Друзья

10 338 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Аум, 154 Люди могут утончать условия земные; дело не в богатстве, не во власти, но в том трепете торжественности, кот...Бриллиант Регент ...
  • Юрий Ильинов
    Грани Агни Йоги 1970 г. 338. (М. А. Й.). Так как, по выражению Будды, «человек есть процесс», и процесс, устремленный...В России проснулс...
  • Юрий Ильинов
    Залогом чистоты и гармоничной работы астрального тела является не только стремление жить живыми чувствами, но и умени...Как стать равным ...

Адвокат Перри Мэйсон: воплощённая справедливость

Адвокат Перри Мэйсон: воплощённая справедливость

Адвокат Перри Мэйсон: воплощённая справедливость

Этого американского адвоката можно назвать идеальным: он красив, мужественен, отлично знает своё дело, стремится помогать клиентам даже когда дело, на первый взгляд, кажется заведомо проигрышным. Но у него всё получается так, как надо. Ему помогают обаятельная и неглупая секретарша и верный друг частный детектив.

Наверняка вы уже поняли, что речь идёт о Перри Мэйсоне, герое культовых детективов Эрла Стенли Гарднера, родившегося 17 июля 1889 года.

Биографы писателя сходятся во мнении, что знаменитого адвоката автор списал с себя, а секретаршу Деллу Стрит — со своей собственной помощницы Агнесы Бетель, которая впоследствии стала его супругой и родила сына (правда, литературная Делла так и не дождалась такого счастливого момента).

Да и не только в этом схожи автор и его персонаж.

Эрл Стенли был средним из трёх сыновей горного инженера из штата Массачусетс. При этом самым непоседливым и взрывным по характеру. Он с детских лет бредил профессией юриста, но, поступив на юридический факультет, был с него отчислен за нелегальные занятия боксом.

Тем не менее, живя уже в Калифорнии, Гарднер всё же занялся адвокатской деятельностью, помогая беднякам.

Таким образом приобретя практику, молодой человек наконец получает юридическое образование и становится достаточно известным адвокатом. Как бы теперь сказали, его «фишкой» становится защита национальных меньшинств.

Первая публикация появляется в начале 20-х годов прошлого века и вдохновляет писателя на дальнейшее творчество. Он чувствует потребность аудитории именно в таких произведениях, и оказывается первым, кто не без гордости заявляет, что работает для рынка. Действительно работает: Гарднер установил себе чёткое правило — пять тысяч слов каждый день — и никогда от него не отступал.

Первым из цикла о Перри Мэйсоне стало «Дело о бархатных коготках». Справедливый адвокат оказывается настолько по душе читателям, что с этого момента Гарднер полностью посвящает себя литературе.  

В его детективах нет жестокости, насилия, секса. Есть крутая завязка, витиеватый сюжет, который не даёт расслабиться до самого финала, и выкристаллизованный профессионализм — и писателя, и адвоката.  

О Перри Мэйсоне Гарднер написал более 80 романов, сделав его не просто адвокатом, а воплощением справедливости и, соответственно, культовым героем нескольких поколений любителей детективов.

Из общественно значимых дел писателя стоит отметить основание «Суда последней надежды». Эта правозащитная организация занималась пересмотром смертных приговоров. Об этом Гарднер написал документальную книгу, которая получила премию Эдгара По в номинации «Гранд-мастер».

=0=0=

История целого поколения детей семидесятых в одной книге

Адвокат Перри Мэйсон: воплощённая справедливость
Что такое история и из чего она складывается? Неужто исключительно из больших политических событий, войн и революций, как нам с детства пробуют внушить учебники? Нет и нет! История — это, прежде всего, память поколений, которая передаётся от отца к сыну, а потом дальше. Сохранить её помогают художественные произведения. Сборник рассказов Валерия Екимова «Секреты нашего двора» относится к числу таких книг, отражающих дух эпохи и сохраняющих его для потомков.
«Секреты нашего двора» — это история целого поколения детей, которая вместилась в небольшой формат одной книги. Кем были мальчишки и девчонки семидесятых и чем они отличаются от ребят из двадцать первого века, попытался рассказать автор, открыв на страницах книги портал в прошлое и наполнив свои произведения атмосферой и колоритом ушедшей в небытие эпохи.

