На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

Страничка юмора. Словарь самых «древних укров» и не только…

Страничка юмора. Словарь самых «древних укров» и не только…

Страничка юмора. Словарь самых «древних укров» и не только…

Одной статьей прошлись по очень любимой лично теме: археологической культуре Триполья. Времена доисторические, между каменным веком и бронзовым. Так называемый «энеолит», медно-каменное времечко. Чтобы понимать схематично, о чем разговор сегодняшний, — милости прошу пройтись по статье: Доисторическая цивилизация: эпоха победившего матриархата.

Какие самые стойкие легенды о трипольцах бродят в интернет-мире, иногда выпуливаясь на околонаучные орбиты публицистики? Самые безобидные: мол, это было некое возвышенное теократическое общество-цивилизация. Там распоряжались вдохновляемые Свыше жрецы-волхвы. И поклонялись высшим Жрицам, которые отправляли во все уголки Ойкумены посланцев. Чтобы мудрость сказочной страны принести другим народам. Отсталым, заблудившимся в потемках каменных веков.

Последователи Чудинова с желто-синими паспортами тролят уже толще. Устраивая пляски с лупами возле «древнейших знаков», наскальных петроглифов юга Украины. Называя природную эрозию — трипольской клинописью. Которая… само собой, породила письмо древнего Шумера, цивилизацию Междуречья и Египта. Адепты крепкой горилки вообще от рук отбились, отобрав легендарную миссию спасения человечества — у еврея Ноя.

Их перебивают заплетающимся языком более «продвинутые» типажи. Слив библейскую байку о Всемирном Потопе — понятно куда. Выродив такой конструкт: окрестности Киева с селом Трипольем (где было найдено первое крупное поселение этой археологической культуры) — вообще Пуп Земли. Первый участок суши, поднявшийся из глубин Мирового океана. Родина людей-богов, просветивших весь свет, от пещерных европ — до Мезоамерики.

Само собой… они были прямыми этническими предками украинцев. Если думаете, это безобидные фрики с диванов упражняются, — заблуждаетесь. Степени научные получают за свои «труды», университетские должности на Незалежной осваивают толпами. Вот и будем теперь, на регулярной основе, отдыхать от трудов умственных. Поднимать настроение.

Антропология.

Если что-то похожее а «украинца» можно углядеть в статуэтках трипольской культуры… то получится вылитый карикатурный шинкарь времен Тараса Бульбы. Ну очень характерный скошенный лоб и большой нос. Это раз. Второе, академическая наука еще в середине ХХ века точно высчитала типаж «трипольца», даже ученые стран НАТО согласились. Несколько, столь любимых ими, «расовых» трактатов написали. Земли Триполья были заселены выходцами из Средиземноморья, ранними индоевропейцами.

Реконструкции внешности трипольцев, сделанные по черепам из поздних захоронений, — это мужской средиземноморский тип, а женщины больше тяготеют к восточноевропейскому. Плюсом, явные кавказские типы встречаются, «арменоидные». Те самые, которые потом станут ядром будущих обитателей Балкано-Дунайского региона. В исторические времена получат имена фракийцев, иллирийцев, даков. Трипольская и поздняя индоевропейская цивилизации не знали национальностей, складывались не на этническом родстве. Работал другой принцип: близость уклада, обычаев, образа жизни.

История против. Почему «древние укры» Триполья не могли быть предками этнических украинцев? Самый безобидный аргумент можно выспросить у рядового школяра, с твердой «четверкой» по истории. В течение трёх с половиной тысячелетий… тут такого напроисходило, столько генофонда кочевого и оседлого вдоль и поперек земли Триполья осваивало… Найдите, ага. Коренного трипольца.

Но умные львовские ученые призывают к взвешенности. Предлагают внимательно изучить культуры бронзового века («ямников», «катакомбников», «срубников»). Ведь наглядно же видно, там немало традиций Триполья. Символика, в первую очередь. Яркая раскраска керамике железного века (скифо-греческий период) и до Киевской Руси еще можно найти схожие элементы.

