Всемирный "потоп": шумерская версия
Все мы используем в речи слово «допотопный» и примерно знаем легенду, явившуюся основанием для возникновения этого слова. Однако история о всемирном потопе встречается не только в Библии: рассказы о глобальной катастрофе, уничтожившей почти всё живое на планете, являются частью многих мифов. Но мифов ли?
На самом деле библейское свидетельство о потопе не является самым древним. Известно об этом стало, в общем-то, случайно и относительно недавно. Во второй половине девятнадцатого века при раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены клинописные таблички, которые в итоге сгрузили в подвал Британского музея. В них любил копаться гравёр-типограф, а по совместительству знаток ассирийской истории Джордж Смит. Он прекрасно разбирался в клинописи и однажды нашёл обломок таблички, расшифровав которую очень удивился. Это была легенда о всемирном потопе.
Шумерский эпос о Гильгамеше, а именно его частью был указанный миф, датируется третьим тысячелетием до нашей эры. По содержанию легенда очень схожа с библейской, однако возраст её лет на 700-800 старше.
«Биография» Гильгамеша записана на четырёх языках: древнейший текст был шумерский, а самый художественный — аккадский. Суть истории сводилась к тому, что Гильгамеш, узнав о великом праведнике Зиусудре, которому боги даровали вечную жизнь, решил с ним познакомиться. Преодолевая препятствия, герой всё-таки добрался до цели, и Зиусудра поведал ему о великом и страшном наводнении, уничтожившем человечество.
Спастись удалось только Зиусудре (в другом варианте — Утнапиштим), который отличался праведностью и был любимцем бога мудрости Энки. Перед тем как устроить катаклизм, боги совещались и даже спорили — не все хотели уничтожить людей. Тем не менее решение было принято, и Энки во сне явился Зиусудре и предупредил его о готовящейся беде. Также, судя по всему, он ему посоветовал смастерить ковчег и спасти животных.
Зиусудра внял предупреждению и, когда настал час Х, заперся на корабле. И правильно сделал, ведь:
"
Дожди лили шесть дней, а после того как сошла вода, ковчег пристал к горе, и Зиусудра возродил человеческий род. Согласитесь, очень похоже на библейскую историю, которую многие считают вымыслом.
Однако историки понимают, что не всякий миф — стопроцентная сказка. Часто легенды базируются на реальных фактах, только значительно приукрашенных художественно. Может ли быть история о всемирном потопе правдой? Почему бы и нет? Нужны доказательства? Археолог Леонард Вулли решил поставить точку в этом вопросе и отправился в Междуречье.
Он раскопал город Ур, где у городской стены сделал несколько глубоких шурфов. В культурном слое начала третьего тысячелетия он обнаружил гробницы царей, а уже под ними — пласт речного ила и ни намёка на цивилизацию. Поначалу Вулли был озадачен, но после решил углубиться ещё — и увидел под трёхметровым слоем ила следы древних поселений! Причём, по его мнению, это была совершенно другая культура.
Полученные данные археолог объяснял следующим образом. Изначально в Междуречье жили неизвестные нам племена, которые были уничтожены грандиозным наводнением. Когда же вода сошла, в этой местности обосновались уже другие люди, шумеры, создавшие древнейшую цивилизацию в мире.
Современные учёные пошли дальше и решили выяснить истинные размеры катастрофы. Исходили они из трёхметрового слоя ила: при таком наносе всё Междуречье, по их мнению, должно было быть затоплено. При этом весьма долгое время вода держалась на уровне восьми метров.
Так что в масштабе жителей Месопотамии потоп действительно виделся всемирным, хотя в планетарных масштабах это событие, конечно, было локальным. Вот и получается, что в каждой легенде есть зерно истины. Во всяком случае, в мифе о всемирном потопе — точно.
"Тогда я осознал, что я не просто человек без рук и ног. Я — творение Божие. Бог знает, что и для чего Он делает."
