Георгий Павлодубов.
В США ждут спасителей-большевиков для реанимации «американской мечты»
Американский инвестор, предприниматель Саймон Блэк рассказал на страницах зарубежного информационного портала Sovereignman о крахе «американской мечты», которая долгие годы грела душу граждан США.
По словам Блэка, его семья не понаслышке знает, что такое «американская мечта».
Дед пережил две мировые войны и Великую депрессию, но потом смог обеспечить семью, работая простым учителем. Он купил дом, машину и заработал себе на старость. Бабушка (его супруга) владела небольшой парикмахерской в гостиной комнате. Вдвоем они могли откладывать средства и даже заниматься инвестициями в краткосрочные гособлигации для накопления капитала. Важно, что они никогда не влезали в долги.«Такова была жизнь не только моих дедушек и бабушек. Это была основополагающая многообещающая «американская мечта»: вы получали вознаграждение за усердную работу и возможность накопить много денег», - пишет Блэк.
В современной Америке жизнь сильно изменилась, а финансовая ситуация вышла из-под государственного контроля. И если раньше зарплаты деда хватало на обеспечение семьи, то в сегодняшних реалиях это невозможно.
Чтобы свести концы с концами в обычной семье, нужно, чтобы оба родителя имели приличную работу, считает автор статьи Sovereignman. Это хорошо демонстрирует статистика. В 1950-м году только 25 процентов семей с детьми имели двойной доход, а сегодня 70%.
Для трудоустройства необходимо иметь высшее образование, а оно очень дорогое. Сегодня американский студент выходит из высшего учреждения со средним долгом в 40 000 долларов США, а есть и такие, кто должен 100 000. Среднестатистическая семья выплачивает кредит в 30 000 долларов, с остатком средств на банковском балансе менее 5 000. При этом люди не могут накапливать средства. Покупка и аренда жилья также дороги. Государственная пенсионная система находится в ужасном состоянии, с дефицитом финансирования в триллион долларов. А чтобы открыть бизнес, нужно пройти через «бюрократический ад» с горами документов.
По мнению Саймона Блэка, эти факты говорят о закате «американской мечты». Люди не могут больше богатеть при усердной работе, а выход на пенсию совсем не гарантирован. Эти проблемы нельзя исправить в кабине для голосования. Надо ждать, когда большевики-спасители организуют счастливую процветающую жизнь для всех и реанимируют главную идею Америки, подытожил Блэк.
С какой стати Фонд национального благосостояния тратится на олигархов?
Вместо пенсий деньги из Фонда национального благосостояния правительство будет тратить на нефтяных магнатов. 190 миллиардов рублей из средств Фонда планируется выделить на компенсации нефтяным компаниям, "пострадавшим" от заморозки цен на заправках.
Слово "пострадавшим" не случайно взято в кавычки - на самом деле нефтяные компаснии совершенно не пострадали от заморозки цен. Тем не менее компенсацию им заплатят. Получается этакий подарок от правительства, да еще и за счет средств ФНБ.
Этот щедрый подарок стал возможен в результате реализации следующей схемы.
В прошлом году под влиянием роста мировых цен на нефть стоимость топлива на российских заправках увеличились более чем на 14%.
После длительных переговоров в ноябре 2018 года правительство заключило соглашение с нефтяными компаниями - и цена была заморожена.
Но уже после этого цены на нефть снизились. Если в начале года нефть марки "Brent" стоила 68,9 доллара за бочку, в июне поднялась до 79,3, то в ноябре, когда было заключено соглашение - опустилась к отметке 53,8, то есть стала стоить еще меньше, чем в начале года.
Но цены-то на топливо на российских заправках остались неизменны!
Цены оказались заморожены в верхней точке, поэтому нефтяные компании получили от этой заморозки не убыток, а наоборот, дополнительный доход.
Однако наши нефтяники все равно заявили о своих убытках от фиксирования внутренних цен. И теперь правительство, исполняя запрос нефтяных компаний на компенсацию несуществующих убытков, собирается вынуть из ФНБ 190 миллиардов рублей и перечислить их "бедным нефтяникам".
При этом расход средств Фонда на компенсации нефтяным компаниям получится, кроме всего прочего, еще и нецелевым. В ст. 96.10 Бюджетного Кодекса РФ четко прописаны цели ФНБ: "Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации".
И если эта компенсация на самом деле будет выплачена, создается опасный прецедент и возникает серьезная вероятность, что средства из ФНБ, специально зарезервированные под финансирование пенсионной системы, будут постепенно растрачены на подобную помощь нефтяным компаниям. И в конечном итоге пойдут в карманы их владельцев.
