На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

От неба и моря до Земли и других планет. Девять вопросов о цветах в природе

От неба и моря до Земли и других планет. Девять вопросов о цветах в природе
От неба и моря до Земли и других планет. Девять вопросов о цветах в природе
Автор задается классическим вопросом: почему небо синее? Al Jazeera объясняет, как распространяется свет, почему мы видимо небо именно так, а не иначе, почему дети в разных странах по-разному рисуют солнце и в какие цвета окрашен окружающий мир на других планетах.

Вероятно, вы и раньше задавались вопросом: почему небо голубое? И слышали неправильные ответы: потому что оно отражает океан; потому что кислород — это газ голубого цвета; потому что солнечный свет имеет голубой оттенок. По правде говоря, небо выглядит голубым по трем простым причинам.

Во-первых, солнечный свет состоит из волн разной длины. Во-вторых, атмосфера Земли состоит из частиц, которые по-разному рассеивают свет разной длины волн. В-третьих, наши глаза интересным образом реагируют на различные цвета.

Из чего состоит солнечный свет?

Весь диапазон светового спектра состоит из видимых лучей, инфракрасных лучей и ультрафиолетовых лучей. Энергия видимого света составляет приблизительно 50% энергии солнечного излучения. Видимый свет — это единственная область электромагнитного спектра, которую можно увидеть невооруженным глазом, в то время как ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не воспринимаются человеческим глазом.

Видимый солнечный свет состоит из красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, синего и фиолетового цветов.

Фиолетовый свет (как и синий) имеет самую короткую длину волны и, следовательно, самую высокую частоту колебаний в видимом спектре. Поскольку частота прямо пропорциональна энергии, то фиолетовый свет также обладает наибольшей энергией. С другой стороны, красный свет имеет самую длинную длину волны, самую низкую частоту колебаний и наименьшую энергию.

Как свет распространяется на Земле?

Солнечный свет рассеивается во всех направлениях всеми газами и частицами, присутствующими в атмосфере Земли.

Крошечные невидимые частицы, составляющие нашу атмосферу — молекулы азота, кислорода, воды, углекислого газа, а также атомы аргона, — рассеивают свет всех длин волн. Тем не менее они рассеивают свет более коротких волн гораздо эффективнее.

Что такое рэлеевское рассеяние, от которого небо становится синим?

Синий цвет неба объясняется явлением под названием «рэлеевское рассеяние». Оно представляет собой рассеяние света или другого электромагнитного излучения частицами гораздо меньшими, чем длина волны излучения.

Солнечное излучение, достигающее поверхности Земли после рассеяния в атмосфере, называется рассеянным небесным излучением. Волны света наименьшей длины легко рассеиваются, в частности синие световые волны, поэтому мы видим небо голубым.

Почему небо не фиолетовое?

Если фиолетовый цвет имеет самую короткую длину волны и легко рассеивается, почему небо голубое, а не фиолетовое?

Причина заключается в чувствительности наших глаз к свету. Хотя фиолетовый — доминирующий цвет в окружающей нас атмосфере, сетчатка человеческого глаза недостаточно чувствительна к этому цвету, в отличие от синего.

Из атмосферы исходит больше фиолетового света, чем синего, но наши глаза сильнее реагируют на длины волн синего, голубого и зеленого света, чем на фиолетовые. Таким образом, несмотря на то, что фиолетового света много, его недостаточно, чтобы преодолеть сильный синий сигнал, который передает наш мозг.

Но если мы сможем увидеть ультрафиолетовые лучи, небо, вероятно, станет более фиолетовым.

Если бы небо было фиолетового цвета, наши глаза видели бы его скорее пурпурным, но из-за того, что фиолетовый и синий свет накладываются друг на друга, мы видим небо бледно-голубым.

А если бы глаза человека были похожи на глаза собак, мы бы видели голубое небо днём, но не смогли бы увидеть красный, оранжевый и желтый цвета на закате.

В чем секрет оранжевых сумерек?

На закате и восходе угол проникновения солнечного света в атмосферу резко меняется. Большая часть волн синего и зеленого света рассеиваются еще до того, как достигают нижних слоев атмосферы, поэтому мы видим больше оранжевых и красных оттенков в небе.

Отражает ли океан цвет неба?

Многие люди думают, что океан синий, потому что отражает небо, но это не так. На самом деле вода кажется синей, так как ее молекулы поглощают красный свет.

По мере проникновения света вглубь воды волны разной длины последовательно отфильтровываются. Молекулы воды поглощают красный свет, но отражают синий.

По этой причине неглубокие водоемы обычно кажутся менее синими, чем глубокие.

Например, в чашке с водой недостаточно молекул для поглощения фотонов, поэтому свет пронизывает ее насквозь, и мы видим, что вода бесцветная.

Почему Земля из космоса кажется голубой?

Когда мы смотрим на Землю из космоса, она выглядит как голубой шарик из-за преобладания морей и океанов (70,8%) над сушей (29,2%).

Количество водоемов — одна из причин, почему Земля — самая яркая планета Солнечной системы. Водоемы на ее поверхности отражают солнечный свет, делая планету похожей на ярко-голубую жемчужину.

Солнце жёлтое или оранжевое?

Маленькие дети обычно рисуют солнце желтым, оранжевым или даже красным. Культурный фактор также играет в этом определенную роль. Например, американские дети обычно рисуют солнце желтым, а японские дети красным. Но на самом деле солнце белое.

Солнце — это все цвета, смешанные вместе. Нашему глазу они кажутся белыми. Это легко подтверждают фотографии Солнца, сделанные в космосе.

На других планетах небо тоже кажется голубым?

Цвет неба на планете зависит от состава её атмосферы. Например, атмосфера на каменистых планетах, похожих на Землю, содержит некоторое количество газов, комбинация которых придает атмосфере планеты соответствующий цвет.

Газовая оболочка Марса состоит в основном из углекислого газа и мелких частиц пыли, которые рассеивают свет иначе, чем газы и частицы в атмосфере Земли.

Фотографии НАСА показали, что то, что происходит на Марсе, прямо противоположно тому, что происходит на Земле. Небо на Марсе приобретает оранжевый или красноватый оттенок днём, а на закате становится серо-голубым.

