На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 475 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Северный поток – 2» стал открыт для восстановления Угроза банкротства «Северного потока — 2» миновала. Решение суда...Первый опыт: опуб...
  • Сергей Захаров
    Когда я это вспоминаю к меня надуще такая. Благодать акогда возвращаюсь в настоящее то как в подземелье с проблемами ...Немного о личном ...
  • Юрий Ильинов
    Непропорциональный ответ: США предупредили европейских союзников о готовящемся «ударе возмездия» со стороны РФ Вашин...Как повергнуть на...

О чём поведали свитки Мёртвого моря?

О чём поведали свитки Мёртвого моря?

Кумранские рукописи - название манускриптов, обнаруживаемых с 1947 года в пещерах Кумрана, Вади-Мураббаата (к югу от Кумрана), Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде.
В начале 1947 года двое юношей-пастухов из племени таамире пасли коз в пустынной местности, называемой Вади-Кумран (Западный берег Иордана), на северо-западном берегу Мертвого моря в 20 километрах к востоку от Иерусалима.

Их внимание привлекло отверстие в скале. Проникнув через него в пещеру, они, к своему удивлению, обнаружили там восемь больших глиняных сосудов. В одном из них оказалось семь свитков, сшитых из кусков пергамента и завернутых в куски льняной ткани. Пергамент был исписан параллельными столбцами текста на языке, отличном от арабского. Много недель пробыла находка у юношей, пока они не добрались до Вифлеема, где предложили свитки торговцу-сирийцу, который послал их к сирийскому митрополиту Иешуа Самуилу Афанасию в монастырь Святого Марка в Иерусалиме. В конце 1947 года профессор Е. Сукеник, археолог
из Еврейского университета в Иерусалиме, сумел приобрести три оставшиеся рукописи у торговца из Вифлеема. Все семь свитков (полных или незначительно поврежденных) ныне экспонируются в Храме книги при Израильском музее в Иерусалиме.
В 1951 году началось проведение систематических раскопок и обследований в Кумране и близлежащих пещерах, находившихся под контролем Иордании. Обследования, в ходе которых были обнаружены новые рукописи и многочисленные фрагменты, осуществлялись совместными усилиями Департамента древностей иорданского правительства, Палестинского археологического музея (Музей Рокфеллера) и французской Археологической библейской школы.

С 1951 по 1955 год они организовали четыре археологические экспедиции в район, находящийся в нескольких километрах к югу от первой пещеры, и еще южнее - в Вади-Мураббаат. Было исследовано более 200 пещер, и во многих обнаружились следы пребывания здесь людей. Находки относились ко времени в пределах от бронзового века до римской эпохи, причем поздний период точно датировался находками большого числа монет. В 500 метрах к востоку от кумранских пещер, на месте, называемом Хирбет-Кумран, исследователи обнаружили остатки каменного здания, по-видимому монастыря, с большим числом залов, где было множество цистерн и бассейнов, мельница, кладовая для глиняной посуды, гончарная печь и зернохранилище. В одном из внутренних помещений были обнаружены похожие на столы сооружения из гипса с низкими скамьями и чернильницы из керамики и бронзы; в некоторых из них сохранились остатки чернил. Вероятно, это был скрипторий, то есть помещение для писания, где и были созданы многие из найденных текстов. К востоку от здания располагалось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил.
С воссоединением Иерусалима в 1967 году почти все эти находки, сосредоточенные в Музее Рокфеллера, стали доступны израильским ученым. В том же году И. Ядину удалось приобрести (на средства, выделенные фондом Вольфсона) еще один из известных больших манускриптов - так называемый Храмовый свиток. Вне пределов Израиля, в столице Иордании Аммане, находится лишь одна из значительных рукописей Мертвого моря - Медный свиток.
Кумранские свитки написаны в основном на иврите, частично - на арамейском языке; также встречаются фрагменты греческих переводов текстов Библии. Иврит небиблейских текстов являлся литературным языком эпохи Второго Храма, некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта. Основной писчий материал - пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус. Чернила использовались в основном угольные. Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 до 68 года до нашей эры (это период существования Второго Иерусалимского Храма). Они рассматриваются как остатки библиотеки загадочной кумранской общины.

