Рита Хэллворд: "Музыка и литература"
Откуда приходит вдохновение? Где искать Музу? Что становится толчком для создания лучших литературных произведений, гениальных музыкальных композиций, прекрасных картин? Кто может ответить на этот вопрос лучше, чем человек, посвятивший себя искусству, отдавший свое сердце музыке и книгам?
О том, что предшествует появлению на свет нового романа, рассказывает Рита Хэллворд, автор книги «Игры Рока», которая вышла в новокузнецком издательстве «Союз писателей».
«Одним из основополагающих моментов каждого мыслящего создания является цель. Мечта. Мечта, ради которой каким-то необыкновенным образом забывается об отдыхе и сне, появляются энергия и силы совмещать порой несовместимое. Рок-музыка, в ее настоящем, тяжелом, сокрушающем основы личного мироздания варианте пришла ко мне довольно поздно. В 20 лет. До этого я занималась множеством разнообразнейших вещей, но только не музыкой.
В 20 лет судьба привела меня к Учителю. Учителю, открывшему тайны рока. Помню свои бесконечные многочасовые занятия в комнате за закрытой дверью, где были только я, бас-гитара и метроном. Упорство, целенаправленный труд, подхлестываемые сжигающим изнутри желанием приобщиться к таинственному миру рок-музыки, быть не только слушателем, но и непосредственным участником, сделали свое дело: я вошла в состав рок-группы в качестве бас-гитариста.
У нас было все: длительные репетиции, довольно частые смены состава, вынуждающие начинать изучение программы с новым участником с нуля, концерты, фестивали. В общем, есть о чем вспомнить… Проходят годы, но наша группа, вопреки всяческим ожиданиям, до сих пор существует. По различным причинам снизились частота выступлений и количество репетиций, но мы держимся, не сдаемся.
Для меня одной из главных причин потери былой известности нашей группы явилось безумное желание отобразить на бумаге мое страстное неравнодушие к рок-музыке. Таким образом постепенно неудержимое желание писать стало вытеснять гитару с первого места и в итоге поставило ее на второе.
Рок-музыка – это мое вдохновение, она – основа моего творческого порыва. Очень возможно, что без ее участия мысль о создании лично мною художественного произведения никогда бы не посетила мою фантазию, мое воображение. Скорость, энергия, напор, вихреобразные соло, бьющая прямо в сердце, сражающая наповал, безукоризненная, полная силы и мощи дробь бас-барабана… Когда все это слышишь, чувствуешь, чуть ли не осязаешь, то безоговорочно начинаешь понимать, что жить на свете стоит, стоит еще побороться за не самое последнее место под этим солнцем!
Рок-музыка – это моя стихия! Рок-музыка – это моя жизнь!»
Поговорив о музыке как о движущей силе, об искусстве, способном не только дарить наслаждение, но придавать жизни смысл и пробуждать желание творить и созидать, я решила узнать, как же появились на свет «Игры Рока», о чем эта книга и кому она посвящается. На все вопросы отвечает Рита Хэллворд.
Екатерина: Здравствуйте, Рита. Что послужило толчком для написания книги «Игры Рока»?
Рита: Здравствуйте, Екатерина. Книга создавалась по частям. У каждой части своя история.
Первой была написана «Металлическая рапсодия». Изначально она создавалась как отдельное произведение – абсолютно независимое и самостоятельное.
Песня «Игра с огнем» группы «Ария» не давала мне спокойно жить, порождала множество фантазий, идей, образ Паганини не покидал мое сознание. Мысли кипели, варились, бурлили, смешивались, принимали неясные очертания чего-то вроде бы близкого, вполне знакомого, «Флейта-позвоночник» Владимира Маяковского, с его бьющим по мозгу, словно молот, слогом, отбивала в сердце дроби, и, наконец-то, в полночной тишине оно пришло ко мне – мое произведение, я увидела его словно живую картину на выставке. И – процесс пошёл…
Через довольно продолжительный промежуток времени была написана вторая часть – «Даня. Рок-идол». Школа, семнадцатилетний возраст, первая любовь – меня захлестнули воспоминания, потянуло на романтику…
«Готесса» вообще появилась неожиданно. Даже затрудняюсь сказать, каким образом я вышла на нее. Но точно знаю, что толчком, направляющим в стихию готики, послужил Кельнский собор. Готика… стрельчатые арки, своды, неудержимое стремление ввысь, невообразимое сочетание строгости, красоты, изящества… Готика…
Екатерина: Есть ли реальные прообразы Ваших героев?
Рита: Реальные прообразы есть у Дани и Жанны. Герой «Металлической рапсодии» – чистый вымысел.
История Дани и Жанны – это моя история. История, в которой я сама принимала участие. Только в этой истории не было рок-музыки, он не был рок-музыкантом, а я не была готессой.
Екатерина: Чему читатели могут научиться на примере героев?
Рита: Наверное, на примере Дани – тому, что никакие таланты не освобождают человека от его человеческих обязанностей. А главной обязанностью человека, я думаю, является обязанность быть человеком. Не самовлюбленным эгоистом, не диктатором, навязывающим только свои условия, только свои вкусы и взгляды, а именно Человеком. Человеком, умеющим понять и принять, простить и смириться, быть гибким, чутким, внимательным…
На примере Жанны… только одно – ни при каких условиях не терять свою индивидуальность, свое внутреннее «я», уметь отстаивать свою точку зрения, уметь сохранить самого себя. Потому что бесконечное прогибание, вынужденное подстраивание ведут в конечном итоге только к разрыву. В какой-то момент приходит понимание, что так жить дальше невозможно, что тебе опротивел весь белый свет, и больше всего ты сам, твой безумный объект для поклонения и вся эта сумасшедшая любовь, которую и любовью-то назвать уже не представляется возможным.
