Я. Вяткин
Зачем американские разведчики кормят начальство сказками о китайских арсеналах?
И снова на арене цирка начальник РУМО США генерал Эшли
Он заявил, что, по оценкам его ведомства, ожидает, что "в течение следующего десятилетия Китай, вероятно, по крайней мере удвоит численность своего ядерного арсенала". Когда его спросили, а с какой цифры, собственно, удваивать будем, он ответил так: "по нашим оценкам, количество боеголовок, которые есть у китайцев, составляет где-то пару сотен." Конечно, "где-то пара сотен" — это весьма странная оценка. Если отбросить городских сумасшедших с их апокалипсическими оценками в тысячи ракет и зарядов Китая, то среди исследователей этого вопроса и организаций оценки начинаются от 250-270 и до 450-480 зарядов.
Но наиболее разумные и опирающиеся на что-то оценки крутятся вокруг цифр 280-300 ядерных боеприпасов (ЯБП). Скажем, незабвенный Х. Кристенсен, отличающийся весьма вольными оценками и методиками оценки российских ядерных арсеналов, по отношению к китайцам куда более строг и адекватен, и его число равняется 290 ЯБП. В целом, считается практически большинством, что китайский арсенал чуть-чуть уступает французскому (290-300 ЯБП) или примерно ему равен.
Есть, конечно, и совсем уж опереточные "оценщики", вроде стокгольмского института СИПРИ, которые на полном серьезе публикуют оценки, например, российских арсеналов с точностью до 1 боезаряда (!!!), и оценки его роста или сокращения. Разумеется, берут всю эту "цифирь" бравые шведские исследователи, изучая схождение трещин на потолке, возможно, еще и вдохновляясь мухоморами, по заветам воинственных предков. Но речь не о частных лицах, а о целом генерале и стоящей за ним мощной спецслужбе, и той работе, которой они занимаются. Или чем они там занимаются?
"Точные оценки и прогнозы" из прошлого
Итак, давайте разберемся с тем, что там РУМО говорило о китайских арсеналах ранее, и не только оно, и станет ясно, стоит ли вообще верить тому, что это ведомство публикует. Обратимся к прошлому. В апреле 1980 г. РУМО выпустило доклад о развитии ЯО в Китае, где умудрилось напортачить с оценкой текущего на тот момент арсенала, написав 150-160 ЯБП в тексте доклада и 360 (!!!) в таблицах к нему. Доклад, между прочим, не для фермеров в Айове, а для Конгресса и Белого Дома! Но с прогнозами на будущее армейские разведчики выступили еще ярче — они пообещали, что в 1989 г. у Китая будет 596 (какая точность!) ЯБП, а в 1994 г. — 818 (опять точность до заряда) боеприпасов. Разумеется, наврали разведчики и с текущим арсеналом, и с оценками. Важно-то было другое — рассказать о "поразительном росте" и наобещать еще более яркий взлет на будущее у потенциального тогда еще союзника. Вспомним, что тогда СССР был еще "на ножах" с КНР, а американцы тогда обхаживали Пекин, но все закончилось событиями 1989 г., когда дружбе пришел конец. Но и тогда американцы с подозрением смотрели на Китай.
Самое смешное, что РУМО, впоследствии поняв, что село впросак, начало редактировать текст доклада — на уровне различных "неполживых" экспертов-прогнозистов, редактирующих свои старые посты с прогнозами в Интернете. Но полный текст в итоге все же сохранился.
В 1985 г. РУМО в течение одного года оценило китайские арсеналы трижды и абсолютно разными цифрами — от менее 200, до 300 и почти 400 (!) ЯБП. Прошло 15 лет, позор начала 80-х, видно, забылся, и в 1999 г. РУМО оценивает арсеналы КНР… опять цифрой меньше 200 ЯБП — от 140 до 157 ЯБП. Но пообещали "рост более, чем вдвое" к 2020 г. — от 358 до 464 ЯБП, объясняя это тем, что развертывание ПРО США (тогда как раз разговоры о выходе из ДПРО шли уже вовсю) заставит китайцев это сделать. Да, арсеналы Поднебесной подросли, но совсем не так, как прогнозировалось. Опять поразительная точность в прогнозах до единого боезаряда, и опять абсолютная чушь. Видимо, если разведка или независимые исследователи начинают прикидывать засекреченные параметры с такой точностью, они просто прикрывают этим свое незнание и то, что они просто врут.