Кумранские рукописи
Кумранские рукописи

О чём поведали свитки Мёртвого моря?
По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (это около 29 % от общего количества рукописей); апокрифы и псевдоэпиграфы; другая литература кумранской общины.
В период между 1947 и 1956 годами в одиннадцати кумранских пещерах было обнаружено более 190 библейских свитков. В основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета (всех, кроме Книг Эсфири и Неемии). Также был найден один полный текст Книги пророка Исайи.
По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние монеты относятся к периоду его правления в 135-104 годах до нашей эры.
С первых лет работы над найденными текстами в научных кругах возобладало мнение, что собственные произведения кумранитов («Устав общины», «Свиток Войны», «Комментарии» и т. д.) были написаны во II-I веках до нашей эры. Датировать свитки более поздним временем предпочла лишь небольшая группа ученых.
Из гипотез, в которых рукописи относят к I веку нашей эры, наибольший резонанс - если не в научной среде, то по крайней мере в средствах массовой информации - вызвала концепция австралийского востоковеда Барбары Тиринг. Основной личностью, фигурирующей в свитках, является руководитель общины, носящий прозвище Праведный Наставник, или Учитель Праведности (евр. море хацедек). Отождествление его с историческими деятелями II-I веков до нашей эры столкнулось с большими трудностями. В то же время многие кумрановеды указывают, что имеется немало общего между учением этого человека, как оно отражено в рукописях, и проповедью Иоанна Крестителя. Тиринг же поставила между этими людьми знак равенства. Причем она не была первой, кто решился на подобное. Еще
в 1949 году австрийский ученый Роберт Эйслер, известный своим исследованием славянского перевода «Иудейской войны», указал, что Праведный Наставник - это Иоанн Креститель.
Интересно отметить, что, по всей видимости, еще не все свитки Мертвого моря попали в руки к ученым. В 2006 году профессор Ханан Эшель представил научной общественности дотоле неизвестный кумранский свиток, в котором содержатся фрагменты Книги Левит. К сожалению, свиток этот был обнаружен не при новых археологических раскопках, а случайно изъят полицией у араба-контрабандиста: ни он, ни полиция не подозревали об истинной ценности находки, пока приглашенный на экспертизу Эшель не установил его происхождение. Этот случай в очередной раз подтвердил то, что существенная часть свитков Мертвого моря может находиться в руках расхитителей и торговцев древностями, постепенно приходя в негодность.
Особый интерес вызывает связь между кумранскими рукописями и ранним христианством. Оказалось, что созданные за несколько десятилетий до Рождества Христова свитки Мертвого моря содержат многие христианские идеи, например о близящемся изменении хода истории. Сама же кумранская община, возникшая за несколько столетий до этого события, была похожа на монастырь в христианском понимании этого слова: строгий устав, совместные трапезы, послушание по отношению к настоятелю (именуемому Праведным Наставником) и воздержание от половых контактов.
В рукописях изображены также два антагониста Праведного Наставника - Нечестивый Священник и Человек Лжи. Отождествив обоих, Тиринг увидела в них Иисуса Христа, который, по ее мнению, противопоставил свое учение позиции Иоанна и потому был отвергнут теми кумранитами, которые остались верны Праведному Наставнику. Евангелия она трактует как иносказательное описание раскола с позиции ранних христиан. Она также полагает, что один из важнейших манускриптов - комментарий на книгу пророка Аввакума - был написан в конце 30-х годов I века нашей эры.
Практически все кумрановеды сходятся во мнении, что свитки были спрятаны в пещеры во время войны с римлянами - скорее всего, в 68 году нашей-эры, незадолго до того, как Кумран был захвачен последними. При этом очевидно, что комментарии создавались свидетелями описанных в них событий.
Значение найденных свитков и их фрагментов огромно. Если полный свиток Книги пророка Исайи обнаруживает незначительные разночтения с принятым текстом Библии, то ее фрагменты почти полностью ему соответствуют и, таким образом, подтверждают достоверность поздних иудейских текстов. Однако еще более важны рукописи небиблейского содержания, отражающие малоизвестный прежде аспект иудейского мышления той эпохи. Они рассказывают о живших и похороненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета. Распорядок жизни общины зафиксирован в ее Уставе. Идеи, изложенные в нем, аналогичны тем, что приписывались еврейской секте ессеев (ессенов), которые, по утверждению Плиния, жили на западном берегу Мертвого моря, там, где находится Кумран. В Храмовом свитке, обнаруженном в 1967 году, содержатся детальные предписания относительно построения большого храма и затрагиваются такие темы, как ритуальная нечистота и очищение. Текст нередко дается как высказываемый от первого лица самим Богом.
До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские свитки значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета. Неизвестные ранее чтения помогают лучше понять многие его детали. Текстуальное многообразие, отраженное в описанных выше группах текстов, дает хорошее представление о множественности текстуальных традиций, существовавших в период Второго Храма.
Кумранские свитки предоставили ценную информацию о процессе текстуальной передачи Ветхого Завета в период Второго Храма. Благодаря этим свиткам подтверждена надежность древних переводов, прежде всего Септуагинты - греческого перевода Ветхого Завета, сделанного еще в III-II веках до нашей эры в египетском городе Александрии.
Некоторые комментаторы говорят о существовании исторической преемственности между учением ессеев и идеями раннего христианства. Кроме идейного сходства, подчеркивается определенное хронологическое и географическое совпадение двух групп. Таким образом, становление христианской церкви связывается с возрождением Кумранского монастыря между 4 годом до нашей эры и 68 годом нашей эры. Более того, эти ученые указывают, что, когда Иоанну Крестителю открылось Слово Бога, он удалился в Иудейскую пустыню близ устья реки Иордан. Там он и крестил Иисуса - в месте, удаленном от Кумрана менее чем на 16 километров.
Таким образом, открытие и изучение кумранских рукописей помогло ученым приблизиться к разгадке написания Библии - главной книги для миллионов людей.

