На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 434 подписчика

Свежие комментарии

  • Уфимцев я
    Все возможно на этом свете...пять лет назад.
  • Виктор Григорьевич
    Привет с кем можно познакомитьсяШтурм аэродромов ...
  • Юрий Ильинов
    «Они уже и есть НАТО»: эксперт удивился заявлениям Швеции Политолог Ищенко удивился заявлению Швеции о нежелании разм...Штурм аэродромов ...

Последний пир Валтасара

Тайны, загадки и снова тайны

 

Последний пир Валтасара

Согласно Библии, Валтасар был последним вавилонским царем.
В день перед падением Вавилона 12 октября 539 года до н. э. у его стен стояли войска персидского царя Кира. Персы отвели воды реки Евфрат и вот-вот должны были вступить в город. Вавилоняне веселились в ту ночь по случаю праздника, возможно, посвященного смерти и воскресению бога Думузи (Таммуза). В городском дворце пировал с вельможами царевич Бэлшар-уцур (Валтасар). В разгар этого пира (отсюда выражение «валтасаров пир»), где настольными чашками были драгоценные чаши, захваченные в Иерусалимском храме, таинственная рука начертала на стене слова — мене, мене, текел, упарсин. Надпись прочитал иудейский мудрец Даниил. Эти слова предсказывали гибель Валтасара и раздел Вавилонского царства между персами и мидянами. Это предсказание сбылось.
О падении Вавилона миру поведал Геродот. О нем он слышал от внуков и правнуков тех, кто видел в них вступление персов в священный город Месопотамии. То, что происходило на пиру Валтасара, живописует библейское предание.
Иудейский отрок Даниил за шестьдесят пять лет до описываемого события по приказу Навуходоносора II был отдан в обучение «книгам и языку Халдейскому». Теперь он стал главой мудрецов, давал придворным «тайноведцам» мудрые советы, мог тонко истолковать их сны. Именно ему было суждено произнести последнее пророчество Вавилону.
«Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них… И пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных». Да, статуй богов во дворце было тогда больше, чем обычно: их свезли со всей страны, опасаясь персидского завоевания.
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели». Валтасар позвал придворных гадателей, обещая им царские почести за объяснение таинственных письмен, но никто не мог их понять. Тогда вошла в чертог царица-мать — мудрая египтянка Нитокрис — и так сказала сыну: «Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов… пусть призовут Даниила и он объяснит значение».
Слуги ввели Даниила. Он напомнил Валтасару о тех беззакониях, что творил в государстве отец его Навуходоносор, также напомнил о бедах, которые преследовали царя до тех пор, пока он не познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые не видят, не слышат, не разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам».

Последний пир Валтасара
Буквальный же перевод этих арамейских слов такой: «Исчислен, исчислен, взвешен и разделен». Пророка по повелению царевича облекли в багряницу и золотое ожерелье, провозгласили его третьим властелином в Вавилоне — после царя Набонида и царевича Валтасара, его приемного сына. Ночью персы перешли Евфрат, взяли без боя Вавилон, и от их рук погиб Валтасар, осквернивший священные сосуды Иерусалимского храма, но при этом не захотевший (а может, просто не успевший) раскаяться.
Последнего правителя Вавилона на самом деле звали не Валтасар, а Набу-наид («Набу возвышен»), известный под греческим именем Набонид (556–539 гг. до н. э.). В истории он известен драматической своей борьбой со жрецами Эсагилы (храма Мардука в Вавилоне), в итоге окончившейся гибелью царя.
Царская власть Набонида едва ли интересовала, и царем он оказался на редкость плохим. Зато он был антикварием, исследователем древностей. Царский трон давал ему возможность углубиться в прошлое, поскольку имел он в своем распоряжении все ресурсы государства. С энтузиазмом откапывая древние клинописные таблички, он тщательно их реставрировал. Он мало сделал для самого Вавилона, но заинтересовался реставрацией храмов в древнейших городах Ур и Ларса.
Могущественному жречеству Вавилонии такая деятельность царя была не по душе. Навуходоносор увеличивал власть жрецов Мардука, пока они не почувствовали, что другие боги в счет уже не идут. Набонид не был уроженцем Вавилона, родился он в Харране, а Харран находился тогда под мидийским управлением. Будучи сыном жреца Сина, лунного бога, царь был особенно заинтересован в нем и в городах, таких как Харран и Ур, которым этот бог покровительствовал. Жрецы Мардука испытывали ревность. Это и послужило одной из причин катастрофы.
При Набониде оборона Вавилона пришла в упадок, ибо на первом месте у царя были не война и завоевания, а науки. Во главе национальной обороны он поставил своего сына Бэлшар-уцура, которого мы и знаем под библейским именем Валтасар.
По причине того, что Набонид вступил в конфликт из-за религиозных разногласий со жрецами храма Мардука и отчасти из-за своего длительного и загадочного пребывания в городах Аравии, а еще потому, что повел себя «неподобающим образом» в момент угрозы нападения Кира, Набонид стал в глазах жрецов «сумасшедшим царем Вавилона». Теперь Набонида всячески осуждали, обвиняли в невежестве и богохульстве, а Кира воспевали как освободителя угнетенных святилищ, как спасителя Вавилона.


