На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 440 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Конечно, будет постоянной. Кому надо этот тяжёлый металлолом туда-сюда таскать.Решение Путина пр...
  • Дмитрий Гурин
    Пусть выставку сделают постоянной с пополнениями. Ну нет просто времени на праздники в Москву съездить, да и гостиниц...Решение Путина пр...
  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Решение Путина пр...

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ПО БЕРТУ ХЕЛЛИНГЕРУ.

Красота и здоровье

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ПО БЕРТУ ХЕЛЛИНГЕРУ. часть 1.

Семейный порядок по Берту Хеллинггеру 
Отношения между мужчиной и женщиной составляют глубинную основу бытия. По большому счету гарантируют существование человечества, обеспечивая зарождение, сохранение и продолжение жизни на Земле. Возможно, это звучит глобально и пафосно, но факт остается фактом.

Чаще всего гендерные отношения рассматриваются с точки зрения межличностного взаимодействия. Считается, что проблемы кроются в раннем детстве, неконструктивных паттернах поведения, ограничивающих убеждениях, низкой степени осознанности.

Я хочу предложить несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины. Мы рассмотрим некоторые аспекты партнерских отношений с точки зрения системного — феноменологического подхода Берта Хеллингера, автора метода системных расстановок.

Этот подход, исследуя порядки человеческого сосуществования, исходит из того, что человек не только отдельная личность, но и часть системы в первую очередь семейной. Мы не взялись ниоткуда. Мы появились в семье и связаны с ней. На 1/2 мы состоим из своих родителей, на 1/4 из бабушек и дедушек, на 1/8 из прабабушек и прадедушек, человек – это звено в цепочке своих предков. И поэтому на его жизнь оказывает влияние не только личный опыт, но и особо значимые события, имевшие место в семейной истории.

Как правило, это влияние может распространяться до 4 поколения, в случае особо тяжелых судеб — до 7 поколения. Душевной силой, которая сплачивает систему, является «связующая любовь». Под ее воздействием, человек сам того не зная и не желая, может проживать судьбу кого из членов своей системы или подсознательно перенимать опыт, задачи, модели поведения, чувства кого-то из предыдущих поколений, воспринимая при этом их как свои собственные. Такие переплетения возникают в результате нарушения системных законов самим человеком или кем-то из его системы.

Эти законы Берт Хеллингер называет их «порядками любви». Обычно они не осознаются, но неизменно влияют на нас и нашу жизнь. Они действуют независимо от того, знаем мы о них или нет, соглашаемся с ними или игнорируем их. И как невозможно преодолеть законы природы, так и невозможно быть в ладу с собой и другим, пренебрегая системными законами человеческих отношений.

Очень часто проблемные ситуации в партнерских отношениях связаны с тем, что один или оба партнера переплетены со своими родительскими семейными системами. Причем сами партнеры в этом не виноваты – они не осознают этого. Они страдают, несмотря на то, что любят друг друга, старательно ищут решения, убежденные в том, что если будут достаточно стараться, то смогут его найти. Но поскольку корни кризисов отношений следует искать в другом месте, их усилия и призывы к доброй воле остаются тщетными.

Например, нередко один из партнеров стремиться уйти, несмотря на то, что любит другого. Это происходит от того, что, возможно, он хочет последовать в смерть за кем либо из членов своей родительской семьи, или разделить судьбу того, кто был изгнан, чтобы другой человек остался жить, или исключен, или незаслуженно забыт и недостаточно оценен. Иногда новым отношениям мешает связь с прежним партнером, особенно если осталась вина перед ним или он умер, а траур по нему остался незавершенным.

Последствия системных нарушений и переплетений могут проявляться у партнеров и на телесном уровне в виде болезней, зависимостей, необъяснимых болей, неадекватных эмоциональных реакциях.

В одной статье нет возможности подробно описать базовые системные порядки, и последствия их нарушений, а так же способы преодоления переплетений и поиска освобождающего решения. Поэтому я более подробно остановлюсь на «порядках любви», которые действуют в партнерских отношениях. Итак:

Порядки любви между мужчиной и женщиной и что следует за их нарушением 
Прежде, чем говорить о порядках, проясним вопрос:

«Как мы становимся мужчинами и женщинами?»

