Просто шикарная экспозиция рыцарей на конях! Никакого стекла. Со всех сторон можно фотографировать И главное, этих рыцарей много…
заметки в дневнике — хоть вышли сроки,
чтоб смог ты вновь вчитаться в эти строки,
трость, карты, шахматы, сухой цветок,
запрятанный в страницах старой книги
на память о каком-то дорогом,
но тем не менее забытом миге,
и зеркало, где мертвенным огнем
дрожит рассвет в закатном алом круге.
Гвоздь, рюмка, дверь — велением судьбы
тебе даны послушные рабы,
слепые и безропотные слуги.
Уйдешь — они не сохранят твой след.
Им безразлично, жив ты или нет.
Хорхе Луис Борхес. Перевод Владимира Резниченко
Военные музеи Европы. Сегодня наш рассказ о военных музеях Европы будет посвящен коллекции оружия и доспехов Королевской Оружейной палаты в Мадриде, которая возникла благодаря завещанию короля Филиппа II.
На этом фото справа копейщик XVI века, не рыцарь. На нем шлем бургиньот и нет полного латного прикрытия для ног
Филипп II решил сохранить ее по двум причинами. Во-первых, он хорошо понимал, что она наилучшим образом демонстрирует силу и мощь австрийского императорского дома, и вдобавок увековечивает память императора Карла V, которым он восхищался. Во-вторых, это роскошное оружие имело большую материальную ценность, так что ее следовало сохранить хотя бы в качестве капитала. Ну а его преемники лишь обогащали ее своими личными приобретениями и боевыми трофеями.
Основное ядро нынешней коллекции составляет арсенал императора Карла V, в котором находилось оружие его отца, короля Кастилии Филиппа I, и его предков: Фердинанда Католика и императора Максимилиана I Австрийского. К ним Филипп II добавил свой личный арсенал и собрание средневекового оружие из королевских сокровищ Трастамара дель Алькасар-де-Сеговия. Коллекция охватывает весь XVI век, и носит интернациональный характер. Связано это с тем, что заказы на доспехи и оружие испанские короли размещали главным образом на юге Германии и на севере Италии – в районах, которые находились под контролем испанской короны и где работали известные семьи оружейников Хельмшмидов, Гросчедел и Негроли. Также в королевский арсенал попадали и военные трофеи. Например, добытые в битве при Павии (1525 г.), Мюльберге (1547 г.) или Лепанто (1571 г.), посольские дары от итальянских герцогов Мантуи и Урбино, а также подарки из Японии, присланные Филиппу II в качестве короля Португалии.
Хотя славу коллекции принесли арсеналы Карла V и Филиппа II, царствование Филиппа III и Филиппа IV (1605-1621-1665) также обогатило ее изделиями XVII века – дипломатическими либо семейными подарками. К ним относятся, например, дары, которые были отправлены в 1604 и 1614 годах королем Англии Карлом I из Англии и герцогом Карлом Эмануэлем I Савойским в 1603-м.
Во время правления Филиппа IV доспехи уже потеряли всякое значение, но их продолжали дарить в качестве сувениров, в частности, известны латные комплекты, подаренные ему его тетей, инфантой Изабеллой Кларой Евгенией, губернатором Нидерландов, а также его его братом, кардиналом инфантом доном Фернандо, губернатором Милана. Царствование Филиппа III и Фелиппа IV увеличило коллекцию огнестрельного и холодного оружия, причем среди последнего оказалось немало образцов которые были выкованы в городе Толедо.
В 1884 году пожар уничтожил здание арсенала, построенное в 1560 году Филиппом II. Альфонсо XII (1857-1874-1885) распорядился о строительстве его нынешнего здания, работы над которым были завершены уже после его смерти по воле его жены, королевы-регенты Марии Кристины де Габсбург.