Таким образом, одной из главных причин падения Вавилона стало предательство жрецов Эсагилы, попросту отдавших страну и столицу персидскому царю в расчете на увеличение своих доходов.
Библейская книга Даниила, написанная спустя четыре столетия после этих событий, демонстрирует недостаточное знакомство с вавилонской историей. Валтасара он называет царем Вавилона и сыном и наследником Навуходоносора. Но это не так.
Когда Набонид в 556 году до н. э. взошел на трон, покой и блаженствие царили в мире. Кроме Вавилонии было еще три великие державы: Мидия, Лидия и Египет, и все они процветали и мирно дремали под управлением мягкосердечных монархов.
Но лишь за одно поколение все четыре царства были разрушены, и разрушитель, известный под греческим именем Кир, уже стоял у ворот. Кир стал основателем великой империи, и его жизнь была драматизирована последующими авторами легенд.
Кир, как предполагают, был сыном дочери царя Мидии Астиага. Оракул сообщил Астиагу, что его внук станет причиной его смерти. И царь велел бросить младенца в горах, чтобы ребенок погиб от голода. Однако его нашла собака, которая заботилась о нем. Ребенка обнаружил пастух и вырастил его. Когда Кир стал взрослым, предсказание оракула сбылось — внук принес своему деду смерть.
Свое восхождение к вершинам власти Кир начал как вождь княжества Аншан, находившегося на южной границе бывшего Элама. Он правил под именем Кир II Аннинский и прослеживал свои права от предка по имени Хакамани, который, очевидно, правил на полтора столетия раньше. У греков он был Ахеменом, поэтому его наследники, включая Кира, назывались Ахеменидами.
Племена Аншана хотя и были поглощены Мидийской империей, но ими управляли собственные вожди. Регион, в который входил Аншан, туземцы называли Фарсом, а греки именовали его Персисом, отсюда — русское название Персия. Племена, жившие в Фарсе, стали известны как персы, а водное пространство на юге стало называться Персидским заливом.
Мидяне и персы относятся к одной и той же иранской группе племен, их также объединяет язык, обычаи и культура. И когда перс нападал на мидянина, это была всего лишь гражданская война, а если перс восходил на трон после мидянина, то это не было утверждением новой династии.
В 559 году до н. э. Кир провозгласил независимость Аншана от Мидии. Правившему в мире уже четверть столетия Астиагу не хотелось ввязываться в войну. Но пришлось. И сделал он это поздно и неэффективно. Посланную в Персию экспедицию Кир легко разбил. И как знак победы выстроил крепость Пасаргады — «Крепость Персии». Этот город, расположенный в самой глубине страны, более чем в двухстах километрах от Персидского залива, послужил ему новой столицей.
Набонид из Халдеи обрадовался новым событиям. Несмотря на то что со времен падения Ассирии Вавилония и Мидия жили в мире, Мидия оставалась крупным северным и восточным соседом и представляла собой потенциального врага в будущем. Набонид, поощряя Кира, подталкивал тем самым Мидию к гражданской войне в надежде, что тем ослабит эту страну. Набонид в 553 году до н. э. даже отнял у занятого войной Астиага свой родной город Харран — важный центр поклонения Сину.
Но Набонид просчитался — гражданская война не была ни кровавой, ни невыносимо долгой. Кир скорее дипломатией, чем войной, постепенно перетягивал империю к себе. Наконец в 550 году до н. э. он выступил походом на мидийскую столицу, Экбатану, расположенную примерно в четырехсот восьмидесяти километрах к северу от Аншана. Кир легко разбил Астиага и перенес свою столицу в Экбатану. С тех пор он стал неоспоримым правителем Персидской империи.


