На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Польский политолог: Россия уже напала на Польшу и весь Запад Польша и шире, весь объединенный Запад, уже находятся в...Поехала плакать
  • Юрий Ильинов
    Тут на днях мой драгоценный дитенок существенно провинился и решила я его в качестве наказания временно лишить смартф...Российские военны...
  • Игорь Петров
    Украина: начинает...

Только бизнес, ничего личного… Страшная «Неврюева рать» и Александр Невский

Только бизнес, ничего личного… Страшная «Неврюева рать» и Александр Невский

Только бизнес, ничего личного… Страшная «Неврюева рать» и Александр Невский

Тема очень горячая, спорная, болезненная для всего «патриотического движения». До жути интересная. Потому что великими летописными провалами зияет. Раздолье для канала «наперсточного».

За разик не одолеем, вангую. Знатное толковище в комментариях затеется — предвижу. Истину ни в жисть не сыщем — предрекаю. Но мозгой шевельнуть — придется.

Начало истории.

В 1246 году, не пойми где (бают — в далекой центрально-азиатской степи) отравлен или убит на обратной дороге Великий Князь Владимирский Ярослав Всеволодович. Кто таков — можно ознакомиться: «Отец Александра Невского: предатель, спаситель, жертва Большой Игры». По заголовку уже понятно — тема удалая и задорная.

Фиксируем очевидное. Наш князь — первопроходец в устройстве нового федеративного государства. Улус Джучи (Золотая Орда). На тот момент еще входящего в состав Монгольской Империи Чингисхана. Получил он ярлык на правление Владимирским княжеством из рук оккупантов. Представлял Улус на курултае в далекой Монголии, выбирал на головы половины Евразии Гуюк-Хана. Где и был (непонятно кем) ликвидирован. Может, сам помёр дорогой. Тайны следствия неисповедимы…

После убийства главного союзника Бату-хана на Руси по лествичному праву власть принимает младший брат Ярослава. Святослав Всеволодович, княживший в Суздале. Что такое «лествица», как она работает — Йеке Монгол Улус был не в курсе. Нового князя не утвердили на подотчетной территории. Вызвали в Каракорум сыновей упокоенного Ярослава, Александра Невского и Андрея Ярославича. Мудро разделили властные полномочия над всей Русью уже, чего мелочиться? Андрей получил Великое княжение Владимирское, Александр Невский — Киев «и всю Русь», титул Великого Князя всея… Ого!

Звание хоть громкое, но абсолютно бесполезное. Киев разорен в 1240 году, не престижен давно, провинциален безвозвратно, земли его обобраны. До кучи — монгольский наместник там сиживать изволит, администрирует по-своему. То есть, на одном городке, без владений… Пустой звук, не титул. Мало что значит. Возникает странная ситуация. Великий Князь всея Руси… без рычагов власти. Над всея Русью.

Закручивается интрига.

Согласно завещанию покойного папы — Невский должен был быть Князем Киевским и Новгородским. Плюнув на монгольскую волю, он отправился к вечевикам. В «матерь городов русских» не заехав. Летописи бают, что собирался туда… но новгородцы «удержали его татар ради». Об этом повествует пропавшая Иоакимовская Летопись, в изложении Татищева.

Если же полистать другие, не исчезнувшие источники… то достославного победителя орденского лиха на Чудском Озере — нет в русских локациях. Вроде бы старший брат, Великий Князь… а болтается не пойми где. Думается, амбициозный Александр Ярославич разъезжает по всей Руси, пытается склонить Рюриковичей к некоторому компромиссу. Безуспешно. Одним своим присутствием и полномочиями «Великого всея Руси» раздувая недовольство удельных, подбивая их на привычную усобицу.

Решает он важный дипломатический вопрос, кстати. В 1251 году точно находится в землях Новгорода или Пскова, где-то в северных локациях. Заключает с норвежским королем Хаконом Старым договор, который полностью урегулирует пограничные споры и сбор дани с огромных территорий. Где проживают карелы и саамы. Тем самым был положен важный политический вектор сближения Норвегии и Руси, в 1254 году выразившийся в «Разграничительной Грамоте».

В том же году важные события происходят в Монгольской Империи. Батый, избавившись от заклятого врага — Великого Хана Гуюка, вступает в усобицу на стороне нового претендента Белого Войлока. Хана Мунке. Войска его Золотой Орды, сын Субэдея-багатура Урянхадай и Бельгутей (брат Чингисхана) качнули маятник противостояния в сторону Толуидов и Джучидов. Батый получает титул «ага» — старшего в «Золотой Семье».

