Сотворение Мира: чем недовольны атеисты в споре с богословами…
Если Читатель думает, что противостояние Науки и Религии пролегает в плоскости миров «чудесного сотворения» и квантовой физики… То это не так. Теория Большого Взрыва, множественности вселенных никоим образом не отвергают библейскую Гипотезу. Взвешенно… они равнозначны. Просто истинность устанавливается разными способами. Точки в споре не будет. Никогда. Правильный ответ находится за «горизонтом событий». Инструментально не измерим, философски — недоказуем.
Современный атеизм, по личной версии, проходит по другому водоразделу. Когда исследователи, в церквы не ходящие, пытаются поправить святых отцов… в древнем лукавстве или ошибках вопиющих. В недобросовестности. Желании толковать Слово только им угодным способом. Отрицая здравый смысл. Отвергая данные и очевидную информацию. Которая, вообще-то, предоставляется совершенно бесплатно. Без злого умысла «ниспровержения основ». И всё заканчивается… истериками или проклятиями.
Очень удивитесь, но главное и системное противоречие, которое разделяет миры научного атеизма и людей Книги — кроется в толковании первых строк Ветхого Завета. Оставим за скобками воинствующих и полуграмотных адептов той и другой сторон, ведущих спор на повышенных тонах, в эмоциональной плоскости. Не берем в анализ выдирание из контекста цитат, манипуляции грязные, которыми грешат обе стороны. Настоящий спор идет на других площадках. Он спокоен, научен, ровен и уважителен. Суть его вот в чем…
Первый догмат.
Священное Писание (черным по белому) открыло нам мироустройство, порядок его создания. Заключается, по официальной версии, в творении Богом «из ничего» — неба и земли. Всем известные строки, Книга Бытия 1.
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Это Слово. Но откуда взялся догмат — что сотворение шло «из ничего»? Это в каждом толковании указано. О таком принципе комплектования речь идет при творении Человека тоже. Но… Указаний в первоисточнике нет, технология вообще не прописана. Можно даже ухмыльнуться, выйдя за рамки серьезного разговора. Из первых скупых строк следует, что помимо «неба и земли» взялась третья запчасть — вода. Кто и когда ее сотворил — тишина звонкая. Хотя научный мир спокоен в этом вопросе, потому что знает: «вода» древними евреями вычерпана из более древних верований.
Из произведения «Энума Элиш», вавилонского Писания. Созданного задолго до возникновения древнееврейских предтечей Торы. Этот космогонический миф описывает порядок сотворения мира, воду там никто не придумывал отдельно, она была изначально. Всегда. Раньше богов спокойно себе плескалась. Не суть…
Еврейские и христианские богословы, когда был поставлен простой вопрос: с каких позиций вы утверждаете, что творение началось из материала под названием «ничего», — неожиданно уперлись. С этого и начался Великий Спор. Эмоциональные специалисты, покопавшись в вопросе, — выкатили обвинение: Вы лукавите! Слово Бога — передергиваете, дополняете, искажаете, тьфу на все три ваших порога! (дизлайк и отписка от десятины, ага).
Нить рассуждений
была простой. Никто не трогал латынь и древнегреческий языки. Поехали сразу к выжившим первоисточникам. Еврейским древним подлинникам Торы, Моисееву Пятикнижию. Нашли слова, которые так или иначе описывают процесс «творения, создания», в глагольной форме. Их оказалось всего три, богословы даже «правильные» переводы подготовили:
«Бара» — сотворил из ничего.
«Асса» — сотворил из готового материала.
«Йацар» — преобразовал уже сделанное.
Само собой, всех интересовал первый вариант «бара» — «сотворил из ничего». Он упомянут при «сотворении мира» всего … три раза. Первый раз — в самом начале. Второй: в описании пятого дня творения, когда Господь предоставил вселенной рыб и птиц. И нечто совсем новое — живую душу. Третий раз слово «бара» встретилось на шестой день, когда был создан Человек. Остальное творчество Бога обозначалось глаголом «асса», с использованием подручных, уже существующих материалов.
Бинго! Тема закрыта, всё свободны. Так сказали богословы, святые отцы Церквей, подкрепленные авторитетом (и монографиями) восцерквленных ученых мужей. Точку ставили не раз, берем наиболее уважаемые источники. Например, настольное аффтора — «Православное догматическое Богословие» Написано Митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Булгаков), очень толковое и научное произведение. Рекомендую, кто хочет распутывать смыслы Слова. Полезные умственные упражнения, особенно для спокойного духом атеиста.
«Сотворили» — здесь употреблено слово «бара» , которое по общему верованию как иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания, имеет значение творческой деятельности или создания из ничего».
Этой точке зрения вторят исследователи Торы. Вроде бы хорошо изучившие язык первоисточника, древнееврейский. В их понимании глагол «бара» — тоже означает «сотворение из ничего», создание абсолютно нового, сделанного Рукой Господа. Которого никогда не существовало допрежь. Но махровый и спокойный атеист — тот еще фрукт, полез в академические словари по языку. Сообщил: а зачем так нагло привирать? Три термина — «бара», «асса» и «вайицер»(йацар) имеют сходные значения. Или оттенки значений. Являются синонимами в значении «делать, создавать». Никогда не понимаются в значении «из ничего».
