Почему так задевает ситуация в моей стране и бестактность чиновников?
Вспоминаю, как лет тридцать назад я пытался поститься, поскольку это было принято. То есть не есть мяса и рыбы. Или просто голодать. А потом почему-то это желание пропало. Позже, когда я более серьезно стал исследовать эту тему, картина прояснилась.
Оказывается, в православии традиционный весенний пост привыкли относить только к телу. По моим наблюдениям получилось, что такой пост может быть даже опасен, если человек не постится и духом. То есть нельзя переживать, раздражаться и обижаться в период поста. Нельзя обременять себя работой, много читать и думать. Во время поста должно отдыхать не только тело, но и сознание.
А год назад, когда я столкнулся с темой души, я понял, что и такой пост может быть опасен. Когда ограничиваешь свое тело в энергии внешней, высшая энергия направляется в сознание; когда ограничиваешь сознание, она течет в душу. Только если ограничить и душу в своих проявлениях, тогда наша подсознательная энергия и наши устремления направятся к Богу и усилят единение с Ним. И это даст возможность преодолеть то, что называется грехом. Значит, самое опасное во время поста — это невоздержанность души. Душа забывает о Боге, устремляясь к удовлетворению своего вожделения. Значит, главное во время поста — это остановка всех видов чувственного счастья.
Что нам дает максимальное наслаждение? Сексуальное влечение к любимому человеку, общение с ним. Наслаждение нам дают сладости, разнообразная, изысканная пища. Ощущение удовольствия и счастья дают нам алкоголь, курение. Значит, в пост в первую очередь нужно отказываться от сексуальных контактов, от общения с людьми, от употребления сладкого, чая, кофе, алкоголя, сигарет. Для того чтобы появилась радость от общения с Богом, нужно, чтобы замерли все остальные виды радости. И в тот момент, когда человек сознательно отказывается от всех наслаждений, он должен настраиваться на радость и счастье, получаемые от единения с Творцом.
Я задумываюсь: почему же меня все-таки так задевает ситуация в моей стране? Почему так близко к сердцу я принимаю некачественную еду и бестактность чиновников? Ведь все это закономерно. Россия — это молодая страна, которая появилась на свет всего 18 лет тому назад. У нее до сих пор нет ни идеологии, ни нравственности. И Конституция, и законы, и передачи на телевидении — все это потихонечку «позаимствовали» у других государств. И, как в любой молодой, неоформившейся стране, хаоса и неустроенности хватает. Основы для укрепления государственности только-только закладываются. Почему же я так переживаю и срываюсь на осуждение людей и страны? Скорее всего, потому, что оцениваю ситуацию с точки зрения идеалов, статичного идеального образца. То есть я тоже мыслю крайностями. Либо в стране все хорошо — и я поклоняюсь этой ситуации, либо плохо — и я осуждаю и ненавижу ее за это.
Кстати, заметил любопытную тенденцию. Если возмущаешься тем, как ведут себя люди, то начинаешь просто физически болеть и чувствуешь, что это может привести к смерти. Подсознание тут же подсказывает выход: отомсти им, сам обмани кого-нибудь, сделай кому-нибудь гадость — и тогда станет легче. А действительно, как я могу осуждать за непорядочность других людей, если я сам такой? Понятно, почему мы так любим фильмы о жуликах и непорядочных людях. Они ведь никого не осуждают. Они живут, радуются и делают то, что хотят. Правда, потом их эгоизм начинает усиливаться и давать проблемы. Но это потом. А самое большое счастье испытываешь, когда от правильности и порядочности, постоянно подталкивающих к осуждению, переходишь к жульничеству.
Мы должны научиться любить по инерции, чтобы ни случилось
Недавно ко мне пришел за советом один психолог.
— Я состою в ассоциации психологов, мы занимаемся семейными проблемами, консультируем семьи по поводу взаимных отношений, учим сглаживать и преодолевать конфликты, и, вы знаете, результаты неплохие.
— А в чем же тогда проблемы? — поинтересовался я.
— Дело в том, что у всех психологов стали разрушаться семьи, этим патологическим процессом мы управлять не можем.
— Вы снимали проблемы на внешнем плане и переводили их на тонкий уровень, сбрасывая проблему на детей клиентов, на себя и на своих детей. Допустим, вас обидели, то есть перетрясли человеческую стабильность. Обида является защитной реакцией. Если вы, видя опасность, агрессивность эмоций, пытаетесь ее убрать, то это занятие бесполезное. Внешние вспышки обиды уйдут внутрь, снять обиды и простить — это разные вещи. На самом деле обида никогда не снимается. Она принимает другие формы.
