На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Тайны «Аненербе»: что немецкие оккультисты искали на Кавказе

Тайны «Аненербе»: что немецкие оккультисты искали на Кавказе

Тайны «Аненербе»: что немецкие оккультисты искали на Кавказе

 

 

«Деятельность “Аненербе” на Кавказе — известный факт. Вероятно, Кавказ мог рассматриваться немецкими оккультистами как, скажем так, более доступный вариант Тибета, где они тоже искали разные “чудеса”», — отмечает российский историк и писатель Игорь Васильев.

«Аненнербе», что в переводе с немецкого означает «Наследие предков», — нацистская оккультная организация, ставившая своей целью идеологическое обоснование режима. Состоящая из множества отделов организация занималась сбором по всему миру мистических артефактов и древних знаний.

В Советском Союзе «Аненербе» интересовал прежде всего Кавказ. Причём настолько, что представители общества не побоялись гнева Гитлера. Летом 1942-го они при помощи альпийской дивизии вермахта провели операцию «Эдейльвейс», взобрались на Эльбрус и установили там нацистское знамя. Никакими военными нуждами это не оправдывалось: задача была совершенно в другом — черноморские порты и бакинская нефть.

«Даже несколько дней спустя он перед всем и каждым поносил “этих чокнутых альпинистов”, которых “следовало бы отдать под военный трибунал!”. В самый разгар войны они идут на поводу “идиотских амбиций”, занимают “идиотские пики”, когда он приказал сосредоточить все силы на прорыве к Сухуми», — вспоминал германский рейхсминистр Альберт Шпеер о гневе фюрера.

Это могло бы показаться красивой легендой, но немецкие флаги наши бойцы действительно снимали с вершины Эльбруса в феврале 1943 года, а в 2015-м в Приэльбрусье были обнаружены погребённая под лавиной рота «эдельвейсов», а неподалёку в пещере — странный чемоданчик с символикой «Аненербе».

По словам историка и журналиста К.А. Залесского, здесь действовала группа археолога Герберта Янкуна, руководившего в «Аненербе» отделом раскопок. Под охраной боевых частей СС группа искала на Кавказе некие археологические артефакты.

Герберт Янкун на розкопках в Хедебю. Фото с сайта https://bastion.tv/sho-shukali-arheologi-fyurera-v-ukrayini_n25208
Герберт Янкун на розкопках в Хедебю.

Хотя есть и другая версия — нацисты искали на Эльбрусе вход в мифическую страну Шамбалу. Считалось, что «главный вход» в неё расположен на Тибете, куда также отправляла экспедиции «Аненербе», а на Кавказе что-то вроде «чёрного хода». Проникнув в Шамбалу и завладев тайными знаниями и оружием, нацисты надеялись завоевать весь мир.

По рассказам местных жителей немцы однажды даже привезли на самолёте нескольких человек восточной внешности, предположительно, тибетцев, которые должны были им указать на тайный вход. Судя по всему, не сложилось, так как по некоторым свидетельствам этих людей в итоге расстреляли.

Тем не менее кое-что сотрудники «Аненербе» всё же нашли. И сложили в коричневый чемоданчик, который надеялись вывезти в Германию. Но снова не сложилось. Нашли этот саквояж только в 2015 году.

За год до этого чёрные копатели обнаружили в горах оледеневший отряд нацистов и снимки с места обнаружения представили в Географическое общество, которое на следующий год организовало экспедицию во главе с краеведом Виктором Котляровым.

Фото из Интернета

Погодные условия не позволили поисковикам-альпинистам приблизиться к нужному месту, но, чтобы не терять времени, они решили изучить окрестности. В пещере горного массива Хара-Хора они обнаружили чемоданчик, внутри которого лежали два черепа и кости. Вопреки ожиданиям — не человеческие.

Огромные глазницы, наросты, похожие на рога, ноздри, а вместо рта — несколько небольших отверстий, расположенных по кругу. Изучив находку, специалисты пришли к выводу, что сегодня живых существ с подобным строением черепа не существует.

