"Карельский Стоунхендж" Воттоваара: правда и вымысел
Во время планирования экспедиции в Карелию, к слову, самой первой экспедиции ЛАИ, в сети интернет мелькали самые разные сообщения о тайнах Воттоваара. Среди прочих, нередко упоминалось, что:
Воттоваару называют Смерть-горой, так как будто бы здесь:
- в 1942 году погибла партизанская бригада;
- озера мертвы, а в лесу нет ни животных, ни птиц (нет даже муравейников);
- “шалят” приборы и пропадают люди;
- маги и экстрасенсы набираются энергии и открывают двери в параллельные миры;
- располагается древний культовый центр, где совершались массовые жертвоприношения.
При подготовке к экспедиции мы связались с Марком Шахновичем, который в многочисленных интернетных и печатных публикациях указан автором открытия в 1992 году древнего культового комплекса Вотто-Ваары и руководителем археологической экспедиции, проводившей там многолетние исследования. На предложение принять участие в нашей экспедиции последовал весьма неожиданный ответ (дабы избежать недоразумений, здесь и далее привожу дословный текст из писем М.Шахновича, полученных по электронной почте):
“Необходимо начать с того, что Вы имеете пока неверное (…) представление о т.н. Смерть-горе. Никаких вырубленных элементов (лестниц, колодцев и т.п.) нет в наличии. Есть геологические ситуации пропущенные через болезненное или затуманенное наркотиками восприятие сопливых пацанов, начитавшихся эзотерического бреда или гуру, рубящих на этом копейку. Впервые вырвавшись от помоек у своих блочных пятиэтажек на природу они спешат разместить свои откровения в интернете. Если замахиваться не нечто не банальное, впечатляющее и профессиональное, …то гору лучше отложить в сторону”.
Отказ “автора открытия” от поездки к месту его открытия и от съемок фильма об этом открытии, мягко говоря, навел на размышления и вызвал смутные подозрения в том, что в чем-то дело здесь не чисто. На наше же сообщение о профессионализме членов группы, достаточном для самостоятельных и трезвых выводов на основе реальных фактов, ответ также оказался более чем странным. Мы попросили ознакомить нас с данными археологических исследований, в которых Шахнович принимал непосредственное участие. В интернете сообщалось, что в ходе этих исследований был найден фосфор, указывающий на многочисленные жертвоприношения на Смерть-горе в глубокой древности, в ходе которых духам приносились в жертву животные и бросались камни, обмазанные кровью. А вот, что ответил на мой запрос Шахнович:
“Фосфор возник от выброса тектоники. Костей нет и в помине. Камень с кровью, это обычай саамов 18 века, проживавших в полутора тыс. км от данной Горы. Это все я написал в далеком 98-м году по просьбе моих приятелей художников с целью мистифицировать публику петрозаводскую перед планируемой выставкой.”
Просьба же ознакомить с первичными данными исследований так и осталась без ответа… Впрочем, странное поведение “автора открытия” разъяснилось сразу же, как мы прибыли на место.
Впервые на культовый комплекс Вотто-Ваары обратил внимание Сергей Михайлович Симонян – местный энтузиаст-поисковик, который случайно на него набрел в еще 1978 году, хотя и не считает себя автором какого-то открытия. Ведь уже тогда – в 1978 году – на местных скалах красовались привычные нам надписи типа “Игорь + Лена = любовь”. Да и лесорубам были известны сейды, камни которых они иногда сбрасывали с обрыва, испытывая восторг от “красоты” их падения. – О, Русь!.. О, нравы… (Подробнее о том, каким образом к этому оказался причастен Шахнович – см. статью С.Симоняна “Мифы и реальность горы Вотто-Ваара”.)
Когда кто-то присваивает чужое имущество, это называется кражей. Если кто-то, используя свое должностное положение, тоже извлекает собственную выгоду, это называется коррупцией. Оба деяния (пусть хотя и чаще всего лишь формально) преследуются по закону. Присвоение же себе звания автора открытия в схожих ситуациях уголовному преследованию не подлежит… А, может быть, зря?..
Не могу утверждать, что здесь был целенаправленный умысел. Но когда на протяжении многих лет человек молча взирает на то, что его называют в средствах массовой информации автором открытия, коим он абсолютно не является, это заставляет задуматься… Смерть-горы, как оказалось, сразу две. Точнее: “Сопка смерти” (как называли ее сами партизаны) – высота, на которой погибла партизанская бригада. Ее отделяет порядка 5 километров от Вотто-Ваары, которую в интернете и именуют Смерть-горой.
