Храмы Кираду — резьба и привидения
Город Бармер — малоизвестный город индийского штата Раджастхан, постепенно становится туристическим местом. Причиной тому являются потрясающие резные храмы Кираду. С давних времен Бармер был известен как «город храмов» или «Кхаджурахо Раджастхана».
Это название храмы Кираду получили из-за скульптурных изваяний эротического характера, подобным храму Кхаджурахо.Храмы Кираду представляют собой группу разрушенных индуистских храмов, расположенных на окраинах пустыни Тар в районе Бармер индийского штата Раджастхан. В живописном амфитеатре холмов, в руинах лежат 5 храмов, из которых только два храма, посвященный Шиве и Вишну, находится в хорошем состоянии. Оставшиеся три храма превращены в руины… столетиями и землетрясениями.
В VI—VIII веках Кираду был регионом, управляемым кланом раджпутов Кирад. В те времена Кираду назывался Кирадкот. Кто построил храмы Кираду — неизвестно. Существует три надписи по Самватскому календарю — Викрам-самват: первая говорит о строительстве храма в 1153 г. — в период правления императора Тайлапа III; вторая — 1161 г. – в период династии Чалукья; третья 1235 г. – в правление короля Бхима II династии Чалукья. Историки полагают, что храмы Кираду были построены в XI веке правителями Раджпутской династии Панвар.
Храмы Кираду — археологическое чудо Индии. Вокруг этих храмов существует таинственная аура. Считается, что они изначально были украшены скульптурами, построенными в стиле Соланки.
Соланки — индуистская гуджаратская династия, происходившая из раджпутского клана и правившая частью территории западной и центральной Индии в период между X и XIII веком. Соланки были потомками южноиндийской династии Чалукья.
Самый большой храм Кираду посвящен Шиве. Этот храм, построенный на колоннах, напоминает храм Минакши, в то время как внешне он имеет цвет храмов Кхаджурахо, построенных из песчаника. Колонны храма, украшенные каменной резьбой, очень изысканны.
В храме Вишну сохранились только стены святилища и колонны центральной восьмиугольной мандапы — открытого зала с колоннами.
Уникальная резьба по камню во многих индийских храмах поражает воображение, демонстрируя сложнейшее мастерство по работе с камнем и талант ремесленников. Храмы Кираду подтверждают умение и искусство древних мастеров.
На стенах храмов Кираду изящные, до мелочей проработанные барельефы, на которых запечатлены сцены из «Махабхараты», «Рамаяны», изображения богов Вишну, Шивы, выполненных потрясающей резьбой.
Легенды гласят, что Кираду был покинут давным-давно из-за проклятия мудреца. Некий мудрец оставил своего ученика на попечение народа Кираду, но, кроме жены гончара, никто не исполнил желание мудреца. Мудрец проклял город, но велел жене гончара уходить и никогда не возвращаться. Из любопытства она повернулась, чтобы в последний раз взглянуть на свой родной город, и мгновенно превратилась в камень. На окраине города так и стоит ее каменная статуя.
Местные жители убеждены, что в храмах Кираду до сих пор живут привидения. Говорят, что как только люди ступают ночью в руины храмов, они навсегда становятся камнями. Будь то проклятие, магия, чудо или призраки — никто не знает. Однако никто и не осмелился узнать, станет ли он действительно камнем, оставаясь здесь ночью…
И сегодня среди людей существует убеждение, что тот, кто шагнет в храмы Кираду ночью или остановится вечером в этом городе — станет камнем. Поэтому после захода Солнца в окрестностях храмов нет людей.
Истории с привидениями пугают путешественников. При этом, храмы Кираду являются излюбленным местом для влюбленных. С точки зрения архитектуры и искусства, храмы Кираду несомненно являются уникальным наследием великой истории Индии.
-
Бхубанешвар. Каменная резьба Лингараджа
Столицу индийского штата Ориссы – Бхубанешвар, расположенную в районе дельты реки Маханади, называют Городом тысячи храмов из-за многочисленных храмов, датируемых VIII—XIII веками. Название Бхубанешвар переводится как «Повелитель Мира». В старой части города из 7 тыс. храмов, окружавших священное озеро Бинду Сагар, и получавшего воду из всех священных рек Индии, сохранилось около 500 храмов.
