На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

Звездное зодчество

https://x-files

 

Звездное зодчество

Среди загадок, терзающих исследователей египетских древностей, храмов и особенно пирамид, среди вопросов «кто?», «когда?» и «как?» есть вопрос, способный отчасти поставить в тупик современного человека. Это вопрос «зачем?».
Зачем, например, возводить сооружения исполинских размеров с такими тесными коридорами и маленькими камерами внутри?

Укреплять здоровье? Прятать сокровища?
Зачем применять при строительстве блоки невероятной тяжести, если того же эффекта можно добиться более легкими материалами? Чтобы не растащили на части?
Зачем направлять внутренние шахты на стороны света и звезды с идеальной астрономической точностью, поражая современных исследователей совершенством вычислений и технологий? Зачем? Заронить в прагматичные умы потомков зерна поисков и сомнения?
Так или иначе, человечество судит об окружающих явлениях с точки зрения своего развития, со своей «колокольни», позволяющей видеть дальше или ближе. Вглядываясь в глубину веков, в загадочные древние культуры, приходится признать, что наша «колокольня» отстоит очень далеко от египетских пирамид и храмов. Но, тем не менее, если попытаться, всегда можно что-то разглядеть...

Звездное зодчество
Искусство ориентирования построек по звездам существовало с незапамятных времен, когда зодчему, возможно, впервые рассказали о его роли в этом мире. Еще в античные времена помнили об этом искусстве и включали его в ряд обязательных разделов архитектуры. Об этом подробно говорит Марк Витрувий Поллион в своих знаменитых «Десяти книгах об архитектуре», помимо механики и зодчества включая в разделы архитектуры науку гномонику. Эта древняя область строительных знаний отвечала за связь с небесными явлениями, благоприятными сторонами света, дуновениями ветров, движением Солнца, планет и расположением звезд. И есть свидетельства тому, что многие эти знания мастера античности почерпнули из Древнего Египта — колыбели нашей цивилизации. Но очевидно, что колыбель во многом превосходила цивилизацию своих последователей.
Великие пирамиды Древнего Египта на плато Гизы, наверное, ярчайший пример такого превосходства. То, что несколько тысячелетий тому назад сооружение размером двести на двести с лишним метров и весом в шесть миллионов тонн удалось расположить точно по сторонам света, может быть, не так удивительно. Но то, что отклонения размеров и направлений при таких массах не превышают одной десятой процента — это для современных строительных технологий совершенство практически недостижимое. Зачем такая точность? Глаза человека, созерцающего величие пирамид, не в состоянии отследить такие нюансы. В попытке ответить можно лишь прийти к констатации, что культура, способная так строить, знала больше нашей. Строители Великих Пирамид знали, зачем размещать их на плато Гизы так, чтобы каждая буквально отражала на Земле расположение «своей» звезды из созвездия Ориона. Они знали, зачем делать массы этих пирамид пропорциональными звездным величинам, — и это стало известно только в наше время, благодаря современной науке. Они знали многое, что нам еще, возможно, только предстоит открыть в будущем.
По сей день пирамиды продолжают удивлять нас открытиями. Совсем недавно под Великими Пирамидами в Гизе был обнаружен целый комплекс подземных храмов, о которых писал Геродот две с половиной тысячи лет тому назад. А ведь еще 10 лет назад над Геродотом посмеивались как над древнегреческим писателем-фантастом. А таинственные числа и предсказания? А самозатачивающиеся внутри пирамид лезвия? Есть открытия и гипотезы, над которыми мы смеемся сегодня.
Исследования американских ученых Р. Бьювелла и Э. Джилберта, посвященные расположению пирамид на плато Гизы, вполне могут указывать на дату их строительства, восходящую ко временам легендарной Атлантиды. В то же самое время углы наклона внутренних шахт пирамиды Хуфу (Хеопса) и их направления на созвездия дают полное право относить время ее создания к годам правления этого фараона. И те, и другие версии правомерны и опираются на знание законов движения небесных светил, которыми жрецы Древнего Египта владели не хуже современных астрономов. Какие еще загадки заложили создатели пирамид в свои творения?