"Выращивание шампиньонов" в Белом доме
И вот теперь генерал Эшли рассказывает про все те же "пару сотен зарядов" и обещает увеличение вдвое. При этом опять врет и про реальный арсенал Китая, зачем-то занизив его, и про увеличение. Причем само его ведомство под "вдвое" имеет в виду не 400 зарядов от тех "пары сотен", а 600 (очевидно, от тех же 280-290). В общем, все ясно и с РУМО, и с генералом, тиражирующими одну и ту же чушь десятилетиями. При этом, вероятно, там вполне известны реальные и трезвые оценки и китайского арсенала и перспектив его роста. Но свое начальство и мир РУМО продолжает "держать за шампиньонов". Есть такая поговорка у американцев, когда человек хочет сказать, что не надо ему врать и вешать лапшу на уши, он говорит, мол, "я не гриб (шампиньон), не надо меня держать в темноте и кормить… отходами жизнедеятельности".
Ладно бы, только в РУМО сидели такие "честные специалисты". Оценки других разведывательных ведомств США также отличаются разнообразием и бессмыслицей, хотя и не всегда. Так, оценки ЦРУ тоже "скачущие", например, в 1999 г. они оценивали аж в 320 ЯБП, которых не было у Китая и в помине, при том, что в 1996 г. было на сотню меньше. Но Лэнгли хотя бы не лепит прогнозов о двукратном росте каждый раз. В целом, конечно, понятно, зачем РУМО несет подобную околесицу — задача стоит напугать руководство и Конгресс, чтобы выделили средств, причем, наверное, даже не на модернизацию и тем более увеличение арсенала США (с этим плохо и в РУМО знают об этом), а на улучшение разведывательных возможностей РУМО. Достойная цель, что и говорить…
А что может быть в реальности?
Но есть ли реальные возможности для китайских друзей нарастить арсеналы вдвое за 10 лет? Мы оставим за скобками тот факт, что китайцы избегают пусков своих современных БРПЛ и МБР на максимальную дальность, и даже части БРСД, ограничиваясь пусками в пределах национальной территории, примерно 3500 км (то есть это оружие не может считаться межконтинентальным и надежным в этом вопросе). Вероятно, у Пекина есть проблемы с боевыми блоками, и их скрывают, то ли от мира, то ли от руководства. Но могут ли они просто нарастить арсенал? В теории — да, могут. Но между теорией и практикой бывает немалого размера пропасть, которую не всегда можно перепрыгнуть. Пути тут два — или рост числа носителей и самих зарядов, или замена моноблочных ракет на многозарядные.
Так, у китайцев теперь есть относительно отработанная (если забыть сказанное в предыдущем абзаце) технология РГЧИН, разделяющихся головных частей индивидуального наведения. Несмотря на то, что обладание подобным достижением в КНР декларировалось аж с конца 80-х как практически решенный вопрос, реально это случилось только совсем недавно. Причем реально испытанные РГЧ насчитывали не более 2, по некоторым данным, 3, боевых блоков. Считается, что модификация МБР DF-5B уже оснащается РГЧИН с 2 или 3 ББ, таких ракет порядка 10, а 10 оставшихся ШПУ заняты моноблочными ракетами первой модификации. Сейчас разрабатывается третья модификация, но и у нее будет примерно то же количество ББ на ракете — ими, очевидно, заменят 10 МБР первой модификации, что даст в сумме порядка 60 ББ. Но все остальные китайские МБР, БРПЛ и БРСД на вооружении — моноблочные. За исключением МБР DF-41, про которую много разговоров и обещаний, но которая до сих пор не встала на боевое дежурство. Если послушать китайских блогеров, журналистов и прочих мало разбирающихся в вопросе людей, то 41-я ракета обладает чудесными свойствами вроде дальности до 14 тыс. км и 14 ББ на ракете. Но реальные оценки и по дальности несколько скромнее, и уж, конечно, по количеству ББ — самые оптимистичные говорят о 5-6 ББ, а более трезвые говорят о не более 3-4. Возможностей для взрывного роста числа МБР даже мобильного типа также пока не просматривается, хотя оценки, скажем, по DF-41 и DF-31AG (подвижный комплекс, в отличие от предыдущих DF-31A, выполнен не на прицепе, а на самоходном шасси в духе "Темп-2С" или "Тополь") говорят о возможности получить порядка 20-30 DF-41 и 36-48 моноблочных DF-31AG через десятилетие.