Сельскохозяйственные технологии, обряды и ритуалы сбора урожая, которые не отыскать в глубине тысячелетий уже. Славянские домишки позапрошлого века, еще обмазанные глиной, раскрашенные пестрыми красками, узоры на рубахах — все корнями уходит в Триполье. Только границы наследия небывало велики, рамок одной страны тут не хватит… Сносим из анализа, это общечеловеческое наследие. Орнаменты, ага.

Самое больное и расчесанное место в Киевских широтах — национальный вопрос. Тут полный карачун наступает академикам в вышиванках. Трипольская культура почти до мелочей схожа с Эгейским архипелагом островным. Говорить о культурном общем пространстве — невозможно.

С бассейном Днепра транспортной связности не существовало. Миграционные потоки шли однозначно в одну сторону — от Средиземного моря, на богатейшие черноземы. И цеплялись за эти благодатные земли трипольцы до края самого, не желая их покидать. Так что вопрос, кто к кому пришел… в приличном обществе уже не дискутируется.

Украинский язык Триполья.

Знаете, на что опирается ученый укр в вышиванке, утверждая такую лингвистическую древность? На науку! Следите за мыслью: анализируя славянские языки, специалисты выделили слова неизвестного происхождения. То есть такие, что не имеют явного маркера перехода из индоевропейских наших основ. Германских, романских, индийских, иранских языков и т.д. В качестве «чистого эксперимента» был взят древнегреческий (какого рожна именно его?). Там нашли пласт неизвестной никому лексики.

Легким шевелением логики выходит так: раз ниоткуда ничего не возникает… значит, эти неизвестные слова пришли из очень древнего пра-языка. Трипольского, само собой. Были начерчены соответствующие карты частоты употребления этих «неизвестных» слов… Батюшки-светы! Так тож Киев и окрестности! Шампанского в десятый номер, кандидат наук новый обмывается!

Взахлеб зачитывался, чесслово. Оказывается, главной особенностью языка трипольской культуры было доминирование слов с открытыми слогами. Почти как в античных культурах Крита и в Малой Азии. Какой вывод? Правильно, никакой индоевропейской семьи языков не существует. Есть новая колыбель — называется «группа древних черноморско-средиземноморских языков». Их, правда… раньше наука называла: палеоевропейские языки, реликтовые неиндоевропейские Южной Европы. Но кто мы такие с академиками киевскими спорить. Еще шампанского в десятый номер!.

Открытия поперли. К 2010 году взялись за древнеславянские языки. Там слоги тоже открытые встречаются часто. Прослеживается тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных. Но! Оказывается, из всех славянских бормотаний… в украинском языке эта тенденция наиболее выражена, о как. Вывод (и официант летит из десятого номера за новым ящиком шампанского): украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры наибольшее количество слов. Но хватит за воротник закидывать, пора проверку устроить. Тех самых «не встречаемых нигде слов»:

Батько.

Ключевое словечко всех щирых. Во-первых, оно есть во всех древних славянских языках. Означает широкий спектр родства, дружбы, ласкового приятельства: «брат, родственник, приятель». Ни из какой Авесты оно не приходило (форма patar ), не упражняйтесь, пожалуйста. Когда славян стали активно подвергать христианизации, появляется слово «батЯ», ударение на последний слог. Во времена, когда древние «укры» еще копали тоннель между Евразией и Японскими островами, ага. В русской Ипатьевской Летописи его можно найти, под 1161 годом:

«Роман Ростиславич посылает из Смоленска попа своего к Изяславу, река тако: отдавает ти батя Чернигов, а со мною в любви поживи».

Роман Ростиславович называет «батей» своего отца, Ростислава Мстиславича, Великого князя Киевского. Ах да… киевского, вот в чем подвох. Рюриковичи же… они тоже того. Из Бердичева. Варяжили там со времен Триполья. Но продолжим. Понимание слово «батя» — исключительно церковная практика, пришло …из иврита. Так понимали в Ветхом Завете старших членов семьи, ответственных за всё (полные права обретались только после 30 лет от роду).

