Артём Колчин.
«Фишки» нового российского самолета: замена украинских АН-24 не за горами
Научный сотрудник ЦАГИ Евгений Пигусов рассказал о специфических «фишках», реализованных в проекте нового российского самолета, позволяющего заменить украинские Ан-24, передает пресс-служба института.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.
Е. Жуковского (ЦАГИ) сообщили, что разработка легкого конвертируемого самолета РФ станет отличной заменой морально устаревшим украинским самолетам Ан-24 и грузовым Ан-26. С момента выпуска первой модели Ан-24 прошло 60 лет, что явно подталкивает промышленников создать достойную отечественную замену. Тенденции в авиастроении изменились, отметил Пигусов. Сейчас комфорт для пассажиров, новые аэродинамические модели, экономичность и прочие факторы являются приоритетными при создании образцов гражданской авиации.
В ЦАГИ учитывают все требования к созданию современных лайнеров и готовятся представить новую перспективную модель, которая сейчас проходит испытания. Самолет будет оснащен специальными «фишками», сообщил Пигусов. Одной из таковых является особое хвостовое оперение самолета. Разработкой нового хвоста для легкого конвертируемого лайнера занимался научный сотрудник Александр Крутов. Он предложил выгодную современную модель «крылышек», добавил Пигусов. Ее особенностью стала более стреловидная форма, позволяющая улучшить устойчивость машины в воздухе и повысить управляемость.
Еще одной «фишкой» нового проекта стала возможность избавиться от проблем обледенения за счет новых материалов. В случае подтверждения эффективности применяемой технологии в рамках решения проблемы обледенения, способной стать причиной ЧС, специалисты смогут отказаться от использования тяжелых проводов, которые не нужно будет тянуть по крылу для обогрева. Это сделает самолет еще легче и экономичнее.
Эхо скандала с МС-21: СПИК РФ выведет станки и двигатели из-под удара США
Бизнес РФ при поддержке государства начинает играть на опережение санкций США и готовит гарантии для своего дальнейшего развития.
Скандальная ситуация с отказом американских компаний поставлять композиты для производителей перспективного российского авиалайнера МС-21 получила свое продолжение. Так, японские фирмы под давлением США прекратили продажу углеволокна, используемого при изготовлении «черного крыла» этого нового российского самолета. В итоге можно наблюдать, как авиапромышленная отрасль РФ в сжатые сроки столкнулась с серьезными сложностями из-за прекращения иностранных поставок.
Однако в России умеют учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Подтверждение тому можно увидеть в материале информпортала «Сделано у нас». Источником было рассказано о том, что эхо скандала с МС-21 заставило россиян задуматься о безопасности деятельности и литейного производства, которое также зависит от иностранных поставок смол, используемых при создании сложных литейных форм.
В этом контексте примечательно, что Минпромнауки Свердловской области «заключило специальный инвестиционный контракт (СПИК) с химпредприятием Нижнего Тагила стоимостью 1 млрд 826 тыс. рублей». При этом источником отмечается, что в результате реализации данного проекта у компании «УХП-ХА», после освоения технологии немецкой компании Hüttenes-Albertus Chemische Werke GMBH, появится компетенция для выпуска особо сложного литья, которое «востребовано в станко- и двигателестроении», что «позволит восстановить еще одно звено в межотраслевой производственной цепочке».
«Реализация проекта позволяет локализовать в России производство связующих по технологии Cold-Box Amin, которые сегодня не выпускаются в России, обеспечить стабильные поставки высококачественных материалов для литейных производств в автомобильной промышленности и машиностроении», - подчеркивается источником важность этого СПИК РФ, фактически выводящего отечественные станки и двигатели из-под удара США. Помимо этого глава компания «УХП-ХА» Евгений Бехтгольд обратил внимание и на потенциал использования своей продукции для развития металлургии РФ: «Наша продукция позволит литейным предприятиям России наладить выпуск особо сложного литья для производства современных двигателей и станков».
Ставка на «зеленые» проекты с сильным интеграционным эффектом
Евразийский банк развития (ЕАБР) решил сосредоточиться на экологических проектах. «Под ними мы понимаем проекты с сильным интеграционным эффектом и национальные проекты развития, которые оказывают положительное воздействие на состояние окружающей̆ среды, противодействуют изменению климата, смягчают его негативные последствия», – объяснил заместитель председателя правления, статс-секретарь ЕАБР Андрей Крайний.
