На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Вот такое вот растет новое поколение. Кого в этом винить? Дело в том, что молодежь так или иначе пытается быть «в тр...Впервые показан и...
  • Юрий Ильинов
    Почему в русских школах растут русофобские настроения Недавно в саратовской гимназии № 89 произошел скандал: ученицы...Впервые показан и...
  • Виктор Молотков
    Эх, кто не был в море, тот не поймёт о чём эта статья. С одной стороны конечно, это у-у-у-х, Вторая мировая война. А ...U-862 у берегов А...

Сказы и Былины — Вольга и Микула Селянинович

https://artsgtu

Сказы и Былины — Вольга и Микула Селянинович


Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.


Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Говорит-то Вольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Тут проговорил Вольга Святославович:
— Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины,
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.
Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
А тут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
— Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!
Тут проговорил Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…

 

Славления и Заговоры


Заговор для здоровья.

Перуне! Внемли призывающим Тебя! Славен и Триславен буди! Здоровья, хлеба и Рода, чадам моим (имена…) дажьди, громотворенья яви! Прави над Всеми! Вще из Родно! Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славления и Заговоры

Заговоры от болезней.

Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины (имя), у всякой тварины, у стара и млада, Ты — Божья Услада! Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Батюшка ты, Семаргл-Огнебог, ты всем Богам Бог, всем ты огням огонь! Как ты жжешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей, так и спали с (имя речется) скорби и болезни. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Заря-Заряница, красная девица, сама мати и царица. Светел месяц, ясны звезды — возьмите у меня бессонницу, бездремотницу, полуношницу. Заря-Зареница, среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имя речется) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Стану я благословлясь, пойду к синему морю, на синем море бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Богиня Джива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, ощипывает у лебедя белое крыло. Как отскочило отпрыгнуло белое крыло, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя) родимые огневицы, горячки и лихорадки — Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея. Ветрея. Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша. С буйной головушки с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца, С ветру пришла—на ветер пойди, с воды пришла — на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди. От века и до века.

Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода. Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Лечебный ритуал на избавление от хворей.

Издревле лучшей помощницей человеку, лучшей целительницей считалась Богиня Мать Сыра Земля. Из камушков выкладывался Посолонь (по часовой стрелке) обережный круг диаметром 1,5 м внутри его устанавливался небольшой Алтарь, проводящий ритуал входил в обережный круг (предварительно сняв часы, так как тогда никуда не спешили) и приветствовал Богиню поднятыми вверх ладонями руками. На алтаре устанавливались две свечи и благовония и поджигались при помощи огня, добытого трением (можно спичками), возле алтаря слева и справа ставили две чаши с родниковой водой. И начинали разговор с Богиней о своем здоровье. Потом бралась чаша, стоящая слева, подносилась ко лбу и проводящий ритуал просил Мать Сыру Землю благословить её. Затем тоже самое повторялось с правой чашей. Дальше необходимо было по благодарить Богиню, и заряженную энергией земли воду по окончании ритуала перелить в другие ёмкости и пить при недомогании. Также воду можно втирать при экземах, ожогах и болях в суставах.

 

Лечебный ритуал с дивными камнями

Матери набирают из ручья, реки или озера ковшик воды, обливают ею камень. А затем собирают воду в отдельную ёмкость. Вода эта почитается святой, ею затем обливают — освящают ведическим древним знанием младенцев. После чего детишек переодевают в новое бельё, а старое оставляют у камня. Во время ритуала произносится следующий заговор:
Стану я, (имя), благословясь, пойду к синей реке. На синей реке , на крутой горе лежит бел-горюч камень Алатырь. Как скатилась с тела белого студеная водица, так отпряньте, отпрыгните от ,(имя речется), родимые огневицы, горячки и лихорадки — Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлая, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша. С буйной головушки с ясных очей, с чёрных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца. С ветру пришла—на ветер пойди, с воды пришла—на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди. Отныне и до века.

