Друзья

10 338 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Аум, 154 Люди могут утончать условия земные; дело не в богатстве, не во власти, но в том трепете торжественности, кот...Бриллиант Регент ...
  • Юрий Ильинов
    Грани Агни Йоги 1970 г. 338. (М. А. Й.). Так как, по выражению Будды, «человек есть процесс», и процесс, устремленный...В России проснулс...
  • Юрий Ильинов
    Залогом чистоты и гармоничной работы астрального тела является не только стремление жить живыми чувствами, но и умени...Как стать равным ...

Как появился человеческий язык

https://x-files

Как появился человеческий язык

Как появился человеческий язык

Как появился человеческий язык
Вопрос о происхождении языка занимал многих выдающихся мыслителей, но ставился и решался весьма различно. Так для известнейшего ученого Потебни это являлось вопросом "о явлениях душевной жизни, предшествующих языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую душевную деятельность, т.е. вопросом чисто психологическим"...
По его мнению, именно через психологическое наблюдение современных процессов речи может быть найден ключ к пониманию того, как эти процессы совершались на заре человечества
Известны тео­рия звукоподражания (стоики, Лейбниц), теория эмоцио­нальных выкриков-междометий (Ж.Ж. Руссо, Д. Н. Кудрявский), теория общественного договора (тот же Ж.Ж. Руссо, Адам Смит), теория трудовых ритмических выкриков (Л. Нуаре), теория «семиотического скач­ка»— внезапного означивания (К. Леви-Стросс) и др.
Уже один перечень показывает, что дело идет не столько о теориях, сколько о гипотезах, чисто умозрительно произведенных от общих философ­ских воззрений того или иного автора. И такое положение в этом вопросе не случайно: происхождение языка вообще как неотъемле­мой принадлежности человека нельзя ни непосредственно наблю­дать, ни воспроизвести в эксперименте.
Возникновение языка скры­вается в глубинах предыстории человечества. Но рассмотрим каждую теорию в отдельности.

Звукоподражательная теория

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, "корневой", из которого образовывались все последующие производные язык.
По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой "производные языки" развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее "естественно звукоподражательным" и всё более символическим. Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством.
Правда, он считал, что один и тот же звук может быть связан сразу с несколькими качествами. Так, звук l, по Лейбницу, может выражать нечто мягкое (leben «жить» , lieben «любить», liegen «лежать»), и нечто совсем другое. Например, в словах lion («лев»), lynx («рысь»), loup («волк») звук l отнюдь не означает нечто нежное. Здесь, может быть, обнаруживается связь с каким-либо другим качеством, а именно со скоростью, с бегом (Lauf).
Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник "дар речи" у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что "страсти вызвали первые звуки голоса". По мнению Руссо, " первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими". По Руссо получалось, что первые языки были гораздо богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, по мысли Руссо, испортился и из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.
Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий. Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.
По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Теория звуковых выкриков

Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.

Теория социального договора

С середины 18 века появилась теория социального договора. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы "договориться о языке", надо уже иметь язык, на котором "договариваются".

Человеческое происхождение языка

Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка. Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом "тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой".

Трудовая теория Энгельса

Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В "Введении" к "Диалектике природы" Энгельс разъясняет условия появления языка: "Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…"
Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи и предпосылкой расширения и развития сознания. Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный.
Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона, верблюда, лошадь, а сам управляет ими. Появляется технический двигатель и заменяет животных. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».
Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной очеловечившейся особи.
Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто "жестовых языков" не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями.
Также неправомерно выводить происхождение языка из аналоги с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения (Ч.Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление. Вопрос о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но все они будут носить гипотетический характер.
-ö-ö-

Почему непрофессиональная армия Спартака громила легионы римлян?

Как появился человеческий язык

Обычно на вопрос из заголовка этой статьи отвечают, что римляне сильно недооценивали Спартака. И это действительно так — сперва за беглыми гладиаторами отправили небольшой отряд ополченцев из Капуи, который тут же был разбит, а их оружие досталось соратникам Спартака. Когда мятежники обосновались на Везувии и стали грабить близлежащие виллы, из Рима прислали уже три тысячи солдат. Про них Аппиан пишет, что это было «войско, состоявшее не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом». И только после сокрушительного разгрома этого воинства римские политики стали относиться к бывшим гладиаторам со всей серьёзностью.

Римский командир в ярости. Кадр из сериала «Спартак»
Римский командир в ярости. Кадр из сериала «Спартак»

Римлян можно понять: армия Спартака быстро росла и информация о её численности постоянно запаздывала. Кроме того, Рим в то время испытывал жестокий дефицит боевых кадров. 15 лет назад закончилась Союзническая война, в которой римлянам пришлось воевать со своими соседями по Италии. Поводом стало правовое неравенство — италики жили в той же стране, воевали вместе с римлянами, но не имели прав, которые обеспечивало римское гражданство. Разумеется, эта война сказалась на римской армии не лучшим образом.

Резня на улицах Рима. Картина современного художника
Резня на улицах Рима. Картина современного художника

А совсем недавно, 9 лет тому назад, в Риме завершилась гражданская война между сторонниками Суллы и Мария. Победили сулланцы, но Марий был крайне популярен в армии. Те командиры-марианцы, которые не погибли в боях, предпочли уйти в отставку, лишь бы не служить кровавому диктатору Сулле. Поэтому в армии Римской республики не хватало командного состава, и дыры приходилось затыкать кем попало, в том числе политическими выдвиженцами, вообще никогда в армии не служившими.

Серторий на исторической открытке XX века
Серторий на исторической открытке XX века

Но и это ещё не всё. Как раз перед восстанием Спартака Рим оказался вынужден воевать на два фронта, причём оба располагались вдали от Италии. В Испании бушевал мятеж Сертория, ненавидевшего Суллу и всех его сторонников. На подавлении этого мятежа, по свидетельству Плутарха, было задействовано 150 тысяч легионеров и лучшие римские командиры, включая Гнея Помпея Магна. А на Боспоре царь Митридат VI Евпатор нанёс внезапный удар по римским войскам в Азии. В первом же бою римляне потеряли около 10 тыс. человек. Против Митридата отправился воевать ещё один знаменитый римский полководец, Луций Лициний Лукулл, с 30-тысячной армией.