«Отсутствие челюсти и жевательного аппарата и наличие цедильных отверстий, как у китов, говорит, что это, возможно, водное животное», — отмечает биолог и писатель Владимир Шемшук.

Также выдвинута версия, что это черепа древних козлов, которые долго подвергались воздействию воды. Но каким образом воде удалось выточить два идентичных предмета? Есть теория и о том, что останки — результат генетического эксперимента, ведь известно, что нацисты этим занимались. Правда, насколько успешно? Среди основных рассматривается и гипотеза о внеземном происхождении существ...

Фото из Интернета

Нацисты в Германии были буквально помешаны на оккультизме. Скорее всего, они понимали, что не самая большая и не самая богатая страна вряд ли сможет поработить весь мир. А этого очень хотелось. И тогда в ход пошли различные магические предметы, обладание которыми, по мнению верхушки рейха, могло помочь нацистам поставить мир на колени.

Фото из Интернета

Вот они и искали Чашу Грааля, Копьё Судьбы, вход в Шамбалу... И не нашли, и мир не покорили.

ß

О красоте любви, силе вечных ценностей, незыблемости дружбы и прелести жизни

О красоте любви, силе вечных ценностей, незыблемости дружбы и прелести жизни

 

Рецензия на книжную новинку

Сколько людей, столько и представлений о счастье. То, что сердцу одного мило, для другого хуже горькой редьки. Потому и нет единого рецепта, подходящего всем без исключения. А у «синих птиц» столько обличий, что найти их с чужой подсказкой ни у кого ещё не получилось. Два противоположных мнения о том, что значит быть счастливой и построить идеальную жизнь, предложила вниманию читателей Любовь Черенкова на страницах повести «Приключения Евангелины».

Она создала двух героинь, живущих в стародавние времена на Руси, которая только познала основы христианства. И каждой из девушек писательница дала свой билет в прекрасное завтра, одной — светский, а другой —религиозный: «Ну а потом, как уже говорила, судьба нас развела: я нашла свою долю рядом с Владимиром Богуславичем, Ангелина же — в монастыре. У каждого своё счастье».

Однако, поставив точку в своей истории, автор уже тогда понимала, что «жили они долго и счастливо» хорошо звучит на последней странице книги, но не работает в реальной жизни, ибо новый день — неизбежное продолжение с лихими поворотами и непредсказуемыми развязками. А разве литература не должна быть максимально приближена к реальности?

Видимо, именно эта мысль подтолкнула Любовь к обдумыванию второй части приключений: какая судьба ждала Еву и Ангелину — красавиц, из чьих имён получилось название произведения? И вот свет увидела книга «Евангелина: путь к себе». Знакомые персонажи, но совершенно другие приключения, каких и представить себе было невозможно, поражают любопытствующих читателей в самое сердце.

Любовь Черенкова ведёт диалог от первого лица. Она выбирает лёгкую, немного шутливую, даже когда речь идёт о серьёзных и очень серьёзных вещах, манеру повествования, что заражает оптимизмом и заставляет поверить в то, что жизнь — прекрасная штука, даже если что-то не удаётся.

Писательница всегда оставляет лучик надежды героиням, который служит им путеводной звездой. И тем же настроением веры в более светлое завтра она делится с аудиторией, не давая никому опустить руки или, как говорится, повесить нос.

Начало истории погружает в краткий обзор былых событий. Но нужен он лишь для того, чтобы лучше понять психологию девушек, а значит — создать почву для приятия их дальнейших приключений, подразумевающих непростые решения и трудные выборы.

Психологическая, теологическая и философская составляющие на страницах очень сильны, но завуалированы динамичными приключениями, любовными терзаниями, бытовыми, по меркам Средневековья, трудностями и ярким колоритом, отличным от привычного современнику. Тем не менее, главный посыл услышать получается, а вместе с тем понять, по какой дороге идти, чтобы обрести себя и стать счастливым своим особенным способом.

