На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Украина: начинает...
  • Михаил Бердников
    "Весёлые" таблетки бесстрашия укросолдатам не добавляют? Время покажет...Украина: начинает...
  • Ваша Светлость
    Поднять боевой дух "военам свиту" может только шмат сала, бутылка горилки и трипперная хахлуха...  Бл...! В хахлажопи...Украина: начинает...

Cамые дорогие вещества в мире

Cамые дорогие вещества в мире
Имейте в виду, что некоторые из них запрещены, другие бесполезны, а иные и вовсе опасны...

Рог носорога

Стоимость: от 60 до 110 долларов за грамм.
Где найти: в странах Юго‑Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Индонезия и Малайзия). В природе вещество обычно встречается прикреплённым к носорогу. Самих животных можно отыскать в Африке и Азии.

В Китае, Вьетнаме и других странах Азии считается, что рог лечит рак, лихорадку и прочие заболевания, а также служит афродизиаком. Поэтому африканские браконьеры регулярно убивают носорогов и торгуют их останками на чёрном рынке. По приблизительным оценкам, с 2007 года в Африке было перебито не менее 7 100 этих зверей, а осталось их около 25 000. В последнее время, правда, спрос на товар снизился, потому что Китай начал борьбу с этой торговлей.

Cамые дорогие вещества в мире
С точки зрения медицины глотать измельчённый рог не полезнее, чем грызть ногти. Ведь рога носорогов состоят из кератина. Лечение ими лихорадки или рака ничем не подтверждённое суеверие. Так что носороги гибнут совершенно напрасно.

Родий

Стоимость: примерно 363 доллара за грамм.
Где найти: в самородной платине, в основном на территории ЮАР, а также в Канаде, Колумбии и России.

Родий — самый дорогой и самый твёрдый из всех благородных металлов. Он стоит больше золота и платины, внешне же похож на серебро.
Родий не используют для создания украшений — слишком дорого. Кроме того, он очень хрупкий. Вместо этого его наносят на поверхность ювелирных изделий, чтобы повысить их износостойкость. Это называется родированием.


Ещё элемент применяется в электронике и стекольной промышленности, для создания детекторов нейтронного потока в ядерных реакторах и как катализатор в производстве азотной кислоты.

ЛСД

Стоимость: около 3 000 долларов за грамм в самой чистой кристаллической форме.
Где найти: его лучше не искать.

ЛСД — диэтиламид d‑лизергиновой кислоты, психоделик, вызывающий у людей мощные галлюцинации. Его открыл швейцарский химик Альберт Хофман и немедленно употребил — сначала случайно, а потом втянулся.


ЛСД производится из спорыньи — грибка, вызывающего эрготизм — болезнь, которая провоцирует галлюцинации, гангрену и конвульсии. Создание ЛСД запрещено законом в большинстве стран мира, поэтому вещество стоит так дорого.

Тритий

Стоимость: 30 000 долларов за грамм.
Где найти: Tritium Extraction Facility, «Саванна‑Ривер», США; ПО «Маяк», Озёрск, Россия; Ontario Hydro, АЭС «Дарлингтон», Канада. В природе встречается в верхних слоях атмосферы при соударении частиц космического излучения с ядрами атомов азота.

Самое распространённое вещество во Вселенной — это водород. Поэтому он такой дешёвый. Тем забавнее, что радиоактивный изотоп водорода тритий, напротив, довольно дорог.
Тритий производится в ядерных реакторах при облучении лития‑6 нейтронами. Создание одного килограмма этого вещества обходится примерно в 30 миллионов долларов.


Тритий — прозрачный невидимый газ. С этим связана байка, которую рассказывают сотрудники Высокотехнологического НИИ неорганических материалов. Мол, как‑то раз туда приехали чиновники с проверкой и потребовали показать им тритий. Этого учёные сделать не смогли и получили нагоняй. Но, вообще, в концентрированном виде тритий светится, поэтому его добавляют в брелоки, стрелки часов и медицинские устройства.
Также его используют в качестве топлива в термоядерных реакторах и заряжают им водородные бомбы. А ещё тритием питают генераторы малой мощности, например в медицинских приборах.

Пейнит

Стоимость: до 300 000 долларов за грамм или до 60 000 долларов за карат.
Где найти: естественные месторождения в округах Могок и Качин в Мьянме.

Если вы считаете, что лучшие друзья девушек — это бриллианты, то вот вам штука подороже любого алмаза. Это пейнит — минерал из класса боратов (Саша Барон Коэн тут ни при чём, так называют соли ортоборной кислоты), самый редкий и дорогой в мире.


До 2005 года было известно только 25 кусков пейнита, разбросанных по частным коллекциям и музеям. Позже в Мьянме открыли месторождение, которое принесло ещё несколько кристаллов, правда, похуже качеством. Цвет пейнита варьируется от рубиново‑красного до коричнево‑оранжевого.

Золгенсма

Стоимость: около 390 000 долларов за грамм.
Где найти: лаборатория компании Novartis, Базель, Швейцария.

Онасемноген абепарвовек (коммерческое название — «Золгенсма») — первый в мире препарат для лечения спинальной мышечной атрофии. Это наследственное заболевание, не позволяющее больным двигаться, глотать и удерживать голову. Хотя есть тип СМА, который проявляется в зрелом возрасте, чаще всего атрофия развивается в первые 18 месяцев жизни. Одна из наиболее частых причин детской смертности из тех, что связаны с наследственностью. Ген СМА переносит один человек из каждых 40–60 людей на планете.


Долгое время считалось, что СМА в принципе неизлечима, но в 2019 году лекарство было всё-таки найдено. Правда, оно чрезвычайно сложное в производстве, так что доза 5,5 мл «Золгенсмы» стоит 2,125 миллиона долларов. Препарат попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое дорогое в мире лекарство.

Реголит

Стоимость: 4,28 миллиона долларов за грамм.
Где найти: Луна, а также любые планеты с твёрдой поверхностью и астероиды.

Реголит — это просто‑напросто грунт, сыпучие породы, которые покрывают поверхность небесных тел. Ближайший к нам источник реголита — Луна.
Реголит состоит из различных минералов и изверженных пород, а также стекла, которое образуется в местах падения метеоритов при воздействии высокой температуры на песок. По словам Нила Армстронга, первого человека на Луне, если поместить реголит в земную атмосферу, тот будет пахнуть гарью и стреляными пистонами.


Всего на Земле хранится около 324 г реголита, собранных советскими автоматическими станциями «лунниками», 382 кг от шести «Аполлонов» и 1 731 грамма, привезённых китайскими станциями. Некоторые инструменты астронавтов «Аполлонов», запачканные лунной пылью, были пущены с молотка. Кроме того, на аукционе «Сотбис» в 1993 году продали 0,6 грамма реголита, доставленного станцией «Луна‑24», за 442 500 долларов. Дорогое, но не особо полезное приобретение.

Калифорний‑252

Стоимость: до 27 миллионов долларов за грамм.
Где найти: НИИАР в Димитровграде, Россия; Oak Ridge National Laboratory, США.

