Notitia Dignitatum
Notitia Dignitatum (сокращенно ND, рус. Список должностей) — документ эпохи поздней Римской империи (конец IV или начало V века), содержащий список должностей. В документе приведено несколько тысяч должностей Западной и Восточной Римской империи, начиная от дворцовых и заканчивая провинциальными.
Сохранилось несколько копий этого документа, сделанных в XV—XVI веках, включая иллюминированное издание 1542 года. Все эти копии происходят, прямо или косвенно, от кодекса под названием Codex Spirensis, который в 1542 году находился в библиотеке Шпайерского собора, но к 1672 году оказался утерян. Дальнейшая его судьба неизвестна. Этот кодекс содержал коллекцию документов (так, один из них относился к XI веку); Notitia Dignitatum была последним и самым большим из них, заняв 164 страницы. Геральдические знаки в иллюстрированных рукописях, видимо, являются подражаниями или копиями изображений из утерянного Codex Spirensis. Несколько копий кодекса сохранились до настоящего времени.
щиты-гербы, кажется идея геральдики европейской состоит в том, что гербы европейские дворянские пошли именно со щитов!
так что полагаю будет интересно прошерстить с точки зрения географии политической и геральдки...
что касается чудес научных - ясно, тут даже официально вики признаётся: многие чудеса, противоречия, анахронизмы..
посмотрел, по своим познаниям не нашёл много, чего интересного, ни в тексте, ни в картинках, так по мелочи:
текст:
Запад:
"анахронизмы" - древние италийские народы, которые были "до основания Рима или у самого его основания":
Cimbriani. - Кимры
Celtae seniores. - Кельты старшие
Celtae iuniores. - Кельты младшие
Sequani. - Секваны
Latini. - латины (в 6 веке н.э.!?)
Sabini. - сабины (женщин, которых основатели Рима своровали в 7 веке до н.э.)
кто же такие "счастливчики"?
Felices seniores.
Felices iuniores.
Tungri. (?)
титул "комес", в русской вики пишут не "комес", но "комитас", потому что вроде "комитас" - это воинский титул, а вот "комес" - это судья, гражданский в РИГН, от которых потом пошёл титул граф-comte. Если русская вики напирает, что это описание воинских титулов и организации, то на остальных языках пишут, что и воинские и гражданские.
а здесь верно написано:
Comes largitionum per Illyricum.
Comes vestiarii.
Comes auri.
Comes largitionum Italicianarum.
Comes titulorum largitionalium per Africam.
а вот здесь кажется и комитас не воинский, но гражданский титул:
Insignia viri illustris
comitis privatarum.
примечательно, что в списках разных должностей по землям составители Рим италийский на первое место не поставили в списке, но после более важных других провинций (для славян-готов):
Rationales:
Rationalis summarum Pannoniae secundae, - Паннония вторая
Dalmatiae et Saviae. - Далмация - Савия
Rationalis summarum Pannoniae prima, Valeriae, - Паннония первая.
Norici mediterranei et ripensis. - Норцы - норики (словены)
Rationalis summarum Italiae.
Rationalis summarum urbis Romae.
Per Italiam:
Praepositus thesaurorum Aquileiensium, Venetiae.
Praepositus thesaurorum Mediolanensium, Liguriae.
Praepositus thesaurorum urbis Romae.
Praepositus thesaurorum Augustae Vindelicensis, - Винделики (вандалы - славяне германские)
Procuratores monetarum:
Procurator monetae Siscianae.
Procurator monetae Aquileiensis.
Procurator monetae urbis Romae.
Procuratores gynaeciorum:
Procurator gynaecii Bassianensis,
Pannoniae secundae - translati Salonis.
Procurator gynaecii Sirmensis, Pannoniae secundae.
Procurator gynaecii Iovensis Dalmatiae - Aspalato.
Procurator gynaecii Aquileiensis, Venetiae inferioris.
Procurator gynaecii Mediolanensis, Liguriae.
Procurator gynaecii urbis Romae.
обидно стало за Африку - Магриб, не вижу в списке известных "великих городов Римских", развалины которых и ныне показывают туристам:
в Алжире: Константина, Тимгад, Тебесса-Тевест.
