Друзья

10 338 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Аум, 154 Люди могут утончать условия земные; дело не в богатстве, не во власти, но в том трепете торжественности, кот...Бриллиант Регент ...
  • Юрий Ильинов
    Грани Агни Йоги 1970 г. 338. (М. А. Й.). Так как, по выражению Будды, «человек есть процесс», и процесс, устремленный...В России проснулс...
  • Юрий Ильинов
    Залогом чистоты и гармоничной работы астрального тела является не только стремление жить живыми чувствами, но и умени...Как стать равным ...

Карельские петроглифы: закодированная история Руси

https://artsgtu

 

Карельские петроглифы: закодированная история Руси

 

Беседовал Дмитрий Соколов (Москва)

«Мистические тайны плотной завесой окутывают петроглифы в Карелии. Познать эти тайны – значит познать не только наше прошлое, но и наше будущее». Юрий БОГАТЫРЕВ, историк, археолог.

 

Карельские петроглифы: закодированная история Руси

 

Мифология народов мира – это не более чем поучительные сказки для детей и взрослых, в чём до сих пор уверено большинство учёных. И только на Руси древние предания испокон веков назывались былинами, подавляющее большинство которых было записано в ХIХ веке в Карелии – крае поистине легендарном и магическом.

 

Об этом мы и хотим поговорить с известным исследователем Карелии, автором книг из цикла «Карелия загадочная», сопредседателем Карельской Региональной общественной организации «Расея» (www.rassa.ru) Алексеем Поповым.

 

Д.Соколов: Алексей, теперь, я думаю, стоит поговорить о главных символах сакральной истории Карелии. Ими для человека, впервые попавшего в республику, невольно станут знаменитые петроглифы – сцены из жизни неведомого древнего народа, выбитые в виде рисунков на скалах. Расскажите, каков, по Вашему мнению, возраст этих «каменных книг»?

 

А.Попов: Действительно, петроглифы, так же, как и знаменитые Кижи или Валаам, считаются одними из самых известных туристических брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор.

Причем, последние открытия неизвестных ранее петроглифов были сделаны совсем недавно — в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг и в 2008 году на побережье Онежского озера. Сама же традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет – от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н.э., иначе говоря, возрасту гравировок не менее шести тысяч лет. Возможно, даже больше, принимая во внимание современные радиоуглеродные корректировки дат. Получается, что они создавались до постройки знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада. Но к вопросу датировки карельских петроглифов мы еще вернемся.

 

Д.Соколов: Но кто же создавал эти рисунки, если, как Вы говорите они старше древнейших цивилизаций Земли? Сегодня хотя бы приблизительно известна цивилизация оставившая нам эти «каменные письма»?

 

А.Попов: Петроглифы проливают свет на жизнь и знания працивилизации, находящейся когда-то на Русском Севере. Говорить же об авторах посланий, можно только проанализировав и расшифровав сами петроглифы, что, к сожалению, до сих пор современной наукой еще сделано не было.

 

Из всех известных карельских петроглифов, — как правило, они небольших размеров, 10-50-ти сантиметров, хотя есть и крупные, можно сказать, «гигантские» экземпляры, — исследователям удалось истолковать не более половины. Причем у ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем появляются неопределенные изображения, странные фигуры, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или на восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три «ножки». Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и изобразили нечто, связанное с ними. И действительно, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, до сих пор живущие неподалеку от этих мест, и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих «рисунков». Что это – никто не знает!
Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка – в анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо, похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка не устраивает, поскольку любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку.

 

Д.Соколов: Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях и отдаленно напоминающие людей, — банальное порождение фантазии древних людей?

 

А.Попов: Не думаю, уж слишком трудоемким занятием было для древних людей создавать эти рисунки, вряд ли бы они изображали просто свои фантазии. Я не исключаю, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. А вот кто именно, загадка! Скорее всего, на этот вопрос никто никогда ответить не сможет, ведь наскальные рисунки – это не просто картинки с натуры, а переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом.

 

Д.Соколов: Насколько сегодня известно, петроглифы зачастую изображают не просто рисунки отдельных существ или сцен охоты, но и, можно сказать, целые каменные полотна жизни создавшей их цивилизации. Какие мотивы встречаются чаще всего?