Екатерина: Если бы Ваша книга была экранизирована, кого из известных актеров Вы бы видели в главных ролях?
Рита: В роли Дани и главного героя «Металлической рапсодии» я вижу только Аль Пачино. Аль Пачино с его харизмой, непередаваемыми жестами, мимикой, демоническим обаянием, непревзойденно представленными в фильме «Адвокат дьявола».
В роли Жанны – любая молодая актриса. Никаких определенных требований к её образу у меня нет.
Екатерина: Кто основная аудитория читателей Вашей книги?
Рита: Скорее всего, молодежь. Молодежь, возрастная категория которой примерно 17-20 лет. Для рокеров, я думаю, вообще без возрастных ограничений.
Екатерина: Есть ли у Вас другие книги? О чем они?
Рита: Да, есть еще одна книга. Моя первая книга… Она написана в стиле фэнтези, про супергероя по имени Один. Мне до сих пор нравится ее сюжет, но она требует большой доработки.
Екатерина: Какие творческие планы на ближайшее будущее есть уже сейчас? Когда Вы рассчитываете издать следующее произведение?
Рита: Сейчас я опять, наконец-то, приступила к творчеству. После «Игр Рока» месяца три-четыре в душе царили пустота и уныние. С одним сюжетом рассталась, другой никак не мог меня найти. Теперь мы соединились и, вроде бы, счастливы и довольны друг другом.
Когда будет издана новая книга – сказать сложно. Творчество – процесс непредсказуемый. Сегодня оно есть, завтра – нет.
Знакомимся с дуэтом: Ольга Фокина и Максим Сафиулин
Поэзия жива! Сегодня, как и сотни лет назад, талантливые люди пишут стихи, которые находят отклик в сердцах многочисленных читателей. Кто занимается творчеством в наш холодный, циничный век инновационных технологий, когда материальное традиционно стоит выше духовного? Кого однажды, спустя годы, назовут голосом двадцать первого века?
Сегодня мы обратим ваше внимание на деятельность Ольги Фокиной и Максима Сафиулина — одаренных современных поэтов, поднимающих на страницах своих книг актуальные проблемы, рисующих словами, словно художники кистью, красивейшие картины, ставящих акценты на чувствах и дарящих живые эмоции своим читателям.
Поэт, композитор, музыкант, который играет любые мелодии на расческе и газете, автор-исполнитель, руководитель детского фольклорного ансамбля «Илимские лучики», преподаватель Школы искусств № 1 Сафиулин Максим Сергеевич и член Союза журналистов России, поэт, прозаик, соавтор песен Фокина Ольга Викторовна проживают в г. Усть-Илимске Иркутской области. Сибирские поэты, лауреаты международных и всероссийских конкурсов и литературных премий, члены жюри городских конкурсов, инициаторы проведения, сценаристы, ведущие культурно значимых проектов в городе. Организаторы творческого объединения «СТИМУЛ». Авторы пяти книг: «Дуэт» (Москва, «Библио-Глобус»), «Светлячок сильнее темноты» (Новокузнецк, «Союз писателей»), «На крыльях упоительной мечты» (Москва, «Российский писатель», СПР), «Искренне… В вечность» (Санкт-Петербург, «Родные просторы», библиотека журнала «Невский альманах»), «Калейдоскоп поэзии и чувств» (Новокузнецк, «Союз писателей»).
О себе и своем творчестве, о становлении молодого писателя в двадцать первом веке и современной поэзии рассказывают Ольга Фокина и Максим Сафиулин.
Екатерина: Здравствуйте, Ольга и Максим. Как начинался ваш совместный творческий путь? Почему вы решили выступать в качестве дуэта?
Максим Сафиулин: Здравствуйте! Мой творческий путь начался в 2001 году, но серьезно заниматься поэзией я начал с 2013 года, когда встретил Ольгу. Захотелось научиться писать настоящие стихи, причем не просто для себя, а для других. Захотелось напомнить людям о добре и милосердии, о единстве человека с природой и красоте окружающего мира, о радости реального общения и необходимости слушать и слышать других. А почему дуэт? Так называется наша первая книга. Работать в дуэте гораздо интереснее и продуктивнее. Мы слушаем друг друга, критикуем, совершенствуем стихи, прежде чем отправить их на рецензию членам Союза писателей России. Кроме того, когда читаем друг друга, у каждого из нас рождается что-то новое и интересное. Стихотворение может также получить второе рождение, превратившись в песню. Ольга пишет стихи, а я музыку.