Атмосфера двух ледяных гигантов Нептуна и Урана имеет невероятные оттенки синего из-за высокого содержания метана.

Атмосфера Урана содержит некоторое количество аммиака, что делает планету немного зеленее, в отличие от темно-синего Нептуна.

Сатурн же имеет бледно-желтый оттенок из-за кристаллов аммиака, присутствующих в верхних слоях его атмосферы.

В атмocфepе Юпитepa есть характерные кopичнeвыe и opaнжeвыe пoлocы — это блaгoдapя гaзaм, в состав кoтopых входят фocфop и сера, а может, и бoлee сложные xимичecкие вeщecтва — углeвoдopoды.
Лейла Али

Древнюю пирамиду нашли на Луне

 

Известный уфолог Скотт Уоринг сообщил об очередной невероятной находке на Луне. По словам исследователя, ему удалось обнаружить на естественном спутнике Земли древнюю пирамиду, очень похожую на египетскую. В подтверждение своих слов уфолог демонстрирует снимок NASA и скриншот с сервиса Google Earth. Уоринг считает, что размеры данного строения составляют около 1 километра. Сайт, с которого было получено изображение, был одобрен NASA для использования учеными.

Древнюю пирамиду нашли на Луне

Уфолог также сообщил, что на данном сайте он обнаружил еще много интересных вещей, и предлагает ознакомиться с его видеороликом. Независимый исследователь уверен, что данный фотоснимок доказывает, что древние пришельцы прибыли на Землю тысячи лет назад. Виртуальные археологи регулярно ищут признаки внеземной жизни на ближайших от нас космических объектах — на Марсе и Луне. На поверхности естественного спутника Земли постоянно фиксируются на видео НЛО и обнаруживаются странные «древние постройки». По мнению уфологов, данные находки служат подтверждением того, что Луна до сих пор используется внеземными цивилизациями для межпланетных полетов.

Сопло Лаваля — машина, создающая сверхзвук

Грохот уходящих в космос ракет, гигантские столбы огня, колоссальная сила, превосходящая силу тяжести. Форсажный рев боевых самолетов. Самое громкое и мощное силовое устройство человека. Все это — канал особой формы и особых свойств, радикально изменивший человечество. В чем его суть и как происходит трудное рождение сверхзвука — читайте в нашем материале.

Запуск ракеты-носителя Протон-М со спутником «Электрон-Л» с космодрома Байконур 24 декабря 2019 г. Фото: Роскосмос.Запуск ракеты-носителя Протон-М со спутником «Электрон-Л» с космодрома Байконур 24 декабря 2019 г.

Эволюционная история сопла

Когда человек впервые использовал сопло? Уже в I веке Герон Александрийский предложил реактивное сопло для своего «эолипила». В нем два разнонаправленных паровых сопла вращали полый металлический шар реактивной силой. Спустя 1200 лет в Китае делали пороховые ракеты — для фейерверков и боевые, — освоив реактивное движение на практике. В Средние века боевые ракеты стали летать в Европе. В российской армии ХIX века ракетное оружие выросло до регулярных пеших и конных ракетных команд, запускавших ракеты со специальных пусковых станков; массовых ракет на флоте, больших ракетных заводов типа крупнейшего в Европе завода в Николаеве. Первый пуск боевых ракет из подводного положения ракетной подлодки произошел еще при жизни Пушкина, 29 августа 1834 года, на Неве, в 40 верстах выше Санкт-Петербурга.

Сопло — устройство для разгона потока жидкости или газа. Зачем его разгонять? В одних случаях нужен сам быстрый поток, используемый дальше. В других нужен не поток, а сила, возникающая при его выбросе, — реактивная. Такое силовое сопло называют реактивным. Именно реактивные сопла были практически освоены первыми с возникновением первых ракет.

Одновременно с широкой эксплуатацией ракет паровая техника конца ХIX века дошла до паровых турбин, которыми вращались винты судов. Для обтекания лопаток турбин требовалась высокоскоростная струя, и чем быстрее была скорость паровой струи, тем большую силу она создавала на лопатках турбины, повышая ее мощность. Сопло здесь требовалось не для реактивной силы (которая, конечно, тоже возникала, но как побочный, неиспользуемый эффект), а для создания потока большой скорости. Через него энергия, брошенная соплом в виде массы пара, попадет на лопатки и совершит на них работу, прокрутив с силой. Общее усилие лопаток передается на гребной винт.

Работая над высокоскоростным паровым соплом турбины, шведский инженер Карл Густав Патрик де Лаваль в 1890 году предложил принципиально новый тип сопла. Оно смогло разгонять поток до сверхзвуковых скоростей, чего раньше никогда не удавалось сделать. Так был перейден сверхзвуковой Рубикон, сразу удвоивший скорости истечения.

Сверхзвуковой Рубикон

И у сопел эолипила Герона, и у наконечника пожарного брандспойта (а это сопло для разгона струи воды) канал течения сужается. В таком канале поток рабочего тела – пара, газа или жидкости разгоняется. Почему? Расход (количество рабочего тела, проходящее через сечение за секунду) в любом месте канала одинаковый – сколько втекает через начальное сечение, столько должно и выйти через конечное. Ведь текущее по каналу вещество не уменьшается и не прибавляется, в стенках нет отверстий, подводящих или отводящих его. И закон сохранения массы делает одинаковым расход вещества через любое место сопла.

И жидкость, и дозвуковой поток газа практически не меняют своего объема, поэтому рассматриваются как несжимаемые. Неизменный расход их массы означает неизменный расход их объема. Потоку приходится поторопиться, чтобы прогнать тот же объем через сузившееся место. Газ вынужден ускоряться.

Сверхзвуковые струи двигателей ракеты-носителя «Протон-М», пуск 31 июля 2020 года с космодрома Байконур. Фото: Роскосмос.Сверхзвуковые струи двигателей ракеты-носителя «Протон-М», пуск 31 июля 2020 года с космодрома Байконур. 

Течь его заставляет перепад давлений – поток течет в сторону низкого давления, толкаемый сзади высоким. В сужающемся канале непрерывно падают давление и температура потока, зато растет его скорость. Происходит перекачка потенциальной энергии давления и температуры газа в энергию движения, в его разгон. Чем выше перепад давлений между началом и срезом сопла, тем больше разгон и скорость истечения. Для ее роста поднимают давление перед соплом. Это же верно и для перепада температур, и газ стараются сильнее нагреть сгоранием компонентов.