Дабы, разгадывая ребусы авторских посланий, ни один человек не заскучал и все провели время не только с пользой, но и весело, Любовь Черенкова предлагает отправить мужа Евы на войну, немного всплакнуть от предстоящей разлуки, а потом броситься в странствие по тёмным лесам, кишащим бандитами и дикими зверями, на «свидание» с шаманом.

Впереди ритуалы, способные потревожить духов, столкновение с давними недругами («Да знали бы они, что это за старичок! Из-за него я чуть не погибла. Это же мой злейший враг!»), встречи с друзьями, позволяющие отвести душу, боль утраты, сводящая с ума, интриги, грозящие лишить головы. Но какие бы перипетии ни происходили в жизни героини, что за испытания ни были бы уготованы ей свыше, через каждое ей предстоит пройти с гордо поднятой головой и убедить читателя — всё возможно, ведь «неужели не разумеешь, что тебя Господь охранял в пути? Сначала у половцев, потом — у язычников, а затем и у разбойников?» И в этом суть книги «Евангелина: путь к себе», которая утверждает силу жизни над смертью, дружбы над враждой, любви над ненавистью, божественного над порочным.

ß

Параллельные плоскости мыслей и чувств

Параллельные плоскости мыслей и чувств

 

Мы все знаем из школьных уроков геометрии, что существует такое понятие, как параллельные линии, которые никогда не пересекаются между собой, по крайней мере, в этом измерении. Но как параллельными могут быть… стихи? Какое вообще отношение имеет математика к поэзии? Возможно, эта метафора родилась из представления о бесконечном множестве плоскостей, в которых лежат темы, поднимаемые писателями, способными мыслить широко и видеть мир разносторонне, как бы деля его на некие параллельные чувственно-эмоциональные измерения, создающие в конечном итоге целостное многообразие бытия?

Сборник поэта и журналиста Дмитрия Куканова так и называется — «Параллельные стихи». И да, многообразие и даже некоторое противоречие присущи его творчеству. Когда перелистываешь страницы, буквально теряешься в темах и тональностях, удивляясь, как кому-то удаётся балансировать на столь тонкой грани между восторгом («Когда даёт маэстро Бах / Свой многоствольный залп по залу, / Ты видишь: всё былое прах, / Лишь в этой музыке — начало») и отчаянием («А под утро он умер, / Как-то быстро и в лад, / И ему дали нумер / И кладбищенский ряд»), скептицизмом и ранимостью, иронией и серьёзностью.

Дмитрий Куканов то нежен, то дерзок, то философично-романтичен («Но время точит, как вода — / Скалу — в песок, любовь — в разлуку. / Лишь только память иногда / Соединяет эти руки») то приземлён («Я люблю порочных женщин, / Потому что сам такой. / Вроде, пыл уже поменьше, / Вроде, скоро на покой»), то пафосно-одухотворён («Надежда на потомков всё же теплится, / И Вера есть с Любовью в авангарде. / Нельзя забыть, как деды брали крепости / С крестом Георгия, в Преображенской гвардии»), то опустошён («Горький опыт одиночества / Тщусь я выразить в словах, / И зловещие пророчества / Замирают на губах»).

Он всегда разный, но неизменно самобытный, уникальный, неповторимый. Потому что в своих стихах он такой, каким был на самом деле. Просто человек, для которого каждый день нёс нечто особенное. Что-то, что никогда больше не произойдёт. И эти настроения, подобные переменчивым ветрам, нашли своё отражение в его книге:

Я жизнь пытаюсь превратить в стихи,
Очистив всё от будней шелухи…
Поездки, женщины, любови, расстояния,
Рассветы, слёзы, горечь расставания.

Дмитрий Куканов — невероятный оптимист, умевший наслаждаться жизнью, и циник, видевший все её уродливые стороны. Как журналист, он знал о пороках, как поэт, был способен придавать им гротескную форму. Он являлся человеком абсолютно светским, не чуждым ничему земному, но в то же время глубоко верующим и стремящимся познать суть божественного, что хорошо ощущается в его стихах. Он был серьёзен и смешлив, безрассуден и осторожен, деятелен и пассивен, тактичен и остёр на язык. Его мысли всегда находились одновременно в нескольких параллельных плоскостях, равно как и его чувства, а следовательно, и произведения. Отсюда, видимо, и пришло название сборника «Параллельные стихи», такого противоречивого и концептуально единого, вдохновляющего и заставляющего думать.

