На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Трамп предложил должность главы Пентагона журналисту Хегсету, ранее служившему в Ираке, Афганистане и в тюрьме Гуанта...ВС России прорвал...
  • Юрий Ильинов
    Удары ВКС РФ сорвали переброску подразделений ВСУ в Курскую область к Ольговскому лесу Российские войска в течение в...Осень на золотых ...
  • Юрий Ильинов
    Украинское подполье обесточило позиции ПВО ВСУ за два часа до ударов по военным объектам в Киевской области Украинск...«Восстание масс» ...

Русское деревянное зодчество

https://artsgtu

 

Русское деревянное зодчество


Русское деревянное зодчество — направление национальной деревянной архитектуры, восходящее к народному зодчеству славянских племён. Благодаря доступности лесных ресурсов дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм достигло в XV—XVIII веках (особенно на Русском Севере) и оказало значительное влияние на каменную архитектуру.

 

Русское деревянное зодчество

 

Главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем.

 

Русское деревянное зодчество

 

О древне-русском деревянном зодчестве возможно говорить лишь в форме догадок и предположений, поскольку не сохранились памятники тех времён или точное их описание. Недолговечность и горючесть строительного материала не позволили сохранить ни одной деревянной постройки, срубленной ранее XVI века. Иван Егорович Забелин предпринял первую попытку реставрации типа древне-русских деревянных построек, считая, что с течением времени и изменением образа жизни они изменялись в частностях, а не в общих чертах. Оставался неизменным основной тип, ядро постройки, а излюбленные архитектурные формы воспроизводились столетиями, дополняясь новыми более искусными сочетаниями.

 

Русское деревянное зодчество

 

 

При реставрации деревянных храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх.

 

Русское деревянное зодчество

 

Начиная с XVIII века дерево постепенно вытесняют новые материалы, имеющие техническое превосходство: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности. Древесина стала рассматриваться как материал, к которому приходится прибегать, только если нет возможности обратиться к более дорогому.

 

Русское деревянное зодчество

 

Всплеск интереса к деревянному зодчеству вырос на волне увлечением историческим направлением псевдорусского стиля в XIX — начале XX веков. Частыми заказчиками деревянной застройки в русском стиле были КУПЦЫ (особенно старообрядцы). Таким образом, крестьянская деревянная архитектура, придя в город, становится всенародной и всесословной. Эклектичность в деревянных жилых домах проявлялась в сочетании стилевой профессиональной архитектуры и народной традиции.

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

 

Русское деревянное зодчество

 

Русское деревянное зодчество

 

Русское деревянное зодчество

 

Русское деревянное зодчество

 

Русское деревянное зодчество

Грифон — крылатый огненный пес


ГРИФОН – крылатое животное, с телом льва, головой и когтями орла. У Славян символизирует – Солнце.
В мифологическом плане является бдительным хранителем сокровищ, осуществляя ещё и возмездие за посягательства на Славянские Святыни.

Грифон - крылатый огненный пес

У древних Греков Грифон так же Солярное животное, являющееся ипостасью – Солнечного Бога Аполлона, олицетворяя собой ещё и Мудрость Афины, и Возмездие Немезиды.
На Греческом языке «Грипос» – крючковатый, изогнутый.
На Востоке Грифон являл собой – «Крылатого Огненного Пса», символизируя Мудрость и Просвещение.

В Христианской религии Грифон обозначал – Дьявольское Зло, уносящее с собой Души Христиан.

В Древнерусской Ведической традиции слово «ГРИ-ТОН» обозначало – Огненный Вихрь, как особый Энергетический Поток, некого невидимого Вибрационно-Силового Поля, являющегося Защитным Рубежом тонких Ментальных Миров и Границ Междумирья. Охранники Гритон-Грифоны, в образе Крылатого Огненного Пса – это Хранители Границ Державы, как Символ Симаргла (Бога Огня), олицетворяющего собой Святость и Нерушимость рубежей РасСеи (в Мире Яви и в Мире Нави).

Вот почему чаще всего Грифон изображался на щитах и браслетах Русских Воинов рядом с символом Руси – Белегом. Так же Грифон был тотемным знаком Воинов Гридней (защитников Святилищ и Гардаров), олицетворяющих собой Стойких Хранителей, как непобедимых Воинов, защищающих свою Святую Землю.