Получается, что Фонд национального благосостояния - не для пенсионеров, а для олигархов, чью бездонную бочку наполнить в принципе нельзя. Сожрут пенсинеров - захотят жрать средний возраст, а потом младенцев. Грех говорить, но именно про таких в народе существует поговорка: "Легче убить, чем прокормить".
«РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ»: К 120-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛЕНИНА
5 апреля 1899 года в петербургском издательстве вышла книга будущего первого лидера СССР. В ней еще достаточно молодой политик, по сути, обосновал историко-экономические основы своей деятельности революционера-марксиста. В очень большой степени этот труд определил направление развитие СССР на все годы его существования…
К моменту выхода книги в свет Ленину было уже 29 лет. По современным меркам – почти юноша, по тогдашним – мужчина в расцвете сил. Собственно, за плечами Владимира Ильича тогда была уже и революционная деятельность в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» – и трёхлетняя ссылка в сибирское село Шушенское, где, собственно, и была написана знаменитая работа.
Даже формально она вполне подходит по большинству критериев, предъявляемых к докторской диссертации – более, чем солидный список использованной литературы, в том числе научных монографий, в 500 источников, весьма немалый объем. Для выпускника Казанского университета, к тому же – юридического факультета (экзамены за курс которого были сданы «экстерном», то есть, после самостоятельного обучения дома) – очень серьезный «задел». Тем более, что книга была посвящена не юридическим – а историко-философским и экономическим вопросам.
Для чего она вообще писалась? Да просто Ленин, еще в 17 лет, после казни брата за участие в подготовке покушения на императора, твердо решил, что «пойдет другим путем». То есть – не опорой на террор, как его старший брат Александр и многие другие «народники», а через подготовку полноценной революции. Но для осуществления этой идеи на практике нужно было иметь соответствующую теорию – тот самый «другой путь», чтобы не «тыкаться вслепую в глухую стену», как это практически всегда получалось у предшественников «большевиков».
***
Действительно, ведь недостатка в «революционных деятелях» (или хотя бы просто «бунтарях») на Руси не было во все времена. Просто, выступая против однозначной несправедливости существующей власти и наличных порядков в стране, они не имели четкого видения – что надо делать в случае гипотетической победы? Известны, например, злорадные «колкости» либеральных писак, в виде «вырванной с мясом» цитаты из гимна «Интернационал»:
Весь мир насилья мы разрушим,
до основанья – а затем…
В оригинале гимна ведь дальше поется «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем – тот станет всем!» Однако критики марксизма упорно делают вид, что основной его задачей было якобы лишь «разрушение старого мира» – без малейшего понимания, как потом строить жизнь общества дальше.
Так вот, в большой мере подобные упреки вполне справедливы как раз по адресу предшественников марксизма. И участников «крестьянских войн», образца восстания Пугачева, веривших, что все их беды, как по мановению волшебной палочки, прекратятся в случае, если в России на месте «плохого царя» (точнее – императрицы) сядет «добрый царь». Хотя, даже в таком, весьма маловероятном случае, речь могла идти разве что о «замене элит» – но ничуть не об изменении наличного феодально-крепостнического строя со всеми его сомнительными «прелестями».
Революционеры-«народники» 60-80-х годов 19 века (к поздней «генерации» которых относился и Александр Ульянов) тоже поначалу «ходили в народ» для революционной агитации – в ходе которой «призывали Русь к топору». То бишь – восстанию против царизма. Крестьяне в лучшем случае их скептически выслушивали. В худшем – «сдавали» властям.
Именно поэтому эти революционеры, больше от отчаяния, и перешли к тактике индивидуального террора. Чем нанесли лишь непоправимый вред начавшемуся в правление Александра Второго либерально-демократическим реформам.
Собственно, когда царя таки удалось подорвать брошенной бомбой – у него на столе лежала уже почти подписанная Конституция. А с воцарением его сына, Александра Третьего, начался резкий «откат» к консерватизму. Так что весь этот «бомбизм» в плане настоящей революционной деятельности больше напоминал хоть и циничную, но увы, реально описывающую ситуацию фразу: «Напугали ежа (то есть – царизм) голым задом».
Но, опять же, удайся каким то чудом «народникам» придти к власти – что они смогли бы реально предпринять для коренного изменения положения населения в лучшую сторону? Просто раздать конфискованные земли помещиков крестьянам?