Он убежден, что если странам ЕАЭС в ближайшем будущем удастся реализовать «зеленую» повестку, то это не только сделает жизнь их граждан чище, но и повысит энергоэффективность экономики, а также даст возможность продолжить взаимную интеграцию на новой технологической основе.
Энергетика и не только
Подобные проекты могут реализовываться в самых разнообразных отраслях. «Прежде всего в электроэнергетике, основанной на возобновляемых источниках энергии, в транспортной и муниципальной инфраструктуре, различных секторах добывающей и обрабатывающей промышленности», – отметил А. Крайний на состоявшемся 14 февраля Российском инвестиционном форуме в Сочи. Там же ЕАБР подписал кредитный договор объемом €56,2 млн. с энергетической компанией «Хевел Казахстан» на строительство солнечных электростанций (СЭЗ), годовая выработка которых составит более 160 млн. кВт/ч. Реализация проекта позволит сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу на 85 тыс. т в год.
И этим портфель ЕАБР не ограничивается. Ранее, в 2017 году, был выделен кредит на строительство СЭС «Заводская» и СЭЗ «Промстройматериалы» в Астраханской области на общую сумму 3,2 млрд. руб., а также малых гидроэлектростанций Белопорожская ГЭС-1 и Белопорожская ГЭС-2 в Карелии (около 4,1 млрд. руб.). Сегодня астраханские станции подают электроэнергию в ОЭС РФ, а карельские ГЭС планируют сдать в эксплуатацию уже в конце этого года.
СЭЗ «Промстройматериалы»
Среди проектов в неэнергетических отраслях можно выделить реконструкцию объектов водоснабжения, водоотведения и утилизации осадка сточных вод Санкт-Петербурга (5,9 млрд. руб.), а также модернизацию промышленных объектов инфраструктуры с «зеленой» составляющей. Все они, «как правило, положительно отражаются на качестве жизни людей, повышении конкурентоспособности экономик и рациональном использовании ресурсов», считает А. Крайний. Потому без акцента на экологию сложно будет достичь «устойчивого развития стран-членов банка».
Система финансирования и жесткий контроль
Одна из ключевых задач «зеленой» модернизации – привлечь инвестиции в соответствующие проекты. В частности, на сочинском форуме правительство РФ поставило задачу создать четкий набор правил финансирования, т.е. институциональную среду, где происходит объединение государственного и частного капитала для совместной работы в экологической сфере. Более того, формирование и развитие такой системы рассматривается российскими властями как составная часть национальной стратегии развития (национальных проектов).
С той же целью ЕАБР подписал меморандум с Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА), в котором одним из трех направлений сотрудничества обозначен выпуск «зеленых» облигаций, посредством которых можно будет инвестировать в проекты с экологической составляющей на территории России и Казахстана. Для РФ такой механизм – не в новинку.
19 декабря прошлого года на Московской бирже были размещены первые целевые ценные бумаги, средства от которых будут направлены на утилизацию мусора. «Зеленые» облигации общей номинальной стоимостью 1,1 млрд. руб. выпустила компания «Ресурсосбережение ХМАО». Деньги пойдут на строительство полигона по переработке отходов из городов Нефтеюганска и Пыть-Яхи, а также поселений Нефтеюганского района ХМАО. В конечном итоге из 100% поступающих отходов не менее 20 лет будут извлекаться все полезные фракции (металл, пластик, бумага, картон) и использоваться в производстве вторичной продукции.
Подготовка строительной площадки для полигона ТКО в Нефтеюганском районе ХМАО
Второй элемент экологической стратегии – эффективный контроль над «грязными» проектами. Уже сегодня предприятия обязаны компенсировать ущерб от своей деятельности (выбросы и сбросы загрязняющих веществ, отходы производства и потребления). Сейчас идет процесс отладки этого механизма. В конце января российские депутаты приняли в первом чтении законопроект о расчетах авансовых платежей предприятий за негативное воздействие на окружающую среду. Готовится постановление правительства по поводу контроля измерительных приборов на экологически неблагополучных предприятиях и правил их эксплуатации. Идея в том, что «грязная» экономика должна дотировать «чистую».
