Как появились на западе Франции и в Пиренеях каготы не знает никто. Более того, нет даже точного объяснения, как появилось это слово. Впервые они упоминаются в письменных источниках 11 века. Уже тогда это были неприкасаемые и живущие отдельной общиной люди.
Одни старинные книги описывают каготов как низкорослых и коренастых людей, с вьющимися темными волосами. В других, наоборот — как голубоглазых и светловолосых здоровяков. Но почти все источники сходятся в одном — у каготов были круглые, лишенные мочки уши.
Что было нельзя каготам
Жили каготы отдельно от всех, обычно за пределами деревень и городов. Часто это были болота, косогоры, овраги и другие малопривлекательные для проживания и земледелия места. Каготы были лишены многих прав и свобод — им запрещались элементарные вещи, доступные любому жителю Франции.
Каготы не могли жениться и выходить замуж за кого-то, не входящего в их общину. Еще им нельзя было есть, мыться и даже дружить с обычными людьми. Неприкасаемые не имели права использовать поручни и перила лестниц и площадок. Им нельзя было прикасаться к ограждениям и парапетам мостов. Хоронили их на отдельном кладбище, вдали от храмов и часовен.
Чем отличались от других
По улицам этих людей обязывали ходить с особыми трещотками, оповещавшими всех о приближении отверженного. Точно так бродили по дорогам средневековой Европы прокаженные, с которыми, кстати, каготов постоянно отождествляли. Считалось, что, прикоснувшись к представителю этой касты, можно заразиться лепрой или даже чумой.
Еще каготов обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах: в похищении детей, колдовстве, предательстве и даже каннибализме. Археологи специально изучили останки из каготских могил, чтобы определить, что было не так с этими людьми. Но исследователи не обнаружили ровным счетом ничего странного. Прокаженные и чумные среди каготов встречались не чаще, чем среди других слоев населения. Да и каких-то странных характерных отклонений в строении тел они не имели.
Но на деле каготы были похожи на обычных деревенских и городских жителей. Это доказывает то, что их заставляли нашивать на одежду отличительный знак в виде красной птичьей лапки. Еще одним признаком отверженного была обувь. Даже самые бедные изгои были обязаны обеспечить себя обувью и везде ходить только в ней. Босыми каготов никогда не видели. От того в народе ходили байки, что вместо ступней у них перепончатые когтистые лапы.
Чем зарабатывали на жизнь
Выбор ремесел, которыми могли заниматься европейские парии, был тоже ограничен. Каготы имели права выбирать только профессии, связанные с обработкой дерева или смертью. Они были лесорубами, строителями, гробовщиками, могильщиками и палачами. Очень много среди представителей этого племени было плотников. В старину если в учетной книге напротив имени стояло «плотник», то почти наверняка это был кагот.
Несмотря на предвзятое отношение, каготам доверяли строить деревянные храмы. Со временем они достигли в этом мастерстве больших высот. А вот посещать церкви им приходилось с ограничениями. В задней части храма делалась особая, очень низкая дверь, над которой была надпись «кагот».
Во время службы изгои сидели отдельно от прочих верующих, за перегородкой. А причастие священник подавал им на ложке, привязанной к длинной палке. У каготов была даже своя кропильница со святой водой. И если один из отверженных смел опустить руку в общую кропильницу, в наказание ему могли отсечь кисть.
Каготы в литературе и… архитектуре
К 15 столетию каготы стали общепризнанными виртуозами работы с деревом и превратились в гильдию плотников. Они уже не только строили храмы, но и делали мебель, повозки, сельскохозяйственный инвентарь, а еще изготавливали бочки для вин и кадки для воды.
Каготы оставили свой след в средневековой литературе. Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» упоминает, что на одной из стен Телемского аббатства была надпись, запрещающая входить на его территорию «лицемерам, фанатикам и каготам». Официально все ограничения по отношению к этой группе людей были отменены во время Великой Французской революции, но на самом деле неприкасаемых продолжали притеснять и дальше.
Во время революции многие каготы, воспользовавшись беспорядками, бросились в архивы. Там они принялись уничтожать записи о своем происхождении, чтобы вырваться из касты отверженных. Многим это помогло и бывшим изгоям удалось ассимилироваться в среде обычных французов и начать жить как все.