Герои Валерия Екимова — обычные школьники с их хорошими и плохими чертами. Они веселы, шаловливы, открыты новым приключениям. Во главу угла автор ставит дружбу и благородство, силу духа и смелость. Персонажи историй — это Томы Сойеры и Гекльберри Финны двадцатого века, столь же находчивые, изобретательные и неунывающие.

Цель писателя — показать жизнь без Интернета и социальных сетей, вездесущих гаджетов и тотальной слежки родителей и учителей, навязывающих свои правила. В ней есть минусы и даже опасности, но также присутствует неизъяснимая прелесть, ответственность, формирующая личность, и возможность принимать собственные решения, что укрепляет характер и позволяет учиться на собственных ошибках.

Отдельно можно выделить патриотическую тематику в книге. Чувствуется любовь Валерия Екимова к родному краю и гордость за историю Ленинградской области. Памятью военных подвигов и героизмом отцов и дедов персонажей проникнуты многие страницы. Это создаёт преемственность поколений и ставит правильные ориентиры не только перед теми, ныне уже выросшими мальчишками из дворов семидесятых, но и перед читателями современными.

«Секреты нашего двора» — книга, в которой развлечение и поучительный смысл идут рука об руку. Это сборник историй о настоящей жизни без примеси виртуальности. Она ценна памятью, которая хранится на страницах, а также характерами, не столь уж отличными от тех, что можно встретить на улицах сейчас, нужно лишь дать себе труд увидеть это сходство.

=0=0=

Евгений Евтушенко: больше, чем поэт

Евгений Евтушенко: больше, чем поэт

Вот уже два года мир живёт без легендарного Евгения Евтушенко, которому сегодня исполнилось бы 87 лет. Детству прославленного поэта мог бы позавидовать любой творческий человек. Его мать Зинаида Ермолаевна сама писала стихи, была артисткой, заслуженным деятелем культуры. Отец, хоть и ушёл из семьи, продолжал общаться с сыном, прививал любовь к чтению, водил его на литературные вечера в МГУ.

Благодаря Александру Рудольфовичу Женя с юных лет зачитывался классикой, слушал стихи Ахматовой, Светлова, Пастернака, Твардовского в исполнении авторов, да и сам потихоньку начинал писать.

И если с творческой атмосферой всё было в порядке, то с бытовой время от времени возникали трудности. В школе Евгений не отличался хорошей успеваемостью и примерным поведением, поэтому был из неё исключён, и отец отправил сына в геологическую экспедицию в Казахстан.

Впервые стихотворение Евтушенко было напечатано в газете «Советский спорт», когда ему было лишь 16. А уже в 20 лет Евгений Александрович стал членом Союза писателей СССР, после того как вышел его сборник «Разведчики будущего».

В это время он учился в Литературном институте, правда, недолго. По официальной версии Евтушенко был отчислен за прогулы, по-настоящему — за вольнодумство и недопустимые высказывания. Так что диплом о высшем образовании он в итоге получил только в 2001 году.

Но публика и творческая элита радушно принимают молодого поэта. Теперь уже он сам становится непосредственным участником литературных вечеров, где читает свои произведения рядом с Окуджавой и Рождественским.

Ему покоряются всё новые жанры. А вступление к поэме «Братская ГЭС» становится своеобразным манифестом всего творческого пути Евтушенко. Строка «Поэт в России больше, чем поэт» стала крылатой и прочно укоренилась в сознании миллионов людей.

