https://artsgtu
Камни — объекты почитания у славян
Камень— в народной традиции объект почитания. У восточных славян широко известно почитание священных камней, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера.
Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ. Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы.
Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные камни составляли единый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к камню со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камня и обливались ею для исцеления от болезней.
Один из священных камней Ярославского Поволжья, называемый местными жителями синей или каменной бабой, находился в Берендеевом болоте. Еще в начале ХХ века к нему приносили ягоды и хлеб; чтобы не заблудиться, бабы клали перед камнем ягоды и, выворотив наизнанку платье, уходили от него, пятясь…
Синь-камень Плещеева озера. Он лежит у самой воды — огромный, испещренный сколами и трещинами валун. На его поверхности оставили свои следы и ползучие доисторические ледники, и воды Плещеева озера.
В начале XVII века церковь вступила в решительную борьбу с камнем. Дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вышел на единоборство с “языческим богом”. Он выкопал большую яму, столкнул в нее Синий Камень и закопал… Сразу же после этого “подвига” дьякон свалился в тяжелейшей лихорадке, а камень через какие-нибудь пятнадцать лет вновь оказался на поверхности.
Следующая попытка была предпринята спустя 150 лет. Церковные власти Преславля решили заложить валун в основание фундамента колокольни церкви в Духовской слободе. Погрузили камень на дровни и повезли по льду Плещеева озера к новому месту. Лед подломился на глубине около двух саженей (4,3 м), камень затонул. Церковь решила, что на этот раз избавилась от камня навсегда. Но вот переславские рыбаки стали замечать, что Синий камень движется, и через какие-нибудь шестьдесят лет он появился на северо-восточном берегу озера, в нескольких километрах от места затопления, почти у подножия Ярилиной горы, где лежит и по сей день.
ß
Каргопольские кокошники
Все каргопольские кокошники XIX — начала XX века по конструктивной форме единообразны и представляют собой облегающую, твёрдую шапочку с выдающимся вперёд очельем и спускающейся на лоб поднизью. Исследователи относят данные головные уборы Русского Севера к типу однорогих . Кокошник – головной убор замужней женщины.
Кокошники сшиты в форме шапочки на твердой основе из трех деталей: очелья с боковым и наушникам и (паушами), донца, задника (задка). Каждая часть головного убора оформлялась как законченная деталь. Основная и подкладочная ткани сшивались между собой, внутри детали был плотный каркас (картон) в один или несколько слоев. Подкладка делалась из кумача или розового ситца.
Передняя часть с боковыми наушниками расшита жемчугом, бисером (перламутром или бусом). Очелье орнаментировано трёхчастным стилизованным узором: на центральной части, выступающей надо лбом, вышита стилизованная фигура (по мнению исследователей, олицетворяющая плодородие), посередине — в стилизованной фигуре розетка из перламутровых плашек, по сторонам — небольшие стилизованные растения.
Справа и слева от центра очелья находятся небольшие прикрывающие виски лопасти, которые называют наушниками или паушами. Исследователи считают, что орнамент паушей напоминает древнерусские височные украшения. Сюжеты вышивки паушей различны: встречаются изображения шестилучевой розетки , стилизованной фигуры или трезубца. На рубеже веков стали заказывать кокошники именные, и на паушах появились буквы — инициалы владелицы.
По краю очелья – поднизь из одной или нескольких сеток (один или несколько рядов), низанных мелким речным жемчугом (бисером, перламутровой рубкой или бусом).
Донце и верх задника из галуна сшитого в несколько рядов, располагавшихся поперек или вдоль детали. Реже встречаются фрагменты золотного шитья с растительными орнаментами.
Задник орнаментирован вышитым трехчастным узором. Центральная широкая часть (собственно, позатылень) почти всегда орнаментирована узором из трёх стилизованных фигур или цветов. Вышивка очелья и задника сделана в техниках: «сажение по бели» мелким речным жемчугом, перламутровой рубкой, бисером, бусом, золотным и серебряным шнуром; «золотное шитьё» «кованым швом» и «в прикреп» золотной и серебряной нитью; «вышивка битью». Также использовались крупный и средний жемчуг, перламутровые плашки, бусины, канитель, трунцал, металлические блёстки, фольга.
Для создания кокошников «в разных местностях Каргополья использовались различные приёмы их оформления. В первую очередь это проявляется в выборе материала, от которого зависит и художественное решение. В центральных волостях для орнаментации использовали речной жемчуг и бисер, которыми щедро расшивали очелье и пауши. Тяжёлая многорядная поднизь обрамляла убор. В северных волостях излюбленными материалами считали перламутровые стеклянные бусины, имитирующие жемчуг. Эти уборы выглядят более декоративными и лёгкими, узоры хорошо читаются. В юго-западных волостях предпочитали перламутр, мерцающие переливы которого придавали уборам необычайно нарядный облик».
Свежие комментарии