в Тунисе: Карфаген, Дугга.
XXV. Comes Africae.
ан, нет, не совсем, - нашёл Дуггу и только
XXVI. Comes Tingitaniae.
FL intall. comord. PR.
Tamucus. Dugas.
знатокам Британии могут быть интересны "первые города саксов" в Британии:
XXVIII. Comes litoris Saxonici per Britanniam.
FL intall. comord. PR.
Othona. Dubris.
Castellum Castellum
Lemannis. Branoduno. Garianno.
Castellum Castellum Castellum
Regulbi. Rutupis. Anderidos.
Castellum Castellum Castellum
Portum Adurni.
Castellum
Dalmatarum
Восток:
(Упс!) Европа - это часть Фракии!
Per Thracias II:
Europae.
Thraciae.
Thraciae sex:
Europa.
Thracia.
Haemimontus.
Rhodopa.
Moesia secunda.
Scythia.
а Аркадия - часть Египта
Per Aegyptiacam quinque:
Libyae superioris.
Libyae inferioris.
Thebaidos.
Aegypti.
Arcadiae.
картинки городов герцогств (duxes):
есть
Египет: (по Нилу) Вавилон (в углу), Мемфис, Пелузио, пирамиды, Тамудена, Аркадиания, Андрос, Паремболе, Феодосиана, Оазиминор,
не к стати а на минаретах мусульманские Муэдзины? или на столпах христианские столпники?
Сурия: Серианы, Окариба, Матфана, Адада, Барбалистус (?), Неокесар., Арафа, Акхадам, Росафа, Сура, Акханата, Ореса.
Палестина: (река Iordanis) Меносоа, Беросаба, Чермула, Зоара, Зодочата, Сабата, Робатха, Хауарк., Бирсама, Ветерокама, Мохаила, Аила, Элиа
(ни Иерусалима, ни Назарета, ни Вифлиема ни других священных городов связанных с Исусом Христом и Новым Заветом???)
есть Dux Arabiae, но мне не интересна.
Напоследок, что касается "гербов на щитах", несколько общих замечаний из геральдики от Лакиера:
Лакиер утверждал, что европейская знать переняла на Востоке моду изображать гербы на щитах:
- это было от 12 века - начала крестовых походов на Восток;
- действительно первоначально гербы были на круглых щитах, небольшого размера, которые использовали арабские всадники;
- посему предполагать их наличие у римлян или других европейцев в 5 веке - не верно, исходя из истории геральдики;
- предполагать, что целые легионы имели одинаковые круглые щиты с одинаковым знаком, нарисованным яркими красками - очень сильная фантазия.
öäöäö
Как руские северные люди - стали норманнами-викингами.
Подборка цитат от Алексея Коновалова из известных источников о том, как славянорусы севера стали норманнами - викингами:
Лиудпранд Кремонский(ок. 920-971/2), «Антаподосис» (949 г.)
Город Константинополь (Constantinopolitana urbs)… расположен посреди свирепейших народов. Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры (Hungarii), печенеги (Pizenaci), хазары (Chazari), русь (Rusii), которых иначе мы называем норманнами (Nordmanni), а также болгары (Bulgarii).
Ведь на немецком (Teutonum) языке nord означает север, а man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами.
Habet quippe (Cplis) ab Aquilone Hungaros, Pizenacos, Chazaros, Russios, quos alio nomine nos Nortmannos appellamus, atque Bulgares nimium sibi vicinos.
Готы - такие же скифо-сарматы, как и славяне.
Вспоминаем, гиперборецев- северян, племя Северян. Норик, Аквилею- север.
Например, Никита Хониат выражается о руси так: «которых называют и скифами гиперборейскими» (168. Бон. изд.) Позд. прим.».*
Лиудпранда Кремонского, который в своём труде «Антаподосис» (949 г.) дважды упомянул норманнов, написав сначала: «Город Константинополь… расположен посреди свирепейших народов. Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры, печенеги, хазары, русь, которую иначе мы называем норманнами, а также болгары)». И далее продолжил: «Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют русью, мы же по местонахождению именуем норманнами. Ведь на немецком языке nord означает север, а man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами».
