Вячеслав Шпаковский
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
А. С. Пушкин. Капитанская дочка
Музеи мира. Виндоланда – это древнеримский военный лагерь на северо-востоке Англии, неподалеку от Вала Адриана».
Построен он был около 85 г. н. э. и просуществовал вплоть до 370 г. н.э. Гарнизон лагеря охранял римскую дорогу Стейнгейт от реки Тайн до Солуэй-Ферт, которая соединяла римское поселение Лугувалиум (современный Карлайл) и военный лагерь Кория (современный Корбридж). Подобных военных лагерей вдоль стены обнаружено немало, многие из них тоже превращены в музеи. Но Виндоланда известна прежде всего тем, что здесь были найдены уникальные деревянные таблички, оказавшиеся самыми древними письменными документами, найденными в то время на территории Великобритании (лишь только в 2013 году более древние римские таблички нашли в Лондоне). И вот сегодня об этом интересном месте и пойдет наш рассказ.
А было так, что, когда римляне, двигаясь все дальше на север, дошли до границы с Шотландией, они поняли, что дальше идти смысла нет. Там были лишь совершенно дикие пикты, завоевывать которых не было никакого смысла. Поэтому было решено отгородиться от них стеной. И такая стена, названная в честь императора стеной Адриана, была построена. Где-то из камня с башнями и контрфорсами, где-то в виде земляного вала, обложенного дерном, она пересекала северную часть Британии в ее самом узком месте, от Карлайла до Ньюкасла, и имела общую протяженность 117,5 км. На всем ее протяжении было возведено 150 башен, 80 сторожевых постов и 17 крупных фортов, в которых были расквартированы римские легионы либо части союзников.
Одним из таких фортов (по сути, это был лагерь, типичный лагерь римского легиона) как раз и стала Виндоланда, построенная, кстати говоря, задолго до самой стены, а именно около 85 года н.э., тогда как стену начали строить лишь в 122 году.
Ров и вал, укрепленный дерном, в форме прямоугольника, где стояли кожаные палатки – одна на 10 человек. Но впоследствии лагерь и перестраивался, и расширялся, а палатки сначала заменили деревянными бараками, затем и каменными казармами (со второй половины II века). Строили лагери и жили в нем ауксилиарии — вспомогательные подразделения римской армии, которых римляне набирали из жителей покоренных народов, обещая им за это римское гражданство.
Самые ранние римские форты в Виндоланде были построены из дерева и дерна, а их остатки сегодня погребены на глубине четыре метра в бескислородной заболоченной почве. Существует пять деревянных фортов, построенных (и разрушенных) один за другим. Первый, небольшой форт, вероятно, был построен 1-й когортой тунгриан около 85 г. н.э. Около 95 г. н.э. он был заменен более крупным уже деревянным фортом, построенным 9-й когортой батавов – смешанным пехотно-кавалерийским подразделением, насчитывающим примерно 1000 человек. Этот форт был отремонтирован около 100 года нашей эры солдатами римского префекта Флавия Цериалиса. Когда 9-я когорта батавов в 105 году н. э. из форта ушла, он был разрушен. Но затем 1-я когорта тунгриан вернулась в Виндоланду, выстроила там большую деревянную крепость и оставалась в ней до тех пор, пока около 122 г. н.э. не была построена стена Адриана, после чего ее переместили, скорее всего, в Верковициум (форт Хоустедс). С 213 г. н.э. здесь располагалась IV конная когорта галлов. Общая численность гарнизона лагеря в это время также достигала порядка 1000 человек.
Вид на поселение сверху. Сам лагерь (и это очень хорошо видно) обнесен стеной с закругленными углами. По обеим сторонам ворот – башни. Внизу в центре – термы.
Когда в 122–128 гг. н.э. в полутора километрах на север от Виндоланды была возведена стена Адриана, рядом со стенами лагеря появилось еще и гражданское поселение – викус, скорее всего, состоявшее из торговцев и ремесленников, снабжавших гарнизон необходимыми ему продуктами и разными изделиями. Также с лагерем было построено целых два банных комплекса, что совсем неудивительно, если мы вспомним любовь римлян к чистоте.
Более поздний каменный форт и прилегающая деревня оставались в эксплуатации примерно до 285 года, когда они были заброшены по неизвестной причине. Правда, форт был заново отстроен около 300 года, но вот в поселение рядом с ним люди так и не вернулись. Около 370-го года крепость отремонтировали в последний раз, но и после того, как в 410 году римляне покинули Британию, лагерь был все еще обитаем. Забросили его окончательно лишь около 900 года — вот как долго это место служило людям в качестве места жительства. Оно упоминалось даже в Notitia Dignitatum (конец IV либо начало V века), а также в «Равеннской космографии» (ок. 700 года). Но затем о нем совершенно забыли, так что первое послеримское упоминание о имеющихся здесь руинах было сделано лишь только в 1586 году антикваром Уильямом Камденом в его сочинении «Британия».