Спор вспыхнул с неимоверной силой. Стали подозревать словари в ошибках, неточностях. Мол, людьми писались, не очень-то в теологии разбирающимися. Не ведали наидревнейшего смыслового значения «бара», творения из пустынных «ничего». Вполне может быть, часть атеистического мира отступила. Согласно кивнула. Но, самые дотошные, предложили включить голову, провести сравнительный анализ. Как и где употреблялись слова, в каком контексте. Обратились к созданию Венца всего сущего — Человеку. Как известно, процесс описан дважды:
Быт.1. 26. и 1.27.
И сказал Бог: сотворим («асса») человека по образу Нашему по подобию Нашему…
И сотворил («бара») Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил («бара») его; мужчину и женщину сотворил («бара») их.
Быт.2:7
И создал («вайицер») Господь Бог человека из праха земного…
Трезвая логика говорит: Бог очень странно всё творил. Сначала планировал создать Человека из подручных материалов («асса»). Но потом передумал — создал его «из ничего» («бара»). Третий раз раскинул мыслью: вернулся к первоначальному плану. И в Эдемском Саду вторично создал Человека из подручных материалов («вайицер»).
Как весело подмечают Читатели (Дмитрий Ших, жму лапу!) — читаем неправильно, уже несколько тысячелетий. На шестой день был создан Человек. А в Саду — некий Садовник, потом уволенный с треском. После эпизода с яблочным воровством, не уследил, ага. Тонко. Но тоже не объясняет ничего с точки зрения лингвистики. А вердикт суров: три термина — это равнозначные синонимы, глагол «бара» не имеет значения: «сотворить из ничего».
Ответ негодующий
прилетел незамедлительно от богословов. Не буду подробно рассказывать вещи, понятные только очень узкому кругу специалистов, зафиксирую позицию оппонентов атеизма доступным языком. Дело, оказывается, в «двойственности». Человек — это двуединое (духо-телесное) существо. Церковное понимание ситуации опирается на этот древний догмат: в 1-й главе говорится о сотворении Духа человеческого , во 2-й главе — о создании его тела и животной души. Очень вкусное, глубокое, философское объяснение. Мое почтение, без сарказма.
Здесь отгадка? Дух человека создан «из ничего» Божиим словом, по образу и подобию? Да. Мужская и женская личности имеют свои уникальные личные свойства, но единую природу? Ага. Как идея Троицы, когда ее участники обладают несмешиваемыми свойствами. Но составляют единое Существо. Так? Очень стройно, если словари не читать. Повторяемся, подгружаем в анализ еще один стих. Про создание Евы. Она не создается («глагол «асса»), там другой термин, «йибен» (гусары, молчать!). Означает — «строить, сооружать, созидать, устраивать, создавать» .
В стройную догматику творения из неких двух запчастей вкрадывается страшное противоречие. Дух человека создан «из ничего»… по образу и подобию Божию. Конфликтует с «созданием его тела и животной души» . Женщину куда пристроим? Хотя это лишнее, можно почитать другую информацию. « Книга пророка Захарии», 12 :1 . Человек записывал за Богом его Слова ( «В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии »):
«Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший (слово «вайицер») дух человека внутри него, говорит…»
Дилемма. Кто из двух пророков (Моисей или Захария) — врет? Или лукавят толкователи Слова, напирающие на «творение из ничего»? По мнению «малого пророка» из вавилонского Плена: для производства «духа» Господь использует подручные средства (вайицер). В любом случае, это подтверждает выводы атеистов — все варианты глагола синонимичны.
Теперь кромсаем то самое, заветное словечко «бара». Пробуем на зуб «создание из ничего». Масса открытий чудных… Если подгрузить в анализ Книгу Бытия, Царств, Исхода, Псалмы и многое другое, ветхозаветное… Получим опять же полную синонимичность терминов «бара» и «асса». Не буду постить версты текстов, это действительно так.
Более того. Первым, «ничегошным» глаголом описаны совсем обыденные вещи. В Синодальном переводе Ветхого Завета есть стих в « Книге пророка Иезекииля» , 21 :19 .:
«...и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, — обе они должны выходить из одной земли; и начертай («бара») руку, начертай («бара») при начале дорог в города».
Как должен исполнить повеление своего небесного Патрона грешный человек, второразрядный пророк? «Из ничего» сотворить дорожный указатель? Не крутовата ли задачка? Нет, это просто синоним. Без какого-то глубочайшего смысла из квантовой господней физики.
Богословы не сдавались,
очередной ответ был преподнесен. Как всегда, очень тонкий, одухотворенный. Оказывается, открылось новое понимание термина «бара». Это… максимальное привнесение новизны при процедуре «творения». Не ремесленное упражнение. Исключительная территория мастерской Бога, профессиональный Его язык. Трансформация такая, производственная. Но увы, опять обратившись к Слову Его, найдем еще терминологию «бара». К таким понятиям: «расчисти себе место», «утучняя» (расширяясь), «изрубит их мечами». Это как понимать? Слова Его записаны разными пророками. Не поняли «профессионального» языка творца? Может быть… А как быть с «Книгой пророка Амуса»:
«...ибо вот Он, Который образует горы, и творит («бара») ветер…»
На секундочку, всё уже сотворено давно. Бог не может остановиться, даже в мелочевке такой проявляется, «из ничего» творя ветерки? Нет, термин «бара» всё что угодно, только не обозначение точки мироздания, действия создания «из ничего».