Труд хрониста Эйнгарда (ок. 770-840) «Жизнеописание Карла Великого», где он упоминал о норманнах в контексте вооружённых столкновений, которые имели с ними франки: «От западного океана к востоку протянулся некий залив, длина которого неизвестна, ширина же нигде не превышает ста тысяч шагов, хотя во многих местах является меньшей. По берегам его живёт множество народов; даны и свеоны, которых мы называем нордманнами (Nordmannos), заселяют северное побережье и все близлежащие острова…
Последняя из войн была предпринята против нордманнов, которых называют данами, сначала занимавшихся пиратством, а потом заведших большой флот и приступивших к опустошению берегов Галлии и Германии. Король их Годфрид до того был раздут пустой спесью, что подумывал о подчинении себе всей Германии, и Фризию и Саксонию называл не иначе, как своими провинциями. Уже покорил он и сделал своими данниками соседних абодритов. Уже похвалялся, что вскоре придёт с большими силами в столицу франкского государства Ахен.
Рассказывая о нападении норманнов на монастырь, Регино (9 век) запечатлел драматические картины: норманны опустошили всё вокруг, многие монахи были убиты, остальных увели в рабство; норманны унесли к своим кораблямм непомерно большую добычу и погрузив её на борт, отплыли в открытое море.3
Хроника Регино использовалась многими поколениями западноевропейских историков, и подтверждением тому служит, например, ссылка на Регино у шведского писателя Олауса Магнуса в его знаменитом труде «История северных народов» (Historia om de nordiska folken), опубликованном в 1555 г. В главе, где рассказывается о пиратстве новгородцев, которых автор называет рутенами или московитами, в Белом море или Финском заливе (Vendiska viken / Livfländska hafvet), он описывает способ, использовавшийся «московитами» для транспортировки судов по суше: «Когда они увидят, что не могут продолжать безнаказанно свои пиратские набеги, то взваливают суда на плечи и так переправляют их по суше, уходя вглубь лесов и укрываясь в известных им потаённых местах».
Описание новгородского пиратства рождает у писателя стремление привести сходные параллели из мировой истории, и при этом он обращается к хронике Регино:
Другой поразительный способ в аналогичных (с «московитами» – Л.Г.) случаях перетаскивать суда описан в хронике Регино. В ней рассказывается о норманнах и о том, как они во время грабительского похода на Бургундию и Париж перетаскивали свои суда по суше на расстоянии двух миль и спустили их на воду, когда вышли на берег Сены.
Примечательно в этом отрывке то, что О. Магнус, говоря о Nortmannos, считает их иностранцами. Глава, где он приводит данное описание (девятая глава в 11-й книге), так и называется «О подобном у иностранцев» («Om utländska motsvarigheter» / «De externis exemplis»). Причем Магнус пишет о норманнах-иностранцах со ссылкой на хронику Регино как о чём-то общеизвестном. Более того. Как известно, название норманны, согласно пояснению Лиутпранда (см. далее), в переводе с «тевтонского», дословно означает северные люди или жители севера. Когда Магнус пишет о грабительском походе норманнов в Бургундии, он употребляет для их названия именно «тевтонское» слово Nortmannos. Когда же он описывает североевропейские народы, в том числе, и свои родные места, то он использует латинские термины, такие, например, как Septentrionalis Populi, Gentibus Septentrionalibus, что тоже означает жители севера, северяне. Почему это так, стоило бы задуматься.
Вот небольшой отрывок из его главы о языках под названием «О пяти языках, на которых говорят в северных странах» («Om de fem olika språk i de nordiska länderna»):
Там говорят на пяти языках – северо-лапландском или на языке жителей Ботнии, на московитском (русском), финском, шведском и гётском, а также – немецком (!).
Man här finner fem olika språk i bruk, nämligen de nordliga lapparnas eller bottningarnas, moskoviternas (ryssarnas), finnarnas; svearnas och götarnas samt tyskarnas (!).