Междоусобица заканчивается, мир воцаряется во всей Империи. Монголы засучивают рукава шелковых халатов, оглядываются… Начинают наводить порядок в расслабившихся, начавших расползаться покоренных землях. Батый возвращается на Волгу. Где его с нерадостными новостями ждет Александр Невский, бают. Младший брат Андрей Ярославич сговорился с будущим «русским королем» Даниилом Галицким, вот горе. Замыслили эти авантюристы скинуть «иго окаянное». Которого пока в помине не было. И какими силами… очень интересно.

Батый, повзрослев и набравшись бесценного опыта от самого Субэдея-багатура, стал мужчиной крайне умным и решительным — принял решение. Монгольский порядок в своем Улусе наводить железной рукой. Раз не понимаете доброго к себе отношения — будет вам настоящее нашествие. Не та прогулка с ограниченными целями, как в 1237-1240годах. Новым карающим мечом был назначен некий Неврюй. Русскими летописями названный «царевичем». А вот тут…

Проверить необходимо.

Благодаря переводам Храпачевского, глубоко и надолго погрузившегося в архивы монголо-китайской канцелярий, неплохо дошедших до наших дней, известно вот что. В 1252 году новый Великий Хан Мунке решил провести инвентаризацию всей империи, чтобы включить в реестр общих повинностей население Руси, в том числе. Считалось просто — по количеству стоящих жилых дворов и совершеннолетних (тяглых) мужиков. Из Каракорума был направлен специальный «битекчи» (баскак по-нашему) по имени Берке. Комиссар финансового и налогового департамента.

Русские летописи молчат об этом событии… целых пять лет. Сообщают только под «1257 годом». Когда было проведено это налоговое «число». Вряд ли имел место какой-то умысел «сокрытия» или подтасовки, видится это банальным несоответствием календарей. Монгольская канцелярия пользуется циклическими датировками и годами животного цикла, и она точна. Как считали русские — бог весть, но под 1252 годом у них только одно сообщение — «нашествие Неврюевой рати».

Оправдание летописное наших широт об этом лихе: Великий князь Андрей Ярославич отказался выполнить некие приказы ханов (во множественном числе). Стал от руководящих указаний «бегати, нежели цесаремъ служити». Смелый поступок, повторенный всеми его «боярами». Какие именно приказы, перечень «цезарей» — неизвестен, мгла времен. Какой такой мотив «отказа от службы» выбрал Великий князь Владимирский Андрей… Тут можно предположить. Возможность прямого заговора пока держим в уме, вдруг пригодится.

Служба Государству,

в которое Русь была включена по результатам неудачного матча в 1237-1240 гг., — была простой. Могла состоять только из двух компонентов: выставления в поход вооруженной рати. Или исполнения переписи. Для получения регулярных «выходов» в Центр. Туда входили и княжеские обязанности по организации почтовой службы. «Урок» на фуражировку имперских интересов, в виде представления парка подвод с возчиками. Как это было в Уйгурии или Корее, находящихся точно в таких же вассально-даннических отношениях с монголами, как и Русь.

В 1252-1253 гг. никаких разверсток на войну не проводилось, ни в одном Улусе. Ни по «коренным кибиткам» монголов, ни по вспомогательным войскам. Значит, Великий князь Андрей Ярославич мог получить только приказ провести перепись для наложения «выхода-дани». Не исключено — сразу от двух Великих Ханов. Почившего от несварения желудка — Гуюка. Его преемника — Мунке. Китайская хроника «Юань Ши» сообщает о таком распоряжении первого — в конце 1247 года. По понятным причинам (вооруженный нейтралитет Улуса Джучи к Каракоруму) — Батый этот приказ проигнорировал.

В конце 1251 года союзник Бату-хана, Мунке, решил провести новую перепись. Причина была в реформе всего имперского налогового аппарата. Ничуть не удивлюсь, что после замирения Батыя с Йеке Монгол Улус, поток старых приказов (еще от Гуюка, в том числе) широкой рекой устремился на Русь. От самых разных «канцелярий», уйгуры страдали чрезмерной дотошностью, доказано. Вот и прописали наши летописи: «стал от цезарей бегати» Великий князь Андрей Ярославич.