Образ, Грифон — Симаргл прорисовывается в древних изображениях именно как «Крылатый Огненный Пёс». Такие изображения встречаются на древних Воинских щитах, а так же, в некоторых сюжетах Русского прикладного искусства (X – XIII веков).

Очень часто «Крылатых Псов» мы видим на каменных барельефах, в деревянной резьбе, на фибулах, браслетах, обручах, в узорах женских украшений, и на утвари, именно в традиции Русо-Арийской культуры Волго-Окско-Донского бассейна древней Артании.
Иногда изображения этих «Крылатых чудищ» помещали на дверях, на фронтонах дворцов и храмов, и даже украшали Христианские церкви. Как замысловатый мифический Образ, Грифон — Симаргл прорисовывался в текстах древних рукописей, в виде вензелей и узорчатых вышивок. В древней Арийской традиции писалось – «Сiмаръглъ».
Симаргл считается – сыном Бога Сварога, родившимся в «Огненном Вихре», Вибрационная Сила которого очищает от всякой Скверны, озаряя Мир своим Рождением.

Как Бог Огня, Симаргл вёл борьбу против Чернобога, именно в Образе Грифона У Этруссков-Расенов Бог Симаргл звался просто – Симом.
Именно Грифоны стерегут подходы к Божественному Ирию. Ирий – это Славянский Рай, небесное царство Богов, созданное Сварогом, которое располагалось в Мире Небесной Прави, по одной из версий – над Рипейскими горами (Уралом), а по другой – над Ирийскими горами (Алтаем).

-

Андрей и Татьяна Шадровы Возвращайся, человек


Концерт в библиотеке Михаила Задорнова в Москве.

https://ok.ru/video/1567597464120

Сажени. Зачин


Сажени… Здесь есть какая-то притягательная загадка. Первобытные строители примитивными инструментами, безотчётно, «не понимая логики своих действий», строили прекрасные произведения архитектуры, да так, что мы, очень образованные и грамотные потомки, оснащённые компьютерами, до сих пор не можем понять, как они это делали…

Читая труды различных исследователей, я не могу отделаться от ощущения, что нам достались лишь следы, остатки чего-то прекрасного и величественного — как древнеиндийские храмы, сквозь камни которых проросли многовековые деревья.

Сажени. Зачин

Творческий метод древнерусских зодчих далеко не во всем нам понятен, и многое остается для нас загадкой…

Анализ форм произведений древнерусской архитектуры показывает, что при своей простоте они обладают пропорциями весьма не простыми − лучшими из известных нам видов: золотым сечением и различными производными от него функциями…

Методы работы древнерусских зодчих существенно отличались от современных. Сложнейшие здания возводились без чертежей и в короткие сроки. Древнерусские зодчие и ведущие мастера владели, видимо, определенной специфической методикой проектирования, знаниями и умениями, многие аспекты которых неведомы для нас. Подобные знания, учения и методы, не получившие продолжения и последующего развития, современный исследователь называет «тупиковыми». В прошлом они могли достигать высокого совершенства, но затем по разным причинам не находили применения, постепенно забывались, остались вне основ наших современных знаний и неизвестны современным специалистам…

Именно таковой является древнерусская числовая система архитектурного пропорционирования, представляющая предмет данного исследования. Она функционировала, как показал анализ памятников архитектуры, от домонгольского периода по XVIII в. и окончательно была забыта в XIX в. В ХХ в. начала частично «открываться» вновь [Пилецкий А.А.]

В древнерусской числовой системе архитектурного пропорционирования, которая функционировала задолго до монгольского нашествия, в качестве единиц измерения использовался некоторый набор инструментов под общим названием «сажени». Причем саженей было несколько, разной длины и, что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу и использовались при замере объектов одновременно. Историки и архитекторы затрудняются установить их количество, но признают наличие не менее семи типоразмеров саженей, которые при этом имеют собственные названия, определяемые, по-видимому, характером предпочтительного применения.