Quintuplicis linguæ ufus reperiatur, Septentrionalium feilicet Lapponum, feu Bothniensium, Moscouitarum, Ruthenorum, Finningorum, Sueonum, ac Gothorum&Germanorum).5
Любопытные упоминания о норманнах содержатся в «Annales regni Francorum» – погодных монастырских записях, охватывавших период 741-829 гг. В записях за 798 и 799 гг. норманнами названо население, проживавшие за Эльбой, т.е. фактически саксы-трансальбинги:
Sed in ipso paschae tempore Nordliudi trans Albim sedentes seditone commota legatos regios… Nordliudi contra Thrasuconem ducem Abodritorum et Eburisum legatum nostrum conmisso proelio acie victi sunt… Domnus rex… Carlum filium suum cum medietate ad conloquium Sclavorum et ad recipiendos, qui de Nordliudis venerunt, Aaxones in Bardengauwi direxit.
Через несколько лет, в погодных записях за 804 г. можно отметить, что весьма любопытное название Nordliudi заменяется на более привычное норманы Transalbianos- Abobritis:
Aestate autem in Saxoniam ducto exercitu omnes, qui trans Albiam et in Wihmuodi habitabant, Saxones mulieribus et infantibus transtulit in Franciam et pagos Transalbinos Abodritis
«Саксонский анналист» (Annalisto Saxo). В данной хронике под 853 г. сообщается, что тех людей, которые вышли из нижней Скифии, зовут на варварском языке норманнами, т.е. людьми с севера, ибо вначале они пришли из этой части света. Сообщение это повторяется в несколько расширенном виде под 1053 г.:
Норманны зовутся на варварском языке «северными людьми» потому, что пришли поначалу из этой части света. Отправившись почти 166 лет [назад] во главе с неким герцогом Ролло из нижней Скифии, что лежит в Азии, от реки Дунай на север и плывя по Океану, они часто по пиратскому обыкновению тревожили набегами и германские, и галльские берега этого Океана, пока, наконец, не пришли в ту Галлию, что обращена в сторону Британии, – Францией тогда правил Карл, по прозвищу «Простоватый», и не овладели в ней городом Руаном, вплоть до сего дня [эта территория] зовётся по их имени Нордмандией. Позднее, укрепившись там, они пытались протянуть свои руки и далее.16
Предания и легенды о грозном нападении воинов, пришедших из-за моря, из пределов России, сохранялись на берегах озера Меларен в течение многих столетий. Еще сравнительно недавно, в конце прошлого века (в 1878 г.) русский путешественник Елисеев записал со слов местных жителей вблизи развалин Сигтуны предание о нападении русских судов на побережье Меларена.
Хронология старинного анонима:
“1187. Иерусалим взят Сольданом. В тот же год Иоанн архиепископ Упсальский умерщвлен в Альмарстеке язычниками и погребен в Уп-сале, и Сигтуна сожжена язычниками”.
474 “Швеция имела много бед
475от карел и много несчастий.
Они плыли от моря и вверх в Мелар
и в штиль, и в непогоду, и в бурю,
тайно проплывая внутрь шведских шхер,
и очень часто совершали здесь грабежи.
480 Однажды у них появилось такое желание,
что они сожгли Сигтуну,
и жгли все настолько до основания,
что этот город уже [больше] не поднялся.
Ион архиепископ был там убит,
485 этому многие язычники радовались,
что христианам пришлось так плохо,
это радовало землю карел и руссов”.
в хронике Фредегара (VII в.) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 г.: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды»[14].
Иона (англ.) из Боббио, живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал: «Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)…»[15].
Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…»
и ещё кстати о руси на севере
Я перевел полностью отрывок, относящийся к войне данов и гуннов во времена легендарного конунга Фрото III.