Странная материя,
это «ничего». Хотя эксперт-материаловед апостол Павел вроде тайну раскрыл. И прямо сообщил (богословам, в том числе), как мастерская Творца работает: «из невидимого произошло видимое», «но у нас один Бог Отец, из Которого все …», «Ибо все из Него …».
Вроде бы спор должен быть окончен, книжки, словари и Слово можно вернуть на полку, делами заняться. Бог не сообщил Моисею, из какого материала творил мир. А странный догмат «все сотворил Бог из ничего» — фантазия. Неточности переводов, понимания, пересказов разных эпох. Когда иудейская устная традиция, живой язык — менялись. Д ревнееврейский фольклор сие. Но ответа на главный вопрос не могу получить. Какого рожна костьми ложатся уважаемые и образованные люди? С академиями духовными и самыми естествонаучными за плечами? Откуда вылез этот догмат «сотворено из ничего»?
Ни один, самый древний перевод в мире не переводит «бара» именно таким образом. Почему тогда очевидная и грубейшая лингвистическая ошибка («сотворить» и «сотворить из ничего») стала камнем преткновения? Это что-то меняет, в принципе? Абсолютно ничего не меняет. Искажает смысл Писания? Тоже нет. Ответ только один… гордыня. Смертный грех, на минуточку. Или тысячелетняя привычка обосновывать любую ахинею. Никто не против. Только врать … это некрасиво, ага.
-
Величайшее преступление против человечности: Крестовые походы. Начало
Очень частая претензия к аффтору в комментариях: «Фи, из какой ты подворотни выполз!? Что за вечное уничижительное обращение: «европцы»? И далее по тексту: дизлайк, отписка и «друзей заберу»… Долго не отвечал, крепился, собирая этот цикл статей. О Крестовых Походах. Оставив за скобками военный «Дранг нах Остен!» вечный, что моей земле переживать приходилось веками. Подлость и жадность Запада, регулярно притаскивавшего на Русь и Россию (потом битое в хлам) воинство. Геноцид братушек-славян, низведение до уровня бессловесного скота «хлопов» по культурным маркерам… список длинный. Но не определяющий.
Киевская Русь и последующие государственные образования наших широт тоже вегетарианцами не были. Насколько справедливо (и гуманно) они получили в единоличное владение одну шестую часть суши — вопрос явно не философский, Гаагским трибуналом попахивает во многих эпизодах. Обычный хищник, не лучше и не хуже всех остальных. От эпохи к эпохе, с ее законами. Но что учудили… реформаторы аббатства Клюни, как это подожгло Евразию, какие последствия по сей день хлебаем. Вот это взвешенности исторической не придает. Ни разу. Поэтому… будут «европцы». До скончания канала, и без извинений.
Безобидная просьба.
В начале 1095 г. в Пьяченце заседал церковный синод во главе с римским папой Урбаном II. Сотни прелатов были заняты серьезным и важным делом: обсуждали реформу, которая должна была освободить Церковь от вмешательства и произвола светских властей. И себя хорошенько почистить изнутри святые отцы планировали, укрепив дисциплину духовенства. Вдруг, совсем обыденно, на заседание пожаловала делегация от византийского императора Алексея I Комнина. С набившей уже оскомину просьбой: нужна военная помощь против турок-сельджуков.
Эти упертые в военной экспансии господа-азиаты откусывали одну за другой провинции Византии в Малой Азии. Их разъезды не раз маячили в окрестностях Константинополя. Крупных сил для последнего броска на столицу не имели, осаду не потянули бы. Кесарь-базилевс регулярно просил братьев по вере о помощи, частным порядком (за немалую денежку) получая отряды рыцарей от самых разных государей европских. Или не получая, всяко было. Вот и в этот раз, Алексей I Комнин просил: бы счастьем несколько сотен хорошо вооруженных конных вояк, а?
Но прогремел совсем другой призыв. В проповеди, прочитанной в Пьяченце, Папа Урбан II призывал всех латинян помочь восточным христианам и византийскому императору освободиться от гнета мусульман. Особого впечатления на искушенных в политике прелатов и посольство царьградское слова понтифика не произвели, дело было рядовым. Не такой пафос гремел раньше, привыкли уже.
Однако, после сборища в Пьяченце, Папа отправился в вояж по городам и весям северной Италии и Франции. С небывалой свитой кардиналов. Конечной точкой путешествия было аббатство Клюни, очень любопытное место. Урбан II долгое время был там настоятелем, именно за этими неприступными стенами была выпестована, сформулирована, записана церковная реформа, призванная изменить баланс сил. Между Церковью и светской властной вакханалией, царившей в XI веке.
В городе Ле Пюи-ан-Велэ, после долгих встреч с епископом Адемаром де Монтейлем, было объявлено: созвать церковный Собор в Клермоне. 27 ноября повеление было исполнено, Урбану II осталось лишь произнести свою знаменитую проповедь.
Небывалый призыв.
Европцев заинтриговали этим Клермоским Собором, огромное число людей прибыло в город. Настолько много было желающих послушать «нечто новое, великое», что Урбану II пришлось выехать в поле, город не вмещал возбужденную слухами публику. Папа Римский не разочаровал, было сказано немало… великого. Революционного, можно утверждать даже.