Так пала Мидия, и Набонид стал царем. Он был, наверное, огорошен тем, что победа Кира оказалась почти бескровной. Набонид, возможно, утешался мыслью, что Кир теперь удовлетворил свои амбиции и не будет стремиться к дальнейшим завоеваниям, и после падения Мидии занялся какими-то таинственными делами в пустынных районах к юго-западу от Вавилонии — быть может, то была экспедиция за древностями.
Но Набонид зря рассчитывал на пацифизм Кира, это был неверный расчет.
Следующим завоеванием Кира стала Лидия. Тогда Лидией управлял Крез, богатство которого сделало его легендарным. Крез сам сыграл на руку Киру, объявив Персии войну. Согласно легенде, его побудило к походу на Персию предсказание оракула, провозгласившего, что если он начнет наступление, то падет великое царство. И оно действительно пало. Но это было его собственное царство. В 557 году до н. э. вся Малая Азия оказалась в руках Персии и Кир теперь уже правил величайшей по территории, которую когда-либо видел Запад, империей.
Когда Лидия подверглась нападению, Набонид попытался объединиться с Египтом, чтобы оказать помощь Лидии, но помощь была неэффективной. Это дало повод Киру начать войну против Вавилона. И тут, в 539 году до н. э., наступил финал. Неспособный к активным военным действиям, Набонид поручил оборону города сыну Валтасару. Но обороны не было. Кир был мастером психологической войны и сумел договориться со жрецами Мардука, которые предали Набонида. Кир получил в их лице мощную поддержку, и город сдался практически без боя. Валтасар, говорится в библейской книге Даниила, пировал, даже когда персы готовились штурмовать город. Но на самом деле он повел свои войска против Кира и погиб в схватке за стенами города. Набонида после одержанной победы Кир сослал далеко на восток. Так Халдейская империя пришла к концу всего через восемьдесят лет после того, как была создана.
Как только Кир вошел в Вавилон, он сразу вернул жрецам Мардука их привилегии и даже сам намеренно взял на себя обычные жреческие функции вавилонского царя, показав тем самым себя смиренным служителем Мардука. В результате жрецы на все лады расхвалили его и удержали город от восстания после его ухода.
Кир был единственным завоевателем, который хорошо понимал, что мягкость в отдельных случаях может сработать точнее и надежнее, чем террор. Кир, с уважением обращаясь с побежденными, покорял их, утверждаясь на троне. Он разрешил ссыльным в Вавилоне вернуться на родину. Сюда были включены евреи, большие группы которых сразу же вернулись в Иерусалим. За этот акт Второисайя восхваляет Кира до небес. А «пир Валтасара» стал одним из сквозных сюжетов европейской литературы и искусства.
=0=0=

Что человечество помнит о своем Змее-Прародителе?

