостола Андрея. Что очень подозрительно. Ведь именно он был первым человеком, который осознал новое учение. Стал — Первозванным, откликнувшимся на зов Учителя.
Канонические известия об Андрее скупы: Матфей называет его галиеянином, братом апостола Петра; «Евангелие от Иоанна» — учеником Иоанна Крестителя. На Руси личность весьма почитаемая. Апостол Андрей является святым покровителем нашей страны, военного флота, даже государственности. Неспроста. Легенды церковные бают — сей славный муж лично посещал Русь. Из Крымов добрался до самого Валаама, основал в наших широтах первую христианскую общину… И монастырь.
Заговор против «святой Руси».
Именно так называются пляски с бубнами книжками вокруг вымарывания из нашей церковной историографии — факта апостольского крещения. Таково мнение воинствующей патриотической публики с крестиками. В этом возмущенном митинге против «мировой закулисы» замечены довольно образованные люди, кстати. Даже с академическими степенями. Их точка зрения такова:
- Четыре канонических, признанных церковью Евангелия — административно назначены от Матфея, Марка, Павла и Луки. Они подразумевают версии событий снисхождения на мир «Благой Вести», описывают жизнь Иисуса Христа. Ступенькой ниже вращаются апокрифы: более двух десятков не признанных Евангелий. К их числу относится мифическое «Евангелие от Андрея». Никто в глаза его не видел, но сама логика событий говорит — его не могло не быть. Ведь он первый апостол. А брат его Симон — тот самый Петр (приватизированный католиками), «камень», на котором Христос замыслил построить свою церковь.
- Долгое время отсутствие Евангелий от других апостолов объяснялось примитивно: неграмотные они были. Андрей с остальными — не то наемники-воины, не то ессеи-сектанты иудейского толка. Никак не ученые философы, способные правильно описать священные события. Не могЁт такого быть, — сказала патриотическая и православная публика еще много веков назад. Первый Апостол и Мария Магдалина просто обязаны были оставить свои Евангелия. Они были ближе всех к Спасителю.
- Потом появилось в обиходе изречение (якобы) из текстов Андрея Первозванного. В которое вцепились мертвой хваткой конспирологи:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева». - Логика патриотов проста: Иисус Христос признает народы Севера безгрешными праведниками. Кто в таких геолокациях живет? Правильно — будущая паства из «святой Руси». Такая трактовка очень не понравилась нарождающемуся Ватикану, объединителю западных христианских общин и Церквей. С ликом св.Петра на знаменах.
Пересмотр основ,
с него и начнем анализ. Во-первых: какую географию имел ввиду Иисус? «Северную Скифию» — скажут православные патриоты. Тут же подверстают утверждение доверительным шепотом: по неофициальным данным, в секретных архивах Ватикана хранится немало документов древних. Которые говорят прямо об «апостольском первенстве» Андрея в основании христианской церкви. Именно там, в Скифии. Случилось это событие куда раньше появления в Риме апостола Петра. Первозванный был первым и тут: основал экзархат в городе Византии. Потом ставшим Константинополем и Царьградом.
Думаете — это просто спор богословов и умников-книжников? Ан нет. Это потрясение основ, господа. Если признать такой вариант развития событий… ух, что начнется. Переписывание с чистого листа всей двух-тысячелетней истории Церкви — это цветочки. Ягодка (если «Скифию» крестил первый апостол Андрей) в том, что это подразумевает назначение православной церкви Апостольской. Точнее, Первой Апостольской. Чуете, к чему привести может? Папа Римский и Константинопольский Патриарх… тьфу и растереть, уже нижний этаж иерархии.
Логика такая,
не ржать только. Тонкие эфиры будем трогать. Забываем на время про географию, историю, археологию, этнографию и прочие богомерзкие безделицы. Берем в анализ факт: канонические Евангелия, их содержание и структура были оформлены лишь в IV веке. Отбирались под чутким руководством первого императора-христианина Константина. Опиравшегося в духовных предпочтениях на Рим. Где процветал культ святых апостолов Петра и Павла. Деятельность же Андрея Первозванного оказалась в тени этих мужей. Подтверждаю, в богословии перекос чудовищный.
Теперь к Скифии, которую «крестил» апостол первый. С какого боку она может относиться к Руси, до основания которой еще сотни лет? Ответ такой: в первом веке новой эры… Скифия была — Русью. Ментально, ага. Балтийское море якобы называлось античными географами — «Скифским океаном». Там уже повсеместно жили славяне. Апостол Андрей (опытный рыбак) пришел на Русь «по воде». Открыл «путь из греков в варяги». А на севера наши припожаловал по маршруту: «Ладога — Нева — Балтийское море — Белое море».
Если говорить о «Скифском океане» — то он обозначен на карте Кристофера Селлариуса 1703 года. Якобы составленной по поздним античным источникам. Только там не Балтика. А Северный Ледовитый ОкиЯн. А точнее — неизвестная земля.
Где был именно
Андрей Первозванный? О, тут начинается самое вкусненькое. Апостол не только отметился на «Киевских горах» и Новгороде, самое увлекательное его ждало на берегах Белого моря. Он дошел до Валаама, встретился с жрецами Велеса и Перуна (Переем-Тучей и Мунгой), основал первый на Руси православный монастырь. В первом веке… Ох, грехи мои тяжкие.