Рассказав старую байку о страданиях восточных христиан, не менее уныло призвав прекратить европские братоубийственные войны, … Папа неожиданно предложил всем отправиться на Восток. Освободить братьев по вере, отвоевать их земли. Громом среди ясного неба прогремело: конечная цель — не Константинополь, осаждаемый сельджуками. А… Иерусалим. Священный город с его Святынями. Что тут началось…
«Бог того хочет!» (Deus hoc vult! ) орали тысячи людей, охваченные каким-то неведомым прежде религиозным порывом. Епископ Адемар де Монтейль первым принял от Папы — крест. Жест явно заранее продуманный. Прелат назначался представителем Римского Престола в будущем войске, все присутствующие давали обет пойти в поход. Воевать против неверных.
Откуда-то нашлись тысячи матерчатых красных полосок, которые немедленно стали пришиваться на одежды публики в виде креста. Папа объявил участникам будущего похода прощение всех грядущих и прошлых грехов. Обещал защиту Церкви от светских притеснений… и целую кучу привилегий.
Неизвестно, какой речь Урбана II-го была дословно. Четыре хрониста ее записали, каждый по-своему. Монахини-стенографистки в Клермоне не было, всё придумывалось уже после Первого Крестового похода, кровавой резни в Иерусалиме. Истину и правды не узнаем. Одно понятно: перед нами развернулась глобальная трагедия. Самые главные вопросы в этой теме просты, их всего два.
Понимал ли Папа возможную спонтанную реакцию паствы на свой призыв, насколько устремления его Реформы отвечали запросам «низов и верхов» европского общества XI века? И… второе: место константинопольского императора в этой глобальной афере, столь удачно и вовремя приславшего свою (рядовую) просьбу о военной помощи.
Суть реформы
аббатства Клюни. Это доподлинно известно, именно эта географическая точка, огороженная неприступными стенами, центр самой жесткой монашеской аскезы «григорианцев», — выступила с реформаторскими идеями. Этакая острая реакция на падение авторитета христианства, особенно ее официальных представителей. Начало XI века грустно фиксировало: происходит сращение церковной власти со светской. И о ужас… мирской. Епископы получали от германского Императора и королей земли. Оплачивая дарственные вассальными обязательствами, непонятными папской курии — «секретными протоколами». А простые священнослужители, позабыв про целибат, резвились с прекрасным (и не только) полом во всей палитре личных взаимоотношений.
Император Священной Римской империи германского народа вообще топтался на папских полянках, назначая аббатов, влияя на посвящение в сан епископов, демонстративно игнорируя Рим. Целью Клюни, его доктриной — было очищение и духовное обновление Церкви, восстановление жесткой вертикали папской власти. Выглядело это обтекаемо на словах, говорили о «свободе церкви», полном «освобождении».
Объективности ради стоит согласиться с клюнийским порывом. Христианство Европ было близко к расколу по мирским, имущественным вопросам. Многие епископы поддерживали реформаторские идеи, вдохновленные монашескими идеалами. Требовали соблюдения церковной дисциплины, мечтали вернуть утекающую сквозь пальцы власть, духовный контроль над поступками власть имущих и паствы.
При Папе Григории VII (1073-1085) были сделаны первые шаги. В «Диктате» 1074 года было обосновано духовное руководство понтифика всем христианским миром, единоличное право утверждать епископов, созывать соборы, быть высшей судебной властью. В качестве объявления войны с мирскими властями — Григорий VII фактически низложил германского Императора Генриха IV, отлучив его от церкви. Более последовательным и мудрым оказался «григорианец» Урбан II-ой.
В день его восхождения на папский престол больше половины германских епископов не признавали его понтификом. К ним присоединились Северная и Центральная Италии (включая Рим!), поддержавшие «анти-папу» Климента III-го. Урбан II … обратился за общей поддержкой к восточной христианской Церкви, задружил с Константинополем и базилевсом Алексеем Комниным. Постоянно обещал военную помощь в борьбе против турок. Предварительный сговор о «восточных походах» явно был повторен не раз и не два. Осталось малое…
Поддержка реформации.
Урбан II, стоит признать, гениальный, жесткий, последовательный политик. Бульдог Черчилль XI века. Поступательно давя епископское противодействие, подчиняя своей воле Италию и Рим, в ноябре 1095 года он продавил полный успех клюнийской реформы. Получил первую военную поддержку.
Во время путешествия по Франции, после синода в Пьяченце, сын Генриха IV — Конрад, восставший против отца, … становится вассалом Урбана II. Это вызвало определенный переполох среди воинского европского сословия, многие вояки навострили ушки. Проповедь Папы на Клермонском Соборе (при одобрении безземельного рыцарства) стала политическим манифестом. Призыв отвоевать земли восточных христиан был не просто писком бессильного служителя культа. Впервые была обозначена позиция Большой Политики: Церковь возглавит христианский мир в … конкретном вооруженном предприятии, прерогативе светской власти.