О том, когда зародилась эта удивительно «нелепая», собранная, как полагают археологи и архитекторы, заимствованием «с миру по нитке», древнерусская система измерительных инструментов, неясно. Различные авторы по-разному определяют время ее возникновения. Некоторые, как, например, Г.Н. Беляев, полагают, что она полностью была заимствована у соседей в виде филатерийской (Греция) системы мер и «…занесена на русскую равнину, вероятно, задолго до утверждения там славян в III — II вв. до Р.Х. из Пергама через малоазиатские греческие колонии». Г.Н. Беляев фиксирует самое раннее время появления системы мер на территории Древней Руси.

Другие, как Б.А. Рыбаков, Д.И. Прозоровский, полагают, что большая часть этих мер была «образована» у славян в период XII — XIII вв. и развивалась, совершенствовалась до примерно XVII в. Но и эти авторы, как и многие другие, не исключают привнесения в древнерусскую систему измерительных инструментов из других сопредельных и отдаленных стран. Таким образом, между двумя крайними наметками времени появления на Руси саженей как измерительных инструментов прошло почти полтора тысячелетия.

Однако, прежде чем начинать теоретические изыскания, необходимо понять, чем вызвано появление множества саженей и как свести его к отдельным эталонным размерам. Отмечу, что наличие двух и тем более нескольких эталонов измерительных инструментов для проведения одной и той же операции кажется современным исследователям величайшей нелепицей, логическим нонсенсом, пережитком архаической древности, когда первобытные люди, как полагают специалисты, еще не понимали логики своих действий. Сразу же возникает вопрос: зачем использовать даже две неодинаковые длины для проведения одной и той же операции измерения? Ведь вполне можно обойтись одной, как обходится сейчас весь мир одним метром. Ни метрических, ни физических объяснений этому «парадоксу» в современной науке не находится [Черняев А.Ф.]

Петровская реформа окончательно поставила крест на саженях уравняв их с английскими футами. Петру не было дела до всех этих тонкостей — он строил мощнейшую торговую державу, а несколько мер непостоянной длины совершенно не подходят для торговли.

Сажени нужны были для чего-то иного.

Они пришли к нам из старины глубокой, с той Руси ведической, «где чудеса, где леший бродит, русалка на ветвях сидит». Где люди жили общиной: били зверя, рубили лес, пахали землю, а слово «счастье» означало быть «с частью» общей доли.

Ни торговли, ни денег не существовало. А сажени существовали. Причём важность их была велика настолько, что они сохранились, пройдя века христианства почти до наших дней. Почти…

Зодчество было таинством и священнодействием. «Не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертанию святая святых», — говорит Соломон Китоврасу. «Он же (Китоврас) умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонися и поверже пруты пред царем молча…» .

Очертание Святая Святых — вот один из примеров применения сажень.

Значит, сажени напрямую связаны с обычаями и верованиями нашего народа, где быт насквозь пронизан обрядовостью, а каждая зарубка в избе и движение в танце имели священный, сакральный смысл.

Любой ритуал имеет свою сакральную модель, архетип; это настолько известно, что можно ограничиться упоминанием лишь нескольких примеров. «Мы должны делать то, что делали вначале боги» [Шата-патха брахмана, VII, 2, 1, 4). «Так делали боги, так делают люди» (Тайттирия брахмана, I, 5, 9, 4). В этой индийской пословице резюмируется вся теория, стоящая за ритуалами всех народов. Мы находим эту теорию и у так называемых примитивных (первобытных) народов, и в развитых культурах. Аборигены Юго-Восточной Австралии, например, производят обрезание с помощью каменного ножа, потому что именно так учили их мифические предки; африканцы племени амазулу поступают таким же образом, поскольку Ункулункулу (культурный герой) повелел во время оно: «Мужчины должны быть обрезаны, чтобы не походить на детей». Церемония Хако индейцев пауни была открыта жрецам в начале времен верховным божеством Пиравой.

У сакалава Мадагаскара «все семейные, социальные, национальные и религиозные обычаи и церемонии следует рассматривать в соответствии с лилин-драза, то есть с установленными обычаями и неписаными законами, унаследованными от предков». Нет смысла приводить еще какие-либо примеры, — предполагается, что всем религиозным актам положили начало боги, культурные герои или мифические предки. Кстати сказать, у «первобытных» народов не только ритуалы имеют свою мифическую модель, но и любое человеческое действие становится успешным постольку, поскольку оно точно повторяет действие, выполнявшееся в начале времен богом, героем или предком.[Мирча Элиаде]

Всему, что я знаю о саженях, я обязан работам Бориса Александровича Рыбакова и архитектора Алексея Анатольевича Пилецкого.