Ольга Фокина: Наш совместный творческий путь намечался еще с 2012 года, когда судьба нас познакомила. Максим — блестящий композитор и замечательный вокальный исполнитель. Когда он увидел мои стихотворения, ему они понравились, видимо, какие-то из них были близки по духу. А в 2013 году на день рождения моей мамы я решила подарить ей свое авторское стихотворение. Показала Максиму. И буквально через пару дней он отправил мне песню на мои стихи. Так появилась совершенно трогательная, необычная, душевная песня «Мама». Именно с этой песни началось наше сотрудничество и дуэт. Очень важно, когда поэт и композитор тонко чувствуют и понимают друг друга, когда они на одной волне. Максим прочувствовал мои стихи, на которые писал музыку, и в дальнейшем исполнял их — потому что у них нет ни возраста, ни пола, но есть душа, которая близка многим. Именно поэтому песня нашла отклик в сердцах многих слушателей, живущих в разных городах и даже странах. Благодаря их поддержке и голосованию песня прошла конкурсный отбор для участия в фестивале в Германии, и благодаря компетентному жюри она вошла в диск лучших песен мира 2013 года «Хит ТОП-15» (по версии клуба «á la Chanson»), заняв почетное третье место. Это был первый знак, что мы должны творить вместе. Затем рождались одна за другой песни Максима на мои стихи: «Женщина» (кстати, тоже посвящение моей маме ), «Сильные женщины», «Под сводом дружбы», «Девочка Сказка», «Про счастье», «Последняя граната», «Жестокая», «Прохожая», «В сердца», «Сбереги нас, Господь» и другие.
Но чем дорог и важен наш творческий союз, так это тем, что мы не просто союз «поэт —композитор», мы — единомышленники. У нас пять книг стихотворений, малой прозы с нотным приложением авторских песен, которые мы издали совместно. Мы даже обложки своих книг продумываем вдвоем. Что-то видит Максим, что-то я. Потом рассказываем профессиональному художнику, как мы это видим. И вот результат совместной работы. Мужской и женский взгляд на жизнь, но единой красной нитью по всему нашему творчеству проходят добро, желание показать всем поколениям, что жизнь прекрасна, стоит только трудиться и стремиться к доброй, светлой цели, и Бог поможет, направит. Мы первые читатели стихотворений друг друга и первые жесткие критики, ведь для того, чтобы читателю было интересно и удобно читать стихотворения, приходится приложить немало усилий, редактировать, что-то менять. Порой автор не может увидеть какую-то неточность, а быть может, и ошибку в своем тексте, и очень важен реальный взгляд другого человека, который скажет то, что думает, заметит и поможет эту ошибку исправить. У нас дуэт и в творчестве, и в общественной деятельности, и в жизни.
Выходит, что не мы, а Бог направил нас на этот творческий союз, которому в прошлом году исполнилось пять лет. Кстати, в честь нашего небольшого юбилея мы решили организовать ежегодный конкурс «Несу добро в ладошках!», в котором принимают участие люди со всего мира, читают наши стихотворения и иллюстрируют их, проявляя свои творческие возможности.
Екатерина: О чем ваши стихи? Кому они предназначены? На какой отклик Вы рассчитывали, когда публиковали свои произведения? Оказалась ли реакция публики такой, какую Вы ожидали?
Максим Сафиулин: Все наше творчество крепко стоит на четырех основах — это Любовь, Надежда, Вера, Доброта. Так называется стихотворение Ольги из нашей книги «На крыльях упоительной мечты». Я лично отношу себя к «солнечным поэтам», которых сейчас очень и очень мало. В наше время люди чаще пишут о мрачных, «лунных» темах, воспевая неразделенную любовь, одиночество и безысходность. Нам лично с Ольгой ближе Добро и Свет (не путать с религией), которые мы дарим в своих стихах и песнях всем, независимо от возраста, пола, национальности и вероисповедания. Хочется, чтоб люди стали добрее, сердечнее и внимательнее друг к другу. И когда после очередной творческой встречи слышишь от зрителей: «Большое вам спасибо, отдохнули душой и стали чище», вновь поселяется надежда, что занимаешься творчеством не зря.
Ольга Фокина: Мы пишем обо всем, что тревожит душу человека, — о любви к близким и родным людям, о любви к своему родному краю, к природе, о любви ко всему живому, но главное — о том, что если внутри нас есть добро, вера, надежда и мы готовы этим поделиться со всеми, кто нас окружает, и сделать мир чуточку добрее, то, значит, наша жизнь не напрасна. Очень важно, что наше творчество близко и пожилому поколению, и молодежи, и детям. Мы часто проводим творческие встречи в школах, приюте, доме милости, доме-интернате для престарелых и лиц с группой инвалидности. И видим отклик, значит, все не напрасно. Когда слышишь, что твое стихотворение придает кому-то силы бороться с жизненной ситуаций, с болезнью, страхом перед каким-то важным событием в жизни, то понимаешь, что не зря Бог дал эти строки и дал возможность донести их до определенных людей, которым сейчас именно это нужно было услышать. Поэтому наше творчество (стихотворения, песни, мероприятия) — для всех. Для всех тех, кто сможет остановиться в этой жизненной суете, услышать нас, задуматься и, возможно, что-то поменять в своей жизни в лучшую сторону, сделать важный и правильный выбор. И вроде бы все мы знаем и понимаем, но как важно вовремя остановиться и переосмыслить некоторые вещи. Когда автор отправляет своего «ребенка» (книгу) в общество, он, разумеется, волнуется — поймут ли его, примут ли и как примут. Мы тоже каждый раз задумываемся об этом, ведь каждая новая книга — это открытие. И для читателей, и для нас самих. Это открытие нашей души. Это изменения в нашем сознании благодаря приобретенному опыту. Это и развитие самого творчества, и проба пера на грани экспериментирования. Сегодня наши книги есть в библиотеках и школах Алтайского края, Липецкой, Калининградской, Брянской, Саратовской, Тверской, Омской, Самарской, Амурской, Курганской, Свердловской, Челябинской, Кировской, Иркутской областей, Ставропольского края, Казахстана, Башкортостана, Хакасии, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, и мы имеем возможность видеть реакцию наших читателей (благодаря отзывам в интернете, благодаря фотографиям с презентаций этих книг). Когда нам пишут, что наше творчество очень нужно, особенно в современном мире, что наши книги «несут вечное, доброе, светлое», что «стихи искренние, заставляют задуматься о смысле жизни, учат прощать, любить и верить в мечту», «стихи, которые вдохновляют, окрыляют и наполняют жизнь смыслом и мечтой», то это дает стимул творить дальше. Развиваться и творить для нашего читателя, которому это важно и нужно. И мы готовы посещать разные города, совещания писателей, знакомиться с новыми людьми, проводить творческие встречи, как-то совершенствоваться, стремиться к творческому росту, чтобы творить дальше.