Произведения Евтушенко весьма разнообразны — это не только поэзия, но и проза, сценарии, публицистика. Но всё он доводит практически до совершенства и, находя отклик у публики, выступает перед зрителями со сцены. Лирика и юмор, военная тема и политика — всё было в произведениях писателя, и многое вызывало резонанс и даже критику. Особо остро на Евтушенко реагировал Иосиф Бродский, считая его плохим поэтом и таким же человеком.

Вероятно, всё это подтолкнуло Евтушенко, как только появилась возможность, покинуть Родину. Он уехал в Штаты, где читал лекции в университете. Там его настигла болезнь, от которой он скончался 1 апреля 2017 года. Тело перевезли в Россию и, согласно последней воле поэта, похоронили в Переделкине, неподалёку от Пастернака.

=0=0=

Ироничный виртуоз фантастического рассказа

Роберт Шекли
Роберт Шекли

 

Популярнее Роберта Шекли в нашей стране был разве что Рэй Брэдбери, да и то спорное утверждение. Мастера фантастики работали в разных «весовых категориях», и каждый в своей заняли лидирующие места. Шекли – виртуоз короткого рассказа, динамичного, парадоксального, проникнутого тонким чувством юмора.

Чего стоит только, например, «Ордер на убийство», где на далёкой колонизированной планете люди, более двухсот лет оторванные от Земли и внезапно обретшие в ней связь, решили возродить такую «необходимую профессию», как преступник. Рыбаку выдали лицензию на убийство, которое он так и не смог совершить, потому что не понял, для чего это нужно. В итоге несостоявшаяся жертва обиделась и покинула «неправильную» планету.

Это лишь один небольшой пример из нескольких сотен рассказов Шекли, которому 16 июля исполнился бы 91 год. Роберт родился в Америке в семье бизнесмена и простой деревенской девушки. Шекли рано выучил азбуку, с детства зачитывался приключенческими книгами и мечтал сам стать писателем.  

Подростком он решил жить самостоятельно, поэтому рано был вынужден начать зарабатывать. Затем была служба в Корее, где Роберт занялся литературным трудом – редактировал полковую газету. Вернувшись, приступил к изучению гуманитарных наук в университете. Отметим, что литературу читал у него Ирвин Шоу, уже известный к тому времени писатель.

Первые свои рассказы Шекли публикует в начале 50-х годов прошлого века в журналах. По его собственному признанию в одном из последних интервью, это были самые счастливые годы. Роберт жил в маленькой квартирке, сочинял несколько рассказов в неделю, а потом развозил их по редакциям. Отбоя от заказчиков у него не было! Шекли не раз спрашивали, почему он выбрал для себя жанр фантастики, на что писатель всегда отвечал, что только она даёт автору настоящую свободу.

Но журнальный бум проходит, и начинается эра телевидения. Популярность Шекли постепенно уходит, но он пытается удержаться на плаву: пробует творить в более масштабных формах, пишет сценарии, даже детективы. Но эти произведения уже не так удачны, как его коротенькие искромётные рассказы.

Однако начиная с 60-х годов его произведения переводятся на русский язык и издаются в СССР большими тиражами. Они мгновенно завоёвывают любовь советской публики, в чём большую роль сыграл характерный стиль автора – увлекательный сюжет и неожиданная развязка. И, конечно же, потрясающий юмор, близкий и понятный российскому читателю.

Роберт Шекли до сих пор остаётся одним из самых любимых зарубежных фантастов в нашей стране. Так, в 1998 году он стал обладателем премии «Странник», которую ему вручили в Санкт-Петербурге за его талант ироничного фантаста.

А вот на родине о нём почти забыли: последние годы он жил в одиночестве, очень скромно, часто нуждаясь в деньгах.

=0=0=

Скандальная слава романа Джерома Сэлинджера

Джером Сэлинджер
Джером Сэлинджер

16 июля 1951 года увидел свет роман американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Мрачное и неоднозначное произведение принесло автору всемирную славу, которая со временем стала приобретать кровавый оттенок.  