Звучало это так: «еэбе». Понималось — как просто абстрактная семья. Производные: «семья» (бейт), «бейт ав» — дом отца. Чтобы не возникло путаницы, евреи древности придумали две итерации Семьи: «большую» и «малую» (индивидуальную). Первая жестко встроена в систему Рода, состоит из нескольких родственных союзов, индивидуальных семей.

Всем управляет отец Семьи, с почти неограниченными правами распоряжаться детьми (мог торговать дочерьми, читайте Библию) и прочими домочадцами. Невестку мог убить, например (в той же Книге проверяйте). Все гражданские и имущественные права членов Семьи плясали от решения Главы, отца Семьи. Бесполезно искать корни «бати» в каких-то национальных языках, оно появляется после экспансии христианства иудейского толка. Только через библейские истории и лексикон понимаемо. Не буду углубляться, вывод такой…

Дорогие древние укры… Перевожу: «батя» (он же «батько»), писался без гласных «Б» и «Т». На иврите читался с огласовками, получалось «байт». Означало сие — семейство, род, дом. Понималось строго унитарно: глава семейства, дома, который обладает наибольшими правами, отвечает за весь балаган домочадцев перед общиной.

Отсюда выводится русское «батюшка». «бат+юш+ка» — это уже расширительное понятие, тоже на иврите: семейство, род, дом (его глава) + ЙЕША (помощь, спасение, избавление, безопасность, благополучие + К (подобие). Женим всё вместе, получаем понятный нам термин, очень полный, возвышенный, широкий. Человек, главенствующий в материальном и духовном мире, отвечающий за благополучие. Распорядитель мирскими правами, обязанностями в Семье. Если брать религиозный оттенок — главенствующий за сакральные истины, их хозяин и толкователь, то есть — священник.

Так, над чем сегодня еще поржем… О, как раз сам объект «ржания» можно разобрать. Исконное, древнее «укрское» слово….

«Кобила».

Она же — «кобыла». Слово присвоено не случайно свидомой наукой, поскольку споры вокруг его происхождения кипят столетие. Самый простой вариант, довольно старый: «кобыла» является однокоренным со словом «конь», оба восходят к той же основе, что и латинское «cabo» — «мерин». Лингвисты обшеславянские немного расширяют доказательную базу, считают суффиксным производным от «коня» тоже, добавляя в оборот греческое kaballēs ( «рабочая лошадь»). Кстати, галантное понятие «кавалер» — из конюшни словечко, ага.

Может так. Но видится тоньше всё. Особенно в лошадиной теме. Начнем с «жеребца», можно смело дарить свидомым его. Никто не в курсе, откель нам на язык упало. Не то от древнего славянского слова «zhereb» (отрезать лишнее, вот тебе и кастрированный конь). Или от «жребий» (тоже от «отрезать», но применительно к резной дощечке для гадания). Эта теория поэпичнее, древняя славянская традиция. Вкусная, лично одобряю.

Перед военным походом наши предки водили жеребца из святилища языческого, по специальным деревянным брускам-жеребам. Если «оракул» о четырех копытах блажил, упирался, оступался — всякие военные упражнения отменяли. Если ровно шел: вперед на иродов, бей, круши, жги! Так жреческие кони для «жеребьёвки» стали жеребцами.

Лошадь… Доказано железно — заимствовано из тюркских языков вроде. Странно. Зачем его у кого-то брать, если … у самих такой животины немало, вон пасется… Та же загадка со словом «конь». Древнерусское «комонь» (лошадь)? С навеской суффикса «б» — наша загадочная «кобыла»? Или обобщенный вариант выберем: «конь», «комонь» и «кобыла» — произошло от древнего слова «kovnь» (ковать). Со времен аварского ига славяне в этом поднаторели, кавалерией стали искусной. Вот и ковали своих лошадок, обучившись слову у германцев-лангобардов.