Екатерина: Насколько поэзия интересна современному читателю? Как привлечь людей к стихам? Можете ли вы предложить какие-то меры для авторов и работников культуры, которые позволили бы возродить интерес к чтению у широких масс и сохранить его?
Максим Сафиулин: В наш век высоких технологий и технического прогресса пропал дефицит информации. Все можно найти за несколько секунд. И насколько быстро эта информация находится, настолько быстро она и забывается. Мы перестали запоминать даже номера своих телефонов, не говоря уже о каких-то энциклопедических знаниях. Пропал дефицит информации и тут же появился дефицит в общении, в реальном, вербальном общении. И не правы те, кто говорит, что у них тысячи друзей в Интернете со всего мира. Но в сети мы не общаемся. Мы передаем информацию. Которая точно так же стирается после ее отправления. Поэтому необходимо встречаться и общаться, чтобы видеть, слышать, чувствовать друг друга.
Вынужден признать, что интерес к чтению у молодых людей на низком уровне. Зачем читать, ведь можно посмотреть фильм. Конечно, есть в наше время и электронные книги, но прелесть от тактильного контакта со страницами «бумажного оригинала» не идет вровень с прочтением текста с экрана монитора или планшета. Поэтому лично для меня важно издавать свои книги, следить за качеством — как внешним, так и внутренним. Необходимо познакомить молодежь с бумажными носителями, потому что бумага вечна и хранит в себе историю. А электронная книга жива, пока жива ее батарея.
Работники библиотек сейчас стараются всецело привлечь детей к чтению, и спасибо им за этот труд. Однако, идя на поводу у прогресса и устраивая в угоду молодым онлайн-чтения, веб-прочтения, бук-батлы, видеоконференции и прочее, мы совсем забываем о чтении бумажных книг. А чтобы дети и молодые люди читали книги, необходимо пробудить в них интерес. А интерес проснется у читателя тогда, когда у него будет возможность реальной встречи и общения с автором. Конечно, не все читатели сразу побегут знакомиться с творчеством автора, но желание полистать книгу, познакомиться с ней поближе сможет незначительно, но совершенно точно вырасти.
Ольга Фокина: У каждого свои интересы. И у современного читателя, и не у современного. Есть авторы, которых любили, любят и будут любить сквозь века, потому что они актуальны во все времена. Читатель будет читать то, что находит отражение в его душе, что ему близко и понятно, что ему интересно. Невозможно заставить читать, можно только заинтересовать. Но к хорошим, качественным стихам люди тянутся. Например, Максим Сафиулин является инициатором проведения и организатором ежегодной акции «Пушкинские чтения» в Усть-Илимске. До него эту акцию в городе не проводили, а он объединил и взрослых, и детей. И все с удовольствием принимают участие в акции. Почему? Потому что произведения А. С. Пушкина близки всем. И как Пушкин это сделал? Что он делал, чтоб привлечь читателей к своему творчеству? Да так, чтоб на века! Он творил, каждый день работал и успел написать огромное количество замечательных произведений, которые интересны всем. Если книга по-настоящему интересна, люди сами будут к ней тянуться и возвращаться. Главное — донести до читателя, что есть такая книга, и дать ему возможность прочесть ее, а дальше он сам сделает выбор — читать или не читать, показать ее своим друзьям, посоветовать или нет, вернуться к прочтению ее через много лет или забыть, читать ее своим детям или нет. А прививать любовь к чтению важно с детских лет. Например, устраивать семейные чтения по вечерам, возможно, делать домашние мини-спектакли по мотивам прочитанных произведений.
Екатерина: Вы занимаетесь общественной работой в своем городе. В чем она заключается? Какова главная цель вашей деятельности?
Максим Сафиулин: С 2014 года в нашем городе ведет свою работу творческое объединение «СТИМУЛ», которое мы создали совместно с Ольгой для привлечения творческих, активных, целеустремленных личностей города и района с целью развития и продвижения их творчества.
