США против СНВ-III. Новые невозможные условия
Б. Обама и Д. Медведев на церемонии подписания СНВ-III. Фото АП РФ / kremlin.ru
5 февраля 2021 г. истекает срок действия Договора о Сокращении наступательных вооружений (СНВ-III / ДСНВ). Условия договора предусматривают сокращение стратегических ядерных сил до указанных пределов. Имеется возможность продления договора при взаимном согласии сторон. Однако процесс продления забуксовал, и на днях появились новые проблемы. Американская сторона выступила с требованиями, выполнение которых фактически невозможно.
Американские условия
Поводом для новых споров на самом высоком уровне стала недавняя публикация газеты The Washington Times. 7 мая она опубликовала интервью с представителем президента США по контролю за вооружениями Маршаллом Биллингсли. Основные тезисы этого интервью закономерно привлекли внимание.
М. Биллингсли отметил, что Вашингтону не нужен «контроль за вооружениями ради контроля», и потому американские власти желают, чтобы им объяснили необходимость продления СНВ-III. Кроме того, договор в его нынешнем виде не решает ряд вопросов, которые в США считаются приоритетными. Без их учета продление или подписание нового ДСНВ, по мнению американских властей, не имеет смысла.
В целом все сводится к трем основным темам. Первая – участие Китая. КНР располагает развитыми стратегическими ядерными силами, и США хотят видеть ее в списке участников ДСНВ. Пекин отказывается подписывать такой договор, и Вашингтон хочет, чтобы Москва помогла переубедить его. В противном случае США тоже не станут продлевать / подписывать соглашение.
Вторая проблема касается перспективных российских вооружений. М. Биллингсли напомнил о системах «Кинжал», «Посейдон» и «Буревестник», которые не укладываются в условия существующего СНВ-III. По его словам, США не намерены обсуждать место такого оружия в будущем договоре. Проблему предлагается решить самым простым образом: Россия должна отказаться от этих образцов. Более того, следует прекратить работы по направлениям, отсутствующим у США.
ПГРК "Тополь-М". Такие системы пока устраивают американскую сторону. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Третий вопрос, поднятый представителем президента США, затрагивает проверки и сбор информации. Предлагается ужесточить процессы проверок и инспекций. Поводом для такого предложения является недоверие по отношению к Москве и Пекину.
Российский ответ
Российское министерство иностранных дел ответило на заявления американского должностного лица. Замминистра Сергей Рябков отметил, что сигналы из Вашингтона не располагают к оптимизму и к продолжению продуктивного диалога. Американская сторона подает ситуацию так, как будто Россия больше нее заинтересована в существовании ДСНВ.
Замминистра напомнил о недавних событиях вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В тот раз США попытались переложить ответственность на Россию, и после этого вышли из договора. С. Рябков считает высокой вероятность того, что и в случае с СНВ-III американские власти используют тот же метод.
Китайский вопрос
В своем интервью М. Биллингсли высказал точку зрения американской администрации на текущее положение дел и перспективы ДСНВ. Кроме того, очерчен круг проблем, беспокоящих Вашингтон, и сделаны некоторые предложения. Их следует рассмотреть отдельно – и сделать определенные выводы, как о самих предложениях, так и о мотивах их авторов.
Первая идея М. Биллингсли заключается в привлечении Китая к подписанию новых соглашений. Следует напомнить, что в прошлом Пекин неоднократно приглашали в ДСНВ и ДРСМД, но он решительно отказывал. Причины такого отказа достаточно просты и связаны с тем, что условия обоих договоров избыточны или опасны для СЯС Китая.
МиГ-31 с ракетой "Кинжал". Представитель президента США предлагает отказаться от такого комплекса. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Существующий СНВ-III предусматривает сокращение числа развернутых ядерных боезарядов до 1550 ед. Общее количество их носителей оговаривается на уровне 800 ед. при 700 развернутых. Насколько известно, у НОАК имеется не более 700-900 боезарядов и не более 250-300 носителей, пригодных для развертывания. Это существенно меньше ограничений СНВ-III. Впрочем, общее количество потенциальных носителей достигает 1200-1300 ед.
С договором о РСМД ситуация обстояла иначе. Это соглашение запрещало странам-участникам разрабатывать, производить и эксплуатировать ракетные комплексы наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км. НОАК располагает широким спектром ракет разных классов, от оперативно-тактических до межконтинентальных. При этом именно изделия средней и меньшей дальности являются основой ракетных войск – суммарно более 300 ед. Для сравнения, количество МБР на суше и в море не превышает 120-130 ед.
Таким образом, присоединение к СНВ-III не имеет для КНР никакого смысла, поскольку китайские СЯС и так не выходят за пределы его ограничений. Однако в будущем, по мере роста СЯС, ДСНВ может ограничивать их потенциал. Что касается ДРСМД, то подобное соглашение попросту угрожает национальной безопасности. При принятии его условий, Китай был бы вынужден списать едва ли не две трети своих ракет наземного базирования с ядерным боевым оснащением.
