Миф о «тьме кромешной»
![](https://r1.mt.ru/r17/photo8090/20247925209-0/jpeg/bp.jpeg)
Введение опричнины
3 декабря 1564 года русский царь Иван Васильевич с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти.
Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Народ в столице взбунтовался против боярской «измены». Боярская дума просит царя вернуться на царство. В Александровскую слободу прибыла делегация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
В начале февраля 1565 года Иван IV вернулся в Москву из Александровской слободы. 3 февраля он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Всё, что не вошло в эту опричнину, было земщиной, во главе которой стояли свои земские бояре и даже (в 1575-1576 гг.) особый земский царь.
По словам летописца:
«И потом, по грехом Руския всея земли, восташа мятеж велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину.»
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне», «снаружи», «отдельно», «за пределами», «особый», «окроме». От слова «кроме» происходит и другое старинное название опричников — «кромешники».
Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми». Слово «опричник» стало использоваться стараниями Н. М. Карамзина (Как Карамзин исказил историю России) в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами.
![](https://r1.mt.ru/r17/photoC2AB/20817090793-0/jpg/bp.jpeg)
Московское государство в эпоху опричнины. Заштрихованы земли, взятые в опричнину. Источник: «К истории опричнины XVI века» / С. Ф. Платонов. Санкт-Петербург, 1897
Опричный порядок
В опричники отбирали малоземельных дворян. В 1565 году было отобрано «1000 голов» дворян, которые порывали всякую связь с земщиной (владельцами и поместьями, которые не входили в опричнину).
Опричнина учреждалась царём по образцу монашеского ордена, который ему подчинялся непосредственно. Духовным её центром становилась Александровская слобода.
Первоначальная численность опричников равнялась тысяче человек. Затем штат опричников расширился до 6 тыс. человек, появились опричные воеводы и головы. Одеянием опричники напоминали монахов (чёрные скуфейки и подрясники), но в отличие от них, они имели право носить и применять оружие. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.
Опричники были разделены на государев полк (гвардию) и четыре приказа – Постельный, Бронный (оружейный), Конюшенный и Сытный (продовольственный).
Земли опричнины принадлежали лично государю и его людям. В них отходили наиболее развитые торгово-экономические центры и земли, которые ранее принадлежали аристократии. Скоро в опричнину вошло до половины территории государства.
В результате царь подавил политическую оппозицию (в том числе и экономически), ликвидировал остатки удельных дружин и создал себе военную опору в лице служилых людей, которые полностью зависели от милости государя.
Также Иван Грозный дополнил «вертикаль» власти «горизонталью» — системой земского самоуправления. Её вершиной были земские соборы, где делегаты от разных городов и сословий решали важнейшие вопросы. Такая политика встречала поддержку большей части населения державы. Это дало Руси большую устойчивость и позволило выжить в годы будущей Смуты.
Советский историк А. А. Зимин в своей монографии «Опричнина Ивана Грозного» отмечал:
Целью царя было
Эту политику поддерживали широкие слои дворянства, посадское население и народ в целом.
Поэтому в народном творчестве фигура Грозного оценивается положительно. Царь был защитником народа против знати и внешних врагов.
![](https://r3.mt.ru/r17/photo9C6F/20040163642-0/jpg/bp.jpeg)
Михаил Авилов. Опричники в Новгороде
Миф о кровавом царе
Против России в ходе Ливонской войны развернули мощную информационную кампанию. Именно тогда были сформированы основные методы и образы (т. н. «чёрные мифы»), которые противники русского народа использовали столетиями, вплоть до настоящего времени (Кто создал «чёрный» миф о «кровавом тиране» Иване Грозном).
Иван Грозный усилиями западной пропаганды, а затем и местных российских подпевал, превращён в одну из самых «страшных и кровавых» фигур мировой и русской истории. И неудивительно. Трудно найти в русской истории человека, который бы так много сделал для нашего народа. Так, территория Русского государства увеличилась почти вдвое.
Для хозяев Запада Иван Васильевич — это страшный и мудрый враг. Отсюда и ненависть к нему, очернительство. Хотя по сравнению с западными правителями той же эпохи, которые буквально топили свои и соседние страны, города в крови, и которые в западных странах считаются великими и мудрыми, Иван Грозный великий гуманист. Ведь он, по подсчётам российских историков, репрессировал всего несколько тысяч человек. И страдал от этого, его совесть мучила.
А западные правители, на счету которых десятки и сотни тысяч погибших, от этого не мучились. В частности, католический Рим, инициировавший суды инквизиции, казни «еретиков», геноцид мавров, евреев, начавший крестовые походы и «охоту на ведьм», сомнений в своих действиях не испытывал. Как и английские короли, которые в ходе огораживания истребили почти всё своё крестьянство.
