На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

Самые впечатляющие женщины в древней истории

Домашний очаг

 

Самые впечатляющие женщины в древней истории

Как звали женщину, остановившую персидский флот? А кем была самая знаменитая акушерка древних Афин? Какую убийцу прославлял целый народ?
Человеческая история нечасто бывала добра к женщинам. Те, кто смирялись с предписанной судьбой - не замечались. Те, кто вырывались за рамки - презирались. Клеопатра была могущественной царицей, но среди противников она считалась Ведьмой с Востока, обольстительницей и губительницей неосторожных римлян. Впрочем, существуют потрясающие женщины, чьи достижения не удалось предать забвению даже спустя столько веков. Вот десять самых впечатляющих, заслуживающих нашего внимания...

Первая поэтесса - Энхедуана

Одной из первых форм письменности стала клинопись древней Месопотамии, появившаяся за три тысячи лет до нашей эры. Пески сохранили множество глиняных табличек с самыми разными текстами древнего мира. Благодаря им до нас дошли стихи первой поэтессы, чье имя запечатлела история — Энхедуаны. Эта поистине впечатляющая женщина родилась примерно за 2300 лет до нашей эры, она была принцессой и жрицей. Энхедуана родилась в семье завоевателя Аккада Саргона, который даровал дочери титул высших лордов «Эн». Захватив город Ур, Саргон поставил Энхедуану во главе города как главную жрицу. Именно там она написала стихи, прославившие поэтессу на века вперед.

Самые впечатляющие женщины в древней истории
Хотя большинство стихов были посвящены месопотамским богиням, некоторые описывали личные горести Энхедуаны — например, изгнание из храма после смерти ее отца.

«Тот храм, чья притягательность была неисчерпаема, а красота бесконечна, он превратил в руины. Вошел он предо мной, как будто другом был, хотя на самом деле влеком был завистью»


Позже Энхедуана восстановила свое положение, и до тех пор, пока стояли города Месопотамии, ее стихи переписывали и декламировали.

Первая женщина-химик - Таппути

Задолго до того, как химия стала признанной наукой, люди использовали многие методы, из тех, что применяются и сегодня. Например, три тысячи лет назад в Месапотамии женщина-химик по имени Таппути, парфюмерша и смотрительница королевского дворца, успешно применяла перегонный аппарат для создания духов из экстрактов растений. Судя по всему, Таппути не была единственных химиком в то время: клинопись на табличке утверждает, что у нее был помощник. К сожалению, время не пощадило глину, поэтому мы знаем только конец имени «ассистента» — «...нину». Это окончание принадлежит женским именам, поэтому, судя по всему, Таппути была не единственной женщиной-химиком своего времени.

Первая портретистка - Дибутадес

Согласно Плинию Старшему (хотя некоторые исследователи считают это мифом), именно женщина изобрела портретную живопись и помогла создать портретную скульптуру. В одних источниках она известна как Дибутадес, в других — как Кора. Когда возлюбленный будущей художницы собрался в долгое морское путешествие, она была опечалена разлукой. Чтобы навсегда сохранить память, Дибутадес взяла кусок угля и обвела им тень профиля любимого на стене.


Отец Дибутадес, гончар, был поражен ее творчеством. Он решил слепить скульптуру возлюбленного своей дочери, для чего смешивал различные цвета глины. Так была создана портретная скульптура. В древности Дибутадес прославлялась за вклад в историю искусства, а в эпоху Просвещения многие художники писали ее портреты.

Первая женщина-алхимик - Мария Пророчица

Мария Пророчица жила в Европе в первом веке нашей эры и стала основательницей александрийской алхимической школы. Некоторые источники полагали, что она была еврейкой, другие полагают, что это ошибка возникла в ходе позднейшего копирования ее трудов, а сама алхимистка была, скорее всего, гречанкой. Ни одна из письменных работ Марии не сохранилась до наших дней, но мы знаем о них благодаря многочисленным цитатам в более поздних сочинениях.