Откуда такие «северные дровишки», спросите... Из очень авторитетных источников. Манускрипт «Оповедь», само собой утраченный в первоисточнике, но «найденный» в поздних списках… Александром Сулакадзевым в XIX веке. Чтобы не занимать место, предлагаю почитать на канале статью «Самый смешной аферист XIX века. Подделка русских летописей», чтобы все ясно стало.
Что именно было найдено, читаем известие из первого века нашей эры:
«Св. Андреи от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду он поставлял по всем местам кресты каменные».
Достаточно, думаю.
Глубже в эту мифологию погружаться уже опасно для психики, уверовать можно и податься в секту. Начнем наукой заниматься скучной. Итак, стартом всему веселью служит некое «Евангелие от Андрея». Ничуть не исключаю его существование в погребах Ватикана, ага. Но доехала к нам только одна цитата почему-то. Других не найдено от слова «совсем». Приводил ее выше, самое интересное в ней:
«…К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».
Можете вывернуть наизнанку все библиотеки пыльные или электронные, где собраны апокрифы всякие. И прочая неканоническая литература, брезгливо спихнутая католическими «укрывателями тайн и правды». Дословного цитирования не найдется ни на латыни, ни на греческом, ни арие-славянском в переводе Чудинова. Но само Евангелие или какие-то тексты из него были.
Оно упомянуто Декретом Геласия (Decretum Gelasianum) — богословским сочинением (519-553 гг.), принадлежавшем перу Папы Римского Геласия Первого. Там в пятой части перечислена «запрещенная литература» из почти пяти десятков апокрифов, которые писаны еретиками или раскольниками. Их не принимает кафолическая и апостольская Римская Церковь. Номером два «черного» списка значатся «Деяния апостола Андрея», номером одиннадцать — «Евангелие от Андрея». Бинго!
Других запретов не находится. Хотя все патриотические ресурсы утверждают: Евангелие было запрещено еще раз на 12 и 13 Вселенских Соборах (Латеранский и Первый Лионский). Неправда. В их решениях ничего подобного нет. Ах, да… В протокол не занесли. Или потом вымарали, масоны ватиканские. Ох…
Дальше идем.
Бред про Северную Скифию до Ледовитого Океана, Киевские Горы, Новгород и Валаам пропустим. Христос говорил о провинции Самария, которая располагалась севернее Иерусалима. Жили там самаряне, находящиеся в очень сложных отношениях с ортодоксами-иудеями. Это проверяется «Евангелием от Матфея».
Пороемся в библиотеках, которые поминают апостольское служение Андрея Первозванного. Сразу рысью метнёмся к самому сокровенному на Руси — «Повести временных лет». Уж такой факт должен быть отражен обязательно, такая честь… Читаем летописную повесть под 983 годом об убийстве язычниками киевскими — варяга-христианина с сыном:
«Здесь же, — думал окаянный, — обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?», не зная, … об апостолах же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной».
Второй эпизод из русских литературных древностей более поздний, неизвестно кем и когда был редактирован. В нем говорится о переложении св. Мефодием, одним из проповедников Христа, которые вместе с апостолами разошлись по свету — «переложением на словенский язык греческих текстов». Но по нему выходит, что «словен» просвещал и крестил … святой Павел.
Итожим. ПВЛ церковным по белому пишет: никаких апостолов не было на Руси, только их учение. Второй эпизод не знает об Андрее Первозванном в наших широтах. Можно было бы на этом и остановиться. Но...
Что еще известно. Если не брать в расчет приключенческий экшен поздней античности с умодробительными чудесами в исполнении апостолов — можно лишь почитать краткие выдержки из нормальной богословской литературы. Они дошли в виде Списков, составлялись на основе более древних апокрифов. Из них можно выудить полезную информацию об Андрее. В одном эпизоде он получил (по жребию) право проповедовать в Скифии. На дворе стоял IV век, когда это известие было писано. Под «Скифией» понималась тогда область северного Каспия.
Более поздние источники начинают откровенно врать, нагромождая фантазии в своих многотомных «Деяниях», «Похвалах» и «Житиях». По ним Андрей истоптал все северное Причерноморье, Крым, Кавказ. С каждым новым веком география апостольского служения ширилась. В прямой прогрессии. Чем сильнее начинали собачиться промеж себя Рим и Константинополь — тем дальше (во все стороны света) уходил Первозванный.
«Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и город, которые лежат на севере Евксинского Понта...».
Политика
довела кроткого рыбака до Киева и Новгорода (не существующих тогда). Фантазии ромеев в деяниях апостола Андрея имели под собой практический смысл. Раскол на православных и католиков вынуждал Патриархию в Проливах лихорадочно выдвигать в богословские споры аргументы о своей исключительности. Равнозначности Риму — как минимум. Решительно претило из пяти мировых епархий — быть вторыми.
Нужно было священству греческому: пиар о константинопольской кафедре, учрежденной апостолом. Не абы каким. Старшим братом «римского Петра». В логике мышления обычного человека… кто главный получается? Трюк почти сработал. Церковный мир Востока (общинного) признал такую точку зрения. Балканы и Русь — тем более.