Что человечество помнит о своем Змее-Прародителе?
Продолжим, наверное, змеиную тему. Ее роль в формирование сакральных и потусторонних верований человечества. Прежде чем ползком на брюхе пробираться среди размышлений этой статьи, рекомендую поднять настроение первой ее частью. А кому недосуг, поясню. У части возвышенно мыслящей публики, уставшей от научного скучного занудства, не вызывает сомнений факт: на нашей планете в глубокой древности обитала цивилизация людей-змей. Сначала в виде разумных динозавров, после планетарных катаклизмов - в состоянии разрозненных и потихоньку деградирующих популяций «ящеров», скрещивающихся с человеком (фи, какая гадость!). Когда сапиенсы слезли с елок и березок, эти «цивилизаторы» понесли нам знания, технологии и какую-то там мудрость. Даже сорта этих змее-людей есть в воспаленных абсентом мозгах. Азиатские обитатели с чешуйчатой кожей были доброжелательны, внимательны к своим подопечным. Чем заслужили взаимную приязнь. Почетное место в мифах, легендах, верованиях и культах. А вот с европейскими обитателями у Змеев не заладилось. Со времен древнейшей Греции к «хвостатым учителям» относились настороженно, если не враждебно. Перенимая их «знания», сторонились наставников. Даже вступали в масштабные и кровавые конфликты. Отсюда и хвосты торчат эпичной мифологии, где богатыри-воины побеждают коварно и вредоносного Змея…

Противоречивый набор

Так, сплюнули на фантазии, займемся наукой. Одним из факторов вхождения образа змеи в жизнь человечества — была попытка медицински примитивными методами объяснить некоторые наблюдения человека. За рептилиями. Славяне западные объясняли болезни скота… укусами гадов. Смертельные случаи — это точно гадюки. Более легкие течения болезни вызваны не столь ядовитым серпентарием. Этим фактом объяснялся опоясывающий лишай, возникновение разных струпьев, целый ряд кожных заболеваний. Считалось: «невидимая змея» обвивает тело жертвы. Схожесть некоторых внешних проявлений дерматитов с чешуей — лишь уверенность крепило. Мол, проделки ползучих гадов.


Марийцы и некоторые уральские народы видели прямую магическую связь между человечьей кожей и змеиной. В аптечках знахарей и колдунов всегда были порошки и настои (для наружного применения) из сброшенных змеями шкурок. Легенды говорили: люди (как и змеи) тоже сбрасывают свою кожу. Но увидеть это способна только змея. Или специальный шаман, взявший себе в тотем таежного аспида.

По самым разным поверьям Поволжья, через змей проходит любая магия: вредоносная или целебная. Все зависит от настроения рептилии, никто (даже боги и духи) не могут на нее повлиять. Астральным способом змея может проникать в кишки, убивая «плохого человека» или пожирая болезнь у «хорошего». Интересен и непонятен науке «змеиный язык», на котором говорили свои молитвы и заговоры целители-шаманы.

С самых времен Вавилона наблюдательные лекари поняли: в змеях есть рациональное и иррациональное начало. Её яд может убивать и лечить, кожа приносить избавление от болезней или задушить. Появление большого числа рептилий в городах — это признак надвигающейся эпидемии (понятно — ведь переносчики-грызуны наплодились неимоверно). Сердце змеи очень полезно иметь в сухпайке воина, чтобы перед битвой его съесть, стать неимоверно храбрым, неуязвимым для некоторых видов оружия.


Культы змеи в быту

В большинстве верований наших евразийских широт — это мотивы змееборства. Настороженного отношения к рептилиям, мистического страха перед ними. Вызвано сие подсознательно-отвратительное отношение пережитками культов инициации (церемониальные и судебные укусы змеи, рулетка древняя). Многие народы через это прошли, крепко в память генетическую впечатали.

Но сохранилось до начала ХХ века немало другого отношения к рептилиям, благоговейного. Выражалось в культах «домашних змей». Прибалтика и Кавказ, Приазовье и Крым, восточные Балканы и север Италии… там это в самых разных формах тысячелетиями культивировалось. По причинам самым разным. Змея была хранителем очага, оберегом от злых духов и болезней, сторожем домашнего скота и даже младенцев.

Были более глубокие верования: змея — обитатель подземного «нижнего мира», упорядочивает царящий там хаос, не дает ему вырваться наружу. В любом случае — трогать этих «домашних питомцев» категорически не рекомендуется. Это спутники жизни людей. Змея была основой основ быта у древних славян, их кормили молоком, сыром и лепешками даже в голодные годы. Если «домашний оберег» уползал навсегда, то было великое горе, предвестник несчастья и болезни.