Также важно ввести жесткие экологические стандарты производства. К примеру, в России с 15 марта 2013 года действует «ГОСТ Р ИСО 26000-2012», где результативность работы компании по отношению к обществу поставлена в прямую зависимость от ее воздействия на внешний мир. В конечном итоге нужно прийти к системе автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и добиться, чтобы инвесторы не только получали прибыль, но и несли бремя ответственности за свои действия перед обществом.
«Зеленая» модернизация
При всем желании запустить «зеленый» механизм и заставить бизнес быть ответственным силами одного ЕАБР не получится. «Мы находимся в той точке развития, когда нам нужно очень четко определить перспективу: что нужно менять и корректировать, чтобы “зеленое” финансирование стало частью нашей жизни, частью жизни бизнеса», – считает руководитель рабочей группы по экологии Экспертного совета при Правительстве РФ Рашид Исмаилов.
Для раскрутки в странах ЕАЭС тех же «зеленых облигаций» требуется серьезная господдержка. В мире их оборот уже сегодня достигает $390 млрд., причем спрос на эти финансовые инструменты идет от инвесторов, а не от эмитентов. Российский же рынок пока находится только в зачаточном состоянии, «мы опаздываем, и нам надо ускориться», констатировал замминистра экономического развития РФ Илья Торосов 14 февраля на сочинском форуме. Нужны льготы.
Минэкономразвития предлагает «обсудить полный или частичный отказ от налога на процентный доход по “зеленым” облигациям, [а также] распространить на “зеленые” облигации по аналогии с ценными бумагами высокотехнологичного сектора возможность применения налоговой ставки от дохода от реализации таких ценных бумаг», поделился планами на ближайшее будущее И. Торосов. Свои предложения внес и Минпромторг. «Мы запускаем в этом году механизм субсидирования “зеленых” облигаций, собираемся компенсировать часть базовой ставки (70%. – Ред.) по купонному доходу, на три года на эти цели [предусмотрено] 9,3 млрд. руб.», – заявил замглавы министерства Василий Осьмаков.
Мощная поддержка экологическим проектам предусмотрена в рамках нацпроекта «Экология», 11-м приоритетом (федеральным проектом) которого является «Внедрение наилучших доступных технологий» (НДТ). Его реализация предусматривает не только переход на высокие экологические стандарты, но и масштабную модернизацию основных фондов предприятий, что повысит спрос на продукцию российского «чистого» машиностроения за рубежом. До 2024 года на внедрение НТИ планируют потратить примерно 2,7 трлн. руб. из федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников, а к 2031 году – 8 трлн. руб. «Таким образом, стимулирование “зеленых” проектов и развитие рынка ответственных инвестиций становится одним из важнейших факторов российской промышленной политики», – подчеркнул В. Осьмаков.
Целевая планка высокая. С помощью нацпроекта «Экология» Москва планирует к 2024 году увеличить долю отсортированного мусора с 12% до 60%, а перерабатываемого – с 7% до 36%. Кроме того, экологическую модернизацию будут проводить на отечественной технологической основе. В ближайшие 6 лет доля импорта оборудования должна быть снижена с 50% до 36%.
Часть этого пути уже пройдена. «Разработаны справочники наилучших доступных технологий, запущены проекты по созданию российского природоохранного и технологического оборудования», – рассказывает В. Осьмаков. Но совершенно очевидно, что основная работа по «зеленой» модернизации экономики еще впереди и странам ЕАЭС лучше проводить ее совместно.
Академия ВКО разработала программу обучения по новой специальности
– сказал Чуркин.
«Сейчас это актуально», – добавил он. При этом генерал не стал уточнять способы противодействия космическим объектам.
– пояснил он.
В конце февраля в Академии ВКО сообщили о готовности начать подготовку боевых расчетов для новейших ЗРС С-500, которые в скором будущем начнут поступать на вооружение вооруженных сил. В учебном заведении уточнили, что подготовка боевых расчетов ведется в двух учебных центрах, подчиненных академии: центре обучения зенитчиков в Ленинградской области и центре радиотехнических войск во Владимире.
Между тем компания Илона Маска провела трансляцию запуска носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon.
Согласно информации НАСА, корабль успешно выведен на орбиту. Его стыковка с модулем американского сегмента МКС должна произойти 3 марта в 11:00 по московскому времени. На станции корабль останется до 8 марта, его посадка запланирована на поверхность Атлантического океана.
Crew Dragon доставит на МКС более 180 кг различного оборудования и припасов.
Свежие комментарии