Ну а мог ли кто из 12 апостолов и 70-ти проповедников (отправленных Христом) добраться хоть до каких-нибудь славян? Теоретически — да. Если сов попросить на глобусы взгромоздиться. Маршруты двух проповедников (Павла и его ученика Андроника, епископа Сирмии-на-Саве) возможно пролегали по дунайским землям — Норику, Паннонии, Иллирии. Потом они стали ареалами, где активно формировался славянский этнос. Но… раньше II века такое предположить трудно. Со всеми совами планеты...
Русь против Батыя. В чем мы страшно ошиблись… и где проиграли
В монгольском завоевании Руси всё хожено-езженно (вроде) вдоль и поперек всё. Патриотическое население Дзена уверено: «его не было совсем», «летописи врут» или «нас предали». Оппоненты ядовито тролят: читайте исторические источники, изучайте археологию и прочий нарратив. Но тема не выпадает из рейтинга топовых и дискуссионных. Канал очень много посвятил статей «нашествию». С самыми разными вводными работал. Вроде сказать больше нечего… Но.
Благодарю «вредного» Читателя из Волгограда (Артём — жму лапу!) за вполне резонное замечание к статье: «Ярослав Всеволодович: … предатель, спаситель, жертва Большой игры». Мол, не одну нужно было писать, не менее трех. Полностью согласен, поскольку распутывать узлы Батыева нашествия пытаются куда более знающие люди с академическими степенями. Но … безуспешно. Раз вопросы из обсуждения не уходят.
Причины
столь быстрого падения Руси на собственной территории (идеальной для долговременной обороны) — комплексны. Оправданий можно наковырять сотню. Все будут рабочими. Но… стыдно как-то. Рядом дюжину лет отбивалась от перманентного вторжения какая-то небольшая Волжская Булгария. Тоже феодальная, с внутренними противоречиями, своими предателями… Но 12 лет… ведь! А тут такое фиаско, брат…
Снесем пока из анализа политические факторы. Циничного и умного «предателя» Ярослава Всеволодовича с сыном Александром Невским, иерархов Церкви, трусливых мелких Рюриковичей и «бояр» из славянских племен, поддержавших захватчиков. Поговорим о русской воинской силе XIII века, как таковой. Покумекаем о тактике и стратегии. Руси и противостоящей монгольской военной машины Субэдея-багатура с Батыем.
Вводные
для спора очевидны: Русь успешно перемолола других кочевников, намеревавшихся опрокинуть ее военными методами. Печенегов схарчила полностью, половцев — вразумила и сделала приличными людьми — союзниками. А тут... вчистую проиграла другим кочевникам. Которые вооружены были не лучше, числом многократно не превосходили, совершили очевидную глупость (вломившись на лошадях в зимнее неудобье лесов и рек).
Тактически переиграли монголы в полевых сражениях под Рязанью, на Оке и Сити? Стратегически? Когда несколькими корпусами скрыли свои истинные намерения и ударили точно «по штабам-городам». Так нечто подобное проворачивать пытались и другие степняки. Не думаю, что было чем-то совсем революционным для Руси такое. 200 лет печенеги-половцы терзали, ага. Научили уму-разуму, поклон низкий. Методы противостояния были отточены на рефлекторном военно-организационном и мобилизационных уровнях…
Значит… монголы принесли нечто такое, с чем Русь не сталкивалась раньше в воинском ремесле, особенно на уровне мышления воевод и прочих начальников. Как там мной очень любимый военный теоретик Лиддел Гарт писал в разделе «Стратегия непрямых действий»:
«По масштабам и искусству проведения, по внезапности и подвижности, по стратегическому и тактическому использованию непрямых действий военные кампании монголов не уступают любым кампаниям, имевшим место в прошлом, и даже превосходят их…».
Этот лобастый англосакс подробно описал, как именно монголы преподали горький урок европскому рыцарству в стратегическом планировании. Явно и тактически удивляли. Значит, русских опрокидывали по тем же чертежам. Дружины княжеские и «кованые рати» городов мало чем отличались от западных своих соседей. Начальство — тем более. Уже с момента вторжения Чингисхана в Хорезм становится ясно: новые захватчики берут верх — не грубой силой стотысячных (якобы) армий. Не чудо-оружием, в виде знакомого всем лука.
Это не монголы побеждают. Им проигрывают. Некомпетентностью и неадекватностью своего военного дела беки, шахи, султаны, князья и короли. Неспособность понять новые вводные ведения кампаний — это называется. Противники монгол — не «мирные пахари», постоянно нацелены и готовы к битвам и походам, воинские сословия с младых ногтей культивируют агрессивность и прекрасные навыки бойцов. Мобилизационный ресурс кратно превосходит те десять туменов, которые могут выставить захватчики… Но продувают с сухим счетом отчего-то.
Личный состав монгол, да
тоже не подарок, от прежних степняков отличается существенно. Тумены Чингисхана и его воевод устойчивы к потерям. Сами начинают активно искать противника. На большие армии наскакивают. Предварительно помотав их, если не хотят потерь больших. То есть, перед нами весьма искушенные профессионалы «нового типа». С лютой дисциплиной, полным пониманием своих действий. Даже в отрыве от основных сил, со строгим следованием замыслу командующих.