Но история европейских парий на этом не закончилась. В 1847 году французский писатель и историк Франциск Мишель, готовя к выходу свою книгу «История проклятых рас», сделал неожиданное открытие. Оказалось, что более 10 тыс. каготов продолжали жить по старинке, презираемые всеми, в деревнях Гаскони и Наварры.
Отголоски нетерпимости к этим людям можно найти и сейчас. В современном французском языке слово «кагот» считается бранным. А более 60 храмов в Пиренеях имеют отдельные входы с дискриминационной надписью «Cagot». Конечно, через них уже никого не заставляют ходить на службу, но и упразднить эту позорную памятку не спешат.
Этимология названия кагот
В начале нашего рассказа мы уже упоминали, что происхождение этого народа и его названия до сих пор покрыто мраком. Есть несколько версий, которые пока ничем не подтверждены. Кто-то из ученых утверждает, что кагот — производное от canis gothus — «готская собака», а сами эти люди были потомками вестготов.
Другие утверждают, что их название происходит от окситанского ругательства cago -«дерьмо» или испанского слова cafo — «прокаженный». Есть и версия, что каготы были потомками мавританских воинов, которые остались во Франции и Испании после вторжения мусульман в 8 веке. Существуют и совершенно нелепые, фантастические версии, не имеющие ничего общего с реальностью.
Гордые каготы
Наиболее свежая теория появилась буквально пару лет назад. Английский писатель Грэм Робб в книге «Открытие Франции» предположил, что каготы некогда были гильдией средневековых столяров, достигших в своем деле вершин мастерства. Отношение же к ним как к неприкасаемым постепенно возникло из-за банальной зависти и интриг менее успешных конкурентов.
Удивительно, но в мире есть один человек, который считает себя каготом и гордится этим. Француженка Мари-Пьер Мане-Боузак уверена, что ее далеким предком в 8 веке был мавританский солдат, и называет себя «последним каготом в мире». Все, что связано с каготами и по сей день окутано тайной и суевериями. Есть всего одно место в мире, посвященное этому странному и несчастному народу — Музей каготов в замке Нест (Nestes), построенном в 9 веке в Верхних Пиренеях.
Почему мы верим в приметы, и чему точно не стоит доверять в новом году
В душе каждого человека есть потребность верить во что-то, что лежит за гранью нашего материального мира. Кто-то верит в абстрактные силы вселенной, кто-то в сверх-разум, многие обретают веру в мировых религиях.
Православная церковь всегда считала суеверия большой опасностью для души.Всех людей объединяет одно – большинство из нас верят в суеверия и приметы. Почему же суеверия и народные приметы так сильны в нашем мире? Что заставляет людей обращаться к ним за советом?
Суеверием принято считать веру в какие-то ни было внешние проявления, действия или предметы. Происхождение слова «суеверия» говорит само за себя – суетная вера.
Приметы очень популярны практически у всех народов мира. Это связано в первую очередь с психологическими особенностями Homo sapiens. Нам нужно всегда во что-то верить. По данным различных социологических опросов, большая часть взрослого населения нашей страны верит в приметы и суеверия.
Суеверия всегда субъективны, при этом отсутствие подтверждения той или иной приметы не приводит к ослаблению веры в неё.
Американский психолог Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, практически всегда игнорируется.
Веру в приметы Гилович объясняет особыми свойствами человеческого мозга. Вот основные:
1. Иллюзия порядка – «Неумение человеческого мозга поверить в случайность полученной информация. Даже в математически случайной последовательности событий, человеческий мозг умудряется находить закономерности, которых нет. Пример — теория «горячей руки» у фанатов баскетбола».
2. Статистическая регрессия – «Непонимание того, что после любой статистической погрешности следует коррекция. Пример — директора компаний после особо удачного финансового квартала ожидают, что следующий квартал будет еще более удачным и часто ошибаются».
3. Когнитивные предубеждения – «Подтверждения нашей точки зрения мы замечаем чаще и придаем им больше веса, чем опровержениям. Пример — политические оппоненты после изучения одной и той же информации о каком-либо политическом событии еще больше укрепляются в своих противоположных точках зрения».
4. Самосбывающиеся предсказания – «Пример — Альфа-банк чуть было действительно не обанкротился несколько лет назад, когда из-за распущенных слухов о его банкротстве, испуганные клиенты забрали почти миллиард долларов со своих вкладов за неделю».