Вторая версия странного поведения Владимирского князюшки — надежда на неустройство в «Золотой Семье» Чингисхана. На его глазах развернулась знатная свара, почему бы ей не продолжиться? А мы в сторонке тихо посидим, мож стороной обойдет. Опять Хана Великого мышьяком накормят, недоимки забудут. Не обошлось. Второй приказ провести перепись мог означать только одно: недоимка будет исчисляться … с 1248 года. Гуюк-не Гуюк, бухгалтеру-уйгуру безразлично, какая у Президента фамилия. Раз Указ не отменен — должен быть исполнен.

Оба приказа Андрей Ярославич проигнорировал. Явно не было денег, а мог и зажать. Вот и подался в бега. Как и «бояре», не пожелавшие отвечать своей калитой за финансовую несостоятельность руководителя.

Финансовая система

империи монгольских Улусов была простой, аки яичко. Получив приказ на инвентаризацию от Мунке-Хана, в сторону Улуса Джучи выехал чиновник среднего звена из «численников». В чине «бикетчи», по имени Берке. Прибыв в Сарай-на-Итиле, был разочарован. Глава подотчетной территории «Русь» не приехал на толковище, мало того — сбежал в нети.

Автоматически был запущен кризисный протокол, называемый у монголов «коллективная ответственность». Для Руси — дикая форма принуждения, незнакомая, варварская и несправедливая. Но Степь жила именно по таким законам, солидарным. Добычу так делила, кровную месть отправляла (до седьмого колена), долги перед Ханом выколачивала. За нарушение имперских законов несли ответственность все по вертикали социума: князья, их семья, бояре, податное население. Жены, девки, старики, сопляки… Имуществом или своей свободой (жизнью). Китайские послы, побывавшие в Каракоруме в 1230-х годах, это точно прописали:

«Они наказывают смертью тех, кто преступит закон и разбойничает. Их жены, дети и скот конфискуются и поступают в распоряжение семей, потерпевших от разбойников».

Неуплата дани, налогов, «выхода» — считалась разбоем по отношению к Великому хану, государственным преступлением. Более тяжким … чем убийство. Вынося такой приговор Великому Князю Владимирскому, финансовый департамент Империи (в лице «численника» Берке) — обратился в силовое ведомство. К Хану Батыю или его сыну Сартаку, не суть. Недоимку должны вернуть подданные. С великим процентом. За хлопоты «судебных приставов» — в том числе.

Подробности скупые

кровавых рейдов карательной экспедиции известны. Напомню, что написали русские летописи. Во-первых, набега никто не ожидал (как у нас заведено испокон века, непрерывное 22 июня). Скомандовал «фас» не то Сартак, сын Батыя, не то сам Бату распорядился. Во главе похода встал загадочный полководец Неврюй, названный.Новгородской Четвертой летописью: «царевичем». С ним, по другим сообщениям, были некие тёмники — Котия и Алабуга Храбрый.

Против карательного корпуса выступили: великий князь Владимирский и Суздальский Андрей Ярославович, князь Переславский и Тверской Ярослав Ярославович, его воевода Жидислав (Жидослав), «суздальские бояре». Удар был нанесен из Улуса Сартака (междуречье Хопра и Волги). Переправившись через Цну и Клязьму, «Неврюева рать» под Владимиром разбивает вдребезги князя Андрея Ярославича (23 июля). Коалиция русских бежит в Новгород, но вечевики отказываются их принимать.

Андрей Ярославович с женой, детьми и остатками дружин: через Новгород, Псков и Колывань (Таллин) отправляется в Швецию. Переяславский и Тверской Ярослав Ярославович — во Псков. Во время рейда был взят штурмом и разорен Переяславль-Залесский, где погибла жена Ярослава Ярославича. Пленены его дети — Михаил и Святослав Ярославичи. Погиб воевода Жидислав. В Орду было уведено «бещисла» людей, коней и скота.

Многие историки расценивают нашествие Неврюевой рати в Северо-Восточную Русь — как более кровавое и драматичное событие, нежели вторжение Батыя в 1237-1238 гг. Продолжают спорить яростно о причастности к карательной экспедиции — Александра Невского. Бог весть, прямых данных нет.

Из косвенных подозрений только: после визита монголов он стал Великим Князем Владимирским. Но брата из Швеции принял. Дал Андрею Ярославовичу Суздаль. Больше с ним не ратился, вроде бы. А вот Ярослав Ярославович продолжил борьбу, наскочив в 1255 году на Новгород. Невский его оттуда выбил, посадив к вечевикам своего сына Василия.

Загадочный «царевич» Неврюй.