Талант Чингисхана и Субэдея-багатура в том, что они пересмотрели требования к воякам. Отказались от рыхлой и переменчивой в настроениях кочевой орды. В самых разных географических локациях собрали «сливки» рыцарства Великой Степи. Организовали постоянную подпитку своих туменов. Военная машина экспансии получилась, подкрепленная извне абсолютно всем: пополнениями, лошадьми, снаряжением, провиантом и прочими радостями сурового воинского бытия.
Воспетые трезвомыслящими противниками монгол: стойкость, выносливость, умение обращаться с оружием, хитрость, тактическая грамотность, оснащенность конного воина — это описание …чего? Явно не привычного всем кочевника. Где на десять рыл два доспеха и лютая пересортица вооружения. И боязнь напасть на равного по числу противника.
Теперь на Русь поедем.
Половцы, как последнее на тот момент кочевое лихо у границ, — хорошо знакомы русским дружинам. Бить их умели исправно, как и более оснащенных и организованных волжских булгар. Придется искать изъяны внутри самой системы, получается. А состоит она: из количества воинов, их выучки, качества оружия, умения им правильно пользоваться — раз.
Здесь трудно найти недостатки у русских. У дружин княжеских, «бояр знатных», в городовых полках «кованой рати». Ополчение тоже не девушки из Смольного института. В своей стихии может головняк устроить любым профи.
Второе — это степень организованности, слаженности, дисциплины, морального духа. Скрипнув из нашего века зубом — оно было так … себе на уме гордая вольница. Но считать этот фактор провальным или решающим в поражениях от монгол — поспорю. Не растекаясь мыслью по древу, вспомним казаков. Эти внешне буйные и недисциплинированные мародеры очень органично и без всяких проблем проводили боевое слаживание с другими ватагами. Бились как братья единоутробные. Стимул простой — захочешь жить и побеждать, за ночь строем с песнями ходить выучишься, любые тактики выдумаешь эффективные.
Третий важный компонент военного дела, как мудро подметил Самюэль Хантингтон в «Столкновении Цивилизаций», — это «способность и желание общества эффективно применять военную силу». Если с первой составляющей на Руси был полный порядок, то с понятием «желание»… Нужно думать. Не в этой ли компоненте мы проиграли вчистую кампании 1237-1241 годов?
Считать будем.
Монголы Батыя могли иметь численное превосходство над русскими дружинами. Вряд ли такое, как Карамзин прописывал. Но людской массой задавить точно не могли, физически и логистически не получилось бы такие оравы поставлять вглубь лесов северо-востока. Даже если предположить (как думаю лично) — войско Субэдея-багатура было примерно 70-ти тысячным… Так оно корпусами разбросано на огромные ТВД и расстояния: от реки Камы — до границ Венгрии.
Сила была только в том, что действовали они по четкому плану. Никакой Рюрикович (в здравом уме) далеко от своих земель не уйдет с дружинами, когда постоянно маячат сильные разъезды «тартар» у границ. А по слухам — где-то притаилось огромное войско.
Второй фактор, междуусобный и набивший оскомину, тоже присутствовал. Многие «родственнички» настолько друг друга ненавидели, на помощь соседу бульдозером не сдвинешь. Фактор предательства или выжидательной позиции тоже никто не отменял. Это тоже в полный рост.
Достаточно, чтобы всякое сопротивление русских было полностью обречено на неудачу? Нет… Города решением вечевым имели прекрасную возможность обязатькнязей защищать земли русские. Приказать скликать ополчение под защиту городских стен, рассаживать мужицкие ватаги по городищам и мелким крепостицам. Так ведь испокон века работало? А тут… вдруг… засбоило.
Количественное превосходство сбрасываем из анализа, значит. А знание своей местности и многочисленные штурмы городов нивелируют технологическое превосходство атакующей стороны. Пусть с китайскими пороками и прочей машинерией. Рязань, Торжок, Киев и Козельск с Владимиром (без дружины и городового полка) — оказались трудными орешками, монголы там умылись кровью. Хотя брали их неприлично быстро — без традиционных долгих осад, столь привычных русским. Здесь может быть «секрет побед»?
Сомнительно.
«Экспресс-штурм» с осадными машинами дело полезное. Но против себя ты имеешь не измотанного голодом, ранениями и болезнями противника. Бой на городских улицах и проломах — дело такое… как в омут незнакомый нырнуть. Можно и не выплыть. Преимуществ тактических нет у сторон, дело только в стойкости и личных навыках. У обороняющейся стороны еще запредельная мотивация… И потери неоправданно высоки у атакующих. Если таковыми стали еще с десяток крупных и средних городов на Руси, как Козельск? Потаскай осадный корпус от одного к другому… В сплошном партизанском крае.
Вооружение и защитное снаряжение имеет свои преимущества, да. Но на городской стене от бревна, смолы и каменюки это мало поможет. В зимнем лесу — вообще категорически вредно для маневра и здоровья. Тоже сбрасываем из анализа. Ополчению бездоспешному можно найти сотню полезных занятий. А комплексы атакующего и защитного снаряжения русских дружинных вояк и монголов — были абсолютно равноценны.
Но. Преимущество стратегическое в быстрых и кровавых штурмах русских городов — все же есть. Дурная привычка князей неспешно собирать и рассаживать войска и ополчение по крепостицам-городищам вполне давала монголам самое главное на войне. Время. Выбивая эти укрепленные козыри … Два княжества можно уронить. На эффекте неожиданности.