Еще по конюшне пройдемся, похлопаем по холке «мерина». Слово из Великой Степи пришло, не то от монголов, не то от маньчжуров древних. Но смысл одинаков везде — сие есть «лошадь». Кляча, тут проще. Выведено из слова «кляч» (палка). Оттуда же — «клюка». Как сей деревянный предмет связан с лошадьми? Да как угодно. Старую, остеохондрозную животину могли сравнивать. Молодую коняшку в процессе обучения, которая всё из-под «палки» понимает… Как угодно, даже можно слово вывести из индоевропеских корней, где похожее слово означало «копыто».

«Битюга» можно древним украм подарить, темное словечко, неясной кочёвки. Если тюрки отдадут, там вроде «bituk» означает — рослый, крепкий. Но не суть… Загадка такая: все «лошадиные слова» откуда угодно. Такое впечатление, что славяне лошадь не так давно увидели. Всяк на свой лад (по заимствованиям) обзывать стал полезное в хозяйстве животное. Дело ясное, что дело тёмное.

Лопатим словари. Во всех языках (кроме славянских) есть слова, в обозначении «конь». Происходят они от некоего древнего индоевропейского названия лошади. На латыни лошадь — equus, древнегреческом — гиппус (иппус). Схожие звучания найдены прото-немецком, древне-кельтском. А славяне что же? Такое впечатление — забыли, как заехали на ПМЖ в леса-болота. Тут негде скакать, вид транспорта бесполезный.

Вот такое веселье. Это как с «медведем». Не название животного же — кличка. «ЗмеЯ» — из той же оперы. «Лошадь/кобыла»… тоже? Очень хороший «наперсток», грех не наполнить. Признать: древний вариант индоевропейского названия этого животного славяне забыли. Образ жизни, знаете ли. Коневодству противопоказанный. А когда видели диковину на четырех копытах — так спрашивали у владельцев… как звать-то? Или клички давали по собственному озорному славянскому разумению…

Вот так, товарищи древние укры. Ваши словари читать будем регулярно. Вы там из «Триполья» много чего себе интересного натащили. Веселите дальше… да пусть не иссякает шампанское в десятом номере отеля, где ваши филологи диссертации обмывают. Нам наука…

ß

Крещение Золотой Орды: могло такое случиться?

Крещение Золотой Орды: могло такое случиться?

Самоидентификация «монголо-татар» нужна, отправная точка в столь непростой аналитике. Главным общественным маркером средневекового человека была конфессиональная принадлежность. Группы, общины, племени, несформировавшихся на тот период времени — народов. Политическая идентичность плясала только от этой печки: с кем воюем, дружим, в одном сословии состоим.

Очень хорошим подспорьем в этом вопросе послужит пресловутая и знаменитая «веротерпимость».

«...Татары подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по-прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь, кто какой веры держится». (Рашид-ад-Дин)

Общая картина.

Итак, пресловутая «веротерпимость». Или правильнее говорить — равноудаленность ордынской верхушки от всех религий с мудрой формулой отца-основателя… там много всяких цитат, но огорошу Читателя собственным убеждением. Чингисхан был атеистом прожжённым. Со мной согласится, пожалуй, перс из XIII века по имени Ала Джувейни. Он крепко подозревал, что Потрясатель Вселенной не придерживался какой-либо веры.

Великий не любил культового фанатизма, демонстративно лояльно относился ко всем религиям побежденных народов, внимательно поддерживая престиж старейшин и мудрецов. Специально прописал в Великой Ясе: дети мои, уважайте всех Богов одинаково, не выказывайте предпочтения ни одному… Не послушались, храпоидолы безмозглые, прос...ли такую державу, эх. Но не суть, отдельной статьей спорить будем.

Изначально будучи «язычниками», Великие Ханы государства Джучи лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и всем остальным. Хоть в букашку луговую верь, раку речному поклоняйся, только плати налог малый и не бузи. В городах Золотой Орды бесперебойно наставляли паству храмы и мечети, синагоги, жертвенники и капища, проповедовали кому только не лень.