Калифорний‑252 — радиоактивный химический элемент, чрезвычайно нестабильный и дорогой в производстве. Это серебристо‑белый металл.


Есть и более редкие и ценные элементы, но этот выделяется тем, что по крайней мере имеет практическое применение, в отличие от, например, франция. Калифорний используют в ядерном реакторе в качестве источника нейтронов. А ещё с его помощью можно лечить некоторые виды рака головного мозга и шейки матки. Кроме того, калифорний присутствует в приборах для поиска нефти и угля и некоторых металлоискателях.

Астат

Стоимость: от 1 миллиарда долларов за грамм.
Где найти: в разных странах мира существует 36 циклотронов, способных производить астат. Кроме того, в земной коре присутствует около 1 грамма астата (приблизительно).

Астат — самый редкий в мире элемент периодической системы. Создать искусственно его легче, чем обнаружить в природе. Но даже в лаборатории можно синтезировать не больше нескольких нанограмм астата.
Строго говоря, получить астатин в достаточном объёме, чтобы его просто увидеть, не выходит. Скорее всего, он бы выглядел как металл сине‑чёрного цвета, который похож на йод и серебро одновременно. Но мазать им ранки не рекомендуется из‑за мощнейшего альфа‑излучения, которое астат производит.


В теории астат мог бы помогать при лечении онкологических заболеваний. На практике же его слишком сложно и дорого производить. Ведь он не только чрезвычайно радиоактивен, но и нестабилен.

Антивещество

Стоимость: 62,5–100 триллионов долларов за грамм антиводорода.
Где найти: CERN, Швейцария; DESY, Германия; Tevatron, США.

Антивещество — это вещество, состоящее из античастиц: частиц, похожих на обычные, из которых состоит всё во Вселенной, но с противоположными зарядами. По идее, при появлении Вселенной в Большом взрыве кварки и антикварки образовались в равном количестве, но сейчас мы можем наблюдать только галактики и звёзды из нормального вещества, а не из каких‑нибудь позитронов. Почему — загадка, называемая в физике «Барионная асимметрия Вселенной».


Антивещество мгновенно аннигилирует при соприкосновении с нормальным веществом — частица и античастица взаимоуничтожаются, выделяя огромное количество энергии. Поэтому в природе оно не встречается. Получить его можно только в лаборатории. Физики Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) умудрились создать 309 антипротонов, которые просуществовали аж 17 минут. Хранить антивещество дольше пока не получается, производить его очень сложно, поэтому оно такое дорогое.
В теории антивещество можно использовать как источник энергии и топливо для космических кораблей. Одной ложки хватит, чтобы обеспечить несколько мегаполисов электричеством на десятилетия.
Д.Сажко

Загадки древнейшего храма Айн-Дара — следы древних богов на земле

 

Древний храм Айн-Дара, Сирия Айн-Дара (современное название) — древнейший храм на территории современной Сирии. Открытие храма было последствием случайной находки огромного базальтового льва в 1955 году. Археологические раскопки в 1956, 1962, 1964 и 1976 годах были проведены Морисом Дюнаном и Feisal Seirafi.

Айн-Дара, построен из трех частей разных по структуре блоков базальта на известняковом фундаменте. Есть предположение о том, что храм, вероятно был накрыт глиняной крышей, на основе деревянных панелей — которые не сохранились.

На полу вырезаны отпечатки человеческих ступней, длинной около 1 м. Спорам по поводу того, что эти следы означают, конца-края не видно.

Загадки древнейшего храма Айн-Дара

Айн-Дара — это древнейший храм на территории современной Сирии. Географически находится в 67 километрах к северо-западу от Алеппо в в северной Сирии в исторической Киликии (рядом с сирийско-турецкой границей).

Сам храм построен на террасе, «телле-акрополе» с крутыми склонами, с которой открывается вид на долину Африн.

Айн-Дара считается хеттским храмом. Но опять таки, точных данных нет, поэтому все это — предположительно.

Относительно того, кому храм был посвящён, ведутся бесконечные споры: одни полагают, что храм был посвящён Иштар (богиня плодородия), другие относят его к Астарте, или богу Ваалу.

Загадки древнейшего храма Айн-Дара

Сам холм — явно искусственного происхождения: насыпь из земли и камня посреди ровной долины, которая хорошо просматривается с этого холма. Изначально, возможно, холм имел прямоугольную форму, но с течение времени углы заметно «поплыли» и округлились.

Загадки древнейшего храма Айн-Дара

У внешних стен храма самый нижний ряд базальтовых блоков отличается хорошо отшлифованной поверхностью. Местами на этих блоках видны узкие прорези — следы высоко технологичного инструмента. Явное свидетельство древней высокоразвитой цивилизации, которое невозможно игнорировать.

Загадки древнейшего храма Айн-Дара

В целом, очень похоже на то, что хетты, если это были действительно хетты, лишь восстанавливали какое-то гораздо более древнее сооружение, дополнив барельефами некоторые блоки верхних ярусов. Качество этих дополнительных барельефов оставляет желать лучшего.

 

Хранители Амазонки: как живут коренные племена Бразилии сегодня

Авторский проект фотожурналиста Александра Фёдорова и журналистки Елены Срапян уже вышел за рамки фотоистории. За время долгого путешествия по Латинской Америке проект вырос в мультимедийную выставку, открытие которой планируется в Москве. Представляем читателям «tutu! сюжетов» увлекательный в своих подробностях рассказ о жизни пяти амазонских племён.

В XV веке быт индейцев Амазонии начал трагично меняться: сначала в девственную сельву пришли искатели золота, потом их сменили охотники за каучуком и редкими минералами. Сейчас сельва страдает от добычи нефти, браконьерства и лобби сельхозпроизводителей. Племена подвергались истреблению, индейцев угоняли в рабство, они тысячами вымирали от неизведанных прежде болезней — но некоторые народы все же остались на родной земле. Их история заслуживает того, чтобы быть рассказанной.

Яномами
(Венесуэла — Бразилия)

Они произошли от крови луны, которая однажды пришла на землю, чтобы пожрать кости великого шамана. В ярости люди атаковали луну стрелами, и она, израненная, вернулась на небо; их мать — анаконда, на которую напала гарпия: из головы поверженной анаконды вышли женщины, из хвоста — мужчины.

Из всех коренных народов Амазонии яномами можно по праву назвать самыми известными. Всех, кто не относится к яномами, тут называют «напе», что буквально переводится как «иностранец, горожанин, опасный чужак». Их язык не связан с другими группами языков Южной Америки.

Яномами населяют предгорья Сьерры-Паримы и верховья Ориноко. За исключением немногочисленных саванн на севере, территория яномами покрыта тропическим дождевым лесом. Географический центр территории яномами в Венесуэле — территория между Сьерра-Паримой и Ориноко, включая долины рек Окамо, Манавиче и Мавака. Также группы яномами живут с бразильской стороны хребта.

Остров на реке Ориноко в зоне расселения яномами. 