Гладиатор против римских легионеров. Кадр из сериала «Спартак»
Гладиатор против римских легионеров. Кадр из сериала «Спартак»

В самой Италии оставалось немалое количество римских солдат: как новобранцев, так и отставных ветеранов. Но первым не хватало опыта, а вторые за несколько десятилетий непрерывных и крайне ожесточённых войн против своих же союзников и сограждан устали от сражений. Они желали мирно дожить остаток дней на выданных им властями после отставки земельных участках. Да и война против каких-то рабов с гладиаторами не сулила ни славы, ни добычи. Но ведь считается, что у Спартака под началом и вовсе был всякий беглый сброд, а нормальных командиров не было совсем! Но так ли это?

Легионеры в бою. Картина современного художника
Легионеры в бою. Картина современного художника

Начать с того, что к Спартаку, помимо беглых рабов с ферм, приходили в том числе и потерпевшие поражение в Союзнической войне. У них было и припрятанное оружие, и боевой опыт, и мотив воевать против ненавистного Рима. Что касается командного состава, то к мятежникам могли примкнуть бывшие марианцы, среди которых боевых командиров хватало. Более того, сам Спартак вполне мог быть одним из них. Ведь причина, по которой он дезертировал из римской армии, неизвестна. Вполне возможно, что дезертирством римская власть сочла переход на сторону марианцев в ходе недавней гражданской войны. В этом случае Спартаку было достаточно обратиться к своим бывшим друзьям и сослуживцам, которые и стали командирами в его армии.

Гай Марий умер, но дело его ещё жило. Скульптура Мария I в. до н.э.
Гай Марий умер, но дело его ещё жило. Скульптура Мария I в. до н.э.

В пользу такого предположения говорят два факта. Первый — армия Спартака дошла до Альп, но отказалась покидать Италию. Если бы сам Спартак ощущал себя фракийцем, а не римлянином, а его командиры являлись бывшими рабами, мечтающими лишь о свободе, это решение не имело бы никакого объяснения. А вот если и Спартак, и его командиры мечтали о победе над Римом и отмщении сулланцам, оно вполне понятно. Второй факт — с этого момента в армию Спартака перестали принимать перебежчиков из римских войск. Что тоже вполне объяснимо, если Спартак и его командиры считали себя продолжателями дела Гая Мария. Свои уже давно присоединились к их армии, новые перебежчики могут быть лишь трусами, от которых в бою будет мало толку.

Памятник Спартаку в Москве, установлен в 2014 г.
Памятник Спартаку в Москве, установлен в 2014 г.

Если данная гипотеза верна, то у Спартака вполне хватало и профессиональных военных, которым можно было поручить обучение пополнения из бывших рабов, и боевых командиров, и опытных штабных работников. Все, считавшие себя обиженными нынешней римской властью, приходили к Спартаку, и он находил им достойное применение. В итоге задавить мятеж Спартака удалось лишь благодаря подавляющему численному превосходству правительственных армий. Но даже после гибели вождя восстания, римляне ещё несколько десятилетий не могли справиться с разбежавшимися по лесам остатками его войск.

Ниндзя — вся правда о настоящих воинах ночи (ВИДЕО)

Как появился человеческий язык

Они появлялись из ниоткуда и пропадали в никуда. Перед ними преклонялись, их ненавидели. Считалось, что смертный не может победить их, потому что они — демоны. Демоны ночи.

Время любит приоткрывать прошлое, но до сих пор оно весьма скупо рассказывает о самых необычных воинах Страны восходящего солнца — о таинственных кланах профессиональных шпионов и убийц, о легендарных ниндзя. Письменных источников, проливающих свет на их жизнь, почти нет. Согласно преданию, свои секреты они передавали по наследству в свитках и, если мастер не находил достойного преемника, свиток уничтожался.

Воины-тени всегда оставались загадкой, воплощением иного, темного мира. Удивительные способности ниндзя ходить по огню, плавать в ледяной воде, управлять погодой, читать мысли врага и останавливать время обычно приписывали темным силам. В глазах самураев ниндзя были достойны ненависти и презрения. Но все эти чувства порождалась одним — страхом, который «темные люди» внушали всем в Японии: и суеверным простолюдинам, и отважным самураям, и владетельным принцам.

Ниндзя

Удивительно, но в японских средневековых хрониках такого понятия как ниндзя нет. Слово «ниндзя» появилось лишь в прошлом веке. Состоит оно из двух иероглифов: «нин» (синоби) — означает терпеть, скрываться и делать что-либо тайком и «дзя» (моно) — человек. Тех, кого мы сейчас называем ниндзя, в Японии именовали синоби-но моно — проникающий тайно человек. Это было очень точное название, ибо главным занятием и смыслом жизни ниндзя были высококлассный профессиональный шпионаж и виртуозное исполнение заказных убийств.

Официальное упоминание первого профессионального шпиона в истории страны Восходящего солнца приходится на конец VI века. Звали его Отомо-но Сайдзин, и служил он принцу Сетоку Тайси, одному из величайших деятелей Японии. Сайдзин был своеобразным связующим звеном между народом и аристократией. Переодеваясь, он выходил за стены дворца в образе простолюдина, смотрел и слушал, слушал и смотрел. Ему было известно все: кто что украл, кто кого убил, и, главное, кто был недоволен государственной политикой.

 

НиндзяСайдзин был ушами и глазами принца, за что его удостоили почетного звания Синоби (соглядатай). Отсюда и пошло Синоби-дзюцу. Правда, некоторые историки склонны думать, что Сайдзин был не шпионом, а обыкновенным полицейским. Впрочем, источниками это никак не подтверждается.

 

Вторым известным шпионом был некий Такоя, служивший императору Тэмму в VII веке. Этот слуга был ближе к современному понятию «ниндзя», чем Сайдзин. Его задачей были диверсии. Пробираясь ночью в тыл врага, Такоя устраивал поджоги. Пока неприятель в панике бегал по лагерю, войска императора наносили неожиданный удар.