5. Односторонние события – «Пример — взял зонт — дождя не будет. Даже если из 10 раз, когда мы взяли с собой зонт, дождя не будет только один раз, мы все равно будем думать, что эта мудрость истинна и подтверждается опытом».
Самые распространенные суеверия, которым точно нельзя доверять:
Пятница, 13-е:
Многие убеждены, что именно сочетание пятницы и числа тринадцать всегда приносит беду. В такой день не стоит начинать серьезных дел и принимать важные решения. В Европе и США многие застройщики исключают число 13 из нумерации квартир и даже этажей.
Есть несколько версий, почему именно число 13 несчастливое:
По одной из них Иуда был тринадцатым апостолом Христа, а после предал его. С тех пор число 13 считается дьявольским. На шабаш всегда собираются именно 13 ведьм.
У скандинавов бог обмана – Локи был тринадцатым, он в итоге уничтожил всех богов.
А еще считалось, что в древние времена веревка на виселице имела 13 оборотов. Кстати, подтверждения этому нет ни в одном более-менее серьезном источнике.
Вот теперь сами принимайте решение, стоит ли так бояться числа 13.
Черная кошка:
Бедное животное во все времена страдало из-за цвета своей шерсти. Оккультные секты приносили её в жертву, утверждали, что именно в этих «тварей» вселяются демоны.
К счастью для бедных животных, многие современные хозяева домашних питомцев черного цвета убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.
Пустое ведро:
Пожалуй, самой распространенной плохой приметой считается на выходе из дома, встретить женщину с пустым ведром. Если такая соседка попалась, то все, удачи не жди. Объясняют это тем, что раз ведро не заполнено — то в него проваливается вся ваша удача за сегодняшнего дня.
Разбитое зеркало:
Многие считают, что разбить зеркало – крайне плохой знак. Мол, это предвещает какую-то страшную беду. Так считают те, кто верит, что оно не только отражает лик человека, но и оставляет в себе частичку его души.
Также очень опасным считается смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев, и встречаться с ними живому точно не стоит. Отсюда же берет начало традиция занавешивать зеркала в доме где оплакивают умершего. Важно чтобы его душа не осталась в зеркале.
Конечно, верить в приметы или нет дело каждого. С этой верой простому человеку жить гораздо легче, ведь можно переложить ответственность за свои неудачи на какие-то обстоятельства. Вот только стоит ли это делать? Отвечать самому за свою жизнь гораздо приятнее, ведь тогда успех ваш и только ваш.
-
Древнегреческая Гелика: какие секреты хранят руины города, с которого могла начаться легенда Атлантиды
Пожалуй, самым известным древним городом, пострадавшим от буйства природы можно считать Помпеи, погребенные под лавой. Однако был еще один город. Гелика. Она была разрушена до основания. Историки древности считали, что жители прогневали бога морей Посейдона, за что и были наказаны. Правда, современные ученые имеют совершенно другое мнение. Им потребовались века, чтобы найти точное положение Гелики и узнать правду.
История Гелики
С XVII и до IV века цивилизация Древней Греции процветала. Она стала оплотом культуры, искусства и социального развития общества на всем материке. Города-колонии возникали по всей Европе: от Испании до границ с современной Россией. Это были города-государства. Подчиненные единому центру и власти одного верховного правителя, у них были свои внутренние органы управления, деньги и даже боги покровители.
Основанная в Бронзовом веке, Гелика стала главным городом ахейского региона на Пелопоннесе. Если верить Платону, то жители этого города приняли непосредственное участие в известной в Троянской войне. Гомер же упоминал, что геликские корабли временно перешли под командование Агамемнона, который был братом царя Менелая — мужа похищенной Елены.
Гелика очень быстро превратилась в один из ведущих центров торговли, благодаря чему получила право на чеканку собственных денег. И хотя верховным божеством все еще был Зевс, но близость к морю привела к тому, что культ Посейдона был намного популярнее. Храм Посейдона в Гелике был настолько большим и роскошным, что привлекал к себе едва ли меньше паломников, чем всемирно известные Дельфы. Его лик даже изображали на монете, а на обратной стороне был трезубец и два дельфина, плывущие вверх в обрамлении лаврового венка.