За время правления нескольких могущественных династий — буддистов Бхаумакаров, шиваистов Кесариев и Гангов — здесь были созданы многочисленные памятники архитектуры, представляющие собой яркие культурные достопримечательности Индии.
Среди сотен храмов Бхубанешвара наиболее впечатляющие классические образцы столпообразных храмов, покрытых снаружи резьбой, с прилегающими залами и воротами. Все мандиры (храмы) Бхубанешвара сооружены из красноватого местного камня и снаружи украшены большим количеством скульптурных изображений.
Храм Парашурамешвара – VIII век
Храм Муктешвара – X век
Храм Лингараджа — 1014 г.
Историю Бухбанешвара можно разделить на историю древнего и историю нового города. Древний город имеет более чем 2000-летнюю историю.
Впервые Бхубанешвар упоминается в связи с войной между империей Мауриев и государством Калинга. К северо-западу от города сохранился камень с высеченным на нём текстом одного из эдиктов императора Ашоки. В 262 г. до н. э. император Ашока одержал в этом месте крупную победу, захватив земли Калинги. Под впечатлением ужасных последствий разрушительной войны Ашока принял буддизм.
Исторические памятники подтверждают значимость Бхубанешвара с VII по XI в.в., когда правители Калинги управляли Ориссой. Храмы Бхубанешвара построены под влиянием шиваизма.
Самый крупный и значимый из храмов Бхубанешвара — храм Лингараджа в честь бога Шивы – уникальный памятник архитектуры раннего средневековья.
Храм Лингараджа построен в начале XI века, хотя есть данные о том, что уже в VI веке на этом месте был индуистский храм. Этот знаменитый памятник раннесредневекового индийского зодчества превосходит все прочие храмы города как своими размерами, так и несравненными скульптурами. Предполагается, что он был основан правителем Джаяти Кесари, который в VII веке перенес столицу из Джайпура в Бхубанешвар и превратил этот город в столицу большого и процветающего королевства.
Комплекс Лингараджа высится в центре огромного, площадью более чем 250 га, прямоугольного внутреннего двора, окруженного с четырех сторон каменной стеной двухметровой толщины. Южный храм, считающийся главным, посвящён Ганеше, слоноголовому богу мудрости и процветания, сыну Шивы. Вход в храм Ганеши предваряет скульптура его верного спутника — быка Нанди. Западный храм посвящён супруге Шивы — богине Парвати; северный храм посвящён Картикее—Сканде — второму сыну Шивы, предводителю божественного войска.
Другое имя Шивы — Трибхубанешвара, или «бог из трех миров». Образом бога Шивы в храме Лингараджа является его восьмиметровый лингам, вытесанный из гранита. Лингам храма имеет собственное название «Сваямбху-лингам», именно от него получил название и весь храмовый комплекс («Линга» — знак, метка, «Раджа» — царь).
Лингам Лингараджа уникален, это так называемая Харихара — одна из форм Бога в индуизме, воплощение Вишну (Хари) и Шивы (Хара) в одном лице, что привлекает в храм приверженцев обоих богов.
Центром всей архитектурной композиции является центральная башня храма (шикхара), расположенная над святилищем и имеющая 55 метров в высоту. В плане башня представляет собой квадрат со стороной 19 метров. Наружная поверхность башни как бы разделена на большое количество разных по форме и размеру частей, в целом создающих иллюзию движения вверх.
По форме напоминающая кукурузный початок, шикхара целиком покрыта каменной резьбой и украшена фигурами женщин и животных. Она увенчана дискообразным куполом со шпилем, поддерживаемым рядом львов. Умеют же индусы удивлять
Вход в храмовый комплекс разрешён только индусам. Однако туристы могут рассмотреть постройки храма со специальной смотровой площадки, сооружённой ещё при англичанах.
Храм Лингараджи — один из лучших памятников средневековой индийской архитектуры, демонстрирующий вершины мастерства зодчих и скульпторов XI столетия. Сегодня Индия открыта для туристов, но как и 500 лет назад, она во многом остаётся страной-загадкой.
Свежие комментарии