Но у скорости истечения оказался свой принципиальный предел. Это истечение со скоростью звука. Он непреодолим повышением давления на входе с сопло. Сколько бы его ни поднимали, в два, четыре или десять раз, в пределах сужающегося сопла поток не превысит скорость звука.

Вспомним, что такое дозвуковое и сверхзвуковое движение. Скорость звука (слабых волновых уплотнений в газе) зависит от многих факторов – состава газа, его плотности и давления. Но больше всего она зависит от температуры. В конкретных условиях скорость звука принимает конкретное местное значение. Сравнивает скорость потока с местной скоростью звука число Маха, деля скорость потока на скорость звука. Его значение обозначается М и показывает, во сколько раз скорость течения больше или меньше скорости звука. Когда М меньше единицы, поток медленнее звука – дозвуковой. При М=1 поток течет ровно со скоростью звука. При М > 1 поток сверхзвуковой.

Преодолеть звуковой рубеж можно, лишь используя особый принцип. Он называется принципом обращения воздействия.

В газодинамике есть понятие воздействия. Это влияние на течение газа, меняющее его параметры, в том числе скорость. Сужение канала – это геометрические воздействие, изменение геометрии течения. И есть принцип обращения воздействия. Согласно ему, одним и тем же воздействием можно изменять скорость течения только до скорости звука. Причем это верно как для разгона, так и для торможения (если поток сверхзвуковой). Максимум, достигаемый одним и тем же воздействием, всегда будет скоростью звука, М=1. Становясь непреодолимым для этого воздействия звуковым барьером. Больше этой границы воздействие любой мощности не сможет сделать ничего.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-14». 25 апреля 2020 года, Байконур. Видно, как желтым пламенем снаружи потока догорает избыточный углерод на периферии реактивной струи в кислороде окружающего воздуха. Именно это наружное догорание делает струю такой яркой; в бескислородной атмосфере она бы не светилась и выглядела малозаметной серой лентой. Откуда на периферии соплового потока избыток углерода, и что еще видно на этих струях – здесь.  Фото: Роскосмос.Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-14». 25 апреля 2020 года, Байконур. Видно, как желтым пламенем снаружи потока догорает избыточный углерод на периферии реактивной струи в кислороде окружающего воздуха. Именно это наружное догорание делает струю такой яркой; в бескислородной атмосфере она бы не светилась и выглядела малозаметной серой лентой. 

Чтобы перешагнуть за М=1 и продолжить разгон или торможение потока, нужно сменить воздействие на противоположное. При геометрическом воздействии (сужение канала) нужно сменить его знак. Для разгона это смена сужения на расширение. Где сменить, когда? После достижения потоком скорости звука. В расширяющейся части поток станет сверхзвуковым и будет разгоняться дальше. Почему?

Став сверхзвуковым, поток получает критически другие свойства. Дозвуковая несжимаемость сменяется на большую сжимаемость и расширяемость. Расширение газа столь велико, что обгоняет геометрическое расширение канала. Распухающий газ вынужден все быстрее протекать даже через растущие сечения канала. Поэтому скорость потока в сверхзвуковом расширении сопла возрастает, а плотность газа снижается. Лаваль предложил эту форму сопла и получил на выходе сверхзвуковой поток. А сопло с геометрией сужения-расширения назвали соплом Лаваля.

Пути достижения сверхзвука

Отметим, что разогнать поток до сверхзвука может не только меняющаяся геометрия сопла Лаваля. Возможны сверхзвуковые сопла с неизменной геометрией канала, просто с ровной трубой. Их три типа: массовое, тепловое и механическое. И все они работают по принципу обращения воздействия. Массовое сопло имеет продырявленные стенки. В дозвуковой части трубы через перфорацию стенок внутрь закачивается газ. Для прохода через трубу прирастающего количества газ ускоряется, достигая скорости звука. А после скорости звука воздействие меняется на противоположное – газ через отверстия в стенках откачивается из трубы. Что вызывает расширение (есть куда после откачки) и разгон остающегося в трубе газа. Для разгона потока меняется расход массы газа – поэтому сопло называется массовым.

Два других типа чисто теоретические. Тепловое сопло – при движении по неизменной трубе газ нагревается, достигая скорости звука. А после нее газ охлаждается со сверхзвуковым разгоном. Механическое сопло подводит энергию в газ силовым механическим воздействием, а за скоростью звука так же механически отводит энергию для разгона сверхзвукового потока.

Сопло Лаваля – частный случай принципа обращения воздействия, его геометрический аватар. Две противоположные воронки с общим узким местом. Именно такое сопло широко используют в практических делах. Поскольку достижение скорости звука радикально меняет поведение потока, скорость звука назвали критической скоростью. А сечение сопла (всегда наименьшее), в котором достигается скорость звука, назвали критическим сечением сопла.

В сужающейся дозвуковой части сопла плотность газа меняется незначительно, он расширяется мало. Зато существенно снижаются его давление и температура – скорость растет в основном за счет них. Круче всего эти параметры падают в критической части сопла, в зоне скорости звука. Смена воздействия сохраняет эти изменения потока и дальше, в сверхзвуковой части, добавляя расширение газа. Поэтому скорость потока непрерывно растет в обеих частях сопла – и дозвуковой, и сверхзвуковой.

Дозвуковой поток газа ведет себя течением реки, несжимаемой жидкостью, сохраняющей объëм. Абсолютно? Нет, по мере роста скорости воздух при обтекании тела понемногу сжимается, но незначительно; степень сжатия не превышает первых десятков процентов. Это принципиально не меняет картину обтекания, оставляя ее в рамках гидродинамики, или «гидродинамики для воздуха» – аэродинамики. Картина остается такой до звукового рубикона.

За скоростью звука лежит газодинамика. Здесь в полной мере проявляется сжимаемость газа: он сжимается и расширяется многократно, в разы и десятки раз. Это радикально меняет протекающие объемы и создает критические изменения в картине.