После разрушительной войны между Спартой и Афинами весь регион страдал от нищеты и голода. Зато в Гелике ситуация практически ен изменилась. Они не только не вмешались в конфликт, отказавшись выбирать сторону, но продолжали неплохо зарабатывать. Храм Посейдона продолжал привлекать тысячи людей, которые не скупились на пожертвования в надежде задобрить бога морей.
Гнев Посейдона
Большинство богов древнего мира отличались весьма скверным характером. Не стал исключением и Посейдон, отвечавший за моря и океаны: переменчивый, безжалостный, непредсказуемый. Практически все торговые пути в Гелике проходили по морю, моряки не могли не почтить своего покровителя перед дальним плаванием.
История разрушения мифической Атлантиды является одним из самых известных рассказов Древней Греции. Могучий город был поглощен водами в наказание богов за высокомерие его жителей. Гелика скорее всего не была прототипом Атлантиды, однако зимой 373 года до н. э. была полностью уничтожена тем же способом. Историки древности считали, что жители города умудрились вызвать гнев своего покровителя, за что Посейдон и утопил огромный город в пучине морской.
Существует несколько вариантов истории о том, что же именно так разозлило Посейдона. Жители Гелики настолько сильно почитали своего покровителя, что не захотели делиться с просителями своими «сокровищами». В текстах указывается, что своеобразным «яблоком раздора» стала либо статуя Посейдона, либо макет постройки самого храма, который ионийцы просили, чтобы почтить Посейдона у себя на родине. Божество рассердилось на жадность и утопил город со всеми его жителями.
На самом деле, в тот трагический день произошло сильнейшее землетрясение, вызвавшее ценами в десятки метров высотой. Это стало настоящим потрясением для греков. Катастрофа достигала таких масштабов, что кроме как списать все на божественное вмешательство у них и не получалось.
Чем легенды о затонувшей Гелике так заинтересовали археологов
Схожесть истории Гелики и Атлантиды привела к тому, что многие археологи начали подозревать, что на самом деле это один и тот же город. Оставалось только подтвердить или опровергнуть эту теорию. 1988 году археолог Дора Кацонопулу запустила проект «Helike» с целью попытаться раз и навсегда найти таинственный потерянный город.
Писатели древности упоминали Гелику, высказывая свои предположения о ее местонахождении. Кто-то видел остатки городских стен в водах Коринфского залива, кто-то упоминал статую Посейдона. Однако, когда археологи пытались искать город в «указанных» местах, то находили ровным счетом ничего. Только в 1861 году немецкая экспедиция, посетившая этот регион, обнаружила в непосредственной близости от этого места одну из монет с лицом Посейдона.
Гелика стала идеей фикс для многих историков и археологов. Поскольку город пролежал на дне морском больше двух тысячелетий, то его не могли разграбить мародеры, как это произошло с наземными руинами древних городов. А значит Гелика все еще полна миллионами артефактов, чья историческая ценность может быть не измерима в материальном эквиваленте. На Гелику возлагают куда большие надежды, чем на Помпеи. Ведь все изделия из металла, разрушенные ужасающими температурами кипящей лавы, должны были уцелеть в воде.
Поиски Гелики
Главный текст, имеющий настоящую историческую ценность для археологов, был написан Элианом во II веке. Он упоминал о том, что в течение пяти дней перед катастрофой животные, птицы и даже насекомые в панике бежали из города. Бронзовая монета с головой Посейдона и надписью «Элик» (сокращение от Гелика) стала первым археологическим доказательством существования этого города.
Полноценную охоту за Геликой начал Спиридон Маринатос, греческий археолог. В 1973 году он привлек океанографов с сонарами для тщательного изучения морского дна. Однако никаких признаков Гелики они так и не нашли.
Греческий археолог Дора Кацонопулу решила изучить морское дно региона Айон в 1994 году. И снова затея провалилась. Хотя сонары и показали наличие чего-то необычного, предположительно руины древнего порта, водолазы не смогли подтвердить находку.
Затем Кацонопулу предположила, что с момента затопления Гелики ландшафт мог сто раз поменяться, и, возможно, город затонул в лагуне на материке, а не в Коринфском заливе. А поскольку реки сменили свое русло с тех времен, то Гелику следует искать под землей.