 

А.Попов: Вы удивитесь, но древняя цивилизация, как и мы, была сильно озабочена демографическим вопросом. А если серьезно, то, на самом деле, поражает обилие рисунков с ярко выраженными эротическими мотивами. Хотя данные мотивы – повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Но вряд ли их можно трактовать только с точки зрения «житейского сексуального опыта». Живя единой жизнью с космическими силами, наши далекие предки именно в космически-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии – мужской и женской. По христианским канонам половая любовь всегда считалась чем-то греховным, требующим очищения. Но в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом – небесные силы, которые, по их мнению, и обуславливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Вот это «любовное единение с природой», пронизывающее все сферы бытия, и являлось основой миропонимания в отдаленные от нас времена.

 

Д.Соколов: Сегодня все больший интерес среди исследователей вызывает поиск сакральных и легендарных мест, осуществляющийся по названиям окружающих их топонимов. Так, например, несколько лет назад исследователи, искавшие в Якутской тайге знаменитые «Вилюйские железные котлы», с удивлением обнаружили, что одна из речек, протекающих в тех местах, в переводе на русский язык носит название «Утонувший котел». Вы не пробовали проследить историю народа, создавшего петроглифы, по названиям рек, урочищ, возвышенностей?

 

А.Попов: Разумеется, в своих исследованиях мы не могли обойти этот метод, и он оправдал себя, но есть более интересные результаты. В последнее время большой интерес у исследователей древней истории нашего края вызывает так называемая Андомская возвышенность, расположенная на севере Восточно-Европейской равнины и являющаяся водоразделом озёр Онежского, Лача и Белого моря. Российский исследователь М. Карчевский приводит, в связи с этим, весьма любопытные данные. Здесь, на площади всего в несколько квадратных километров, из подземных ключей берет начало река Сойда – самый северный исток Волги. Буквально рядом начинается река Тихманга, впадающая в озеро Лача, откуда вытекает река Онега, несущая свои воды в Белое море. Здесь же есть небольшое лесное озерко, из которого один ручей несет воду в бассейн Белого моря, а другой – Каспийского. В некоторых местах расстояние между начальными руслами рек трёх морей не превышает 100-200 м. Казалось бы, что тут удивительного? Но аналогичных мест на земном шаре, где сходятся водоразделы трёх морей, не более полутора десятков. В Европе их два – второй в Турции; в России тоже два – второй в Сибири. Но уникальность даже не в этом. Во всех других случаях реки текут в соседние моря, относящиеся, как правило, к одному океану. И только здесь – на Великом Андомском водоразделе – берут начало реки, текущие в противоположные стороны, в моря различных океанов, удаленных друг от друга на тысячи километров.

 

Примерно в пятидесяти километрах к северо-западу от точки слияния водоразделов трех морей, на восточном берегу Онежского озера, находится знаменитый Бесов нос. Это один из южных выходов на дневную поверхность скальных пород Балтийского кристаллического щита. Здесь, на отполированной ледниками и прибойными волнами Онежского озера гранитной поверхности, находится около 1000 петроглифов – наскальных рисунков, возраст которых оценивается в 6-7 тысяч лет.

 

Среди онежских петроглифов есть и те, которые нам в данный момент интересны. В книге Ю. Савватеева «Каменная летопись Карелии» сопроводительный текст к этим изображениям гласит: «…несколько странных отдельных фигур: человек с «веткой» на голове и верхняя часть туловища трехпалой человекоподобной фигуры… Человек в «унтах» с расставленными ногами и вытянутыми руками с кружками (кольцами); и, наконец, изображение ноги человека».

 

Д.Соколов: Действительно, странные фигуры. Но неужели они до сих пор не получили какого-либо вразумительного объяснения?

 

А.Попов: Насколько мне известно – нет. Но вот гипотеза М. Карчевского смогла, если не расшифровать, то вплотную приблизиться к разгадке этого ребуса. Если взять топографическую карту места схождения водоразделов трех морей, то все эти фигуры окажутся… изображениями верховий реки Сойды и её многочисленных притоков. Непонятные кружки-кольца – это озера, откуда вытекают два ручья, которые, сливаясь, образуют «человеческую фигуру» – Сойду. «Ветка» на голове – два падающих в озерцо ручья. Изображение «человеческой ноги» – отрезок и впрямь напоминающий «ногу» речной долины. Возможно, это одна из первых в мире топографических карт. А рисунок притоков, образующих реку Сойду, представляет собой символ древних арийцев – символ начала и круговорота жизни, свастику. Жаль, что она опорочена фашистами, присвоившими её себе в качестве эмблемы. Но в стародавние времена этот символ нёс в себе исключительно позитивное начало.