В отношении мифологии я полагаюсь на совершенно различные источники, но наиболее ценным полагаю этнографические сборы Александра Александровича Шевцова.

Все математические расчёты взяты из замечательной книги Александра Викторовича Волошинова «Математика и искусство».

Что есть сажени?

Ранее почти все исследователи древнерусской метрологии отмечали обилие различных видов саженей, но не предполагалось одновременное их применение в одном сооружении. Представлялось непонятным производить измерения несколькими видами саженей. Впервые Б.А. Рыбаков четко сформулировал казавшееся невероятным положение об одновременном применении в одном сооружении нескольких видов саженей. Ниже мы убедимся, что установленный им принцип является обязательным. Применяя лишь один вид саженей, древнерусский зодчий построить сооружение не мог, он столкнулся бы со сложными дробями и без ЭBM не справился бы с вычислениями. Несколько саженей и соподчиненных им единиц сводили почти все размеры к целым завершенным, легко запоминаемым и символически осмысленным числовым выражениям [Пилецкий А. А.]

Итак, при возведении здания, зодчие использовали одновременно несколько мер, так достигая определённой соразмерности частей и целого.

Следовательно, все сажени находятся друг с другом в совершенно определённых, неслучайных соотношениях, что невозможно при собирании их «с миру по нитке».

Поскольку сажень — это инструмент не измерения, а соизмерения, зодчий просто не мог строить здание с применением одной сажени — их должно быть не менее двух. Разные исследователи насчитывают от 7 до 14 саженей. Допустимо ли предположить, что все они находятся друг с другом в определённой связи, «системе» подобно красной и голубой линии Ле Корбюзбе?

Различные системы, предназначенные для пропорционирования и ускорения архитектурного проектирования, создаются вплоть до настоящего времени; не было препятствий к их функционированию и в прошлом; некоторые из современных находят себе преемственные прообразы в прошлых, несмотря на кардинальные изменения, произошедшие в современной архитектуре. Укажем, например, на разработки выдающегося французского архитектора Корбюзье. Его система пропорционирования, так называемый «модулор» (в которой, кстати, также делаются попытки увязки с системой мер), при относительно небольшом составе величин способствует достижению в архитектуре эстетически совершенных пропорций, обеспечивает многовариантность компоновок и соразмерение получаемых габаритов с человеком. Величины системы разработаны на основе модели человека. Система Корбюзье обобщила некоторый опыт современной и прошлой западноевропейской архитектуры и архитектурной математики.

Однако следует начать с работы знаменитого итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи). В XIII в. он опубликовал числовой ряд, вошедший впоследствии в различные системы пропорционирования.

Этот числовой ряд называется его именем и имеет следующий вид:

1−2−3−5−8−13−21−34−55−89−144−233−377 …

Каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих:

1+2 = 3, 3 + 5 = 8, 8 +13 = 21…

А отношение двух соседних приближается к величине золотого сечения (Ф= 1,618…) особенно по мере увеличения порядковых номеров членов ряда:

5:3 = 1,666; 13 : 8 = 1,625; 34 : 21 = 1,619; 144 : 89 = 1,618…

Золотое сечение известно в архитектуре и изобразительном искусстве с античных времен (возможно, употреблялось и ранее). Наименование «золотое» принадлежит Леонардо да Винчи. Пропорции и отношения, построенные на золотом сечении, обладают исключительно высокими эстетическими качествами. Оно свойственно объектам живой природы − растениям, раковинам, различным живым организмам, включая самого человека.

Золотое сечение (его условное обозначение Ф) устанавливает наивысшую соразмерность между целым и частями. Возьмем отрезок и разделим его так, чтобы весь отрезок (а + b) относился к большей части (а), как большая часть (а) − к меньшей (b), т. е.

(a+b) ∕ а = а ∕ b.

Тогда найденное после решения квадратного уравнения отношение a∕b будет равно величине золотого сечения, выражаемого бесконечной дробью: а/b=Ф= 1,618034…

Соразмерность частей и целого − необходимое условие любого произведения искусства. Лучшие произведения архитектуры всех времен и народов всегда строились соразмерными во всех своих частях, использовали золотое сечение и производные от него функции.