Ниндзя

И Сайдзин, и Такоя, возможно, были предшественниками могучего сообщества убийц и соглядатаев, сам же клан появился в IX-X веках. В Ига, в музее ниндзюцу, хранится фрагмент летописи IX века древнего рода Тогакура. В одной из битв представитель этого рода, некто Дайцукэ, был разгромлен, а его владения захвачены. Что ему оставалось делать? Только бежать в горы, чтобы спасти свою жизнь. Так он и поступил. Укрывшись в горах, Дайцукэ не только выжил, но и стал собирать силы для мщения. Его учителями стали воинствующие монахи Кен Доси. На голых склонах провинции Ига Дайцукэ упорно овладевал древним искусством полного подчинения тела велениям воли и разума. Согласно летописи, он создавал новый тип воина, передвигающегося легко, как ветер, неприметного для врагов. Воина, умеющего побеждать без боя!

С тех пор о воинах-тенях слагали множество легенд. Часть из них была зафиксирована в исторических источниках. Более того, тщательный сравнительный анализ, проведенный исследователями, показал, что многое в этих легендах вполне может соответствовать реальным фактам. История упоминает о легендарном Сарутоби, который был одним из лучших ниндзя. Он жил на деревьях, целыми днями качался и висел на них, развивая свою ловкость. Вступать с ним в рукопашный бой не хотел никто. И все же однажды его победили.

Ниндзя

Шпионя за одним влиятельным сегуном, Сарутоби попытался проникнуть в его дворец, но был замечен часовыми. Это нисколько не огорчило его, ибо он не раз с легкостью уходил от преследователей. Но в этот раз удача отвернулась от него. Прыгнув вниз со стены, окружавшей дворец, он попал одной ногой прямо в медвежий капкан. Сарутоби отрубил себе ногу, остановил кровотечение и попытался бежать, прыгая на одной ноге. Но уйти далеко ему не удалось, так как потеря крови была огромной, и он стал терять сознание. Понимая, что ему не уйти и вскоре самураи настигнут его, Сарутоби успел выполнить последний долг ниндзя — отрезал свое лицо.

Но чаще ниндзя выходили победителями даже из самых безнадежных ситуаций. Согласно одному из преданий, опытному синоби заказали убить своего «коллегу» Дзюдзо. Такое было вполне возможно, ибо ниндзя из соперничающих кланов не щадили друг друга. Синоби не стал убивать «коллегу» — живой Дзюдзо стоил дороже. Пленник был доставлен к сегуну-заказчику и тот в знак уважения милостиво разрешил бедолаге покончить с собой. Для харакири Дзюдзо выбрал короткий тупой нож. Вонзив нож в живот по самую рукоять, умирающий растянулся на полу. Его дыхание остановилось, а вся одежда пропиталась кровью.

Ниндзя

Труп выбросили в ров возле замка, чего делать как раз и не следовало. За свою ошибку сегун поплатился немедленно — той же ночью его замок пылал огнем. Поджигателем был не кто иной, как покойник, пару часов назад вспоровший себе живот. Разгадка была проста — хитрый Дзюдзо попросту заранее заткнул за пояс крысу, а затем искусно вспорол брюхо не себе, а несчастному животному. Подобных хитростей ниндзя знали сотни. И не только знали, но и умели виртуозно исполнять.

Исторические документы однозначно указывают на первую школу лазутчиков — так называемая школа «Ига». Ее основали бродячие монахи, проповедовавшие буддизм. Власти и, особенно, официальные синтоистские жрецы, преследовали этих аскетов-отшельников. Те удалялись далеко в горы и там принимали всех, кто готов был разделить с ними их веру и тяжелый путь. Со временем этих белых монахов стали называть ямабуси (горные воины), и именно они стали первыми учителями в школе «Ига». Ямабуси занимались знахарством и пользовались у населения огромным уважением, потому что успешно лечили многие болезни, спасали урожаи, могли предсказать погоду и, как верили простые крестьяне, защитить от злых духов.

 

Ямабуси
Ямабуси в полном облачении, конец XIX векаГлавной целью ямабуси были поиски напитка бессмертия. О том, преуспели они в этом или нет, летописи умалчивают, но за три века гонений «горные воины» выработали свое особое искусство убийства и шпионажа. Ямабуси научили будущих ниндзя многим военным хитростям, среди которых самая знаменитая — защита девятью слогами. Именно она превращала ниндзя и в демонов, и в неуязвимых воинов.

 

Ямабуси знали, что если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно полностью избавиться от жажды. Они знали, что если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх. Они знали, что если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на подушечке между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за две бессонных ночи или за сутки тяжелого похода по горным тропам. Они знали, что когда человек произносит определенные комбинации звуков, это вызывает резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс.

Ниндзя

Таинственная техника девяти слогов помогала ямабуси и их ученикам ниндзя использовать скрытые резервы человеческого организма, да так использовать, что все вокруг поражались. Согласно многим источникам, синоби творили потрясающие вещи. Они могли развивать скорость свыше 70 км/ч, прыгать через 3-метровые стены и даже на время останавливать собственное сердце. Об удивительной защите «девяти слогов», которую не может постичь даже современная медицина и физиология, можно прочитать во второй части статьи.

Самый загадочный японский монашеский орден ямабуси привнес в мир ниндзя ритуалы и обряды, позволяющие овладеть почти сверхъестественной силой. «Воины тени» на века остались верными учениками ямабуси, которые научили ниндзя таким секретам, что сейчас, спустя века, наука не в силах объяснить многие из них.

Дзюмон

Свои секреты монахи передавали только устно. Одной из самых удивительных тайн ямабуси был метод защиты девятью слогами — кудзи-но хо (Kuji Gosin Ho) — девять «ступеней могущества». Владел им каждый ниндзя. В защиту входило 9 заклинаний (дзюмон), 9 соответствующих им конфигураций пальцев (мудр) и 9 этапов концентрации сознания. Произнося дзюмон, следовало складывать пальцы и концентрировать сознание. Для ниндзя это был верный способ получить энергию для своих сверхъестественных действий, например, перепрыгнуть через трехметровый забор или стать неуловимым.