Урбан II не признавал Генриха IV императором. Вдруг оказалось — именно Папа занимает вершину европской светской и духовной власти. Всё ложится в копилку удачливого понтифика: конфликт папства и имперства, борьба за освобождение латинской церкви от мирских посягательств, предложение невиданного допреж приключения (спасение Иерусалима), благородная помощь восточным братьям-христианам, красивый идеализм «крестоносного движения», новые земли для амбициозного рыцарства.
И конечно же… страшная ложь о неимоверной звериной сути «иноверцев-мусульман». С перечислением таких преступлений против человечности и надругательств над святынями, что даже мир ислама бы залихорадило, узнай он такое:
«Они опрокидывают алтари, осквернив их своими нечистотами, они обрезают христиан, выливая кровь обрезания на алтари или крещальные купели».
Политтехнологичноть описания «зверств» была подана на контрасте. С воззванием к христианской этике. Ни много, ни мало, требовалось немедля спасти «братьев», чья ужасная кончина неминуема, вот-вот наступит. Освободительная война должна стать всемирным, святым благом: «положить жизнь за друзей есть милосердие». Это было целевое обращение к определенной аудитории.
Рыцарству европскому, давно потерявшему духовные ориентиры, погрязшему в ежедневной резне друг друга, наемничестве и предательстве. А тут такое… предложение. Отправиться с оружием в руках на Восток, быть неподсудным за любые преступления против «мусульманских угнетателей», получить кучу земных и небесных преференций за свою кровавую, но нужную Богу — службу.
Политическая среда.
О, она была богата всякими полезными и пахучими удобрениями, булькала и клокотала политическими интригами, воинственностью, невежеством, искореженным идеализмом, жадностью до добычи и самое главное… до титулов и земли. Урбан II, умасливая константинопольского Алексея I Комнина рутинными обещаниями военной помощи, — кривил черной душой.
Император в Проливах действительно в ней нуждался. В ограниченном контингенте профессиональных конных рыцарей, тронная табуретка не подгорала настолько, чтобы орать на весь белый свет: «Помогите, убивают!». Как это было в случае с османами, собравшими огромную армию, поставившими четкую задачу: покончить с коварством и подлостью средиземноморского «наперсточника».
Что просил базилевс конкретно? Сдерживая постоянно движение турок-сельджуков по Малой Азии, набеги печенегов и половцев, Византия всегда нуждалась в дополнительных рекрутах для армии. Но не абы каких, от сохи. Она вербовала профессионалов из западных рыцарей, особо любя «неистовство норманнов». Эти потомки викингов, крестившись, — выбрали своим покровителем архангела Михаила, вождя небесного войска. Служили с равным воодушевлением: Папе Римскому, Константинополю, франкам и германцам.
Очень скоро дошли до простой мысли: пора проводить собственную политику. Вытеснили византийцев из Южной Италии, добились территориальных уступок. Не остановились, продолжили клевать Константинополь по всему Средиземноморью. Алексей I Комнин рассчитывал на посредничество Папы в этом щекотливом вопросе, как унять норманнских князей, направить энергию в позитивное русло.
Попытки были давними, традицией переписки между Проливами и Римом. Папа Григорий VII лично пытался призвать западных рыцарей на помощь восточной «христианской империи». Обещал собственное участие в Походе. Даже, в пылу страсти, клялся дойти до Гроба Господня. Рыцарство ухмыльнулось, противостоящие силы оно прекрасно осознавало. Да и любовь длилась недолго: Рим (в который раз) разругался с Константинополем, понтифик благословил вторжение норманнов в Византию.
Так что, на 1089 год фиксировалась обычная политическая ситуация, никого особо не трогавшая за душу. Начался очередной виток переговоров Папы с греками, обе стороны всячески извивались в краснобайстве, преследуя понятные всем цели. Папа нуждался в поддержке Базилевса в борьбе против германского Императора, его визави — в сдерживании обнаглевших норманнов. Турки были вторичны, их шеи планировалось положить под мечи потомков викингов.
Но уже на церковном соборе в Пьяченце (а потом Клермоне) понтифик усиленно подменяет смыслы, призывает Запад освободить христианский Восток. Впервые противостояние принимает исключительно религиозную окраску.
Знай о таком повороте событий Константинополь — сотню раз подумал. Отправлять свое посольство или нет. Византия не призывала к «крестовому походу», ей нужен был оборонительный дополнительный контингент, снятие норманнского напряжения с границ. Для решения тактических задач в двух провинциях. Услуги пиратов были бы оплачены. Золотом, как всегда бывало.
Восток был не в курсе,
что его требовалось … освобождать. Никто (!) из восточных христиан не требовал Римский Госдеп ввести санкции против ислама, паломники не притеснялись турками-сельджуками или арабами. Свободно курсировали корабли, перевозя простой люд и монахов к Гробу Господнему. Даже державные мужи, герцоги, графы и бароны спокойно туда прибывали, без скандалов — молились.
Крайне плохо информированные «латиняне», ничего не знавшие о реалиях средиземноморской политики, — буквально воспринимали рассказы ноющих византийцев и части западных путешественников о притеснениях христиан. Да, такое бродило призраком … Обсуждалось, обрастало слухами и домыслами, в тавернах «ограбленных паломников» жалели, подливая бесплатно… Но этого было крайне мало, чтобы вызвать последующие тектонические сдвиги в европском обществе, единый религиозный порыв простолюдинов и рыцарства. Не верю…
Во что готов поверить, так в один хитрый ход Урбана II. Его гений подсказал такое, или «куратора» епископа Адемара де Монтейл ема — неизвестно. Прямой призыв « помочь» восточным христианам упал бы в пустоту в Клермоне. У большинства латинян были нулевые или смутные представления о Востоке. Процент побывавших там — ничтожен. Но был один «вкусный» рэпер в мировоззрении.