Многие из сохранившихся фрагментов текстов Марии чрезвычайно загадочны, например: «Один становится двумя, два — тремя, а благодаря третьего из одного появляется четвертый». Алхимия так же далека от химии, как астрология от астрономии, поэтому вряд ли мы когда-нибудь узнаем смысл этого высказывания. Но вот, что мы знаем точно: некоторые из изобретений Марии дошли до наших дней почти неизменными. Ей приписывают усовершенствование типа сосуда, используемого для дистилляции, а в использовании водяной бани Мария стала пионеркой. Повара по всему миру и сегодня используют «бенмари» — специальную кастрюлю для приготовления соусов и супов.

Первая женщина-математик - Гипатия

Александрия в Египте была одним из интеллектуальных центров античности, туда стекались ученые со всего обитаемого мира для работы в обширной библиотеке. Однако период расцвета города закончился почти одновременно с гибелью Гипатии Александрийской в конце IV века нашей эры — и два этих факта связаны. Гипатия была необычной женщиной. Ученая и язычница, знаменитая преподавательница, она читала публичные лекции в мужском наряде и была известна своими математическими трактатами, астрономическими моделями и комментариями к трудам других ученых.


К несчастью, Гипатия была тесно связана с Орестом, римским правителем города. Когда христианский епископ Кирилл выступил против Ореста, именно Гипатию обвинили в том, что она сбила правителя «с пути истинного», используя «колдовство». Группа христиан напала на нее и буквально растерзала, используя осколки посуды и черепицы. Хотя в XIX веке Гипатию считали языческой мученицей, пострадавшей за веру, современные историки полагают, что убийство стало частью политической борьбы. Без влияния мудрой уважаемой женщины оппозиция Кириллу рассыпалась, и в начале V века Орест оставил активную политику.

Убийца - Иаиль

Иаиль (или Яэль) — довольно неясная фигура из Ветхого Завета, упомянутая только в Книге Судей. За двенадцать веков до нашей эры евреи страдали под гнетом ханаанеев, который, однако, сбросили в битве у горы Фавор. Полководец разбитой армии, Сисара, был вынужден бежать и укрылся в лагере, где жила Иаиль с мужем. Женщина сочувствовала еврейскому народу (родственному ее собственному), поэтому пригласила Сисару к себе, напоила молоком и уложила спать. А потом вбила в висок спящего колышек от палатки, пригвоздив его голову к земле.


В те времена к законам гостеприимства относились очень серьезно, поэтому Иаиль вошла в историю и как предательница, и как героиня еврейского народа. В библейской песне Деворы ей поют дифирамбы: «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!».

Ныряльщица - Гидна

Когда персидский царь Ксеркс повел огромную армию против полисов Древней Греции, казалось невозможным, что греки смогут дать отпор. Однако, после серии поражений ход войны оказался переломлен, и персы были разбиты. Одна из этих побед зависела от помощи искусной ныряльщицы по имени Гидна.
Гидна была дочерью знаменитого пловца Скиллида. В штормовую ночь перед важной битвой они проплыли почти 16 километров по бурным водам, чтобы перерезать швартовы и отсечь якоря у судов персидского флота. Штормовой ветер сталкивал корабли, словно скорлупки, несколько затонули. Это дало греческой армии возможность перегруппировать и, в итоге, одержать победу. Позднее благодарные граждане установили статуи Гидне и ее отцу в часть их храбрости.

Поэтесса-воительница - Телесилла

Телесилла жила за 500 лет до нашей эры в греческом Аргосе. Она много болела в детстве, поэтому, по преданию, обратилась к оракулу за помощью. Тот порекомендовал ей посвятить себя музам, и Телесилла решила стать поэтессой. Хотя ни одно из ее произведений не сохранилось, в древности женщина была очень популярна, а Плутарх прославлял не только ее стихи, но и храбрость.