Современной науке уже известно, что различные комбинации звуков создают в гортани резонанс, влияющий на головной мозг. Более того, ученые подтвердили, что от частоты вибрации зависит появление у людей разных чувств: радости, беспокойства, страха и других. Так было найдено одно из первых объяснений удивительных возможностей ниндзя. До этого их способность мгновенно менять настроение и подавлять в себе чувство страха оставалась загадкой. Все списывали на темную магию. Обычно заклинание (дзюмон) произносилось 108 раз. Оно должно было исходить от сердца, откликаться в нем, как эхо, и наполнять вибрацией тело и пальцы.

Ниндзя

Ямабуси учили ниндзя, что мудры влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни мудры могли успокоить разум, другие — давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные мудры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими из него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма.

Концентрация сознания путем медитации помогала ниндзя вживаться в различные образы, например льва, демона, великана. Именно транс изменял сознание воинов и позволял совершать чудеса. Ничего сверхъестественного в этом нет. Психиатры и физиологи подтверждают, что человек в состоянии измененного сознания меняется даже физически, и у него просыпаются так называемые скрытые резервы организма.

Иногда это можно наблюдать, когда сильный страх заставляет человека развивать такую скорость, которой он бы никогда не добился в спокойном состоянии («бежал так, что только пятки сверкали»). Ярость также дает человеку дополнительные физические силы («от злости так ударил по кирпичу, что тот раскололся»). Обычному человеку очень трудно по команде войти в транс. Попробуйте-ка умиротворенно лежа на диване, вызвать в себе такую ярость, чтобы раскрошить руками стекло и не почувствовать боли.

Ниндзя

Ниндзя же умели искусственно вводить себя в разные состояния и пробуждать в себе невиданные физические силы. Сегодня специалисты уверены, что ниндзя использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым крючком для вхождения в боевой транс. Практические результаты техники «защита девяти слогов» были колоссальны — в сочетании с изнурительными тренировками она позволяла ниндзя развивать огромную скорость, видеть в темноте и ударом руки проламывать каменные стены.

Смертельное касание и искусство замедленной смерти

Ниндзя владели виртуозно смертельным касанием и искусством замедленной смерти. Легкое прикосновение к телу противника, и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть сразу, мог скончаться даже через год, но смерть была неминуема. Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом — происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма.

Искусство замедленной смерти — это наиболее загадочная часть учения ямабуси. Любой ниндзя, который бы раскрыл простым смертным эту тайну, должен был быть умерщвлен, а его душа обрекалась на вечное проклятие. Техника удара по самым уязвимым точкам тела составляла фундамент подготовки «воинов ночи». Больше всего в нем преуспели ниндзя Икеоосаки. Каждый их удар, поражая жизненно важные точки, приводил к смерти. В искусстве замедленной смерти самым удивительным является то, каким образом ниндзя удавалось «откладывать» смерть. Существует предположение, что прикосновения ниндзя не столько убивали человека, сколько нарушали слаженную работу организма. Примерно так можно заглушить мощный и сложный мотор, бросив в него обычную гайку. А после физиологического сбоя человек умирал от собственных болезней в зависимости от предрасположенностей к ним организма.

Недетское детство

Всем малышам, принадлежащих к клану, сразу после рождения присуждалось почетное звание ниндзя. С первых дней появления на свет начинался долгий путь обучения. Люльку с малышом при раскачивании ударяли о стены. Толчок вынуждал его инстинктивно сжиматься — это была первая группировка. Годовалый ребенок уже умел ловко ходить по бревну, позже его учили двигаться по веревке. До двух лет основной была тренировка реакции. Малышам делали специальный массаж с использованием сильных болезненных ударов и щипков — так будущие воины привыкали к боли. Позже тело для привыкания «обрабатывали» граненой палкой.

Ниндзя

Серьезные тренировки начинались после восьми лет. До этого возраста дети учились читать, писать, имитировать звуки, издаваемые животными и птицами, бросать камни, лазить по деревьям. У детей клана не было выбора. С детства они играли с настоящим оружием, более того, их учили превращать в оружие все, что попадалось в руки. Их приучали переносить холод, гуляя в непогоду без одежды и сидя часами в холодной воде. Деревья и колючие кустарники служили тренажерами прыгучести. Подвешивая маленьких ниндзя за руки на большую высоту больше чем на час (!) им прививали выносливость. Ночное зрение вырабатывали многонедельными тренировками в темных пещерах и специальной диетой из продуктов с повышенным содержанием витамина А. Кстати, чувствительность глаз ниндзя была фантастической — в кромешной темноте они могли даже читать.

С младенчества детей учили плавать. В воде они были как рыбы: могли бесшумно преодолевать большие расстояния, драться в воде и под водой, с оружием и без. С каждым годом упражнения становились все более сложными, жестокими и болезненными. Маленький ниндзя мог вывернуть стопу или кисть в любую сторону — упражнения для сверхъестественной подвижности суставов начинались уже с четырех лет. Это были очень болезненные занятия, но именно они не раз спасали воинам жизнь: свободно выворачивая стопу и кисть, ниндзя легко освобождались от самых крепких пут. Отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей — все было настолько обыденным, что любой ребенок, воспитывающийся в клане ниндзя, мог бы без труда обойти современного спортсмена.

Ниндзя

В 10 лет ребенок-ниндзя легко мог пробежать более 20 км в день. Его скорость проверялась весьма оригинальными способами, например, соломенная шляпа, прижатая при беге встречным потоком воздуха к груди бегуна, не должна была упасть. Или же вокруг шеи ниндзя обвязывали полосу ткани длиной около 10 метров, свободно падавшую на землю. Нормальной считалась скорость, когда десятиметровая полоска ткани на бегу развевалась по ветру, не касаясь земли.

То, чему учили детей, современному человеку кажется невероятным: по звуку брошенного со стены камня они должны были уметь высчитывать глубину рва и уровень воды с точностью до метра. Дыхание спящих должно подсказать их количество, пол и даже возраст, звон оружия — его вид, свист стрелы — расстояние до врага. Они учились чувствовать врага затылком. Каким образом устанавливался телепатический контакт с противником, сидящим в засаде, невозможно объяснить. Но взрослые воины действительно могли наносить и отражать удары, не оборачиваясь. Их интуиция всегда предшествовала разуму. «Тело само знает, как ему двигаться, если мы оставим его в покое», — учили великие наставники.

