Сергей Жуков.
Авиакосмический салон МАКС-2019 раскроет перспективы нового Ил-112В
Авиаэксперт Владимир Попов прокомментировал итоги первого полета Ил-112В и указал на перспективы замены им Ан-26.
Первый полет нового перспективного транспортного самолета Ил-112В, который должен прийти на замену украинским Ан-24 и Ан-26, привлек большое внимание СМИ.
Так, в материале информпортала Nation News авиаэксперт Владимир Попов прокомментировал данное событие и указал на дальнейшую судьбу этой важной разработки отечественных авиапроизводителей.
«Это большая российская победа, мы подняли первый вариант транспортного самолета Ил-112В, который действительно был подготовлен в наше время», - заявил эксперт, указывая на то, что этот российский самолет начали проектировать всего пять лет назад и за столь относительно короткий промежуток времени российская замена украинского Ан-26 прошла путь от чертежей до первой рабочей машины. «Очень хорошо, что этот полет состоялся. Полет успешный, ожидаемый», - не сдерживая эмоций, сказал Попов, а затем выразил уверенность в том, что уже «через два-три месяца» мы можем узнать, что «Ил-112В проходит сертификационные испытания».
Обратил внимание он и на то, что сейчас сохранилось большое количество Ан-24 и Ан-26 и в «ВКС России, и в других силовых ведомствах, и в гражданской авиации. Заменять их надо, время подошло». Также эксперт обратил внимание и на возможность скорого появления Ил-112В на международных салонах, где потенциальные покупатели смогут раскрыть его истинный потенциал на мировом рынке и продемонстрировать высокий спрос на него. «Думаю, что на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 мы его тоже увидим в полете, и будет его широкая демонстрация», - отметил Попов. В итоге им было отмечено, что этот новый российский самолет стал настоящим «успехом нашего российского авиапрома и авиации».
Напомним, что ранее сообщалось о внедрении на предприятиях «Ильюшина» автоматизированной поточной сборки, что сделает его продукцию более конкурентоспособной на рынке.
Россия разрабатывает технологии для создания сверхзвукового поезда
Директор ИТПМ СО РАН Александр Шиплюк в беседе с корреспондентами издания «Наука в Сибири» рассказал о разработке сверхскоростного вакуумного поезда, способного развивать скорость до 2000 км/ч.
Сотрудники Института теоретической и прикладной механики им. Христиановича СО РАН проводят работы над технологиями, необходимыми для реализации крайне перспективного проекта сверхскоростного поезда. В подобных разработках очень большое значение уделяется аэродинамическим показателям, поскольку просчеты инженеров и ученых в технологиях движения пассажирского транспорта на столь высоких скоростях приведет к критическим проблемам. На данный момент сообщается, что новый вакуумный поезд РФ сможет двигаться на скорости от 1000 до 2000 км.
Специалисты ИТМП СО РАН отмечают, что подобные поезда производят движение в виде капсулы на магнитной подушке внутри труб, где поддерживается давление меньше атмосферного. Стоит отметить, что о работе над аналогичным проектом в 2013 году объявлял американский глава компании SpaceX Илон Маск. Его «капсула» Hyperloop на испытаниях смогла развить скорость лишь 457 км/ч. Проект до сих пор находится на стадии разработки.
Российские специалисты уверены, что разработка технологий и грамотный производственный процесс позволит реализовать крайне перспективный проект. Шиплюк сообщил, что на данный момент удалось определить оптимальные характеристики для аэродинамического сопротивления и давления в трубе. Выяснилось, что 0,01 атмосферы достаточно, чтобы существенно снизить давление и не вкладываться в энергетику создания вакуума, заключил специалист.
Напомним, ранее сообщалось, что прототип капсулы Hyperloop Илона Маска был продемонстрирован в Испании.
ТОП: тягач обеспечения парадов
История тягача ТОП началась в середине шестидесятых годов, но корни проекта уходят в предыдущее десятилетие. Еще в 1954 году на вооружение сухопутных войск была принята новейшая самоходная артиллерийская установка СУ-122-54. Только в следующем году ее поставили в серийное производство, которое так и не смогло набрать желаемые темпы. До конца пятидесятых удалось построить всего 77 таких самоходок. Служба этих машин продолжалась лишь несколько лет, и в середине шестидесятых их сняли с вооружения.
Списываемые самоходки все еще сохраняли изрядную часть ресурса, и потому было решено перестроить их для дальнейшего использования в новой роли. На нескольких танкоремонтных заводах началась переделка самоходок в бронированные тягачи. С машин снимали более не нужное артиллерийское вооружение и сопутствующее оснащение, лобовую амбразуру закрывали накладным бронелистом и выполняли иные доработки.