Недавно у психологов появилась новая техника работы с отрицательными эмоциями. Они предлагают пациенту написать на листке бумаги отрицательные эмоции, которые они испытывают сейчас и не могут преодолеть. Затем бумага сжигается, все — отрицательных эмоций нет, остались только положительные. Возникает внешний комфорт и успокоение, на самом деле спрессованная эмоция ушла внутрь, в подсознание, став еще более опасной. То есть пока мы видим только человеческое «я», хотим мы или нет, мы будем его агрессивно защищать от уничтожения. Если же мы не будем защищаться, значит, мы займемся самоуничтожением, то есть будем помогать убивать свое человеческое «я». Если мы осознаем, что человеческая оболочка происходит из Божественной и ею подпитывается, если мы понимаем, что порция Божественной любви проходит только в момент перетряски, дестабилизации человеческой структуры, разрушения становятся не несчастьем, от которого нужно избавляться, а необходимым и желательным элементом развития. Чтобы простить, нужно отталкиваться не от человеческого «я», а от Божественного. Божественное «я» вечно, и его не нужно защищать, и если вы в первую очередь видите Божественное «я», а потом человеческое, то у вас никогда не появится внутри агрессия.
Чтобы ощутить свое Божественное «я» более реально, чем человеческое, нужно научиться во всем видеть Божественную волю. Нужно научиться видеть и любить Бога во всем, ибо мы видим мир душой, а не глазами.
Если, пересматривая наше прошлое, мы ищем виноватых, — значит, имеют точку приложения ненависть и осуждение, тогда мы отрекаемся от любви к прошлому, ненавидим будущее и отрекаемся от любви к нему. Вообще это непозволительная роскошь расходовать энергию эмоций на сожаление, ненависть, осуждение или страх. Энергии эмоций едва-едва хватает на любовь.
Так вот, говоря простым языком, мы должны научиться любить по инерции, чтобы ни случилось.
Принятие разрушения и потери человеческого
Недавно я услышал фразу одного человека, которая мне очень понравилась. Его спросили: что нельзя простить женщине? Он ответил просто: женщине можно простить все!
Пока вы на один процент не можете простить, значит, вы не прощаете на 100 процентов, если вы на один процент цепляетесь за человеческое, вы к Божественному никогда не перейдете.
В человеческом «я» есть две точки опоры. Первая опора — это ее продолжение, зависимость от которой дает ревность; вторая — это управление, зависимость от которой дает гордыню. Опираясь на жизнь и желания, вы будете лебезить перед женщиной, носить ее на руках, исполнять все ее желания. Опираясь на волю, управление, вы будете топтать женщину, унижать ее или будете попеременно либо унижаться сами, или унижать ее. Если вы исходите от Божественного «я», то любой поступок будет направлен не на защиту человеческого с агрессией на других или на себя, а на увеличение контакта с Божественным. Когда я говорю «ваше Божественное „я“» — это не означает вашу индивидуальность в Божественном. Мы там все едины. Божественное — по природе лишено конфликтов, потому что там нет времени в нашем понимании. Все человеческое обречено на конфликты, и конфликт является условием развития, потому что объединение происходит через любовь, то есть устремление к Богу.
Как выглядит конфликт в своей основе? У меня есть определенное желание, и оно исходит из моего тела, из моей жизни. У другого человека есть тоже желание, и оно исходит из его тела, из его жизни. И уже изначально его желание не может соответствовать моему, то есть возникает конфликт. Чтобы конфликтов не было, нужно чтобы моя информационная структура была абсолютно идентичной информационной структуре другого человека, а это теоретически невозможно хотя бы потому, что мы находимся в разных точках пространства. Человечество много тысяч лет мечтало
обидеальном обществе, в котором не будет агрессии и конфликтов. Попытка создать бесконфликтное общество, как это было при социализме, порождало желание сделать всех, абсолютно всех идентичными и не столько внешне, сколько внутренне, в мировоззрении, эмоциях и желаниях. Это было равносильно уничтожению человека, что и происходило на самом деле, то есть пытались достичь единства, не преодолевая конфликт через обращение к любви, а попросту пытаясь уничтожить этот конфликт, уничтожая его источники. Чем строже пытались придерживаться бесконфликтности в искусстве, тем быстрее это искусство умирало, потому что любовь развивается не в отсутствии конфликта, а в его преодолении. У человека множество искушений, и это рождает конфликты. Деньги портят человека, а их отсутствие не дает ему развиваться.