Слово «яно» значит «дом», и это показывает важность жилища для яномами. Из пальмовых листьев и других лесных материалов они возводят общинные дома, которые называются шабоно. Шабоно представляет собой круглое строение из односторонних навесов с открытым пространством посередине. Спят яномами в гамаках. Дети до четырех лет обычно спят с родителями. Яномами вступают в брак рано, иногда встречается многоженство.

Мужчины охотятся и рыбачат с луками, основным оружием яномами. Женщины рыбачат с леской и крючками.

Ритуалы охватывают все стороны жизни яномами. Самый яркий из них — похороны члена племени. Когда кто-то умирает, два дня вся община горько плачет. Тело предают огню в центре шабоно. После кремации проводится ритуал, известный под названием «реау»: члены общины смешивают небольшое количества праха с водой и выпивают это.

Также часто проводят обряд вдыхания йопо — это галлюциногенный порошок из коры дерева. Ведет обряд шаман, который есть в каждой деревне. Вождей у яномами нет, общество эгалитарно.

Традиционно яномами не носят одежду. Мужчины просто подвязывают пенис к животу. Женщины надевают хлопковые нити на торс для красоты. Также яномами делают пирсинг: они продевают тонкие палочки через нос и нижнюю губу в нескольких местах.

Пища яномами — плоды их садов, которые называются кануко, а также охота и собирательство. Базовым продуктом является горький маниок, из которого готовят крупу и лепешки касаве, высушенные на солнце. Помимо крупной и мелкой дичи, часто пищей яномами становятся съедобные личинки.

Член племени яномами с охотничьим луком. 

Ашанинка
(Перу — Бразилия)

«Каяхуари Яку» — так называют индейцы эту страну. «Страна, которую Бог не досоздал». Только когда здесь исчезнут люди, верили они, вернётся Он и закончит свою работу.

Ашанинка — многочисленный народ, большая часть которого живет в Перу (около 40 тысяч человек). Говорят на языках ашанинка (с диалектами) группы кампа аравакских языков. Ашанинка торговали ещё с империей инков и после конкисты испытали на себе влияние завоеваний, католической христианизации и каучуковой лихорадки.

Несколько общин мигрировали во время гражданских столкновений в Перу и сейчас живут на территории Бразилии. В первую очередь ашанинка пострадали от деятельности коммунистической группы Sendero Luminoso («Светлый путь» — исп.), которая в 90-х годах контролировала центральную часть территорий ашанинка. Больше всего пострадали общины на реке Эне, священной для этого народа.

Индейцы ашанинка в традиционных платьях — кушмах — ищут вшей у девочки. 

Член племени ашанинка на одном из притоков реки Пичис. 

Эти личинки, которые ашанинка добывают из гнилых стволов пальмы, используются в пищу. 

Ашанинка живут в дождевых и облачных лесах на западе Перу и востоке Амазонской низменности, на большой территории от предгорий Анд в перуанских штатах Хунин, Паско, Уануко и Укаяли до равнин бразильского штата Акри.

Традиционно ашанинка спали на земле, покрытой сплетёнными листьями кокосовой пальмы, под небольшими навесами, но сейчас большая часть живёт в небольших открытых домах на сваях. Особое внимание уделяется чистоте — жилище и двор подметают три-четыре раза в день. Спят на деревянных полатях, дети спят вместе с родителями или в небольших гамаках.

Одеваются ашанинка в традиционное платье-кушму, тканное из плотных лубяных или хлопковых волокон. Женская и мужская кушмы различаются кроем и украшениями.

Широко используют ручное подсечно-огневое земледелие (выращивают какао, рис, сладкий маниок, батат, кукурузу); сельское хозяйство очень развито. Поля простираются так далеко, что ашанинка строят временные жилища — «чакры» — ближе к обрабатываемой части и могут проводить там недели.

Девочка из племени ашанинка стоит на сушёной кукурузе. 

На охоту ходят с луками и огнестрельным оружием. Женщины рыбачат с плотов из бальсы — древесины, которая легче пробки. Сохраняется производство традиционной керамики, ткачество, изготовление долблёных лодок. Деревни населяют группы родственных семей, общины возглавляют временные выборные лидеры — как мужчины, так и женщины.

Для общества ашанинка характерна философия kametsa asaiki — «хорошей жизни» общины, когда быт строится на взаимопомощи и доброжелательных отношениях.

Ваорани
(Эквадор)

Первый мирный контакт с немногочисленным изолированным народом ваорани попытались установить в 1956 году. Ничего не вышло — пятерых миссионеров убили копьями. Сейчас кланы ваорани проигрывают битву нефтяным компаниям. Спустя полвека государство разрешило эксплуатацию ресурсов на территории национального парка Ясуни, который оставался последним нетронутым участком сельвы ваорани.

Этнобиолог Уэйд Девис в книге One River утверждал, что раньше 54% мужчин и 40% женщин ваорани погибали в межплеменных войнах. До 1958 года никому не удавалось попасть в общину ваорани и выбраться живым. Два клана — тагаери и тароменане — все еще остаются в добровольной изоляции.

Ваорани живут на небольшой территории в тропическом лесу на востоке Эквадора, которая частично пересекается с национальным парком Ясуни. Это богатые нефтью места, и с середины XX века ваорани постоянно конфликтуют с правительством и нефтяными компаниями в попытке отстоять свою среду обитания.

По разным оценкам, численность племени составляет от 1500 до 4000 человек. Многих переселяли в конце прошлого века ближе к городам и нефтедобывающим станциям, но около половины кланов всё ещё остаются в тропических лесах и сохраняют традиционный уклад жизни. Исторически ваорани не умели строить каноэ, поэтому их территория ограничена широкими реками: Напо на севере и Курараем на юге.

Дети ашанинка играют в деревне Сан Хуан де Диоз на реке Пичис. 

Девочка ваорани красит лицо содержимым фрукта ачоте. 

Девочка из племени тикуна, дочь главы деревни Начо. 

Ваорани частично сохранили традиционные дома онко: двускатные крыши, покрытые пальмовыми листьями и стоящие прямо на земле. Сейчас большинство использует онко как кухню и место для досуга, а спят и хранят вещи в более современных деревянных домах на сваях. Спят в гамаках, их изготовление — один из промыслов. Брак у ваорани договорной, допустимы разводы, многожёнство и многомужество.

Важной частью жизни ваорани была кровная месть. Шаман племени искал причины всех несчастий, от потопа до болезней, в других общинах — так начинался цикл убийств. Сейчас ваорани отходят от этой традиции, но иногда происходят стычки с изолированными кланами. Общество ваорани эгалитарно, поэтому решения принимаются на общих собраниях.

Раньше ваорани практически не носили одежду. Женщины перебрасывали через грудь связки пальмового волокна, а мужчины подвязывали пенис к животу. Для ваорани характерны рисунки чёрной краской на руках — извилистые орнаменты обозначают священную анаконду или реки, на берегах которых ваорани живут.

Без лодок ваорани было бы сложно добиться успеха в рыбалке, зато охотники они превосходные. Для крупной дичи чаще используют толстые копья, для мелкой — духовое ружьё и дротики, смазанные ядом кураре. Выращивают разные культуры, из горького маниока делают ферментированный напиток. Но главным продуктом питания остаётся персиковая пальма, или «чонта» — от её урожая в культуре ваорани отсчитывается год.