Если быть дотошным, то в огласовке XIII века (по самой ранней Суздальской Летописи) — его имя могло звучать: Нюрын, Неврюн, Неврин. В более позднем летописании переродилось в «Неврюй». Почему — непонятно. Может, от имени кипчака Неврюя, что тоже мелькал в русских источниках того века. Может, из-за сходства звучания-написания в различной традиции (северной или южной), которая существовала.

Имя «Неврин», к примеру. Русскими монахами присваивалось чистопородным монголам, откликающимся на «Нюрын». Персы (Рашид ад-Дин) это же имя писали — «Нуурин». На счастье исследователей — оно очень редкое. По документам того века искать обладателя довольно просто (их всего пара). Нашему запросу соответствует только один мужчина: знаменитый полководец Мунке-Хана. Салджиут Нюрын, из монгол-нирун. Умер в 1263 году, сын Тайдара, внук Бурулдая. Его жизнеописание найдено в Хронике «Юань ши». В 1252 г. Нюрын не имеет под командой даже тысячи (от отца наследует по родовому праву только в 1255 г.), ни тем более — тьмы, корпуса, «великой рати».

Но вояка знаменитый, с толстым послужным списком. С отцом и дедом — всегда в походах, в составе родной тысячи отборных нукеров. Под началом Мунке-хана ходил еще против кипчаков, асов (алан) во времена Большого Западного Похода 1236-1242 годов. Его должность (заместитель тысячника-отца) вполне подходила для поручения, которое получил «численник» Берке на Руси. С отрядом в 500-800 сабель (практика сопровождения «золотой пайцзы») — он охранял Указ Великого Хана в путешествии. Ехал в места, ему хорошо знакомые, 15 лет тому назад геройствовал там.

Дальше

работает имперская строгая субординация. Указ Великого Хана не исполнен. Но «численник» Берке обязан наложить подати, исчислить налоги, привлечь к коллективной ответственности взбунтовавшийся Улус. В лице провинции — «Владимирская Русь». Его сопровождающий Нюрын — облачен полномочиями потребовать от Бату-хана, его сына Сартака, Великого Князя всея Руси Александра Невского: прекратить нарушать фискальные безобразия. Выделить войска для вразумления данников.

Так и было сделано. Дав старт его яркой карьере. В 1255 году, едва похоронив папу Тайдара, возглавив личную тысячу, — Нюрын немедленно прыгает через пару карьерных ступеней. Получает под начало корпус, что-то больше двух полнокровных туменов. Воюет с Империей Сун, очень успешен. За три года выслуживается до командира всей этой операции, ему подчиняют силы монголов в Китае. Полководческий талант, близость семьи к Мунке-Хану, инициативность на Руси — сделали заместителя тысячника (за шесть лет) третьим человеком в военной иерархии Империи.

Мужчина был настолько безрассуден, что посмел вступить в противостояние с самим Батыем. Демонстрируя принципиальность и преданность Великому Хану Мунке. Приведя в состояние полного ужаса Владимирскую Русь, набрав немерено «налога с пени», он совсем иначе отчитался в Каракоруме. Нежели «численник» Берке. Явно вступивший в коррупционный сговор с Бату-Ханом.

Берке доложил: перепись проведена. Подпись «подтверждаю» от Батыя прилагается. Нюрын, после возвращения в Каракорум в 1253 году, сообщил Великому Хану несколько другие данные. Что он там пел, Тэнгри только ведает. Но вскоре разразился жуткий шкандаль. Батый, прибыв в Каракорум несколько раньше Нюрына, передал Менгу-Хану прошение: мне положена доля с той дани, что была выколочена из родного Улуса. Да, так оно было по закону… но.

Речь шла…о почти 10 000 дин серебра и жемчуга. Это, по пересчету на имперское монетное и слиточное серебро, — почти 19 тонн металла. Мунке притормозил прошение, а после получения полной информации очень жестко проехался по жадности своего друга и союзника Бату. Был издан имперский указ, по которому … наш руководитель федерации «Улус Джучи» получил лишь 1 000 дин серебра, в десять раз меньше от запроса. Пощечина перед всем честным миром. «Делателю Ханов» и старшему «аге» в роду Чингизидов. О как… Вопрос утрясали потом долго, напряженно. Еле раскидались «по-понятиям» только в 1256 году.

Тем же годом был прощен и «численник» Берке, прятавшийся от гнева Мунке в Сарае-на-Итиле. Опять был назначен провести перепись. Но под присмотром имперского соглядатая. Именно так они въехали (парочкой) в русские летописи»: «сыроядци Беркаи и Касачик».

Выводы делать пора.