Но до Игнач-креста ходить… так не получится. Почти две недели в Рязанском княжестве монголы торчали, взяв абсолютно всё, что имело тын и детинец. Соседи отмобилизоваться могли вполне. Даже спящего Илью-Муромца с печи стянуть и в любой город откувыркать…
Ну пусть, создадим монголам идеальные условия для их стратегического замысла. Пусть не успевали все княжества собрать достаточные гарнизоны в городах, только посадские спрятались. Пусть эти города щелкаются как орешки, за несколько дней. Пусть вся рать не успевает собраться там. А прошлый век земле-дровяной фортификации не способен играть против осадных китайских камнеметов.
Но… Эта самая рать, идущая в сторону павших уже городов, должна отвлекать очень много сил монгол. Разбей поди все дружины и отряды, загони-догони каждого русского в зимнем лесу. Незнакомом. Это владимирский князь Юрий Всеволодович подарок преподнес на блюде — почти в чистом поле рать собирал, шишом торчал посередь княжества. На что надеялся? Не найдут?
Очень много вопросов по поводу адекватности такого решения, приведшего к тотальной резне на реке Сити. Странно, не логично место сбора (вроде бы). Полное бездействие русских — тоже загадка. Такое впечатление, все города ворота захлопнули перед Великим Князем, ручкой ему махнули: «Сам выпутывайся». Думается, с Юрием Всеволодовичем злую шутку сыграло неверное понимание…
Психологии новой войны.
Поэтому логично смотрится версия, в которой причины секрета побед монгол заложены … в нежданном неком изменении главного принципа ведения Кампании. Когда традиционные центральноазиатские тактики степняков (набеги в самых разных видах) вдруг сменились хитро устроенным, постоянным давлением на противника. С непомерной жестокостью к сопротивляющимся. Впервые такое было опробовано Чингисханом в империи чжурчжэней Цзинь.
После малопродуктивных наскоков и трудностей в штурмах городов «корпуса» монгол стали работать вахтовым методом. Сменяя друг друга. Не уходя с отвоеванных земель. Позволяя себе долгие осады с машинерией, одновременно — глубокие рейды в глубину вражеской территории. Это сейчас очевидный военный прием. В начале XIII века — вполне выглядеть могло новацией. Ближний Восток только-только так воевать начинал с крестоносцами, коряво нащупывая стратегии и тактики «тотальной войны».
Психология традиций ведения войны … дурную шутку сыграла с воинством Руси. Князьями — в первую очередь. Они продемонстрировали полное непонимание. Целей и задач противника. Кроили свои кривые планы — по старым дедовым чертежам. Раз кочевник — значит набег. С ограниченными целями. Разорить (пусть два-три) княжества, хапнуть добычи и полон. Убраться в степи. Как сотни раз было с печенегами и половцами.
Война же — дело красивое и высокое. Так все считали: Хорезм, Кавказ, Русь с европцами. Семейный бизнес и почетное занятие для благородного мужчины. Цели таких войн — под стать самим «рыцарям». Город взять, деревни пограбить, за обиду отплатить, торговлишку на паре речек перехватить. Пару лаптей прирезать к своему феодальному лоскутку. Для минимизации собственных потерь — привлечь «поганых». У каждой державы «свои» были: туркополы, «дикие народы», кипчаки всех сортов, торки с берендеями и т.д. …
А тут… полный афронт приехал. С целью «тотальной войны», полным подчинением и …пограбить (само собой) тугодумов. Цель монголов была — полный разгром противника, с последующим геноцидом. Или добросердечные федеративные отношения с необременительной десятиной. Русь впервые столкнулась с выбором: либо смерть, либо жизнь. Как там Кирпичников писал:
«Монгольские полчища впервые за несколько столетий принесли миру новую войну, основанную на тотальном уничтожении целых народов и их культуры. В этом отношении монгольское нашествие далеко позади себя оставило все, что было известно по межкняжеским распрям и половецким набегам…
...(русские) были не готовы к такому повороту событий ни морально, ни материально. Русские, испытавшие на себе непосредственное воздействие ордынской военной машины, были потрясены ее эффективностью и мощью. Уже поражение на Калке произвело гнетущее впечатление на русских книжников, и, надо полагать, на князей — такого поражения от кочевников русские не знали за всю историю войн со степняками».
Это в точку. Особенно про русских «книжников». У которых без промысла вышнего кошки даже не родят. Божий гнев… за прегрешения. Как Лаврентьевская летопись скорбела по павшему граду Владимиру?
«…и бысть плач велий в граде, грех ради наших и неправды за умноженье безаконии наших попусти Бог поганыя, на аки милуя их, но нас кажа да быхом встягнулися от злых дел. И сими казньми казнити нас Бог нахоженьем поганых…».
Это долбилось с каждого аналоя народу …со времен Калки, дюжину лет. Жестокость, скорость, безжалостность уничтожения самого боевитого Рязанского княжества… После толп беженцев из Волжской Булгарии с их душераздирающими рассказами… Конец света, не меньше. Если сейчас фейки раскачивают целые страны… То как это эффективно работало в те времена? Представляю отчетливо. Профессиональная сфера потому как.
Чего не знала Русь?