Несмотря на ярость крестоносных походов, христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Опасливо бормоча нехорошие слова в адрес монголов, кипчаков и прочих степняков, крепко стоявших на позициях язычества. Как только отгремели формирующие Улус Джучи войны, началось сражение совсем другого рода: за умы «новых хозяев». Шансы были хороши у двух огромных конфессий: ислама и христианства. Последнее было представлено несколькими течениями. Латиняне и греческие православные с опаской смотрели на …победителей-еретиков, торжествующих несториан.

Крещение Золотой Орды: могло такое случиться?

Первые структуры

централизованного управления паствой в Золотой Орде появились сначала в городах. Была представлена греческая и русская православная церкви, католики подтянулись позже. В середине XIII века три византийские епархии Крыма — Херсонская, Сугдейская и Готская — были преобразованы в самостоятельные митрополии. Кроме них в XIII-XV веках с ними соприкасаются: Аланская (на Северном Кавказе), Сотириупольская (современное Ставрополье), Матрахо-Зихская (Тамань) митрополии. И малоизученная (кочевая) Сотириупольская епархия.

Самые активные оказались аланские митрополиты. Пользуясь союзническими отношениями с Батыем, они нагло подчинили себе Сотириупольскую митрополию. Со скандалом и скрежетом зубовным константинопольскому патриарху пришлось утверждать это де-факто. Затем Аланская пыталась в 1356 году подчинить себе Танаисскую епархию, которая имела особый патриарший статус, очень широкую самостоятельность. Дело дошло до грозного окрика ханского беклярбека из Золотой Орды: «Уймитесь!».

Аланский митрополит без ведома патриарха рукоположил Кавказского митрополита и Сарайского епископа. Между Херсонской, Готской и Сугдейской митрополиями также были территориальные споры из-за приходов Алушты, Ялты, Сикита, Парфенита, Лампады, Алании. Хотя как… территориальные. Делили вкусные торговые перевалочные центры.

При хане Менгу-Тимуре усилиями митрополита Русской церкви Кирилла II (1261 г.) учреждается Сарайская православная епископская кафедра. Константинополь освобожден от крестоносцев-латинян, границы митрополий перекраиваются под новые политические реалии. Под полог шатров Ставки Золотой Орды переносится кафедра Переяславской епископии, контролирующей всю южную Русь, вплоть до границ Рязани.

Окормлять было кого. После разгрома несторианской «партии влияния» при Берке-Хане поле для деятельности православных священников немного расширилось. Хотя их привечали куда хуже католиков, последние миссионерством не занимались. Играясь в Большую Политику, склоняли Золотую Орду ко всяким авантюрам против мусульман. На Волге (Итиле) в XIII-XV веках жило немало крещеного люда. Невольники, поселенцы-бродники, ремесленники, вояки из русских княжеств, купцы, княжьи люди и бояре.

Христианство исповедовали половцы, аланы, черкесы и греки. Сарайская епархия начинает интенсивное строительство православных церквей и часовен. Это заметно по археологии: золотоордынские города обзаводятся соответствующими кладбищами и некрополями. Могилы здешних православных небогаты, очень демократичны: недорогие крестики, примитивные иконки, скромная посуда. Все говорит о низком социальном статусе владельцев.

Государственные преимущества

православные структуры получают, как вводится практика ханских ярлыков (право на управление от имени Великого Хана). Это существенные привилегии и экономические льготы, освобождение от податей и налогов. Но самое главное — митрополиты Орды выделяются в особый класс, неподсудный светским властям. От княжеского произвола священники защищены. Ярлык дает гарантии безопасности личности, имущества, свободный проезд по территории Золотой Орды. Оскорбление веры и церквей теперь карается смертной казнью.

Немыслимое, но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось русским князьям. Духовная власть демонстративно ценилась ханами Золотой Орды выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе, в некоторых исторических эпизодах знатно попахивало теократией.

В качестве «благодарности» русское официальное православие обязано было творить молитвы за ханов, их потомков. Непонятны резоны Золотой Орды, сохранившие бесполезную кафедру митрополита в Киеве. Вряд ли дело в каком-то суеверном уважении к чужим богам, дело в политическом расчете, скорее всего.