 

заговор на остановку кровотечения

Накрывается рукой рана и читается заговор на остановку кровотечения:
На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч камень-алатырь. На том камне-алатыре сидит красна девица, швея — мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я (имя) от пореза. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Обращение, дабы призвать на помощь Лега-Хранителя

Странник Лег, Светлый мой Хранитель, данный мне Родом-Покровителем в охранение, прошу, тя усердно: Ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь праведный направи, да будут все деяния мои да во Славу Сварога и Рода Небеснаго. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Заговор для воинов

Именем Света, именем Рода, именем силы его! Перун насылает благость на призывавших её. Силу и славу, твердость и ярость, даждь нам Перун в бою. Громом явленный, будь вдохновенным, волю яви свою. Именем Бога Седого Сварога воину силу даждь. Сыну и брату, другу и вою, волю свою яви. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Заговор перед сбором лечебных трав

Гой ты еси Земля сырая, Матерь нам еси родная! Всех еси породила, воспитала, воскормила и угодьем наделила. Ради нас своих детей Зелий еси народила. Польгой беса отгоняти и в болезнях ломогати. Повели с себя урвати разных надобьев, угодьев ради полый на живот. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Заговор на здравое потомство

Мать Рожаница, Рода сестрица услышь ты глаголы наши, прими бескровные требные дары наши, даруй здравое потомство всем родам нашим. Дабы никогда не прервалась вечная родовая нить наша. Для тебя Великую славу воспеваем и в хоромы наши тебя призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Заговор на счастье

Ой ты, Лада матушка, матерь Сва (небесная) пречистая! Не остави нас без любви и счастия! Благодать свою ниспошли на нас, яко и мы чтим и славим тебя Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди! До скончания времен, пока светит нам Ярило солнце.

 

Заговор на добрую жизнь

Велес Бог-покровитель! Сваргм двора охранитель! И прославляем тебя все родно, ибо ты заступа и опора наша. И не остави нас без призора и огради от мора стада тучны наши, и наполни добром житницы наши, да будем с тобою во едине. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Ритуал для избавления от обид и печалей

Если ваша жизнь наполнена горестями и обидами то ступайте в глухой лес, найдите там одинокое место в самой чаще. Выкопайте в земле ямку (30 см в диаметре) наклонитесь над ней и выкрикнете в неё все ваши обиды, страхи, отчаяния, кричите о них до тех пор пока из глаз не хлынут слезы и вы не почувствуете себя опустошенным, вычерпанным. Тогда закопайте ямку, и сразу же уходите, не оглядываясь домой. Помните, никогда ни при каких обстоятельствах не следует сюда возвращаться.

Еще полезно на воду наговаривать все свои печали и боли. Только это должна быть проточная вода: река, ручей, даже можно из крана — воду открыть и наговаривать.

 

Ритуал на добрую жизнь

В заранее вспаханную борозду в земле клали зерно и лили пиво, приговаривая , встав лицом на восток: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».

Повернувшись на запад: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездну кипучую во смолу горючую.»

Обратившись на юг: «Мать Сыра Земля Утоли ты ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью»

На север обращались так: «Мать сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы со метелями»

После каждого обращения лили в борозду пиво. Потом волхв засыпал руками землю и нашептывал: «Мать Сыра земля , скажи, да всю правду расскажи, на (имя) покажи» и предсказывал будущее человеку. Попрощавшись с Богиней земли, собирали в мешочек и хранили как оберег малую её горсточку.

 

Заговор-оберег от порчи

Если порча есть, то сначала её снимаем, а потом читаем оберег.
Океан-моря не обойти, бела Алатыря-камня не своротить, чада божия, (имя), не осудить, не опризорить ни колдуну, ни колдунье.

 

Заговор для рожаниц

Трисветлая Рожана матушка! Не дай оскудеть Роду нашему, освяти чрево всех жен и невест наших, благодатной силой своей. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

 

Заговор от бессонницы

Нужно поставить угощение вашему домовому в хозяйский угол (правый напротив от двери), печенье , конфеты и проговорить : «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочек» — через пару минут тело расслабиться и будете спать хорошим сном.

 

Заговор если в доме не находится вещь

Ставите угощение домовому и говорите «Домовой домовой, поиграл и отдай». Если после трёх раз не нашли, значит, в доме этой вещи нет.

 

Заговор на оберег дома

«Эй, дедушко, ты не заспи, по своему распорядился с вором, ходи вокруг двора дозором всё как следует, храни». И поставьте угощение домовому. Можете спокойно идти по своим делам.