В проекте перестройки СУ-122-54 вместе с другими предприятиями участвовал Львовский ремонтный завод. При этом ему дали особое задание. Предприятие, выполняя перестройку самоходок в «простые» тягачи, также должно было подготовить несколько специальных машин для решения задач в особых условиях.
В тот период в нашей стране регулярно проводились военные парады, в которых участвовали большие количества военной техники. Машины не были застрахованы от поломок, и потому для организации парадов требовалась техника обеспечения, в том числе средние гусеничные тягачи. В связи с этим было принято решение о создании специализированной эвакуационной машины, предназначенной именно для работы на торжественных мероприятиях. К ней предъявлялись специфические требования в части характеристик, возможностей и внешнего вида.
ТОП на праздничном мероприятии. Хорошо видны доработки корпуса и рубки. Фото Russianarms.ru
Прежде всего, перспективный тягач обеспечения парадов (ТОП) нуждался в средствах буксировки бронетехники. Также следовало адаптировать ходовую часть для передвижения по асфальту или брусчатке. Оборудование для выполнения ремонта не требовалось, также можно было отказаться от вооружения и другого оснащения. Одновременно предъявлялись требования к внешнему виду, способные затронуть некоторые элементы конструкции.
***
Переделка САУ в бронированный тягач не представляла особой сложности, и даже особые требования не усложнили эту работу. Для решения поставленной задачи, прежде всего, требовалось удалить с СУ-122-54 ряд основных агрегатов. Полностью убиралась орудийная установка со всеми своими элементами и сопутствующим оснащением. С крыши рубки убирались люк наводчика, а также два люка в центральной части. Вместе с ними ликвидировались вентиляционные лючки и прочие агрегаты. Наконец, демонтировались бортовые ящики для ЗИП и имущества.
После удаления лишних устройств в распоряжении танкостроителей оставалось шасси с броневой рубкой, прикрытой катаными листами толщиной до 100 мм. В передней части корпуса, под рубкой, находился обитаемый отсек с рабочими местами экипажа. В корме сохранялось моторно-трансмиссионное отделение. По очевидным причинам, большая часть внутренних объемов теперь должна была пустовать.
Пара тягачей обеспечения. Фото Russianarms.ru
СУ-122-54 была построена на основе среднего танка Т-54, и ТОП на ее базе сохранил часть агрегатов последнего. В корме остался дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Сохранялась ходовая часть с пятью опорными катками на борт. Использовалась торсионная подвеска. В связи с наличием тяжелой рубки три передних катка располагались с уменьшенным промежутком, а третий интервал был увеличен. Тягач использовал штатные танковые гусеницы. Применение асфальтоходных башмаков не предусматривалось.
Для превращения в ТОП бывшая СУ-122-54 получала несколько новых элементов. Проем под орудийную установку закрывался фигурной металлической плитой, вделанной заподлицо со штатной лобовой броней. Прочие тягачи для этой цели обычно получали простой прямоугольный бронелист, перекрывавший как проем, так и часть лобовой брони, но машина для парадов должна была выглядеть аккуратно. Круглыми заглушками разных размеров закрывались проемы верхних люков и лючков. На заглушках предусматривались отверстия для установки пары перископических смотровых приборов.
На месте люка наводчика, спереди слева на крыше, помещалась металлическая заглушка с новым люком для командира. Исходный люк имел прямоугольную форму и открывался назад-вбок. Теперь использовался круглый люк с прожектором, заимствованный у серийных танков.
В кормовом листе рубки сделали новые прямоугольные люки. Их крышки открывались поворотом вверх и вперед, обеспечивая доступ внутрь рубки. Снаружи на крышках люков установили небольшие складные полукруглые сиденья. На некоторых машинах на задней части крыши и на бортах рубки предусматривались поручни-скобы для большего удобства экипажа.
На лобовом листе, под заваренным проемом, сохранялась пара буксировочных крюков. Между ними добавлялись еще два таких устройства. По центру лба, между двумя парами крюков, поместили крепление для пары запасных траков гусеницы. На базовой самоходке траки тоже перевозились на лбу, но со сдвигом от продольной оси вправо.
На корме так же помещались четыре буксировочных крюка. Дополнительные крепления для перевозки тросов предусматривались и на заднем листе рубки. Предполагалось, что во время реального дежурства на параде буксировочные тросы будут закрепляться на кормовых крюках и укладываться на крышу МТО. Это позволяло быстро взять на буксир заглохшую машину и эвакуировать ее, не тратя время на размотку тросов.