Ольга Фокина: Когда мы приходим в дома-интернаты с праздничными концертами, когда проводим День анимации и сказок для детей, когда приглашаем всех жителей города бесплатно посетить наши мероприятия, которые организовываем вдвоем, но от всей души, и после этих встреч видим радость в доверчивых глазах, слышим простое, но такое важное «спасибо за то, что вы есть», «спасибо, что приехали и подарили нам сказку», «спасибо за этот день», то все силы и время, затраченные на организацию мероприятия, как-то возвращаются, появляется прилив сил и желание творить дальше. Если есть возможность подарить праздник людям, мы всегда стараемся это сделать. Но наша деятельность заключается еще и в том, чтобы помочь всем желающим, активным, целеустремленным обрести веру в свои возможности, представить свое творчество, познакомиться с единомышленниками. У нас в объединении есть лица с группой инвалидности, есть люди в возрасте, а есть немного застенчивые. И у каждого из них есть возможность представить выставку творческих работ, принять участие в концерте, исполнить песню, прочитать авторское или не авторское стихотворение, опубликовать свои произведения на страницах международных изданий по итогам конкурсов, быть услышанным, замеченным, обрести крылья, чтобы творить дальше. Мне кажется, это очень важно. Мы верим в каждого из них, и искренне. Одни обретают крылья и улетают в свободный творческий полет, другие продолжают расти вместе с нами, обретают веру в возможности и становятся активными участниками всех мероприятий. Это так здорово — наблюдать за первыми шагами творческого человека, порой в начале своего пути немного неуверенного в том, чем он занимается, а потом, обретая друзей, поддержку, веру, становящегося яркой личностью. Нам нравится давать возможность людям совершенствоваться и продвигать свое творчество, раскрывать новые способности, становиться уверенным, заметным. Нам нравится нести добро в ладошках в окружающий мир!
Екатерина: Как начинающему писателю выйти из тени и получить признание? Возможно, есть какие-то советы, основанные на вашем личном опыте, или даже готовый рецепт успеха?
Ольга Фокина: Не нужно фанатично стремиться к успеху и признанию. Успех может быть мимолетным. Лично я стремлюсь к тому, чтобы как можно больше людей узнали мои стихотворения, песни, чтобы у них был выбор — читать мои стихотворения или нет, близко им это или нет. Для этого мы с Максимом проводим творческие встречи в культурных, общеобразовательных, социальных учреждениях, проводим конкурсы, публикуемся в конкурсных альманахах, участвуем в конкурсах, с 2013 года активно сотрудничаем с издательством «Союз писателей», рецензируем и редактируем стихотворения, издаем их в своих книгах. За каждым достижением стоят труд и вера. Вера и поддержка родных людей. Вера в то, что все получится. Рецептов успеха, к сожалению, нет. Да и у каждого свое представление об успехе. У каждого своя дорога к цели. И если мои стихотворения будут читать, если они будут находить отклик в сердцах людей и будут помогать кому-то — то, значит, моя дорога была не напрасной.
Максим Сафиулин: Главное — это работать, пробовать и совершенствоваться! Не бояться неудач и верить в себя. Читать других авторов, обогащая себя внутренне и формируя тем самым свой стиль. Общаться с другими, прислушиваясь к постороннему мнению, но не изменяя себе. Стараться писать картины словом, но не превращать их в мазню. Советовать, но не навязывать, оставляя право выбора.
Увы, путь к признанию тернист и труден. Зачастую талантливые авторы получают славу и признание только после смерти или вовсе остаются непризнанными. Однако не стоит забывать, что «мастер творит для народа». Не для «мэтров литературы», а для своего друга — читателя. И только он, читатель, вправе решать — достойное перед ним произведение, заслуживает ли его внимания или нет, станет ли он, прочитав его однажды, рекомендовать его своим друзьям или же поставит на полку, более не притронувшись. После прочтения необходимо поселить у читателя веру — в успех и в лучшее; надежду, что все в жизни возможно; доброту — в своих делах, поступках и помыслах; и, конечно, любовь — к себе, окружающим и миру в целом. И если автору это удалось — его труд не напрасен!
=0=0=
Знакомство с писателем: Наталья Мазюкова
Современная литература — отдельный пласт в мировой культуре. Она несет в себе черты, присущие литературе прошлых эпох, и, в то же самое время, кардинально отличается от того, что мы видели раньше. Зачем и для чего пишут наши современники, о чем хотят рассказать и как складываются их судьбы в существующих реалиях — вот вопросы, которые интересуют всех книголюбов. Примечательно и привлекательно творчество талантливого автора Натальи Мазюковой, произведения которой заслуживают высокой оценки читателей и экспертов.
Наталья Витальевна родилась в 1971 году. Ее детство прошло в Ядрине. С ранних лет литература занимала значимое место в жизни будущей писательницы, увлекала, интриговала и вдохновляла ее, рождая множество вопросов и вызывая желание творить и созидать. Окончив школу, девушка поступила в Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, а после продолжила образование в Волго-Вятской академии государственной службы. Трудовую деятельность Наталья начала на Ульяновском авиационном заводе. Работала учителем русского языка и литературы. В дальнейшем связала свою жизнь со сферой культуры. Своей большой удачей на выбранном поприще Наталья Витальевна считает реализацию краеведческого просветительского радиопроекта «Здесь Родины моей начало», который стартовал в 2006 году и существует по сей день. Кроме того, Наталья Мазюкова имеет четкую гражданскую позицию и на протяжении многих лет занималась политикой. Она является депутатом I, II созывов Ядринского городского собрания депутатов.
Творческая жизнь Натальи Мазюковой началась в 1996 году, когда в ядринской районной газете «Знамя труда» появились ее первые публицистические статьи, зарисовки и фельетоны. 2010 год ознаменовался новым приливом вдохновения. Тогда Наталья стала активно писать стихи. Спустя два года, в 2012-м, в юбилейный журнал «Самарские судьбы» было включено стихотворение, посвященное известному режиссеру Э. А. Рязанову. Произведения автора можно прочесть в журналах «Страна Озарение», «Союз писателей».