Иерусалим = Христос.
Этот город был конечной точкой. Крестовый поход лишь походя должен был «освободить» братьев-христиан, вернуть им земли. Константинополь был не столь значимой, промежуточной целью. Урбан II, обладая прекрасным осознанием, что представлял из себя священный город Гроба Господня в умах паствы, — решил сразу три технологические задачи. Помочь Базилевсу в восстановлении утраченных территорий — раз. Крепко зацепиться за главную Святыню мира — Иерусалим — это два. Выбить из под разухарившихся европских монархов главную силу, «безземельных рыцарей». Показать на примере порыва обычного народа: кто ими на самом деле повелевает. Европская паства часто не знала даже название замка или города своего феодала, его титула и имени. Но что такое …Иерусалим, уж простите…
Это звучало во время каждой мессы, об Иерусалиме знали абсолютно все, его изображения были в каждом храме. Сияли в витражах и фресках. Пилигримы, если хотели бесплатного ужина и кружку пойла, обязаны были рассказывать только о нем. Для ученых людей, мнящих себя географами, — это был Центр Мира, Пуп и нулевой меридиан. Карты так рисовались, на минуточку. Для обычного люда Иерусалим стал за века очевидным духовным оплотом мироздания. Там находились: грот Рождества в Вифлееме, Голгофа, Гроб Господень, главная реликвия — Животворящий Крест.
Вот так это работало в головах паствы, наверное. Иерусалим был настолько священной реликвией, вобравшей в себя силу пророков, апостолов, святых мучеников, что не освободить (после всех страшилок) место, где ступала нога Христа… Ну, не знаю. Поучаствовать в предприятии, которое одобрено Богом (как было заявлено). Очистить от людоедов и диких зверей в человеческом обличье места, где Спаситель проповедовал, совершал чудеса, принял искупительную смерть. Там же получить индульгенцию, спасительный билетик на прохождение процедуры Страшного Суда без процедуры взвешивания, «зеленым коридором».
Ведь именно в Иерусалиме этот разбор проделок человечества должен был проходить, так догматика утверждала. Конец Света состояться. Для более образованной публики смыслы могли усложняться. Но быть прямыми как рельс, все-таки. Образ земного Иерусалима сливался с маревом некоего Небесного Града. Точку сопряжения рая и Царство Божия. С возможностью построить его на грешней земле, в ожидании… пока трубы не протрубят… Вкусная идея. Могла она работать? Когда вся авантюра густо заквашена на Спасении при жизни…
-
«Три братских народа»: псевдо-историческая «химера»
Если быть исторически точным, первые «разделительные» термины: «Малая Русь» и «Великая Русь» документально нащупываются в лишь XIV веке. Не имеют под собой этнического или (не приведи Небо!) национального контекста. Это следование византийской традиции, обозначают некий абстрактный центр русского этноса («Малая Русь»). Широкое его распространение — называют «Великая Русь». Это очень древняя традиция, научная привычка греков-ромеев.
Они так же говорили о себе, разделяя «Малую» и «Великую» Греции. Так невинный принцип разграничения прикочевал в наши широты. Употребим был крайне узким кругом монастырских крыс, с высшим эллинским образованием. Без злого умысла, подтекста национального. Так было удобно обозначить части некогда единого государства, в тогдашних исторических реалиях. «Малая Русь» отошла под «литовское иго», «Великая» — под «золотоордынское». Совершенно так же именовались Польши: Малая и Великая.
Потом подгрузилось эволюционное слово «Россия». Наравне с «Русью» термины были ходовыми, вплоть до XVI века. На заре нового века, семнадцатого, «Русь» в известных нам источниках полностью заменена на греческий вариант писания: Россиа. В более поздней литературе XIX века явление получило название «Великороссия» и «Малороссия».
Но опять же, национальность не фиксировалась, исключительно географический терминизм. Все проживающие там индивиды считались русскими. Не ищите «украинца» или «белоруСа» в исторических документах, жизнь зря потратите. Кстати, с одной буквой «с» название «минских побратимов» стали писать только с 50-х годов ХХ века, на секундочку.
Граница.
Синонимом «русский» или «православный» всегда определялась принадлежность этническая и национальная. Сейчас выдам немного известной информации, которая с 2014 года из каждого утюга, даже на угольной тяге, звучала. Что такое «Украина». Не лишним будет, глядя в некоторые комментарии под статьями…
Итак, всё происходит от слова «окраина», «окрайна». Русские летописи знают их немало: холмская, переяславо-полтавская, курская, белгородская, калужская… Юридически, в документах Государства Московского встречаются: Слободская, Псковская, Смоленская, Татарская, Мордовская… украины. Даже в Сибири «незалежная страна» есть, если народную песню прослушать. «Во Сибирской во украйне, во Даурской стороне…». Украинцами в самое разное время были псковичи, смоленцы, татары, мордва, многие Казачьи Войска. Оставаясь русскими или другими этносами.