Начнем с мальчиков. В детстве мальчик находится в сфере влияния матери, от нее он узнает, что такое женственность. Женское начало в душе мужчины К. Г. Юнг называет «анима», а мужское начало в душе женщины — «анимус». Мужчина развивает свою аниму рядом с матерью, и если сын остается в сфере влияния матери, анима развивается сильнее. Оставаясь с матерью, он воспринимает женское сверх меры, и оно заполоняет его душу. Это мешает мальчику принять отца и мужское начало в нем сужается и чем дальше, тем больше пропадает. В сфере влияния матери из сына зачастую получается лишь юноша, но не мужчина, покоритель сердец, любовник, но не муж. И, как ни странно, тогда в нем меньше понимания и сочувствия по отношению к другим женщинам.

Мачо — это всегда человек с сильной анимой, он всегда связан с матерью. Это юноша или герой, но не мужчина. Дон Жуан — тоже мамин сын, который не превратился в мужчину. Иметь много женщин свойственно юноше. Мужчина может выбрать женщину и стать ее мужем.

Чтобы стать мужчиной, сын должен отказаться от первой женщины в своей жизни и достаточно рано перейти из сферы влияния матери в сферу влияния отца. Он должен оторваться от матери и встать рядом с отцом. Для сына это огромный отказ и коренной перелом. Раньше этот переход осуществлялся осознанно при помощи ритуалов инициации. После них мальчик уже не мог вернуться обратно к матери. Рядом с Отцом сын становится мужчиной, который отказался от женского в себе. Тогда он может предоставить женщине дарить ему женское, и тогда складываются надежные, прочные отношения.

Дочь тоже сначала находится рядом с матерью и интенсивно ее воспринимает, но иначе, чем сын. Она тянется к отцу. Первое знакомство с мужским началом происходит в отношениях с отцом, и мужское очаровывает ее. Если она остается в сфере влияния отца, ее душа переполняется мужским. Тогда она сможет стать лишь девушкой, но не женщиной, возлюбленной, но не женой. Позже она не сможет полноценно подойти к другому мужчине, ценить его и обращаться с ним как с равным.

Чтобы стать женщиной, девочка должна отказаться от первого мужчины в своей жизни, то есть отца, отойти от него, вернуться к матери и встать рядом с ней. Там она превратится в женщину и позже тоже найдет своего мужчину, которому сможет позволить дарить себе мужское. И в ней будет больше сочувствия и понимания по отношению к своеобразию и ценностям мужчин. Это прямо противоположно нарциссическому представлению о том, что женщина должна сама развивать в себе мужские качества.

Лучший брак тот, где папин сын женится на маминой дочери. Но часто случается так, что папина дочка выходит замуж за маминого сынка.

Соотношение любви и порядка

Часто можно наблюдать: отношения рушатся, несмотря на большую любовь. Так что дело здесь очевидно не в любви. Существует широко распространенное заблуждение, что любовь восполняет и заменяет все, чего недостает. И многие проблемы в отношениях возникают из-за того, что один из партнеров не желает признать очевидное и считает, что при помощи размышлений, определенных усилий или любви все-таки сможет все наладить. Однако этим на порядок не повлияешь. Это иллюзия, это просто невозможно. Любовь является частью порядка и развивается в рамках порядка. Кто пытается перевернуть это соотношение и с помощью любви преобразовать порядок, терпит фиаско.

Приспосабливаясь к порядку, любовь может развиваться в нем как семя. Оно входит в почву и не пытается ее изменить, так и растет.

Основа любви — уважение к партнеру, к его происхождению и уважение к себе и своему происхождению, а так же согласие на различия в нас.