Секреты ниндзя

В 15 лет детство, которого не было, заканчивалось. С этого возраста начиналось время настоящего воина. Теперь юношам и девушкам становились доступными секреты воинского искусства и психотренинга монахов-ямабуси. Не каждый мог достичь заоблачных высот в этом деле, многое зависело от врожденных способностей. Но базовыми навыками владели все. «Настоящий воин должен чувствовать себя мертвым», — учили наставники. Это избавляло от страха смерти.

Ниндзя

Самые опытные изучали искусство облегчения веса тела. Высшей степенью мастерства было умение пройти по раскатанному листу тончайшей рисовой бумаги, не прорвав его, и стоять на хрупких фарфоровых чашечках. Некоторые даже могли стоять на натянутом над землей листе бумаги. Как это удавалось делать — совершенно непонятно, но факт остается фактом: подтверждение подобных способностей ниндзя встречаются в самых различных исторических источниках.

Ниндзя всегда могли полагаться не только на себя, но и на знание природы. Время определялось по длине тени, а о месяце и дне сообщало положение солнца и луны. Иногда время узнавали по методу «кошачьи глаза» -изменяемой в течение дня форме зрачка кошки. Направление определялось по звездам — к астрономии и астрологии ниндзя относились серьезно. У них был прибор, похожий на современный компас: полоска металла помещалась на лист дерева, который опускался в воду, и металл поворачивался в сторону севера.

Первым союзником ниндзя была непогода. «Воины тени» отлично переносили ее, в отличие от своих врагов. Когда ниндзя уходил от погони, он старался бежать против ветра и солнца. Его глаза были привычными к сильному ветру и яркому свету, да и вообще ко всему, что мешало преследователям.

 

НиндзяСвязь ниндзя друг с другом устанавливали с помощью системы цветных зерен риса. Красные, желтые, белые, синие и черные зерна смешивались по специальной схеме и оставлялись на обочинах дорог, между камнями, в птичьих гнездах — таких мест было множество. Используя флейту и банджо, ниндзя общались друг с другом на расстоянии. Мелодии и порядок нот были закодированы — их было 48, и этот код напоминал азбуку Морзе. Встречались и послания, написанные бесцветными чернилами, прочитать которые можно было только проведя по сообщению языком. Легенды гласят, что ниндзя умели есть свои послания таким образом, что при необходимости они могли достать письмо из горла в целости и сохранности.

 

Ниндзя умели полностью перевоплощаться. Торговец, крестьянин, монах — они могли делать все и быть кем угодно. Любимой ролью была игра в «нищего». Кстати, здесь не все было так просто. Прежде чем стать нищим, нужно было какое-то время принимать яды, которые не убивали, но делали тело внешне слабым. Лицо становилось морщинистым, с мешками под глазами. Для правдоподобности ниндзя даже специально выдергивали себе зубы. А на веки глаз клали рыбью чешую, имитирующую бельмо.

«Нет ничего мягче и слабее воды, но никто не может победить ее!» Этого принципа всегда придерживались мудрые ниндзя. Они не раз применяли тактику бессилия: я отступаю, я слишком слаб. Поразительные притворщики часто вводили врага в заблуждение, делая вид, что умирают и могли убедить в этом любого. Предсмертный хрип — и смертельно раненый ниндзя падал на землю. Тело его сотрясали конвульсии. Враг не спешил верить в смерть несокрушимого, он был настороже. Но когда из горла ниндзя начинала идти кровь, лишенный бдительности противник все же приближался и тут же получал смертельный удар ножом или сюрикеном. Кто бы мог подумать, что кровь эта была высосана из десны.

Ниндзя

Воин-ниндзя мог пробежать более 100 км в день по пересеченной местности. Не останавливаясь, ниндзя ели, пили и мочились — для последнего в их одежде даже имелись специальные карманы. Иногда по ночам ниндзя пользовались фонарем — свернутой в трубу полоской металла со свечой внутри, помещенной на вращающуюся опору. Она все время поддерживала свечу в вертикальном положении. Чтобы быстрее двигаться, на ноги ниндзя обували специальные соломенные сандалии, под подошвами которых крепились металлические пластинки с зубчатым краем. Сейчас спортсмены носят шипованные беговые туфли или бутсы и не знают, что их обувь — это правнучка сандалий ниндзя. Кроме того, хитроумные лазутчики крепили под сандалии деревянные пластинки самой различной формы, которые имитировали следы животных, следы человека, идущего в другую сторону, следы толстого, худого, калеки и т.д.

В способности ниндзя мгновенно исчезать и появляться (будто из воздуха) не было ничего сверхъестественного. Все дело было в трюках, вызывавших у малообразованных стражников почти мистический ужас. Изобретательные ниндзя использовали глиняные гранаты с начинкой из пороха и магния. Яркая вспышка ослепляла всех вокруг, а ниндзя в эти секунды исчезал. Если рядом была вода, то маскировка для «воинов тени» также не составляла труда. Ниндзя могли часами сидеть под водой, дыша через трубку из камыша или бамбука. Иногда для этого они использовали даже ножны своего меча.

Ниндзя

История описывает необычный случай. Среди ниндзя был карлик Унифунэ Дзиннай. Ему дали задание пробраться в замок и убить его владельца. В общем, ничего особенного. С одним «но» — замок охранялся так, что попасть в него было невозможно даже для ниндзя. И все же Дзиннай справился с заданием: по узким канализационным стокам он проник в выгребную яму и затаился в ней, ожидая пока хозяин придет справить нужду. На беду Дзинная хозяин был в отлучке, и карлику пришлось просидеть там несколько дней. Но в конце концов хозяин явился. Самураи предварительно обыскивали все помещения, куда он заходил. Посмотрели и отхожее место, но в нужную минуту Дзиннай с головой нырнул в нечистоты, и самураи его не заметили. Когда хозяин замка присел, чтобы справить нужду, карлик пронзил его копьем и тут же вновь с головой погрузился в нечистоты, дыша через трубку. Владыка издал дикий вопль и испустил дух. Прибежавшие стражники никого постороннего не нашли и решили, что всему виной внутреннее кровотечение. Ниндзя еще некоторое время отсиделся в выгребной яме, а затем все по тем же канализационным стокам спокойно выбрался из замка.