Любой интересующийся с карандашом в руке может проделать простой композиционный анализ, частично основанный на исследованиях того же Р. Бьювелла и Р. Гантенбринка, и самостоятельно обнаружить удивительные особенности разреза пирамиды Хуфу. В основе построения лежит принцип все того же золотого сечения, связывающий геометрию пирамиды, систему внутренних пространств и направления на созвездия. Хочется даже выдвинуть предположение: если архитектура пирамиды так просто и точно указывает на звезды, то, зная расположение звезд, законы их движения и некоторые композиционные приемы, можно с помощью несложных построений создать проект будущей пирамиды. И возможно, именно звезды и являются лучшими в этом деле зодчими. Но опять возникает вопрос: «Зачем?»
Назначение такого гигантского «устройства», наверное, еще долго будет вызывать споры среди исследователей, приписывающих пирамидам всевозможные цели, от оккультных до оздоровительных. Однако с позиции архитектуры интересен сам факт проявления забытой науки — гномоники, той удивительной связи композиции и астрономии, которая может натолкнуть нас на разгадку секретов ныне забытого, задавленного проблемами требований и технологий искусства строительства по звездам.
Архитектура — искусство тонкое и, вместе с тем, довольно конкретная наука. Эта наука говорит, что каждый архитектурный проект, еще до воплощения в жизнь, имеет свой образ — некую чувственную и умозрительную модель, включающую в себя основные закономерности и характеристики будущего здания. А основные закономерности отражаются в его архитектурной композиции. Композиция, в свою очередь, призвана объединить собой идею, замысел, законы и воплощаемую форму. Не видимая неискушенному взору, она, как стержень, нанизывает на себя казалось бы несовместимое — эмоции и технологии, планировочные структуры и религиозные воззрения.
Зодчество Древнего Египта служит прекрасным примером соблюдения этих правил, где все духовные, эмоциональные и физические состояния, по тем же законам архитектуры, должны находить свое выражение в конкретных материальных проявлениях. Благодаря знанию таких взаимосвязей мы можем по воплощенным формам и композиционным законам судить об идеях и вещах менее материальных. Потому, встречая странные сочетания строительных осей и астрономических явлений, стоит также обратить внимание на их философско-символическую сторону.
Как говорят исследователи, звезды в культуре Древнего Египта считались одним из проявлений и обличий божеств. (Зодиак — это тоже древнеегипетская система.) Точнее, каждое божество древнеегипетского пантеона имело свою звезду или созвездие, призванное олицетворять его на небосклоне. Восход или кульминация созвездия служили зодчему ориентиром, знаком и символом для строительства. И уж если египетский храм являлся воплощением пути к Божественному, то этот путь и это Божественное, по законам архитектуры, непременно должны были быть выражены, конкретизированы до уровня зримых и нередко осязаемых образов. Древние египтяне считали, что все видимое и измеримое является тенью Невидимого и Неизмеримого. Присутствие «дыма» всегда говорит о наличии «огня», поэтому в древнеегипетском зодчестве очень важны и конкретная звезда, и конкретная ось храма, ведь именно они и служили критериями правильного пути — правильного действия, движения в верном направлении. Не случайно, наверное, каждый храм в Древнем Египте имеет главную композиционную ось, которая направлена на какое-либо небесное явление. «Беру деревянный колышек, держу шнур с Богиней Сешет; мой взор следит за бегом звезд, око мое направлено на Большую Медведицу; Бог, указывающий время, стоит возле моей клепсидры; так установил я четыре угла храма», — пишет фараон Птолемей III Эвергет на стенах восстановленного им храма Хора в Эдфу.