Экипаж готов к работе: все на своих местах, тросы закреплены и разложены. Фото Russianarms.ru
Экипаж ТОП состоял из четырех человек. В передней части рубки помещались командир (слева) и механик-водитель (справа). Два других члена экипажа, отвечавшие за работу с поврежденной техникой, во время марше находились на собственных местах внутри рубки. Во время дежурства они покидали обитаемый отсек и располагались на сиденьях за рубкой, что ускоряло выполнение работ.
Длина тягача обеспечения парадов по корпусу составляла 6 м при ширине 3,27 м и высоте чуть более 2 м. Исходная СУ-122-54 весила 37 т, а удаление «лишних» агрегатов привело к резкому сокращению массы. Ходовые характеристики ТОП были немного выше базовой САУ и вполне соответствовали его специфической роли. Тягач мог двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия, но фактически ему предстояло работать только на хороших дорогах.
ТОП должен был иметь аккуратный и нарядный вид, соответствующий торжественному мероприятию. Машины окрашивались в защитный цвет. На крылья и боковые кромки надгусеничных полок, а также на элементы ходовой части наносились тонкие белые полосы. Белую окраску получало ограждение фар и другие элементы конструкции. В центре лба наносилась красная звезда с белой каймой. На борту мог присутствовать гвардейский знак. Такая окраска тягачей использовалась почти на всем протяжении их службы.
***
По имеющимся данным, первые тягачи обеспечения парадов ТОП были переданы на службу в самом конце шестидесятых годов. Особая роль позволяла не делать такую технику массовой. В минимальные сроки Львовский ремонтный завод построил всего семь машин ТОП и после этого их выпуск был свернут. Вся такая техника была передана в распоряжение частей, ответственных за проведение парадов на Красной площади. Информация об эксплуатации ТОП в других регионах отсутствует.
ТОП в ожидании команды. Фото Russianarms.ru
Впервые ТОП отправились на выполнение «боевой задачи» на рубеже шестидесятых и семидесятых. Им предстояло дежурить вблизи места проведения тренировки или парада и ждать приказ о выдвижении. Если на месте проведения парада или на ближайших отрезках маршрута движения приключалась поломка техники, тягачам следовало быстро прибыть к поврежденной машине и убрать ее с пути других участников парада. Также ТОП могли использоваться в качестве обычных тягачей для выполнения тех или иных задач при подготовке к параду или во время сбора после него. Как и другие машины обеспечения, бронированные тягачи не принимали участия в марше по площади.
Точные сведения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что между парадами и тренировками ТОП не простаивали без дела. Тягач на базе САУ вполне мог найти работу и вне торжественных мероприятий. Тем не менее, по всей видимости, тягачи обеспечения парадов старались беречь. Благодаря ограниченному расходу ресурса и своевременному обслуживанию семь тягачей продолжали службу в течение длительного времени.
ТОП участвовали в обеспечении московских парадов семидесятых и восьмидесятых годов. После распада Советского Союза работа тягачей в исходной роли на время приостановилась. Лишь 9 мая 1995 года на Поклонной горе прошел первый за несколько лет парад с участием военной техники. В обеспечении этого мероприятия участвовали несколько тягачей на базе СУ-122-54. На этот раз вместо красной звезды на лобовых деталях присутствовал российский триколор. Согласно разным источникам, это был последний или один из последних парадов, на которых работали ТОП.
По известным данным, к середине девяностых годов все тягачи ТОП выработали свой ресурс и подлежали списанию. Вероятно, все имевшиеся машины были утилизированы за ненадобностью. Сведения о сохранении подобной техники отсутствуют.
После отказа от ТОП разработка новых «парадных» тягачей не осуществлялась. В последние десятилетия для технического обеспечения праздничных мероприятий используются штатные ремонтно-эвакуационные машины сухопутных войск, построенные по серийным проектам. Такая техника прекрасно справляется со своими обязанностями и, вероятно, уже не уступит свое место другим образцам.
***
Самоходные артиллерийские установки СУ-122-54 строились небольшой серией и оставались в строю около 10-12 лет. После снятия на вооружение эти машины сохраняли значительную часть ресурса, и потому их начали перестраивать в технику вспомогательного назначения. Вместе с прочими тягачами из самоходок делали специальные машины для парадов – в малых количествах, соответствующих предполагаемым задачам.
Специальный тягач обеспечения парада ТОП является фактически единственным представителем своего класса в мировой истории. До ТОП и после него в нашей стране тягачи для парадов не создавались. В зарубежных странах такая техника отсутствовала. Уникальные образцы, не привлекая особого внимания публики, несли дежурство и помогали участникам парадов на протяжении почти четверти века. Затем они так же незаметно исчезли и уступили свое место другой технике.
Свежие комментарии