Недавно состоялся второй пуск новой БРПЛ JL-3. Правда, полноценным летным испытанием, с некоторой вероятностью, он не являлся — имеющееся видео старта наводит на мысли о полноценном испытании только первой, и, возможно, частично второй ступени трехступенчатого изделия. Но это, в общем, не так важно — процесс идет, главное, чтобы он не стал таким длительным, как с ее предшественницей JL-2, которую доводили почти полтора десятилетия. Но и про JL-3 сразу начали распространять горячечные "оценки" про 12-14 ББ на БРПЛ и дальность опять же в 12-14 тыс. км. Разумеется, ни одна БРПЛ даже не китайская, а наша или американская — на такое неспособна. И сам факт "многозарядности" JL-3 нуждается хоть в каком-то подтверждении. Но даже если это так, вряд ли там будет больше 3-4 ББ на ракету. К тому же, про предыдущую БРПЛ JL-2 тоже было много китайских сказок "о крадущихся тиграх и затаившихся драконах", о ее высоких характеристиках и наличию РГЧИН, но никаких подтверждений последнему как развернутой модификации ракеты как не было, так и нет. Тем не менее, возможность увеличить свои МСЯС на минимум несколько ПЛАРБ (безотносительно их реальной боеготовности) у КНР за ближайшие 10 лет, конечно, имеется, и тут Китай может тоже нарастить свои арсеналы на несколько десятков зарядов (особенно в случае наличия РГЧИН у JL-3 и успеха программы в целом). Взрывного роста парка китайских бомбардировщиков тоже пока ожидать не стоит, как и числа зарядов на них — дело в том, что китайские КР наземного и авиационного базирования пока что исключительно неядерные. Возможно, что-то тут и изменится, а возможно и нет. А вот парк ракет средней дальности КНР может нарастить куда солиднее, поскольку показанные темпы производства это могут подтвердить. Но далеко не все китайские БРСД — ядерные. Много и с обычными БЧ. Будет ли наращен арсенал ЯБП под них вслед за парком носителей — это вопрос.
То есть вероятность роста китайского арсенала если не в 2, то в 1,5 раза имеется. Но практика показывает, что китайцы не стремятся ко взрывному росту, и их арсенал растет крайне медленно. Хотя, с учетом американской программы ПРО, которая практически никак не угрожает совершенному арсеналу СЯС России, но малочисленному и намного более отсталому арсеналу КНР — угрожает куда больше, как минимум, в перспективе. Рано или поздно американские противоракеты научатся сбивать хотя бы примитивные МБР, и не в совсем тепличных условиях — или не научатся. Ответом Китая тут может быть как рост совершенства арсенала (комплексы средств преодоления ПРО, работы по гиперзвуковым маневрирующим и/или планирующим ББ, пусть и куда более примитивным, чем "Авангард", совершенствование обычных ББ), так и количественный рост, как за счет частичного оснащения РГЧИН, так и увеличения числа носителей. Но Китай достаточно трезво оценивает возможности ПРО США, да и, вероятно, российские товарищи явно не отказываются делиться информацией по данному вопросу — позиции двух держав по вопросам ПРО согласованы и никто этого не скрывает. Да и данные о том, что будущая DF-41 будет размещаться у российской границы, практически под русским "зонтиком" систем обнаружения и защиты тоже многое говорит о реальных отношениях Москвы и Пекина в вопросах стратегической стабильности и общего потенциального противника №1.
Поэтому рваться из сухожилий и "раздувать" арсенал Пекин не будет, да, возможно, и не может. Нарастить — безусловно, нужно, и это будет сделано. Но вряд ли этот рост будет соответствовать тем сказкам, которые рассказывают американские разведчики своему руководству и миру.