 

Заговор для отворения или освобождения пути

«Буй — Тур Арий, Думаю я о харе, Сетую о харе. Дуну на тот путь жим Жинева»

 

Наговор для воды

Боль хвороба из чужого короба, откуда пришла, туда и пошла. Кто тебя послал, тот по тебе заскучал. Тебя заклинаю обратно отсылаю, за синие реки, за высокие горы, туда где тебя не найдут заговоры. Вернись к пославшему, горя не знавшему. С ним оставайся и не возвращайся». Заговоренную воду пьют по 1/3 стакана 3 раза в день. Воду брать живую, не кипяченную и не стоячую.

 

 

Cлавления

 

Заповедь Славян

Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в ладу с Природой. Что это означает:

Свято чтить — светло, Свет.

Почитать — чи — энергия жизни, тать — присваивать — присваивать светлую силу Богов себе, объединяться с ними и становиться единым с ними, не пресмыкаться перед ними, не раболепствовать, а просто это признание что мы с ними одно и тоже.

Славить — славливаем их силу и используем её для своей эволюции.

Жить по совести — СО-вместная Весть: не делай другому того, что себе не желаешь.

Жить в ладу с природой — лад — это взаимоотношения с природными вибрациями.

 

Путь Веры-Веды Православной

Верую во Всевышнего Рода — Единого и Многопроявного Бога, Источник всего сущего и несущего, который всем Богам крыница Вечная. Ведаю, что Всемирье есть Род, и все многоименные Боги соединены в нём. Верую в триединство бытия Прави, Яви и Нави, и что Правь есть истинной, и пересказана Отцам Праотцами нашими. Ведаю, что Правь с нами, и Нави не боимся, Ибо Навь не имеет силы против нас. Верую в единство с Родными Богами, ибо Дажбожьи внуки мы — надежда и опора Богов Родных. И Боги держат десницы свои на ралах наших. Ведаю, что жизнь в Великом Роде вечна, и должны думать о вечном, идя стезей Прави. Верую в силу и мудрость Предков, которые рождаются среди нас, ведя к благу через Проводников наших. Ведаю, что сила в единстве родов Православных, и что станем славными, славя Родных Богов! Слава Роду и всем Богам, в Нем сущим!

 

Славление Преданности

Роде Всевышний! Великий Боже наш! Ты – единый и многопроявный, Ты – наш Свет и Справедливость, Ты криница Жизни Вечной, источник Любви безграничной, той, что исцеляет Душу и Тело. Славим Тебя, Боже Прави, Яви и Нави. И вседневно трудимся над душами своими, дабы быть Мудрыми и Сильными, крепкой опорой Земли-Матушки и защитниками Рода своего древнего, ибо Ты даешь нам Воодушевление и Радость, даруешь Отвагу и Стойкость, даешь нам Веду и учишь Терпению, дабы с честью прошли мы путь жизни нашей, вдохновенно выполняя Священную волю Твою. Слава Тебе, Роде Всевышний! И всем Родным Богам в Тебе сущим!

 

Славление Единения

«Отец мой, Род! Ты есть Бог Богов. Возьми меня под свою опеку. Пусть никто не мешает мне жить и трудиться во Имя Твое. Ты — Совершенен, и я совершенствую свою Любовь к Тебе, ибо Ведаю, что Любовь и справедливость — мощнейшая защита от всякого зла. Благодарю Тебя, Отец мой, за заботу обо мне и роде моем. Ом (Аум)» Малая Перуница. Большая Перуница.

 

Славление Роду. Защитная

Роде Всевышний, породивший жизнь Яви и Нави! Ты есть Богом Богов Наших и всему Роду Божескому начало. Ты есть Отец-Небо – Сварог, Дед Божий, Ты есть Великая Матушка Лада – Любовь и рождение Всемирья. Яко Перуна видим Тебя в битвах многих, что ведет нас к победам ратным и утверждению жизни праведной. Ты суть святой витязь Веры нашей – Световит, Бог Прави, Яви и Нави. Все же Вы есть Великий Триглав Веры-Веды нашей. Слава Родным Богам!

 

Славление. Воодушевления

Роде Всебоже! Ты Святость священнее всех святостей!
Породитель наивысший и Дух Света Предвечный, движением мысли своей в Диве ты миры многие порождаешь, посему Ты есть во всем и все есть в Тебе, Светом Безграничным Ты души все наполняешь, Поконом Святым на жизнь вечную благословляешь, счастливы те, кто мудрость Твою наивысшую ведают! Родителей Небесных, Богов Родных и Предков светлых держатся, Святость Прави на Земле утверждая, во Сваргу Пречистую идут! Силами твоими наполненные, святостью твоей защищённые, живем для Тебя, предназначение свое верно исполняя. Так как Ты есть радость наивысшая и счастье безграничное! Течет к нам любовь Твоя, дарами духовными и телесными, и благодатью всякой, ибо в единстве Огнища Родового пребываем, деяниями чистыми души свои освящаем, Мир Добра и Любви сотворяем! Слава Роду Вседержителю!