Так подчеркивалась вассальная зависимость русской церкви, все знали: решения принимаются только в ханской Ставке, придворной Сарайской епархии. Чтобы подчеркнуть подчиненное положение православия, в XIV веке ордынцы стали наказывать за неповиновение не только русские города и княжества. Демонстративно разрушали церкви и монастыри, убивали священников. Как не справившихся с обязанностями «вразумления паствы» сотрудников.

Было время, когда православие могло крепко поспорить с исламом за статус государственной религии. Сарайские епископы при Менгу-Хане занимали исключительное положение, в ханский дворец ходили, как на заутреню. Выступали доверенными лицами в международном посредничестве. Наладили рабочие отношения с Константинополем, всеми разобщенными русскими землями. Хотя являлись фактическими заложниками, положением своим не тяготились. Совершенно безбоязненно склоняли в христианство даже членов ханской семьи.

Сложно нащупать тот момент в истории, когда шаткое равновесие между христианством и тенгрианством могло качнуться в сторону первого. В любом случае, такая задача перед православными священнослужителями ставилась. Епископ Сарайский и Придонский Феогност (в 1276 году) получил у Патриаршего Синода в Константинополе специальное разрешение. Творить таинство Крещения татар Орды… песком. Непонятны мотивы. Из-за нехватки воды в Степи или неведомых нам суеверий кочевников.

Ох… как взбеленились в Риме, когда узнали о таком преступлении. Немыслимо! Греческие коварные иерархи поступились главной и незыблемой основой Таинства, Крещением святой водой. Чтобы обратить как можно больше «тартар», исчадий ада. Растоптать их непобедимой армией мирную европскую полянку, отомстить за разорение и захват Константинополя крестоносцами. Подгорало знатно у папской курии…

Исход.

Именно из Сарайской епархии сначала тонким ручейком, а при Узбек-Хане — полноводной рекой, потекли на Русь крещеные знатные ордынцы. Часто вместе со своими дружинами и кочевьями. Обычно оседали по границам, наемничали, несли пограничную службу. Дали начало некоторым дворянским фамилиям Московии, даже княжеским. Самый знаменитый «православный чингизид», правнук Самого Потрясателя Вселенной, племянник Бытыя и Берке-Хана: Петр Ростовский, царевич Ордынский (день памяти — 29 июня).

Этот потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (сейчас принадлежит Ярославской епархии) подле озере Неро. Всю свою жизнь прожил в Ростове, умер в 1290 году, приняв перед смертью монашеский постриг. Оставил многочисленное потомство, канонизирован в лике преподобного. Его примеру в самое разное время, последовали другие знатные золотоордынцы.

Князь Беклемиш крестился со многими степняками в Мещере, основал династию князей Мещерских. Царевич Берка крестился в 1301 году в Москве, основал династию Аничковых. Чет-Мурза в 1330 году перешел на службу к Великому князю Ивану Калите, он родоначальник рода Сабуровых и Годуновых. И… самое главное. До самого момента появления хана Узбека в 1312 году — христианские общины Золотой Орды были намного многочисленнее, нежели мусульманские.

Причины поражения.

Очевидны, связаны с очень активным распространение ислама. Малой политической значимостью для степных владык мира — греческого православия, за которым не наблюдалось больших батальонов. Волной нашествия Батыя в Дешт-и-Кипчак принесло немало миссионеров с горящими глазами, с острым желанием обратить «неверных». Первый мусульманин Золотой Орды хан Берке очень благоволил среднеазиатским проповедникам, начал строительство мечетей и медресе. Преуспел мало в обращении подданных, если честно. Но выбрал политическую линию государства, которая предопределила дальнейшие события.

В игру вмешался… Египет. Хан Берке (через послов) в Каире присягнул Халифату Бейбарса, мамлюкам. Халиф, духовный лидер всех мусульман, лично провозгласил благословение Аллаха на Великого Хана Берке. Это было многократно повторено на пятничных молитвах в Каире, Мекке, Медине и Иерусалиме. Ногами специально отобранных проповедников и сановников Халифа был совершен «хадж за Берке». Из Египта и Аравии, помимо красочных рассказов, Великий Хан получил немало мусульманских реликвий.