ß

Древние индейцы протягивают нам руки

Древние индейцы протягивают нам руки

 

Современного человека, интересующегося историей и археологией, пещерами не удивишь, даже если они тянутся на 160 километров. Не удивишь и древней наскальной живописью — сегодня известны множество её образцов. Но вот пещера Куэва-де-лас-Манос, расположенная в Аргентине, впечатляет даже искушённого человека. А всё потому, что к нему протягивают руки люди из глубины тысячелетий...

Обнаруженный в 1941 году объект впоследствии назовут Пещерой рук, именно так переводится с испанского её название. Начиная от входа, её стены украшают тысячи изображений, причём преобладают среди них раскрытые ладони.

Ещё не были построены пирамиды, до возникновения многих цивилизаций оставались долгие годы, а в пещере Южной Америки никому неизвестные юноши оставляли на стенах свои отпечатки...

Древняя легенда рассказывает о небольшом племени, жившем здесь тысячелетия назад и поклонявшемся доброму духу. Он хранил их от всяких бед и напастей, а они за это танцевали для него под особый барабанный ритм. Для проведения ритуала старейшины племени собирались в пещере и совершали священный обряд, а добрый дух радовался под их танец.

Но однажды во время ритуала в пещере помимо старейшин оказался мальчик, который под впечатлением от звука барабанов захотел повторить их ритм. Он начал хлопать в ладоши, однако у него выходила совершенно другая мелодия, которая разбудила злого духа.

Недовольный пробуждением, он рассвирепел и навечно замуровал в пещере людей. Шло время, и на стенах стали проявляться отпечатки ладоней — это души погибших аборигенов выбивали ритм, моля доброго духа о спасении.

Это очень красивая история, однако у учёных есть более прозаическая версия возникновения отпечатков ладоней. Одним из первых исследователей пещеры стал археолог Карлос Градин, который выяснил, что очертания рук были нанесены на стены с помощью различных красителей, составленных их натуральных минеральных веществ. Так, оттенки красного давала окись железа, чёрный цвет — окись марганца, жёлтый создавался на основе натроярозита, а белый — каолина, белой глины.

Но больше всего интересна техника нанесения рисунков — трафарет. Да и аэрозольные баллончики — не современная выдумка, а лишь усовершенствование придуманного тысячелетия назад устройства. Древние люди набирали в рот краситель, клали руку на стену пещеры, а затем через специальную трубочку с отверстием распыляли краску. Таким образом получались древние граффити.

На стенах пещеры исследователи насчитали более восьми сотен ладоней, и лишь тридцать из них — правые. Это позволило сделать вывод о том, что люди оставляли рисунки самостоятельно, без посторонней помощи.

Также учёные заметили, что отпечатки ладоней невелики по размерам, из чего сделали вывод, что они принадлежат не взрослым людям, а подросткам. Возможно, создание очертания своей ладони было одним из условий инициации в этом племени: таким образом мальчик-подросток переходил во взрослую жизнь. Кроме этого, может быть, ему надо было провести ночь в этой пещере или сделать ещё что-нибудь, но пока никаких материальных подтверждений этому не обнаружено. Однако всё это пока лишь версии, предназначение рисунков всё же неясно.

Найденные здесь же трубочки для нанесения краски подсказали специалистам и возраст изображений. Так, самые ранние, по мнению учёных, были сделаны примерно тринадцать тысяч лет назад, а самые последние — около тысячи — полутора назад. Установлено, что люди обитали здесь до восьмого века нашей эры.

Но ладони — не единственные изображения пещеры. Здесь можно увидеть сцены охоты, например, на страусов или лам, с применением метательного оружия под названием «болас», традиционного для местных племён.