Охотник ваорани с добычей. 

Онко — традиционное жилище индейцев ваорани. 

Корона индейцев ваорани. Она принадлежит вождю общины Пенти и украшена перьями ара. 

Охотник ваорани. 

Тикуна
(Колумбия — Перу — Бразилия)

У каждой маски есть история. Это злые духи, которые приходят, чтобы убить девочку, которая стала взрослой. Если она увидит священный инструмент — рог урикана, то непременно умрёт. Его придётся прятать днём в реку и доставать, только когда девочка спит. Таковы традиции ритуала пелазон.

Тикуна — многочисленное племя, живущее на территории современных Колумбии и Бразилии. Их больше 50 тысяч человек. Исторически земли тикуна принадлежали индейцам омагуа из группы тупи-гуарани, но европейские болезни и активное участие этих индейцев в споре двух колониальных империй за господство уничтожили омагуа полностью. И тикуна мигрировали из глубин сельвы к берегам самой Амазонки.

Раньше тикуна жили в родовых малоках (общинных домах). Такие малоки можно встретить и сейчас в удалённых деревнях в Колумбии. В семидесятых годах у индейцев тикуна было более ста деревень.

Общество индейцев тикуна разделено на две фратрии — группы кланов. Одну фратрию образуют кланы, носящие имена птиц, другую формируют кланы, носящие имена растений. Даже кланы Ягуара и Муравья-листореза — млекопитающего и насекомого — относятся к фратрии «растений»: обычно тикуна называют их кланами «без перьев». Ни один человек не может вступить в брак с представителем его же фратрии.

Тикуна в церемониальных костюмах. 

Механизм присваивания имён детям, неотделимый от этой системы, позволяет чётко определять социальную принадлежность любого индейца тикуна.

Тикуна выращивают сладкий маниок, батат, сахарный тростник и многие другие культуры. Популярен масато — слабоалкогольный ферментированный напиток. Раньше, когда основу рациона составляло мясо дичи, рыболовство играло небольшую роль. Но с тех пор, как индейцы тикуна заняли прибрежные районы Амазонки, рыболовство стало важнейшим промыслом.

В прошлом индейцы тикуна охотились с помощью духовых трубок, стреляя дротиками с кураре. Сегодня же чаще всего используются ружья.

Тикуна знамениты ритуалом женской инициации, который называется пелазон. Его проводят после первой менструации девочки. Празднуют в полнолуние, и на праздник собираются гости из соседних кланов. Четыре дня девочка играет на барабанах, поёт и танцует. В один из дней её посещают духи, которых играют жители деревни в церемониальных костюмах.

В конце праздника из головы девочки вырывают волос за волосом, пока она не облысеет. Это — подготовка к боли при родах. Сейчас многие тикуна утратили этот ритуал, но в некоторых общинах его возрождают — правда, не в такой жестокой форме.

Лавка в общине тикуна. 

Представитель ЛГБТ у индейцев тикуна. 

Пираха
(Бразилия)

Перед вами — одно из самых малоизученных контактных племён в Амазонской сельве. После десятков лет исследований и взаимодействия с окружающим миром пираха остаются монолингвальны. Они почти не переняли современных предметов быта. И ни один представитель пираха не научился считать. Оказывается, что всё дело в их языке — он не похож ни на что в мире.

Пираха — небольшое племя, живущее на территории Бразилии неподалёку от Мадейры. Их численность составляет всего около 500 человек. Селятся пираха на песчаных, покрытых тропическим лесом берегах реки Маиси. Они всё ещё ведут полукочевой образ жизни охотников-собирателей.

Культура и язык пираха очень необычны. На данный момент в языке пираха выделяют всего 11 фонем, и это делает их алфавит одним из самых коротких в мире. Недостаток букв делает слова очень длинными, а повторение одинаковых гласных подряд может доходить до четырёх. Язык пираха тональный — и не только: есть версия, что в нём имеют значение нотно-тактовые отличия. На сегодняшний день языком пираха в достаточной для общения степени владеют только два человека в мире — американские лингвисты Дэниэл Эверетт и Керен Мадора.

Обучить пираха португальскому языку, на котором говорит Бразилия, тоже не получается, хотя правительство страны построило на территории пираха школы и регулярно присылало учителей. Не умеют пираха и считать — только в последние годы некоторые из них с трудом освоили счёт до 10, но простые арифметические действия им всё ещё недоступны. Поэтому контакт племени с внешним миром ограничен, и часто он может быть опасен для пираха.

Деревня пираха у трансамазонского шоссе. 

Живут пираха небольшими общинами. Их хижины примитивны: это небольшие навесы из пальмовых листьев, высотой не больше двух метров. На небольшой высоте под навесом из веток делается лежанка, где спят по ночам. В сухой сезон вся община переезжает на песчаные отмели Маиси, и тогда пираха часто спят просто на песке. Браки у пираха достаточно открытые, партнёры могут сходиться и расходиться в течение жизни.

Мужчины пираха носят современную одежду — шорты и футболки, а женщины ходят в однотипных платьях из простой ткани, шить которые пираха научили миссионеры.

Календарь пираха — лунный, и каждый месяц в ночь перед полнолунием начинается большой праздник: все члены общины ходят по кругу и поют для духов леса.

Основной рацион — рыба и дичь. Помимо этого, пираха питаются фруктами, орехами, корнеплодами, иногда растят немного горького маниока и батата. Охотой и рыбалкой с луками занимаются мужчины, женщины могут рыбачить с леской и крючком или охотиться на мелких животных с собаками.

Индеец пираха возвращается с охоты. 

Белен

История о районе Белен в Икитосе, который создали мигранты из амазонских деревень, и репортаж из старого музея индейской культуры в Рио-де-Жанейро, в котором переехавшие в мегаполис представители коренных народов мечтают сделать индейский университет.

Белен — это район Икитоса, созданный первыми переселенцами из индейских общин и деревень метисов с притоков рек Укаяли и Мараньон времен каучукового бума. Сегодня в Белене проживает шестьдесят пять тысяч их потомков, живущих в смешанных семьях.

Со времён каучукового бума вид Белена не менялся. Он занимает часть Икитоса, сезонно затопляемую при подъёме уровня воды в Амазонке, а экономика района основана на рыболовстве и речной торговле. Несмотря на соседство с Икитосом, Белен продолжает следовать общинному образу жизни, зависящему от Амазонки. Из реки берут воду, в ней ловят рыбу, и в неё же сбрасывают мусор. Район поделен на тридцать общин, которыми управляют местные семьи. В Белене нет централизованного управления, а следовательно, и всех удобств города по соседству: канализации и водоснабжения.

Влюблённая пара из племени тикуна. 

Поселение мигрантов из амазонских деревень в районе Белен в Икитосе. 

Девочка играет возле дома на сваях в районе Белен в Икитосе. 

Вскоре после окончания каучукового бума Белен начали заселять метисы. Индейское население перемешалось между собой. Сейчас в Белене практически не проживает чистокровных индейцев, но их образ жизни, который они однажды принесли с собой, теперь формирует быт нескольких тысяч человек.