Римский или греческий город
В 1993 году, раскопав около 99 колодцев, археологи обнаружили раковины, моллюски и остатки керамики под тонким слоем глины. Но что больше всего привлекло их внимание, так это то, что в 150 метрах от предполагаемого местоположения древнегреческой Гелики они обнаружили остатки римского города, построенного много раньше Гелики. Судя по находкам, древнеримский город постигла та же судьба, что и позже построенную Гелику: он был разрушен землетрясением и погребен под водой.
Кацонополу не отчаивалась и продолжала поиски. Пока однажды не натолкнулась на каменную голову божка, которая и подтвердила существование города на этом место в тот самый 373 год до н.э. Теперь только оставалось доказать, что древний город был разрушен цунами, иначе доказать, что Дора нашла именно Гелику было практически невозможно.
В 2012 году археологи обнаружили, что отложения, покрывающие остатки древнего города, также содержат многочисленные остатки морской микрофауны, что без каких-либо сомнений доказывало, что руины долгое время были погружены в воду. Очень много улик указывают, что это именно Гелика. Разрушенная землетрясением, затопленная и в итоге погребенная пол метрами и метрами глинистых отложений.
Это далеко не первый случай когда стихийное бедствие уничтожало древние города. Даже в современном мире перед стихией человечество часто оказывается бессильным.
-
Телепортация
Северная Америка. На этом континенте водятся муравьи под названием атта. Свои муравейники они строят под землей. Матка атта – огромная женская особь, способная только есть и размножаться. Для ее защиты рабочие муравьи сооружают специальную камеру, размером с кокосовый орех. Если осторожно срезать боковую часть капсулы, то можно наблюдать весь процесс жизнедеятельности муравьиной матки. Но если на несколько минут закрыть проделанное отверстие, а потом снова открыть? Матка исчезнет.
И появится в точно такой же камере в нескольких десятках метров от первой. В это трудно поверить, но эксперимент ставился не один раз. Муравьиную матку метили краской и закрывали камеру – матка исчезала. А в новой камере, обнаруживаемой на большом отдалении, находили ту самую, меченую краской матку. Невероятно. Поверить в то, что за короткое время муравьи успевают выкопать тоннель, длиной в несколько десятков метров, соорудить новую камеру и перетащить туда матку, невозможно. По всей видимости, муравьи атта создали систему мгновенного перемещения в пространстве. Важные персоны муравьиного сообщества умеют телепортироваться в случае опасности. Но как такое может быть? А люди?
Историки утверждают, что в первом веке нашей эры император Домициан вершил суд над философом Апполинарием. Во время суда Апполинарий исчез на глазах присутствующих. И вскоре появился на расстоянии нескольких дней пути от Рима. Русич Евстрартий, захваченный в плен половцами, вдруг объявился в Печерском монастыре в Киеве. Он был ранен и скован цепью. Подобное путешествие произошло и с иноком Никоном. Он также был в плену у половцев, которые не только неотступно стерегли его, но во избежание побега подрезали ему сухожилия на ногах. На глазах удивленных стражников он испарился и появился в том же Печерском монастыре. Факты, изложенные летописцами, еще можно подвергать сомнению, но необъяснимые случаи телепортации зафиксированы и в наше время. Совсем недавно в Сеуле скончался знаменитый мастер восточных единоборств Ким Ду Ок. При покадровом просмотре видеосъемок, которые велись во время его поединков, отчетливо видно, как Ким исчезает в одном месте, оставляя лишь тающий силуэт, и тут же появляется в другом.
Как это возможно? Какая таинственная сила может перенести человека из одного места в другое помимо его воли? Какими знаниями надо обладать, чтобы самостоятельно перемещаться во времени и пространстве? Пока все известные законы физики отвергают возможность телепортации. Однако если бы факт ее существования удалось доказать, это полностью перевернуло бы все наши знания об устройстве мира.
Но, в конце концов, ученые получили в свое распоряжение данные, которые позволяют прекратить все споры. Команда исследователей выяснила, что сама по себе звезда оставалась стабильной, но ее свет от земных телескопов скрыло огромное облако космической пыли. «Подобную картину мы наблюдаем у красных гигантов постоянно, это совершенно естественно», — пояснила Эмили Левеск, астроном из Вашингтонского университета.