В войне Аргоса со Спартой регулярная армия потерпела поражение, и именно Телесилла спасла город от захвата. Она повела в атаку на спартанцев рабов, стариков и женщин. Спартанцы поняли, что им не победить, чем бы ни закончился бой — в убийстве женщин не было бы славы, поражение от женщин покрыло бы их позором. Армия отступила, и Аргос был спасен. На мраморной колонне в храме Афродиты высекли портрет Телесиллы, на котором она откладывает свиток и поднимает шлем.

Философиня - Леонтион

Родись вы женщиной в древних Афинах, жизнь была бы нелегкой. «Приличные» женщины были заперты дома, и даже обычный поход на рынок вызвал бы скандал. Единственными женщинами, обладавшими некоторой свободой, были гетеры — наложницы, известные своим умением вести беседу. Одной из этих дам с дурной репутацией стала Леонтион.


Одним из величайших философов того времени был Эпикур, известный своей терпимостью к полу и статусов учеников. Он принимал всех, кто желал обсуждать философию — бедняков, рабов и даже «скандальных» женщин. Мы мало знаем о творчестве Леонтион, но нам известно, что она была близкой подругой Эпикура — тот адресовал письма непосредственно ей: «Дорогая Леонтион, какую радость я испытал, прочитав ваше очаровательное письмо!». Даже Цицерон был потрясен ее остроумием и хорошим владением языком — что, впрочем, не помешало ему оскорбить и принизить ее: «Эта простая куртизанка имела наглость написать ответ Феофрасту!». Скорее всего, будь Леонтион мужчиной, история, сохранила бы ее труды и воздала бы этой удивительной личности по достоинству.

Докторка - Агнодика

Древние афиняне оккупировали не только философию. Они были так одержимы законностью своих детей, что даже роды «отобрали» у акушерок, передав в руки врачей-мужчин. Женщины, что логично, были не в восторге от подобного решения, поэтому часто рожали вообще без медицинской помощи. Девушке по имени Агнодика было невыносимо видеть подобное. Она остригла волосы, переоделась в мужской наряд и отправилась в Александрию учиться врачебному искусству.


Вернувшись в Афины, Агнодика продолжала притворяться мужчиной, чтобы заниматься медициной, но ради доверия пациенток раскрыла им свой истинный пол. Вскоре ее «клиентура» стала так обширна, что конкуренты-мужчины подали в суд на Агнодику. Они заявили, что «он» тайно соблазняет пациенток — иначе почему еще так много женщин хотят лечиться именно у «него»? Чтобы защитить себя, Агнодика разделась, и обвинения в совращении отпали сами собой. Впрочем, были выдвинуты новые — в том, что женщина практикует медицину. Агнодику «отбили» пациентки: они явились в суд и потребовали отпустить свою акушерку. В результате процесса Агнодики запрет на профессию для женщин был и вовсе отменен.

=0=0=

«Я работаю писательницей!» Интервью с Тамрико Шоли

Сегодня быть писателем так же перспективно, как дизайнером или IT-разработчиком. В писателей инвестируют, и тому есть серьезные причины. О профессии мы говорили с автором бестселлеров «Внутри женщины» и «Внутри мужчины» Тамрико Шоли.

 

В 2011 году Тамрико отказали все самые крупные (и не очень) издательства Украины. Тогда она взяла все свои сбережения и издала книгу «Внутри мужчины» за свой счет. Спустя 2 года издатели сами звонили ей и искали встречи, а у книги, неоднократно попадавшей в топ продаж, вышло продолжение. 


Тамрико, ты всегда мечтала стать писательницей? Когда начала писать?

 

Да, всегда. Сколько себя помню, столько хотела писать. Даже когда не знала алфавит, создавала на обрывках листочков тексты на «тарабарском» и заставляла маму их читать. Во всех школьных заданиях на тему своей будущей профессии всегда заявляла, что стану писательницей. Менялся только жанр: сначала я хотела писать для детей, потом – для подростков и только фэнтези, позже – детективы, еще позже – реальные истории…

 

А близкие как восприняли твое решение?