Первый вариант решения вопроса: деньги — зло и от них нужно отказаться, но у лягушки нет денег, нет обид, значит, она счастлива и лучше человека, ближе к Богу. Так что, проповедуется деградация, отказ от всего?
Второй вариант: деньги — это источник развития возможностей и нужно стремиться к ним и делать все, чтобы они были. Значит, деньги это не зло, а добро. В первом случае попытка уничтожить конфликт вместе с его причинами, во втором случае полное принятие конфликта и самоуничтожения. Если мы видим в первую очередь Божественную природу человека, то мы не поклоняемся конфликту и не уничтожаем его, потому что мы от него не зависим. Мы понимаем, что проблема не в деньгах, а в отношении к ним. Целью становится приближение к Богу, а деньги становятся средством. И, если они мешают любви, мы от них отказываемся.
Если мы научились превращать человеческое в Божественное, судьба дает нам любые блага, и мы от них не отказываемся, потому что они работают на любовь, а не против нее, и чем больше материальных и духовных благ мы будем иметь, тем больше будет возможный конфликт и тем больше нужно будет иметь любви для преодоления его.
По мере развития индивидуальность каждого человека растет, увеличивается масштаб и разнообразие его желаний, значит, резко увеличивается возможность конфликта, и если любви будет недостаточно, то конфликт будет разрешаться не соединением, обобщением через любовь, а уничтожением источников конфликта. Конфликтующие стороны будут пытаться сделаться похожими друг на друга. Для этого они будут навязывать друг другу свои цели и желания. Отстаивание собственной индивидуальности приведет к гибели обеих сторон конфликта, либо к полному уподоблению одной стороны другой, с потерей своих целей и желаний или третий вариант — гибель обоих источников конфликта. Во всех случаях развитие прекращается. По этой схеме происходит сейчас взаимодействие государств во всем мире. Попытка разрешить растущий конфликт военными, политическими, экономическими мерами на самом деле решением конфликта не является. Она только загоняет его в тупик и накапливает взрывоопасный потенциал. Попытка устранить конфликт любыми мерами подобна удавке, которая затягивается все сильнее. Бороться нужно не с конфликтом, бороться нужно с собой. Нужно в конфликте увидеть объединяющий момент, увидеть то, что разделяет две стороны, научиться видеть в конфликте не разрушение, а созидание.
Я сказал женщине:
— Вы не можете простить измену мужа, потому что эта измена разрушила ваше человеческое счастье и прошлого не обернуть вспять. Раз восстановить утраченное счастье нельзя, значит, невозможно и простить. Вы отказываетесь принять прошлое, значит, вы отказываетесь и от будущего. И в будущем у вас нет семьи, а развод, болезнь и смерть мужа вытекают автоматически. Теперь посмотрите на ситуацию следующим образом: измена — это не столько разрушение старого, сколько возможность создать новое. Откажитесь от старого человеческого счастья, обратитесь к Богу и любви. Что такое обращение к Богу? Это принятие разрушения человеческого во имя Божественного. Прощение — это готовность перейти от человеческого к Божественному. Примите потерю человеческого и обратитесь к любви. И через эту любовь создайте новое человеческое, и это новое будет более совершенным. Каждую долю секунды мы разрушаемся, умираем и через любовь восстанавливаемся вновь.
Проблемы с душой и понятие счастья
Умиротворенный летний вечер на юге Франции. Я смотрю на часы. Удивительно — я за рулем уже около двенадцати часов, а чувствую себя все лучше и лучше. По ощущениям мог бы проехать еще столько же. И, несмотря на то, что уже начало темнеть, дорогу вижу по-прежнему ясно.
А кстати, почему у меня стало слабеть зрение? С одной стороны, понятно: неправильные питание и образ жизни. С другой стороны, серьезные перегрузки, связанные с работой. Но, я думаю, есть еще и главный фактор — проблемы с душой. Я многие годы сначала думал о человеке плохо, а потом оправдывал его. И всегда был сторонником жестких мер. Теперь я понимаю почему: для меня принципы были важнее любви и милосердия, главная точка опоры смещена была в область духовного. Я жил крайностями, а это свидетельствует о том, что с душой у меня были проблемы.
