Человек, как мы знаем, не рождается личностью, он рождается индивидом. Эдакой живой «заготовкой» со всеми признаками своего биологического вида и набором индивидуальных характеристик.
Если в раннем детстве такую «заготовку» (пусть даже рождённую в интеллигентной семье) поместить в волчью стаю, развившееся существо станет бегать на четырёх конечностях и с удовольствием рвать зубами сырое мясо.
Вероятнее всего, оно даже такого примитивного орудия, как палка, изобрести не сможет.Почему? Потому что волки не используют палки. У них все четыре конечности заняты.
Так кто же мы, люди?
С одной стороны – халтура природы.
Без качественных зубов, без когтей, лысые, слабые, близорукие, неудобноходячие (из-за этого суставы и позвоночник – наше слабое место). И тут же – мы самые эволюционно успешные животные на Земле, которые захватили, преобразовали планету и даже немножко — Космос.
Как??? Как это хилое безволосое существо на двух тонких ногах забралось на верхушку эволюционной лестницы и достигло такого развития? Очевидный ответ: мы самые умные!
Наша прямоходячесть освободила руки для деятельности. Мы научились готовить пищу на огне, за счёт чего существенно повысили её питательность, и этим освободили время для дальнейшего интеллектуального развития. Речь, письменность изобрели… Ну и понеслось.
Действительно, у нас, хомо сапиенсов, очень развитый мозг.
Но глядя на человека, который чешет себя за ухом ногой и метит деревья, как добропорядочный представитель семейства псовых, невольно задаёшь вопросом, а что толку от человеческого мозга, развившегося в волчьей стае?
Максимум, этот индивид будет самым умным среди волков. А ведь останься этот же ребёнок в человеческой семье – мог бы стать музыкантом или академиком… Как же так получается?
Всё вышеперечисленное, безусловно важно. И мозг, и проворные руки. И речь, и письменность. Но это всего лишь набор продуктов для супа. Аккуратно порезанные, сырые ингредиенты. А суп из этого набора получится, только если приготовить всё это в определённой последовательности.
Кто же готовит из отдельных ингредиентов индивида такое изысканное блюдо, как личность? Социум конечно.
Элементарно: не будь социума, мы не смогли бы накапливать и передавать знания и умения.
В это трудно поверить, но даже копье, колесо, приходилось бы изобретать каждый раз заново. И тут не спасут высокоразвитые мозги — если в эти мозги нечего положить, они всё равно что скоростная тачка без топлива: потенциал огромный, а далеко не уедешь, только вручную толкать.
Или вот: не было бы вокруг нас сотен, тысяч человеческих примеров — удачных и неудачных, за одну жизнь мы толком и не разобрались бы, что такое хорошо, что такое плохо; как можно, как нельзя, а что вот тут — стоит попробовать.
Не передавался бы опыт взаимоотношений, не структурировался бы тысячами великих педагогов — не сформировались бы ни культура, ни мораль.
Что бы ни говорили сторонники эгоистичных концепций человека — мало иметь развитые мозги, руки и собственную индивидуальность. Ничтожно мало. Чтобы сформироваться личностью, человеческая индивидуальность должна пропустить через себя накопленный веками опыт, всю историю, науку, культуру. Вобрать нужное, отсеять ненужное, совершить синтез, преобразовать по-своему.
Чтобы халтура природы стала кем-то действительно стоящим, посредством неё должна заговорить вся человеческая ЦИВИЛИЗАЦИЯ. А цивилизация есть ни что иное, как опыт и преобразующая деятельность миллиардов других личностей.
Мы — потрясающие существа. Слабые двуногие, в которых — в виде синтеза знаний, опыта и идей — продолжают жить МИЛЛИОНЫ нам подобных.
Ты прочёл Достоевского, проникся его идеями и интегрировал их в себя? Поздравляю, ты стал немножко Достоевским…
Ты помнишь, чему тебя учила Марья Петровна — она тоже в тебе живёт и тебя составляет.
Сотни, тысячи, миллионы людей составляют каждого из нас.
Кого-то мы знаем по именам, а кто-то, с позабытым уже именем, живёт в идеях или открытиях.
«Человек, несомненно, – животное, но животное уникального и экстраординарного рода. Вид “человек” создал культуру, новый и очень мощный метод адаптации к среде и управления ею. Культура не наследуется через гены, каждая личность усваивает ее путем обучения. Однако способность усваивать культуру заложена в генотипе. Многие виды животных формируют сообщества, иногда высокоорганизованные. Но сообщества животных зависят больше от генетически запрограммированных, чем от приобретенных форм поведения.»
(Ф.Г. Добржанский)
Можно сколько угодно превозносить собственное я, свой интеллект и присваивать себе все свои заслуги (это сейчас очень модная жизненная концепция), но на самом деле без вмешательства человеческого общества, любое «я» – ноль без палочки. Животное, пожирающее сырое мясо.
Наше «я» — создано, соткано, сотворено не единолично, а совместно, с помощью уже давно почивших предков и окружающих нас людей. Только принимая вековой опыт и знания других, трансформируя их, мы получаем потрясающую силу, за счёт которой можем преобразовывать мир вокруг.
Каждая состоявшаяся личность — это мощная «линза», фокусирующая «свет» целой цивилизации. Вот в чём секрет успеха халтуры природы.
Мало того, принимая «свет» тысяч других людей и отдавая его преображенным и сфокусированным обратно, биологически слабое существо с коротким жизненным циклом обретает в дар высший смысл жизни: возможность продолжаться в следующих поколениях в виде результатов своих дел, опыта, знаний или идей.
И тем самым в какой-то мере… жить вечно?
Свежие комментарии