 

Поначалу довольно скептически, меня поддерживала только моя сестра. Во многом именно благодаря ее постоянным пожеланиям верить в себя, я не сбилась с выбранного пути. А родители, конечно, хотели для меня более привычную профессию: юриста (мама) или врача (папа). Но сейчас я их понимаю. Это были непростые 90-е в Луганске, где было всего-то пару захудалых книжных и непонятные перспективы в любом жанре искусства. Сейчас я и сама в недоумении, как мне тогда пришла в голову мысль о писательстве!

Тамрико Шоли: статья Happy Monday Talks

Как понять, что писательство – это твое?

 

Никак. Ты либо хочешь этого, либо нет. Ты либо любишь писать и готов ради этого на многое, либо это не твое. Если в ответ на различные препятствия ты начинаешь сомневаться, значит, это не твое. Мне часто говорят начинающие авторы, что не готовы ради хорошего текста, материала, приставать с расспросами к людям или тратить время на долгие часы бесед. У меня же никогда не было такой дилеммы.

Я всегда была готова лететь на край света и в самые дебри, если там находилась нужная мне для текста информация.

 

Можно ли научиться быть писателем?

 Научиться писать технически хорошие продающие тексты точно можно. Так же, как и научиться делать сальто в воздухе или танцевать сальсу. Но сколько в таком танце будет души и желания делать это всю жизнь – совершенно другой, абсолютно индивидуальный вопрос.

 

Писатель – это тяжелый труд или хобби, которое кормит?

 

Зависит от цели самого автора.

 

Чем приходится жертвовать?

 

У каждого своя жертва. Мне пришлось пожертвовать стабильным образом жизни.

Тамрико Шоли: статья Happy Monday Talks

 

Ты издала первую книгу за свой счет. Как получилось, что она стала бестселлером и несколько раз переиздавалась?

 

Здесь не было никакого волшебства. Я писала с самого детства, а к моменту самиздата имела еще и 6-летний опыт работы в журналистике. Это помогло, потому что мне всегда везло с главными редакторами и вообще коллективом, где я прошла отличную школу работы с текстом. Второе – я очень хотела стать именно писательницей, и после публикации книги за свой счет пиарила ее всюду, где только могла. Я инициировала огромное количество литературных событий: книжные посиделки, бук-сейлы, авторские лекции. Кроме того, я всегда была суперактивна в социальных сетях. Все вместе помогло достичь желаемого результата.

 

Как работает самиздат? Стоит ли молодым авторам следовать твоему примеру?

 

Если автор готов самостоятельно заниматься всем процессом (дизайн, верстка, печать, продажи и пиар), то однозначно стоит. Это главное отличие самиздата от сотрудничества с издателем – вся ответственность и вся работа ложатся на автора. Да, на это уходит практически все время, но зато и прибыли больше. Впрочем, в ситуации с дебютной книгой я считаю, дело не в прибыли. Достаточно выйти хотя бы в ноль, но продать весь тираж и достойно заявить о своем творчестве. Если автор действительно дорожит читателем и хочет посвятить себя этой профессии, то в начале пути стоит отбросить всякое тщеславие и работать едва ли не в убыток, «на зачетку», как говорится. И только при позитивных результатах можно говорить и об увеличении гонорара, и о других возможностях.

 

Твой блог в Facebook читают более 40 тыс. человек. В чем секрет успеха?

 

Думаю, дело в максимальной искренности и постоянном диалоге с читателями. А еще я попала в струю, как говорят: еще 10 лет назад, работая в женском еженедельнике «Полина», я занималась реальными историями людей. Позже это превратилось в сторителлинг – самый востребованный формат в сети, с которым я к тому времени уже была на ты.

Тамрико Шоли: статья Happy Monday Talks

Что такое сторителлинг сегодня? Ты писала в этом жанре как журналист, твои книги – также в этом жанре. Почему он популярен?

 

Сторителлинг существовал во все времена. Когда-то люди собирались вокруг костра и делились историями, сегодня они пишут их в социальных сетях. Сторителлинг – это не просто коммерческий прием в сфере контент-маркетинга, это способ объединить людей, рассказав им о том, что чувствуют и думают другие люди.