А.В.Дзюба

-ö-ö-

Проводники в «запретный рай»

Фарцовщики

Советские фарцовщики — явление по-своему уникальное. Для обычных граждан они были своего рода проводниками в «запретный капиталистический рай». Фактически фарцовщики, сами того не ведая, стали предтечами российских коммерсантов и предпринимателей.

Первые упоминания о фарцовщиках в истории уголовной России встречаются в XIX веке. Фарцами, или фарецами в Одессе называли базарных пройдох, которые умели уболтать продавца и купить товар оптом по низкой цене, чтобы потом продать в разы дороже. По другой версии, слово «фарцовщик» происходит от английского for sale — «для продажи».

Фактически колыбелью советской фарцовки стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году, приоткрывший железный занавес между СССР и Западом. Впервые в Москву приехало столько иностранцев.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве

Принято считать, что фарцовка возникла в среде так называемых стиляг, сурово осуждаемых советским обществом. Желание одеваться красиво и модно, что было невозможно в СССР по причине отсутствия в магазинах красивой одежды и обуви, подвигло стиляг на контакты с иностранцами, строго запрещённые в те времена.

Но на самом деле это, скорее всего, легенда, потому как спекуляция иностранными товарами в СССР, стране тотального дефицита, просто не могла не возникнуть. Первое время поставщиками дефицитных товаров были иностранные туристы, которые привозили с собой жвачку, джинсы, футболки и обменивали их на русские сувениры — столь любимые ими матрёшки и прочую мелочь.

Фарца́ обычно и паслась возле гостиниц, выменивая у иностранцев привезённые ими вещи. На заре советской фарцы процветал только прямой бартер — товар на товар, никакой валюты. Объяснение этому простое: уголовное наказание за валютные операции в СССР было крайне суровым.

Фарцовщики

Фарцовка делилась на несколько видов: гостиничная, дальнобойная и морская. Это были три самых крупных канала поставки товаров для фарцовки. Гостиничная — имела место в «Интуристах», где проживали преимущественно граждане капиталистических стран.

Обычно фарцовкой занималась гостиничная обслуга — горничные, администраторы, дежурные по этажу, официанты, швейцары, уборщицы. К слову, устроиться тогда на работу в «Интурист» стоило немалых денег, но затраты окупались буквально через полгода.

В гостиничной фарцовке была чётко налажена схема, где каждый выполнял свою роль и имел собственную специализацию. Горничные и уборщицы брали у иностранцев только мелкие сувениры — духи, галстуки, кофточки и зажигалки в обмен на спиртные напитки.

 

Фарцовщики

 

Дежурные по этажу — более крупные вещи (пальто или плащи) в обмен, опять же, на спиртное. Официанты обменивали крупные партии вещей на крупные партии чёрной икры и водки и чаще всего имели дело не со случайными людьми, а с контрабандистами-иностранцами.