 

Славление. «Дажбожья утренняя»

Встает солнышко Красное, Дажбоже наш, Мир светом озаряется, радостью полнится! Душа моя благодати хочет, ибо есть я Вну(чка)к Дажбож(ья)ый. Смотрю на небо и несказанной утехой трепещет сердце, ведь то сам Дидо наш в жилище мое входит. Приветствую тебя, Солнышко!
Благослови Дух, Душу и тело мое, чтобы в здоровье и благодати пребывать. Без Тебя же нет и дыхания, нет и движения всякого на Земле — Макоши! Благослови меня, Боже, на день ясный, чтобы свершились все благие начинания мои, а Кривда чтобы канула в Яму! Слава Дажбогу!

 

Славление перед началом всякого дела Сварогу

Свароже, Дидо Рода Небесного, Ты творец мира Явного, — солнца, звезд и Земли-Матушки. В Тебе сила творения великая сущая, коя в хозяевах рода нашего проявляется, Ты есть начало всяким деяниям благим, что в сердцах рождаются, в уме созревают и в Яви плоды свои приносят. Разве могу я начать без благословения Твоего? Молвлю к Отцу Небесному, пусть благословит дело мое правое, пусть воодушевит Светом своим, чтобы сотворил я на добро и радость Свету Белому, роду Православному, и родичам моим. Слава Сварогу!

 

Славление по окончании дела Велесу

Ты венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворенного, Ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!

 

Славление перед употреблением пищи

Вариант 1

Силой Родных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!

Вариант 2

Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!

Вариант 3

Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, Что даруют нам создавать труды вдохновенные,
Просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам

И Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!

Вариант 4

О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе!

Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом) — Перуницу на еду.

Вариант 5

Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!

 

Славление перед сном

Роде Всевышний! Славят Тебя дети кровные Твои. Яко ночь на Землю ступает, Велес по Земле святой похаживает. И души наши в Правь через Навь идут, через сон глубокий пращуров зовут. Посему Велеса-Отца, который принес оторочат Предку земному нашему, просим души наши от Нави беречь, и в мир Яви, яко Дажбог, утром здоровым и крепким прийти. Слава Родным Богам!

 

Славление родителей за детей

Род Всевышний, через Отца Сварога и Ладу Матушку, Ты бытие Всемирья рождаеш, в Богах Родных проявляешся и в творении всяком. Ныне святым Духом Твоим наполняемся, и все силы твои праведные закликаем! Пусть придут Боги Родные и через проявления свои телесные освятят души детей рода нашего, что в Радение Сварожье становятся с Ведающими, Спасами и Богами Родными соединяясь! Слава Родным Богам!

 

Славление за род и детей

Роде Всевышний! Зову Свет твой оживляющий! Силу Отца Сварога и Лады-Матушки, и всех Богов Светлых, придите и благословите! Дана-Водица, живая криница, принеси нам здоровье и очисти тела, освети нам помыслы, как утренний луч луга и леса родные освещает. Жизнь в тебе народилась, обнови же и обогати жизнь в телах и душах наших. Пусть сила будет в роде нашем, пусть дети наши станут в десятикрат сильнее, в двадцать раз богаче, да в сотни раз мудрее нас! Пусть будет так! Слава Родным Богам!

 

Славление о суженом

«Встану утром ранним, умоюсь благословясь, обращусь к куммирам Богов да Богинь Славянских. Лада — Матушка, услышь меня! Нету во Всемирье жены без мужа, яко нету во Сварге Лады без Сварога, ибо великий Покон жизни удеян так! Пресветлая Богородица наша, вижу как очи духа моего прозрели, чую в себе потребность великую, для спокойствия души моей! Пусть явится мне лик суженого моего, ибо осознала я путь свой в Яви! Я готова принять его и по пути жизни идти, вижу как счастье в дом мой приходит, дети улыбаются и Солнышко радостно светит! Слава Тебе, Ладушка!
Слава Роду Небесному!»
Малая Перуница, большая Перуница. Поклон.