 

Д.Соколов: Более, чем интересно. Но признайтесь честно, что-нибудь странное и таинственное окружает эти наскальные изображения?

 

А.Попов: Не буду лукавить. Комплексы петроглифов поистине мистичны. А вот самым таинственным из петроглифов единодушно признается фигура «Беса», более чем двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, которая вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди также выбитых на скале изображений «выдры», «сома» и множества более мелких животных, он вполне может оказаться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние народы. Так считают некоторые исследователи.

 

Но сам «Бесов нос» постоянно окружают мистические истории; этого нельзя не признать. Так в 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в который включено сто памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 занесены петроглифы Карелии. Попадание в этот список фактически означало выделение солидного гранта на поддержку или восстановление тех или иных исторических памятников. Несколько ранее, когда предварительная работа по оформлению соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шла полным ходом, 11 сентября 2001 года директору общественной организации «Петроглифы Карелии» Надежде Лобановой позвонил из США представитель финансовой организации, ответственный за предоставление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, он вдруг почувствовал недомогание и решил вернуться домой за лекарствами. Когда же спустя некоторое время он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах «Боинг» протаранил здание.
Уничтоженные документы позже были восстановлены, но, случившееся, только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены. Получается, что, образно говоря, «фигура Беса» в прямом смысле спасла своего финансового благодетеля.

 

Однако и сам мыс, где находится «фигура Беса» целиком и полностью оправдывает свое название. В километровом радиусе от него часто отказывается работать спутниковая навигация, чему давно уже не удивляются капитаны заходящих сюда судов, ориентируясь исключительно на установленный здесь маяк. Часы здесь ведут себя непредсказуемо. Могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно пока не знают. Говорят, что якобы все дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих тут глубоко под землей. Местным же жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они уверены в обратном; все странности от «Беса».

 

Д.Соколов: Да, удивительное место, а биоэнергетики, пробовали исследовать мыс с «фигурой Беса»?

 

А.Попов: Да, такие исследования, разумеется, проводились. Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, как ни странно благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся её неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования своих святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображённые на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезней. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков.

 

Д.Соколов: Если следовать простой человеческой логике, то, обнаружив в Карелии сакральные памятники, не логично было бы с помощью финно-угорских же языков и мифологии расшифровать карельские петроглифы?

 

А.Попов: Попытки «прочтения» петроглифов с помощью материала финно-угорской мифологии применялся не раз. Но все подобные попытки оказались неудачными. Чтобы изображения хоть немного совпадали с финским преданием, постоянно приходилось делать натяжки, подгонять смысл легенд под наскальные рисунки, а рисунки трактовать заведомо ложно, чтобы их смысл хоть частично напоминал бы используемую для прочтения мифологию. Наиболее же продуктивным методом оказалось использование, не скандинавской, а индоевропейской мифологии, в первую очередь, русской, в качестве ключа к прочтению карельских петроглифов, а именно – сюжетов духовного Стиха о «Голубинной книге».

 

Д.Соколов: Хорошо! Но почему о столь знаменательных событиях даже не упоминается в древнейшем, впитавшем в себя «мудрость тех эпох», карело-финском эпосе «Калевала»?

 

А.Попов: О карело-финском эпосе «Калевала» наслышаны все. Однако до сих пор идут споры – что означает название эпоса? Традиционная отговорка, что это «слово обозначает мифическую страну (страну Калевы), где живут потомки героя», уже «набила оскомину». На карельском и финском языках Калевала никак не расшифровывается… Однако, разгадка лежит буквально «на поверхности». Она кроется в основе древне-арийских, санскритских корней и свидетельствует о древнейшем едином праязыке, связываемом с северной «гиперборейской цивилизацией» : Кали – «Время», «кругооборот»; Вал – «Высший Бог», «Творец». Калевала — «Круговращение Бога, Мироздания»?