Так что коллекция Королевской Оружейной палаты в Мадриде – это самая настоящая оружейная сокровищница, в которой собрано множество совершенно потрясающих образцов доспехов и оружия. Ну а теперь давайте поближе познакомися хотя бы с некоторыми из них…
Церемониальный меч испанских монархов. Около 1490 г. Длина 134 см. Ширина перекрестия 27 см. Вес 1835 г. Клинок с миндалевидным сечением. Навершие украшено изображением пучка стрел (аверс) и эмблемами королевы Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагоннского. соответственно. На аверсе перекрестия находится девиз «TANTO MONTA» («Двойная опора»), принадлежавший Фердинанду, а на реверсе перекрестия обращение: «MATER DEI ME MEMENTO MEI» («Матерь Божья помни обо мне»). В инвентарном списке Королевской Оружейной палаты 1594 г., где он, соответственно, описан как «Старый меч в руку шириной». До XVIII века он использовалcя в придворных церемониях, таких как посвящение в рыцари, принесения клятвы, или жн во время въезда монархов в города. В этом случае меч несли впереди королевского кортежа острием вверх. Привилегия носить его принадлежала графу Оропесе с 1488 года, когда Фердинанд II предоставил ее Фердинанду Альваресу де Толедо, 1-му графу Оропесы
Шлем-бургиньот императора Карла V. Работа Филиппо Негроли (1510-1579). Год изготовления 1533. Вес: 3600 г. Шлем является одним из шедевров искусства Ренессанса. Работа миланца Филиппо Негроли, считавщегося самой выдающейся фигурой XVII века за высокое художественное и техническое качество его работ и переосмысление классической древности. Кудрявые волосы на голове мастерски соединяются с бородой на подбороднике шлема, сияя золотом на фоне полированного металла. Подобные шлемы известны с IV века до нашей эры, но у них была маска с глазами и носом, которая полностью скрывала лицо. Шлем Карла V должна была также иметь подобную маску, на что указывают три отверстиями и небольшой выступ, расположенный выше губы. Но по каким-то причинам сделана она не была. У шлема был предшественник: шлем выкованный самим Филиппо Негроли для Франческо Марии делла Ровере, герцога Урбино, в 1532 году, который в настоящее время хранится в Венской оружейной палате замка Ховбург
Доспех и шлем Марии делла Ровере, герцога Урбино (1490 – 1538), работы Филиппо Негроли (Венская оружейная палата)
Как любитель эксклюзивного оружия, император также хотел иметь подобный шлем. По договору Филиппо Негроли был обязан улучшить шлем герцога Урбинского, добавив к нащечникам подбородник, позолотить «волосы на голове и бороду». Кроме того, на горжете шлема нужно было изобразить орден Золотого руна. На шлеме есть надпись: • IAC • PHILIPPVS • NEGROLVS • MEDIOLAN • FACIEBAT • M • D • XXX • III (Милан Якопо Филиппо Негроли сделал это в 1533 году). В итоге Карл V представал перед подданными в качестве классического античного героя, а мы можем сделать вывод, что рыцарские доспехи этого времени для знатных особ стали чем-то вроде очень дорогой и престижной одежды, мода на которую постоянно менялась.
Доспех короля Карла V. Работа мастера Кольмана Хельмшмида (1470-1532), Аугсбург, около 1525 г. Этот доспех является одним из самых известных в Королевской Оружейной палате Мадрида. Это часть гарнитура, известного как KD по инициалам, которые видны на его левом плече, следуя древней традиции, согласно которой доспехи получали свои собственные имена в зависимости от их украшения. Использование инициалов было направлено не только на установление личности его владельца, но и связано с традициями античности. Самым ярким примером является именно этот доспех, поскольку инициалы КD означают Каролус Дивус, то есть Карл Божественный – титул характерный для римских императоров. Кольман сделал его около 1525 года, когда он победил Франциска I в битве в Павии, а в 1526 году женился на Изабелле Португальской. Когда Карл V въезжал в Севилью по случаю его свадьбы, на триумфальной арке была сделана надпись Divus Carolvs, а затем ее использовали по всей Европе многократно. Раз Карл, значит, уж точно Дивус!