Ник Вуйчич: поиск предназначения
Ник Вуйчич своей жизнью доказал, что невозможного нет. Поэтому, если у человека есть две руки и две ноги, он по определению обязан быть счастлив. Главное — понять, для чего он пришёл в этот мир. Нику понадобились долгие годы, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Его родители эмигрировали из Сербии в Австралию. Мать, Душка, работала медицинской сестрой, а отец, Борис, служил пастором в протестантской общине. Они очень хотели ребёнка, и во время беременности Душки следовали всем рекомендациям лучших австралийских врачей.
Чтобы поддержать супругу, Борис решил присутствовать на родах. Он внимательно следил за появлением малыша, и когда увидел, что появилось плечо, а ручки нет, вышел из родильного зала, чтобы не смущать выражением лица жену. Когда вслед за ним вышел и врач, Борис поинтересовался, действительно ли у его сына нет руки. На что доктор ответил, что у мальчика нет ни рук, ни ног. При этом все остальные органы здоровы и нормально функционируют.
Плакало всё родильное отделение, а матери первое время малыша даже боялись показывать. Когда Душка узнала об особенностях сына, она несколько дней не могла к нему подойти и даже не осмеливалась смотреть в его сторону. Но Борис всячески поддерживал жену, и вскоре они смирились с инвалидностью сына.
Поначалу родители даже не представляли, как мальчик сможет приспособиться к этому миру, однако решили далеко в будущее не заглядывать, а решать проблемы по мере их поступления.
Безграничная любовь родителей, их забота, которой они окружили сына, позволили Нику частью стопы — единственной конечностью, которая у него была, — научиться передвигаться, плавать, писать и даже кататься на скейте.
Чтобы социализировать ребёнка, Борис и Душка отправили Ника в обычную школу, где впервые мальчику пришлось столкнуться с грубостью, издевательством и оскорблениями. И если раньше он не задумывался о своей особенности, то теперь стал задавать вопросы: почему он не такой, как все?
Каждый вечер перед сном он молился о том, чтобы Бог дал ему руки и ноги, и просыпался с надеждой, что задуманное исполнилось. Увы! Надежды таяли, а на их место приходило разочарование, сменившееся в итоге депрессией.
И однажды Ник попросил маму набрать ему ванну воды — он решил таким образом завершить своё существование. Однако в последний момент мальчик вдруг представил, какое горе этим поступком он принесёт родителям. После этого случая он больше не думал о самоубийстве.
Наоборот, он задумался о том, для чего пришёл в этот мир. Уже будучи подростком, Ник прочитал евангельскую притчу о слепом. Суть её в том, что порою человек рождается с увечьями для того, чтобы на нём явились чудеса Божии.
«Тогда я осознал, что я не просто человек без рук и ног. Я — творение Божие. Бог знает, что и для чего Он делает. И не важно, что думают люди, что Бог не отвечал на мои молитвы. Значит, Он больше хочет изменить моё сердце, чем обстоятельства моей жизни. Наверное, даже если бы вдруг у меня появились руки и ноги, это не успокоило бы меня так. Руки и ноги сами по себе».
Ник окончил школу, а после неё получил два высших образования, связанных с бухгалтерией и финансовым планированием. И всё это время он не переставал искать своё предназначение. Осознал он его случайно.
Как-то Ника попросили прочитать студентам семиминутную лекцию. Но едва он начал говорить, как половина его слушателей заплакала. А одна из студенток подошла к нему и, рыдая у него на плече, говорила:
«Никто никогда не говорил мне, что любит меня, никто никогда не говорил мне, что я красивая такая, какая есть. Моя жизнь изменилась сегодня».
Помогать другим — вот смысл жизни Вуйчича. Заставить поверить в себя, подарить радость и надежду.
Ник Вуйчич, миллионер и автор шести бестселлеров, счастливо женат на Канаэ Мияхаре, которая родила ему двух сыновей и девочек-близняшек, все они абсолютно здоровы. Ник разъезжает по всему миру, читая лекции: миллионы людей мечтают о встрече с ним как о возможности вдохновиться и взглянуть на жизнь по-новому.