 

Вообще, магией и заклинаниями пропитана каждая страница эпоса – а значит, и вся обыденная жизнь древних карел, а при беспристрастном анализе текста создается впечатление, что в «Калевале» отражены такие отдаленные времена:

 

– когда климат в этих северных местах был теплее;

 

– когда был явный матриархат – везде во главе рода мать, все верховные боги – богини: и Мать Воздуха Ильматар, и Мать Воды Велламо, и Хозяйка Мира Мертвых Мана – «порождающая всех людей» (заново, в новое воплощение?!) (сравним: у египтян Менес, у индо-Ариев Ману, у греков Минос – древнейшие цари людей).

 

История создания и гибели Сампо – главное событие эпоса. Хотя и говорится, что она, эта волшебная мельница муку одним бы боком, а другим бы соль молола, третьим боком – много денег…

 

– это явно уже более поздний её образ, сильно приниженный и искаженный. Ведь Сампо – не просто «Рог изобилия», даже если в той стране, где она установлена, по определению царит благоденствие. Нет, тут некий утраченный древний символ…

=0=0=

О «римском» мосте на Северном Кавказе


Разного рода артефакты, не вписывающиеся в официальную историю, все более выявляются независимыми исследователями по всему миру, а также на территории России. Связано это с тем, что этими исследователями все больше экспедиций проводится непосредственно на местности. Так, в 2018 году О.Павлюченков, А.Кадыкчанский и многие другие исследователи организовали и провели несколько таких экспедиций. В ходе одной из них, прошедшей на Северном Кавказе, их внимание привлек каменный мост возле станицы Даховская.

 

О римском мосте на Северном Кавказе

 

Так, что не так с этим мостом, по мнению независимых исследователей? Вот, что о нем рассказал во время одного из своих выступлений А.Кадыкчанский: «Это мост через реку Дах. Рядом находится станица Даховская. А еще рядом находится станица, которая называлась Каменномостская. Что нам повествует официальная история? Что якобы станицу назвали «Каменномостской», потому что казаки, устав ездить по этой речке вброд, построили этот мост. Тут же мы обнаруживаем, что станица Каменномостская основана за 40 лет до того, как официально построили мост. Как, интересно, станица могла получить свое название за 40 лет до того предмета, который ей дал название?

 

Следовательно мост там был и ранее, но был он в разрушенном состоянии. Казакам привычней как-то шашкой махать, на коне скакать, песни петь, но не мосты строить. Этот мост построен по всем законам современной архитектуры. Его построить «на глазок» невозможно. Чтобы такие объекты появились, нужны вначале геодезические работы, проектная документация. Эту документацию кто-то должен уметь читать, т.е. должны быть не только инженеры, архитекторы-проектировщики, но и прарабы, которые умеют читать чертежи и руководить работами.

 

Здесь совершенно четко видно, что часть фрагментов этого моста (например, опоры), имеет совершенно другой возраст, чем сам мост. Мы реально понимаем, что сам мост построен из обломков чего-то древнего. На опорах четко виден «пустынный загар». Этот «пустынный загар» на камнях — это оксидная пленка, образующаяся под воздействием ультрафиолета и кислорода. Она не образуется в том случае, если камни находятся под землей. Она образуется, когда камни снаружи и по этой пленке можно примерно определять возраст. Я вам скажу, что вот такого оттенка «пустынный загар» может появиться не раньше, чем через 150 лет. Но 150 лет назад официально еще не существовало ни станицы Каменномостской, ни самого этого каменного моста.

 

По факту совершенно четко выстраивается версия, согласно которой из обломков чего-то «античного», того, что находилось, как раз, на дне ущелья, построили этот мост и написали, что он якобы построен казаками. Но это — абсолютнейшая глупость. Сооружение это абсолютно новое и соответствует уровню технологий, которые применялись в конце XIX — начале XX веков. Причем восстанавливалось это (мост) после изучения каких-то обломков и ему придали тот вид, который положен. Но, вы же понимаете, что для Кавказа это совершенно нетипичное строение? А обычно такие вещи мы видим где? На территории Римской империи! И такие сооружения, как амфитеатры сразу же датируются временами Римской империи. Но ведь не было у нас Римской империи на этой территории. А вот объектов, которые ей соответствуют — достаточно много.