На горжете было также изображено ожерелье ордена Золотого руна, основанного в 1430 году Филиппом Добрым (1419-1467), герцогом Бургундским и прадедом императора, во славу Божью, и защиту христианской веры и братства рыцарей, поскольку это была наипочетнейшая награда эпохи рыцарства
Еще один фантастический бургиньот в форме головы дельфина императора Карла V. Мастер Кольман Хельмшмид (ок. 1470-1532), Аугсбург, ок. 1530. Вес 1705 г. Дельфин в то время считался добрым советником, символом Христа, защитником людей и гарантом бессмертия
Знаменитый римский доспех Гиобальдо II делла Ровере, герцога Урбино (1514-1574), переданный им Филиппу II в благодарность за награждение его орденом Золотого руна. Мастер Бартоломео Кампи (? -1573), Пезаро. Ок.1546. По сообщению Кампи работа над этим доспехом заняла два месяца. На нем имеется надпись: BАRТОLОМЕ • CAMPI • AVRIFEX • TOTIVS • OPERIS • ARTIFEX • QVOD • ANNO • INTEGRO • INDIGEBAT • PRINCIPIS • SVI • NVTVI • OBTEMPERANS • GEMINATO • MENSE / PERFEC / PIСАВRI АNNО • M • D • XLVI (Бартоломео Кампи, ювелир, автор работы, закончил ее через два месяца, подчиняясь желанию своего принца, даже когда ему понадобился бы целый год / Пезаро, 1546 год). На обороте он повторяет свои инициалы • B • C / • F • (Bartholomeus Campi Fecit), в то время как на одном из кусочков юбки, он вставляет греческую надпись IOΛBIOS MNǑSΛBIOS («Счастливый и процветающий»)
Турецкий шлем Али Баха, адмирала турецкого флота в битве при Лепанто. Высота 30 см. Ширина 22 см. Вес 1570 г. Попал в Королевскую Оружейную палату в 1582 году как трофей. В настоящее время он утратил часть своего прежнего великолепия, особенно из-за отсутствия наушников, украшенных рубинами, бирюзой и бриллиантами, которые отсутствовали в конце XVIII века. Между тем известно, что на нем было тридцать рубинов, изображавших цветы из пяти и шести лепестков, что в настоящее время видно по местам, где они находились. Кроме того, его изначальный внешний вид был четко задокументирован в описи Королевской Оружейной палаты 1594 — 1603 гг.
Шлем Филиппа I Прекрасного. Мастер Филиппо Негроли, около 1495-1500. Высота 24,5 см. Ширина 21,5 см. Вес: 3560 г
Конский доспех работы Кольмана Хельмшмида (ок. 1470-1532), Аугсбург, около 1517-1518. Вероятно, принадлежал императору Максимилиану I Австрийскому. В нем переплелись библейская традиция и классическая мифология. Гравированные, чеканные, прорезные украшения с обильной позолотой эффектно выделялись на фоне малиновой ткани
Нагрудник.Правая половина посвящена Геркулесу, начиная со сцены, в которой герой убивает змей, посланных Герой или Юноной, когда ему было восемь или десять месяцев. Затем показаны три из его двенадцати подвигов: борьба с Антеем, с Лернейской гидрой и критским быком. На левой стороне показана история библейского Самсона. На передней части нагрудника Далила подстригает ему волосы, в которых находилась его невероятная сила. Затем он сбивает колонны храма, чтобы погубить филистимлян, несет ворота города Газы, и сражается со львом. Крупер доспеха заканчивается головой дельфина, намекающей на силу, заключающуюся в длинных волосах, в данном случае – конском хвосте
Доспех Филиппа II (1527, 1556-1598), работы Вольфганга Гросчедела (1517-1562), Ландсхут, 1551 г. Оружейник стал его фаворитом вместо Дезидериуса Хельмшмида, семейного оружейника испанского королевского дома по отцовской линии, сделавшему для принца Филиппа его первый доспех. Но затем чем-то мастер Филиппу не угодил, и он стал заказывать доспехи у Гросчедела. В этой «броне» Филипп II шесть лет спустя одержал свою первую военную победу в качестве короля, выиграв битву при Сан-Квентине 10 августа 1557 года, в день Сан-Лоренцо. С тех пор эти доспехи будут всегда связаны с этой победой, в честь которой он приказал построить Королевский монастырь Сан-Лоренцо-де-Эскориал
Свежие комментарии