Сверхзвуковой поток ведет себя противоположно дозвуковому – в сужении он тормозится, а в расширении разгоняется. Если он тормозится, то делает это скачкообразно и мгновенно, всегда со сжатием объема и разогревом, образуя внутри себя резкие границы уплотнения. И, наконец, сверхзвуковой поток может течь в сторону высокого давления – например, в это самое уплотнение.

Течь навстречу перепаду давления сверхзвуковому потоку разрешает другая природа движущей силы. Преобладающим становится не давление газа, как в дозвуковом потоке, а сила инерции движения. Поведением дозвукового потока управляет тепловая сущность – потенциальная энергия давления газа, а сверхзвуковые свойства потока создает другая форма энергии – кинетическая энергия движения.

Осиная талия и перерасширение

Классические сопла ракетных двигателей – это воронкообразные сужения и расширения с узкой осиной талией между ними. Узкая она благодаря большой плотности в камере сгорания. Сжатый газ может расширяться во много раз, все еще сохраняя ощутимое воздействие на стенки сопла и создавая тягу. Основное расширение начинается при подходе к скорости звука и продолжается во всей сверхзвуковой части сопла. В которой отношение конечной площади к начальной, то есть площади среза сопла и критического сечения, назвали степенью расширения сопла. Насколько можно расширять (и значит разгонять) газ внутри сопла? В космосе разреженность потока на срезе сопла доводят до практически извлекаемой пользы – пока добавка тяги на продлении сопла оправдывает прирост его массы. Неиспользованные остатки давления сбрасываются в пустоту космоса.

При старте с поверхности Земли в сопло давит атмосфера, препятствуя истечению. Струя вылетает из сопла расширенной сильнее атмосферы – плотность и давление струи ниже атмосферных. Такая струя называется перерасширенной, а сопло работает в режиме перерасширения. Чем разреженнее поток на срезе сопла, тем больше перепад давления с атмосферой и ее противодействие струе. Перерасширенная сверхзвуковая струя за счет высокой скорости выходит из сопла против перепада в половину атмосферы, а то и больше. И тормозится атмосферой уже за соплом.

Вот оно, работающее свойство сверхзвукового потока двигаться в сторону большего давления. Если этот перепад вырастет еще больше, атмосферное давление втиснется в сопло и начнет отжимать струю от стенок, “выключая” этот участок сопла. Тем самым тормозить струю еще в расширении сопла, не давая вырастать тяге – начнется режим запирания сопла наружным давлением. Зачем же расширять поток на срезе сопла ниже давления атмосферы? Потому что ее давление быстро падает с ростом высоты, в которую все стремительное будет уходить ракета.

Первые полсотни километров вертикали плавно обнулят противодавление атмосферы.

Поток на срезе сопла станет плотнее убывающей атмосферы, выбрасывая избыток давления без пользы. Сжатый плотней атмосферы поток недорасширен до равенства с ней. Он бы сильнее расширится смог, сделав и тягу немного сильней. Это режим недорасширения. Чтобы уменьшить напрасный сброс неиспользованного давления из сопла, степень расширения оптимизируют. То есть рассчитывают так, чтобы интегральные за время работы поднимающегося сопла потери были минимальны, а сделанная работа реактивной силы наибольшей для всего участка полета.

Для этого давление на срезе сопла рассчитывают равным атмосферному на высотах 8-12 км. Здесь работа сопла оптимальная – нет перепадов давления с атмосферой, нет и их потерь. Стартовое перерасширение плавно уменьшается с высотой, обнуляясь в оптимальном режиме истечения на 10-12 км, за которыми будет плавно нарастать недорасширение. Так сопло по мере подъема ракеты проходит три режима своей работы. А выбор давления на срезе сопла дает наименьшие интегральные потери на всем пути до точки выключения.

На вторых и третьих ступенях межконтинентальных и космических ракет двигатели запускаются в отсутствии ощутимого атмосферного давления. Поэтому расширение их сопел делают заметно большим, чем у первой ступени. Большие степени расширения и у космических ракетных двигателей – орбитального маневрирования, ориентации. Их сверхзвуковые части напоминают большие кубки с маленьким глазком критического сечения.

Большая семья, или Разнообразие сопловой газодинамики

Принцип наличия критического сечения реализуется в огромном множестве форм. Классические две воронки, передающие поток одна другой через слияние вершин, могут меняться до неузнаваемости. Щелевое сопло – плоский канал с сужением и расширением. Сопла с центральным телом могут почти не менять внешний диаметр; геометрию канала задает внутреннее центральное тело. Оно бывает конической или пулевидной формы, и к срезу сопла заканчивается, а критическая часть получается кольцевой. Центральное тело может меняться в широких пределах, полностью меняя облик сопла.

Сопло может состоять из одного центрального тела, охватываемого вдоль основания кольцевой щелью. Сжатый поток из щели течет по центральному телу, расширяясь на нем. Такое сопло имеет вид направленного назад вогнутого конуса. Вогнутость работает так же, как чашевидная выпуклость стенки обычного сопла. Только сопло своей стенкой обжимает края расходящегося потока в ровное течение, а центральное тело формирует спрямленную сердцевину потока.

Клиновоздушный двигатель работает именно так. Его сопло линейное – центральное тело вытянуто горизонтально и образует перевернутый вниз клин, подобный клинку сабли c двумя сторонами, сходящимися к лезвию. На этих рабочих вогнутых сторонах происходит расширение сверхзвукового потока, создающее тягу. Функционально стороны – это развернутая в линию стенка обычного сопла, точно так же создающая тягу.

Огневые испытания клиновоздушного двигателя XRS-2200, созданного по программе разработки многоразового космоплана X-33. Фото: ru.wikipedia.org.Огневые испытания клиновоздушного двигателя XRS-2200, созданного по программе разработки многоразового космоплана X-33. 

Это клин обтекается сверху вниз сверхзвуковым потоком из небольших камер сгорания, тесным рядом установленных вверху. Каждая сторона клина становится для потока из камер одной стенкой сопла. Другой стенкой является атмосфера, обжимающая поток сбоку и своим давлением регулирующая его расширение. Поэтому поток на поверхностях клиновоздушно-клиновидного сопла расширяется оптимально, адаптируясь к изменению давления атмосферы.