Взрослая любовь знает границы и наслаждается тем, что имеет. Если в хорошем настроении партнер тебя устраивает на 80%, а в плохом на 51% — это хороший партнер и не надо искать другого

«Границы свободы»

Во всех отношениях устанавливаются свои границы — тесные или широкие. Обнаружить их помогает чувство вины. Где начинается вина, там проходит граница. Внутри этих границ- пространство невиновности и свободы. Эти утверждения тождественны. Пока нет границ, нет и свободы. Тогда все расплывается. Если человек проверил, где проходят границы, он знает и где его свобода. Полнота реализуется в границах.

«Мужчина хочет женщину в жены, а женщина хочет мужчину в мужья»

Только когда мужчина отдает себя женщине в мужья и берет ее в жены, а женщина отдает себя мужчине в жены и берет его в мужья, только тогда они являются мужчиной и женщиной и только тогда становятся парой. Образуя пару, они обретают больший удельный душевный вес, чем раньше. У женатого мужчины удельный вес выше, чем у неженатого, а у замужней женщины удельный вес выше, чем у незамужней. Таково правило, но бывают и исключения.

У мужчины есть что-то, чего нет у женщины, а у женщины есть что-то, чего нет у мужчины. Поэтому их тянет друг к другу и это тяга огромной силы. Они равны друг другу в своей недостаточности и в способности дарить другому нечто важное и тем его дополнять. Оба должны согласиться со своей ограниченностью, тогда они становятся способны вступать в отношения и сохранять их.

И если в паре один хочет быть с другим в большей степени из каких-то иных соображений, например, ради удовольствия или обеспечения, потому что другой богат или беден, образован или прост, католик или православный, потому что один хочет завоевать, защитить, улучшить или спасти другого. Или, как иногда замечательно говорят, потому что один хочет видеть другого отцом или матерью своих детей, то фундамент таких отношений построен на песке, а в яблоке уже сидит червяк.

Заключение брака — это прощание с юностью. Партнерские отношения без брака — это продолжение юности. Если пара долго живет вместе и не женится, в ней каждый говорит другому: я продолжаю искать чего-то лучшего. Это постоянное бессознательное оскорбление.

Одна из трудностей отношений в паре состоит в том, что в партнерских отношениях мы хотим сохранить и спасти юность. Но это невозможно, она осталось позади. Развитие человека всегда происходит так, что мы переступаем через некий порог. Когда мы оказываемся за этим порогом, все меняется, и вернуться назад мы уже не можем. Самый простой пример — рождение. Ребенку очень хорошо в материнском лоне. Но в какой-то момент ему нужно перейти порог. А там все по-другому и вернуться назад он не может.

Следующий большой порог — это женитьба. Юность осталась позади. Вернуться уже нельзя. Партнерские отношения удаются, если мы переступаем через этот порог и смотрим вперед, а не назад.

Мы не всегда признаем, что партнерские отношения – самое важное для нас в жизни. Они глубоко трогают нас, это элементарное проявление любви, которое выходит далеко за пределы нас самих.

Встретив партнера, мы думаем: «Все теперь мы будем любить друг друга и будем счастливы». Но думая так, мы не понимаем, что нами движет могущественная сила, что мы поступаем на «службу», которую нам придется нести всю жизнь. Она проникает в самую глубину нашего существа, делает нас счастливыми и причиняет боль. В процессе партнерских отношений каждый растет и умирает в равной мере. В процессе роста мы преодолеваем себя на пути к чему то большему. Так и в партнерских отношениях: то, что мы воспринимаем как проблему или кризис, является частью такого процесса.

Иногда, опираясь на опыт свободных отношений, некоторые рассматривают свое партнерство так, будто его цели можно устанавливать произвольно, а продолжительность и порядок можно определять, менять или отменять в зависимости от собственного настроения и самочувствия. Но тем самым они отдают свое партнерство на откуп легкомыслию.

Возможно, слишком поздно мы начинаем сознавать, что здесь царит порядок, который нельзя нарушить безнаказанно. Если один из партнеров с легким сердцем, ни с кем и ни с чем не считаясь, расторгает отношения, то рожденный в них ребенок часто ведет себя так, будто должен искупать какую-то несправедливость. В действительности цели партнерства заданы для нас изначально, и если мы хотим их достичь, требуют постоянства и жертв.