Когда некто по имени Кристофер Хантер посетил это место в 1702 году, термы все еще сохраняли крышу. Затем в 1715 году акцизный офицер по имени Джон Уорбертон нашел в лагере там алтарь, но решил его ликвидировать. Наконец в 1814 году преподобным Энтони Хедли в Виндоланде были начаты первые настоящие археологические раскопки. Хедли умер в 1835 году, после чего копать там опять перестали до 1914 года, когда был найден другой алтарь, подтвердивший, что римское название этого места было именно Виндоланда, что до того было предметом спора.
В III веке лагерь имел форму прямоугольника размером 155×100 метров, который был окружен каменной стеной с закругленными углами. Ворот было четыре на каждую сторону света. В центре лагеря находился квадратный в плане дом – принципий (здание штаба), а слева и справа от него стояли хорреум (зерносклад) и преторий (дом военачальника). Всю остальную территорию занимади занимали казармы. Но в лагере все-таки хватило места для храма Юпитера Долихена, а в противоположном от него углу – для цистерны для воды.
И не было бы во всем этом ничего особенно интересного – ну, подумаешь, еще один форт из семнадцати, если бы не уникальные свойства местной влажной глинистой почвы. У нас подобная почва встречается в Великом Новгороде, и там она сохранила для нас берестяные грамоты. А вот в Виндоланде благодаря такой же почве сохранились такие органические материалы, как дерево, кожа и ткань, которые в которые в других условиях просто бы истлели. И здесь тоже нашли древние письмена, только не на бересте, а на деревянных табличках!
Первые такие таблички здесь были найдены еще в 1973 году, причем исписаны они были угольными чернилами. Большинство табличек относится к концу I — началу II в. н.э., то есть правлению императоров Нервы и Траяна. Важность этого открытия трудно переоценить, ведь в них описана обыденная жизнь целого римского лагеря, о чем не прочесть ни в каких философских трактатах. Причем табличек этих оказалось очень много. К 2010 году было расшифровано и опубликовано 752 таблички, а найдено еще больше. На сегодня это, можно сказать, самые древние письмена на территории Великобритании, которые теперь хранятся даже не в местном музее, а в Британском музее в Лондоне.
Что касается находившегося в лагере контингента римской армии, то его гарнизон состоял как из пехоты, так и из конницы ауксириариев, а не собственно из римских легионеров. С начала третьего столетия здесь базировалась Equitata Cohors IV Gallorum (Четвертая когорта галлов). Считалось, что, что это название к этому времени было уже чисто номинальным, а во вспомогательные войска кого только не набирали, однако не так давно во время раскопок нашли надпись, доказывающую, что галлы здесь присутствовали и что им даже нравилось отличаться от римлян:
DE GALLIAE
QUE BRITANNI
Что можно перевести следующим образом: «Войска из Галлии посвящают эту статую богине Галлии при полной поддержке британских войск».
Большую роль в раскопках этого места сыграл археолог Эрик Бирли, в 30-е годы ХХ века купивший дом в Честерхольме, где сейчас расположен музей, и начавший раскапывать эти места, после чего эту работу продолжили его сыновья и внук доктор Эндрю Бирли.
Раскопки здесь проводятся каждое лето, причем некоторые из раскопов достигают глубины шести метров. В бескислородных условиях на этой глубине сохранились тысячи артефактов, начиная с уже названных нами уникальных деревянных табличек и более 160 гребней из самшита, которые обычно в земле распадаются, а здесь сохранились прекрасным образом. Все эти «мелочи быта», однако, дают специалистам возможность получить полное представление о римской жизни – как военной, так и гражданской, здесь, на северной границе империи. Изучение веретен, к примеру. В III и IV веках н. э. в окрестностях форта было очень развито прядение. Ну а находки обуви показывают, что здесь хватало ремесленников, которые ее производили.
Нашли здесь даже такую уникальную вещь, как римские боксерские перчатки. Их обнаружила группа во главе с доктором Эндрю Бирли в 2017 году. По словам газеты Guardian, эти перчатки, найденные на Виндоланде, похожи по на современные боксерские перчатки практически во всех отношениях, хотя они и датируются 120 годом н.э. То есть римляне, оказывается, увлекались не только гладиаторскими боями, но… также и боксом!