Центральное тело может стать плоским, как тарелка, и расположиться в глубине сопла, в начале его расширения. Словно шляпка гвоздя, не до конца забитого в середину критического сечения. Пространство под шляпкой будет дозвуковой частью сопла. А края тарельчатого тела станут внутренней частью критического сечения. Поток растекается радиально из-под тарелки и разворачивается вокруг ее краев в сторону среза сопла, обжимаясь стенками и разгоняясь в сверхзвуковую струю. Тарельчатое сопло намного короче обычного, и поэтому легче. Его своеобразная газодинамика полностью соответствует соплу Лаваля.

Меньше давление, больше мощность рекордных гигантов

Высокое давление требует прочных и толстых стенок камеры сгорания, его проще запереть в камере небольшого размера. Масса большой конструкции с большим давлением будет тоже большой. У твердотопливных двигателей весь корпус является камерой сгорания. Поэтому давление в них ниже, чем в жидкостных ракетных двигателях, достигая лишь первых десятков атмосфер. Раз давление перед соплом пониже – значит, меньше степень расширения сопла и сужение в критическом сечении. Например, через критические сечение сопла твердотопливного ускорителя SLS может свободно пройти подросток. При диаметрах среза сопла в 3,8 м и критического сечения 1,37 м степень расширения составляет около 7,7. Средний уровень давления в 39 атмосфер не позволяет задать большую степень расширения.

Тяга создается не самой по себе скоростью истечения, а расходом при этой скорости. Твердотопливные двигатели могут создавать огромный расход рабочего тела через сопло. У них нет подачи топлива – все оно подано еще на заводе во всю длину двигателя, достигающую иногда десятков метров. У такого топливного массива огромная площадь горения и соответствующий расход, создающий очень большую реактивную тягу.

  • Американские ВМС впервые испытали двигатель новой гиперзвуковой ракеты
    Военно-морские силы США испытали твердотопливный двигатель первой ступени перспективной ракеты, которая будет нести гиперзвуковой блок. Ранее стало известно, что первым носителем нового гиперзвуков…
    naked-science.ru

Самые мощные двигатели, когда-либо созданные человеком за всю историю – ракетные твердотопливные. Из серийно производимых это ускорители для ракеты-носителя SLS, бывшие ускорители Space Shuttle с добавленной пятой топливной секцией. При общей длине 54 м (это высота 18-этажного дома), диаметре 3,7 м и массе 726 тонн их тяга составляет 1620 тонн, а расход 6 тонн в секунду. Сопло такого ускорителя является сегодня самым мощным серийным соплом в мире.

Испытания твердотопливного двигателя QM-2 ускорителя ракеты SLS. ),  2016 год. Испытательный стенд Orbital ATK Propulsion Systems в Промонтори, штат Юта. (В 2018 году Orbital ATK была куплена Northrop Grumman Corporation и вошла в её состав, как специализированное подразделение по двигателям)Испытания твердотопливного двигателя QM-2 ускорителя ракеты SLS. ), 2016 год. Испытательный стенд Orbital ATK Propulsion Systems в Промонтори, штат Юта. (В 2018 году Orbital ATK была куплена Northrop Grumman Corporation и вошла в её состав, как специализированное подразделение по двигателям)

Экспериментальные твердотопливные двигатели были еще мощнее. Испытанный в 1965 году Aerojet AJ-260 SL-1 показал тягу 1800 тонн, а двигатель Aerojet AJ-260 SL-3 должен был вырабатывать 2670 тонн тяги. Их одиночные сопла остаются самыми мощными соплами Лаваля, когда-либо созданными людьми.

Изменяемая геометрия в громе форсажной тяги

Сопла с еще меньшим давлением, с перепадом всего пару атмосфер и очень небольшим сужением, получили огромное распространение в авиации, став незаменимым решением для целого класса двигателей. Поскольку в небольшом давлении много энергии не запасти, здесь идут тепловым путем – накачивают газ жаром мощного керосинового огня.

Форсажные двигатели работают в основном в боевых самолетах. Они используют форсаж при полете на сверхзвуке, для сокращения разбега при взлете, быстрого набора высоты, интенсивного маневрирования. Форсаж – это почти двукратное увеличение тяги, с многократным ростом расхода топлива. Оно сжигается в общем потоке за турбиной, в куске проточной части перед входом в сопло, называемом форсажной камерой сгорания. Ее форсунки образуют огромную керосиновую горелку, нагревающую поток перед соплом на тысячу градусов.

Сопло, будучи тепловой машиной, превращает прибавку тепла в прирост скорости.

Столь сильный добавочный нагрев газа увеличит давление перед соплом. Это снизит обороты турбины и компрессора, что сразу уменьшит подачу воздуха к соплу. Чтобы избежать обвала работы двигателя, критическое сечение сопла расширяют, «сбрасывая» в него растущее давление. Это делают полсотни подвижных элементов – створок. Трапециевидной формы литые пластины из жаростойкой и жаропрочной стали лежат внахлест, подобно чешуе или черепице, образуя рабочую поверхность сопла. Согласованно сдвигаясь гидроцилиндрами, они меняют внутреннее сужение, одновременно изменяя срез сопла. Благодаря такой подвижной конструкции сопло сохраняет расширение газа близким к оптимальному и подстраивается под режим работы двигателя, позволяя сильно увеличивать тягу при форсаже. А после выключения форсажа сворки сопла смещаются обратно, уменьшая критическое сечение и размер среза сопла.

Взлет самолета Eurofighter Typhoon на форсажном режиме работы двигателей. Видно небольшое сужение критического сечения сверхзвукового сопла. Фото: Vk.com.Взлет самолета Eurofighter Typhoon на форсажном режиме работы двигателей. Видно небольшое сужение критического сечения сверхзвукового сопла. 

Сопло Лаваля используется в необъятном множестве реактивных устройств. Во всех видах ракет, летающих в воздухе – от космических и межконтинентальных до зенитных и противотанковых, снарядов залповых систем, реактивных гранат, и бесконечного множества других реактивных летающих тел. Известны и реактивные пули, причем разных типов – например, экспериментальные подводные пули для подводного автомата АПС, похожие на толстые зеленые спицы с реактивным двигателем диаметром 5,45 мм. Или полудюймового диаметра (12,7 мм) вращающиеся пули-ракеты «Gyrojet» с четырьмя крошечными косыми соплами, проходившие испытания во Вьетнаме в начале 1970-х вместе со специальным пистолетом для них. Это были самые маленькие боевые ракеты в истории.