По словам Эмили, звезды такого типа периодически теряют поверхностные слои составляющей их материи. Остывая, они конденсируются на околозвездной орбите в форме больших скоплений пыли и прочего космического мусора. Охлажденные пылинки рассеяны, а потому образуют довольно плотную завесу. Из-за неоднородной структуры таких пылевых облаков свет и начинает мерцать для наблюдателя, находящегося на планете другой звездной системы.
Как бы то ни было, пристальное внимание, которое Бетельгейзе привлекла к себе аномальным поведением, позволило ученым еще лучше понять сложные процессы, которые происходят на разных стадиях жизненного цикла таких впечатляющих звезд.
Как мировые религии воспримут факт инопланетной жизни
NASA собирает команду из 24 теологов для того, чтобы они оценили, как верующие различных религиозных конфессий отреагируют на открытие инопланетной жизни. Теперь, когда у NASA есть два марсохода на Красной планете, несколько зондов, вращающихся вокруг Юпитера и Сатурна, а также запущен телескоп «Джеймс Уэбб», который изучает формирование галактик, звезд и планет во Вселенной, ученые агентства полагают, что они как никогда близки к открытию жизни за пределами Земли, пишет Daily Mail. «Ридус» пообщался с представителями мировых религий, чтобы понять, как изменится представление о боге и творении внутри каждой конфессии.
Буддизм
По словам руководителя пресс-службы Иволгинского дацана (центра буддизма в России) Аллы Намсараевой, никакого противоречия между возможным открытием внеземной жизни и буддизмом не существует. В буддизме отсутствует представление о едином боге-творце. Будда — это человек, который достиг просветления, пробуждения. Таким образом, буддой может стать каждый.
«Буддисты вполне допускают, что такая жизнь может быть. Согласно буддистской космологии, существует гора Сумеру. С каждой стороны этой горы есть континенты. Например, мы с вами живем с южной стороны горы. Наш континент называется Джамбудвита. И это не единственный континент. Здесь также есть масса других континентов и каких-то миров, которые существуют, но в силу каких-то причин мы их еще не знаем», — пояснила «Ридусу» Алла Намсараева.
Православие
Официальный представитель Русской православной церкви Вахтанг Кипшидзе заявил «Ридусу», что даже если ученые докажут существование инопланетной жизни, представление православных верующих о творении мира совершенно не изменится. «Христианское вероучение напрямую не зависит от научных открытий, потому что любое научное открытие, каким бы глобальным и революционным оно ни казалось, всегда дополняет представление человека о материальном мире. А христианское вероучение имеет своим предметом представление о мире нематериальном. Я думаю, что какие бы открытия ни были сделаны, это никак не повлияет на спасительную миссию церкви в этом мире», — сообщил «Ридусу» Вахтанг Кипшидзе.
Ислам
В Коране описаны разные существа, которые неизвестно где находятся. Не существует монополии на размещение творений бога в пространстве. Такое мнение высказал доцент кафедры религиоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета Азат Ахунов. «Если говорить о внеземных цивилизациях, то все можно допустить, если на то будет воля Аллаха. И все существа, где бы они ни находились, на Земле или за ее пределами, — это все творения бога. Например, ангелы. С точки зрения мусульманства, если человек совершил полет в космос, высадку на Луну, если это произошло, значит, господь сам это допускает», — прокомментировал «Ридусу» Ахунов.
Эксперт подчеркнул, что ислам — «древняя по своей сути и очень консервативная религия», поэтому с открытием ученых для верующих людей никаких изменений не произойдет. Ислам не выступает против развития научных знаний, по его словам. Исламские ученые по мере новых открытий, в том числе связанных с космосом, утверждают, что они в той или иной форме были предсказаны в Коране.
Иудаизм
Член московской еврейской общины «Даркей Шалом» раввин Довид Карпов отметил, что для начала нужно получить доказательства, а потом уже анализировать их. Но, согласно иудейской традиции, на других планетах может существовать разумная жизнь, при этом человек — это все-таки эксклюзивное творение, которого нет больше нигде. «Один из наших духовных лидеров, который в свое время окончил Берлинский университет и Сорбонну, то есть имеет научное образование, он в свое время писал, что, конечно, существование жизни на других планетах (а сейчас открыли много экзопланет, на которых может быть жизнь, похожая на земную), безусловно, не противоречит традиции. Но существование разумной жизни, подобной человеку, вряд ли», — резюмировал собеседник «Ридуса».
Свежие комментарии