 

Значит — вывод надо делать ученым не такой, как они делают. А надо просто признавать, что подобные технологии были общими и подобные сооружения были не только в Римской империи. Это все равно, что сейчас говорить, что автомобили может делать исключительно только Япония. Это глупо, потому что автомобили делаются практически во всех странах. Даже в тех, которые официально не являются автомобилестроительными державами. То же самое относится и к этим сооружениям из камня. В данном случае мы видим реконструкцию античного моста, и по такой же конструкции построены все известные акведуки, приписываемые Римской империи…»

 

Вот для примера сравним фото этого моста с подобными сооружениями на территории Черногории (мост монтенегро) и Италии (мост алькантара).

 

О римском мосте на Северном Кавказе

 

О римском мосте на Северном Кавказе

 

Как справедливо считают независимые исследователи, если бы этот Даховский мост (пусть и в разрушенном состоянии) был бы обнаружен в Италии, или любой другой европейской стране, то историки уверенно назвали бы его «римским». Но поскольку, он оказался вдали от границ этой империи, то им пришлось срочно придумывать версию его первоначального строительства казаками. О чем все это говорит? Да о том, что т.н. «античная» цивилизация существовала не только на территории Римской империи, как нас старательно пытаются убедить учебники официальной истории. Более того, странные здания и сооружения, выполненные в едином стиле (названном независимыми исследователями «античным») обнаружены практически почти на всех континентах. И как раз существование этой некогда единой античной цивилизации от нас и пытаются сокрыть псевдоисторическими сказками о «Римской империи», территория которой была лишь частью этой цивилизации.

=0=0=

Удивительная сеть подземных коммуникаций в Европе


Удивительная сеть подземных коммуникаций в Европе. Их цель пока остается загадкой.

Есть несколько теорий, объясняющих почему были созданы эти туннельные системы. Одна теория гласит, что они были построены в качестве средства защиты в тяжелые времена. Другая – что кто-то медленно путешествовал по этим древним шоссе из пункта А в пункт Б и т.д. Возможно, это были торговые пути между различными культурами.

12000-летние подземные туннели реальны и простираются от Шотландии до Турции

Но возможно ли, что древние культуры были связаны между собой тысячи лет назад? И для этого использовались подземные туннели, которые тянутся из Северной Шотландии к Средиземному морю? Ответ — уверенное ДА.

В то время как истинная причина строительства этих сложных коммуникаций, остается загадкой, многие эксперты считают, что огромная сеть была построена для защиты от хищников и других опасностей 12 000 лет назад.

Некоторые эксперты также считают, что эти таинственные тоннели использовались в качестве современных автомобильных дорог, что позволяло осуществлять перемещение людей и соединять отдаленные места по всей Европе.

В книге «Секреты подземной двери в Древний мир» (немецкое названия: Tore zur Unterwelt) немецкий археолог доктор Генрих Кущ утверждает, что свидетельства существования больших подземных туннелей были найдены под десятками поселений времен неолита на всем европейском континенте. Эти огромные туннели часто называют древними «дорогами».

По словам доктора Кущ, факт, что многие из этих туннелей до сих пор существует сегодня, спустя 12 000 лет, показывает, что туннели должны были быть и сложной системой и огромными по размеру.

12000-летние подземные туннели реальны и простираются от Шотландии до Турции

 

«По всей Европе были тысячи таких туннелей», — говорит д-р Кущ. «В Германии мы обнаружили сотни метров подземных тоннелей. В Австрии мы нашли еще несколько сотен. Эти подземные туннели можно найти везде в Европе, и есть тысячи подобных», — сказал немецкий археолог.

В то время как некоторые из туннелей являются относительно небольшими – они имеют чуть более метра в ширину — есть и другие, в которых найдены подземные комнаты и места хранения.

Тот факт, что эти туннели были обнаружены, указывает на невероятную изобретательность древних цивилизаций, о которых нам неизвестно ничего, кроме того, что рассказывают сегодня книги по истории.

На самом деле, древнее человечество обладало знаниями и инструментами для создания сложных подземных структур более десяти тысяч лет назад.

12000-летние подземные туннели реальны и простираются от Шотландии до Турции

 

Доказательством являются Пирамиды в Боснии и их невероятные подземные туннели, которые тянутся на километры.