Выходцы из индейских общин в затопляемом районе Белен в Икитосе. 

В 2016 году правительство Перу решило переселить район Белен. Основная причина — отсутствие санитарии. Мусор и экскременты смываются прямо в воду реки, на которой и стоит район. Причём этой же самой водой жители Белена пользуются каждый день для личной гигиены. На момент написания этого текста только несколько семей из всего населения Белена подписались на предложенную правительством схему переезда. Остальные категорически против. Переселение, по мнению жителей Белена, угрожает лишить их единственного источника средств к существованию: рыболовства и речной торговли.

 

Жуткий мексиканский «остров кукол», где слышатся крики утопленников (ФОТО)

 

По легенде, священник, который жил здесь 60 лет назад, развешивал повсюду детские игрушки, чтобы защититься от демонов. Но судьба распорядилась иначе. Теперь зловещий остров превратился в популярную достопримечательность.


 

1.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников«Остров кукол» расположен в Сочимилько — одном из районов города Мехико. Местность известна своими каналами, построенными во времена ацтеков. В 1987 году каналы были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но туристов главным образом интересует именно этот остров. Почти на каждом дереве здесь развешаны детские куклы. Большинство из них приобрели устрашающий вид. Остров похож на локацию из фильма ужасов.

По легенде, в 1950-х здесь жил одинокий священник. Он узнал, что неподалёку в каналах утонула девочка, и решил защитить себя от её беспокойного духа. Священника звали Дон Джулиан Сантана Баррера. По ночам ему не давали уснуть жуткие детские крики, доносящиеся со стороны каналов. Баррера наводнил остров куклами, надеясь, что так он сможет унять демонов и уберечься от их гнева. Но вышло наоборот. По иронии судьбы отшельник закончил свою жизнь так же, как девочка, с которой всё началось: он утонул в канале.

Нет никаких свидетельств того, что девочка когда-либо существовала. Тем не менее некоторые туристы сообщают, что тоже слышат на острове её вопли. Как бы то ни было, легенда об утопленнице и священнике привлекает сюда тысячи путешественников. «Остров кукол» превратился в успешный аттракцион.

У кукол отваливаются конечности и головы. Кроме того, в них устраивают свои гнёзда насекомые. Всё это придаёт игрушкам ещё более зловещий вид. Сейчас островом управляет семья погибшего священника.

Некоторые посетители оставляют возле кукол деньги и другие подношения, видимо, также стараясь задобрить духов воды.

2.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

3.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

4.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

5.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

6.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

7.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

8.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

9.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

10.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

11.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

12.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

13.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

14.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

15.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

16.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

17.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

18.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

19.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

20.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

21.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

22.

Жуткий мексиканский остров кукол, где слышатся крики утопленников

Загадки митраизма
Загадки митраизма
Изображения, относящиеся к этому древнему культу, некогда распространенному в Средиземноморье, могут быть разгаданы лишь в контексте представлений, согласно которым силы, повелевающие людскими судьбами, находятся не на Земле, а на небе... В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия. С каким мифическим событием связан этот символ? Что символизирует в митраизме сцена убиения быка?

Я и несколько других исследователей пришли к выводу, который на первый взгляд может показаться невероятным: упомянутое изображение не связано с мифом о каких-либо событиях на земле, а представляет собой «астрономический код» с глубоким религиозным содержанием.

Такая интерпретация выглядит до­статочно убедительной, если принять во внимание разительные перемены, происходившие в религиозной и об­щественной жизни того времени. В течение почти 700 лет между правле­ниями Александра Македонского и императора Константина средизем­номорская цивилизация была исклю­чительно благоприятной средой для зарождения новых религий. Завоева­ния Александра Македонского, упро­ченные его греческими и римскими последователями, привели к быстро­му становлению единой средиземно- морской культуры, вобравшей в себя разнообразие наций, городов- государств и племен. Более древние формы религиозного выражения, су­ществовавшие в небольших, тесно связанных обществах, уже не могли служить духовной опорой для людей, оказавшихся частичками обширной и безразличной к людским судьбам им­перии.

По мере поглощения Эллинисти­ческой и Римской империями более- древних городов-государств и пле­мен, в людях росло ощущение, что силы, повелевающие их судьбами, недосягаемы и находятся в отдаленных ча­стях империи. Любая философия или религия, дающая возможность хоть как-то осмыслить происходящее, быст­ро находила много последователей.

Возникновение христианства яви­лось одной из ответных реакций на эти условия. Эта религия давала воз­можность объединиться в символи­ческое сообщество — «Новый Изра­иль» — тем людям, действительные сообщества которых, подчиненные имперскому порядку, уже не внушали твердого чувства самосознания. Дру­гой реакцией было зарождение фата­лизма — представлений, что жизнь человека полностью предопределена судьбой. Персонифицированная фор­ма Рока или Случая почиталась как божество во многих эллинистических культах. Слово «стоицизм», являю­щееся названием одного из течений эллинистической философии, в кото­ром отчетливо выражены идеи фата­лизма, используется и сейчас, что сви­детельствует о стойкости того, что когда-либо рождено жизнью.

Фатализм подготовил почву для быстрого развития своей более специфической формы — астрологии. Ас­трологи, идеи которых получили ши­рокое распространение в эллинисти­ческий период (после завоеваний Александра Македонского), утверж­дали, подкрепляя свои доводы мате­матическими расчетами, подкупаю­щими своей точностью, что все собы­тия на Земле предопределены силами небесными. Распространение фата­лизма и астрологии в тот период, ви­димо, и привело к появлению рели­гии, основанной на вере в эти силы и известной как митраиэм.

МИТРАИЗМ, или митраистические мистерии, был одной из основных (и, несомненно, одной из самых загадочных) религий, возникших примерно в то же время, что и христианство. Время зарождения митраизма относится к I в. до н. э. В одной из своих работ Плутарх пишет, что к 67 г. до н. э. митраизм исповедывали киликийские пираты. (В провинции Киликия, на полуострове Малая Азия, жили примерно 20 тыс. пира­тов, которые в период процветания осуществляли свои операции на всем Средиземном море). Митраизм до­стиг наибольшего распространения в 3 в., а впоследствии (в конце 4 в., при­мерно в период распада Западной Римской империи) был вытеснен хри­стианством.

Приверженцами митраизма были в основном солдаты, служащие и купцы; культ исключал женщин. Как и в ряде других древних культов (среди них мистерии Изиды и элевсинские мистерии), исповедовать митраизм мог только тот, кто совершил тай­ный обряд посвящения. Посвящен­ным запрещалось рассказывать ино­верцам о таинствах культа, которые были названы мистерией (это слово происходит от греческого mysteri- оп — тайна, таинство). Английское слово mystery (тайна) и связанные с ним слова, такие как mysticism (мистицизм, мистика), восходят к греческому слову, от которого произошло название куль­тов. Митраизм имел несколько ступеней посвящения, образующих иерархи­ческую структуру, по которой посте­пенно поднимались посвященные.