 

Славление за родителей

Почитаем родителей своих и славя Богов, обращаемся к Ним, дабы берегли старость родителей наших. Ибо привели они нас в мир Явный, научили жизни лад давать, Богов Родных славить,
Землю Святую чтить и беречь ее от рода чужого, ока лихого. Зовем Рода нашего, Отца Богов Православных: возьми под опеку Свою родителей наших. Пусть старость спокойно доживают, какую Матушка Доля наткала, и легко к Богам отходят во время свое. А кому есть потребность, пусть на Землю возвращаются и счастливо опять путь на меченый преодолевают. Слава Родным Богам!

 

Славление мужа и жены за семью

Роде Всевышний, ты, что держишь в себе все сущее и несущее, все видимое и невидимое, дай нам приобщиться к кринице Жизни Вечной, к источнику любви бесконечной! Дай, Боже, чтобы наш союз семейный был добрым и крепким, пошли нам деток красивых, здоровых и счастливых на добро и счастье всему роду Православному! Отче Свароже, сотвори жизнь нашу праведною в силе твоей и славе, чтобы дом добрый имели и Богов величали, в единстве духа и тела, в Роде Всевышнем соединялись! Великая Матушка Лада, хранительница Рода Небесного и рода земного, будь с нами рядом всю нашу жизнь, пусть твоя сила материнская и ласка окутает семью нашу и защитит ее от зла всякого! Слава Роду Всевышнему, Сварогу и Ладе, и всем Богам да Предкам!

 

Славление Роду Всевышнему жены о муже

Роде Всебоже! Ты Породитель Вселенной, Источник Рода Небесного и рода земного.
Славлю Тебя и прошу дать мужу моему здоровья крепкого, как скала нерушимая, чистого и светлого ума, как источник горный, силы великой, нрава мужественного, чтоб твердо в жизни на ногах стоял, семью нашу берег, детей своих любил, меня уважал, Богов славил. Слава Родным Богам!

 

Славление Ладе Матушке мужа о жене

Матушка Лада, славим Твою любовь Всеобъемлющую. Творишь Ты лад во Вселенной, в Семьях Небесных и Земных, наполняешь женщин наших добротой и материнством.
Прошу Тебя, дай моей жене здоровья крепкого, жизни долгой, нрава нежного, сердца доброго. Чтобы семью нашу любовью наполняла, детей растила, меня преданно любила, моих мать и отца уважала, хозяйство наше берегла. Пусть в душе ее лишь согласие властвует, а слова из уст только песней льются и в очах прекрасных вечная любовь властвует. Слава Матушке — Ладе и всем Родным Богиням!

 

Славление Матушке — Живе

Славна и Триславна будь Жива-Живица, Богиня жизни и носительница Света Родового!
Видим как сходишь в лучах Деда Дажбога, входишь в источники телес наших и наполняешь здоровьем, силой и благом. Без тебя нет жизни в человеке, а есть лишь Мать Мара, что вестует о конце жизни Явной. Ныне молим да славим Свет Рода Всевышнего, который с Тобой приходит и через ладони наши излучается. В том Свете вся жизнь существует и вне ее — ничто, то сам Род-Породитель в лике Твоем сходит. Льется Слава Тебе стоголосая, Породительница жизни, Матушка Жива! Слава Живе-Живице!

 

Полный список русских названий богатырей


Алеша Попович

Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.
Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.
В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.

 

Аника Воин

Богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный.
В сказке сражается с самой Смертью.

 

Асилки(осилки, велеты)

Великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены.
Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.

 

Баба — Великанка(Лихо)

Лицетворение Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей.
У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей.
Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест.
Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла.
Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье».
«Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).

 

Богатырь

Существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы.

 

Велигора и Вырвидуб

 

Прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зверями: один — львицею, а другой — волчихою.

 

Верни — Гора(Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода)

 

Богатыри-герои разной силы в славянской мифологии.

 

Великанка(женщина великая, поленица)

В одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора.
«Поленица назад приоглянется,
Сама говорит таково слово:
«Я думала комарики покусывают,
Ажно русские могучие богатыри пощелкивают!»
Как хватила Добрыню за желты кудри,
Посадила его во глубок карман».

 

Вечорка, Зорька, Полуночка

Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла.
Варианты названий — Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (и Световит), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник.
Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на утренней заре.

 

Владимир Красное Солнышко

Мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович).
Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).
В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву.
Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы.
Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды.