Сегодня Куэва-де-лас-Манос включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву считается территорией, где существовала одна из старейших цивилизаций мира.

ß

Пара слов о поиске настоящего рецензента

Пара слов о поиске настоящего рецензента

 

Каждый писатель, который уже приобрёл опыт издания своей книги, знает, что самое сложное не написать её, не добиться внимания издателей и даже не рассказать о ней читателю. Главная задача, которая встаёт абсолютно перед каждым, — это понять, чего в действительности стоит его творчество. К сожалению, очень легко обмануться. Посчитать себя гением, а потом испытать разочарование, когда люди решат иначе. Или, напротив, маяться сомнениями и неуверенностью в себе, а потому не показать рукопись миру, обрекая себя на вечные сожаления.

Решением проблемы становится статья-рецензия на вашу книгу. Зачем она нужна и где её заказать, чтобы точно понять, какие перспективы у произведения в мире большой литературы, нужно разобраться прицельно.

Рецензент не враг, а кто?

Первое, что следует усвоить, — рецензент не является киношным злодеем, единственная мечта которого — испортить жизнь бедным творческим людям. Тот, кто так считает и даже приводит доказательства несправедливости со стороны критиков, имел дело с дилетантами. Как правило, такие жалобщики выбрали самый спорный из всех путей — разместили свои произведения в сети и стали ждать откликов от незнакомцев. Естественно, спустя некоторое время их желание сбылось, и комментаторы налетели. Одни отметились парой фраз, а другие настрочили целые романы на тему сюжета, героев, поднимаемых тем. Именно их «творчество» писатели приняли за профессиональные рецензии, даже не разбираясь, кто и зачем делал анализ.

Как показывает практика, эти лжекритики частенько оказываются обычными хейтерами, готовыми поливать грязью что угодно: книги, фильмы, рестораны, отели, одежду. Главное, чтобы кто-то создал прецедент, а уж потом они развернутся! Предложив на суд широкой общественности своё произведение, автор дал повод таким людям активизироваться. А вступив с ними в дискуссию, подлил масла в огонь, рискуя услышать ещё больше нелестных эпитетов в свой адрес. Мнение о рецензентах было сформировано, а страх перед их оценками прочно укоренился в сердце.

Между тем только люди, имеющие вполне определённый статус, могут называться профессиональными рецензентами. Среди них:

— редакторы издательств;
— филологи, работающие в высших учебных заведениях;
— журналисты;
— известные писатели;
— члены крупных творческих союзов, таких как Союз писателей России.

Можно не сомневаться, ни один человек, входящий в любую из данных категорий, никогда не станет оскорблять даже самого бесталанного автора, не позволит себе резкостей и грубостей, не поставит эмоции при анализе выше рационального мышления. Каждый свой довод он будет доказывать убедительно, используя конкретные примеры и цитаты. Любое слово сможет объяснить как в статье, так и в личной переписке, если она завяжется. При грамотной реакции со стороны писателя критик превратится в наставника, чьи уроки принесут пользу сейчас и в будущем.

Как отличить злопыхателя от критика в сети?

Как уже сказано выше, грести всех рецензентов, встречающихся в Интернете, под одну гребёнку нельзя. На крупных порталах нередко можно встретить настоящих профессионалов. То есть людей, которые имеют достаточную квалификацию, чтобы вынести объективное суждение. Туда они заходят по разным причинам:

— как читатели;
— как авторы собственных произведений;
— как сотрудники, помогающие администраторам;
— как редакторы, ищущие интересные новинки для своего издательства.

От обычных злопыхателей их статьи отличает несколько признаков, запомнив которые, уже никто не попадётся на удочку мошенников:

— ненавязчивость;
— корректность в выражениях, даже когда речь идёт о замечаниях;
— хороший слог;
— владение специальными терминами;
— правильная структура текста, включающая вступление, основную часть, заключение;
— ёмкие, предметные замечания, подкреплённые цитатами;
—  чёткие рекомендации по улучшению текста.