Чтобы они и дальше лишь «царапали» их своими примитивными, из-за недостатка средств на покупку современной сельхозтехники, орудиями? Постепенно разоряясь – и переходя в разряд бесправных «батраков» при кучке сельских «куркулей»-мироедов, а также набирающих силу «латифундиях»?
***
Впрочем, даже такое расслоение крестьянства до поры до времени «консервировалось» общинной формой его организации. Собственно, земля то принадлежала именно «общине», «миру», как тогда говорили – и конкретные вопросы ее разделения на наделы для отдельных семей тоже решались коллегиально.
Продавать и закладывать такие «активы» отдельным семьям тоже запрещалось. Это была своеобразная «страховка» от неудовлетворительных умений для «ведения бизнеса» - а также «кидалова» со стороны ушлых мошенников.
К сожалению, хотя такая форма организации сельского хозяйства и поддерживала определенную стабильность, не давая массе крестьянства переходить в разряд откровенной безземельной «голытьбы» – но и не способствовала повышению его уровня жизни. На рубеже 20-го века крестьян было около 100 миллионов – подавляющее большинство населения страны.
А ведь бедняки, живущие больше «натуральным хозяйством», то есть, не могущие покупать промышленные товары – это еще и задержка промышленного развития. Для кого выпускать продукцию российским заводам и фабрикам – если отсутствует заметный внутренний «рынок сбыта»? К тому же сами селяне вынуждены обрабатывать землю «прадедовскими» методами – с такой же «прадедовской», очень низкой урожайностью.
В общем, получался «замкнутый круг». Особенно, с учетом того, что к моменту написания ленинской работы «общинное» земледелие обнимало добрых 90% российских сельхозугодий. И лишь оставшиеся 10% находились в сфере «капиталистического производства» – то есть, с ориентацией не на собственное употребление, а на продажу, с применением прогрессивных агротехнологий. Ну и с использованием наемного труда, конечно, тоже.
***
А главный вывод, который делал Ленин в книге «Развитие капитализма в России» заключался в том, что такое положение – ненадолго. Скоро капитализм придет и в село – начнется расслоение крестьянства на «батраков» (тех же сельских «пролетариев») и нанимающих их богатых землевладельцев – а община распадется.
Почему этот гипотетический прогноз вызывал у марксиста Ленина такой интерес? Да просто потому, что марксисты не без основания считали именно пролетариат «которому нечего терять, кроме своих цепей – а приобрести он может весь мир» единственным по настоящему революционным классом. Способным устроить не просто очередной бунт для очередной смены эксплуататорских элит – а настоящее революционные изменения в сфере владения средствами производства, их обобществление.
Понятно, что пока число рабочих на всех российских предприятиях исчислялось несколькими миллионами человек – надеяться на широкую поддержку таких революционных идей российским социал-демократам было затруднительно. Ну явно это недостаточная «социальная база» – при многократно превышающей доле консервативного патриархального крестьянства. А вот при приходе в деревню капиталистических порядков положение должно измениться – и появится надежда на победу в России пролетарской революции.
***
Можно заметить, что данный вывод, был, мягко говоря, не бесспорен. К чести Ленина, можно с полным основанием заметить, что по данному пункту ошибался не только он – но и многие другие, однозначно признанные и авторитетные политики и государственные деятели Российской империи.
Речь идет о так называемой «столыпинской аграрной реформе» начала 20-го века, названной так по имени ее идейного вдохновителя, российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина. В ходе ее крестьянам как раз и разрешили выходить из общины, требовать у нее в полное владение свой участок земли, распоряжаясь им по своему усмотрению – вплоть до продажи. Стимулировалась и миграция – заселение необжитых земель Сибири, с неплохими «подъемными» для переселенцев.
Не стоит думать, конечно, что этот царский чиновник проникся солидарностью с большевиками, в целом приветствовавшими усиление в России в целом и российской деревне капиталистических порядков – как создающих условия для организации пролетарской революции. На самом деле, Петр Аркадьевич и его соратники с одной стороны, разуверились в «благонадежности» патриархально-общинного крестьянства – после весьма массовых бунтов в ходе «первой русской революции» 1905-1907 годов.
С другой – они решили создать для власти более надежную опору – в лице «крепких хозяев», все тех же «кулаков». Что в большой степени, кстати, удалось – именно «кулаки» сопротивлялись Советской власти, порой в виде заметных вооруженных выступлений (например – «Антоновский мятеж» на Тамбовщине) даже тогда, когда Белая Армия, интервенты, белоказаки уже давно были вышиблены за кордон.