 

Вода

Воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода.

 

Волотты(велетни)

Исполины непомерной величины и силы.
Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа представила воображению их в качестве великанов.
Простолюдины верят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я придет пора, когда станут они называться пыжиками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов».
В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мурашами: тогда-то и будет конец свету!»

 

Волхв с братьями

Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море.
Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.

 

Горный карлик

Дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

 

Горыня(Горыныч, Вернигора, Вертигор)

Титан, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполинский спутник Перуна. Если Горыня разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами.
Горыня обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает.
Если предположить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.

 

Гримтурсы(великаны инея)

Демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

 

Дивии народы (бич божий)

Великаны разрушительных бурь и гроз.
Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых, диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим».

 

Дивы

Облачные духи, великаны и лешие.
У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь.
Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

 

Добрыня Никитич

Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.
Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.
«Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.

 

Дубыня(Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня)

персонаж восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
«Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет».
В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство.

ДУНАЙ — сильномогучий богатырь.
В былине богатырь Дунай разливается рекою:
«И падал он на нож да ретивым сердцем;
С того ли времени, от крови горячия
Протекала матушка Дунай-река».
Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.
У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод.

 

Еруслан Лазаревич(Руслан, Уруслан Залазарович)

Герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора.
В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.

 

Илья Муромец(Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович)

Мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл.
Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.
Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие.
Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости.
Этот богатырь в русском предании заступает место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора.
Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сближает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия.
Также об Илье Муромце и богатырской заставе см. выше Алеша Попович.

Тайна кургана «Гульбище» — неведомый богатырь земли Черниговской
Много исторических тайн хранят Болдины горы (Чернигов). Одна из них связана с курганом «Гульбище», находящимся в восточной части Болдиных гор.
Эта огромная, окружённая рвом насыпь высотой 8,5 м была раскопана экспедицией археолога Дмитрия Самоквасова в 1872 году. Результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания профессора!
Были обнаружены погребения мужчины, женщины и коня, а также разнообразные предметы, сопутствующие погребальному обряду кремации наших предков-язычников накануне крещения Руси.
Один из скелетов принадлежал, по всей видимости, дружиннику. Среди разного воинского снаряжения наиболее впечатляющей находкой был необычайно большой меч — самый большой из найденных древнерусских мечей. Его общая длина с рукояткой — 126 см. Клинок шириной 6,5 см имел длину 105 см, массивную рукоятку украшали серебряные насечки и три ряда камней.
Для сравнения: в X веке древнерусские мечи обычно имели длину 85-90 см. Для свободного владения мечом, найденном в кургане «Гульбище», воин должен был иметь рост не менее 215 см (в те времена обычный мужской рост был порядка 145-150 см; рост Александра Невского, на голову возвышавшегося над толпой, был 158 см).
О богатырском телосложении неизвестного дружинника свидетельствуют и другие предметы воинского снаряжения, найденные в кургане: большой шлем, огромная кольчуга и массивный щит, окованный медью и украшенный серебряными бляхами. Стремена всадника были на треть больше обычных.
Ещё один из предметов, обнаруженных при раскопках, удивляет своими размерами. Деревянное ведро, из которого дружинник поил коня и пил воду сам, судя по сохранившимся железным обручам, имело диаметр 40 см. Обычное ведро, притороченное к седлу всадника, имело гораздо меньшие размеры — от 17 до 25 см в диаметре.
Но кто он был по имени, этот богатырь земли Русской?
Некоторые из черниговских экскурсоводов, остановив перед Гульбищем группу туристов, заявляют без обиняков, что в этом кургане был похоронен Илья Муромец — вместо того, чтобы сказать, что тут покоились останки богатыря, подобного былинному Илье Муромцу.
Некоторые основания для подобного заявления всё-таки имеются. Во многих былинах имя этого сказочно сильного богатыря неоднократно упоминается в связи с теми или иными событиями в Чернигове или возле него.
Вот отрывок одной из былин:
«И поехал в путь свой к славному граду Киеву и подъезжает к граду Чернигову. А под тем градом Черниговом стоит войско босурманское, что ему и сметы нет. И Чернигов град осадили и хотят его вырубить и божие церкви на дым пустить, а самого князя Киберского и воеводу черниговского в нем взять. И той великой силы Илья Мурамец ужаснулся, однако положил на волю создателя своего Господа Бога, и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал побивать силу босурманскую, в полон взял и ведет во град Чернигов. И встречают из града Чернигова граждане с честию».
Еще одна былина говорит:
«Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно 30 лет, не пропускал ни конного ни пешева, а убивал не оружием, но своим разбойничьим свистом».
(Разбойник по имени Соловей — это историческое лицо.)
Далее в былине рассказывается, как Илья ранил и пленил Соловья-разбойника.
Неоднократное упоминание Чернигова в былинах и сказках об Илье Муромце неслучайно.
Цикл былин об Илье Муромце складывался многими столетиями и по ходу времени обрастал все новыми и новыми эпизодами жизни и подвигов мифического персонажа.
В первых былинах, составленных много веков назад, фигурируют названия только трех городов: Мурома, Чернигова, Киева. В первых же былинах описывается освобождение Чернигова от осады его босурманами, поездка Ильи Муромца из Чернигова на Киев через Брянские леса, в которых он пленил Соловья-разбойника. А Муром упоминается только как место рождения Ильи.
Между тем, на половине пути от Чернигова до Киева, на старой Киевской дороге, есть село Моровск, которое упоминается в летописях как древнерусский город, имевший несколько названий: Муромск, Моравейск, Моривейск, Моравийск и, наконец, Моровск. От названия древнего города Муромск (ныне село Моровск) Илья мог вполне получить прозвище Муромец. Происхождение прозвища «Муромец» могло быть связано только с двумя городами: или с Муромом, который находился далеко от Чернигова, дальше современной Москвы, или с Муромском на землях Черниговского княжества.
Некоторые полагают, что обнаруженные в кургане «Гульбище» останки — это останки богатыря, послужившего праобразом былинного богатыря Святогора, тело которого с трудом вынашивает мать-сыра земля. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в т.ч. в былине об Илье Муромце. Конечно, там его размеры и сила преувеличены, но человек-великан на самом деле ходил по земле русской.