Необходимо так же учитывать связь, то, что часто недооценивают партнеры. Если двое любят друг друга и совершают исполнение любви (под «исполнением любви», Берт Хеллингер имеет в виду сексуальные отношения) то оба становятся несвободными, а связанными на всю жизнь. Одно из самых больших разногласий в партнерских отношениях заключается в том, что некоторые считают, будто после исполнения любви они все еще остаются свободными. Свобода утрачена, и это невозможно изменить, это данность. Это часть служения. Насколько глубока такая связь, можно видеть в процессе Расстановок.

«Ориентированность на ребенка, сохраняя приоритет партнерской любви»

Лишь в ребенке мужское и женское достигает своей полноты. Только став отцом, мужчина становится в полном смысле мужчиной, и только став матерью, женщина становится в полном смысле женщиной. В ребенке мужчина и женщина становятся в полном смысле и зримо для всех нерасторжимым целым. Однако важно, чтобы их родительская любовь к ребенку лишь продолжала и венчала их любовь как пары. Ведь их любовь друг к другу предшествует их родительской любви и, как корни держат и питают дерево, так их любовь как пары держит и питает их любовь к ребенку.

Если в семье родители отдают приоритет родительству перед партнерством, то порядок оказывается нарушен и возникают проблемы. Решение заключается в том, чтобы партнерские отношения снова получили преимущество перед родительскими. Когда это происходит, это видно сразу: дети вздыхают с облегчением, когда видят своих родителей как пару. Тогда всем сразу становится лучше.

Переход к родительству содержит в себе очередной отказ от детства и юности. Вступая в эти отношения, человек снова переступает порог и вернуться обратно уже не может. Детство и юность еще раз остаются позади. Пребывая в иллюзии о возможности повторения цветочно-букетной стадии в отношениях или возвращении к беззаботности, свойственной холостяцкой жизни, мы подталкиваем отношения к краху, а сами рискуем остаться «вечными детьми». Что же тогда могут дать «большие вечные дети» своим рожденным детям? Чему могут научить? Какую жизненную мудрость передадут?

Можно посмотреть на двоих людей и увидеть, что между ними происходит. Но оставить без внимания то, как их поступки отражаются на их окружении и детях, мы не поймем чего-то очень важного. Они оба могут чувствовать себя прекрасно, и в то же время их поведение может негативно сказываться на их детях или внуках. Порядок всегда предполагает включение многого и, по сути, означает, что разное взаимодействует так, что это хорошо для всех. Порядок реализуется не за счет кого-то одного, он всем стоит одинаково, с равной или, по крайней мере, аналогичной пользой для каждого.

«Равенство как предпосылка прочных отношений»

Оба партнера равно хороши и плохи в том, что они имеют, и в том, чего им недостает. Любая попытка вести себя по отношению к другому либо с позиции превосходства (как родитель), либо с позиции зависимости и подчиненности (как ребенок) ограничивает партнерские отношения и ставит их под угрозу.

Если один из партнеров, например, рассчитывает получить от другого такую же безопасность, какую могут давать только родители своим детям, то порядок этого партнерства нарушается. Это не позволяет происходить обмену и компенсации между равными взрослыми. Тогда следующий кризис заканчивается обычно тем, что тот партнер, на которого были направлены слишком большие ожидания, отдаляется или уходит.

Причем совершенно оправданно, ибо, перенося порядок из детства на партнерство, другой предъявляет ему чрезмерные требования. Если, к примеру, муж говорит жене: «Я не могу без тебя жить» или: «Если ты уйдешь, я покончу с собой, жизнь потеряет для меня всякий смысл», то жене нужно уходить. Партнерство потерпит крах, поскольку этим он вешает над партнером дамоклов меч, и ни один человек не в состоянии выдержать это долго. Это уместно, когда так говорит своим родителям маленький ребенок, поскольку ребенок совершенно оправданно чувствует себя полностью зависимым от родителей.


Продолжение 3.