Теперь, когда я понял, что в основе человеческого и всего живого лежит душа, все стало понятным, все встало на свои места. Для того чтобы перенести точку опоры с будущего, с духа, — на душу, нужно создать нормальные условия для функционирования души. Это и мировоззрение, и образ жизни, и питание.
Человек, воспринимающий мир с точки зрения духа или тела, видит все статичным, неразвивающимся. Только тот, кто живет сердцем, душой, воспринимает мир текучим, меняющимся, развивающимся. Тот, для кого сознание на первом месте, видит мир неизменным, и, если что-то не соответствует его жестким, устойчивым представлениям, у него возникает желание уничтожить то, что грозит обрушением целостной картины мира. Поэтому человек с повышенной гордыней всегда внутренне агрессивен. Его главное счастье — не любовь, единение и помощь другим, а превосходство, подавление других, самовозвеличивание. Такой человек всегда должен быть в центре, вокруг него должна вращаться вся вселенная. Как известно, в течение многих столетий в постхристианском мире истинной считалась геоцентрическая модель мира (Земля — центр Вселенной), что являлось свидетельством половинчатого мышления.
Человек, живущий любовью, душой, понимает, что мир может меняться. А значит, речь может идти не об уничтожении обидчика, не о его подавлении, а о его изменении и воспитании. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», — говорил Христос. Миротворцы — это те, у кого душа жива, у кого много любви и энергии. Те, кто чувствует неразрывное единство со всеми.
В принципе девять заповедей блаженства, данные Христом, описывают людей с развитой душой. Кто такие блаженные, нищие духом? Как выглядят те, кто не думает о завтрашнем дне? Это те, для кого любовь и душа важнее, чем сознание и будущее. Человек может быть неумным, у него может не быть будущего. Но если у него есть любовь, душа и нравственность, то он стратегически всегда выживет и победит. Счастлив человек, для которого душа важнее духа, потому что в душе живет любовь. А счастье — это и есть обретение любви и постоянное увеличение ее в душе.
Почему мы утрачиваем любовь к Богу? Что есть грех и покаяние?
Мои мысли почему-то снова переключаются на тему питания. «Интересно, — думаю я, — путешествую по дорогам Франции и размышляю в основном о еде и выпивке». Наверное, аура здесь такая. Как гласит пословица, Бог создал еду, а дьявол — кулинаров. Наше половинчатое мышление заставляет нас либо поклоняться еде, либо смотреть на нее как на источник зла и всячески от нее воздерживаться.
Каноны индийской философии в этом плане диалектичны и просты. Еда должна быть свежей. Еда должны радовать взор и создавать хорошее настроение. Принимать еду нужно в добродушном состоянии. Есть следует после опорожнения кишечника. Есть можно, только когда возникло чувство голода. Я пытаюсь вспомнить главные принципы ведического питания, но в данный момент не могу. Даосы, философия которых смыкается с индийской, говорят о том, что есть нужно немного. Но периодически следует позволять себе есть и пить сколько угодно, чтобы организм получил встряску и органы заработали в полную силу. В этом опять же есть диалектика.
Кстати, о питании племени Хунза. Зимой они едят перетертые злаки, овечью брынзу и сушеные абрикосы. Может быть, главный механизм их правильного питания — это вынужденный весенний пост, когда 3-4 месяца они пьют только отвар из сушеных абрикосов и прочих фруктов. В таком режиме, когда внешняя энергетика минимальна, необходимо включение внутренней высокой энергии. Она проходит через душу, и душа должна быть в соответствующем состоянии. Человек должен быть веселым, добродушным и жизнерадостным. Хунза необыкновенно гостеприимны и сердечны по отношению к приезжим из других стран. Стариков они окружают большим почетом и уважением. И хотя живут они на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря, пройти сто километров по горам — это для них легкая прогулка. Периодическое голодание на фоне радости и добродушия плюс привычка отдавать энергию в виде серьезных физических нагрузок приводит к активизации жизненно важной высшей энергии. Именно эта тонкая энергия и обеспечивает здоровье и долголетие.
Европейцы же, наоборот, тонкую энергию забивают внешней. Высококалорийная пища с низкой живой энергетикой приводит к разрушению тонкой душевной энергии. В принципе в этом есть закономерность. Если человек утрачивает любовь и устремление к Богу, должна начаться деградация, иначе человек даже не поймет, что он потерял.