Последовательное деление в золотом отношении может быть продолжено, можно получить ряд величин, подобно ряду чисел Фибоначчи, но, в отличие от него, помимо возрастания, еще и в убывающую сторону.

В восходящую сторону:

1 −1,618… −2,618… −4,236… − 6,854… −11,090…

В нисходящую сторону:

1 −0,618… −0,382… −0,236… − 0,146… −0,090…

Эти ряды называются золотыми геометрическими прогрессиями. Знаменателем прогрессии является величина золотого сечения (знаменателем называется число, на которое умножается предыдущий член для получения последующего). В возрастающей прогрессии − знаменатель 1,618…; в убывающей −1∕ 1,618 = 0,618…

3олотые прогрессии — единственные из всех геометрических прогрессий, где последующий член ряда может получаться так же, как и в ряду Фибоначчи, еще и сложением двух предыдущих членов (или вычитанием для убывающей). В отличие от чисел ряда Фибоначчи члены золотой геометрической прогрессии − бесконечные дроби (иногда исключением, как в данном случае, может быть лишь исходный =1).

Итак, несоизмеримые отрезки золотого сечения устанавливают наивысшую соразмерность частей и целого. В ряду Фибоначчи они возникают по мере удаления, когда отношения все более приближаются к золотому сечению.

Характерно и еще одно свойство, общее для рядов Фибоначчи и золотого сечения. Числам этих рядов свойственна многовариантная слагаемость с получением результирующего в их же системе:

3 + 5 = 8,
3 + 5 +13 = 21,
3 + 5 +13 + 34 = 55,
3 + 5 + 5 = 13; 3 + 5 + 5 + 8 = 21 и т. д.

Следует обратить особое внимание на эти комбинаторные свойства чисел ряда. Понимая под комбинаторной ветвь математики, исследующую комбинации и перестановки предметов, мы хотели бы подчеркнуть, что именно благодаря указанной взаимной соразмерности и сопоставимости величин ряда Фибоначчи обеспечивается возможность получения многообразных компоновок. Если размеры некоторого ограниченного количества элементов принять в величинах ряда Фибоначчи, то становится возможным образование из них более крупных габаритов и форм, взаимно соразмеренных и композиционно совместимых как между собой, так и в своих частях. Величины ряда Фибоначчи способствуют получению весьма интересных и многовариантных компоновочных решений.

Видимо, поэтому живая природа в своих построениях и компоновках часто прибегает к отношениям золотого сечения и величинам этих рядов.

Модулор Корбюзье как математическая система построен на двух рядах Фибоначчи (Корбюзье условно назвал их «линиями» − красной и голубой), взаимно соотносящихся между собой путем удвоения. Продолжая начатый пример, покажем схему комбинаторики модулора Корбюзье. Добавим еще ряд удвоенных величин с сохранением условных наименований рядов:

красная линия: 3−5−8−13−21−34−55…;
голубая линия: 4−6−10−16−26−42−68 …

В каждом из рядов существует слагаемость величин, о которой говорилось выше, но, помимо нее, происходит еще и совместная слагаемость величин обоих рядов. Многочисленные варианты сложения можно разбить, например, на такие группы:

1) красные величины в сумме дают голубую: 3 + 5 + 13 + 21 = 42,
2) красные и голубые в сумме дают красную: 3 + 10 + 42 = 55,
3) красные и голубые в сумме дают голубую: 3 + 5 + 8 + 26 = 42,
4) красные и голубые, взятые по несколько раз, в сумме дают голубую:

2 х 5 + 2 х 16 = 42,

5) то же, но красную: 1 х 4 + 2 х 6 + 3 х 13 = 55 и т.д.

Этим далеко не исчерпываются возможные варианты. Количество величин в системе хотя и удвоилось, но комбинаторика возросла многократно как в абсолютном значении, так и в относительном (в расчете количества вариантов на 1 величину).

Небольшое количество величин позволило получать весьма много разнообразных компоновок.