Замысла и целей вторжения. Ладно, рязанцев разорили и уничтожили… Это понятно, граница Степи. Но зачем во Владимирские земли вламываться так глубоко? Вот из этого, вполне может быть, и исходил князь Юрий Всеволодович, забившись в глухомань лесов Мологи. Невдомек старому вояке было: припожаловали монголы не за хабаром. А именно по его душу. И его войском. Дали даже время подтянуть побольше рати. Потом перекусили жилу, как посчитали — всё, пора.
Что получилось в итоге? Правильно, полное устранение угрозы с севера. Перед вторжением на Южную Русь и европы.
Этим стратегическим замыслом Субэдея и Батыя можно объяснить отсутствие баскаков (с контингентами) на землях Владимирской Руси некоторое время. «Предатель» Ярослав Всеволодович занимает престол погибшего брата, рассаживает в ключевые пункты своих родственников. Даже если и захочет … выпендриться — нечем будет. Потенциал военный подорван, лучшие дружины вырезаны, главный город (с дюжиной других) оправляется от пожаров. Плач и скорбь по всей земле. Чем и кем воевать? Особенно когда у народа тьмой египетской — ужас от произошедшего в глазах стоит…
Союзники? В тех краях только Новгород торговый. Уже барыши считающий от нежданного «счастья». Владимирская Русь с Булгарией, помноженные на величину, близкую к «нулю»… прекрасное место для расширения бизнеса. Все в пользу сыграло купеческую. «Неожиданный поворот» от Игнач-Креста Батыя — логичен. Полный контроль всей внутренней торговли Руси новгородцами — бесспорен. Силы собственные для вразумления «крестителей» орденских — сохранены и приумножены. От масштабного похода Ватикана можно отбиться даже, монгол пригласив.
Эх… Как бы еще «золотые пояса» такое положение дел …не профинансировали. Ничуть не удивлюсь.
КРЫМ чей? Ищем потомков самых древних владельцев полуострова…
Материал сей писан по просьбе постоянного Читателя (Дмитрий Ших — жму лапу!), считаю тему вполне занятной и любопытной. Сегодняшнее историческое расследование посвящено древнему Крыму, его первой государственности. «Наперстки» придется двигать весьма активно. Ведь история первых народностей Полуострова — мгла времен и тьмы спекуляций политических. Поэтому ставим простую, геополитически веселую задачу: кому (по исторической справедливости) нужно в ООН заявления писать, земли предков себе взад требовать, ага…
Первые разумные существа
появились на Полуострове … где-то 300-250 тыс. лет назад. Звались неандертальцами. Археология пещер Южного берега Крыма (около дюжины стоянок) подтверждает: это ашельская эпоха (ранний палеолит). Самая популярная точка — Киик-Коба у реки Зуя. Возраст стоянки 150-100 тысяч лет. Этим в ООН ничего не обломится, увы.
После неандертальцев в эпоху позднего палеолита (38 тыс. лет назад) — появились кроманьонцы. Вполне себе современные типажи. Стоянки найдены в долине Бельбека и над рекой Кача. Как утверждают ученые — древний Крым эпохи позднего палеолита был весьма людной территорией, абсолютно все побережья были заселены.
Между палеолитом и неолитом есть один спорный момент. Называется он Всемирный Потоп из Ветхого Завета. Примерно 5600 лет назад приключился. Некоторые специалисты (исключительно с американскими паспортами) утверждают: Средиземное море прорвало «заглушку» в районе Гибралтара, пополнило Мировой океан. Благодаря этому возникло Азовское море и Крымский полуостров. Тема жаркая в научных кругах, пока туда не впиливаюсь, ибо в науке геологии — долдон с куцым текущим самообразованием. Через годик косноязычно поспорим, ага.
Неолит Крыма приходится на 5500-3200 гг. до нашей эры. Археология фиксирует использование глиняной кухонной утвари, первые поделки из металлов. Тому подтверждение — полусотня неолитических стоянок открытого типа. То есть, народец коренной стремительно выбирается из пещер и гротов, осваивает активно степную часть полуострова и предгорья. Самое известное местечко — «Долинка» и «Таш-Аир».
Середина 4 тысячелетия до нашей эры знаменуется широким использованием меди, коренное население переходит в непродолжительную эпоху «энеолита», плавно перетекшую в «бронзовый век». Крым уже заставлен погребальными курганами, активность оседлого земледелия точно фиксируется на Керченском полуострове, в долине реки Салгир, полностью освоен северо-западный Крым.
Устройство и развитие общества
вполне традиционное для всех уголков Евразии. Со времен кроманьонцев меняется семейный уклад, дрейфует к родовой матриархальной общине. Большие сообщества родственников (до сотни особей) начинают осознавать проблемы близкого кровосмешения, эти шалости становятся табуированы. Молодых мужчин отправляют на «невестин промысел» в другие общины. Мертвых хоронят в гротах и пещерах с личными вещами. Поздний палеолит хорошо очерчен культом «женщины-матери». Ритуальное использование скелетов животных говорит о зачатках анимизма-тотемизма.
Потом наступает эпоха «лука и стрел», крымчане практикуют охоту, собирательство, уже приручены собаки, появляются загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство отражено в наскальной живописи, миниатюрной скульптуре. Покойников начинают предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентированы на Восток.
Потом происходит «неолитическая революция». Появляется многочисленный домашний скот, зачатки земледелия, первые гончарные ремесла. В конце неолита домашняя утварь уже тонкостенная, с хорошим орнаментом. По черепкам понятно — во всю прогрессирует обменная торговля.