Перспективные образцы
М. Биллингсли предлагает российской стороне отказаться от перспективных вооружений, таких как подводный аппарат «Посейдон», а также ракеты «Кинжал» и «Буревестник». Они не укладываются в определения СНВ-III, и Вашингтон не желает изменять договор с учетом их существования.
Очевидно, что Россия не станет отказываться от подобных разработок. Они являются асимметричным ответом на действия «зарубежных партнеров» и призваны сохранять стратегический баланс. США активно развертывают свои ПЛАРБ, строят объекты стратегической ПРО и делают новый дальний бомбардировщик. На все это Россия отвечает своими проектами в других сферах.
Пуск МБР LGM-30G Minuteman III. Фото US Air Force
Отказ от новых разработок имел бы самые серьезные последствия для национальной безопасности. Впрочем, продолжение работ по ним создает угрозу для США, что и приводит к заявлениям наподобие недавних.
Весьма интересным выглядит предложение М. Биллингсли об отказе от работ по образцам, отсутствующим у США. Эта идея вызывает одновременно недоумение и жалость. Похоже, это очередная попытка переложить проблему – в этот раз с отстающей стороны на передовую.
Контроль и недоверие
За последние полвека США и СССР / Россия подписали и выполнили целый ряд международных договоров по контролю за вооружением. За это время была сформирована удачная и работоспособная система взаимного наблюдения и контроля, существующая до сих пор. За исключением отдельных недочетов и инцидентов, в целом такая система подтверждает свою работоспособность и эффективность.
В случае привлечения Китая к существующим соглашениям подобную систему придется изменить. Несмотря на определенные трудности переходного периода, она должна сохранить работоспособность и обеспечить требуемую трехстороннюю прозрачность.
Однако США теперь желают пересмотреть сложившуюся систему. М. Биллингсли упоминает некое ужесточение мер, но обходится без конкретики. При этом он прямо указывает на недоверие Вашингтона к Москве и Пекину, что и становится формальным поводом для новых требований.
Перекладывание ответственности
Таким образом, все три меры, предлагаемые представителем президента США по контролю за вооружением, либо сомнительны, либо невозможны. Китай не желает входить в существующие или будущие соглашения, Россия не откажется от своих новых вооружений, а ужесточение мер по контролю не улучшит отношения стран-участниц, и без того не самые теплые.
Китайские ПГРК DF-21D. Фото Voanews.com
По всей видимости, руководство США не намерено продлевать договор СНВ-III в его существующем виде. Оно желает вовлечь в переговорный процесс третью сторону – Китай, располагающий достаточно мощными СЯС и ставший конкурентом США на международной арене. Кроме того, Вашингтон предлагает учесть прогресс в сфере вооружений, но самым простым образом – запретив все, что не укладывается в положения нынешнего ДСНВ.
Одновременно с этим из заявлений М. Биллингсли и других официальных лиц следует, что США готовы к негативному сценарию, при котором СНВ-III не будет продлен и не получит замены. Впрочем, Вашингтон не хочет выглядеть виновником такого развития событий. Именно этим можно объяснить новые предложения провокационного характера, невыгодные или невозможные для действующих или потенциальных участников соглашения.
Нынешняя позиция позволяет США вести торг и пытаться выйти из ситуации с наибольшей выгодой. Если Россия и КНР согласятся с условиями М. Биллингсли, то Вашингтон избавится от нескольких потенциальных проблем. В противном случае СНВ-III прекратит свое действие, и это позволит ему строить свои СЯС только с учетом собственных планов и возможностей. Однако отсутствие каких-либо ограничений развяжет руки и геополитическим противникам США.
В целом нынешняя позиция руководства США по договору СНВ-III или его замене выглядит логичной и удобной с американской точки зрения, но невыгодной для других стран. Все это не позволяет перевести диалог в конструктивное русло и прийти к взаимовыгодным решениям. Однако США, похоже, заняли принципиальную позицию.
До истечения сроков действия СНВ-III остается менее года. За оставшиеся месяцы Россия и США должны выработать общую стратегию и принять меры. Однако новые заявления иностранных официальных лиц недвусмысленно угрожают этому процессу. Что дальше случится в сфере ДСНВ – большой вопрос, пока остающийся без ответа.
Слабый не сдаётся, сильный хочет мириться. Особенности интервенции в Йемене
С февраля 2015 г. войска нескольких стран коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, ведут боевые действия на территории независимого Йемена. Арабская коалиция и лояльная ей часть йеменской армии противостоит крупной военизированной группировке «Ансар Аллах» (ее бойцы известны под общим прозвищем хуситы), части вооруженных сил Йемена и мелким формированиям. Официальной целью является восстановление законной власти.