В способности ниндзя бежать по воде тоже нет никакой мистики. Они бежали по плоским камням, покрытым водой, которые заранее вкапывали в месте брода. Использовались еще и водные лыжи-плотики, сплетенные из камыша. Они скользили по поверхности воды, когда воин отталкивался от дна длинным шестом. А для подводного плавания использовались сандалии с перепонками, напоминавшие современные ласты. Умение ниндзя освобождаться от пут объясняется тем, что при связывании воин изо всех сил напрягал мышцы. Потом, когда его оставляли в покое, он незаметно расслаблял мышцы, веревка ослабевала, и ниндзя, благодаря сверхподвижности суставов, легко освобождался.

В те века передвигаться по замкам сегунов было непросто. Повсюду встречались «поющие» половицы, которые при малейшем давлении издавали жуткий скрип. Ниндзя нашли выход — они научились передвигаться по стенам и потолкам, благодаря рельефным балкам и стропилам, украшавшим потолки в те времена. Упираясь в них руками и ногами ниндзя и «ходили» по потолку.

Ниндзя

За стенами замка сегунов в большом количестве рыли глубокие рвы с заостренными бамбуковыми кольями на дне и расставляли медвежьи капканы. В такие ловушки ниндзя попадались довольно часто. Впрочем, отпилить себе ногу для спасения — не единственное, что умели делать ниндзя. Некоторым удавалось освободить раненую ногу, остановить кровь и, превозмогая боль, уйти от преследователей. Даже находясь в горящем доме, ниндзя умудрялись выжить. Они хорошо знали, что на небольшом расстоянии от пола всегда было достаточно воздуха, чтобы не задохнуться от дыма. В охваченном пламенем доме ниндзя разбирали полы и выкапывали яму. В ней они пережидали пожар.

Днем ниндзя переодевался монахом, путешественником, крестьянином, нищим. Ночью надевал серую, темно-коричневую или темно-синюю «униформу». Перед сражением облачался в кроваво-красную одежду, цвет которой мог скрыть кровь при ранении. Кстати, черные балахоны, знакомые нам по кинофильмам, ниндзя одевали редко. Появление на улице человека в черном привлекает к себе внимание, в котором ниндзя нуждались меньше всего. Черный цвет мог выдать и в засаде, так как в природе он встречается редко. Кусок ткани прикрывал спину, грудь и руки. Два другие куска обматывались вокруг каждой ноги и завязывались на талии. Голову ниндзя закутывал двумя метрами ткани, оставляя открытыми только глаза. Изнанка окрашивалась в зависимости от времени года и местности, куда отправлялся шпион. Ткань пропитывалась соками трав-антисептиков и служила при ранениях бинтом. Еще через эту ткань фильтровалась грязная вода. А в случае необходимости, мокрая и тяжелая, она использовалась и как оружие. Пояс обматывался широким куском ткани. Там находилась аптечка с лекарствами и ядами. Ниндзя умели вылечить укус опасного насекомого, заворот кишок, тяжелые ранения. Последние лечили особой плесенью, которая накладывалась прямо на рану.

Ниндзя

Не всегда ниндзя использовали кусок ткани, была у них и обычная одежда — куртка и штаны с большим количеством всевозможных карманов, в которых укладывалось много нужных предметов: трубка для нахождения под водой, зажигательные и осколочные бомбы и ракеты, сплавная камера и даже грызуны (чтобы отвлечь противника). В карманах хранилась еда, вода, лекарства, яды, оружие. Куртка, конечно, была с капюшоном. Им прикрывали лицо, фильтровали воду, защищались от дыма.

Эти загадочные и странные ниндзя

Выражаясь современным языком, у ниндзя была узкая специализация. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств, свои коронные методы ведения боя. Например, клан Фума славился диверсиями и терроризмом. Для водных операций он использовал «драконьи лодки», похожие на субмарины. Через люк в днище воины покидали судно и приводили в негодность днища кораблей противника.

Ниндзя клана Гекку специализировались на технике поражения болевых точек при помощи пальцев. Клан Коппо владел приемами захватов, вывихов и переломов. Ниндзя из клана Хат-тори великолепно владели копьями. Кога-ниндзя были специалистами в медицине и в области взрывчатых веществ. Среди «воинов тени» было немало изобретателей — много приспособлений и видов оружия, используемых ниндзя, появилось в кланах Ига.

Несмотря на конкретную «специализацию» кланов, каждый ниндзя в совершенстве владел техникой проникновения в любые помещения, всеми известными видами оружия, искусством маскировки, борьбой голыми руками, техникой подачи сигналов с помощью костров и разноцветных дымов, искусством психофизического тренинга («защита девяти слогов»).

Ниндзя

Сандзю Горобэй, тюнин клана Ига, оставил потомкам записки, удивляющие всех, кто их читал. Открылись совершенно новые сведения об этих загадочных воинах. Оказывается, существовали такие кланы, которые у потомков, несомненно, вызывают недоумение. К примеру, ниндзя клана Мумэй. Их название с большим трудом переводится как «ниндзя с тяжелой глиняной печкой хибати, крепко привязанной к левой ноге». Эти ниндзя слыли самыми шумными. Хибати, привязанная к левой ноге постоянно за все цеплялась, издавая жуткий шум. В рукопашном бою эта хибати тоже доставляла больше хлопот, чем пользы. И только некоторые владели своим «оружием» в совершенстве — могли метко швырять печку ногой, попадая в голову противнику. В конце концов, именно хибати и погубили клан. Все ниндзя клана утонули в разлившейся реке во время отступления от войск сегуна Нобунага. Их утопили несъемные хибати.

Клан Сэйко слыл «траурными ниндзя». Их черно-белые балахоны были украшены нашитыми костями, черепами и инструментами могильщиков. Иногда вместо балахонов ниндзя «одевали» продолговатые деревянные ящики и устраивали засады на кладбищах. Кстати, они дожили до наших дней. Только одежда их стала другой, а боевые навыки давным-давно утрачены. Современные балахоны клана Сэйко обшиты пластмассовыми розами, на голове у них черно-золотые повязки с надписью «От друзей и родных», лица густо набелены, а на щеках — накладные слезы. Каждый «траурный» ниндзя имеет плеер с записями похоронных маршей.