Наступает эпоха мужчин. Найдены целые кладбища, где мертвые обсыпаны красной охрой, украшены бусами из костей и зубов оленей. Женские могилы очень бедны артефактами, мужские — на порядки богаче. Однако жители Крыма эпохи позднего неолита продолжают поклоняться женским божествам: условно их называют «Дева-Охотница» и «Мать Плодородия». Они наиболее полно оформились в античности.
Самая поздняя
«недокументированная» эпоха Крыма фиксируется стремительным развитием общества. Появляются дома с глинобитными полами и очагами, каменными стенами. Вполне отчетливо видны прото-города, окруженные фортециями с невысокими каменными стенами-оградами. Настенная живопись становится сложной и массовой, покойников начинают предавать огню, прах хоронят в искусно сделанных ящиках. Они покрываются трехцветными геометрическими орнаментами. Возводятся некие культовые места, загадочные вертикальные стелы Крыма. Называются они «менгиры». Аналогии можно найти в европах, так поклонялись Богу-Солнцу. Но вот…
Появляются киммерийцы,
первые документально подтвержденные владельцы полуострова. Их и назначим в правообладатели… Первые следы обнаруживаются на стыке двух великих эпох: окончание «бронзового века» — начало раннего «железного». Как во всем северном Причерноморье — наступает эра этого загадочного народа. Следы киммерийцев смутны, спорны, еле различимы, предмет наукоемких дискуссий и спекуляций.
С ними нас знакомят античные авторы. Тоже крайне несведущи, кстати. Дошли немногочисленные отрывочные сведения. Абсолютно все — полулегендарного характера. Строить на таком нарративе серьезные утверждения — впасть в тяжкий грех «чудинизма арийского». Объективности будет — ни на понюх табаку. Что-то размытое (но спорное) можно строить по следам киммерийцев. Как они запомнились «сменщиками» в Причерноморье и пострадавшим народам — вплоть до восточного Средиземноморья.
Самое первое, что точно к ним относится, — название Керченского Пролива. Его многие века упорно именовали Боспором Киммерийским. Греки и римляне античности также хорошо знали землю «Киммерию», город Киммерик, гору Киммерий. И целый ряд созвучных локаций.
Если кратко
брать в анализ записи Геродота — киммерийцы были кочевым народом. Владели всеми степями Северного Причерноморья и Крымом до прихода воинственных скифов.
«И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским». Киммерийцы же, обитавшие у Южного моря, под натиском скифов покинули страну».
Четко фиксируется период азиатских походов киммерийцев: между 722 и 715 гг. до нашей эры. Почти сотню лет они непрерывно атакуют Переднюю Азию, Ближний Восток. От киммерийцев страдают абсолютно все государства и народы. Археология согласно кивает — тому подтверждением многочисленные глиняные таблички с упоминанием имени свирепого народа. Присутствие киммерийцев зафиксировано в Ассирии, Мидии и Лидии совершенно точно.
Неизвестно, какими силами, с какими целями они добрались даже до восточного побережья Средиземного моря. Около 650 г. до н.э. киммерийцев громят вторгшиеся в Азию скифы. Через полусотню лет непрерывных войн они откатываются к городу Синопа, уступая новым захватчикам почти все свои степи. Около 600 г. до нашей эры солнце киммерийцев окончательно закатилось — их добивает лидийский царь Алиатт. Больше в исторической литературе прямых указаний на народ такой не встречается.
Теперь более подробно,
нарратив литературный с археологией будем стыковать, узнать пытаясь историю легендарных степняков. Появились в Северо-Восточном Причерноморье — в VIII—VII вв. до нашей эры. Если опираться на Геродота, экспансия их была остановлена на Балканах, в землях Фракии. Этноним «киммерийцы» впервые появился в древнегреческой литературе у Гомера:
«Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».
«Киммериец», как этнический термин, потом использовался античными авторами всех эпох — для обозначения степных причерноморских племен. Дошло до того, что во II веке уже новой эры в сочинениях они полностью демонизируются. А сердце «киммерийской земли» — это врата в Преисподнюю, окруженные ледяным потусторонним миром. В любом случае — это первый организованный в государство народ Восточной Европы.
Происхождение этнонима
«киммерийцы» — спорная сфера. Самые популярные в научной среде версии таковы. Первая — слово произошло от финикийского — «тёмный». Вторая — могло припожаловать из ведического санскрита, как «Хима» (Нima). Переводится — «зима, холодный». Именно так сформировано название «Гималаи» (Himalaya — «обитель снегов»). Греки ввели в свой язык — как «χειμώνας». То есть,«химонос» («зимний»). Тут споров нет, на ученом Пелопоннесе так прозывали всехлюдей из «зимних и тёмных» стран.
Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание «киммерийцы» на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей Милетский. Эфор Кимский поселил их около озера Аверн … в Италии(?). Библии киммерийцы тоже известны. Называются — яфетическим народом «гомер».
Сведения о киммерийском языке …нулевые. Только ряд гипотез, не буду останавливаться даже. Сохранились имена собственные из ассирийских глиняных табличек, типа: «Te-ush-pa», «Dug-dam-me», «Sandaksatru». Ну и само название народа. Самая правдоподобная версия — киммерийцы представляли собой индоиранскую группу племен и народностей. Их самоназвание могло звучать, как «гимер» или «гимир».