На Балканах «домашняя змея» — воплощение души умершего родственника, присматривающая за живущим хозяином семьи с домочадцами. Или главой рода, «двойником» которого она является. В поверьях других народов, жилище оберегают уже две домашние змеи. Их жизнь и смерть напрямую связаны с дальнейшей судьбой хозяина и хозяйки. Хорваты до сих пор убеждены: каждый человек имеет на воле собственную змею, носящую его имя. Румынские поверья рассказывают о домашних гадах, которые своим присутствием под порогом дома (или в стенах) «зазывают удачу». Их даже бранным словом обозвать — страшный грех… Не то что турнуть.


Эволюция…

... змеиного культа тоже наблюдалась, весьма любопытно, кстати. Всем известен домовой. Непонятно откуда пришедший на маленьких кривых ножках в наши жилища. Так вот, это прямая трансформация культа «домашних змей». Концы фольклористики удалось поймать в верованиях чехов. На их языке «домовой» — «domaci had», змея. Выполняет те же функции, как и добрый аспид в древности: заботится о скотине, пеняет хозяевам за нерадивость мелкими пакостями, хозяйственным селянам помогает всеми силами. Чаще он выступает бесплотным духом, только очень внимательным и сердечным хозяевам может показаться.

Другое, даже сейчас популярное в нашей время поверье: домовой может душить во сне человека по ночам. Друже мой Ромик божится: такой лохматый монстр напал на него в доме брата. Его нужно (по правилам) спросить: «к худу или к добру». Отвечать нужно правильно. Но как именно — тут версии ветвятся. И так может повезти, и эдак прилететь.

Так вот, душить человека свойственно крупным змеям. Никак не слабосильным милым существам-домовичкам. Вот и гадай, откуда предание генетическими корнями выползло… С учетом северо-восточного фольклора русского. Там до сих пор домовой способен оборачиваться в змею или жабу. Норвеги, вот кто по уши в мифологии древней. У них любопытное словечко «mаrе» существует. В двух равнозначных толкованиях. Это и сказочное существо, которое приходит ночами с намерением придушить человека. И простое обозначение «кошмара».


Ассоциация…

Именно она является, скорее всего, ключом к нашей «змеиной кладовой сознания». Таежные и степные народы проблему решили спокойно, через шаманизм. Создав на уровне мифологии сильные образы перехода души к «посреднице-змее», владычице подземного «нижнего мира». Оседлые народы тоже временами справлялись с подсознательным страхом перед рептилиями, органично включив их в картину бытового мироздания. Придумав змеям самые необычные отражения.

Например, ассоциируя с ящерицами, червями, неодушевленными предметами. Водяными лентами водорослей, ветками, палками, поясами наборными, дорогами и тропинками, небесной радугой. Так или иначе, но сформировалась «змеиная картина мира». Проекция на всё что угодно, лишь воображение подключай, ищи следы длинного извилистого тела. Захватывая космологию, геологию, флору, фауну, мир человека, быт и элементы культуры.

Сколько загадок у каждого народа, где правильный ответ строится через ассоциативный образ змеи? Не счесть. Тут и реки, и Млечный Путь, плетки и пояски, тропинки и длинные косы-волосы, куча предметов быта и элементов нарядов…

Само собой, интересны глобальные представления-ассоциации. У горных народов (неважно какой локации) всегда найдутся мифы о замерших в горных теснинах древних змеях. Жилах полезных ископаемых: железе, серебре, золоте. Копни глубже, вот тебе и божества-покровители кузнецов, рудокопов. Обитатели подземных миров, владыки пещер и даже городов.

Более сложные мифы приведут у огромным Змеям — создателям тьмы и хаоса. Которые в противостоянии с небесными божествами сотворили сущий мир. Иногда они сохраняют зооморфный облик, иногда (в алтайских мифах, например) трансформируются в змееподобные чудища, на грани сознания.