РАЗМЫТЫЙ СЛЕД

Карпов В. (Басой)

Чтобы уничтожить народную память, нужно уничтожить или рассеять её носителя, т.е. сам народ, или, по крайней мере, его большую часть. Остальных оставшихся запугать всяческими репрессиями и утеснениями, превращая их в послушное стадо простых исполнителей чужой воли, думающих только о сегодняшнем дне - а именно: как заработать на кусок хлеба и выжить. Продержи народ или народность, субэтнос в таком «пригнобленном» состоянии два - три поколения подряд и цель достигнута — люди превращаются в «Иванов - не помнящих своего родства». Именно в такую ситуацию попало казачество в годы Советской власти, из которой и до сих пор чрезвычайно сложно найти верный выход. Вечная же память тем казакам, кто всячески сопротивлялся политике большевиков, направленной на превращение казачьего субэтноса в беспамятное, послушное воле колхозного начальства быдло...

Старые знакомцы

Часть 2

Глухой ночью, через день после хуторского собрания по организации Нижнемиусского колхоза, к учителю Вахрамееву постучали условным стуком. Гурий, проснувшись, достал наган-самовзвод и, открыв входную дверь, резко отступил в темноту коридора. Вошли двое в брезентовых плащах с накинутыми на голову капюшонами - на улице моросил весенний дождь. Лампа одиноко мерцала в глубине комнаты, едва освещая вошедших. Те, откинув капюшоны, перекрестились на пустой угол, сели на лавку и, достав кисеты, стали скручивать самокрутки, Поздние гости были давними знакомцами, ещё по той, уже далекой Германской войне. Первым не выдержал и заговорил бывший взводный урядник - Богатырев Захар:

- Как Вас прикажите понимать, господин подъесаул? Помешали нам своего человека в председатели колхоза посадить.

Хозяин, подкурив, как и гости, от лампы, ответил:

- Я и сам поначалу колебался, но потом решил: не надо нам лезть на переда и лишнее внимание к себе привлекать. Хватит и того, что ты, Захар, в правление прошёл. И так в курсе дел будем, ты - по колхозу, я - по Совету. Но признаю, не все, как задумывалось, вышло. Уполномоченный, сволочь, все карты спутал, пришлось перестраиваться на ходу.

- Да, тертый калач этот Кандыба!- вступил в разговор пожилой казак, бывший вахмистр Мигуля, не так давно вернувшийся из тюрьмы.

- Я его сразу признал, ведь энто он нас тогда, осенью 23-го года, со своим ЧОНОМ со всех сторон как волков обложил и принудил сдаться, - сообщил он.

- Вот, оказывается, как наши дела на данный момент обстоят! Даже хуже, чем я предполагал! Сдается мне, Сидор Кузьмич, что и он тоже мог кого-то из нас призначить. Чувствую, засветились мы, а это крайне опасно, особенно сейчас, когда подготовка к выступлению практически завершена, и мы ждем только сигнала, - сделал вывод учитель.

- Да убирать этого Кандыбу надо немедля! Ить иного выхода нет,- опять вступил в разговор Богатырев.

- А куда он после нас подался? - спросил сотоварищей учитель, затягиваясь папиросой.

- Да конюх сельсоветский, дядя Вася, гутарил, что в станицу Николаевскую его отвозил - там колхоз будет сорганизовывать, мать его так, - сообщил Захар, выпуская дым из широких ноздрей.

- Видать мне придется тряхнуть стариной, - сказал Мигуля. Молодежь привлекать покудова не станем, бо дело дюже рисковое. Он затушил самокрутку и бережно ссыпал остатки махорки в кисет.

- Да вы никак сами все вырешили?- недовольно нахмурился хозяин, тоже докуривая и туша папиросу.

- Точно так, ваше благородие, - отозвался вахмистр.- Васька, зять, вызывался, но я решил, что мне поспособнее будет. - В энтой станице у меня знакомцы по отсидке имеются, надежные ребята, еже ли што, и подмогнут, и укроют.