Наталья Мазюкова — автор поэтических и прозаических произведений. Она не ограничивает себя одним жанром или одной категорией читателей. В творческом багаже писательницы — два поэтических сборника, три сборника стихов для детей, фантастический роман, литературно-публицистические этюды, повести и исторические новеллы.
На стихи Натальи Мазюковой сложено девять песен. Она сотрудничает с самобытными композиторами Евгением Никитиным (Екатеринбург), Александром Манойло (Украина) и Валерием Беловым (Ядрин). Высоко творчество Натальи оценили профессионалы, входившие в жюри Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы», в котором она стала финалисткой.
За время сотрудничества с новокузнецким издательством «Союз писателей» произведения Натальи публиковались не только на страницах журналов и коллективных сборников, но и были опубликованы в формате авторской книги стихов «Чернополосица». Дважды она была номинирована на литературные премии: первый раз со своим детским сборником стихов «Фантазилия» (2015), а второй раз — в 2018 году, когда на суд экспертов предстали краеведческие сцены из жизни провинциального Ядрина.
О себе и своем творчестве, о современных поэтах и литературе рассказывает Наталья Мазюкова.
Екатерина: Здравствуйте, Наталья! Что самое интригующее в писательстве? Трудно ли быть поэтом сегодня?
Наталья: Приветствую вас, Екатерина! Читать я любила с раннего детства. Сначала мне читала мама, я знала много стихотворений наизусть, запоминала их практически «с лету» (это сейчас, начав писать, я понимаю, что произведения были качественные! (улыбается). В какой-то момент мне захотелось научиться читать самой, и в пять лет я отправилась в библиотеку, благо жила по соседству. А выросла в исторической части нашего города-крепости. Мои пешеходные пути проходили мимо закрытого православного храма, сохранившего величие и монументальность. Вот такая изначальная подпитка, возможно, и привела меня к писательству. На встречах с детьми я обычно рассказываю, что в их возрасте я задавалась вопросом: как же создается книга, кто такие писатели, как они придумывают сюжеты своих книг, а самым интригующим была сама книга с именем на обложке. Это же удивительно: есть человек, вот на полках стоят книги — его книги, и все о нем знают. А самое интригующее в писательстве — непредсказуемость воплощения замысла. Не секрет, что какие-то произведения пишутся на одном дыхании, а над другими работаешь, перелопачивая «горы словесной руды», буквально оттачивая каждую строчку. Бывает, что в процессе работы совершенно отступаешь от первоначального замысла, или же сюжет начинает обрастать новыми героями, возникают новые линии, появляются новые коллизии. Иногда автору бывает скучно со своими героями, и вдруг они — выдуманные автором персонажи — начинают «требовать» иных обстоятельств. В любом случае, писательство — это всегда чудо, рождение нового.
На мой взгляд, быть поэтом сегодня трудно. Нет понимания, что поэзия — один из высоких родов литературы, как говорили мои педагоги, элита литературы. В наши дни поэзия воспринимается как ловкое жонглирование словами, да еще приличествующее случаю, т. е., говоря образно, низвергается с небес на землю. Приходится признать, что и мои сборники покупаются «про запас» — вдруг пригодится ребенку в школе или же можно использовать в сценарии для мероприятий. В конце концов, можно переделать строки по своему усмотрению, выдать за свои или же так нужно кому-то для чего-то. Увы, приходится констатировать, что время поэтов-шестидесятников, собирающих площади, безвозвратно прошло, нам же, современным авторам, приходится приспосабливаться к обстоятельствам своего времени. Опять-таки, и тут ничего нового. Восклицали же древние римляне: «О времена, о нравы!»
Екатерина: Давно ли Вы пишете стихи? Где ищете вдохновение?
Наталья: Возможно, разочарую читателей, я — не поэтический вундеркинд. Первые стихи появились в период первой влюбленности в годы студенчества. Потом был значительный перерыв, а в феврале 2010 года стихи хлынули потоком и прочно вошли в мою жизнь, не спрашивая меня. Здесь я всегда провожу параллель с нашим знаменитым земляком — народным артистом СССР Н. Д. Мордвиновым, непревзойденным исполнителем роли Арбенина. Он не помышлял о театре, я не помышляла о писательстве, поэзии в частности. Источником вдохновения для меня почти всегда является история моего родного города — неизведанная, таинственная, сокрытая в глубинах веков. А вообще, для написания стихов нужны яркие впечатления, сильные эмоции, встречи с неординарными людьми, переосмысление культурного наследия прошлого. И всегда — титаническая работа души.
Екатерина: Какие темы Вы поднимаете в своем творчестве и почему? Менялись ли эти темы с течением времени? Есть ли вопросы, которые Вы пока не освещали, но обязательно хотели бы?
Наталья: Меня занимают темы связи поколений в истории, возможно, поэтому сформировался цикл «Исторические хроники»; интересует тема эстетического восприятия мира и его творческая трансляция — так родился цикл «Галерея вдохновения». Я не представляю себя без связи с культурным наследием литераторов прошлого — эта тема нашла отражение в цикле «Письма из 21 века». Одной из самых важных тем считаю движение, или, даже точнее, жизнь души.
Считаю, что если писатель выходит в мир со СЛОВОМ, то оно должно и исцелять, и вдохновлять, и учить, и возвышать.