Все выменянное у иностранцев гостиничная обслуга не продавала сама, а сдавала администраторам и получала за это «приварок» — это был небольшой, но стабильный заработок. Последним в цепочке был администратор, который сдавал весь товар профессиональному фарцовщику и, естественно, зарабатывал больше всех.

Ещё одним каналом поставки были так называемые торгонавты — моряки торгового флота СССР. Фарцевали моряки в основном в странах Северной Европы, где был запрет на спиртное или цены на него зашкаливали.

Моряки продавали за границей не только спиртное, но и фотоаппараты, икру и советские значки, а покупали в заграничных магазинах дефицитные в СССР вещи — одежду, пакеты, пластинки и прочее. Вернувшись из рейса в СССР, моряки сдавали всё «барахло» оптом фарцовщику. Часть товара продавали жены моряков по своим знакомым.

Потихоньку фарцевали и водители-дальнобойщики «Совтрансавто», перевозившие грузы за границу. Схема фарцовки была такая же, как у моряков. Следует отметить, что «подделок» у советской фарцы практически не было.

По мелочам фарцевали и советские граждане из числа туристов и работающих за рубежом. Фарцевали гиды туристических групп. Продавали всё иностранное, что только можно продать. И неважно, новое или уже пользованное, главное — лейбл.

 

Фарцовщики

 

Доходило до смешного. Купив яркий иностранный полиэтиленовый пакет у фарцовщика по цене два рубля за штуку, некоторые советские граждане дома превращали пакет в иностранный плакат — разрезали по швам и наклеивали на стену в прихожей. Это повышало их социальный статус в глазах друзей, родственников и соседей, не говоря уже об обладании итальянскими сапогами.

Пределом мечтаний рядовых советских граждан были видеомагнитофон и аудиосистема, стоившие не менее двух тысяч рублей. Об обладании джинсами с лейблом и говорить не стоит. Фирменную джинсу купить мог не каждый. С джинсами боролись власти, введя запрет на их ношение. За джинсы могли выгнать с работы и вытурить из комсомола или из партии, но это только повышало спрос.

Фарцовщики

К 1970-м годам фарцовка в СССР набрала обороты. Главными фарцовыми местами в СССР стали Ленинград, Москва, портовые города и туристические центры. Как ни странно, при всей ярой борьбе со спекуляцией правоохранители фарцовщиков как бы не замечали. Не было тогда в Уголовном кодексе статьи за фарцу. Только за спекуляцию. К тому же крупные фарцовщики находились под крышей КГБ, и милиция, устраивая регулярные облавы, их не трогала.

Не было в истории СССР и уголовных дел по крупным оптовикам от фарцы. Зато были мелкие — по «бомбилам», кто фарцевал по мелочи для себя. Их-то и брали при облавах с парой дамских кофточек или колготок и регулярно сажали за спекуляцию, о чём советский народ гордо извещали газеты. Доставалось же фарцовщикам в основном от уголовников, которые безжалостно прессовали их, зная, что в милицию никто не побежит.

 

Фарцовщики

 

Осмелев, профессиональные фарцовщики все чаще стали заниматься валютными операциями, совмещая валюту с фарцой. В 1961 году Никита Хрущёв после поездки в ГДР, где он наслушался жалоб на то, что в Москве самый страшный чёрный рынок, развернул большую кампанию по борьбе с фарцовкой в СССР.

Никите Сергеевичу нужен был показательный процесс, и он поднял приговор по делу осуждённых в том же году по максимуму (к восьми годам лишения свободы каждый) фарцовщиков-валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева. Хрущёв потребовал ужесточить приговор, пригрозив отставкой генпрокурору Руденко.

Фарцовщики

После пересмотра дела все трое получили по 15 лет строгого режима. Но Хрущёву этого было мало, и вскоре со своего поста полетел председатель Московского горсуда Громов. Тут же был принят новый указ, допускающий применение смертной казни за спекуляцию валютными ценностями. И у Рокотова, и у Файбишенко главной статьёй обвинения была спекуляция валютой.

Третий раз дело слушалось в Верховном суде РСФСР, и всем троим был вынесен смертный приговор, который был вскоре приведён в исполнение. К слову, в память о этой расстрелянной троице в Америке выпускают джинсы Rokotov & Fainberg.