Вирусное перемирие
Боевые действия с переменным успехом продолжались с начала 2015 г., но поставленные задачи так и не были решены. Интервенты одержали несколько заметных побед, но на каждый успешный бой приходились свои неудачи. В итоге, несмотря на продолжение боев в разных регионах Йемена, общая ситуация далека от полной победы одной из сторон.
8 апреля 2020 г. арабская коалиция объявила о перемирии продолжительностью две недели. Поводом для прекращения боев назвали текущую эпидемию COVID-19. 25 апреля коалиция продлила перемирие. По просьбе ООН, боевые действия не будут возобновляться еще несколько недель. Такое решение объясняют желанием «облегчить страдания братского йеменского народа» и не допустить распространение инфекции в священный месяц Рамадан.
Впрочем, огонь не прекращался, и до сих пор продолжаются различные стычки. Кроме того, имели место новые полномасштабные удары. Удастся ли сторонам договориться о реальном прекращении боевых действий – большой вопрос.
Официальное и фактическое
Учитывая деятельность коалиции за все годы операции, трудно заподозрить Эр-Рияд в добром отношении к «братскому народу Йемена». При решении своих военно-политических задач аравийские и другие армии не стесняли себя в методах или в выборе целей для ударов. Фактически за несколько лет была уничтожена значительная часть гражданской инфраструктуры, что привело к известным фатальным последствиям для населения.
Выставка перспективных вооружений хуситов, 2019 г. Широко представлены иранские образцы. Фото Imp-navigator.livejournal.com
Несмотря на все усилия и самые жестокие меры, основная задача операции так и не решена. Коалиция не смогла победить хуситов за пять лет и, вероятно, никогда уже не справится с ними. При этом арабские армии продолжают тратить деньги, а также терять людей и матчасть. А последние события на рынке энергоносителей и падение доходов «нефтяных держав» Ближнего Востока становятся дополнительной угрозой их интересам.
Учитывая все это, можно предположить, что Саудовская Аравия объявила «вирусное перемирие» в связи с желанием выйти из дорогого и бесполезного конфликта, но при этом «сохранить лицо», насколько это возможно. За Эр-Риядом из войны могут выйти и другие участники коалиции, испытывающие схожие проблемы.
Армия против ополчения
Вероятно, командование арабской коалиции изначально не видело в йеменской интервенции никаких угроз для себя. На 2014-15 гг. повстанцы из «Ансар Аллах» представляли собой достаточно крупную, но не слишком хорошо вооруженную и подготовленную силу. Максимальная численность хуситов, по разным оценкам, не превышала 150-200 тыс. человек, собранных преимущественно в пехотные отряды.
К 2015 г. а сторону мятежников перешла часть подразделений вооруженных сил Йемена, за счет чего ополчение усилилось существенными количествами техники, в т.ч. бронированной, вооружения и т.д. Также матчасть удавалось отбивать в боях с лоялистами, но и после этого отряды «Ансар Аллах» мало походили на современную армию. Впрочем, хуситам удалось взять под контроль столицу страны г. Сана.
Саудовский танк M1A2S Abrams и БРЭМ M88A1, ставшие трофеями хуситов в сентябре 2015 г. Фото Lostarmour.info
Согласно разным сообщениям, едва ли не с самого начала боев – еще до прихода коалиции – хуситам помогали иранские структуры и «Хезболла». Они поставляли союзникам вооружения и технику, боеприпасы и медикаменты, а также присылали военных советников, снабжали разведданными и т.д. Однако официально и Иран, и «Хезболла» отрицают свою причастность к конфликту.
С начала 2015 г. коалиция отправила в Йемен достаточно большой контингент, представленный разными родами войск. В разное время группировка включала до 150-170 тыс. военнослужащих из разных стран. Они располагали сотнями сухопутных боевых машин, артиллерией, авиацией и т.д. В отдельных операциях использовались корабли военно-морских сил.
Потерянные преимущества
У коалиции были все основания считать исход интервенции предопределенным. Несколько армий собрали крупную межвидовую группировку с современным оснащением, которой противостояли наспех подготовленные повстанцы. Однако такие прогнозы не оправдались, и легкой прогулки не вышло. Достаточно быстро стало ясно, что хуситы с предполагаемой зарубежной поддержкой способны противостоять не только слабой йеменской армии, но и зарубежной коалиции.
По данным интервентов, за пять лет боев было уничтожено несколько десятков тысяч мятежников, однако не вполне ясно, насколько правдивы эти данные. Людские потери коалиции могут достигать 5-7 тыс. человек, однако официальные данные и оценки на этот счет серьезно разнятся.