Книга должна нести добро и ни в коем случае не способствовать разрушению личности.
Екатерина: Кого из современных поэтов Вы уважаете и могли бы посоветовать читателю? Кто из классиков Вам ближе и почему?
Наталья: Самый сложный вопрос для меня. Выделить одного автора — значит, обезличить достойных других. К тому же в данном случае я нахожусь в одной лодке с читателями, т. е. не очень знакома с современным поэтическим миром. При этом стараюсь следить за «премиальными» авторами, по возможности знакомиться с их произведениями. В этом смысле для меня стали открытиями книги моих ровесниц — Марины Степновой и Гузель Яхиной. Продолжая женский ряд — Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская и Виктория Токарева.
А классика, как ни парадоксально, всегда открывается с новых сторон в соответствии с новым этапом взросления личности. Перечитываю и Александра Николаевича Островского, и Гоголя, и Чехова. Совершенно другим в этом году предстал Максим Горький. По душевной потребности происходят и «встречи» с поэтами. Недавно вновь обратилась к Есенину. Причем, каждое обра-щение — всегда новое открытие и автора, и себя как читателя.
Екатерина:. Насколько важно автору встречаться с читателями сегодня? Что нужно, чтобы увлечь публику на подобном мероприятии?
Наталья: Если человек назвался писателем (улыбается), то встречи с читателями ему необходимы. Лишний раз подтвержу истину: самая благодарная и отзывчивая аудитория — дети. И пусть они вывернут нутро автора наизнанку, но какой это непередаваемый словами взлет, какая энергия! Обычно, кроме слов, я показываю буктрейлеры на свои книги, использую песни (в моем творческом багаже их девять), мои коллеги с помощью кукол помогают инсценировать сказки. Да, восприятие современного человека кардинально изменилось. На встречах не должно быть ничего лишнего, в том числе и лишних слов. Получается, что слово сегодня без действия или картинки мертво.
Что касается взрослой аудитории, то мой вывод от встреч не очень утешительный — взрослые загнали себя в рамки и уже не могут или не хотят проявить естественный интерес к творчеству. Здесь еще играет роль и восприятие. Как это — какая-то девчонка (я её с детства знаю!), и вдруг писательница! Для плодотворного общения «автор — читатель» нужна обоюдная длительная работа. Читатель должен быть знаком с книгами, у него должен возникнуть интерес к автору. В этом случае диалог состоится. Мне вспоминается премьера моего фантастического романа «Алхимия судеб». Было все: элементы театрализации с погружением в разные исторические эпохи, звучали романсы в живом исполнении, был видеоряд, соответствующий антураж, но до конца победить косность мышления мне как автору не удалось. Пресыщенность ли сыграла роль, предвзятость ли — информация к размышлению и выбор действия в дальнейшем.
Екатерина: Как вернуть людям любовь к книгам? Должен ли в процессе привлечения читателей к современной литературе участвовать каждый конкретный автор? (Если да, то каким образом?). Или это целиком и полностью задача министерства культуры, пиарщиков или кого-то еще?
Наталья: Абсолютная любовь к чтению — это утопия. Думаю, человечество переживет процессы глобализации и прочих «-ций». На это надеются и известные фантасты. К примеру, Сергей Лукьяненко в романе «Чистовик» поместил в будущее и библиотеки, и библиотекарей, и книги. Безусловно, авторы обязаны влиять на вкусы читателей, формируя литературное пространство, не искажающее ценности личности и общества. Сейчас открыто множество возможностей для диалога — блоги, площадки в соцсетях, встречи в книжных магазинах, наконец, в библиотеках и многое другое. Любому автору, думаю, необходимо четко представлять свое предназначение, следовать выбранному пути, находить соратников и лелеять почитателей. Грандиозная работа. Но дорогу осилит идущий. Если слово автора — светоч, оно зажжет в итоге миллионы людских сердец.
Я уже в общих чертах обрисовала жизнь писателя в провинции. Если говорить о личном опыте, да, я не обделена вниманием, но все же оно недостаточно во многих отношениях. В связи с этим помощь литературного агента не помещала бы. Но здесь важно не скатиться в самолюбование, не испытывать головокружения от маленьких успехов, а четко осознавать цену своему слову. И еще понимать: писательство в твоем исполнении — это ДАР или же любительское увлечение?
А вообще, в своем вопросе, Екатерина, вы озвучили одну из самых насущных проблем. Так называемым «молодым авторам» очень трудно пробиться на вершины литературного Олимпа. По моему личному убеждению, членство в Союзе писателей, даже «правильном» союзе, не дает абсолютно ничего. В итоге автор крутится сам, исходя из своих возможностей: и материальных, и личностных. Здесь мне вспоминается наш самобытный талантливый писатель-краевед Валерий Муравьёв. Он стал членом Союза писателей в преклонном возрасте, незадолго до кончины, и так и остался писателем из села. Насколько я знаю, Министерство культуры нашей республики крайне озабочено вопросом комплектования фондов литературой на чувашском языке, а финансирование мизерное. О каком выявлении новых авторов и пиаре можно говорить?! Проводимые конкурсы не дали результатов, и даже читаемые авторы вынуждены заниматься реализацией своих книг самостоятельно. А вообще, это глобальная проблема — качество литературных произведений и влияние на умы человечества. Читающих хорошую литературу ничтожно мало, а если говорить об уткнувшихся в телефоны и телевизоры, то «имя им — легион».