Ивана Грозного на Западе назвали «тираном», который купается в крови своих подданных и истребляет «столпы» Русского государства. Эту мысль распространяли среди шляхты, по европейским дворам, то есть лицам и группам, заинтересованным в ослаблении Русского государства. Засылали и русским дворянам, чтобы сманить их на сторону Запада, выбрать «свободу» вместо «рабства» и «диктатуры».
Этот метод сохранился до настоящего времени: теперь он обозначается термином «европейский выбор». Мол, в России извечная «диктатура», «тоталитаризм», «имперские замашки», «тюрьма народов», «великорусский шовинизм». А в Европе — «свобода», «права человека» и «толерантность». Также на Западе активно формировали образ «жестоких, агрессивных русских варваров, рабски покорных своему царю-тирану» (основа сохранена до наших дней).
К примеру, когда в 1561 году появился листок со следующим заголовком:
Таким образом, миф об «изнасилованной русскими Германии» в 1945 году лишь повтор более раннего образа.
Ивана Грозного сравнивали с фараоном, который преследовал евреев, Навуходоносором и Иродом. Его назвали тираном. Именно тогда словом «тиран» стали назвать всех правителей России в принципе, которые не нравились западникам (то есть защищали интересы России и русского народа). На Западе же запустили миф об убийстве Иваном Грозным собственного сына.
Саксонский курфюрст Август I стал автором знаменитой сентенции, смысл которой сводился к тому, что русская опасность сравнима лишь с турецкой. Иван Грозный изображался в платье турецкого султана. Писали о его гареме из десятков жён, причём надоевших он якобы убивал.
![](https://r4.mt.ru/r17/photoE452/20263236491-0/jpg/bp.jpeg)
Иван Грозный как тиран и палач. Гравюра на дереве из издания: Georg von Hoff, Erschreckliche greuliche und unerhorte Tyranney Iwan Wasilowitz, 1581
Таким образом, основы информационной войны, которая велась в годы Ливонской войны против России, русских и Ивана Грозного, пережили века. Как только Россия начинает защищать свои интересы, на Западе сразу поднимают новую волну о «русской угрозе» и русском царе-тиране. При этом в самой России этот миф укоренился в прозападной верхушке и интеллигенции.
Начиная с Н. М. Карамзина и последующих либеральных российских историков и публицистов в России сформировали миф о «кровавом царе-убийце». Он был настолько сильным, что Ивану Грозному — одной из самых ярких и великих фигур в истории России, не нашлось места в эпохальном памятнике «Тысячелетие Руси» (1862 г.).
В дальнейшем эта негативная оценка Грозного по-прежнему доминировала. При этом русская аристократия и либеральная интеллигенция были полными единомышленниками Маркса, Энгельса и Ленина. Только при царе Александре III, когда был взят курс на укрепление патриотических ценностей и борьбу с русофобией, образ великого правителя Ивана Грозного попытались обелить.
Исключением также была эпоха Иосифа Сталина — русский государственник, защитник национальных, имперских интересов — хорошо понимал Ивана Васильевича. При нём Иван Грозный был в чести. В позднем СССР Ивана Грозного снова стали очернять, обвиняли в деспотизме, терроре, убийствах, грабежах и полном разорении страны, что стало основой будущей Смуты. Также царя обвиняли в закрепощении крестьян.
Грозный царь, создав опричнину, показал, как нужно бороться с внутренними врагами, которые ориентируются на Запад или тянут цивилизацию в прошлое, не дают ей развиваться. Он показал, что для Руси, чтобы сохранить себя, выжить перед натиском Запада и развиваться, необходимо подавить внутреннюю измену и воров.
Также опричнина была смелой попыткой (опередившей своё время) создать параллельный контур управления, чтобы противостоять узкоэлитарным, групповым, клановым интересам князей и боярства, сепаратизму регионов, которые ещё помнили о прежней независимости (Великий Новгород).
Одновременно была сформирована довольно эффективная система местного самоуправления. «Горизонталь власти». Не зря именно бывшие опричные земли поморского Севера и Поволжья потом станут районами формирования Второго ополчения Минина и Пожарского в 1612 году, а это говорит о многом.
Таким образом, не стоит удивляться такой ненависти к первому русскому царю со стороны внешних и внутренних врагов русского народа. Иван Васильевич — один из самых умелых и рачительных правителей Руси за всю её историю. При этом он был Грозным царём для врагов Руси, которые мечтали её уничтожить, расчленить, растащить по уделам и вотчинам.
Свежие комментарии