Читать такие рецензии всё равно что слушать лекцию о самом себе. Они позволяют взглянуть на знакомый текст со стороны и дают возможность писателю определить, над чем ему следует поработать в будущем.

Вступление, которое обычно не занимает больше одного или двух абзацев, познакомит автора с тем, что критик хочет найти в его творении, учитывая жанр и объём текста. Заключение предложит некий вывод, хорошо или плохо получилось раскрыть тему, кто захочет это прочитать, можно ли уже сейчас рассчитывать на публикацию и так далее. Но главное — это основная часть. Именно она даст отчётливое представление о том, на что писатель действительно способен и как сумел применить свой талант на страницах. Эта часть рецензии содержит:

— краткое описание сюжета;
— личную эмоциональную оценку критика, как читателя;
— анализ текста, начиная с названия (стилистика, сюжет, характеры героев, динамика, интрига, смысловая нагрузка и так далее);
— обсуждение плюсов и минусов произведения (этот пункт может перекликаться с предыдущим, в зависимости от способа подачи материала, выбранного рецензентом);
— рекомендации по дальнейшей работе над улучшением текста, если таковые имеются.

Если писатель, убеждённый в том, что от критиков сплошная головная боль, познакомится с этим планом, а потом сравнит те отклики, что уже получал в Интернете на тематических сайтах, он наверняка поймёт, что далеко не каждая статья имеет моральное право называться рецензией. Большинство из них — просто отзывы далёких от литературы людей.

Где водятся настоящие критики?

В любом случае выкладывать своё творчество во Всемирную паутину — удовольствие сомнительное. На хейтера нарваться легко, на профессионального критика — сложно. Произведение теряет уникальность и перестаёт представлять интерес для издательства. А мошенники норовят скопировать текст, чтобы потом выдать историю за свою.

Если автор это понимает и ищет другие, более надёжные и перспективные способы узнать, на что он способен, лучше не связываться с сетью. Найти рецензентов можно, даже если не постить каждый свой рассказ или стихотворение на десятках сайтов. Тот, кому интересно, где водятся настоящие профессионалы в области литературной критики, должен запомнить следующий список:

1. Издательства. Каждая организация, отвечающая за появление на свет новых книг, имеет в штате специалистов, готовых помочь как с оценкой творчества, так и с дальнейшим продвижением готовой книги. Для раскрутки также требуются рецензии, написанные по несколько иному плану и размещённые на определённых площадках или разосланные библиотекам, творческим организациям, а также на конкурсы, премии, фестивали.

2. Творческие союзы и литературные состязания. Автор может познакомиться с членами объединений и организаторами очно на мероприятиях, в сети на различных порталах или прислать свою рукопись на один из конкурсов, проводимых под патронажем профессионалов.

3. Литературные журналы и газеты. Подавая заявку в некоторые из них, можно ожидать развёрнутого ответа или заблаговременно заказать рецензию.

4. Крупные сайты, администраторы которых предлагают написание критических статей, в частности на неразмещённые у них рукописи, заранее рассказывая, кто, когда, как и на каких условиях будет над ними работать.

Как использовать рецензии грамотно?

Так как рецензии бывают разные и подразумевают не только непосредственно оценку книги, заказывая статьи, писатель должен понимать, чего хочет:

— честного анализа;
— эмоционального мнения;
— рассмотрения на предмет публикации;
— статьи для рекламы на сторонние ресурсы;
— представления на творческое мероприятие или для других целей.

Ни в коем случае нельзя выкладывать критические рецензии в общий доступ или в качестве представления посылать текст длинной в десять листов А4. Для всего есть своё место и время.

Критики Академии литературного успеха, созданной на базе издательства «Союз писателей», знают, что, когда, куда и как писать. Они работают над всеми видами рецензий, имеют богатый опыт сотрудничества с писателями, подававшими заявки на грант «Новые имена», имеют возможность публиковать статьи на целом ряде знаковых порталов в Сети, выдвигать номинантов на премии и конкурсы. Их мнение имеет вес в литературном сообществе. А уроки, которые они преподносят в рекомендациях, уже помогли многим современникам стать лучше и добиться успеха.