Сопловой блок может состоять из одного канала, или нескольких, или из десятков сопел. Размеры, форма, количество, расположение, наклон, тяга, назначение этих сопел меняются в самых широких пределах. Реактивные сопла отводят катапультируемое кресло летчика от самолета, мягко приземляют десантируемую технику и спускаемые аппараты, разгоняют осветительные ракеты и сигналы, уменьшают отдачу безоткатных орудий, забрасывают детонационные шнуры разминирования, отводят в сторону стартовые бугели при шахтном пуске МБР, и выполняют массу других задач, решаемых реактивной силой.

Нереактивные сопла

Сверхзвуковой поток человек добывает соплом Лаваля практически везде, где его использует. В турбинах щелевые сопла Лаваля разгоняют поток для подачи к лопаткам ротора. В сверхзвуковых реактивных турбинах каналы между лопатками подвижного диска тоже щелевые сопла Лаваля, разгоняющие газ до сверхзвуковой скорости. Каждые две соседние лопатки образуют своими поверхностями канал плоского сопла Лаваля, загнутый под углом назад. Поток в нем ускоряется и истекает назад движению, создавая лопаткам реактивную силу. Сверхзвуковые турбины работают в авиации и космонавтике, наземной технике и мореходстве, энергетике и добыче энергоресурсов.

Можно измельчать материал сверхзвуковым потоком, получив тонкую мельницу. В сверхзвуковую струю поступает сыпучий материал. Он захватывается и разгоняется струей, бьющей в твердую преграду, и разбивается об нее со скоростью многих сотен метров в секунду. Высокая чистота измельчения – материал сам колется о преграду – позволяет молоть медикаменты или химикаты высокой степени очистки.

  • Aerion начала аэродинамические тесты модели «тихого» сверхзвукового самолета
    Компания Aerion Supersonic приступила к аэродинамическим испытаниям модели перспективного сверхзвукового бизнес-джета. Первый полет самолета может состояться в 2025-м.
    naked-science.ru

Сверхзвуковые аэродинамические трубы тоже используют сопло Лаваля. Самый распространенный тип сверхзвуковой трубы баллонный. В большом помещении стоят два-три ряда из толстых стальных баллонов двухэтажной высоты, охваченных стеллажным вторым этажом (чтобы добираться к верхушке баллонов, когда нужно). За пару суток до продувки баллоны весь день накачивают воздухом под гул и вибрацию компрессора. Их тела сильно греются от сжатия далеко за сотню атмосфер, потом за ночь остывают.

Продувка проводится в отдельном боксе со стальными дверями. Весь набитый в баллоны воздух сбрасывается за тридцать секунд. Сопло превращает сжатый воздух баллонов в сверхзвуковой поток, текущий в рабочей части трубы. Небольшого сечения, она собрана из прочных стальных элементов, заключающих в себе поток с обдуваемой моделью. Бонусом выступает симуляция сверхзвукового полета на большой высоте с ее морозом – от расширения потока температура в рабочей части минус 80 градусов. Значения числа Маха потока в трубе могут превышать 5, тогда труба становится гиперзвуковой.

Гиперзвуковая аэродинамическая труба Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, построенная в 1959 году. Она работала в диапазоне скоростей от 4 до 11 М. Инженер JPL устанавливает модель ракеты в испытательной секции. Две горизонтальные пластины из нержавеющей стали были гибкими и могли перемещаться с помощью системы гидравлических домкратов, видимых сверху и снизу, для изменения скорости и других параметров воздушного потока. Фото: NASA.Гиперзвуковая аэродинамическая труба Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, построенная в 1959 году. Она работала в диапазоне скоростей от 4 до 11 М. Инженер JPL устанавливает модель ракеты в испытательной секции. Две горизонтальные пластины из нержавеющей стали были гибкими и могли перемещаться с помощью системы гидравлических домкратов, видимых сверху и снизу, для изменения скорости и других параметров воздушного потока. 

В одном из московских вузов с обширным, но запутанным двором в одном из его закоулков стояла решетчатая будка, похожая на киоск. В эту часть двора выходили аудитории кафедры английского языка. Раз в неделю занятия прерывались на полминуты стеной сплошного грохота, напрочь заглушавшего любые попытки речи преподавателей и студентов. Решетчатая будка скрывала выходной канал сверхзвуковой трубы этого вуза, затопляя грохотом двор во время продувки. Так сверхзвуковая аэродинамика вторгалась во все области наук, выходившие аудиториями к этой будке.

Рассчитать сопло, дающее нужное число Маха при располагаемом расходе, смог первопроходец сверхзвуковых расчетов и основоположник сверхзвуковой аэрогазодинамики Людвиг Прандтль. В 1909 году он построил в Германии, в Геттингене, где работал, первую в мире сверхзвуковую трубу. Сегодня все сопла считают по его методу расчета сверхзвукового сопла.

Расчеты позволяют профилировать сопло. Профиль – это кривизна формы сопла, отличающая его от простого конуса, точная геометрия сопла. В критическом сечении расширение газа самое интенсивное, и сразу за ним надо быстро дать газу объем для расширения. Стенки сопла здесь расходятся в стороны круто расширяющимся раструбом. В конце сопла, когда работа расширения сделана, поток направляется цилиндрическим краем сопла в почти параллельную струю.

Плавный переход от резко расширяющейся части к почти цилиндрическому краю делает сопло выпуклым, похожим на бокал или колокол. Это и будет профилированное сопло. Верно выбранная кривизна стенок расширит газ оптимально, с наибольшим разгоном потока при наименьшей длине сопла. Это минимальная масса, поверхность охлаждения, объем материала и обработки, и стоимость. Поэтому почти все сопла сегодня профилированные. Их профиль рассчитывается по заданным параметрам исходного газа и нужного течения, позволяя вылепить наилучшую кривизну сосуда для сверхзвука.

Возможный ключ к полной многоразовости ракеты

Сопло может стать и главным решением полной многоразовости ракет-носителей. Проблема возвращения второй ступени ракеты обусловлена ее большой орбитальной скоростью. Температура торможения потока при такой скорости, возникающая на ступени при входе, достигает нескольких тысяч градусов.