Пока еще целый танк Leclerc армии ОАЭ. Эта машина была уничтожена 23 января 2017 г. Фото Lostarmour.info
Весьма интересно выглядит ситуация с бронетехникой. Боевые машины разных классов неоднократно меняли хозяев или погибали на поле боя. Кроме того, у хуситов принято показательно уничтожать некоторые трофейные образцы – для улучшения своего имиджа и порчи репутации противника.
До начала интервенции армия Йемена располагала примерно 450 танками Т-54/55, 200 более новыми Т-62 и несколькими сотнями других машин, от Т-34-85 до M60A1 и Т-80БВ. Имелись и образцы всех прочих классов. В ходе боев сотни танков и других боевых машин сменили хозяев и стали имуществом «Ансар Аллах».
База данных Lost Armour сообщает, что за пять лет боев все участники конфликта потеряли более 290 танков разных типов. Больше трети этого числа приходится на технику лоялистов из йеменской армии. Схожее количество техники потеряли повстанцы-хуситы. Ок. 50 танков потеряла армия Саудовской Аравии. Танки противника уничтожались всеми доступными средствами, от мин до авиации.
Если в случае с армией и повстанцами Йемена большую часть потерь составили устаревшие Т-54/55, то интервенты понесли более обидные потери. Армия Саудовской Аравии осталась без 15-20 основных танков M1A2S Abrams. C 2015 г. Армия Объединенных Арабских Эмиратов потеряла три танка Leclerc.
Результаты налета йеменских БПЛА на объекты Saudi Aramco на месторождении Абкайк, 14 сентября 2019 г. Спутниковый снимок Digital Globe
Также необходимо отметить заметные потери коалиции в прочей наземной технике, самолетах, вертолетах, БПЛА, вооружениях и т.д. Особенно интересно выглядят несколько инцидентов с поражением и уничтожением боевых кораблей и вспомогательных судов. «Бедные и плохо подготовленные» хуситы справились даже с такими целями.
Мало того, не без поддержки третьих стран «Ансар Аллах» регулярно проводит ракетные удары по удаленным объектам, в т.ч. на территории вражеских стран. Особый интерес представляет атака 14 сентября 2019 г., когда хуситские БПЛА атаковали объекты нефтяной инфраструктуры компании Saudi Aramco на аравийской территории. Эта операция показала потенциал хуситов, а также ударила по экономике противника.
Сильный против слабого
Располагая определенной информацией об основных событиях текущей войны, можно понять, почему арабская коалиция, как минимум, не может победить йеменских хуситов, а в ряде случаев терпит поражение. Этим явлениям можно найти несколько объяснений, затрагивающих обе стороны конфликта.
Сильной стороной армий коалиции является наличие современной зарубежной матчасти и поддержка со стороны развитых государств. В то же время, вооружение не всегда соответствует актуальным вызовам, а его эксплуатанты не могут похвастать хорошей подготовкой и навыками. Это приводит к чрезмерным потерям при попадании в засады, к неспособности отразить налет БПЛА и т.д.
Результаты нападения хуситов на колонну коалиции вблизи саудовско-йеменской границы, сентябрь 2019 г. За кадром осталось немало другой разбитой техники. Фото Imp-navigator.livejournal.com
Отряды «Ансар Аллах» отстают в плане матчасти, и даже поставки третьих стран не могут кардинально изменить ситуацию. В то же время, хуситы хорошо знают местность и пользуются поддержкой населения. Также они быстро учатся, учитывают ошибки противника и активно используют помощь военных советников. Как показала практика, бороться с такой силой крайне сложно.
На пороге мира?
За последние пять лет арабская коалиция потратила на войну в Йемене колоссальные средства. Продолжаются потери личного состава, вооружений и другой материальной части. Сохраняется риск новых атак противника на критически важные объекты. При этом поставленные военно-политические задачи не решены – и возможность их решения сомнительна. На фоне всего этого «нефтяные державы» терпят убытки из-за падения цен на свой главный товар.
Коалиция прямо заинтересована в прекращении бесполезных боев, приводящих к бессмысленным потерям и неоправданным рискам. Апрельское перемирие, объявленное на две недели, а затем продленное еще на месяц, может стать первым шагом по выходу из войны. Однако теперь Эр-Рияду и его союзникам необходимо убедить хуситов из Саны сесть за стол переговоров и определить условия прекращения войны и послевоенного устройства.
Пока ни одна из воюющих сторон не смогла полностью решить все свои задачи, а получению желаемых результатов прямо мешает противник. Однако практика уже показала, что даже плохо оснащенные хуситы вполне в состоянии побеждать хорошо вооруженные армии интервентов. Последним следует учесть это – и сделать правильные выводы, предусматривающие уход из Йемена и прекращение боев. Только это защитит их от новых потерь, а также обеспечит реальную помощь «братскому народу».
Свежие комментарии