 

Фарцовщики

 

За фарцовку сидел известный российский предприниматель Владимир Мельников, основной владелец и председатель совета директоров компании по производству джинсовой одежды «Глория Джинс». В конце декабря 1969 года он был задержан с компанией подвыпивших приятелей возле ресторана «Балканы» в Ростове-на-Дону, якобы за слишком шумное поведение. При досмотре в милиции у него в карманах нашли валюту. Это уже была подследственность КГБ области.

Под суд Мельников пошёл с группой товарищей за спекуляцию (читай — фарцу) и валютные операции. И в том же году был осуждён на пять лет строгого режима, получил на зоне кличку Интеллигент, обморозил там ноги. Отбыл срок от звонка до звонка и, выйдя на свободу, принялся за старое. А потом пришли новые времена, и незаконное стало законным.

Фарцовщики

К концу 1980-х годов фарцовка стала терять актуальность — советские граждане получили возможность свободно выезжать за границу в шоп-туры и потом свободно торговать на родине иностранными товарами. Фарцовщики исчезли как динозавры. Наступили времена «челноков» и «коммерсов».

-ö-ö-

За его голову немцы давали 100 тыс. рейхсмарок, за его подвиги — сожгли родную деревню: великий рейд полковника Доватора, конница которого выжигала тылы немцев

Казаки называли его любимым генералом и слагали о легендарном комкоре песни. Немцы, чтобы отомстить этому ненавистному и неуловимому русскому, полностью сожгли его родную деревню. Они даже назначили за его голову крупную награду — 100 тысяч рейхсмарок.

Родившемуся 20 февраля 1903 года на Витебщине, в деревне Хотино, Льву Доватору повезло уже в начале жизни. Крестьянский парень, он сумел закончить в поселке Улла школу 2-й ступени — получить среднее образование.

На человека с девятью классами тогда смотрели как на академика — и не удивительно, что Льва стали выдвигать «на руководящую работу». Тем более что и «социальное происхождение» (из крестьян), и «социальное положение» (рабочий Витебской льнопрядильной фабрики) были у него в полном по тем временам порядке.

Грамотными комсомольцами не разбрасывались и в Красной Армии, куда Лев поступил добровольцем в сентябре 1924 года.

Судьба уберегла полковника Льва Доватора от гибели или плена в первые же дни Великой Отечественной.

Его 36-я кавалерийская дивизия, в которой он служил и брошенная в контрудар на Гродно, была рассеяна немецкой авиацией уже 25 июня 1941 года, а остатки ее очутились в огромном «котле», созданном немцами западнее Минска. Оттуда мало кто вышел. Но начальник штаба дивизии встретил утро 22 июня не в Волковыске, а в Москве — на госпитальной койке...

Он тут же рванулся на Западный фронт, где принял свой первый бой. На главном в то время стратегическом направлении — московском. В июле там развернулся самый драматичный период Смоленского сражения.

Немцы уже почти окружили в районе Смоленска 16-ю и 20-ю армии и готовились замкнуть кольцо — овладеть переправой через Днепр у деревни Соловьево. Через нее проходила последняя дорога, связывавшая две армии с тылом...

Соловьевскую переправу и помог отстоять полковник Доватор, выполнявший в те дни поручения командующего Западным фронтом Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и оказавшийся у переправы в самый критический момент.

Доватору тут же поставили задачу на самостоятельные действия в тылу противника.

23 августа 1941 года кавалерийская группа Доватора прорвалась в немецкий тыл. Без артиллерии (ее не взяли, чтобы не отстала от конницы). С 30-ю станковыми пулеметами...

Как выполнить задачу, а потом вывести группу к своим? Как не подставить конницу — эту огромную мишень! — под удары танков и авиации? Думай, командир!

Доватору удалось невозможное. Постоянно ведя разведку и маневрируя, он 10 (!) дней самостоятельно воевал в ближайшем — насыщенном войсками! — тылу врага. Не запрашивая у командования ни боеприпасов, ни продовольствия...

И 2 сентября, разведав слабое место в обороне немцев, прорвался через линию фронта обратно, к своим.

11 сентября 1941 года Лев Михайлович Доватор стал генерал-майором.

2 октября 1941 года на Западном фронте загрохотал «Тайфун» — началось генеральное наступление вермахта на Москву.