Когда Божественная энергия проходит через душу, возникает ощущение радости и счастья, появляется ощущение единения со всем миром. Хочется жертвовать, заботиться, делать других счастливыми. Вот почему апостолы говорили: «Всегда радуйтесь». Человек, готовый радоваться, настроенный на добродушие и радостное состояние, создает режим правильного существования души.
«Странно, — думаю я, — а почему же в православии так сильно выражена тенденция скорби? Почему нужно концентрироваться на своей греховности и постоянно каяться? Почему так мало радости?» Наверное, потому, что, как и в католичестве, произошло смещение в область духа. Когда человек чувствует постоянную правоту, превосходство по отношению к другим, он, естественно, пытается преодолеть это состояние противоположным, то есть самоунижением, ощущением своего несовершенства. Но если считаешь, что дух — в основе всего, тогда грех постоянно будет лезть изо всех щелей, сколько себя ни унижай. Может быть, именно эта попытка преодоления гордыни через самоуничижение и приводила многих христианских святых к онкологии? Распространенная тенденция в православии — ощущать себя безумно грешным и постоянно каяться в своих грехах.
Я задумываюсь: что такое грех? Это утрата любви, единства с Богом. Это утрата Бога в своей душе. Что такое покаяние? Это внутреннее изменение себя настолько, чтобы больше не вести себя греховно. Это осознание того, что недопустимо вести себя так и быть таким, как раньше. Поведение человека связано с его внутренним состоянием. Если мы хотим изменить свое поведение, мы должны измениться внутренне. Если мы концентрируемся на своей греховности, то это — концентрация на утрате любви, что может привести к еще большей ее утрате. Если грех — это утрата любви и единства с Богом, то преодоление греха — это восстановление любви в душе. Самобичевание, самоуничижение здесь могут быть малоэффективными.
Почему мы утрачиваем любовь к Богу? Потому что нас больше начинает привлекать счастье души, духа и тела. В индуизме есть понятие о трех главных источниках греха — это вожделение, гнев и жадность. Вожделение — это жадность души к наслаждению. Гнев — это жадность духа к познанию, власти, управлению. Что такое жадность для тела, всем понятно — это неумеренность в еде, сексе, привычках, это потребительство, это ненасытность желаний.
Для того чтобы преодолеть грех, нужно, во-первых, воздержаться от удовольствий, поступающих через тело, дух и душу, а во-вторых, в таком состоянии отрешенности устремиться к Богу и ощутить, что единение с Ним есть высшее наслаждение. Тогда в душе появляются любовь и радость.
Во времена Христа фарисеи постились с печальными лицами, то есть ограничение тела и духа происходило, а любви и радости в душе не было. А значит, пост становился бессмысленным.
Поздравляем с Новым 2021 годом!
Дорогие друзья!
Вот и подходит к концу 2020 год. Каждый год приносит много хорошего, а о плохом мы не будем вспоминать – сделаем выводы, отпустим с миром и пойдём дальше.
За предпраздничной суетой мы часто забываем о простых человеческих радостях – поблагодарить близких, обнять, признаться в любви. А ведь жизнь состоит именно из таких бесценных моментов.
Пусть в наступающем Новом году у вас будет больше объятий, любви, нежности, признаний и благодарности, которые станут настоящим вдохновением на пути к намеченным целям и желаниям!
Новый год – это многообещающая пора, когда случаются настоящие чудеса. Мы уже не дети, но верим, что в нашей жизни есть место волшебству.
Мы многое познали, покорили новые высоты, стали сильнее и мудрее, познакомились с новыми людьми, научились любить, благодарить, быть радостнее, счастливее, энергичнее, терпимее, а кто-то встретил свою любовь.
Так пусть чудесное и волшебное по-прежнему будет в нашей жизни в наступающем году!
Пусть Новый год возродит в нас желание время от времени дурачиться, если нужно — поплакать, а иногда – пуститься в авантюрную поездку. Ведь самые счастливые люди на свете – дети. Так побудьте же ребенком хоть чуть-чуть.
И конечно нельзя обойтись без трёх главных составляющих жизни — Любви, Благополучия и Здоровья.
С Наступающим вас Новым 2021 годом!
Любви вам, душевного равновесия и гармонии!
С Любовью и Уважением,
Свежие комментарии