Драконы…

Здесь десятка статей не хватит, сколько их. Самое популярное мифическое существо у всех (без исключения) народов мира. Огромная разумная рептилия, но с рядом отличительных черт у каждого народа. Довольно серьезных временами. Что уже говорит о самостоятельном формировании образа.

Египет. Великий змей Апоп (повелитель бездны) каждую ночь безуспешно сражается с богом солнца Ра. В легендах Междуречья жила семиглавая дракониха Тиамат, в образе океана Хаоса, прародительница всего живого. Там же найдем других змееподобны монстров. Гильгамеш сражался с чудовищем Хумбабой. Оснащенного розовой чешуей, лапами льва, ястребиными когтями и рогами.

На воротах храма Иштар в Вавилоне изображено существо, именуемое Сируш. С рогатой змеиной головой, телом чешуйчатой рептилии, передними лапами льва и задними — орла. Настолько реалистично изображен, что многие фантазеры считают Сируша настоящим живым биологическим видом. Исчезнувшим в десятом веке от РХ. Это «лютый зверь» русских летописей (чуть не сказал «ага»).


В мифологии Греции дракон — это огромная змея. Иногда одноголовая, временами (как Лирнейская гидра) и восемь ртов имеет. Есть Тифон, стоглавый гигантский дракон, рожденный богиней-землей Геей и божеством хаоса Тартаром. В Библии тоже есть сообщения о драконах. Левиафан из книги Иова — самый популярный монстр. Это огромное крылатое огнедышащее змееподобное существо, повелитель морских пучин. Змей был столь неуязвим и силен, что только Бог одолел гадину.

Есть дракон крылатый Апокалипсиса, тоже неприятная тварь. Красного цвета, семиглав и о десяти рогах (с арифметикой что-то… кто 4 рога ему отшиб, почему притчи отдельной нет?) Во времена христианства существо назначили Сатаной, с ним воевали Михаил и архангелы. Вне Священного Писания, по легендам и преданиям европских народов — тоже навалом драконов. С ними воюет Беовульф и драконоборец Тристан, отлипнув от попоек рыцарей Круглого стола короля Артура. На Руси тоже водились всякие Змеи Горынычи, кто их только не бил…

В румынских мифах находим эпизоды превращения змеи в крылатого дракона, с толстыми ногами и змеями вместо хвоста (мотив адского пса Цербера). Существо носят потоки воздуха, в режиме планирования монстр сокрушает стены городов. Но всегда погибает от руки драконоборца. По болгарским поверьям, если особую змею не видели 40 лет, у нее вырастают крылья и она может летать. Продолжать можно бесконечно.


Земное воплощение…

Буду еще подробно писать о гигантских земляных насыпях, носящие название Змиевых и Траяновых валов (территория Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии). Но «наперстки» уже можно двигать смело. Самые суровые сооружения находятся между реками Днепром, Тетеревом и Росью. Они образуют: либо непрерывные длинные линии, либо широкие замкнутые фигуры, с разрывами — до двухсот километров. Во времена строительства высота Валов достигала нескольких метров, ширина — нескольких сот метров. Их опоясывали глубокие рвы.

Историки серьезные от темы бегают, как черти от ладана. Владимир Красно Солнышко построил, от кочевников окопы рыл. До сих пор не встретил систематического академического труда, доказывающего их подлинное назначение. Фортификация? Овчинка выделки не стоит, если честно. Трудозатраты столь титанические более эффективно можно приложить.

Скифское происхождение? От кого кочевнику так обороняться… сразу вопрос. Император Траян для защиты от варваров возвел? Тоже скепсисом рожу кривит, сей муж был истинным «солдатским императором», на кончике меча победы предпочитал. А не щитом прикрываться. «Бороздами Новака» считать их, знаменитого борца против турецкого ига? Тоже нет, столь масштабные земляные работы были бы отмечены во многих хрониках. Что остается?