С огромной радостью порассуждаю над «теорией заговора» Александра Невского, сговоре с целью переметнуться на сторону Папы Римского князей: Даниила Галицкого и Андрея Ярославича. Великом патриотическом замысле. Освободить Русь от невыносимого «ига окаянного». Которого до «Неврюевой рати» в глаза не видывали… Оценим стоны и всхлипы о небывалой жесткости, новом покорении, … чего? Переяславского княжества? Ох, «наперстки» мои тяжкие. Придется подвигать, уже в большой политике.

Пока же. Ситуация видится так. Никакого глобального разорения Руси не было. И второго Батыева пришествия с нашествием. Мудрый Новгород вновь изящно остался в стороне от неурядиц. Южная Русь, видимо, свой «налог» в Федерацию платила. Карательная экспедиция в границы Переяславского княжества была вызвана некими финансовыми непонятками. Вполне логичными.

Кому платить, сколько, по какому такому Указу, — это ввело в блуд налоговых преступлений владимирского Андрея Ярославича. Или нашептали ближники что-то обнадеживающее. Мол, пронесет. Не пронесло. Последующее его возвращение (с извинениями) ситуацию нормализовало. Но есть пара вопросов, выводящих анализ за рамки налоговой ведомости Империи. Этим займемся скоро…

-

Великая Яса Чингисхана, как божественное Откровение… (научный взгляд на источники)

Великая Яса Чингисхана, как божественное Откровение… (научный взгляд на источники)

Чтобы многим стало скучно дочитывать статью, сразу сообщу: в существовании Ясы Чингисхана верую, ага. Хотя не сохранилось ни одного полного экземпляра. Только обрывочные ссылки в самых разных источниках. Многие — без прямого указания, что сообщение взято из Ясы. Но по тому нарративу, что нарыт: это уникальный по своей сути памятник имперского права державы нового типа.

Особая грусть грызёт, когда понимаешь: благодаря полному документу многие вопросы развития общественного строя, государства и права «монголов» — стали бы бесценным достоянием Истории. Меньше плодилось бы «ниспровергателей» и альтернативщиков. Но. Не время лить скупую мужскую слезу об утратах, поехали…

Отдельно благодарен Читателю «Lkhagvasuren Ichinkhorloo». За сжатые и емкие перечисления исторических документов, обоснования их подлинности и причины столь редкого нахождения оных в современных архивах. С этого и начнем…

Источники,

на которые можно опереться в исследовании, большей частью на персидском и арабском языках. Столь странный и скудный набор объясняется жестокой борьбой, которую объявляли наследию Чингисхана несколько раз. Самой логикой распада Империи — в том числе. Многие архивы пропали во время кутерьмы смены Ханов. Всех Улусов. Если брать нашу родную Федерацию — Золотую Орду… Вообще удивлен, как от нее хоть воспоминания остались. После «великой замятни» и Амира Тимура, обратившего в пепел всё, что могло представлять материальную память когда-то великого Улуса Джучи.

В китайских локациях после воцарения династии Мин существовала государственная доктрина: «Убивай татар, уничтожай татарские книги!» Не шучу, законами прописано. В 1410 г. войска императора Мин Юн Лэ вдумчиво окружили, долго и тщательно потрошили и грабили Карахорум (Каракорум). Жгли внимательно все архивы и книги, на уйгурском или древнемонгольском. Доложили: уничтожено абсолютно всё. Вплоть до последней жерди и клочка пергамента. Ищите теперь город, на здоровье.

Есть отчеты времен Тогон Тэмур-Хагана. Об уничтожении сотен мигрирующих в коренные земли монгольских семей. Доклады о казни книжников, везущих библиотеки. Всё сжигалось, ученые — убивались. Во времена правления маньчжурских императоров Юн Чжэня и Цянь Луна получили распространение поддельные «монгольские книги». По имперскому Указу всё было перевернуто вверх дном в Империи. Найденные старинные рукописи изымались, взамен выдавались религиозные буддийские книги. Было это безобразие — государственной доктриной маньчжур на протяжении 200 лет.

Маньчжуры жгут книги (Иллюстрация из открытых источников)
Маньчжуры жгут книги

Все, что уцелело, —

было вне юрисдикции новых императоров и династий, в чужих руках. Главные поставщики информации об «Их засаг хууль» (Великой Ясе Чингисхана): «Сокровенное сказание монголов», «Чингисхан: история завоевателя мира», «История Абу Фараджи», «Сборник летописей», «История народа стрелочников», «История Юаньской династии», «Книга государства Гууль», «Хроники царей: записи о государстве Иль-хана».