Этот рассказ интересен тем, что в войне с данами на стороне гуннов выступает русь. Сам рассказ о войне распадается на несколько эпизодов. В начале, оскорбленный царь гуннов (Гун, как его называет Саксон) тем, что его дочь была отвергнута конунгом Фрото III, начинает собирать войско для похода на данов. Подготовка занимает несколько лет. Собирается как сухопутная армия, так и флот. Здесь Саксон упоминает, что о том, что царь гуннов привлекает на свою сторону восточного короля Олимара, которому поручает управление своим флотом. Его возле Руси (Ruscia) находит посланный на разведку Эрик. Эрик выясняет численность собранных сил и возвращается к Фрото. Фрото с флотом выступает на восток и сначала захватывает какие-то острова, а затем нападает на небольшое количество кораблей рутен-руси(Rutheni). После этого он нападает на основные морские силы гуннов под командованием Олимара. В ходе сражения ему удается разбить флот гуннов. Олимар и Даг, судя по всему, попадают в плен к Фрото, и в дальнейшем выступают уже на стороне датского конунга. После этого, Эрик советует Фрото отступить и подождать. Ввиду гигантской численности гуннов, двигающаяся по безлюдным местам к Дании армия сталкивается с голодом, что приводит к рассеиванию армии и прекращению похода. Но и у самого Фрото в лагере вспыхивает чума. Чтобы она не распространялась, он направляет отдельные отряды в разные уголки Балтики и Северного моря для пополнения припасов и стягивания дополнительных сил. Отдельно вклинивается сообщение о том, что на помощь к Фрото прибывает Хитин из Норвегии со 150 кораблями. Царь Гун, услышав о трудностях в лагере Фрото, вновь собирает армию и идет против данов. Но к Фрото собираются силы из различных уголков земли, куда были посланы отряды. Собрав армию, Фрото выступает против гуннов. В ходе грандиозного сражения, которое по утверждению Саксона длилось семь дней, он разбивает гуннов. При этом заваливает трупами три «главные реки Руси (Ruscia)». О каких реках идет речь не понятно. В сражении погибает сам царь Гун, а его брат с таким же именем сдается в плен, с остатками своего войска. После этого описывается, как Фрото раздает захваченные и покоренные земли. При этом Гун, как это ни странно, получает Саксонию, Олимар получает Хольмгардию, под которой многие исследователи видят новгородские земли, а Онев получает Куногардию(возможно речь идет о киевской земле). И в конце рассказа сообщается, что держава Фрото III раскинулась от Руси(Ruscia) на востоке, до Рейна на западе.
В рассказе о войне данов и гуннов особо бросается в глаза, во-первых, что Саксон легко смешивает Русь восточную и рутен(русских) с острова Рюген, во-вторых, крайне размытый театр военных действий. Рассказав о концентрации флота Олимара где-то у Руси, Саксон далее переходит к рассказу о столкновении с флотом рутен. При этом Восточный король Олимар, хотя и не назван русским королем, но собирает флот у Руси, где его и находит Эрик. Под Ruscia тут, скорее всего, понимается восточная Русь. Хотя это и весьма странно, так как она находится очень далеко от основного театра военных действий. При этом в упоминаемом морском сражении из всех собранных гуннами народов конкретно называются только рутены, под которыми Саксон в других местах понимает рюгенскую русь. Это было собственно отражением той упорной борьбы, которую вели датчане в середине XII в. с рутенами, и свидетелем которой был Саксон. Поэтому, основные силы гуннов в морском сражении принадлежат рюгенской руси. Собственно Саксон и не мог писать ни о каких морских силах Восточной(Киевской) Руси, так как ни о каком флоте восточной Руси на Балтике никто никогда не слышал. Но Саксон легко объединяет рюгенскую русь с восточной, представив рутен морскими силами Олимара. В начале войны силы Олимара выступают союзниками гуннов. Это имеет параллели с Песней о Нибелунгах, где русский князь выступает вассалом или союзником Атиллы.
Также в тексте Саксон упоминает, что Фрото послал флот в устье Эльбы, чтобы преградить путь чужеземцам. Другими словами, Саксон передает, что путь гуннов шел к Ютландии и переправе через Эльбу, как и армий франкских и германских королей, когда они шли нападать на Данию. Казалось бы, здесь и должны были даны встретить гуннов. Но основное сухопутное сражение разыгрывается где-то далеко на Руси. Мне кажется, что причина здесь кроется в том, что в преданиях, которые передает Саксон, наслоились представления разных эпох о Руси и ее локализации. Саксон не выдумывает исторический сюжет «с чистого листа», а пользуется какими-то старыми преданиями, в которых встречается Русь. В первоначальной версии этого предания вряд ли были такие неожиданные переносы военных действий из Ютландии в Восточную Русь. Скорее всего, речь шла об одной из Балтийских Руссий, которые располагались на пути вглубь Ютландии. Такая Русь была в районе Любека-Макленбурга. Но память о ней ко временам Саксона практически стерлась, зато росли знания и осведомленность о Восточной(Киевской) Руси. Скорее всего, в первоначальном предании речь шла о походе гуннов в сторону Ютландии или в земли Южной Балтики, где в землях южнобалтийских славян находилась отдельная «Русь», где и произошло легендарное сражение.