В письмах люди часто пишут, что рассказанные мной истории вдохновили их на важные перемены: переезд в любимую страну, уход от нелюбимого человека. Или помогли посмотреть иначе на людей другого вероисповедания/стиля жизни.

 

Можно ли использовать сторителлинг в работе, бизнесе? Есть ли приемы, технологии, которые помогут научиться ему?

 

Да, безусловно, но тут коротко не ответишь. Об этом у меня есть отдельная лекция на 2,5 часа  Но если коротко, то людям сейчас интересны опыт и чувства реальных людей, а не красивые слоганы и список цифр. В этом и есть основная фишка сторителлинга. То есть это не про конкретные секреты успеха, это про то, что чувствуют и переживают другие люди в рамках определенной темы.

 

А как писатели зарабатывают? Насколько это выгодно материально?

 

Все по-разному. Кто-то – с проданных книг, кто-то – с публичной деятельности, а у кого-то есть смежный бизнес. В любой сфере, если ты активен и задаешь тренды, – это будет выгодно материально.

Что нужно делать, чтобы начать себя обеспечивать таким трудом?

 

Работать не с 9 до 6, а головой. Как и в любой другой сфере.

 

Как эта ниша себя чувствует в нашей стране?

 

Все идет медленно, но верно. С каждым годом появляется все больше молодых и при этом хороших авторов, которые не боятся идти своим путем, например, самиздатом. Они активны в социальных сетях, их знает огромное количество людей. Я радуюсь успехам и начинаниям каждого, потому что украинский рынок еще слишком неразвитый, чтобы конкурировать. Сейчас нам нужно поддерживать друг друга и задавать тренды, развивая книжную культуру. И только потом конкурировать, повышая личные ставки.

 

Что значит – развиваться в профессии писателя? Что для этого надо?

 

Жизненный опыт, умение наблюдать, умение видеть разные точки зрения. Многие считают, что я целыми днями ничего не делаю, а только пью латте в кофейнях или гуляю по городу, общаясь с незнакомцами. Однако это часть работы писателя: порой стоит провести долгие дни, наблюдая людей в кофейнях, чтобы проследить персонажей и выстроить качественный сюжет.

 Тамрико Шоли: статья Happy Monday Talks
Есть миф о писательском вдохновении, музе. Как ты к этому относишься? Ты накоротке со своей музой?
 

Я не верю в музу, я верю в опыт и желание посвятить себя определенному ремеслу. Вдохновение – не более, чем хорошее настроение. Поэтому всякому автору необходимо следить за своим режимом дня и бытовым комфортом.

Еще ни один человек в мире не сел на шпагат благодаря музе. Только ежедневные тренировки. С писательством то же самое.

Почему ты приняла решение уехать заграницу?

 

Все было спонтанно. В Висбадене живет моя родная сестра. Будучи у нее однажды в гостях, я узнала, что Германия входит в тройку стран с самым развитым книжно-издательским бизнесом. Кроме того, в близлежащем городе Майнц жил и творил Йоханнес Гутенберг – основатель книгопечатания в Европе. По сути, это колыбель книгопечатания. Мне захотелось получить международный опыт в этой сфере и поучиться в местном университете. Это была основная цель. Ко всему прочему, я понимала, что опыт жизни в другой стране с нуля даст мне новые идеи, а также знакомства с людьми из разных концов мира. А это бесценный тренинг для любого автора.

 

Ты – украинская писательница с грузинскими корнями, которая живет в Германии… Такой микс культур – каково это?

 

С точки зрения самоидентификации – это не просто. Меня с детства спрашивали, понимаю ли я по-украински или по-русски, и мне всегда было очень обидно из-за этого. По этой причине я не ощущала себя в Украине дома. Сейчас ситуация в стране изменилась, иностранцам здесь намного проще, чем было 15 лет назад. Сейчас вообще жить на несколько стран одновременно – норма для человека, который не привязан к офису. А для писателя иметь опыт жизни в разных странах и разную кровь в жилах – это вообще дар. Потому что такое разнообразие помогает научиться рассматривать любую ситуацию с разных точек зрения и создавать интересные сюжеты и смыслы.