Построив с использованием модулора всемирно известный дом в Марселе, Корбюзье писал: «Я дал задание проектировщикам мастерской составить номенклатуру всех использованных в здании размерных величин. Оказалось, что пятнадцати размерных величин было вполне достаточно. Всего пятнадцать!».Это весьма и весьма показательно. [Пилецкий А. А.]

На примере «вавилонов», найденных на Таманском городище (древней Тмутаракани) и Старо-Рязанском городище, относящихся к IX—XII вв., Б.А. Рыбаков показывает, что если взять квадрат со стороной, равной длине прямой сажени 152,7 см, то косая сажень окажется диагональю этого квадрата: 216= 152,7 х √2.

То же соотношение просматривается между мерной (176,4 см) и великой (249,46 см) саженями:

249,46 = 176,4*√2, где √2 = 1,41421… — иррациональное число.

Исходя из этой пропорциональности, Б.А. Рыбаков строит «вавилон», восстанавливающий остальные сажени по системе вписанных и описанных размеров саженей.

Тут сразу вызывает сомнение способ получения долей саженей. Уж что-что, а делить пополам зодчие умели без фрактальной геометрии. Даже циркулем на бумаге начертить такой рисунок, выдержав размерность, весьма непросто, а зубилом на каменной плите и подавно.

В 1949 г. мною была сделана попытка пересмотра русской средневековой метрологии в целях использования мер длины при анализе архитектурных сооружений.

Основные выводы таковы:

В древней Руси с XI по XVII в. существовало семь видов саженей и локтей, бытовавших одновременно.

Наблюдения над русской метрологией показали, что очень мелких и дробных делений в древней Руси не применяли, а использовали многообразие мер, применяя, скажем, «локти» и «пяди» разных систем.

Древнерусские меры длины могут быть сведены в следующую таблицу.

Известен ряд случаев, когда одно и то же лицо производило измерение одного и того же объекта одновременно разными видами саженей.Так, при ремонте Софийского собора в Новгороде в XVII в. измерения велись двумя видами саженей: «А внутри главы кругом где окна — 12 сажен (по 152 см), а от Спасова образа ото лбу до моста церковного — 15 сажен мерных (по 176см)»При постройке засечной черты в 1638 г. «валили вал в ширину 25 сажен косых а простых— 40 сажен».Анализ архитектурных памятников XI—XV вв. позволил утверждать, что древнерусские зодчие широко применяли одновременное пользование двумя или даже тремя видами саженей…Непонятное для нас одновременное пользование разными мерами длины объясняется заложенными в этих мерах при их создании строгими геометрическими соотношениями.Геометрическая сопряженность древнерусских саженей особенно ясна в наименовании «прямой» и «косой» сажени. Оказалось, что прямая сажень есть сторона квадрата, а косая — его диагональ (216 = 152,7*√2). Такое же соотношение существует между «мерной» и «великой» (косой) саженями: 249,4 = 176,4 х √2.«Сажень без чети» оказалась искусственно созданной мерой, являвшейся диагональю половины квадрата, сторона которого равна мерной сажени…Графическим выражением этих двух систем мер длины (одной, основанной на «простой» сажени, и другой, основанной на «мерной» сажени) являются хорошо известные по древним изображениям «вавилоны», представляющие собой систему вписанных квадратов. Наименование «вавилоны» взято из русских источников XVII в.

Дошедшие до нас изображения «вавилонов» в основе своей являются схемой плана священного храма-зиккурата с его ступенями и лестницами, но почти все они далеки от точности и могли служить лишь каким-то символом, например, символом зодческой мудрости. Этот древний символ давно уже нашел отражение в играх, и нам известны игральные доски, воспроизводящие «вавилон» (игра «мельница»).

В последние годы в Новгороде и Пскове были найдены игральные доски XII—XIII вв., которые можно сопоставить с древнерусской игрой «тавлЪей» (от латинского tabula)

Предпринятые мною в 1949 г. попытки применить описанные выше графики к анализу русской архитектуры дали интересные, но крайне ограниченные результаты; проследить полностью весь процесс создания плана сооружения древнерусским зодчим мне тогда не удалось.[Рыбаков, СЭ, №1]

Далее Рыбаков предполагает, что сажени могли строиться «по системе диагоналей», иначе называемой способом динамических прямоугольников.

Мне близок сам подход Рыбакова, его попытка разгадать способ построения, некий единообразный, простой и красивый приём.