Война данов и гуннов при датском конунге Фрото III имеет параллели с Сагой о Тибреке Бернском(Составитель саги ссылается на то, что его информаторами были жители Соэста, Бремена и Мюнстера). Как известно, из переведенных Веселовским отрывков из Саги о Тидреке Бернском, там описывается война между гуннами и вилкинами(великанами?), в которых угадываются велеты(или вильцы). При этом, вилькины описываются, как могущественный народ Южной Балтики, который подчинил многие земли, в том числе и Данию, Швецию, Виндланд(земли южнобалтийских славян). В какой-то момент царю Вилькину удается подчинить и Русь(гл.22)(вполне возможно, что это намек германских преданий на подчинение Северо-Восточной Руси и выплату дани варягам русских летописей), но после смерти его, Гертнит из Руси(в одной из версий он назван королем Рузиланда и Восточного царста(Ruzcialande i Austrriki), т.е. владеет тем же царством, что и Олимар Саксона Грамматика) захватывает власть над вилькинами(гл.25). Земли вилькинов, Руси и Греции поделены между сыновьями Гертнита. Озантриксу достается земля вилькинов. Именно Озантрикс с вилькинами и ведет упорную войну с Аттилой и Тидреком Бернским. В саге есть также эпизод похода Аттилы в Ютландию и боя между Озантриксом и гуннами где-то между Ютландией и царством гуннов(гл.45-46). В саге о Тидреке Бернском также, как и у Саксона, звучит диссонансом война на Руси. После разгрома вилькинов и гибели Озантрикса, Аттила якобы устремляется на Русь(гл.312-315). Если в войне гуннов с вилькинами исторической подосновой является напряженная борьба между германскими(и франкскими) королями(собирательным образом которых является Аттила ) и балтийскими славянами, из которых самое упорное сопротивление оказывали вильцы, то грандиозные походы на Русь не имеют под собой никаких исторических оснований. Ни германские, ни франкские короли никогда не ходили походами на Русь. Опять же, здесь мы можем иметь дело с переносом представлений о Балтийской Руси на Восточную Русь.
Geschichte des Reußenlandes- княжество в центре Германии.
В немецкой письменной традиции средних веков и Нового времени для обозначения России использовалось наименование Reußen. Типичным выражением в различных документах было, к примеру, «Kaiser und Selbstherrscher aller Reußen», то есть «Царь и Самодержец всея Руси».
Йоханн Кристоф Клотц писал о том, что истоки династии Ройсс и её имени теряются в седой древности, указывая на более-менее достоверные сведения о них, начиная с X столетия. Немецкий краевед не отрицал возможных параллелей с Русью, но не мог дать им убедительного объяснения.3 Когда же князья Ройсс получили во владение земли в окрестностях городов Вайда и Гера, то началась новая страница истории княжества, которая никак не была связана с российской историей.
öäöäö
Рос - аланы - христиане на Востоке
Заключим настоящую статью краткими сведениями о колониях из христианских владений, существовавших в Китае при Монголах. Монголы имели обыкновение, из покоренных ими народов, избирать молодых людей и составлять из них дружины для ханской гвардии. Таким образом, в истории упоминаются Бо лан ги (Франки), составлявшие компанию сокольников при ханах; отряды из Кипчаков (Киньча), Азов (Асу) и О ло сы (Русских). Ограничимся указаниями о двух последних.