Доктор Кущ заявляет, что: «По всей Европе были тысячи этих туннелей — с севера в Шотландии до Средиземного моря. Они перемежаются с убежищами, в некоторых местах они достаточно большие, и имеют сидения, или камеры хранения и комнаты. Они не все связаны друг с другом, но это огромная подземная сеть ».

Каппадокия в Турции является еще одним невероятным примером. Подземный город Деринкую- это дополнительное свидетельство, которое указывает на совершенство навыков и давно утраченные методы строительства наших предков.

Подземный город Деринкую, пожалуй, одно из самых больших достижений в подземном строительстве вместе с огромной сетью туннелей. Геологические особенности камня в Деринкую состоят в том, что он очень мягкий, и это является очень важным моментом.

Таким образом, древним строители Деринкую пришлось быть очень осторожными при строительстве подземных комнат. А эти обеспечивающие достаточную прочность стойки служат для поддержки полов и потолков. Если бы это не было сделано, то город рухнул бы. Но пока археологи не нашли доказательств каких-либо «завалов» в Деринкую.

Другие древние памятники, такие как Гёбекли Тепе, также являются важным доказательством невероятных навыков и знаний людей, которые населяли нашу планету более десяти тысяч лет назад.

По словам доктора Кущ, часовни часто строились на входах в подземные туннели, потому что Церковь боялась языческого наследия туннелей, которое они представляли. И возможно, как и многие другие вещи, церковь хотела убедиться, что информация о туннелях хранится в секрете.

В некоторых тоннелях были обнаружены письмена, из которых следует, что эти подземные тоннели использовались в качестве «дверей» в преисподнюю.

=0=0=

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии


Его история насчитывает более трёх тысяч лет.

 

Уплисцихе считался священным, на вершине возвышался храм Солнца, солнечным божеством была женщина, её символом – колесо.

 

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Между языческим Уплисцихе и христианской Мцхетой шла долгая война, победила Мцхета, храм Солнца был разрушен, взамен ему появились христианские церкви.

 

С четырнадцатого века начался закат Уплисцихе, но последние люди покинули скальный город относительно недавно, в 1920 году.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

В период расцвета Уплисцихе включал в себя более семисот пещер и пещерных сооружений, из которых только сто пятьдесят сохранились к настоящему времени.

 

Именно сюда и отправилась экспедиция местного армавирского отделения Русского географического общества (РГО) для изучения этого древнего культурного памятника Грузии, о котором известный грузинский царевич, историк и географ восемнадцатого века Вахушти Багратиони писал, что Уплисцихе был городом до нашествия монголов, но «…ныне разрушен.

 

Здесь есть строения необычные, высеченные в скале, залы большие, выдолбленные также в скале, большой туннель, пробитый до реки Куры. На западе — отвесная скала и внутри неё огромные пещеры, ныне недоступные.

 

Воображению представляются выходящие из пещер воины со стрелами и копьями, всадники, выступающие в поход, и это, считаемое прорицающем, место именуется Уплисцихе».

 

Территория Уплисцихе имеет статус музея, он работает с 10:00 до 18:00. Стоимость посещения: пять лари (местная денежная единица) с одного человека туриста (это примерно 125 русских рублей).

 

С 2010 года тут построен современный ресепшен, рядом есть подобие кемпига с родником, столиками и местами под палатку. По дорожке от ресепшена посетители попадают к южному, выходящему к реке, краю города.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Сначала будет видна ведущая наверх лесенка, но лучше пройти до конца, там есть очень интересный туннель, через который вы по лестнице попадаете в Уплисцихе.

 

Туннель этот странен. Он больше похож на естественную пещеру без следов применения инструментов, но непонятно, какая такая река промыла этот туннель.

 

Город имеет вытянутую структуру, причём он находиться на склоне горы, так что от южного конца к северному концу надо подниматься всё время вверх. Примерно посередине находится храм Уплисцули, удобный как ориентир. Снизу к храму ведёт выдолбленная в камне дорога, а справа и слева от неё находятся различной формы каменные залы, которым администрация придумала красивые названия.