Клан Ономати — это «ниндзя в бересте». В этот клан принималось только коренное население севера Японских островов. Обучение их было изнурительным. В итоге каждый должен был голыми руками содрать с толстой березы кору единым куском, прорезать в ней дыры для глаз, завернуться в нее и провести так всю свою оставшуюся жизнь. Клан был немногочисленный, и когда в 1560-1563 годах наступили небывалые зимние холода, многие ниндзя просто замерзли в лесу в своем березовом цилиндре. К тому же, дровосеки нередко принимали этих воинов за поленья и разрубали пополам. Так клан и вымер.

Ниндзя

Клан Дофу славился «гламурными ниндзя», которые не признавали маскировку и одевались подчеркнуто вызывающе: огромные синие парики, ярко-розовые балахоны с мехом, лакированные кожаные тапочки на высоком каблуке. Несмотря на столь вычурный вид, этих ниндзя боялись не меньше, чем остальных. У Дофу был особый ритуал боя — ниндзя громко и жалобно кричали по поводу коротких ногтей и немодной одежды противника. Гибель клана тоже была нелепой. При отступлении от войск все того же Нобунага, знаменитого истребителя ниндзя, Дофу отказались переплывать реку. Сандзю Горобэй пишет, что предводитель Дофу потрогал воду пальцем, а потом заметил, что она испортит его прелестный костюм. В результате ниндзя-модники предпочли быть изрубленными самураями.

Клан Одори — «черепахи-ниндзя», почитал больших сухопутных черепах и во всем им подражал. У них были огромные медные панцири, крепившиеся ремнями на спину, а сверху надевался обтягивающий черный балахон бесформенного вида. Их медлительность доводила противника до белого каления. Этот клан в совершенстве владел маскировкой — часовым так надоедало смотреть на практически не ползущих ниндзя, что потом они просто теряли «черепах» из виду.

А еще были ниндзя «покрытые дегтем и перьями», «воины с деревянными ложками», «зловонно дышащие на врага чесночной похлебкой», «подобны дьявольским попугаям», «дикие пчелы, живущие в долбленых колодах и поедающие мед». В общем, на любой вкус.

Красавицы-ниндзя

Однажды молодой самурай спросил старого воина: «Как спастись от женщины-ниндзя?» И воин ответил: «Люби только свою жену». Мотидзуки Тийомэ после смерти мужа, известного японского полководца Мосизуки Моритоки, встала во главе тайной организации женщин-ниндзя «куноити» (отравленные цветы). Под видом настоятельниц храмов, алтарей и святилищ они свободно передвигались по всей стране.

Красавицы-ниндзя

Общество уважало этих дам, которые не вызывали никаких подозрений. Кто мог подумать, что скромные религиозные девушки — подготовленные воины-убийцы. В тайной школе будущие куноити изучали все, чем владели настоящие гейши: пение, игру на музыкальных инструментах, светский этикет, чайные церемонии, секреты косметики и кулинарии, тайны обольщения мужчин и завоевания доверия окружающих. Это был первый этап обучения.

Второй ступенью становилась религия. Потом наступал этап шпионской и боевой техники, учитывающий особенности женской физиологии и психики. Не было стальных мышц снаружи, но внутри куноити были тверже стали. Их мышцы были готовы отразить удар в любом состоянии. Хрупкие девушки превосходно владели своим телом и более, чем 150 видами оружия. Они были настоящими ниндзя и проходили почти такое же обучение, как и мужчины. Но все же главным оружием была красота и женская изворотливость.

Ниндзя

Великие сегуны и их министры часто прибегали к услугам куноити. Были миссии, которые могли выполнить только они. Куноити могла превращаться и в гейшу, и в служанку, и в благородную даму. Не имея возможности носить меч, женщины-ниндзя использовали заколки для волос, кольца и накладные «когти», пропитанные ядом. Оружием были веера из тонкой пропитанной ядом бумаги, которая трудно рвется и режет как лезвие. В средневековой Японии была поговорка о том, что не существует замка, в который куноити, не смогли бы войти.

Жилище и оружие ниндзя

Кланы ниндзя были разбросаны по всей стране. Их нанимали разные политики, и нередко отец выступал против сына, брат против брата. Отказаться от заказа ниндзя не мог. Любое задание держалось в тайне от всех. Абсолютная секретность была основой существования кланов. Тренировочные базы ниндзя располагались в гористых труднодоступных местах. Дом у ниндзя (yashiki) был совершенно особенный. Снаружи обычное одноэтажное здание, но внутри — это был лабиринт с потайными дверьми, коридорами, переходами, стенами и лестницами в два или три разноуровневых этажа.

 

Дом ниндзяВ префектуре Сига в Японии сохранился один дом ниндзя клана Кога. Он стоит на горе, и одна его стена продолжает край пропасти. В ней дверь (1) — добро пожаловать в бездну! Ниндзя выбегал из двери (2), наступал на замаскированную крышку (3) неглубокого колодца (4) и там прятался. Специальное устройство при этом раскачивало дверь (1), обманывая противника. Именно таким образом немало врагов ниндзя оказалось в пропасти. Дверь (5) вела в лабиринт, где можно было хорошо поблуждать. Убегая по лестнице (8), ниндзя прятался в колодце (7), а преследователь, между тем, падал в яму (14) с заостренными бамбуковыми кольями (15). Дверь (9) была ловушкой — если она захлопнется, открыть ее было невозможно. Если ниндзя убегал через дверь (10) на потайной этаж (13), то он открывал потайную крышку (16), а там снова противника ждали острые колья. На потайном этаже находился примитивный летательный аппарат (17). С его помощью ниндзя мог спокойно прыгать в пропасть. Врагам казалось, что ниндзя при помощи колдовства превращаются в черных птиц. Из тайников выбраться можно было по подземным ходам. А вообще такой дом часто служил просто ловушкой для врагов, так как нередко на ночь ниндзя уходил из дома и ночевал где-нибудь поблизости.