А су, называемые иногда А сы, и часто А лань асы, на рукописной карте XIV-го века, помечены на юго-восток от России и Кипчаков, под соединенным названием А лань асы; очевидно, что это то же племя, которое известно в нашей истории под именем Аланов и Азов. Первое упоминание о них относится ко временам Огодая. Когда войска этого хана, раскалывается в истории (Юань ши, 132, 1.), достигли страны А су, владетель ее, Хан хусы (по другим Ан хэсы) добровольно п и утвержден был на владение сим народом, с золотой дщицей. Вскоре приказано было составить отряд из А су в 1000 человек (для ханской гвардии). У Хан хусы было два сына, Атачи и Ань фапу; первый поступил в гвардию. Хан хусы, возвращаясь в свое владение, был убит в битве с бунтовщиками. Жене его, Вай масы повелено было стать во главе [48] войска и охранять это владение; она, облекшись в латы, усмирила бунт и после передала власть младшему сыну своему, Ань фапу; сын его был Ботар; у этого сын Олосы, а у последнего Дудань и Фудин. Упоминается также Юй ваши, которого отец, Е ле бадур, последовал за Хан хусы в подданство Огодаю.
При Мункэхане, упоминается (Там же 123, 18.) Арсылань; когда войска Мункэ осаждали город его, Арсылань, с сыном своим, Асаньчжинь, явился в Мункэ; хан даровал ему грамоту на управление А су; половину их (из подвластных Арсыланю) он оставил при себе в гвардии; других отпустил для управления страною.
Здесь даже искажения при переводе через несколько языков не мешают увидеть русское прозвище Не гуляй!
Другой сын его назывался Негулай (Николай), у которого был сын Хурдуда; у этого — Худуте мур. Все они служили в ханской гвардии. В то же время поддались Монголам А су: Негула (Николай), с Елия (Илией) и другими, в числе 30 человек; равно Бадур; братья Уцзорбухань и Матарша; последний был в авангарде монгольского войска при взятии города Мо гэ сы (Мокша?); Коурги (Георгий), у которого был сын Димидир (Димитрий), и много других. При Хубилае, отличился Юй ваши, упомянутый выше; он храбро воевал с возмутившимися князьями на северо-западе и имел с ними битву в стране Ибир Шибир, нынешней Сибири (Там же 132, 5.).
По христианским именам некоторых А су, мы в праве заключить, что по крайней мере часть их исповедывала христианскую веру. Многие из них могли носить монгольские имена, оставаясь христианами; тогда был обычай монголиться из угождения царствующему дому.
Отряд А су в ханской гвардии нередко упоминается вместе с Кипчаками и Русскими, с которыми они служили иногда под одним знаменем. [49]
Замечательно географически и лингвистическое ценное описание и толкование названия Роуси - России и руких на Востоке!
Россия и Русские известны были в монголо-китайской истории под именем О ло сы (иногда А ло сы, У ло сы и У лу сы); на карте XIV столетия Россия названа Алосы. Это есть китайское переложение слова Урус; Монголы могли заимствовать это название России в магометанских странах, где она так именовалась, тем более, что в монгольском языке нет слов, начинающихся с буквы р. О времени переселения Русских в Пекин нет указаний. Они являются особым отрядом Пекинской гвардии в 1330 году (Юань ши 34, 11.), когда взошел на престол хан Тутемур, известный в истории под посмертным именем Чжаяду. Он первый устроил русский полк, или поставил темника 3-ей степени над русским отрядом, который носил наименование Сюань чжун Улосы Ху вэй цинь цзюнь, т. е. охранный полк из Русских, прославляющий верность (отличающийся верностию - ГВ право-славные, право-верные - вера руская христианская так называлась!); Монголы приняли от Китайцев давать всему знаменательные названия. Полк подчинен был главному заведыванию высшего военного совета. Тогда же устроен был (Там же 34, 24.), для русского полка лагерь, или поселение, на север от столицы; правительство откупило, для него, у крестьян более 30 цинов земли. Русские солдаты снабжены были (Там же 34, 27.) земледельческими орудиями, для обработывания земли, и постановлено, что в тех местах, где они будут стоять лагерем, в горах, лесах при реках и озерах, все местные произведения, птицы, звери и рыбы должны быть доставляемы ко двору. «Кто не будет охотиться и доставлять дичину, тот будет повинен суду».