Иными словами, уже в момент закладки древнеегипетский храм был связан со звездой, созвездием, Солнцем — образом божества, домом которого он становился в процессе строительства. Образ этот и руководил действиями зодчего на этапах проекта и строительства и в конечном итоге являлся критерием оценки всей его работы. Не исключено, что не только знание небесных законов, но и умение видеть эти образы позволяло древнеегипетским мастерам своим искусством помогать людям приходить к Божественному и, что для современного человека уже мало понятно, помогать Божественному поддерживать связь с человеческим миром.
Современная философия говорит, что человеку никто и ничто не мешает заниматься духовными поисками и идти к Божественному. Таких людей, несмотря на нынешнее засилье материализма, много, и это обнадеживает. Но если подсчитать, сколько тех, кому никто не мешает, попытались помочь Божественному прийти к человеку, результаты окажутся менее оптимистичными. Конечно, тонкий и невидимый мир выше и совершеннее, чем привычный нам зримый и осязаемый. Но этот тонкий мир не абсолютно всесилен, и любое духовное начало, для того чтобы как-то действовать, будет нуждаться в своем физическом подобии.
Древнеегипетские зодчие это хорошо знали, создавая свои храмы — дома для встречи с богами. Храм по представлению древних египтян — отражение образа и физическое тело божества, с помощью которого это божество сможет проявляться и действовать в материальном мире. Свет Солнца, свет звезд как самая высшая ступень существования физической материи являлся для египтян носителем духовной субстанции, и этот свет, собственно, и «жил» в храме, освещал и освящал его части и был «руководителем» главных этапов его создания. Создание храма, подобно родам, давало возможность Духу иметь не только душу в виде света, но и тело в образе храма. Из поколения в поколение египетские жрецы передавали своим ученикам тайные знания о том, как создавать «Кхат-Нетеру» три дома для встречи с невидимыми Принципами и с их видимыми образами на небе. Так, благодаря храмовому строительству, могла осуществляться связь между миром людей и миром архетипов. Живая связь, которая и является основной характеристикой священной архитектуры.
По дошедшим до нас скупым и противоречивым источникам мы мало знаем о священной архитектуре Древнего Египта. Считается, что храмы Египта не были рассчитаны на присутствие множества верующих, что в них не «молились» привычным для нас образом, что это были Великие Дома, древнеегипетские боги обитали там, подобно древним египтянам, жившим в своих жилищах, как в маленьких храмах.
Нам с сегодняшних наших позиций довольно сложно об этом судить, поскольку, слыша слово «храм», мы чаще всего опираемся на типичные для нас представления. Да и само понятие священной архитектуры балансирует где-то между музейными стереотипами и религиозными предрассудками. Конечно, архитектурная наука в наши дни уже не может отрицать важность влияния небесных явлений на жизнь человека. Дело не ограничивается только лишь правилами и нормативами освещения помещений и психологическим комфортом. Домашние «алтари» и «красные углы» в квартирах — лишь малая часть этой непреходящей тяги человека к священному. Но популярная ныне материальная и нематериальная «экология», разделяя творения зодчих на хороший и плохой фэн-шуй, руководствуется пока что в основном критериями практической пользы в решениях жизненных трудностей и проблем. Нет смысла, наверное, говорить о том, что жизненные трудности и проблемы существовали и в те далекие времена, но, видимо, люди древности к ним иначе относились, а вопрос «зачем?» по-прежнему остается вопросом нашего восхищенного недоумения перед великими загадками древнего мира.
Архитектура — отражение времени. Камни ее, подобно магическим зеркалам, способны показать нам далекие времена, о которых уже давно молчат хроники и легенды. И то, что открывается любознательному взгляду, рассказывает о многом, рождая все новые и новые вопросы. Ответы на эти вопросы требуют, чтобы мы время от времени слезали со своей «колокольни». Наша «колокольня», с которой мы пытаемся судить о вещах и событиях, подобно храмам, также имеет свой архитектурный прообраз. Возводя ее, мы закладываем в ее фундамент вечные и сиюминутные ценности, строим стены надежного неведенья и пробиваем в них окна возможного прозрения, поднимая над крышами флаги наших собственных критериев безумия и мудрости. Так мы в течение жизни создаем крепости и шалаши своих убеждений и гипотез. Между тем памятники древности продолжают стоять, не подтверждая и не опровергая наших догадок, и лишь изредка нарушают свое многовековое молчание.
Глядя вдаль, на таинственные древние культуры, на их пирамиды и храмы, хочется верить, что когда-нибудь человечество, спустившись со своих нынешних «колоколен» и поднявшись куда-то еще, действительно сможет дать себе ответ на вопрос «зачем?». Ответ, дающий шанс вернуть в мир Священную Архитектуру — Архитектуру, которую создают и в которой живут Звезды.