Если брать анализ источников
не греческого происхождения, киммерийцы называются ассирийскими текстами — народом «гимирру». Архивы Саргона Второго и Ашшурбанипала рассказывают такую историю: в 714 г. до нашей эры киммерийцы живут неподалеку от озера Севан, платят дань древнему государству Урарту. В какой-то момент они поднимают грандиозный бунт, царя Руса I (внимание патриотам!) громят, берут в плен почти всю знать противника.
В течение 35 лет они пропадают из ассирийских текстов. Потом появляются сразу в двух сортах: «западном» и «восточном». Первые ураганят в Малой Азии, вторые — на восточных границах Ассирии, причем довольно успешно. Подчиняют себе почти всю Фригию, образуют Мидийское Царство. Дальше их ассирийские источники никак не идентифицируют. Наука считает — «восточные киммерийцы» полностью ассимилировались местным населением.
«Западные» же в 660-х гг. до нашей эры грызут Лидию, почти успешно. Но на выручку соседу приходит Ассирия, киммерийцы были разбиты и откатывают назад. Ненадолго. Собравшись с силами, устраивают полномасштабное вторжение по прежним следам, берут город Сарды, убивают лидийского царя Гига. Именно в этот период греки знакомятся с этим свирепым народом. Терпят ряд поражений. Киммерийцы захватывают несколько городов в Ионии. Даже Эфес, бают. Вскоре предпринимают новые нападения на Ассирию, но неудачно. Больше они не упоминаются в документах тех земель.
Военное дело киммерийцев мы рассмотрим другой статьей, в совокупности с другими кочевниками Причерноморья — скифами и таврами. А пока будем фиксироваться в ответе на главный вопрос: кто является их прямыми потомками, смогли уцелеть хоть кто-то с тех древних времен. Малыми этносами или народностями современными. Чтобы не проводить обзор явных фантазий лингвистических…
Копать будем.
Только археологией можно прочитать следы ушедших в глубину веков народов. Версию, довольно живучую пару веков точно, — киммерийцы есть предки фракийцев — сносим. Она интересна, временами логична. Но настолько «наперсточна», рука не поднимается такое писать (представляете?).
Сразу огорчаю. Археологи к киммерийским погребениям относят: подкурганные впускные. Севера Причерноморских степей и предгорного Крыма. С датировками IX — середина VII вв. до нашей эры. Проводя четкую границу и отсекая другие культуры, не относящиеся к «поздней бронзе». Но еще не являющиеся скифскими. Логично и понятно.
Исследователи признают связь «киммерийских захоронений» с памятниками белозерской и срубной культур. Схожесть погребального обряда, узнаваемая керамика и некоторые элементы оружия, конской сбруи. Проблема одна: а это точно «киммерийцы»? Или другое население, что формировалось рядом с ними, находясь в разных степенях зависимости или добрососедства с ними?
«Киммерийские погребения» в большинстве своем — впускные могильники. Для этого использовались курганы эпохи бронзы (коренных неизвестных нам народов). Техника простая: новый курган покойнику не насыпался, его «подселяли» в уже существующий. Хоронили киммерийцы в небольших прямоугольных или овальных ямах. С разнообразными деревянными перекрытиями.
Для маркировки своих «погостов» киммерийцы использовали каменные резные стелы. Высекались изображения предметов (оружие, оселки, сложные пояса). Погребальный инвентарь скромный — в основном орнаментные керамические сосуды и кубки разных форм. Из оружия чаще всего находят мечи и кинжалы. Есть исключительно железные. Но большинство — биметаллические. Это когда рукоять делали из бронзы, а клинок из железа.
Бронзовые и костяные наконечники стрел — в изобилии. Редкость — бронзовые наконечники копий. Конская упряжь очень многочисленна: бронзовые и костяные удила, псалии, бляхи, луницы. Женские погребения содержат серьги, браслеты, подвески, бусы. Самые бедные могильники дают лишь предметы быта: ножи и каменные оселки.
На что это похоже?
Если такие захоронения считать «киммерийскими» — эти мотивы прослеживаются от «абашевской культуры» (Волго-уральский регион, 1500 лет до нашей эры). Дальше аналоги находятся в «срубной и белозерских культурах» (до 1100 гг. до нашей эры). Путеводная нить «погребений» ведет через территорию современной Украины — к Кавказскому хребту.
Третий этап — территория современной Грузии (600 гг. до нашей эры). И конечная точка маршрута… устье Дона (300 гг. до нашей эры). Такой «погребальный путь» подтверждается еще краниологическими и дентальными исследованиями черепов. Выявляет прямую родственную связь между субъектами всех могильников, что сегодня вскрыты и подробно изучены.
То есть, «киммерийские» захоронения стартуют от археологического объекта «Спиридоновка II» (Волжский район Самарской области). Финиш — объект курганного типа «Беглицкий некрополь» в Ростовской области, Неклиновский район. А ДНК-анализ костных останков выявляет… абхазо-адыгскую G2a2b гаплогруппу. Наука считает ее маркерной. Для опознания «киммерийцев». Так … КРЫМ чей? Комментарии расчищены, милости прошу… ага).
Свежие комментарии