Найдены были в арабских библиотеках, Южном Китае, Корее. Тоже не оригиналы, монголофилов прошу не перевозбуждаться сказками в комментариях. Всё — сплошь списки да копии. На основе документальных источников, официальных государственных актов, не спорю. Многое почерпнуто из записок путешественников, посетивших Империю монголов.

Исходники изучены вдоль и поперек, выявлены все временные горизонты написания, найдены искажения части фактов. Содержание более ранних — отличается от написанных в последующее время. Доказаны многие сокращения и преувеличения, даже на прямой лжи ловили кое-каких хронистов.

Суть «Великой Ясы».

Это список деяний, которые разрешены или запрещены в границах Империи Чингисхана. По структуре разделены на пять частей: преступления, караемые смертью; война, её ведение и военное устройство; семья и семейный строй; похвальные доблести; запреты. На сегодняшний день известно 36 пунктов, проверенные перекрестными источниками, с различной степенью доверия — приняты в академический оборот. Не буду постить версту текста — ознакомьтесь в «Википедии». Там вариант от Харольда Альберта Лэмбла дан, вполне пристойный. Нас источники интересуют, из которых знание выкопано было…

«Сокровенное сказание монголов» 

летописный источник периода правления Хубилай-хана. Самый спорный в подлинности документ. Содержит ценные сведения: установление правил поведения в монгольском обществе. Некоторые ключевые слова, которые заставили академическую науку отнестись к нему серьезно, исключают подделку. Как сам статус документа. Это было крайне малотиражное издание. Читать, прикасаться к нему имели право только чингизиды, потомки первого Великого Хана. Древняя практика. «Особые библиотеки» часто были доступны только «избранным» правителям, императорам…

«Сокровенное сказание монголов» даже теоретически нельзя подделать. Мошенники должны были знать несколько тюркских наречий (уже мертвых), которые использовались в XIII-XV вв., великолепно владеть древнеуйгурским официальным языком документооборота времен Империи. Знать в совершенстве литературный халха-монгольский. Использовать слова, сохранившие свой важный юридический смысл веками. Например, «заса», «засаг», «хууль», «зарлик», «зарга», «ёс». Пришедшие в «тодо-бигич», сохранившие древние правовые определения.

«Сокровенное сказание» сегодня признано не просто историческим источником. А памятником Права. Там содержатся нормы о службе хэшигтэнов, организации уртонов, военной службе, порядке наследования, браке и семье.

Самый ранний

источник по истории монгольской империи: произведение персидского историка Малика Джувейни (1226-1283 гг.) «Чингисхан: история завоевателя мира». Основано на документах. Рукописи редакций хранятся в научных библиотеках России, Франции, Англии, Ирана. Джувейни дважды посещал Каракорум, лично встречался с Великими Ханами. Первые главы писал там же. Но по долгу дипломатической службы закончил свое произведение под закат жизни. Имел доступ ко многим государственным архивам.

Произведение Джувейни сконструировано из трёх больших глав: первая посвящена описанию истории жизнедеятельности монгольских Ханов: Чингисхана, Угэдэя, Гуюка, Хубилая, Бату, Чагатая. Сначала эта часть называлась «Ясагийн их дэвтэр» («Большая книга Ясы»). Отдельный раздел описывает законодательство. Другие — упоминания некоторых подзаконных норм. Как человек, не имевший доступ к самой Ясе (и не мог иметь), — многое описал умозрительно. Джувейни даже не удалось объяснить значение слова «Яса».

Автор «История Абу Фараджи» — епископ яковитской церкви Григорий «Бар-Эбрей» свидетельствовал: монголы не знали собственной письменности. По указу Чингисхана, их детей стали обучать книгам на уйгурском. Как это было с египтянами (зубрили греческий) и иранцами-согдийцами (изучали персидский). От этого святого отца мы знаем, что по указанию Чингисхана был создан некий Великий Закон, по которому жила вся его держава.

Книга персидского историка Рашид-ад-Дина (1247-1318 гг.) «Сборник летописей» — это коллективный труд. Писалось монгольским нойоном Болдом, который прибыл в Иран из Китая в 1286 году. Арабским историком Абдулахом Кашани, индийским ламой провинции Кашмир, двумя неизвестными и безымянными китайскими учёными (с секретарями). В «Сборник…» положены сведения монгольской «Алтан дэвтэр» (Золотой Книги). Труд Рашид ад-Дина создавался на протяжении длительного периода времени. Начинал ее он сам, служа визирем во дворце одного из потомков Чингисхана.