Отмеченная Рокоссовским «вдумчивость» Доватора проявилась и здесь. Если командир соседней 44-й кавдивизии 15 ноября бросил свои полки на врага в конном строю, без выстрела, в лоб (и быстро потерял их под артогнем), то Доватор, нанося 24 ноября контрудар в районе Солнечногорска, сочетал действия спешенных конников и танков, применял маневр, обход с фланга...

Жизнерадостный (как вспоминал Рокоссовский) Лев Михайлович не терял присутствия духа и в самые тяжелые дни.

«Тов. Доватор!

На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться.

Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».

На этой записке, полученной от Рокоссовского 25 ноября, Доватор написал: «Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять. Доватор».

В тот день немцы были в 30 километрах от северной окраины Москвы.

Доватор слово сдержал.    

В листовках, расклеенных в оккупированных немцами подмосковных деревнях, за голову Доватора была обещана крупная награда — 100 тысяч рейхсмарок.

Чтобы отомстить генералу, немцы полностью выжгли его родную деревню Хотино в Белоруссии. Родителям и сестре Льва Михайловича пришлось идти в лес к партизанам.

Доватор никогда не действовал наобум и, не довольствуясь донесениями разведки, 19 декабря лично направился на передовую к деревне Палашкино.

Здесь его, лучшего кавалерийского военачальника Красной Армии, сразила очередь немецкого пулеметчика.

21 декабря 1941 года Доватору присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.

 Как конница Доватора побеждала механизированный вермахт. Лев Доватор
-ö-ö-

Митрополит Кирилл и Бенедикт XVI договорились об объединении усилий двух Церквей

Решение было принято на встрече папы Римского Бенедикта XVI и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, прошедшей в четверг в Риме.

В ходе беседы понтифику также было представлено содержание Декларации Всемирного русского народного собора о правах и достоинстве человека, принятой недавно. Также была также признана полезной выработка общей позиции по проблемам биоэтики, как сообщил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Еще после первой встречи с понтификом, прошедшей 25 апреля прошлого года, митрополит Кирилл заявил «Интерфаксу», что «сейчас есть все предпосылки к тому, чтобы преодолеть те трудности, которые у нас возникли в течение последних лет».

Обе стороны отмечают тот факт, что налаживание взаимной работы является важной их задачей. Патриарх Московский и вся Руси Алексий II высказывая точку зрения на данный вопрос, в одном из интервью отметил, что Церкви должны стремиться к совместному свидетельству о Боге, а не к конкуренции. Бенедикт XVI со своей стороны заявлял, что одной из главных задач его понтификата является сближение с Православной церковью, и призывал католиков и православных к совместному свидетельству о христианских ценностях.

Прослеживая развития отношений Церквей нельзя не отметить важность международной конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», прошедшей в Вене в мае этого года. Инициатива проведения ее исходила от Папского совета по культуре и Отдела внешних церковных связей при поддержке австрийского фонда "Pro Oriente". В ее работе приняли участие глава Совета кардинал Поль Пупар, митрополит Кирилл, другие религиозные, общественные деятели, а также эксперты в области религии.

Сами участники конференции отмечали важность этого события в не только в прямой его цели, но в деле налаживания общения двух Церквей, ранее имевших достаточно большие разногласия во многих вопросах.

О плодотворности данной конференции можно судить по заявлениям обеих сторон и о сходном звучании их мнений о совместной работе. Так, папа Римский в своем послании участникам конференции выступил за "смелую и обновленную деятельность в Европе в третьем тысячелетии" католической и православной Церквей и поблагодарил Московский Патриархат за "активное содействие" ее организации. Не менее позитивно и дружелюбно были настроены представители православной Церкви, выразившие надежду на продолжение сотрудничества и диалога с Ватиканом, а так же обратились с призывом к российским католикам пойти по стопам своих пастырей и перестать смотреть на православных "если не через прицел, то через очень плохой бинокль".

Пока вряд ли можно однозначно сказать, каков будет результат дальнейшей совместной работы и налаживания взаимоотношений между католической и православной Церквями после многих лет споров, разногласий и неприятия друг друга. Пока же Митрополит Кирилл также передал главе Ватикана устные приветствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которые понтифик с благодарностью принял и в ответ попросил передать предстоятелю Русской церкви самые добрые пожелания в его служении.

наверх