«Украинность», как явление, — это целый список синонимов географического толка. Не имеющие ничего общего с этнографией, культурой, государственной обособленностью. Полностью зеркальная ситуация была и в Польше. Ее Хроники знают: о прусской, литовской и других украинах. Даже как существительные, с заглавной буквы, писались. Первый раз — для обозначения приднепровской польской провинции «Украина» (от слова «ukrainny»— окраинные земли). Второй раз можно найти австрийскую Украину. Это сербо-хорватская провинция Краина.
Именно там впервые был применен «разделительный» ход. В сербско-хорватской Краине был искусственно расколот титульный народ, сербы. Некоторую их часть Габсбурги, огнем и мечом, поражением в правах — заставили сменить веру, перейти на другую письменность. А после захвата Боснии для сербов тех земель придумали особый «боснийский язык».
Русь почкуется. Середина XVI века, расцвет Польши, золотое времечко последних Ягеллонов и Стефана Батория. В состав Польско-Литовского государства входят Белая, Черная, Малая и Червонная Русь (Russia Alba, Nigra, Minor et Rubra). Там живут русские, каждый бурсак польский это знает. Их признак и маркер — исповедуют «русскую веру» (православие). Говорят тоже на своем языке, русском. Наиболее авторитетной считалась Червонная Русь, переименованная потом в «Русское Воеводство» со столицей во … Львове.
Несмотря на разнообразие местечковых диалектов и наречий, находящиеся под крылом Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV-XVI вв.), русские имеют общий письменный язык, западнорусский. Его знают все тамошние канцелярии и присутственные места, литовское отделение Королевской Канцелярии. «Литовский Статут», во всех трех редакциях, — на нем издан.
К концу XVI века ясновельможные паны все чаще слово «Украина» используют в документах. Называя приднепровские земли, находившиеся раньше в юрисдикции Золотой Орды. Так начали маркировать пограничные воеводства: Киевское, Брацлавское, часть Подольского. Крепко врут «свидомые», когда пытаются впихнуть туда остальную Малую Русь, Волынь и Подолию. Поляки никогда не называют «Украиной» земли Галиции, Буковины, Прикарпатской Руси. Это помнит и знает даже Тарас Шевченко:
Розбрелись конфедерати,
По Польщi, Волинi,
По Литвi, по Молдованах
I по Українi.
(Гайдамаки)
Украина здесь — Поднепровье. Отбитое русскими Дикое Поле. Волынь — не Украина. Это не государственно, а территориальное образование. Пограничье польских провинций, с очень изменчивыми и условными разграничительными линиями подле Днепра.
Золотая Орда.
Наверное, именно там берут истоки «раскола». Все началось… после нашествия Батыя. Когда настроились миграционные потоки, народ стал держаться подальше от открытых степных просторов Дикого Поля. П ереселение четко фиксируется, идет по двум направлениям: в Суздальскую Русь (северо-восток) и Галицко-Волынское княжество (юго-запад).
Последнее постоянно демонстрировало некую фронду Золотой Орде, имела видимость самостоятельности. Постоянно пыталась увернуться от уплаты «выхода». Попала в зависимость от Литвы, первой ласточкой стал геройский князь Даниил Галицкий. Не найдя понимания в землях Руси, он сменил вектор политики. На католический Запад, стал искать союзников среди подданных Римского Папы. Желая отодвинуть подальше в Степь границы татарские. Росло внутреннее напряжение, пошло ползучее «окатоличивание» Галиции и Волыни.
Чем больше слабела Орда, тем крепче становилась Литва. Тихой сапой она отжимала поднепровские области. И не только. Сопротивления не встречая. Поскольку была сильной, православной, населенной …русскими. Киев стал литовским незаметно почти, в 1362 году, во времена славного князя Ольгерда. Город оказался никому не нужен, был впоследствии низведен до уровня уездной провинциальной дыры. Особенно во времена поляков. Которые вели совсем другую внутреннюю политику, считая здешнее православное население — людьми второго сорта.
Потом прозвенело. Имя колокольчику было Исидор. Набираем воздух… Митрополит Киевский и всея Руси, местоблюститель апостольского престола патриарха Антиохийского Дорофея, папский легат Евгения IV на землях Руси, Литвы, Польши и Ливонии, кардинал-пресвитер Санти-Марчеллино-и-Пьетро, камерленго Священной коллегии кардиналов, кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины, Апостольский администратор епархии Червиа, легат Николая V в Константинополе, архиепископ Никосии, апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский… и прочая, прочая, прочая.
Ярый поклонник Флорентийской Унии, попытавшийся подчинить Москву и русские епархии Ватикану… Был назначен княжей волей отступником от Православия, с треском засажен в Чудов монастырь Василием II, сбежал в литовские земли в 1442 году. Получил неимоверно много католических «плюшек» и титулов, был введен в коллегию кардиналов. Московия же отбилась. Стала автокефалией, последним оплотом ромейской веры, явно примеряя корону «Третьего Рима».
Беда пришла в южные земли Руси после провозглашения двух уний, политической Люблинской (1569 г.) и церковной Брестской (1596 г.). Польша засучила рукава панских жупанов и иезуитских ряс. Очень стремительно и агрессивно стала насаждать греко-католическое («поганское») униатство. Население крестить насильно, ополячивать. Русские упорно и глухо сопротивлялись почти сотню лет, вплоть до 1695 года.