Хотя, конечно, не стоит обвинять Столыпина в каком-то лишь излишне-прагматичном цинизме. Он своими реформами действительно хотел улучшить жизнь российского крестьянства, в частности – наделением его достаточным для достатка количеством тех же «сибирских» земель. А с сытого и довольного селянина – какой же революционер?
Вот только не получились в достаточной мере у Петра Аркадьевича его начинания. И причина тут – не только в убийстве этого, без сомнения, талантливого государственного деятеля, в Киевской Опере 5 сентября 1911 года.
Просто сами крестьяне весьма неохотно выходили из общины. За все годы реформы этим предложением воспользовалась от силы десятая их часть. Да и эти люди, переехав в Сибирь на новые земли, часто организовывали на новом месте уже свои, новые общины. С чем Столыпин, скрепя сердце, в конце концов, вынужден был согласиться – поскольку без этой формы организации дела у переселенцев шли много хуже.
Так что не получилось в крестьянской России такого развития капитализма, которое предполагал в своей книге Ленин – и которое пыталось добиться в ходе «столыпинской реформы» царское правительство.
***
В связи с этим может возникнуть вопрос – а чего ж Ленин в октябре 1917 вдруг решился на организацию пролетарской революции? Ведь, получается, не было у его соратников-большевиков достаточной «социальной базы» в лице не только все еще относительно малочисленных рабочих – но и «сельских пролетариев»? Неужто все дело было только в жажде власти – любой ценой?
Да не жаждали большевики этой самой власти. И, вообще, практически никто в осенью 1917 года ее не жаждал. Недаром в то время один из буржуазных политиков на полном серьезе заявлял, что «не видит такой партии, которая рискнула бы взять на себя власть и ответственность в сложившейся ситуации». На что Ленин ответил: «есть такая партия!».
Действительно, еще в феврале этого года, когда либералы из Госдумы добились отречения царя, большевики о взятии власти в стране и не думали. Но потом, благодаря «титаническим усилиям» всех этих Милюковых, Гучковых, Маклаковых, Терещенков, Керенских всего за полгода их пребывания у власти положение в России стало просто «аховым». По сути, еще немного – и от великой страны просто ничего не осталось бы, она буквально «расползалась по швам», на фоне кризиса во всех сферах общественной жизни.
Так что не Ленин с соратниками «устроил революционную ситуацию» в стране – ее своим «головотяпством со взломом» (как сказали бы великие сатирики Ильф и Петров) обеспечили именно господа либерал-рыночники и записные «демократы». А когда благодаря им власть в России стала «валяться по ногами» – ее и вынуждены были взять коммунисты.
***
Да, с наличным крестьянством их сотрудничество складывалось благополучно далеко не всегда. Но, к чести Ленина, «закоснелым догматиком» он не был – и правильно оценивая реальную ситуацию, умел вовремя вносить нужные коррективы и в революционную теорию – и в революционную практику.
Скажем, в 1920 году «опьяненные» успехами в Гражданской войне однопартийцы всерьез призывали «довести обобществление сельского хозяйства» до конца, тотальной «коммунизации». И тогда именно глава Совета Народных Комиссаров, используя свой колоссальный авторитет в партии, угрожая в противном случае отставкой, буквально «продавил» и введение в стране НЭПа (фактически – частичный возврат к капитализму), и замену продразверстки продналогом в селе. То есть, опять же, формальный «откат» от «коммунизации» в пользу рыночных отношений.
Но, понятно, что такой «маневр» был только маневром – а не коренным изменением стратегической политики Советской власти. Потому что даже крестьянин-«единоличник», обрабатывающий свой надел пока что лишь с семьей, без привлечения батраков – все равно сохраняет психологию «мелкого буржуа». И не прочь, при первой возможности, стать «кулаком»-эксплуататором - чтобы максимально разбогатеть.
А социалистический способ производства, все же, предполагает опору не на эгоистические желания отдельных членов «грести все под себя» – но на их стремление полезным трудом увеличивать благо всего общества. Пусть, в результате, и закономерно улучшая жизнь и себя лично – и своей семьи.
Так что большевикам в 20-е годы еще пришлось изрядно поработать над «решением крестьянского вопроса». В том числе используя для этого – не все, конечно, но, как минимум, отдельные элементы и методологические подходы Ленина, изложенные в работе «Развитие капитализма в России». Но это уже тема для отдельного разговора…
Свежие комментарии