В период активного творчества у меня вышло в свет двенадцать книг. Мне не стыдно ни за одно напечатанное слово. Но есть сожаление, что меня как автора не знают даже в профессиональной среде. И дело, думаю, не только в тиражах, но и в равнодушии.
Я выражаю слова огромной благодарности всей креативной, мыслящей и действующей команде издательства «Союз писателей» за плодотворное сотрудничество. Неформальное, бережное отношение к автору, удивительно точные анонсы книг, желание рассказать об авторе как можно большему количеству читателей, безусловно, подкупают.
=0=0=
Топ-10 развивающих книг для детей
Читая книги, взрослые ищут либо расслабления после трудного дня, либо фактическую информацию, полезную им по роду деятельности. Произведения, написанные для совершеннолетних читателей, могут быть откровенно развлекательными или даже содержать двойные стандарты. И это главное отличие взрослой литературы от детской. Из книг малыши узнают о мире. С их помощью они учатся читать, считать, рисовать и даже писать, осваивают азы различных наук и правила поведения в обществе. Развивающие книги для детей должны содержать игровой компонент, чтобы не вызвать скуки. Они обязаны быть яркими, легкими для восприятия и запоминающимися. Специально для родителей, которые хотят, чтобы их крохи росли умненькими, веселыми и интересующимися, представляем Топ-10 развивающих книг для детей.
10 место
Открывает наш рейтинг книга Натальи Ярославцевой и Галины Захватовой «В синем море». Ребята познакомятся с мальчиком Страшилком и дракончиком Зардоном. Им предстоит вместе отправиться в путешествие по океану, спуститься под воду и узнать, кто живет в пучине морской. Заодно, выполняя различные задания, малыши научатся концентрировать внимание, освоят азы логики и математики, разовьют мелкую моторику.
9 место
Девятую строчку занимает книга Людмилы Давыдовой «Азбука с улыбкой». Писательница — педагог с большим стажем. Она понимает детскую психологию и знает все трудности, с которыми сталкиваются ребята, учась писать и читать. Свою веселую азбуку она оформила в формат добрых стихотворений, разложив буквально по полочкам алфавит и подготовив базу для дальнейшего обучения юных читателей.
8 место
На восьмом месте находится книга Натальи Ведищевой «Сказки из морского аквариума». Мальчишки и девчонки познакомятся с обитателями глубин, узнают об их образе жизни и повадках. Они научатся различать рыбок-клоунов, Хепатусов, актиний и других жителей морей и океанов. И, конечно, узнают неожиданные и интересные вещи.
7 место
На седьмой строчке ТОП-10 развивающих книг для детей сборник стихов Виктора Московца «Какие разные бывают имена». Прочитав ее, малыши поймут, что иногда названия нужно воспринимать не буквально. Они также попытаются выяснить, как те образуются и как правильно их использовать в разговоре.
6 место
Шестая позиция досталась книге Ольге Митькиной «Волшебное кольцо». Добрая сказка для детей о любви и приключениях дополнена раскраской. Читатели смогут проявить фантазию, включив свое воображение на полную катушку, и развить мелкую моторику, раскрашивая симпатичные рисунки.
5 место
Сборник Людмилы Трифоновой «Букет для мамы», который располагается на пятой строчке рейтинга, — это настоящий гид по миру растений. Автор в стихотворной форме рассказывает о различных цветах их полезных и опасных свойствах. Каждое растение, которое встречается на страницах, можно найти в саду, в лесу, на лугу. Одним словом, информация, которую получат крохи, окажется полезной и обязательно поможет собрать красивый и яркий букет любимой маме, бабушке, сестре или подруге.
4 место
Четвертое место в ТОП-10 развивающих книг для детей занимает книга Ирины Васильевой «Школа для собак». Она представляет собой веселый и озорной учебник по уходу за домашними животными. Прочитав добрые стихи, наполненные искренней любовью к братьям нашим меньшим, девочки и мальчики уже не забудут покормить своего пса или погулять с ним. Ведь они поймут, что собаки — не игрушки, а живые существа и наши верные друзья.
3 место
На третьей строчке находится книга Любови Черенковой «Истории Музыкограда». Чудесная сказка отправит читателей в мир музыки и научит любить и понимать ее. На страницах автор преподносит азы нотной грамоты. Познакомившись с героями, в роли которых выступают ноты, паузы и другие музыкальные знаки, ребята убедятся, что учить ноты вовсе даже не скучно.
2 место
На второй позиции расположилась книга Людмилы Чеботаревой «Фантазии феи Флоры». Это очень красивая и многогранная книга, в которую входят загадки о растениях, сказки, написанные в стиле фольклора разных народов мира, раскраски и даже симпатичная куколка, которую можно вырезать и нарядить. Помочь милой феечке Флоре сдать первый экзамен на фейскую зрелость смогут все желающие. Кстати, вполне возможно, читатели тоже получат диплом.
1 место
И, наконец, победителем нашего ТОП-10 развивающих книг для детей стала книга Елены Костоусовой «Сказка о цифрах». Учить математику вместе с героями этой истории просто, быстро, весело и ужасно интересно. Главными действующими лицами тут являются цифры. У каждой из них свой характер и свои приключения. Они тоже осваивают арифметику и помогают в учебе читателям. Ну а для закрепления материала родители могут поиграть со своими детьми в особые карточки.
Свежие комментарии