«Алтан дэбтэр»

еще один священный литературный памятник, не дошедший до настоящего времени. «Золотая книга» являлась официальной историей Чингисхана, его предков и потомков. В государственном архиве Хулагидов «Алтан дэбтэр» хранилась в виде листов, отдельных отрывков, непонятно как систематизированных. Рашид ад-Дин, во всяком случае, — не разобрался. Написана всё было на «монгольском языке», монгольскими письменами «монгол бигич» (сохранились на забайкальском «Камне Чингиса»).

Книга тоже была священной, доступ к ней имели только члены правящей династии и знатнейшие монгольские вельможи. Не имея возможности напрямую держать ее в руках и не зная языка — Рашид ад-Дин записывал всё с уст эмира Болада, хранителя текстов. И записывая за «владельцем» — ильханом Газаном. Никто более не имел доступа, особенно чужеземцы. Но есть подозрения — пересказ «Алтан дэбтэр» есть в китайском «Описании личных походов священно-воинственного». И переведенное потом архиепископом Палладием в виде «Старинного китайского сказания о Чингисхане».

Еще один документ,

поминающий Великую Ясу, — «История народа лучников». Был написан Акнерци Григором (1271-1272 гг.), по указу настоятеля церкви Стефаноса. Описывает исторические события с 1229 года, горизонт сообщений — 44 года. Священник говорит, что «Их засаг» — это легенда, притча.

«Дарованный волей Неба закон (Яса) предписывал бережно относиться друг к другу, не совершать грешные действия, такие как кража, лживая присяга, предписывал относиться с уважением к престарелым, с вниманием к бедным. В случае нарушения данных предписаний нарушителя приговаривали к наказанию».

Дальше. По указу Хакана государства Мин Жу — Сун Лянь (1310-1381 гг.) и Ван Вэй (плюс 16 китайских чиновников) составили историю Юаньского государства — Хронику «Юань-ши». Туда вошел богатый и ценный материал истории монгольского Юаньского государства. Был приведён ряд статей «Их засаг», которые имели юридическую силу законов. Действовали в Юаньском государстве. Многое становится понятно, если использовать дипломатическую переписку, официальные донесения, приказы.

В главе, посвящённой биографии Тайцзун-Каана, название Закона написано на монгольском языке «Их засаг» (Великий закон). Есть другие источники, содержащие сведения о «Великой Ясе». Хубилай-хан в 1264 году издал Указ с такими строками:

«Для распространения спокойствия и счастья повелеваю повторно опубликовать закон государства. Булга, Хуг, Тумэн, Ариг, Тогос за дезорганизацию моего государства будут наказаны согласно «Их засаг» Чингисхана».
«Мы следуем законам предков, мы не будем следовать законам других государств. Во время войны не убивай простого человека (гражданское население). Следует наказывать смертью опасных преступников».

До наших дней дошло несколько редакций «Юань-ши», в них немало разночтений, ошибок, даже противоречий. Но сути не меняет. Везде приводятся изречения Чингисхана об организации уртонов (почты), введении должности «дарагчи», многое другое. Что является подтверждением — это было в самом Великом Законе. Поскольку писался со слов первого Великого Хана.

Есть еще один документ, с ним пока работают японцы и корейцы. Свод законов Монгольской Империи (датируемый 1345 г.). Трудности с ним немалые. Писан на корейском, многие монгольские слова крайне исковерканы. Судя по публикациям научных журналов — финиш близок.

В обзор основных источников изучения Великой Ясы попадает ал-Умари (1330-1384 гг.) с «Хроникой царей. Записи о государстве Иль-хана». Это подробный разбор произведений Джувейни «История завоевателя мира» и Макризи (1364-1442 гг.) «Отражение Египта». Там тоже упомянуты статьи «Их засаг».

Прочий нарратив.

Это записки путешественников, описывающие быт, традиции, культуру, обычаи средневековых монголов. Наиболее интересны два китайских источника: «Записки о путешествии даосского монаха Чан Чуня в западные страны» и «Мэн-да бэй-лу». Не стоит сбрасывать со счетов (при должном критическом осмыслении) отчеты Плано Карпини «История мунгалов…» и Гильома Рубрука «Путешествие в восточные страны». Там нет прямых указаний на Великую Ясу. Как и точных сведений о структуре, содержании закона «Их засаг». Но они полны информации о государственном порядке, правилах поведения, порядке наследования в монгольском обществе.