Можно сделать сопло, занимающее весь нижний торец ступени. Тогда его не боящаяся огня поверхность может играть роль теплозащитного экрана. При этом металлическое сопло активно охлаждается топливным компонентом, текущим в каналах его стенок. А сам компонент, истекая без сгорания через сопло, будет отжимать подушку горячего, ударно сжатого воздуха от торца ступени. Край стенки ступени тоже можно занять охлаждаемым краем сопла. Таким образом, стратегически интегрировав сопло в основание ступени. Тогда сопло сможет решать две разделенные во времени задачи – и создания тяги, и тепловой защиты ступени при входе в атмосферу. Вероятно, образовав новый тип – реактивно-теплозащитное сопло.

Такое сопло добавит к своей базовой газодинамической функции (разгон потока) еще и теплозащитную задачу, повысив свою ценность.

Нужно много расчетов, которые найдут оптимум одной конструкции для обоих задач. При таком большом диаметре сопла обычный вытянутый сверхзвуковой бокал становится слишком габаритным и тяжелым. В разы легче окажется сопло с центральным телом или тарельчатое сопло. Их площадь в разы меньше, требуя меньше охлаждения. Можно «сэкономленное» охлаждение отдать прилегающим стенкам ступени. Оценку таких решений даст расчет конкретных проектов.

В 2020 американская фирма Stoke Space Technologies, получила два гранта через SBIR (Small Business Innovation Research, программа исследований и инноваций в малом бизнесе). Это программа помощи правительства США малым предприятиям в исследованиях и разработках (R&D). Группу из девяти человек возглавляет Энди Лапса (Andy Lapsa), директор и соучредитель Stoke, десять лет создававший двигатели в Blue Origin. Его команда сосредоточена на разработке двигателя возвращаемой верхней ступени.

Грант SBIR на 225 тысяч долларов выдал Национальный научный фонд (National Science Foundation), на «интегрированное силовое решение для верхней ступени многоразового использования». В резюме гранта «предлагается разработать новую технологию, позволяющую космическим ракетам-носителям возвращаться в атмосферу и совершать посадку в заданной точке с повторным использованием. Технические вызовы включают сочетание высокоэффективной силовой установки, надежной тепловой защиты и небольшой массы конструкции». Рассматривается «новое техническое решение, сочетающее основные характеристики ступени с эффективностью отдельной системы (речь о системе охлаждения. – Прим. автора), позволяющей повторное использование второй ступени».

Другой грант SBIR в 125 тысяч долларов получен от НАСА на «новую конфигурацию ракетного двигателя для разгонных ступеней и планетарных посадочных модулей». Резюме гранта говорит о «новой геометрии сопла ракеты, которая ранее не рассматривалась и на которой сосредоточены усилия первой фазы. Сопло обеспечивает большую степень расширения при габаритах в десять раз короче традиционных сопел формы колокола, и позволяет работать с глубоким дросселированием при давлении атмосферы. При интеграции в основание ступени сопло двигателя служит активно охлаждаемым металлическим теплозащитным экраном во время входа в атмосферу. В первую фазу входит разработка методологии проектирования сопла, прогноз характеристик сопла и изготовление оборудования для испытаний параметров».

Насколько плодотворны станут усилия Stoke, покажет время. Но формулировка задач говорит о назревшей потребности прорыва к многоразовой второй степени. И сопло выступает возможным ключевым решением для полной многоразовости ракет.

 

Перед смертью люди видят одни и те же сны

Специалисты американского Центра хосписной и паллиативной помощи в Буффало завершили 10-летнее исследование и сделали довольно интригующее и загадочное открытие: оказывается, незадолго до смерти к людям начинают приходить одни и те же сны. Люди, перенёсшие так называемую клиническую смерть, то есть обратимый этап смерти, который является своего рода переходным периодом между жизнью и биологической смертью, зачастую рассказывают о странных видениях.

Как правило, у них перед глазами проносится вся жизнь, после чего они обнаруживают себя в тёмном тоннеле, который заканчивается ярким светом, а некоторые даже встречают давно умерших родственников. Однако исследование, которым на протяжении 10 лет занимались врачи из Центра хосписной и паллиативной помощи в Буффало во главе с Кристофером Керром, показывает, что ещё за три недели до смерти людей начинают посещать странные видения — одинаковые сны. Наблюдая за умирающими пациентами, которых за это время набралось более 13 тысяч, специалисты обнаружили, что 88% людей накануне кончины видят невероятно яркие сны.

Перед смертью люди видят одни и те же сны

По словам пациентов, в 72% случаев во сне они общались с умершими родственниками и друзьями, испытывая при этом тёплые чувства. 59% пациентов в своих последних снах паковали чемоданы или покупали билеты — в общем, собирались в последний путь. Некоторые уже ехали в поезде или летели в самолёте, а иногда также обнаруживали рядом с собой давно умерших родных, с которыми радостно общались.

29% пациентов тоже видели во сне своих близких и друзей, но исключительно живых. Наконец, 28% наблюдали в своих предсмертных снах разные воспоминания из уходящей жизни — те или иные события, оставившие приятное впечатление. Исключением стали умирающие дети: чаще всего им снились покойные домашние животные, которых они узнавали. Снились и взрослые, но их маленькие пациенты не могли вспомнить.

Загадочные сновидения начинаются примерно за 10?11 недель до смерти, причём за 3 недели их частота стремительно увеличивалась, а сны становились всё ярче. К сожалению, объяснить этот феномен Кристофер Керр и его команда не в силах. Быть может, накануне смерти в мозге начинают происходить какие-то изменения, которые приводят к появлению подобных снов. Ясно одно: это успокаивает людей и уменьшает страх скорой смерти.

 

Почему Александр I отказался присоединять Гавайские острова к России
Почему Александр I отказался присоединять Гавайские острова к России
На острове Кауаи, входящем в Гавайский архипелаг, можно посмотреть развалины «Русского форта Елизаветы», как он здесь называется. Из более подробного изучения выясняется, что на острове когда-то были ещё два русских укрепления, названных в честь Александра I и Барклая-де-Толли...