Студентки Московского энергетического института пробуют капусту, отбирая на овощной базе лучшую на вкус, СССР, 1967 год.

ТЕХНИКА СЕГМЕНТАРНОГО МАССАЖА: ПРИЁМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКОЛОЛОПАТОЧНУЮ ОБЛАСТЬ
Массажист находится справа от пациента, левая рука обхватывает правое надплечье больного, а правой рукой пальцами со II по V, начиная от прикрепления широчайшей мышцы спины, производит мелкие растирания в сторону наружного края лопатки по направлению к ее нижнему углу.
Затем производит растирание I пальцем правой кисти вдоль внутреннего края лопатки, вплоть до уровня плеч (рис. 1).
Далее – растирание и разминание верхнего края трапециевидной мышцы вплоть до затылка.
Затем массажист воздействует на левую лопатку, начиная массаж I пальцем правой кисти от прикрепления широчайшей мышцы спины, доходит по наружному краю до нижнего угла левой лопатки и продолжает растирать пальцами со II по V по внутреннему краю лопатки и до затылка.
Левой кистью, при наступлении расслабления в области лопаток, воздействуют на ткани, расположенные под лопаткой, а также над и под ее остью.
Рис. 1. Прием обработки окололопаточной области: а – сидя; б – лежа на животе; в - на боку
"Исцеляющие методики массажа. Комплексный подход" , В. Васичкин
Не знаю фамилию автора, но это фото заняло первое место на конкурсе. Женщина всегда остаётся женщиной.
СТРЕСС КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ГОЛОВНОЙ БОЛИ
Конечно же, всем известно о силе пагубного воздействия стресса на организм. Но чаще всего человек и не догадывается, что и головная боль может возникнуть из-за стресса, вызванного весьма незначительной причиной.
Прежде всего условимся, что мы будем подразумевать под понятием «стресс» какое-либо воздействие со стороны внешнего мира на нервную систему человека, своего рода встряску, в результате вызывающую выброс адреналина в кровь, напряжение мышц и массу других отрицательных изменений в организме человека. Все они свидетельствуют о реакции организма на внешний раздражитель, приведший его в состояние волнения, от сильнейшего до самого малого. Например, стрессом можно считать конфликт на работе, в результате которого возникает перевозбуждение симпатической нервной системы, вы в этом случае не можете подавить свое волнение, как бы ни пытались, или постоянная тревога за успешность выполнения своей работы, плохие отношения с коллективом.
Испытав подобное волнение, даже если вы уже успокоились, ваш организм еще долго пытается справиться с его последствиями. Так, мышцы пребывают в скованном состоянии довольно значительное время, а сердце и сосуды испытывают огромную нагрузку. Симпатическая нервная система реагирует таким образом не только на какие-то сильные волнения, но и на такие, как волнение в связи с выступлением перед публикой, и реакция организма будет такой же, как если бы это был сильный страх перед смертельной опасностью. Напряжение может часами сковывать мышцы, если вы продолжительное время испытываете те же самые чувства, которые побудили нервную систему так отреагировать на них.
Несколько слов о функциях симпатической и парасимпатической нервной системы. Чаще всего они выполняют прямо противоположные друг другу функции: первая замедляет, а вторая ускоряет биение сердца, первая способствует приливу крови к поверхности кожи, а вторая – наоборот. Если человек находится в спокойном состоянии, эти две системы взаимодействуют так, что одна уравновешивает другую, создавая определенный баланс, который нередко нарушается в силу воздействия внешней среды на человека. Так, деятельность симпатической нервной системы начинает активизироваться, преобладая над парасимпатической, замедляя ее функции, вследствие чего изменяются функции всего организма. Этот перевес настолько велик, что организм просто игнорирует все сигналы, подаваемые парасимпатической нервной системой. В результате возникает хроническое физическое напряжение, вследствие которого мышцы не расслабляются.