- Только вот «закавыка»! Как сие дело обставить-спланувать, чтобы моя отлучка из хутора в чужие глаза не попала, чую - приглядают за мной, скрадывают, как зверя, - озадачил соратников вахмистр.

- Да, это серьезный вопрос, - согласился учитель.

Они опять надолго замолчали, думая о создавшемся моменте. Наконец Богатырёв нерешительно кинул мысль:

- Тут Возков намедни баял, что завтра последнюю ходку тозовского зерна в уезд на ссыпку повезёт - додавили гады.

- Вот и выход подвернулся,- подхватил эту мысль учитель и тут же стал излагать план:

- Напросись, Сидор Кузьмич, ему в помощники, он сутки на быках будет в уезд елозить. Вели ему там, у родичей, тебя дожидаться, но в курс дела не вводи, хоть и свой он человек. Думаю, за двое - трое суток управишься, если всё в лад пойдёт. Захар тебе в Змеиной балке коня и все остальное передаст, там же все потом и укроешь, сам знаешь, где. Оружие в хутор не тяни - опасно.

- Голова вы, Гурий Петрович! Всё предусмотрели, недаром нашим взводом охотников на Германской войне командовали, - вспомнил прошлое Захар.

- Ежели сорвется, - перебил его вахмистр, - тогда Ваську пошлете. Немного помолчав, добавил:

- Убирать энтого чекиста нужно по-любому, почуял он что-то, матерый волк - опытный, насмотрелся я на таких, голыми бы руками давил, а тут и карабин имеется,- поделился вахмистр наболевшим.

- Ну, в добрый час, Сидор Кузьмич,- учитель подал руку Мигуле, но тот растрогался и обнял офицера, смахнув стариковскую непрошеную слезу.

- Коли не возвернусь, то дочку с внуком не бросайте. Вот внук растет, энтой осенью в первый класс итить, но чую, не успею я его на крыло поставить, и вразумить не успею,- посетовал вахмистр.

- А мой сын уже во второй перешёл, а получается то же самое, - подумалось подъесаулу. Даже и не знает, кто его отец. Да, по теперешним временам пусть лучше не знает ни он, ни кто- то другой.

Первым ушел Мигуля, за ним Богатырев, получив инструкции, как вести себя на заседаниях правления колхоза, кого поддерживать, а кого топить, не давать хода. Борьба принимала скрытные, изощрённые формы, к которым казаки Нижнего Дона были не слишком привычны.

В Нижнемиусский колхоз, попервоначалу, вошло около двухсот дворов из 257, числившихся по Совету. Примерно двести новоиспечённых колхозников было разбито на три основных бригады. Две - растениеводческие и одну - животноводческую, человек по сорок в каждой. Но если с сельхозинвентарем полеводческих бригад особых затруднений не случилось, его просто вытащили из хозяйских сараев и стаек на общий колхозный двор и установили в одну линию под открытым небом, то над устройством общих базов для коров и лошадей пришлось повозиться. Хорошо еще, что объединение в колхоз пришлось на весну, и впереди было лето. К зиме 1930-1931 годов удалось оборудовать только две молочные фермы, да общий баз для тягловых животных - лошадей и быков. Мелкий скот решено было передать бывшим хозяевам на временное содержание, подготовить до зимы для него помещение не успели. Потом вообще пришло указание, что его можно оставить владельцам. Власть сделала послабление, опасаясь перегнуть палку.

В колхозе было еще звено рыбаков - остаток артели раскулаченного Вани Салогуба. Они толклись на прудах около сожженной мельницы да в устье Миуса, примыкавшем к колхозным землям. Выходить в море им пока не разрешалось, непонятно почему. Было создано и небольшое звено, закрепленное за садом и пасекой. Им руководил лично Шульга Михаил Кузьмич, бывший арендатор и теперешний член правления колхоза.

Тозовская пекарня стала колхозной и в ней остались прежние работники: Цапков Игнат - хлебопеком и Богатырев Захар - всем остальным (грузчиком, истопником, сторожем и т.д.).