 

В современном туристическом путеводителе по Грузии об истории пещерного города Уплисцихе написано:

 

«Уплисцихе удивителен своей почти 3-тысячелетней историей. Предполагают, что он образовался около 1000 года до н.э., а окончательно опустел только в XIX веке. Причём всё равно рядом оставался одноимённый посёлок, который исчез где-то в 1990-е годы.

 

Он возник вскоре после переселения картвельских племён в долину Куры — примерно одновременно с другими древними поселениями на северном берегу этой реки: западнее были построены городища Кварцхела и Хизаант-гора, а восточнее – что около Мцхеты и городище на месте тбилиского квартала Дидубе.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Туннель в Уплисцихе

 

Уплисцихе имел торговые связи с Урарту и Мидией. Когда возникло государство Иберия, город оказался в его составе, причём преимущественно как культовый центр. Это было именно священное, храмовое место. Аналогом в Колхиде был город Вани. Главным был храм Солнца на самой высокой точке города, вокруг было множество других.

 

Именно поэтому  в 337 году после крещения Грузии Уплисцихе ушёл в глухую оппозицию. Конфликт с Мцхетой перерос в прямую войну, город серьёзно пострадал, храм Солнца был разрушен.

 

Часть храмов была перестроена. Один из самых больших храмов в VI веке был перестроен в трёхнефную базилику, которая сейчас разрушена, но фрагменты её еще различимы — находиться сразу у восстановленного храма Уплисцули, с юго-западной стороны.

 

В 736 году по Грузии прошла армия Мервана, разделив всю историю страны на «до» и «после». Многие города в этот момент погибли навсегда (например, Урбниси). Уплисцихе каким-то невероятным образом выжил и даже кое-что выиграл. Когда арабы захватывают Тбилиси, столица Картлийского царства перемещаеться в Уплисцихе, которому таким образом удалось обрести второе дыхание. Где-то в это время река Кура изменила русло и внизу под городом образовался участок земли, который тоже был застроен.

 

Картлийское царство того времени (8-10 века) сжалось практически до самого Уплисцихе. Где-то за Ксани уже был мусульманский тбилиский эмират, за Сурами — уже эгрисцы. На юг за Курой уже начиналась Триалети, принадлежащая Багвашам-Липаритидам. Так что применительно к тому периоду Картли — это Уплисцихе.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Храм Уплисцули в Уплисцихе

 

В 904 году город был завоеван царем Абхазии. Вскоре после этого на территории Уплисцихе возник храм Уплисцули — редкий случай храма X века на территории Шида-Картли. Архитектурно он очень прост, это скромная базилика с двумя боковыми нефами. Сейчас это действующий храм.

 

Известна история, которая произошла около 920 года: тогда абхазский царь Георгий назначил своего сына Константина правителем Картли, но тот взбунтовался против отца и абхазская армия осадила Уплисцихе. В хронике Леонтия Мровели про это упоминается так:

 

«…выступил в поход со всеми своими силами, привёл тайоских царей, хорепископа Фадлу и подступили (совместно) к Уплисцихе. Произошло сражение многодневное, но так и не принесли ущерба крепости, ибо находилось в ней множество (людей)».

 

В итоге крепость взяли хитростью, Константина забрали в плен, а Картли и город Уплисцихе передали его брату Леону, который в будущем станет царём Абхазии, Леоном Третьим (960 — 969).

 

Ещё лет 200 город просуществовал в эпоху объединённой Грузии, и снова засветился в истории в 1178 году, когда здесь короновали царицу Тамару. Впоследствии город несколько раз сжигали монголы, и он окончательно пришёл в упадок».

 

Хочу отметить, что путеводитель практически ничего не искажал в плане древней истории грузинской «Петры», однако когда читаешь подобные рассказы и когда всё это видишь своими собственными глазами, наблюдаешь существенную разницу между информацией и реальностью.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Уплисцихе(Зал Тамары)потолок

 

Поэтому всем я всегда советую смотреть вживую подобные города, чем читать о них. При чтении накладываеться субъективный фактор интерпритации информации, а воображение всегда дописывает любую картину.

 

На территории Уплисцихе находиться музей, в котором имееться множество самых разнообразных экспонатов, связанных с раскопками грузинской «Петры».

 

В самом музее нашей группе экскурсовод поясняет: «В 1957 году началось систематическое научное изучение памятника.