Тамрико Шоли: статья Happy Monday Talks

Что бы сделала иначе? Что посоветовала бы самой себе 10 лет назад с высоты своего нынешнего опыта и «набитых шишек»?

 

Ничего бы не посоветовала. Сейчас я понимаю, что в любой жизненный период мы поступаем с высоты своего опыта, а, значит, самым наилучшим из возможных образов. И даже если в этот момент нам советуют что-то более мудрое, мы не в состоянии принять этот совет, потому что еще не доросли до него. Поэтому все мои рекомендации себе 10 лет назад все равно были бы впустую. Но если я сейчас нахожусь в той точке, в которой я есть, со своими книгами, благодарными читателями, путешествиями, верными друзьями и бокалом рислинга, – значит, я все сделала правильно!

=0=0=

Революционный гений неандертальцев

Наши предки, которых часто высмеивали, были способны к абстрактному мышлению. Они заслуживают уважения.

Последние десять лет или около того американская страховая компания Geico показывала рекламу неандертальцев в современном контексте. Сюжеты меняются, но главное остается: застраховаться у Geico настолько легко, что «даже пещерный человек может это сделать», – гласит слоган. Чувства неандертальца задеты, и стереотип увековечивается. Неужели неандертальцы заслуживают таких насмешек?

https://ngonb.ru
Известные в народе как «пещерные люди», неандертальцы были древними людьми, которые жили в Западной Европе, на восточном побережье Средиземного моря, а также в Юго-Западной и Центральной Азии примерно от 400 000 до 40 000 лет назад.

Они жили во время ледникового периода, а также в более теплые периоды времени. Их лбы были низкими и скошенными, в отличие от высоких, почти вертикальных лбов современных людей. У них также были выпуклые лица и тяжелые надбровные дуги над глазами. Хотя остается открытым вопрос, узнаете ли вы неандертальца, если увидите его на улице, причесанного и одетого в современную одежду, мне нравится думать, что они идеально вписались бы в праздничную вечеринку в музее.

Археологические данные, на основе которых мы пытаемся реконструировать поведение неандертальцев, великолепны – если вам нравятся каменные орудия труда. Существуют десятки объектов, возраст которых насчитывает сотни тысяч лет. Более века археологи анализировали каменные орудия неандертальцев, чтобы понять, как они были сделаны и использовались. Гораздо меньше известно о работе неандертальцев с костью, деревом или другими скоропортящимися вещами, поскольку эти материалы не сохранились в археологической летописи. Однако мы знаем, что неандертальцы хоронили своих умерших, так что они, вероятно, имели некоторое представление о загробной жизни.

С момента открытия в 1856 году в пещере Фельдхофера в Германии черепной крышки неандертальца эти люди стали объектом жестоких шуток и научной и общественной дискриминации. Не помогло и то, что первым достаточно полным скелетом неандертальца, найденным в Ла-Шапель-о-Сэйнтс на юге Франции в 1908 году, был беззубый старик, ужасно страдавший артритом и другими недугами. Когда его впервые реконструировал и изобразил палеонтолог Марселлен Буль, скелет был нарисован сгорбленным и словно шаркающим ногами. Старая маркетинговая пословица «у вас никогда не будет второго шанса произвести хорошее первое впечатление», кажется, звучит верно: реконструкция Буля остается весьма популярной даже сегодня.

Старик из Ла Шапеля не был хорошей репрезентативной выборкой своих более здоровых братьев и сестер, большинство из которых, если они пережили детство, были выносливыми людьми. К счастью, более поздние научные реконструкции неандертальцев учитывают их мысли, чувство юмора и дальновидность. А как насчет этих наевших оскомину каменных инструментов?