Требованием сохранения тайн куль­та объясняется отсутствие письменных источников, в которых раскрыва­лась бы суть митраизма. Поэтому для ученых, пытающихся воссоздать основы этого учения, единственно до­ступной информацией является искус­ная иконография митраизма. Боль­шинство изображений в митраистических храмах отражают различные де­яния бога Митраса , однако главным изображением является так называе­мая «тауроктония», или сцена убие­ния быка. На тауроктонии мы видим богаМитраса ,убивающегобыка,а так­же другие фигуры. Тауроктонию об­наруживают на самом видном месте по существу в каждом митраистнче- ском храме, и, несомненно, в ней содержится ключ к разгадке тайн митраизма. Вместе с тем в отсутствие каких-либо письменных источников расшифровка этого изображения пред­ставляет собой чрезвычайно сложную задачу.

Для большинства ученых, предпри­нявших в XX в. попытку расшифро­вать тауроктонию, основополагаю­щей была работа Франиа Кюмона, известного бельгийского историка ре­лигии. В своей интерпретации, впер­вые опубликованной в 1899 г., Кюмон исходил из того, что слово Митрас является греческим и латинским вари­антом имени намного более древнего иранского бога Митры. Ученый при­шел к выводу, что митраизм произо­шел от древнеиранского культа Мит­ры, бога света и истины, который считался стражем договора людей. По мнению Кюмона, для расшифров­ки тауроктонии достаточно было найти параллели ее символическим элементам в мифологии Древнего Ирана.

Подход Кюмона заключал в себе значительные проблемы. Самой важной из них было то, что никому не из­вестен иранский миф, в котором Мит­ра имел бы какое-либо отношение к убиению быка. Кюмон ссылается здесь на миф созидания, в котором Ариман, воплощение зла, убивает быка, из крови и туловища которого возникло все живое на Земле. Как ут­верждал Кюмон, должен был сущест­вовать вариант этого мифа (свиде­тельства чего, однако, до сих пор не обнаружены), в котором быка убива­ет не злой Ариман, а бог Митра. Ав­торитет Кюмона был столь высок, что в течение более 70 лет его пред­ставления считались бесспорными.

На 1 международном конгрессе по вопросам митраизма, состоявшемся в 1971 г. в Манчестерском университе­те, многие исследователи поставили под сомнение «иранский контекст» тауроктонии, а вместе с ним и интер­претацию Кюмона. Несколько уче­ных, включая Джона Хиннелса из Манчестера и Р.Л. Гордона из Уни­верситета Восточной Англии, выска­зали предположение, что митраизм возник как совершенно новая религия в греко-римском мире и что он просто перенял имя иранского бога для боль­шей экзотичности и придания культу духа древности.

СЦЕНА УБИЕНИЯ БЫКА, изображенная на р...
СЦЕНА УБИЕНИЯ БЫКА, изображенная на рельефе, обна­руженном в Западной Германии. Это изображение являет­ся главным в митраизме. Фигуры, соответствующие созвез­диям и знакам зодиака, расположены по дуге над цент­ральной фигурой божества. По мнению автора, это изо­бражение связано с астрономическим явлением смещения точек равноденствия. Примерно к 2000 г. до н. э. точка ве­сеннего равноденствия, прежде находившаяся в созвез­дии Тельца, переместилась в созвездие Овна. Те, кто ис­поведовал культ Митраса, считали, что их бог вызывает такое смещение. Сцена убиения быка символизирует это деяние Митраса

Что же отображает тауроктония, если не иранский миф? Начиная с сере­дины 1970-х годов несколько ученых, включая Роджера Бека из Торонтско­го университета, Стенли Инслера из Йельского университета, Майкла Спейделаиз Гавайского университета и меня, предложили свои интерпрета­ции тауроктонин (и митраизма), основанные на предположении, что на самом деле она представляет собой звездную карту.

В период зарождения митраизма духовная жизнь и религии Средиземноморья были пронизаны астрологи­ческими идеями. Отчасти это было обусловлено широким распростране­нием фатализма в тот период. Кроме того, для людей, оторванных от сво­их местных традиций и свободно пе­ремещающихся по территории импе­рии, астрология послужила источни­ком новых символов, которые прида­вали смысл повседневной жизни и в то же время не были связаны с каким-то конкретным местом или сооб­ществом, как в прежних религиях. Конфигурация звезд оставалась неиз­менной, независимо от того, в каком месте империи находился путешест­венник, и поэтому эта конфигурация могла служить замечательной осно­вой для такой универсальной симво­лической системы.

Принятие астрологических идей привело к укреплению веры, что истинным местом обитания богов.было царство звезд. Именно в эллинистиче­ский период планетам стали давать названия по имени греческих богов, например Зевс (Юпитер) и Арес(Марс). Астрология также способст­вовала укоренению новой идеи о жиз­ни после смерти, согласно которой душа попадает не в преисподнюю, как считалось ранее, а поднимается через планетарные сферы, или небеса, к сфере неподвижных звезд, а затем в рай, расположенный за самой дале­кой сферой. Этот путь считался очень трудным и опасным, и для прохожде­ния каждого планетарного порога нужно было знать тайные слова.

Астрономические идеи, вероятно, играли важную роль в митраизме, если судить по частому изображению астрономических символов в иконо­графии этого культа. На тауроктонин и других произведениях митраистиче- ского искусства часто можно встре­тить 12 знаков зодиака и знаки Солнца, Луны и планет. Классиче­ский автор Эвбул , чьи работы относятся к первому или второму столе­тию, отмечал,что митраистический храм считался «образом космоса». Судя по всему, и сама тауроктония была астральным символом.


МИТРАИСТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ были построены ...
МИТРАИСТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ были построены под землей на территории всей Римской империи. Большинство остатков митраистической культуры было найдено в Италии и вдоль рек Дуная и Рейна. Посвященные в митраизм были в основном солдаты и служащие, поэ - тому эта религия была наиболее сильной в провинциях

Кроме Митраса и быка на тауроктонии имеются и другие фигуры: собаки, змеи, ворона,скорпиона и иногда льва и чаши. Нельзя считать совпадением то, что каждая из фигур соответствует какому-то созвездию: Малого Пса, Гидры, Ворона, Скорпиона, Льва и Чаши (бык соответствует Тельцу). Цель моей работы заключалась в том, чтобы объяснить, почему эти созвездия представлены на главном изображении мощного в свое время религиозного течения.

В расположении этих семи созвездий на небе и их образов на тауроктонии имеется определенная связь: за исключением созвездия Льва они рас­положены вдоль линии, соответству­ющей положению небесного экватора в то далекое время. Небесный экватор — это проекция земного эк­ватора на небесную сферу. Он пред­ставляет собой воображаемую окружность, лежащую в плоскости, которая наклонена под углом в 23° к плоскости земной орбиты (плоско­сти, определяющей круг зодиака). Не­бесный экватор персекает зодиак в точках весеннего и осеннего равно­денствия.