Над книгой автор работал более девяти лет. В итоге получилось глубоко психологичное произведение, в котором фактически нет светлых пятен. Главный герой, от лица которого ведётся повествование, — инфантильный подросток, который подмечает в людях только плохое. Из-за этого ему тяжело с людьми, но без них вообще невыносимо. Постоянные конфликты, в которых он оказывается побеждённым, заставляют его буквально «закукливаться» в себе, а единственным человеком, с кем он может поговорить по душам и довериться, является его младшая сестрёнка.  

Внутренний конфликт, перерастающий в конфликт с внешним миром и его неприятие, описанные автором, магнитом притягивает читателей с такой же неустойчивой психикой, заставляя искать между строк скрытые знаки. Доказательством этому может служить то, что роман являлся настольной книгой некоторых преступников.

Самым знаменитым из них по праву можно считать Марка Чепмена — убийцу Джона Леннона. Совершив злодеяние, Марк и не думал убегать с места преступления — он дожидался полицию, читая под фонарём «Над пропастью во ржи». А потом утверждал, что приказ убить знаменитого «битла» он вычитал в романе.

Любимой эта книга была и у Джона Хинксли, совершившего покушение на Рональда Рейгана, бывшего в ту пору президентом США. Актрису Ребекку Шеффер, готовящуюся к съёмкам в «Крёстном отце» Копполы, убил также поклонник творчества Сэлинджера — экземпляр романа он захватил с собой «на дело».

Такая скандальная известность привела к тому, что уже и другие авторы в своих произведениях используют роман в качестве символа, характеристики собственных героев. Так, Джон Фаулз вспоминает о нём в «Коллекционере», главный герой которого, как мы помним, маньяк.  

Американская писательница Джоди Пиколт «подложила» эту книгу герою своего произведения «Девятнадцать минут» — подростку, устроившему бойню в родной школе.

Во многих фильмах и сериалах сомнительные, мягко говоря, персонажи испытывают нездоровое влечение к истории, рассказанной Сэлинджером.

Так может, всё это неспроста? Ведь не зря же в США долгое время произведение находилось под запретом как вредное для молодёжи, склоняющее к пьянству, бунту и разврату. Не завуалированные упоминания всего этого действительно присутствуют в романе.  

Тем не менее «Над пропастью во ржи» включён в ТОП-100 лучших романов на английском языке, пользуется огромной популярностью во всём мире, переведён на многие языки и даже изучается в школах.  

=0=0=

«А если бы это была твоя дочь?»

О книжных новинках
О книжных новинках

Социальный роман — сложный жанр. Один из самых сложных в литературе. За ним стоит не только время, потраченное автором на изучение материала, но и судьбы, пропущенные им через душу, сквозь сердце, поиск выхода и, что самое главное, — неравнодушие.

В основе социального романа — настоящие, подлинные человеческие трагедии. Герой книги в жанре фэнтези может впечатлить, но в решающий момент ему на выручку приходит то волшебник, то кольчуга из мифрила, то заговорённый меч. Герой социального романа таких возможностей, разумеется, лишён. Он не может обрести счастье, поднявшись на вершину горы и преодолев лабиринты подземелья. После испытаний его ожидает не пир на весь мир, а зачастую новые проблемы.

Чаще всего это наш современник, ведь социальный роман — на переднем крае, на острие сегодняшних событий. На его месте мог бы оказаться любой. Или любая, ведь в книге «Спасение беглянки», которая увидела свет в издательстве «Союз писателей», её автор Наталья Бессонова показывает историю одной девушки. Речь идёт о торговле «живым товаром» и существующем в наши дни сексуальном рабстве. Герои таких романов близко, почти рядом…

«А если бы это была твоя дочь?» — спрашивает Надежда, одна из главных героинь книги, своего любимого, чтобы подвигнуть его принять все меры для спасения девушки, протянуть руку помощи совершенно незнакомому человеку, угодившему в рабство.