Наши человеческие предки изготавливали каменные орудия на протяжении 3,3 миллиона лет. Более половины этого времени инструменты, которые они создавали, были простыми и изготовлялись только тогда, когда это было необходимо. Просто найдите кусок мелкозернистого камня, например кремень, который ломается достаточно предсказуемым образом. Ударьте по этому каменному «ядру» другим, более твердым камнем («молотом»), чтобы отбить «отщеп».– Вуаля! У вас есть каменный инструмент. Этот отщеп может резать, царапать или прокалывать в зависимости от ваших потребностей, остроты края и формы отщепа.

сердечник типа "Леваллуа". CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12433858
сердечник типа "Леваллуа". 

Но примерно 1,5 миллиона лет назад что-то начало меняться. Наши предки начали изготавливать каменные инструменты, которые были более стандартизированными, часто в форме каплевидных ручных топоров. Некоторые археологи сказали бы, что эти ручные топоры были «тщательно отобранными» – за ними ухаживали таким образом, чтобы максимально продлить срок их службы и функциональную полезность. Каменные орудия больше не производились хаотично и рандомно; скорее, их создание требовали познания и дальновидности.

Около 325 тыс. лет назад на сцене появился радикально новый процесс производства каменных орудий: техника Леваллуа. Названный в честь археологических раскопок за пределами Парижа, где эта техника была впервые признана и описана археологами в 1860-х годах, процесс позволял мастеру создавать инструменты предсказуемого размера и формы.

Скалывание отщепа по методу Леваллуа. Автор: José-Manuel Benito Álvarez, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1519080
Скалывание отщепа по методу Леваллуа. Автор: José-Manuel Benito Álvarez, CC BY-SA 2.5, 

Для леваллуазской техники мастер берет продолговатый, относительно плоский кремневый обломок и удаляет чешуйки с более тонких сторон стержня по всей его окружности. Затем он переворачивает камень и удаляет чешуйки с его передней стороны, а затем переворачивает его снова, чтобы сделать то же самое на обратной стороне. Наконец, после такой длительной подготовки, мастер ударяет по одному концу сердечника, чтобы удалить с его передней части большой и характерный «леваллуазский отщеп». По дизайну край отщепа леваллуа будет повторять контуры предыдущих сколов, создавая очень красивый, тонкий инструмент предсказуемой формы.

Техника далеко не универсальна – для изготовления леваллуазского отщепа требуются время, усилия и навыки. При правильной подготовке из такого камня можно получить несколько чешуек предсказуемого размера и формы, которые можно использовать в качестве инструментов. Поэтому археологи указали на его появление как на переломный момент в человеческом познании – степень предвидения и планирования, необходимая для создания леваллуазского отщепа, намного выше, чем та, которая требовалась для всех предыдущих технологий каменных орудий, включая ручные топоры.

Почему это важно? Потому что впервые мы можем увидеть, как наши предки сосредоточились на абстрактном понятии – отщепе предсказуемого размера и формы, – которая не видна до тех пор, пока последняя леваллуазская чешуйка не была отколота от камня.

И угадайте, кто использовал технику Леваллуа: это наши друзья, неандертальцы!

Вопрос о том, обладали ли неандертальцы способностью к языку и символическому мышлению, до сих пор остается открытым. Недавнее исследование подъязычной кости неандертальца, которая находится в шее и поддерживает мышцы языка, предполагает, что они обладали физической способностью разговаривать. Их мозг в среднем был больше, чем у современного человека, и исследования указывают на новые доказательства подлинно символического мышления.

Учитывая причуды археологической консервации, мы никогда не узнаем весь спектр физических объектов, созданных неандертальцами. В более широком смысле, маловероятно, что мы когда-либо полностью поймем их способность создавать абстрактные мысли и символы, не говоря уже о языке.

Микеланджело однажды сказал, что он «видел ангела в мраморе и вырезал его, пока не освободил его». Неандерталец когда-то увидел орудие в кремне и расколол его, пока не освободил его – возможно, менее романтично, но с точки зрения эволюции более важно.

Картина дня

наверх