👉 Творчество
- 2009 — фильм «Цирк бабочек» (англ. The Butterfly Circus). 2009,
- 2010 — книга «Жизнь без границ: Путь к потрясающе счастливой жизни»
- 2013 — книга «Неудержимый. Невероятная сила веры в действии»
- 2014 — книга «Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и всё, что мешает тебе жить)»
- 2015 — книга «Любовь без границ. Путь к потрясающе сильной любви»
- 2016 — книга «Безграничность. 50 уроков, которые сделают тебя возмутительно счастливым»
Князь Юрий Всеволодович. Чтобы стать святым достаточно быть праведным
По большому счёту он не был наделён ни даром великого полководца, ни даром управленца и политика. Он не прославился сам, однако на его время пришлись достаточно трагические события нашей истории, которые в итоге и прославили Юрия Всеволодовича, князя Владимирского, в веках.
Если следовать Ипатьевской летописи, то родился он в 1187 году, если Лаврентьевской — то в 1189-м, и был третьим сыном Всеволода Большое Гнездо. Воспитывался княжич, как и положено по статусу, и уже в четыре года «на конь его всади. И быс радость велика в граде Суждал». Как требовали обычаи того времени, юного князя посвятили в воины, однако характер у него был совсем не воинственный, даже наоборот — тихий и скромный. Тем не менее в юности ему довелось поучаствовать в походах, и Всеволод, вероятно, разглядел в нём большой потенциал и, умирая, завещал престол во Владимире не старшему сыну Константину, а именно Юрию.
Константин, естественно, оказался обиженным и мириться с несправедливостью не захотел. Поэтому между братьями начался вооружённый конфликт, о чём свидетельствуют летописные записи. В первый раз их дружины сошлись на реке Ишне, но та битва победителя не определила. Продолжить они решили на другом водоёме, выбрав для сечи реку Липицу. Может, и здесь бы ничего не выяснилось, но войско Константина поддержал одарённый полководец Мстислав Удатный, и в результате князем Владимирским стал старший брат.
Княжил он всего лишь два года, и после его кончины великокняжеский престол перешёл наконец-то к Юрию. И несмотря на то, что в ту пору воевали все со всеми, этот князь старался максимально отгородиться от вооружённых столкновений. Помощь он отправлял только тем, кто был в непосредственной близости. А когда объединённые дружины в союзе с половцами противостояли монголам на Калке, Юрий Всеволодович отправил на подмогу несколько сотен воинов, но к битве они не успели.
Вот так, пытаясь избегать конфликтов, князь оказался в такой ситуации, повлиять на которую, увы, не мог. Писатель и историк Н.М. Карамзин так описывал этот период:
«Настало время бедствия общего, гораздо ужаснейшего, которое, изнурив Государство, поглотив гражданское благосостояние оного, унизило самое человечество в наших предках, и на несколько веков оставило глубокие, неизгладимые следы, орошенные кровию и слезами многих поколений. Россия в 1224 году услышала о Татарах…»
Хотя этнически они всё же были монголами. И Россия о них не только услышала, но и убедилась в их беспощадности. Битва на Калке, как оказалось, была их «пробой пера». Разбив войска русских князей, объединившихся с половцами, они разграбили земли до Днепра и ушли. Князья пожимали плечами, не принимая всерьёз этих кочевников, а Юрий Всеволодович, вероятно, даже порадовался победе монголов, которые «наказали» его соперников.
Но как же он ошибался! Монголы и не думали навсегда уходить из богатых земель, где можно было ой как неплохо поживиться! Ведь даже купола на церквях здесь покрывали золотом! И уже 1237 году кочевники объявились на Владимирских землях.
Города, которые не хотели добровольно платить им десятину, они сжигали дотла, а всех их жителей убивали без разбору или уводили в плен. Действовали они стремительно. Рассредоточившись по нескольким направлениям, монголы, как подсчитал кто-то из историков, брали примерно один город в два дня.