Как Саша — так зовут девушку — туда попала? Не спешите осуждать — такую мысль всячески подчёркивает автор, — не зная всех обстоятельств. И не отворачивайтесь, если можете поддержать того, кто остро нуждается в поддержке. Ибо никто не застрахован, и завтра потерпеть бедствие может кто-то близкий.

Дабы не подменять рецензию «спойлером» и не лишать читателя возможности самому познакомиться с книгой, следя за поворотами сюжета, отмечу только, что сюжет этот очень напряжённый. «Как в романе» — это, безусловно, про Сашу, которую пытается найти и вызволить Надежда и чья судьба несколько раз круто и неожиданно меняется.

Надо сказать, что пейзажи здесь играют сюжетообразующую роль, выходящую за рамки своей простой, казалось бы, функции — описать местность. Мастерские, детальные и живые, они быстро меняются по мере того, как действие перетекает в новое русло. Расслабленность и нега турецких курортов, красота фасадов, описание природы, площадей, пестрота восточных базаров и монументальные исторические здания — «каменная история» древнего города — соседствуют с низменными страстями, которые скрываются за этим великолепием и, увы, не заслоняют их.

Разными глазами смотрят на турецкие закаты, море и горячий песок Саша, скрывающаяся от преступников, чья судьба здесь поначалу была такой безоблачной, и Надежда, прибывшая на семейный отдых в места своих предыдущих приключений.

Даже воспоминания о прежних событиях не омрачают для неё встречи с этой загадочной страной, с бывшей столицей Византии, а ныне — наследником султанов и гаремов главным городом Турции. Пройдёт ещё немало времени, пока их пути пересекутся на фоне дворцов, мечетей, соборов, мостов и причалов.

Ещё социальный роман — это, конечно же, документальность. Самые пугающие страницы этой книги — в конце, уже после эпилога. Автор Наталья Бессонова разместила новости из мировых СМИ. Обычным, почти телеграфным слогом сообщаются факты и цифры, которые, если вдуматься, страшат: доклады и отчёты комиссий о хотя бы приблизительном количестве тех, кто находится в сексуальном рабстве по всему миру.

Цифры шокируют, особенно на фоне давно принятых конвенций, деклараций, меморандумов, дипломатического взаимодействия стран, существования Интерпола, наконец! Но консулы хоть и принимают участие в судьбе соотечественниц, всё же не всемогущи, да и не так поспешны, как хотелось бы. В результате «спасение беглянки» становится делом рук самой беглянки, её отчаянной решимости, выработавшейся интуиции и стремления освободиться любой ценой.

Саша — реальна. Если Надежда — сквозной персонаж, объединяющий две книги — «Спасение беглянки» и ставшую бестселлером первую книгу «В рабство — на экскурсию», — то прототип Саши существует в действительности. Точнее, существовал: судьба девушки была гораздо трагичнее, чем изложено в книге. Автор не захотела сгущать краски и без того достаточно насыщенного изнанкой жизни романа.

Не менее страшно и отношение общества. Надо сказать, что люди находят оправдание своему высокомерию, пренебрежению, а то и откровенной злости — дескать, погнались за «длинным рублём» и красивой жизнью, теперь не жалуйтесь. Есть и такие девушки, сознательно идущие на «высокие заработки», если на родине ничего не «светит» в плане работы и перспектив. Но и с ними автор дискутирует от лица своих персонажей: задумываясь о будущем одной такой «доброволицы», Саша размышляет про себя, сколько лет останется её собеседница в этой цветущей поре и что её ждёт потом, когда «товарный вид» исчезнет.

Очень горько Александре видеть, а нам читать рассуждения о «свободе выбора» той, чей паспорт находится у «работодателя». Но даже в этой книжке их — единицы. Большинство девушек обмануты: их вывезли или заманили, как Сашу, найдя для каждой свой подход. А результат — один для всех.