Где были места, отведенные русскому отряду для квартирования, по — неопределенному выражению на север от Пекина, трудно решить; можно только догадываться, из дарования им пахатной земли и из обязанности их охотиться, [50] что они были на окраине собственного Китая, или в горной меже, которая разделяет Китай от Монголии.
В 1331 году (Там же 35, 12.), отменено темничество русского полка и заменено командирством, с пожалованием серебряной печати. В то же время (Там же 35, 15.) приписано было к полку 600 человек солдат (неизвестно, каких и откуда явившихся), которые отправлены были по домам (?), с тем, чтобы к 1-му числу 7-ой луны (по прошествии жаров) вернулись в лагерь.
В 1332 году (Там же 36, 2, 8, 9.), троекратно упоминается о доставлении в Пекин русских полонеников, от князей Чжанги, Янь те мура и Аргяшили. В 1334 году (Там же 138, 19.), знаменитый Временщик Боянь назначен командиром гвардии, состоявшей из Монголов, Кипчаков и Русских.
Из всех этих отрывочных сведений нет возможности вывести что-нибудь положительное о русской колонии, потерявшейся на отдаленном востоке. Вероятно, они смещались с населением в Монголии, или Маньчжурии, где еще прежде квартировали Азы, соратники Русских.
Текст воспроизведен по изданию: Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам // Восточный сборник, Том 1. СПб. 1877
и дополнительно про название России и названии руской монеты у китайцев.
Динлин - есть древнее название России!:
О России.
Россия есть большое государство. К востоку простирается до моря, на юге граничит с Срединным государством, на северо-западе смежно с Кунгаром. От востока к западу содержит более 20,000 ли; от юга к северу сжато, и содержит от 2 до 3000 ли, неравно. Государь ее называется Ханом. Жители имеют глаза впалые, нос высокий, зрачки зеленые, бороды и волосы светлорусые и рыжие. И мужеский и женский пол [152] отрощают волосы. Мужчины примачивают волосы клейкою водою, чтобы они завивались кудрями, а женщины зачесывают оные на голове в высокий пучек. У мужчин платье в обтяжку, и по всему телу застегнуто; женщины носят юбки, длинные рубахи, кафтаны и курмы 65, подобные Китайским; но только ног нестягивают. Исподнего платья неносят; почему юбки их длинны, и с обоих боков сшиты. Монету употребляют серебреную с изображением лица своего Хана; она весом в семь чинов, и называется Аласлан.
Как скоро открывается война, то отправляются в поход под предводительством своих офицеров. Жалованья получают по одному Аласлану и по мешку хлеба в месяц.
В сем государстве славных гор и великих рек очень [155] много. Земли тучны, но местами находятся и солончаки.
Россияне крайне соблюдают верность к Государю. Даже если бы Хан их имел какие, недостатки, то никогда не осмелятся судить о его поступках. По сей причине никогда небыло у них ни бунта, ни престолохищничества. У них один дом [156] царствует неизвестно сколько тысяч лет, между тем как в других государствах часто случаются перемены владычествующих домов. По запискам северо-западного края, Россия, иначе Лоча, есть древнее владение Динлин.
Там ночи коротки, дни долги. Множество больших рек и озер, по которым есть судоходное сообщение. Местные произведения суть: пять родов хлеба, шесть родов животных, всякие плоды и зелень огородная, стекла, цветные ковры, золотая бумага, белое железо (жесть), красные и черные юфти и мехи. Жители понятны, имеют высокий нос, глубокое подлобье, голубые глаза, есть и карие. Они суть потомки Китайского Ли-лин. Волосы имеют курчавые, бороды рыжия, платье в обтяжку, обувь без передков 67, любят есть кислое и пряное, пристрастны к вину. Домы строят из тесниц, горизонтально полагаемых, а города из деревянных надолбов. Монету отливают из серебра; плоские каменья служат таблицами (аспидные доски для письма). Они обожают Иисуса.
Текст воспроизведен по изданию: Описание Чжуньгарии и Восточного Туркистана в древнем и нынешнем состоянии. Часть II. СПб. 1829
Свежие комментарии