В античную эпоху небесный эква­тор означал гораздо больше, чем про­сто воображаемая окружность. Древ­ние астрономы полагали, что Земля находится в центре Вселенной и абсо­лютно неподвижна, а звезды закреп­лены на небесной сфере, которая за сутки делает полный оборот вокруг Земли, вращаясь вокруг оси, проходя­щей через северный и южный полюса сферы. Элементы этой сферы, такие как полюса и экватор, были очень важны для понимания «устройства» космоса. Поэтому небесный экватор «был изучен» гораздо лучше в антично­сти, чем сейчас.
Например, Платон в своем диалоге «Тимей» писал, что творец Вселенной начал создавать космос с того, что сформировал его вещество в букву X, отображающую пересечение эклиптики и небесного эк­ватора.

В те времена считалось, что ось не­бесной сферы была, как и сама Земля, неподвижной. На самом деле ось вра­щения Земли (современный эквива­лент древней космической оси) не яв­ляется неподвижной и совершает ко­лебательные движения. Вместе с ней совершает колебательные движения и экватор, а относительные положения экватора и эклиптики меняются. Эта так называемая прецессия равно­денствий означает, что положение Солнца на небе в равноденствии сме­щается назад вдоль эклиптики, и по­этому каждый год равноденствие на­ступает несколько раньше. Период прецессии равен примерно 25 920 го­дам, при этом Солнце проходит через одно созвездие каждые 2 160 лет. В настоящее время точка весеннего рав­ноденствия приходится на созвездие Рыб; примерно к 2200 г. она «вой­дет» в созвездие Водолея. В греко­римские времена точка весеннего рав­ноденствия приходилась на созвездие Овна, в которое она «вошла» пример­но в 2000 г. до н. э. До этого же она приходилась на созвездие Тельца.

За исключением Льва, все созвез­дия, отображенные на тауроктонии, лежат на небесном экваторе; такая картина соответствует расположе­нию точки весеннего равноденствия в созвездии Тельца. Созвездие Льва от­мечает положение Солнца в точке летнего солнцестояния (это положе­ние также смещается в результате прецессии) в ту эпоху. Таким обра­зом, расположение образов созвездий на тауроктонии соответствует астро­номической ситуации за 2000 лет до возникновения митраиэма.

Откуда последователям митраизма было известно о таком расположении созвездий и почему они придавали этому религиозное значение? Явление смещения точек равноденствия не бы­ло известно в течение большей части античной эпохи. Оно было открыто примерно в 125 г. до н. э. греческим астрономом Гиппархом, всего за не­сколько десятилетий до возникнове­ния митраизма. Его тщательные наб­людения показывали, что небесный экватор в самом деле постепенно сме­щался назад по зодиаку. Расчеты, произведенные Г иппархом, также по­казывали, какие созвездия должны расположиться вдоль небесного эква­тора, когда точка равноденствия при­ходится на созвездие Тельца (ее по­следнее положение до греко-римского периода).

С геоцентрической точки зрения, прецессия (движение оси вращения Земли) представляется как смещение всего небосвода. Для людей, которые имели геоцентрическое мировоззре­ние и верили, что движение звезд вли­яет на судьбы людей, открытие явле­ния прецессии было настоящим по­трясением: устойчивая сфера с фикси­рованными звездами оказалась не­устойчивой вследствие действия неко­торой силы, очевидно большей, чем сам космос. Древние мыслители, при­выкшие видеть в природных явлениях проявление силы богов, видимо, сра­зу интерпретировали это движение как свидетельство существования не­коего могучего, ранее неведомого бо­жества.

В ЭТОМ контексте смысл тауроктонии становится понятным: смерть быка символизировала недвусмысленно конец «правления» созвездия Тельца как созвездия весеннего равноденствия и начало новой эры.

Другие фигуры на тауроктонии представляют созвездия, чье положение на небе также изменилось в результате прецесии.

Убив быка(что вызвало смешение точек равноденствия), Митрас, по сути дела, сдвинул всю Вселенную. Бог, способный на совершение такого грандиозного поступка, несомненно, заслуживал поклонения. Кроме того, если Митрас мог сдвинуть небесную сферу , то значит он обладал и други­ми способностями, например, он мог преодолевать силы судьбы, находящиеся на звездах, и дозволять душе свободно проходить через планетар­ные сферы после смерти.

Другие митраистические изображе­ния свидетельствуют о том, что действительно Митрасу приписывались такие космические способности. Су­ществуют изображения Митраса- юноши, который в одной руке держит космическую сферу, а другой вращает зодиак. На нескольких тауроктониях звездное небо изображено под манти­ей Митраса.

Статусом бога Митраса как силы, вызвавшей смешение точек равноденствия, можно объяснить и тайную природу митраистических мистерий. Поборники этой религии, должно быть, верили, что они обладают ве­ликой тайной, которую им самим и избранным посвященным лучше дер­жать при себе. Для посвященных зна­ние сложной астрономической струк­туры, лежащей в основе митраизма, требовало более длительного приоб­щения к религии. Только приобретя необходимые знания, можно было оценить нового бога.

НЕБЕСНЫЙ ЭКВАТОР (синяя полоса) смеща...
НЕБЕСНЫЙ ЭКВАТОР (синяя полоса) смещается в резуль­тате прецессии земной оси. Точки равноденствия, в кото­рых небесный экватор пересекает плоскость эклиптики, постепенно смещается назад через созвездия зодиака. Те, кто считал, что Земля является центром Вселенной, истол­ковывали прецессию как движение небесной сферы — и поэтому как смещение всего космоса. Фигуры, изображен­ные на тауроктонии, или сцене убиения быка, соответству­ют созвездиям, которые лежали на небесном экваторе между 4200 и 2000 гг. до н. э., когда точка весеннего равно­денствия находилась в созвездии Тельца

Если все фигуры на тауроктонии представляют созвездия, то какое созвездие представляет Митрас? На тауроктонии Митрас расположен поверх быка и всегда изображается как юноша с клинком в головном уборе конической формы, известном как фригийский колпак. Над Тельцом находится созвездие Персея (героя греческой мифологии),также обычно изображаемого как юноша с клинком во фригийском колпаке. Персею поклонялись как богу в Киликии — именно в том районе, где, по мнению Плутарха, зародился митраизм.

Тарсус, столица Киликии, был мес­том нахождения одной из самых важных интеллектуальных общин в Сре­диземноморье. В этой общине доми­нировали стоики, известные не толь­ко своим фатализмом (который при­вел их к твердой вере в астрологию), но и своей традицией персонифициро­вать силы природы в виде богов и ге­роев. Наиболее вероятно, что митра­изм развился из представлений мыслителей Тарсуса о силе, вызвавшей только что открытое явление смеше­ния точек равноденствия; они «наде­лили» этой силой местного киликий­ского бога Персея. Одно из созвездий уже носило имя Персея, и его положе­ние на небе вполне отвечало этим представлениям.

НА ТАУРОКТОНИИ, нарисованной во2 в.н....
НА ТАУРОКТОНИИ, нарисованной во2 в.н. э.в Италии, изображен бог Митрас в положении (относительно Тельца), соответствующем созвездию, которое пред­ставляет древнегреческого героя Персея, с кем был связан культ Митраса. На картине мантия Митраса охватывает звезды и планеты, что символизирует его власть над космосом

Однако если Митрас был в опреде­ленном смысле Персеем, то как к не­му перешло имя Митры?