Несомненно, вам известно, что те или иные заболевания вызывают сильный стресс, например сердечно-сосудистые – сердечный приступ и гипертонический криз. Они возникают как раз вследствие чрезмерного возбуждения симпатической нервной системы, что может привести к преждевременной смерти. Если бы человек старался уменьшить число возникновения стрессовых ситуаций, то, несомненно, значительно увеличил бы продолжительность своей жизни. Впрочем, каким-то образом организм все-таки регулирует свое состояние, иначе человек не прожил бы долго при таком положении дел. Но возникший дисбаланс между деятельностью двух систем, симпатической и парасимпатической, – нарушение, встречающееся практически у каждого человека в результате постоянного преобладания первой системы над второй.
Именно поэтому необходимо восстановить нарушенный баланс, позволив себе в состоянии перевозбуждения достичь максимальной его степени и не препятствовать этому, а потом так же максимально расслабиться. Таким образом баланс симпатической и парасимпатической нервной системы не будет нарушен, они уравновесят деятельность друг друга. Все зависит от степени возбуждения: если вы испытали сильное возбуждение, то и расслабляться вам нужно по полной программе, предварительно выпустив пар, т. е. подвергнув свое тело интенсивной физической нагрузке – выполнив физические упражнения, побегав, попрыгав, хотя бы просто походив. Так вы сможете быстрее успокоиться, устранить раздражение, беспокойство. Заметьте, что при сильном волнении или находясь в сильном возбуждении, человеку трудно усидеть на одном месте. Это легко объяснимо тем, что организм стремится уравновесить деятельность двух систем, а также избавиться от излишнего уровня адреналина в крови.
рис1. Схема вегетативной нервной системы: сплошная линия – симпатические волокна, прерывистая линия – парасимпатические. 1 – глаз, 2 – слюнные железы, 3 – сердце, 4 – бронхи, 5 – желудок, 6 – печень, 7 – поджелудочная железа, 8 – кишки, 9 – почки, 10 – прямая кишка, 11 – мочевой пузырь, 12 – половые органы
МУЖСКАЯ МИГРЕНЬ
Течение мигрени у сильной половины человечества имеет свои особенности. Здесь исключается роль гормональных изменений, т. к. физиологическая цикличность у мужчин выражена намного слабее, чем у женщин. Наибольшее значение имеют внешние факторы. Например, известно, что мужчины наиболее подвержены стрессам. К тому же они чаще, чем женщины, занимают высокие должности, требующие большой ответственности и занятости, что, в свою очередь, приводит к эмоциональным перегрузкам.
Также мужчины сильнее, чем женщины, подвержены вредным привычкам и меньше внимания уделяют своему здоровью. Приступы мигрени у них случаются реже, чем у женской половины населения, но протекают более интенсивно. Часто боль несколько отличается по симптоматике от мигренозной. Начинается она, как правило, среди ночи, с боли с размытой локализацией. Приступ возникает внезапно и может продолжаться несколько секунд, а затем проходит, возобновляясь через некоторое время. В этом случае, возможно, потребуется другое лечение и консультация у опытного специалиста.
По статистике, ночная мигрень встречается у 20% больных. Большую роль здесь играет наследственный фактор. Если кто-то из ваших родственников страдал ночной мигренью, скорее всего, у вас мигрень также возникнет в это время суток. С психологической точки зрения ночную мигрень можно объяснить следующим образом. У пациентов, страдающих ночной мигренью, в подсознании лежит ряд психотравмирующих ситуаций, произошедших с ними в прошлом. В период бодрствования сознание как бы вытесняет их, и человек может и не вспоминать о них. Но во время сна психотравмы реализуются и актуализируются. Это свойство психики нередко используется психоаналитиками при некоторых заболеваниях, в том числе и мигрени. Человек, находясь в состоянии гипноза, рассказывает вслух о своих внутренних конфликтах, как бы заново переживая травмирующую ситуацию. Таким образом он избавляется от страхов, опасений, сомнений и других отрицательных эмоций, заложенных в подсознании, лишаясь тем самым колоссального стресса, являющегося зачастую причиной возникновения заболевания.