Схема работала просто.
С сельским русским населением католикам было трудновато справиться. К полу-язычеству, православию… они добавили и третий «квест» внешней обрядовости — униатство. А вот русское высшее дворянство: Вишневецкие, Острожские, Чарторыжские, Ружинские, Воронецкие, Четвертинские — сторону Ватикана приняли безоговорочно. Без материальной поддержки этих знатных родов православная церковь была низведена до уровня «хлопской», мужицкой секты.
Из официального документооборота пропал западнорусский язык, всё велось только на польском. Медленно проникая в быт и обиход русского населения многими словами и оборотами. Письменный русский язык к середине XVII века превратился в уродливый польско-русский жаргон, неимоверный «суржик».
Дальше события понеслись вскачь. XVII век: иезуиты выдвигают проект католического Киевского Патриархата восточного обряда. Это делалось везде, создавая противовес православным Патриархиям (Антиохийской, Иерусалимской и т.д.).
В 1666 году тайный католик, митрополит Газский — епископ Иерусалимской Церкви Паисий Лигарид, вращавшийся в высших кругах московского Православия, — убирает изящными интригами с патриаршего престола — Никона. С его идеей воссоединения Западной и Восточной России. Именно волевым решением Патриарха Земский Собор 1651-1653 годов принимал решение объявить войну Польше.
Паисий Лигарид раскалывает русских и Церковь. Хотя, останься Никон на патриаршем престоле… этого можно было избежать. Уверен. Его образ упертого догматика несколько преувеличен. Документы говорят: он был сторонником сосуществования «старого» и «нового» обрядов, уже фактически достиг примирения с вождями старообрядцев (Нероновым, например). Но проведенный «режиссером» Паисием Лигаридом Собор 1666 года низверг Никона, проклял старые обряды.
Полыхнули казачьи восстания
запорожцев. Сначала они вооруженной силой пожелали вступить в «реестр», получать зарплату от польского короля, расширить свои права. Но потом подгорело на нижнем этаже «Малороссии», казачество было вынуждено присоединится к простому люду. Возглавить борьбу с уже очевидными анти-польскими призывами. Сбросить «католическое иго».
Переяславская Рада 1654 года. Богдан Хмельницкий делает свой выбор, малороссы ориентируются точно на Москву. Царь Алексей Михайлович принимает титул «Великого князя Литовского». Наступает (после смерти Хмельницкого) период кровавых междоусобиц под названием Руины. Ряд анти-московских восстаний не идут под лозунгами «самостийности». Это возня казачьей верхушки, нескольких гетманов и части униатского духовенства. Желающих целовать десницу польского короля.
После свержения Никона, на следующий 1667 год, с Польшей заключается Андрусовский мир. Речь Посполитая и Российское царство разделили между собой малорусские земли. Москве отходят Киев и Левобрежье, остальная Малороссия возмущена. Обвиняет царя в измене «русскому делу». Между тем, земли Западной Руси стали жесточайше колонизироваться поляками. За три десятка лет там практически искореняется православие.
Хранится оно только в церковно-славянском языке богослужения, униатам хватило ума сохранить и отстоять хоть что-то. Но Ватикан меняет стратегию, проводит повторную латинизацию. С 1720 года в униатских храмах насаждаются католические культы: «Божьего Тела», «Сердца Иисусова», «Сердца Марии». Меняются датировки многих праздников, облачение духовенства. Дальше… Автро-Венгрия, научный подход в создании «украинцев» и «белорусов»… Большевики всё это узаконили.
Вот предварительный обзор.
Русских начали раскалывать со времен зарождения Золотой Орды. По религиозному признаку, в первую очередь. Понятие «великороссы» (которые якобы появились в XIII веке еще) ввел в оборот Костомаров. Не то украинофил, не то униат. Но мозг учёный, многим его рассуждения понравились. На дворе был XIX век, «семья братских (но разных) народов» стала облизываться многими самостийными интеллигентами. Наиболее возбужденные постарались … отделить аж Киевскую Русь себе в пользование. Северо-восточное русское население записав в «московитов-москалей».
Исторические источники не знают «трех братских народов». Если находится разделение, то исключительно в названиях географических частей государства, попавшего в разные зависимости. От Литвы, Польши, татар. Поэтому… народ, в комментариях, прошу, не населяйте Киевскую Русь специальными «восточными славянами». С многовековым тайным желанием выделиться в украинцев, белорусов... каких-то «россиян» с имперскими непомерными амбициями.
Нет понятий «великоросской» культуры и языка, традиций специфических. Не устраивайте интеллектуальные подмывы под древний термин «русские». Пользуйтесь не искусственным «новоделом» ХХ века в терминологии, а придерживайтесь исторических фактов.
«Три братских народа» — это уродливая псевдо-историческая химера. Изобрели ее самые отъявленные враги Руси. Какой угодной: Киевской, Владимиро-Суздальской, Малой и Великой, Червонной и Московской. Помнить нужно только одно: это у них не получилось сделать силой оружия, кострами «еретиков», тотальным «холопством» и этнической сегрегацией. Есть над чем подумать…
Свежие комментарии