Впрочем, их путают и местные жители. Хотя, скорее всего, путают те, кто на них никогда и не был, – до ближайших населенных пунктов здесь не менее двух десятков километров (мы останавливались в п.Суккозеро, где имеется дом отдыха для локомотивных бригад). Сейчас, пожалуй, уже не восстановить, каким образом возникла эта путаница, и почему к Вотто-Вааре “прилипло” это название. Вполне возможно, что и из-за того, что первые найденные С.Симоняном и его соратниками-поисковиками останки партизан были найдены именно на Вотто-Вааре, по склону которого выходили остатки бригады после рокового для нее боя. Основное место военных событий – “Сопку смерти” – поисковики нашли лишь позже…
Утверждение о некоей “безжизненности” Вотто-Ваары – откровенная фальсификация (в чем мы сразу и не сомневались практически). Не нужно быть каким-то следопытом, чтобы услышать пение птиц или найти муравейники, которых здесь не меньше, чем в любом другом лесу. Муравейник нам попался и самом центре комплекса – амфитеатре Вотто-Ваары, а на самой высшей ее точке грелась на солнце небольшая гадюка. Уложенный каким-то шутником на камень лосиный рог и клочки медвежьей шерсти на ветках – явное указание, что водится здесь живность и покрупнее. Заявления (в интернете) некоторых посетителей горы о том, что гора их “водила” и что здесь пропадают люди, также вызывает очень большие сомнения. Чтобы здесь заблудиться, нужно очень этого захотеть и сильно постараться. Лес на горе достаточно редкий, и с нее великолепно видно все окрестности. Да и вокруг – масса дорог, прорубленных для проезда лесовозов…
Амфитеатр Вотто-Ваары
Когда, наконец, выходишь из леса на открытое место кажется, что попадаешь на другую планету. Настолько неземным выглядит то, что открывается взору. Огромное каменное кольцо вокруг впадины, в центре которой небольшое заболоченное озеро.
Почти идеально круглый амфитеатр то тут, то там пересекают каменные лбы – выступы скальных пород, расколовшиеся на блоки разного размера. Какой-то упорядоченный хаос камней…
Чуть наклонная и очень плоская поверхность каменных лбов создает впечатление, что стоишь на стенах какого-то громадного сооружения…
Гряду местами пересекают глубокие прямые трещины. Трудно представить, что природа на такое способна. Поверхность камня в трещинах настолько ровная, что кажется почти отполированной.
Такое впечатление, что кто-то, как на стройке, поставил рядом громадные плиты, оставив только небольшой зазор между ними, чтобы удобней было потом поднимать их краном.
Но это – лишь результат свойств местной породы – кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе. Искусственных построек здесь нет.
И когда проходит первая волна эмоций, сознание вынуждено признать, что название “Карельский Стоунхендж” похоже на сильное образное преувеличение. А амфитеатр Вотто-Ваары – прежде всего, геологический памятник. (А.Скляров)
Авторы фото - участники экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Андрей Жуков, Вячеслав Мизин.
Кориканча: золотой храм нового бога
Храм Кориканча (в переводе с языка кечуа «Золотой храм»), расположенный в центре современного города Куско, является одним из ярчайших свидетельств повторного использования людьми более древних построек под свои нужды. Официальная дата постройки базальтового храма неизвестна. Однако считается, что сооружение было выстроено в честь инкского бога солнца Инти (о чём свидетельствует предыдущее название храма – Интиканча или храм Солнца), и являлось одной из важнейших ритуальных построек империи Инков. Будучи, буквально, набитым доверху драгоценными металлами, храм Кориканча был разграблен после вторжения в столицу империи конкистадоров.
В 1650 году после сильного землетрясения, дополнительно повредившего инкскую святыню, над храмом Кориканча был построен католический собор Санто-Доминго, указывающий в том числе на победу миссионеров над невежественными верованиями аборигенов Перу.
Сохранившаяся высококачественная базальтовая конструкция в основании храма указывает на то, что изначально храм представлял собой, так называемую, божественную постройку, относимую индейцами к делу рук бога солнца Инти, а позже используемую ими в качестве храма для поклонения. Собственно, ничего не изменилось и столетия спустя, когда нетривиальную для испанцев постройку решено было использовать точно таким же образом, водрузив над ней храм новой европейской веры. А главенство над неизвестными конкистадорам технологиями строительства, что были использованы при создании базальтового храма, привносило новоявленным хозяевам долины Куско дополнительную веру в свои силы. Это поддерживало и без того воинственные настроения испанской короны в отношении диковинных племён далёких берегов Южной Америки.
При этом даже невооружённым взглядом можно заметить разницу в технологиях как испанских при возведении Санто-Доминго, так и инкских, которые разительно отличаются от базальтовой кладки. Что указывает на более примитивный уровень строительного мастерства индейцев по сравнению с теми, кому изначально принадлежала Кориканча. Впрочем, подобное встречается в регионе Куско, буквально, на каждом шагу. И если внимательный исследователь будет осматривать индейские руины, то велик шанс наткнуться на более ранний архитектурный слой представителей совсем иной культуры, которых индейцы считали богами, и на руинах которой они строили свои храмы и поселения.
Вход в Кориканчу открыт для туристов. И несмотря на проведенные реставрационные работы, можно увидеть немало интересных следов, оставленных на базальтовых стенах золотого храма.
Пример Кориканчи заставляет задуматься о бесконечной череде изменений, о неумолимом ходе времени и безжалостной иерархии эпох, когда новые боги сменяют старых, даже если являются лишь фантомами прообразов реальных персонажей. Как знать, быть может, совсем по историческим меркам скоро, над стенами Храма Христа Спасителя, Ватикана или мечети Аль-Харам будет воздвигнут новый храм, восхваляющий силу и величие новых пророков и новых божеств, знаменуя рождение эры новых надежд и противостояний, а заодно забывая о тех далёких временах, когда названные боги сами воздвигали свои постройки, бросающие вызов тысячелетиям. (С.Дешевой)
Свежие комментарии