Хуторская церковь была приспособлена под зерновой склад, а в тозовском амбаре была временно оборудована изба - читальня. Там по вечерам пиликала гармошка и щёлкала семечки молодежь. Привезённые из уезда книжки почти никто не брал, а если и брали, то только парни - на раскурку. А вот газеты почитывали, но в основном мужчины постарше. Как-то по весне, когда отсеялись, шедшего по делам председателя Чаплыгина остановили старики. Они сидели на бревнах напротив строящейся конефермы.

- Ты вот что нам, Федюня, обскажи,- не отвечая на приветствие, заговорил старший из них, 70-летний Макар Топилин, - чаво энто новая власть такое глумление над нами, т.е. жителями учиняет? - Воскресный день, а помолиться негде? - Дед поднял палку с железным наконечником на конце и, как будто шутя, упер ее Федору в грудь, напротив сердца. Федор спокойно отвел клюку в сторону и заявил:

- Молись дед дома, чай с твоего киота Советская власть не вытаскивает, а колхозу семенное зерно засыпать куда- то надо было. Небось церковь поджигать никто не станет.- Дед Макар крякнул, прокашлялся и сплюнул густую слюну под ноги председателя, не найдя что сказать в ответ.

- Так- то оно так, да не совсем,- вступил в разговор Иван Чумак - еще моложавый 60- летний мужик. - Ведь в церковь народ тянулся не только для того чтобы помолиться да причаститься, но и на людей поглядеть да и себя показать. Энто ж ты отрицать, Федор, не станешь,- заявил он. Но тот нашелся и тут - отшутившись:

- Вот закончим к осени клуб, туда и будете ходить на девок глазеть,- заявил он. И круто развернувшись и приставив руку к фуражке (в знак уважения) пошел к ферме.

- Ушлый, гад! Просипел со злобой, вслед Чаплыгину, самый молодой из стариков, бывший мамонтовец Семен Михеев.

- Однако же опосля сева излишки хлеба людям возвернул и более- менее по справедливости распределил,- вступился за председателя дед Иван.

- Знаем, чего ты, Ванька, за председателя задницу дерешь,- осадил его дед Макар, - он ить тебе двоюродным племянником доводится. Дед Иван засопел, но все - же ответил:

- Энто, братцы, всем известно. Известно и то, что его батька, а мой двоюродный брат приказной Чаплыгин на моих руках в 1905 отошел в мир иной... Но я не про то. Хозяйственный он, Федька, как и Афанасий был, да и упертый не по годам, и ежели ухватился за лямку, то будет тянуть до последнего, покудова не ляжет в борозде - попомните мое слово.

И дед Иван, поднявшись, зашагал вслед за Федором, усмотрев, что плотники неплотно подогнали "венец" на срубе.

- Вот до чего дошло, и серед нас уже единства нету,- посетовал дед Макар.

- Ничего, дай Бог, доживем до того дня, когда всё на круги своя возвернётся, - сказал Михеев и невольно сжал до хруста кулаки. Дай-то Бог! - закивали, крестясь, старики. Жизнь, а с нею и борьба за её уклад продолжалась. Никакого единства среди хуторян уже не было, да и не могло быть. Слишком много было пролито крови в недалёкую Гражданскую войну с обеих сторон, чтобы быстро забыть про это, да и раскулачивание тоже сильно развело людей. Ведь всех сразу противников новой власти на Соловки было не сослать, хоть и сильно хотелось.

После весеннего сева, который хуторяне закончили в конце мая, к учителю Вахрамееву Григорию Петровичу зашёл председатель колхоза Федор Чаплыгин. Свечерело. Учитель заканчивал проверку тетрадей. Они редко встречались, хотя и жили, последние два года, в одном хуторе в двести дворов. Федор, уйдя из ЧЕКА, по весне 1923 года, плавал боцманом на мелкотоннажных посудинах, ходивших по Азовскому морю. А зимой, в межсезонье, жил в хуторе на отцовском подворье и работал в кузне, помогал Сане Парамонову ладить сельскохозяйственный инвентарь, готовить его к весеннему севу.

Картина дня

наверх