 

С этого времени городище изучает комплексная архитектурно-археологическая экспедиция Государственного Музея искусств Грузии под руководством Ш. Амиранашвили и Т. Саникидзе. За время изучения городище было расчищено, с помощью дополнительных железобетонных конструкций укреплены некоторые сооружения, а ряд сооружений укрыт и законсервирован.

 

В 1977—1978 годах экспедиция сделала самое значительное открытие, обнаружив в овраге с южной стороны памятника спрятанный клад раннего периода жизни города, предметы которого поступили в грузинские музеи.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Храм в Уплисцихе

 

Находка пролила свет на некоторые обстоятельства жизни города и подтвердила ряд предположений о назначении культовых объектов Уплисцихе.

 

Некоторые участки в восточной части городища остаются нераскопанными и законсервированными для будущих исследований по настоящее время».

 

По поводу происхождения названия гид поясняет нам: «Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мцхетоса», причём достоверность этих источников в целом подтверждаеться археологическими материалами.

 

На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе («крепость владыки»)».

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Далее гид – экскурсовод рассказывает нам краткую историю пещерного города: «Рост Уплисцихе приходится на период формирования Иберии — Восточно-грузинского царства, столицей которого становится Мцхета. Уплисцихе выделялся среди остальных городов Иберии своим преимущественно культовым значением.

 

Большинство его сооружений имели именно культовое предназначение, и Уплисцихе, таким образом, являлся именно храмовым городом, главным культовым центром Иберии.

 

Таким образом, роль Уплисцихе можно сравнить с древне-греческими Дельфами или древним Вани в Колхиде.

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога.

 

Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура.

 

Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера.

 

С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около пяти километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры.

 

Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

 

Архитектура Уплисцихе изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов.

 

В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

 

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора.

 

При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надёжный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения.

 

Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным.

 

В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня.

 

В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

В городе не обнаружено следов обработки металлов или гончарного производства. Вероятно все эти материалы, а также сельскохозяйственная продукция поступали в город извне в качестве даров.

 

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

 

Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

 

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Трёхнефная базилика

 

Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца).

 

Это сооружение относится к X-ХI векам н.э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

 

Большое винохранилище было также уничтожено первыми христианами. Как выяснили археологи, из него вынесли карасы, обвалили деревянные конструкции, а затем подожгли.

 

Ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

Зал Тамары-Центр

 

В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

 

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек.

 

В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла).

 

В XIII—XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни».

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Наша группа слушала очень внимательно рассказ работника музея, около 2 – 2,5 часов. Не хотелось прерывать на полуслове, на недосказанности. Напоследок как внимательным слушателям нам рассказали об упадке Уплисцихе и об Уплисцихе в настоящее время:

 

«После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен.

 

Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены.

 

С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.

 

В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище никто не селился.

 

С пятидесятых годов XX века Уплисцихе стал туристическим центром. По мере параллельных работ по расчистке городища, проводимых с 1957 года археологической экспедицией, туристическая ценность памятника увеличивалась: всё большее число древних помещений становилось доступным для посещения.

 

Из более 700 сооружений города около 150 сохранились к настоящему времени. Сохранившиеся сооружения открыты для туристов.

 

К концу XX века возросла опасность серьёзного повреждения многих строений, связанная с эрозией песчаника. Правительство Грузии не смогло выделить достаточно средств для реконструкции пещер Уплисцихе, и новое небольшое землетрясение, произошедшее в 2000 году, сильно повредило некоторые строения.

 

Уплисцихе мистическая крепость бога в Грузии

 

В 2000 году Всемирный банк совместно с правительством Грузии выделил деньги на реконструкцию части памятника, а также оплатил обустройство туристического центра рядом с Уплисцихе, который мог бы предоставлять информацию на разных языках.

 

Специалисты прогнозируют серьёзные разрушения памятника в течение следующих 30 лет, если не будут приняты своевременные меры по консервации существующих трещин. Уплисцихе находится в сейсмически активном районе, и последующие землетрясения могут также серьёзно повредить памятник, особенно если не будет принято мер по его консервации».

 

От себя хочу также заметить, что Уплисцихе входит в предварительный список в качестве кандидата на занесение в список всемирного наследия «ЮНЕСКО» предложенный правительством Грузии с 2007 года под номером 5234.

Картина дня

наверх