Мигрень является болезнью интеллектуалов, возникающей в самый ответственный момент, когда необходимо принять важное решение. Приступ мигрени очень подробно описан Михаилом Булгаковым в произведении «Мастер и Маргарита». В нем он наглядно изобразил страдания Понтия Пилата в момент принятия очень важного для его народа решения.
Анальгетики редко помогают справиться с этим недугом, поэтому в большинстве случаев мужчины воспринимают боль как неизбежное зло и вынуждены терпеливо переносить ее. На это уходит большое количество энергии, поэтому на все остальное уже не остается сил. Но с недугом нужно бороться, используя при этом комплексное лечение препаратами, сеансы релаксации, аутогенную тренировку. Возможно, поможет сеанс психотерапевта. Известны случаи, когда при помощи гипноза опытный психолог полностью избавлял больного от мучивших его болей.
Физиотерапевтические процедуры – такие, как массаж, лечебная гимнастика, контрастный душ, гидромассаж, – способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы, улучшают настроение и общее состояние, что является отличной профилактикой мигрени. Пополнение организма витаминами группы В, витамином С, селеном обеспечит вам прекрасную защиту от стрессов и головной боли. Очень важно также соблюдать правильный режим дня.
ПОЭЗИЯ ПАЛЬПАЦИИ
Ида Рольф, автор и создатель системы структурной интеграции, известной под названием «рольфинг», делится своими размышлениями на ту тему, насколько пальпаторый опыт может оказаться захватывающим.
Она советует начинающим изучать это искусство, чтобы те почувствовали, к примеру, собственное бедро. Вначале, говорит она, это будет ощущаться как нечто «недифференцированное», слишком плотное, или слишком мягкое, с недостатком тонуса, как будто под кожей собрались какие-то крупные куски. Такие «крайности спектра пространственной, материальной и химической дезорганизации» делают распознавание в идеале хорошо организованных элементов структур довольно затруднительным.
Однако после соответствующей нормализации таких тканей «чувство» возникает совершенно иного свойства:
- Вы можете почувствовать как поток энергии и тонус входят в миофасциальную структуру, проходят через нее… растворяя «слипшееся, склеившееся», которое, удерживая вместе фасциальные оболочки, создавало впечатление связанной, недифференцированной плоти.
По мере того, как улучшается тонус фасций, отдельные мышцы начинают скользить одна над другой и плоть, которая уже не является «слишком, слишком плотной», начинает напоминать пальцам слои шелка, скользящие один по другому и вызывающие ощущение роскоши.
Некая аффектация, свойственная Рольф, отнюдь не является притворной. Пальпация тела должна по мере накопления практического опыта изменяться и перерастать из акта чисто механического в истинно трогательный и волнующий опыт, причем во всех смыслах этих слов.
Пол Ван Аллен (1964) заострял внимание на необходимости концентрированного под-хода к задаче повышения перцептивного (и лечебного) мастерства:
- …уложим несколько принципов, направляющих нас в развитии мануального мастерства… При развитии навыков действий руками обычным делом является необходимость знания базовых принципов и постоянной тренировки. Это относится к удару по мячу в гольфе, бейсболе, броске шара в боулинге, игре на пианино или на скрипке, но вот что удивительно - мы крайне редко думаем, если думаем вообще, о таких умениях в остеопатической практике. И не потому ли остеопатические манипуляции начали терять эффективность и репутацию даже среди своих, что студенты больше не тренируются чувствовать волосок через как можно большее количество страниц «Анатомии Грея»?