«Работодатели» — отдельная тема в книге. Показывая Сашу и её жизнь «после сказки» с «восточным принцем» Денизом, автор не может не приблизить бинокль к тем, кто повинен в страданиях девушки. Они не схематичны, не «олицетворённое зло», а такие же люди, как Саша, Надежда и Юрий, её возлюбленный. Они имеют свой характер, и, что потрясает девушку, а вслед за ней и нас, — глаза у них «не злые», не жестокие и даже «добрые». Они понимают, в какое чудовищное положение она попала, но продолжают извлекать из него выгоду. Один даже пытается «устроить её получше», насколько это возможно, он отпускает девушек побродить по городу в «выходной» или во время полицейских облав. И он спокоен: куда им идти без паспортов? Другой высылает от её имени «заработанные» ею деньги маме в Россию, которая даже не подозревает, в какую беду попала дочь.

И у всех свои человеческие причины: надо содержать семью, обеспечивать будущее своих сыновей и дочерей, их крепкие счастливые браки с избранниками. Они делают бизнес, палаческие навыки и жестокость — не их профиль, этим занимаются специально обученные люди на «полигонах», на которых «обламывают» особенно строптивых. Унижение, издевательства, побои, и — череда безымянных могил на задворках. И, с другой стороны, — деловые люди, хорошо одетые отцы семейств, светские и состоятельные. А это — отдушина, способ «расслабиться» и отдохнуть от семейных забот.

Есть даже те, кто женится на девушках для утех, — редкая удача в такой стране, как Турция. Скажете, всего этого нет в современном мире? Закроете глаза, погрузитесь в очередную виртуальную реальность и отвернётесь?

И тут Надежда высказывает другую, я бы сказала, программную мысль книги: если бы не было «клиентов», дающих волю своим порокам, не было бы и бизнеса. Спрос рождает предложение, и всегда найдётся поставщик, готовый к торговле «живым товаром». Но ведь покупают же… Будучи уверенными сами, что своих детей воспитывают достойно и что судьба их дочерей будет счастливой.

Если говорить о главных героях, то их здесь нет. И в этом — особенность социального романа. Каждый герой — главный, и ничто человеческое ему не чуждо. Каждый характер индивидуален и прорисован, поступки, красивые и некрасивые, объяснимы. Поэтому Юрий высказывает другую, не менее важную мысль: этому бизнесу тысячи лет, и победить его в одночасье невозможно, если за века этого не сделали целые цивилизации. Люди, дающие волю инстинктам при вседозволенности, ломают судьбы красивых молодых женщин — будущих жён и матерей, на которых чьё-то предательство и вероломство поставили клеймо.

А есть герои, которые и вовсе не герои. Например, невозможно всё это без попустительства полиции, власти, общественности. Правдиво и беспощадно описывает Наталья Бессонова существование сети «рабовладельцев в погонах». Раскрыть её крайне сложно, необходимы профессионализм, мужество и самоотверженность, на которые способны далеко не все. И это проблема всего общества, и не одной страны, а всего человечества. Допустимо ли угнетение человека человеком? Или мы всё-таки повзрослели, и люди могут спасти и защитить в первую очередь друг друга… от человека?

Новинка от издательства "Союз писателей"
Новинка от издательства "Союз писателей"

Стамбул… Город, где пересекаются культуры и религии, дарящий красоту и изобилие своим гостям и ограничивающий свободу своих пленниц. Один — для туристов, другой — для тех, кто скрывается от преследования.

Но хорошие люди есть везде. Александре встречаются те, кто готов посочувствовать, прийти на помощь, приютить, помочь, передать весточку, чтобы её спасти. А потому роман оставляет читателю надежду на лучшее в человеке и на то, что зло будет если не побеждено, то наказано, хотя бы на страницах одной книги. 

В Тамбове откроется многофункциональный интеллект-центр

Картина дня

наверх