Тут, правда, напрягает один аспект — руководство одной из двух сверхдержав снабжается явно ангажированной и недостоверной информацией по важному вопросу. И это длится десятилетиями. А по другим, еще более важным вопросам, что творится? Неужели то же самое? Тогда и удивляться неадекватным реакциям американских руководителей, в общем, не приходится. Но только вот ошибки и преступления разведчиков в вопросах информирования высшего руководства такой страны могут привести ситуацию в мире к очень опасной черте.
Россия снизила вложения в госдолг США до минимума
И вот, в апреле 2019 года Россия еще больше сократила вложения. Минфин США констатировал, что Россия «забрала» еще около $1,6. Таким образом, у России осталось государственных «ценных» бумаг США всего на $12,136 млрд.
При этом $5,832 млрд. являются долгосрочными бумагами, а $6,304 - краткосрочными. Так что у России есть еще, куда сокращать вложения. Нужно отметить, что Россия уже давно не входит даже в 30-ку крупнейших держателей госдолга США. Просто Россия нашла более подходящие, полезные и привлекательные объекты для своих инвестиций.
Например, покупка золота, кредитование строительства атомных электростанций (АЭС) в других странах, увеличение инфраструктурных проектов внутри России. Так что если США продолжат и дальше проводить свою бурную санкционную и ограничительную деятельность в отношении России, то Москва может вообще попрощаться с Вашингтоном и полностью избавиться от американского госдолга.
Маршрут «Север-Юг»: о чем будут договариваться Путин, Алиев и Роухани

Как сообщил на открытии проходящей в Тегеране конференции «Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества» российский министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, уже в августе текущего года глава российского государства Владимир Путин примет Ильхама Алиева и Хасана Роухани в Сочи. Напомним, что в прошлый раз Путин встречался с Роухани и Алиевым на саммите «каспийской пятерки» в августе 2018 года.
На встрече, в которой также приняли участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, тогда как раз и была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, обеспечившая его относительную безопасность и невмешательство третьих стран. А сейчас для глав ключевых государств проекта «Север — Юг» со всей очевидностью настало время поговорить снова: уже понятно, что именно эта тема, тема международного транспортного коридора станет на предстоящем саммите основной.
Пора сверить часы.
Но сначала немного истории вопроса: точнее — истории с географией.
В принципе, транскаспийские торговые коридоры суть явление историческое, в том или ином виде они существовали всегда: даже знаменитый торговый путь «из варяг в греки» — это только половина русской транзитной торговли того времени. Ничуть не менее важным был волжский маршрут «в хазары»: нынешняя дельта Волги, где сейчас стоит славный город Астрахань, еще тогда считалась важнейшим торговым перекрестком, где пересекались маршруты «из варяг в хазары» и далее, на юг, в сказочную тогда Индию, и северный коридор китайского Великого шелкового пути. Через Каспий в индийское государство Бахмани много позже шел за свои «три моря» и знаменитый тверской купец Афанасий Никитин. И тут тоже нет ничего сенсационного — с географией спорить сложно, просто это наиболее удобный, хотя в те времена еще недостаточно безопасный маршрут.
Поэтому неудивительно, что идея воссоздания данного транспортного коридора возникла в новой России чуть ли не с развалом Советского Союза, еще в далеком 1993 году. Однако первые правоустанавливающие документы появились по нему только 12 сентября 2000 года, когда Россия, Иран и Индия подписали соответствующее соглашение, ратифицированное ими в 2002-м. Ну а в 2005 году к проекту подключился едва ли не ключевой на настоящий момент игрок на этой «поляне»: документ подписал и ратифицировал Баку. И во многом именно благодаря усилиям главы Азербайджана Ильхама Алиева, очень хорошо понимающего перспективы этого проекта, в настоящее время ключевой составляющей рассматривается не восточная ветвь коридора (прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана через погранпереходы «Серахс» (Туркмения) — «Серахс» (Иран) и «Акяйла» (Туркмения) — иранский «Инче Бурун»), а западный, он же транскаспийский маршрут. С использованием либо российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала плюс азербайджанского Баку, либо железнодорожного сообщения через пограничные переходы «Самур» (Россия) — «Ялама» (Азербайджан) с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через погранпереход «Астара».