Продвигая свою веру, арабы решали собственные стратегические цели. Сначала они раскололи начатый в 1256 году монгольский «желтый крестовый поход» на Ближний Восток. Используя территориальные претензии Золотой Орды к Азербайджану, рассорили два могущественных Улуса Монгольской Империи. Золотоордынцы даже пришли в Каир в статусе союзников мамелюков. Были встречены роскошно и ярко, половцы с обоих сторон обнимались, узнавая новости из родных когда-то кочевий Дешт-и-Кипчака.

Это тоже немаловажный фактор выбора Веры был, уверен. Улус Джучи опирался на местных, не вырезанных, не проданных в рабство (и не изгнанных) кипчаков. Именно их поддержка позволила Батыю и Берке начать процесс раскола Монгольской Империи. Борьбу за собственную автономию. Половцы стали ядром войска Золотой Орды. Хребтом обновленной армии мамлюков тоже были кипчаки, попавшие ранее в исламский мир в качестве рабов. Очень скоро подвинули курдов.

Захват монголами Багдада (Иллюстрация из открытых источников)
Захват монголами Багдада 

Несомненная кровная, культурная и языковая близость военных структур сопутствовала сближению двух держав. Вернувшиеся из Египта половцы почти поголовно были мусульманами, везли богатые подарки, гарцевали на тонконогих арабских скакунах. Военное сословие уразумело: ислам — путь к богатству и признанию далеко за пределами Улуса Джучи…

Почуяв благожелательное отношение к себе, в Дешт-и Кипчак нахлынули проповедники суфийских духовных орденов. Люди очень смелые, фанатичные, аскетичные и …образованные. Тонко понимающие мистику, практики языческих верований. Не просто бормочущие молитвы, а обладающие высокими воинскими навыками. Способные с саблей в руке карать за прямое оскорбление Веры. Разительный контраст на фоне остальных служителей культов. Но это не главное. Учителя Слова пророка Мухаммеда приезжали не с пустыми руками. Они всегда (всегда!) находили золото на строительство мечетей, медресе, домов паломников.

Помимо Средней Азии и арабских стран центром исламизации Золотой Орды стала Волжская Булгария, городское население которой в XIII веке было полностью мусульманским. Остальные территории с переменным успехом осваивались проповедниками. Так или иначе, за несколько десятилетий XIV века адепты ханафитского и шафиитского религиозных течений уже составляли подавляющий процент в среде ордынской знати. Мусульманские кварталы городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма обогнали все остальные конфессионные анклавы по застройке и численности населения.

Выбор Хана Узбека.

Православие Византии и Руси вчистую проиграло миссионерский турнир мусульманам. Надеясь победить в «игре по верхам», в комфортной забаве обращения «господствующего класса», попы упустили из виду простой люд, воинское сословие, купечество Золотой Орды. Не учли фактор психологического превосходства, факт военного господства монголов. Кем были Русь и Константинополь в глазах степных владык мира? Слабыми, разобщенными, раздираемыми внутренними сварами … неудачниками.

Патриарх Царьградский? Сидит, как мышь под веником, в захваченном Константинополе. Кивает мелко прелатам Папы Римского, его крестоносному воинству. Русь? Не смешно, обитатели Золотой Орды не понаслышке знали о княжьем беспределе Рюриковичей, их кровавых междоусобицах. Такое понимание «братского единоверия православных» было отвратительно для кочевников, еще помнивших наизусть Ясу Чингисхана. Где все подчинено железным законам взаимовыручки.

И политика решила многое (смазанная золотом купцов-мусульман), куда же без этого. Чем могли помочь бессильная Византия и «провинция Русь» Хану Узбеку в великом противостоянии с иранскими Хулагидами в Закавказье? Ничем. А мамлюкский блестящий Египет, сторонники Халифа по всему миру — вполне. Даже католики выглядели более выгодными партнерами, несмотря на огромные расстояния до Рима. Не было шансов у греков и русских… в то время.

Картина дня

наверх