Что почитать…

Сложный вопрос, могу дать несколько рекомендаций. Из настольного у аффтора: русский исследователь «Великой Ясы» В. Рязановский. Доподлинно вычленил 26 статей — у Макризи, 10 — у Мирховенда, Ибн Батуты, Вартана. Условно можно считать оригиналом, многие его выводы крайне убедительны. Более любопытен Г.Вернадский. Он впервые провел правовой анализ статей Ясы. Сравнительный, в том числе. Неплох А. Полиак в своем исследовании монгольского государства, оригинален Тамура и Айлон…

Что же такое Яса? Не уверен доподлинно, была ли она вообще письменным памятником. Вполне может быть, в традиции нирун и дарлекин — передавалась изустно. «Великая Яса» — это речи и приказы Чингисхана, произнесенные им в разные годы. Только потом, во времена Угэдея, из них составили некий священный Сборник. Для внутреннего чтения «Золотой Семьи».

До этого распространялась в безграмотной (по большей части) Великой Степи — стихотворными методами. Легкими к запоминанию, понятные даже пьяному табунщику-пастуху. Правдоподобным видится: это не только личные мысли Чингисхана. А переоформленные и сокращенные мудрости Степи. Почерпнутые из общеизвестных легенд, былин, других традиций изустного творчества.

«Великая Яса» — как сборник статей об опыте государственной организации, явно был составлен после правления Чингисхана. Существовала не стройным юридическим документом, а набором Священных Мудростей и распоряжений Великого. Никто из иноземцев не мог найти и систематизировать ее главы, как не пытался. Есть какой-то Закон. По нему все живут, его знают и исполняют. И всё…

Что известно точно.

«Великая Яса» состояла из двух частей: правил о военной организации, судопроизводства, порядке разделения трофеев. Но главным было — постоянно действовавшая… традиция. Не закон. В значении слова «засаг». У монголов означало наказание правонарушителю. Например, Указа Великого Хана.

Смысловое содержание слова «yasa» (Яса) в персидских и монгольских источниках имеет существенные различия. Спорен вопрос о ней, как законодательном акте. В состав «Великой Ясы» входили не только юридические нормы, но и социальные. Не имеющие статуса законов. Традиции и обычные древних времен, всем в Степи известные.

Если свести воедино точно документированные: принципы общественного, государственного устройства империи Чингисхана; причины создания и оглашения законов; содержание статей уголовного права; порядка судопроизводства, титулование ... упрёшься в религию. Или идеологию древнего «тэнгризма». Именно так. Основатель Империи — сын Тэнгри, рождённый по Воле Неба. Является Его представителем на Земле. Обладает «тайным знанием» лишь частично. Всё целиком записано в виде «Книги Неба», оно нематериально. Полностью недоступно, приоткрывается Божеством (время от времени) Великому Хану.

Повелевающим остальным миром. В соответствии с предписаниями этой мудрости и книги Тэнгри. Так что… «Великая Яса» должна называться «Книгой Неба». Вот такая конструкция. Искать ее не нужно в материальном и земном исполнении. Телеграммку пришлете с того света, с Пастбищ Предков. По оказии. Прав аффтор или нет, ага)

Эта идея впервые была высказана русским учёным Поповым. Он категорически отвергал существование «Великой Ясы» — как письменного законодательного памятника. Был уверен: она была известна лишь в устной форме. Но дошла до наших дней в описаниях персидских и арабских летописцев. Вполне согласен. Давно разгрызая эту тему, понимаешь некую истину.

Будь первоисточник письменный — некоторые главы (без искажений) кочевали бы по многом документам и хроникам. Обязательно нашлись бы в юаньский период монгольской Империи. Вошли в состав законодательства хотя бы частично (не Монголия, чай степная, — Китай оседлый). На них бы ссылались другие источники, дипломатические — в первую очередь. Но, увы.

Выводы будем делать.

«Великая Яса» — не сборник законов. А религиозный Акт, закрепивший принципы организации государственного управления Чингисхана, Сына Великого Неба. Стал оформляться документально во времена правления Угэдэй-хана, дополняться — во времена Хубилай-хана. В процессе создания «Их засаг хууль» просматривается две технологические стадии.

Сначала было издание указов и распоряжений Чингисхана, сведение их в «закрытый дворцовый сборник». Для семейного пользования. Второй этап — издание на их основе других законов, распоряжений и указов, овеянных мудростью «божественного откровения». Которое обрушилось на Чингисхана. Скрижали Моисея — сие называется. На степной лад, в парадигме тенгрианства. Очень рабочая схема, не находите?

Картина дня

наверх