Главное — понимать: хороший критик пока не в Красной книге. Он хочет быть другом творческого человека и готов тратить своё время и силы, чтобы произведения, созданные в двадцать первом веке, удостоились чести остаться в веках.

ß

Козьма Прутков: литературная мистификация

Козьма Прутков: литературная мистификация

 

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Одного яйца два раза не высидишь! Нельзя объять необъятное.

Эти знакомые многим крылатые выражения принадлежат перу знаменитого Козьмы Пруткова. Помимо афоризмов он был автором пьес, стихов и басен, популярных меж его современниками и не утративших актуальности и поныне. И на сегодняшний день Козьма Петрович по праву носит звание классика отечественной юмористической литературы.

Биография писателя довольно подробно изучена. Родился он 23 апреля, только вот в 1801 или 1803 году, исследователи пока сомневаются. Родиной Пруткова считается деревня Тентелева Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Род его был хоть и дворянского происхождения, но незнатного. А вот в плане литературы семья оказалась талантливой: дед писателя Федот Кузьмич написал в своё время остроумные «Гисторические материалы»; отец, Пётр Федотович, написал оперетту, которую, по словам Козьмы Пруткова, высоко оценили Херасков, Державин и многие другие литераторы. От предков, вероятно, и передалась страсть к писательству и самому Козьме Петровичу.

После получения домашнего образования Прутков поступил служить в гусарский полк. Но военная жизнь оказалась не для него, и, выйдя в отставку, он устроился в Пробирную Палатку, где и прослужил всю оставшуюся жизнь. За усердие Прутков был награждён орденом святого Станислава 1-й степени и в итоге произведён в действительные статские советники.

На личном фронте у него тоже было всё превосходно: женившись на Антониде Платоновне Проклеветантовой, он воспитал вместе с ней десятерых детей.

На самом же деле никакого Козьмы Петровича Пруткова не было. Это мистификация, разыгранная братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми и их двоюродным братом Алексеем Толстым. Кроме них литературное наследие Пруткова создавали поэт Александр Аммосов и автор «Конька-Горбунка» Пётр Ершов.

Эти талантливые литераторы часто собирались в имении Жемчужниковых, где проводили время в творческих изысканиях. Однажды несколько написанных ими басен привели друзей к оригинальной мысли.

«Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта … привела к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова», — вспоминал Владимир Жемчужников.

Кстати, имя чиновнику с острым пером они позаимствовали у слуги, которому заплатили за это 50 рублей.

Но мистификация была бы не такой впечатляющей, если бы не реальное воплощение Пруткова, выразившееся в его подробном портрете. Его создали ещё один брат Жемчужниковых Лев и его сокурсники А. Бейдеман и Л. Лагорио. В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» даётся его описание: каштановые волосы писателя искусно подвиты, но при этом всклокочены, отмечается наличие двух бородавок — на лбу и скуле, прорисован даже пластырь на шее, в том месте, где писатель постоянно травмируется при бритье.

Всё это в комплексе создавало впечатление реально существующего человека, да и сегодня ещё встречаются люди, уверенные в том, что жил некогда на свете писатель Козьма Прутков.

Впервые сочинения вымышленного автора появились в журнале «Современник» в 1854 году. Затем его произведения стали публиковаться в «Литературном Ералаше», журналах «Искра», «Развлечение», «Свисток».

Несмотря на то, что творчество Пруткова высоко оценивал даже Достоевский, называвший его «замечательнейшим писателем», «прижизненный» сборник Козьмы Петровича так и не вышел. А в 1863 году он официально «умер»: братья всё реже собирались вместе и всё труднее было согласовывать тексты и поддерживать целостный образ писателя.

И только после «смерти» в печати стали появляться собрания сочинений Пруткова. Популярностью автор пользовался и после революции. Да что говорить: многие его афоризмы актуальны и в двадцать первом веке!

Картина дня

наверх