Заметим, что написано это было в весьма драматические для остеопатии в США времена, когда 2000 калифорнийских остеопатов оказались от звания ДО и приняли статус ДМ в обмен на превращение остеопатических колледжей в медицинские школы. Возрождение базовых остеопатических учений и навыков, произошедшее с того времени, последствия этой катастрофы уже ликвидировало.
"Искусство пальпации", Леон Чейтоу
ЖЕВАТЕЛЬНАЯ МЫШЦА: АНАТОМИЯ, ТОЧКИ НАПРЯЖЕНИЯ, СНЯТИЕ БОЛИ
Жевательная мышца — один из самых сильных мускулов лица. Она прикреплена к части скулы, которая располагается близко к уху и к челюстной кости нижней челюсти. Мышца работает, когда вы жуете или сжимаете зубы, поднимая нижнюю челюсть. Если вы поместите руку на щеку в области нижнем челюсти и слегка сожмете зубы, то почувствуете движение жевательной мышцы, когда она сокращается. Можно наблюдать сокращение и расслабление мышцы, когда человек сердится и автоматически сжимает и расслабляет челюсть.
Если изучить действие этой мышцы, то можно выяснить причины ее напряжения. Сжатие зубов на загубнике, на резиновой трубке по время плавания, во время сна — любое подобное действие может вызвать ограничение функции жевательной мышцы. Культуристы автоматически сжимают зубы, когда поднимают тяжелые штанги. Ежедневные действия - обдумывание трудностей, жевание жвачки, кусание ногтей, или твердых продуктов, сжимание мундштука, травма головы, при которой поражается челюсть, — тоже могут образовать тугие тяжи и точки напряжения в жевательной мышце, которые послужат причиной возникновения лицевой боли.
Иногда боль чувствуется верхними зубами, щекой или в надбровной области. Бывает, что боль в жевательной мышце описывается как боль пазухи, что неправильно диагностируется как инфекция пазухи. Иногда боль чувствуется на щеке и глубоко в ухе, что вызывает звон в ушах. Когда в жевательной мышце появляются точки напряжения, теряется способность открывать рот так широко, как хочется (открывается только на 2—3 см). Если у вас случилось ограничение в движении челюсти, вы должны нащупать болевую зону в жевательной мышце, а также в других мышцах, вовлеченных в жевание (височной и крыловидной).
Жевательная мышца покрыта околоушной железой (она раздувактся во время заболевания свинкой), поэтому ее иногда сложно определить снаружи. Вы должны исследовать мышцу с внутренней части щеки. Вымойте руки, затем поместите большой палец внутрь рта, а остальные пальцы положите на щеку. Сожмите слегка зубы, чтобы выявить мышцу. Большим пальцем найдите тугие тяжи и болезненные места в мышце. Они могут быть весьма воспаленными, Нужно ощупывать мышцу таким образом несколько раз в день в течение 2—3 дней, и боль постепенно пройдет. Лучше всего делать это во время приема душа. Ваша мышца будет нагрета, а руки — чисты. После снятия напряжения с мускула нужно его растянуть.
РАСТЯЖКА ЖЕВАТЕЛЬНОЙ МЫШЦЫ
Растяжка: поместите руку под подбородком. Откройте рот, мягко оказывая движению нижней челюсти сопротивление. Удерживайте это положение, считая до 5, Повторите растяжку 3 раза. Затем откройте и закройте рот несколько раз без сопротивления.
Важно избежать тех действий, которые приводят к ограничению движений в жевательной мышце. Исправление положения, при котором голова вытянута вперед, — важная часть воздействия на мышцу... Можно постепенно изменить положение головы путем растяжения позвоночника представлением, будто вы подвешены на нитке (струне), прикрепленной к макушке. Это позволит голове со временем занять более прямое положение.

Картина дня

наверх