Любопытное румынское предание. Как один из Траяновых валов («Борозд Траяна») возник в результате схватки витязя Траяна с драконом. Змиевы валы? Тоже есть предания старины глубокой. Продукт сопутствующей скифам неизвестной культуры. Городища, курганы и Змиевы Валы в районе днепровского побережья четко привязаны с реками. Некоторые из замкнутых насыпей имеют очертания змеи или лягушки.


Как относиться прикажете к легендам о кузнецах Кузьме и Демьяне? Или о Никите (Кирилле Кожемяке), поймавших клещами за язык Змея и пропахавших на нем борозду, отчего образовались вал и насыпь? Вариантов кончины Гада много: то он просто опился днепровской воды и околел. То лопнул, из его тела расползлись по свету разные гады. Или… Кожемяка сжег Змея, из головы монстра разлетелись мошки.

Этот мотив четко прописан в румынском предании о витязе Траяне: из змеиной отрубленной башки тоже вылетели ядовитые мошки. Стало быть, не именем императора Ульпия Траяна названы Валы? Скорее да, чем нет. Потому что есть еще сербский Траян, шестиглавый царь зверей и скота, ночное существо с восковыми крыльями. Валы Змиевы и Траяновы — фортификационное сооружение? Или таки культовое? Возведенное в память древнюю о драконоборцах-героях…

Выводы

Есть более близкие по исторической ленте события, документальные исторические персонажи. Но народным фольклором как-то странно переиначенные. Читаем легенды: змеи в некой пещере «сосут грешника Разина за сердце». В том же месте (до дня Страшного Суда) живут: Гришка Отрепьев, Ванька Каин и Емелька Пугачев. У болгар схожие мотивы, кстати. Их борцы за свободу (назначенные грешниками и преступниками продажными властями и турками) в народных песнях ждут своего часа и пока молчат: их змеи держат за язык.

Вот так странно (но по древним лекалам) работает народная память. Русские атаманы и самозванцы очень быстро обрастают «змеиным» фольклором. Вписываются в архетип более древнего героя. Черты змееборчества перерастают в богоборчество официальное. Разбойные личности трансформируются в образы защитников народа. В любимых и справедливых атаманов, старейшин.

Думаете, это только у нас такая непонятная «змеиная дичь» творится? Аналоги Змиевых и Траяновых Валов есть на американском континенте. В виде земляных насыпей, изображающих различных животных. Чего стоит «Змеиный курган» в Огайо (длина от головы до хвоста змеи равна 130 метрам).


Он не единичен, просто наиболее показателен и сохранился неплохо. Подобные «валы» есть вблизи многих источников и лесов. Что означают, бог весть. Культ воды, земли и обитателей лесных… Или сходные с евразийскими космологические и космогонические представления. С Великим Змеем и его противниками, драконоборцами.

Ничего определенного пока не получается сказать, пусты «наперстки» (опрокинул чуть, грешен). Но культ змеи в самом-самом далеком прошлом получается, всем набором фактов — был универсальным. У некоторых народов и цивилизаций — центральным. Никаких живых прототипов не стоит искать, их не было, палеонтологи зафыркают и затролят невеждой больным… Картина складывается только в развитии тотемизма, в переходе оного к анимизму. А тут один шаг — до первых религий.

Комплекс первобытных представлений «культа змеи» в инициациях мог вызывать отторжение у части первобытного общества. Со временем превратился в «культ змее- и богоборчества». Сначала мифологическое, а затем фольклорное сознание простого люда исковеркали древние представления. Наделяя кого угодно чертами древних героев. Лишь бы «против» был устоявшихся стереотипов. Упростив до смешного прежнюю космогонию, воплотив ее даже в разбойниках и самозванцах.


А может, по-другому было. Те же финикийцы верили: змея обладает способностью не только сбрасывать годы жизни и восстанавливать молодость, но становиться гораздо сильнее и крупнее в этом процессе. Полинезийцы имеют в словаре одно слово, но означает оно два разных (вроде бы) понятия: «сбрасывать кожу» и «быть вечным». Сбрасывание змеей кожи синонимично перевоплощению, бессмертию, периодическому повторению катастроф и возрождений рода человеческого. Эволюция-с…

Картина дня

наверх