 

Кроснята

Карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая.
Кроснята подменивают по ночам некрещеных младенцев, и потому если есть в семье карло, то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего.

 

Лазавики(одноглазые старички)

Карлики, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки.

 

Лихо одноглазое

Великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз».

 

Лыбеде(Белая лебедь)

В восточнославянской мифологии сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

 

Людвики

Карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота.

 

Людки(пикулики)

 

У лужичан карлики называются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.
Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские празднества.
У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость.

 

Марухи

Беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею.

 

Мальчик с пальчик (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст)

Мифический образ; нежное и прекрасное существо, по свидетельству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец).
Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вследствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды.
На Руси ему присваивается имя корочуна.
В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горошины, как плод от семени (мать его, увидев горошинку, проглотила ее и сделалась беременной).
Длиннобородый карлик в русских сказках называется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст.

 

Микула Селянинович

 

Мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля».
Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д.

 

Мороз Трескун (Студенец)

 

Великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят!

 

Незнайко

Богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесного коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выбивают источники живой воды.
В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под бычачьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакивается зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрасною царевною-Землею.

 

Нокоть

Длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые.
До сих пор существует выражение: «Нокоть те дери!».

 

Объедало

Великан, который разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало!

 

Опивало

Великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огромных бочек вина — для него сущая безделица!

 

Полкан

Богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.

 

Попел (Пепел)

Легендарный князь, изгнанный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами.
В восточнославянской сказке Иван Попялов двенадцать лет лежал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змееборец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.

 

Святогор — Богатырь

Отождествляется с исполином-громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы.
Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем.
Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Действительно, раскопки кургана «Гульбище» (Чернигов) показали, что на Руси был какой-то великан-богатырь, которого пытаются отождествить со Святогором или Ильей Муромцем — см. выше Илья Муромец.

 

Скороход

Великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.

 

Стрелок

Великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему ни по чем попасть в глаз мухи.

 

Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус)

Великан, охраняющий проход в пепельное царство; персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами».
Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча.
Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут. сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

 

Царь Девица (Царевна-золотая коса, Марья Моревна, Ненаглядная Красота)

дочь Морского царя.
Царь-девица — красоты неописанной, силы непомерной, и тешится вместе с своим воинством из храбрых дев богатырскими играми и подвигами.
В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью.

 

Чудовище

Исполин, владыка небесных источников и лесов

 

Чуткой

Великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.

Картина дня

наверх