Способ динамических прямоугольников в этом смысле действительно привлекателен. Но неясно, как он соотносится с вавилонами. Собственно, зачем тогда нужны эти вписанные квадраты и прямоугольники? Почему Рыбаков не пользуется ими при построении саженей, а придумывает свой?

Или иначе: почему на плитах нет изображения динамических прямоугольников и равносторонних треугольников, с помощью которых, по утверждению Рыбакова, строились сажени?

К тому же, получаемые в итоге размеры саженей не очень хорошо сходятся с результатами замеров как самого Рыбакова, так других исследователей.

И самое главное — Рыбаков никак не объясняет появления именно такого способа. Почему саженей 7, а не 10, например? Что это за «вавилоны», откуда они пошли?

Что заставляло древних строителей придерживаться этих странных и до сих пор не понятных нам законов и правил? Чтобы понять древних, надо думать как древние, о чём говорит Р.А. Симонова в предисловии к сборнику статей «Естественнонаучные знания в древней Руси»:

Нередко методологический принцип изучения исторической реальности в общих чертах сводится к следующему. Факты, извлекаемые из источников, сопоставляются с некоторой частью накопленных в определённой фундаментальной науке (математике, физике, химии и пр.) сведений с тем, чтобы научные представления средневековья выступили своего рода предпосылкой, предысторией современной науки. При этом критерием ценности тех или иных положений служит возможность найти им в современной науке продолжение, развитие. Тогда средневековая наука заранее видится как нечто немощное по сравнению с современной наукой. Поэтому историко-научные факты, которые могли характеризовать средневековую науку как нечто уникальное и самоценное, попадают — в контексте современно знания — в разряд невозможных, немыслимых. Следствием такого методологического подхода от современности к средневековью является то, что средневековое знание пытались описать в современных научных представлениях и понятиях. Если же смотреть «из средневековья в современность», то многие представления средневековья не найдут продолжения в современности. Эти «тупиковые» направления, не нашедшие места в современной науке, однако, являются органичной составной частью средневекового знания. Но они теряют значение с позиции «из современности в средневековье».

Итак, одним из недостатков методологии историко-научных исследований, проводимых по материалам средневековой Руси, является стремление разрабатывать историю науки прошлого по образу и подобию науки современной, в отрыве от исторической реальности средневековья. Марксистско-ленинская теория определяет историзм как генеральный методологический принцип. Строгое и последовательное применение этого принципа диктует необходимость исходить из требования соответствия историко-научного вывода исторической реальности. Именно в результате такого подхода могут обнаружиться новые черты, раскрывающие неожиданные аспекты науки прошлого…

Достаточно трудным оказывается правильное истолкование средневекового источника по истории науки, текст которого сравнительно ясен, а смысл непонятен, и требуется установить утраченный смысл источника. В этом случае нельзя обойтись лишь правилами источниковедческой методики в целом, а необходимо использовать специфический приём нового направления, которое условно было названо историко-научным источниковедением. Этот приём состоит в том, то источник как бы «погружается» в «пространство» средневековых научных взглядов, в результате чего он начинает «говорить»; иначе смысл источника остаётся неразгаданным [Симонов Р.А.]

Я полагаю, что саженный строй был неразрывно связан со всей народной культурой, мифами, сказами и обычаями людей того времени. Значит, кроме математической и геометрической проверки, гипотеза должна соответствовать культурному, мировоззренческому контексту.

-

Основные Боги русского Ведизма


В.А.Чудинов — Основные Боги русского Ведизма

Музыкальный инструмент: Жалейка


В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

 

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка — старинный русский народный инструмент.

 

Музыкальный инструмент: Жалейка

 

 

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

 

ИСТОРИЯ

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

 

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках.

 

Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей — скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

 

Музыкальный инструмент: Жалейка

 

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева.

 

Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины — сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента.

 

Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым — этнографом, музыкантом — исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников».

 

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

https://ok.ru/video/1629639412280

УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ

Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).

 

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

 

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

 

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

 

Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

 

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

 

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

 

В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

https://ok.ru/video/1629639346744

Интересные факты

➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.

 

➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.

 

➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.

 

➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.

 

➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.

 

➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

https://ok.ru/video/1629639477816

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Картина дня

наверх