 

 

НиндзяЕсли даже жилище ниндзя было таким хитроумным, то можно только представить, какие вещи они вытворяли с оружием. Оружие ниндзя можно разделить на четыре вида: средства рукопашного боя, метательные снаряды, взрывчатые смеси и яды. Каждый ниндзя мастерски владел всеми основными видами оружия и несчетным количеством оружия второстепенного. Все разнообразие используемого оружия описать невозможно, но были самые распространенные. Когда ниндзя выполняли свои секретные миссии и перевоплощались, им нельзя было нести с собой обычное традиционное оружие, так как оно могло их выдать раньше времени. Зато метательные ножи, серпы, цепи, «лекарства» были вполне уместны у крестьянина. Под оружие приспосабливались любые бытовые предметы. Главное требование — они должны быть компактными и многофункциональными.

 

 

Сельскохозяйственные приспособления
Сельскохозяйственные приспособления, которые в умелых руках синоби, превращались в смертельное оружиеМаскируясь, ниндзя часто носили широкополую шляпу из рисовой соломы. Она не просто прикрывала лицо. Изнутри под козырьком крепилось дугообразное лезвие. Шляпа становилась огромным сюрикэном и легко отделяла голову человека от тела. Шест, дубинка и простые камни в руках воина становились смертоносным оружием. Посох был вообще незаменим. Из него при взмахе вылетал рыболовный крюк. А еще им можно было просто ловить рыбу. Хранились в посохе и отравленные иглы, и клинок. «Воины тени» могли древесную золу легко превратить во взрывчатое вещество. В ножнах меча была скрытая полость со смесью песка, молотого перца и железных опилок, все это насыпалось в бумажный пакет или пустую яичную скорлупу и бросалось в лицо врага.

 

 

Виды сюрикэн и сякэн
Виды сюрикэн и сякэнВсе, кто хоть немного интересовался оружием, знают сюрикены — знаменитые метательные «звездочки», которые любит показывать Голливуд. Сами по себе они не смертельны, но смазанные ядом и выпущенные сразу по 9 штук (сакральное число) с высокой скоростью, они становились весьма опасными. Излюбленным оружием был также серп с длинной тонкой цепью и гирькой на конце. Интересен кинжал с двумя лезвиями: одно — прямое, другое — изогнутое. Кинжал колол, резал, вырывал меч из рук противника, «снимал» всадников, помогал карабкаться по веревке. Малые мечи, спицы, иглы, палочки для еды, духовые трубки с набором отравленных стрел, маленький лук и маленькие ядовитые стрелы — всего этого было более чем достаточно, чтобы умертвить жертву.

 

Ниндзя

Яду ниндзя должны были посвящать хвалебные оды, ни один воин без него не обходился. Любопытно, что ниндзя часто применяли «ядовитое касание». Лазутчик покрывал руки защитным составом, на который наносил тонкий слой яда. Достаточно было коснуться открытой части тела врага рукой, как вскоре тот умирал мучительной смертью. Яды каждый клан создавал свои. Самыми страшными считались яды, извлеченные не из растений, а из органов животных. Они умудрялись воевать даже с помощью зараженных лягушек. Пожалуй, ниндзя одни из первых, кто начал применять в своей военной тактике биооружие.

Второе рождение

После разгрома, учиненного Нобунагой, былое могущество никогда более не возвращалось к «воинам тени». Уцелевшие кланы все теснее общались с миром обычных людей, теряли древние знания и навыки. В ХХ веке произошло нечто, что поспешили назвать «вторым рождением ниндзя», хотя, на самом деле, это можно было бы назвать их вторым вырождением. В 1958 году к одному из старейших патриархов фактически вымершей школы ниндзя Такамацу Хисадзи за секретами пришел Хацуми Масааки. Так Хацуми Масааки стал 34-м хранителем секретов. После смерти учителя Хацуми рассекретил искусство ниндзя и открыл платную школу Тогакурэ («Дом божества войны»).

В 1982 году Хацуми Масааки решил познакомить с ниндзюцу США, так как ему нужно было привлекать в свои платные школы новых учеников. Американская массовая культура буквально взорвалась, Америку охватил «бум ниндзя». Через три года Голливуд своими боевиками прославил ниндзя на весь мир. В школы Хацуми пришли тысячи людей из разных стран. Теперь филиалы школ есть по всему миру, но на самом деле, все эти школы не более, чем ловкое коммерческое начинание. Ничего общего с настоящими средневековыми ниндзя они не имеют. Дело в том, что древнее учение дошло до нас в урезанном виде. А современные «популяризаторы» еще больше исказили его.

Ниндзя

Мнения историков и философов о том, какой знак ставить рядом с ниндзя: «плюс» или «минус», также сильно разошлись. Кто-то умиляется ими как героическими носителями высшей духовности, кто-то называет их жестокими убийцами и негодяями. И если бы самим ниндзя задали бы этот вопрос, то, скорее всего, они бы ответили древними словами: «Если хочешь постичь голую истину, не заботься о добре и зле. Борьба добра и зла — это бесполезное состояние разума».

В 1676 году патриарх клана Ига Фудзибаяси Ясутакэ начал тайно писать знаменитую энциклопедию «Бансэн Сюкай» («Десять тысяч рек собираются в море»). Целых 10 томов он посвятил искусству ночных воинов: истории, философии, организации безопасности, открытым и «темным» методам действия ниндзя, их технические средствам. Описывал даже рецепты приготовления ядов, лекарств и взрывчатых смесей. Если бы эти книги смогли прочитать потомки, многие тайны секретного клана перестали бы быть тайнами.

В начале восьмидесятых годов прошлого века в Военном колледже армии США в Карлайле (штат Пенсильвания) американские спецслужбы при подготовке своих диверсантов и тайных агентов решили использовать искусство ниндзя. Американских военных интересовало все: медитация, развитие нечувствительности болевого синдрома, телепортация и левитация. Как проходило обучение — неизвестно. Командование США в 1987 году официально объявило, что проект закрыт. По каким причинам это было сделано — не сообщалось.

Подборка видеофильмов по теме:

Картина дня

наверх