Что тут особенно важно: в отличие от трансъевразийских «широтных» маршрутов, МТК «Север — Юг» не требует чрезмерного объема инвестиций, так как данный международный транспортный коридор просто по факту существует уже сейчас. В виде комплекса из нескольких различных транспортных фрагментов с технической пропускной способностью от пяти миллионов тонн в «узких местах» до многих десятков миллионов тонн в год на некоторых развитых в смысле дорожной инфраструктуры участках. Достаточно сказать, что значительная часть коридора «Север — Юг» проходит по железным и автомобильным дорогам России (по открытой воде возможно задействование и речного транспорта), на которые приходится в зависимости от маршрута до 55-60% от общей протяженности сухопутной части коридора.
По большому счету основные трудности при реализации проекта лежат как раз на территории Северного Ирана. Чтобы просто было понятно: только на строительство участка Решт — Казвин, законченного в марте текущего года, было потрачено 18,5 триллиона риалов. Ничего удивительного: 205-километровый участок Решт — Казвин состоит из 53 тоннелей совокупной протяженностью около 22 километров. Здесь же пришлось строить самый длинный в Иране железнодорожный мост — 1430 метров, а также плотину Манджил. Кстати, среди зарубежных гостей церемонии открытия участка самой представительной была делегация Азербайджанской Республики. Что обусловлено крайней заинтересованностью Баку в скорейшем завершении железной дороги Казвин — Решт — Астара, ключевого участка международного транспортного коридора «Север — Юг»: Азербайджан там даже выступал соинвестором, для Баку этот маршрут поистине невозможно переоценить. При этом отдельно стоит заметить, что строительство своей инфраструктуры на основе взятых обязательств Республика Азербайджан уже успешно завершила. А это означает, что товары смогут перевозиться из Мумбая (Индия) через иранский порт Бендер-Аббас до Баку и далее через Астрахань, Москву и Санкт-Петербург в европейские страны. Кстати, недавний «пистон» российского лидера соответствующим отечественным профильным структурам за безобразную работу по портам в Оле и Астрахани на астраханском же Госсовете во многом связан именно с этим, российский лидер откровенно пенял чиновникам, что даже в транскаспийской части маршрута Азербайджан начинает российские порты явно опережать.
Почему это так важно.
Если учесть, что сейчас основным приоритетом для коридора «Север — Юг» признаны именно контейнерные перевозки (в 20- и 40-футовых контейнерах), то задействование МТК в проектируемом режиме позволит сократить в два и более раза расстояние перевозок через базовый сейчас для Индии и Ирана маршрут через Суэцкий канал. И заодно прилично снизит стоимость перевозки (здесь точный расчет пока затруднителен, слишком много сопутствующих факторов, но то, что снизит, и прилично — очевидно уже прямо сейчас). Однако главное тут не в этом: экономика — это прекрасно, умение извлекать выгоду из своего географического положения, будем откровенны, Российская Федерация начала осваивать совсем недавно, даже при могущественном СССР маршруты как по трансъевразийским коридорам на Дальний Восток, так и по маршруту «Север — Юг» упирались в очевидные и насквозь политические тупики. Но тут дело не только в экономике, а немного в другом: главным условием реализации любого логистического проекта является даже не цена, а гарантии безопасности перевозок.
И в нынешней сложной геополитической обстановке гарантию безопасности транспортного коридора «Север — Юг» может дать только Москва. А это — совершенно иной уровень интеграции, причем не только экономической: потому как для наших заокеанских партнеров, контролирующих, по сути, глобальную морскую торговлю, сухопутные коридоры, безусловно, являются недосягаемыми. Но все равно за все надо платить. И практически нет никаких сомнений в том, что, как только проект окончательно войдет в решающую фазу, давление на него начнут оказывать ничуть не меньшее, чем на какой-нибудь условный «Северный поток — 2». Потому как любая попытка любых новых игроков самостоятельно выгородить себе любую долю в мировой глобальной торговле — это, по сути, покушение на «стратегические интересы США». Более того, самый болезненный удар — удар по бумажнику и карману, а такого «наши партнеры» простить не могут никому, включая ЕС, чего уж тут про Индию, Иран, Азербайджан и «тоталитарную» Российскую Федерацию говорить. И вот отчего-то нет никаких сомнений, что это и станет основной темой намеченного на август саммита в Сочи. Это будет, поверьте, очень важный, стратегически определяющий и перспективный, но при этом весьма и весьма непростой разговор.

Свежие комментарии