Борьба за Гавайи

Гавайские острова, после открытия их в 1778 году английским мореплавателем Джемсом Куком (который там же и погиб), довольно скоро привлекли внимание европейских и североамериканских предпринимателей. На островах произрастало сандаловое дерево, торговля которым приносила хорошую прибыль. Само собой, разгорелось и соперничество за Гавайи.
Даже в первобытных племенах есть политика, а аборигенов Гавайев уже никак нельзя было назвать первобытными. Хотя железо они узнали только от европейцев (и быстро оценили его качества, а очень скоро освоили и огнестрельное оружие), но гавайцы занимались земледелием, и среди них уже шла борьба за главенство над всем архипелагом. Европейцы начали поддерживать тех туземных вождей, которые были готовы предоставить им наибольшие привилегии в разработке ресурсов островов.

Доктор Шеффер

В то же время, в конце XVIII века, для заведования русскими владениями в Аляске, была основана Российская Американская компания (РАК). Довольно скоро она занялась колонизацией не только Аляски, но и некоторых сопредельных земель на севере Тихого океана: Калифорнии, Курильских островов.
В 1813 году в Аляске появился немецкий естествоиспытатель барон Георг Шеффер. Он прожил довольно авантюрную жизнь. Эмигрировал в 1809 году в Россию, был магистром масонской ложи, помогал своему соотечественнику Францу Леппиху строить управляемый аэростат для бомбардировки войск Наполеона (затея закончилась провалом). Потом решил податься на поиски счастья на моря. Неизвестно, что в точности произошло, но с судна «Суворов», когда оно приплыло в Русскую Америку, Шеффер был списан на берег как «лицо нетерпимое».
Должностные лица РАК в Новоархангельске (ныне Ситха) радушно приняли учёного мужа и взяли его в компанию врачом и хирургом. С течением времени Шеффер стал выполнять поручения более ответственного характера.

Гавайцы просят о русском подданстве

Осенью 1815 года Шеффер был послан агентом РАК на Гавайи на американском корабле «Изабелла». С ним находилось несколько вооружённых служащих компании. Задача миссии заключалась в том, чтобы вызволить захваченный туземцами корабль РАК «Беринг».
Сначала Шеффер прибыл договариваться об освобождении судна и возмещении убытков к Камехамеха, который называл себя «верховным королём» Гавайев. Но довольно скоро понял, что его титул ничего не значит: на каждом острове были свои суверенные вожди. «Беринг» потерпел крушение на острове Кауаи. В мае 1816 года Шеффер направился туда.
Кауаи – самый дальний от Гавайи большой остров Гавайского архипелага. Его вождь Каумулали правил им вполне самовластно, только на словах признавая владычество Камехамеха.
Переговоры Шеффера с вождём протекали исключительно успешно. Каумулали не только согласился безвозмездно вернуть судно вместе с грузом. 21 мая 1816 года он в торжественной обстановке принёс присягу на верность императору и самодержцу всероссийскому. Шеффер составил от лица вождя письмо к Александру I с просьбой о принятии под российский протекторат. Каумулали поставил под письмом свою печать.
Шеффер развернул бурную деятельность с размахом на будущее. Договором от 1 июня 1816 года король острова Кауаи предоставил РАК монополию на торговлю сандаловым деревом. Кроме того, он выделил Шефферу пятьсот своих подданных для всяких работ. С их помощью и были построены три русских укрепления на острове.
Главное из них, каменное, Шеффер назвал именем супруги Александра I, императрицы Елизаветы. Оно было поставлено в устье речки Ваимеа, переименованной предприимчивым немцем в «Волгу» (Шеффер дал всем топонимам на карте Кауаи русские и немецкие имена). Два других укрепления, названных выше, были простыми земляными валами, и их остатки не дошли до наших дней. Подданные Каумулали построили также укрепление на другом острове, принадлежавшем Камехамеха.

Без поддержки

В сентябре 1816 года купленный Шеффером для РАК у США бриг «Эйвон» отплыл в Новоархангельск с подлинниками соглашений между Шеффером и Каумулали. К ним Шеффер присовокупил просьбу прислать на Гавайи по меньшей мере два русских военных корабля для подкрепления русских прав на остров.
Правитель Русской Америки Александр Баранов испугался «самоуправных» действий своего подчинённого. Он аннулировал сделку о покупке «Эйвона» и направил на Кауаи приказ Шефферу воздержаться от дальнейших действий по закреплению острова в русское владение. Правда, он направил полученные документы в Санкт-Петербург, где находилось правление компании. Но ответа оттуда пришлось бы ждать больше года.

В обороне

Иностранные предприниматели поначалу побаивались Шеффера, полагая, что у него за спиной – могущественный русский царь. Многие европейцы и американцы поступили к Шефферу на службу. Узнав же, что РАК оставила своего агента без поддержки, они приступили к враждебным действиям. Особенно старались американцы.
Сначала они настроили Камехамеха против «сепаратиста» Каумулали. Жители Кауаи были вытеснены из владений «верховного короля». В марте 1817 года к Гавайям подошло четыре американских торговых судна. Их экипажи вместе с вооружёнными подданными Камехамеха высадились на Кауаи и начали разорять поселения островитян. К белым, служившим у Шеффера, они направили ультиматум – оставить русского агента. Большинство послушалось. Островитяне перестали надеяться на русских, так как обещанная помощь к ним не приходила.
Запертый с горсткой приверженцев в крепости Елизаветинской, Шеффер в июне 1817 года согласился на почётную капитуляцию. Ему и служащим компании было позволено уплыть на суднах РАК «Ильмень» и «Мирт-Кадьяк», стоявших на Гавайях. После их эвакуации русские укрепления на Кауаи были срыты.

Бесславная уступка

Тем временем в Петербурге, ещё не зная о драматических событиях, развернувшихся на Гавайях, принималось роковое решение о судьбе русских колоний на Тихом океане. Правление РАК руководилось тем же принципом, что и его губернатор на Аляске – «как бы чего не вышло». Оно побоялось действовать самостоятельно, а передало решение вопроса министру иностранных дел Карлу Нессельроде. Тот испросил высочайшей монаршей воли и в феврале 1818 года положил резолюцию:

«Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами…».

Так бесславно закончилась единственная попытка России утвердиться на островах Тихого океана.

Картина дня

наверх