Во-первых, вполне естественно для тайной рели­гии скрывать имя своего божества. Во-вторых, в античности Персей счи­тался основателем Персии (Ирана) и таким образом мог быть легко связан мифологически с иранским богом све­та и истины — Митрой. В-третьих, примерно в то время, когда зародился митраизм, большая часть Малой Азии находилась под господством ца­ря Митридата Понтийского, который основал сильный союз с киликийски­ми пиратами. Митридат принадле­жал династии, названной по имени Митры. Кроме того, он и его потом­ки верили, что они происходят от Персея. Вероятно, в кругах царя Митридата (который считал себя интел­лектуалом и проявлял особый инте­рес к греческой религии) образовалась связь между Персеем и Митрой, кото­рая и привела к принятию имени Мит­рас (греческая форма имени Митра).

В НАСТОЯЩЕЕ время христианство является одной из мировых религий, митраизм же (вместе с большим числом других культов) не сохранился. Почему?

Одно из самых главных различий этих религий состоит в том, что христианство старалось обратить в свою веру как можно больше людей. На­пример, в последних строках еванге­лия от Матфея есть такие слова: «Итак идите, научите все народы... ». Митраизм, наоборот, был тайным культом, и тайны этого культа теря­ли свою силу с увеличением числа посвященных.

Кроме того, митраизм исповедова­ли в основном солдаты, служащие и купцы, т. е. люди, которые были тес­но связаны с социальным порядком империи, и иерархическая структура Митры (в отличие от раннего христи­анства с его апокалиптическим учени­ем о втором пришествии мессии и не­приятием всего мирского) вполне отве­чала этому порядку. Первые христиане, чей социальный статус обычно был весьма неопределенным, обладали «ре­волюционным порывом», совершенно несвойственным митраиэму.

Христиане стремились просветить мир, тогда как приверженцы митраизма искали индивидуального просве­щения и совершенствования в преде­лах существующей культуры. Поэто­му они без сомнения принимали усло­вия, которые ограничивали число по­священных в культ, таких как недо­пущение женщин в культ, строительство небольших подземных храмов и установление сложной последова­тельности обрядов посвящения. Во­прос заключался не столько в том, по­чему митраизм не стал таким же рас­пространенным, как христианство, а в том, как христианство достигло та­кого успеха, к которому оно стреми­лось: к концу 4 в. в Средиземноморье оно почти полностью вытеснило со­перничавшие с ним религии.

Истинные причины успеха христи­анства и поныне являются предметом оживленных дискуссий среди ученых. Однако все они согласны с тем, что наиболее важную роль сыграл фактор исключительности. Быть христиани­ном означало отказаться от всех других вероисповеданий. Другие религии того времени не требовали такого едино­мыслия: посвященные могли почитать и культ Митры, и культ Изиды, участвовать в жертвоприноше­ниях Юпитеру и в то же время почи­тать дух умершего императора. В пе­риод, когда многие люди утрачивали свою традиционную веру, вселявшую в них чувство собственной значимо­сти, христианство, с его чрезвычай­ной исключительностью, выглядело весьма привлекательным: оно давало возможность людям сделать решаю­щий выбор; те, кто становился хри­стианином, обретали веру, что их жизнь действительно имеет цель и смысл. В эпоху смятения это имело особое значение.

Следует отметить, что христиан­ство отвечало также некоторым астрально-религиозным концепциям; лежавшим в основе митраизма и дру­гих культов. Иисуса Христа представ­ляли часто как имеющего власть над миром звезд. Например, в первой гла­ве евангелия от Марка (самом раннем из христианских евангелий), где опи­сывается крещение Христа от Иоан­на, читаем «...увидел Иоанн разверза­ющиеся небеса...» Таким образом, автор, видимо, хотел передать идею, что жизнь Иисуса представляла нару­шение космического порядка (прояв­ление силы, большей, чем сила небес­ная).

В том же евангелии от Марка (гл. 13) Христос говорит следующее: «Но в те дни... звезды спадут с неба... Небо и Земля прейдут, но слова мои не прейдут». А вот что говорит св. апостол Павел в своем Послании к Галатам: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещест­венными началами мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего... чтобы искупить под­законных... » (гл. 4, ст. 4—5). Как Митрас, сдвинув небесную сферу, на­рушил порядок Вселенной, так и при­ход Христа, как виделось верующим в него людям, нарушил целостность космоса.

Не только раннее христианство и митраизм, но и многие другие религиозные и философские течения того времени выражали общее стремление найти силу, которая могла бы нару­шить границы космоса и открыть до­ступ в царство, находящееся за преде­лами обычного опыта. Такое стрем­ление усили валось потрясениями то­го времени: по мере подрыва местных оснований культуры происходило расширение индивидуальных гори­зонтов. В то же время ученая мысль поднялась до грандиозного видения небесных сфер. Между нынешним ми­ром с его развивающейся общемиро­вой культурой и наукой, которая за одно поколение раскрыла многие тай­ны самых далеких галактик, и между тем античным миром Средиземно­морья можно провести разительные параллели.

Несчастья или могущество таится в мистическом числе 13?

 

Неоднозначно реагируют на число 13 жители разных стран планеты. Некоторые люди считают его ужасным, а другие считают, что оно приносит счастье. По мнению кандидата психологических наук, Валерия Голикова, в любой стране склонны верить в любую чертовщину до 70 % ее жителей.

Несчастливым числом 13 считают англичане, американцы, европейцы и россияне. Люди отрицательно относятся к этому числу, как считает Григорий Ананьев, историк, исследующий эзотерические знания, из-за места в Библии, где рассказано про Тайную Вечерю. На ней находилось 13 апостолов, а место Иуды Искариота, предавшего Иисуса Христа, было под номером 13.

Несчастья или могущество таится в мистическом числе 13?

Существуют и другие версии. Французы считают, что в 1307 году 13 октября французский король Филипп IV приказал арестовать членов ордена тамплиеров, французских рыцарей монашеского ордена Храма, которые были признаны богохульниками и еретиками.

Согласно древней скандинавской мифологии, когда 12 богов сидели ща столом, к ним явился 13 бог Локи, которого никто не звал на пиршество. На пиру был убит один бог, а в конечном итоге погибли и другие боги, начались стихийные бедствия.

В Китае, Японии, Корее и Италии 13 число символизирует могущество и приносит счастье. Также считали жители Древнего Египта. Индейцами племени Майя считалось, что число 13 приносит благосклонность богов. Календарь Майя имеет тринадцать знаков зодиака.

По мнению философа Соловьева, необходимо быть внимательным с цифрой 13 – в ней таятся разные неожиданности. Имя Иисус, написанное по-гречески, состоит из 13 букв. Есть несколько версий и Тайной Вечери. Некоторые считают, что 13 участником ее был Иисус Христос.

Сегодня суеверия и предрассудки более прежнего завладели людьми, чем во времена Средних Веков, потому что наша эпоха ненадежна и земляне боятся завтрашнего дня.

Картина дня

наверх