Здесь же, в казармах, нашли большое количество артефактов, включая мечи, таблички с записями, текстиль, наконечники стрел и другие военные принадлежности. Относительная датировка казарм определила, что они были построены около 105 г. н.э. В сезоне раскопок 2014 года было обнаружено уникальное деревянное сиденье от унитаза.
В 2011 году здесь появился и музей — Chesterholm Museum. Здесь хранится и демонстрируется множество сделанных здесь находок, хотя самые ценные и интересные попали в копилку Британского музея в Лондоне. Зато здесь можно увидеть прекрасную реконструкцию древнеримского храма, а еще римский магазин, жилой дом и даже сам лагерь, и все эти реконструкции снабжены аудиопрезентациями. Тут есть римская обувь, военное снаряжение, некоторые ювелирные изделия и найденные здесь монеты, фотографии деревянных табличек и несколько самих этих табличек, переданных сюда из Британского музея. Музей римской армии был также открыт в лагере Magnae Carvetiorum (современный Карворан), а отремонтирован и обустроен за счет гранта фонда Heritage.
В 1970 году для управления музеем и прилегающей к нему территорией заповедника была основана благотворительная организация Vindolanda Trust. С 1997 году трест руководит еще и музеем римской армии в Карворане, а также одним фортом стены Адриана, который был куплен им еще в 1972 году.
Благодаря почве в Виндоланде сохранились не только деревянные таблички с письменами, но и масса изделий из кожи. Так что неудивительно, что ее музей включают самую большую коллекцию кожаной обуви в римской Британии. Нашли кожаные заплатки, покрышки от палаток, конскую сбрую, множество обрезков и отходов кожевенного производства. Всего нашли более 7000 кожаных предметов, среди которых одна из последних находок – совершенно необычная кожаная мышка-игрушка.
Из-за эпидемии коронавируса музей недавно закрылся. Но его сотрудники работу продолжили и прежде всего решили разобрать все то, до чего у них раньше просто руки не доходили. Взяли старый мешок, набитый обрезками кожи, в котором вроде бы ничего ценного-то и не было, а когда все его содержимое перетряхнули, то нашли… вырезанную из кожи мышку с лапками, хвостом и отметками, изображающими шерстку и глаза. Что это было, детская игрушка или забавный сувенир, мы теперь уже никогда не узнаем. Но мышка, вот она, а сделали ее… боже, как же давно ее сделали!
Кстати, мышей в лагере и впрямь было много. Дело в том, что под полом зернохранилища обнаружили ну просто массу их скелетов. Пол был из каменных плит, но в щели между ними зернышки, конечно, попадали, и вот ими эти мышки и питались. А кроме того, если в лагере стояла конная когорта, то это однозначно говорит о кормежке лошадей овсом, а где овес для лошадей, там и столовая для мышек!
Другим совершенно уникальным открытием стали гиппосандалии – металлическая «обувка» для лошадиных копыт довольно-таки странного устройства. Это не подковы, подковы римляне знали, так же, как и шпоры, но нечто такое, что можно было на копыто лошади надевать и на нем закреплять. Их можно легко носить с собой, и их так же легко заменять. А вот зачем они были нужны, увы, никто из ученых толком не знает.
Если их надевали лошадям на ноги с тем, чтобы они в них скакали, то возникает опасность повредить ими ноги, когда лошадь идет рысью или галопом и может задеть одной ногой о другую. Поэтому есть точка зрения, что эта обувь предназначалась для таких животных, как волы, мулы и ослы, то есть более медленных.
Это могло быть приспособление для того, чтобы стреножить лошадей на выпасе: достаточно их надеть, связать ремнем, и лошадь широко шагать в них уже не сможет. Возможно, это были своего рода временные «зимние» подковы, чтобы надевать их на неподкованных лошадей, чтобы они не скользили на льду. Но что тогда мешало их просто подковать? Зачем нужно было связываться с этими «устройствами»? Есть и такая точка зрения, что с их помощью на копыта крепились лечебные компрессы. Но так это или не так, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.
А еще в 2018 году там нашли прекрасно сделанную бронзовую ладонь, напоминающую по размеру детскую. Доктор Эндрю Бирли, генеральный директор и директор раскопок в Виндоланде, посчитал, что этот прекрасно сохранившийся артефакт имеет культовое значение и может принадлежать статуе Юпитера Долихена, храм которого раскопали совсем рядом в 2009 году.
В общем, интересные находки в следуют одна за другой, там интересно было бы побывать, а уж тамошний музей и вовсе не оставит равнодушным никого из любителей истории Древнего Рима!
Свежие комментарии