От Рязани, например, не осталось ничего. Более того, город этот уже никогда не был восстановлен. Современная Рязань стоит на месте древнего Переяславля, в который был перенесён княжеский престол.
К Владимиру монголы подошли 3 февраля 1238 года. Юрия Всеволодовича в городе не было — он собирал войско. Те же, кто оставался за крепостными стенами, не смогли грамотно организовать оборону. Владимир был разграблен, его жители частично убиты, частично уведены в плен, семья князя погибла в сожжённом городе.
Через месяц у реки Сити на отряд Юрия Всеволодовича наткнулась второстепенная группа монголов под командованием Бурундая. Русское войско, несмотря на мужество бойцов, оказалось значительно слабее, и было разбито. Погиб и сам князь. Его обезглавленное тело нашёл епископ Кирилл и привёз его в Ростов, где похоронил в храме. Позже была найдена и голова, которую положили в тот же каменный гроб.
Спустя четыре века были обретены нетленные мощи князя, и Юрий Всеволодович был канонизирован Церковью как святой благоверный князь Георгий Всеволодович. Основной его заслугой посчитали праведную жизнь.
«Ошибка – думать, что человечность в людях – это нечто само собой разумеющееся»
Рецензия на книгу "Человеки"
«На личностном уровне можно общаться на равных с любым человеком, из какой бы социальной или религиозной группы он ни был – только была бы в нём развита та самая личность».
О человеке и его внутреннем, духовном мире говорит на страницах своей книги «Человеки» современная писательница Светлана Коппел-Ковтун.
Её интересует не внешняя оболочка или какие-то фактические поступки, а то, что скрыто от глаз. Внутреннее наполнение каждого из нас. «Коротко говоря, личное Я – это то, что над природой человека, и, в некотором смысле, выходит за рамки человека – «избыток». Личное Я – это наше Я в Боге и для Бога. Именно оно является нашим Я, предназначенным для любви и общения друг с другом в Боге». Она погружается в тот мир, где развиваются самые важные события, даже если кажется иначе.
Происходят встречи и расставания: «Где происходят наши встречи и невстречи: вовне или внутри? Конечно, внутри. Вовне можно только телесно прикоснуться, столкнуться, но сама встреча или невстреча – событие внутреннего мира. Причём для встречи каждый её участник должен в своём внутреннем пространстве найти место для другого – освободить его от себя».
И там ищет корни всех проблем и успехов.
Но личность существует не в вакууме. Каждый из нас является частью социума. «Ошибка – думать, что человечность в людях – это нечто само собой разумеющееся. Она, скорее, плод социального развития». А потому личное автор противопоставляет общественному, что можно назвать традиционным для отечественной литературы в целом: «Про «вывих» мира говорил ещё Гамлет. Через личную трагедию он обнаружил зло мира, которое видится неуничтожимым.
Идеал и реальность человеческой жизни слишком сильно расходятся». Однако её цель – не расширить существующую пропасть, не создать ещё больший диссонанс, а помочь своему читателю найти некое равновесие или, правильнее сказать, гармонию, для начала раскрыв свое «Я», поняв и приняв его, а потом научившись правильно взаимодействовать с тем, что нас окружает, и не на поверхностном, а на глубинном уровне.
Светское в произведениях Светланы Коппел-Ковтун переплетается с духовным. Её эссе, стихотворения, афоризмы неизменно отражают религиозные взгляды автора, а все тезисы, высказываемые на страницах книги, напрямую от них отталкиваются, но развиваются и углубляются, оставляя право выбора за каждым читателям и лишь намекая на возможный путь, но не заставляя следовать по нему. «Однако Евангелие учит сеять на любой почве, а не только на хорошей и готовой. Так что тут есть зазор – для свободного выбора каждого. Совесть говорит, что важно самому не быть ни в чём виноватым перед другим – а это достаточное основание петь навстречу каждому. Но если тебя с твоей песней не принимают, надо не настаивать, а уходить».
«Человеки» – книга философского толка, которую одни воспримут как мотивационную, а другие – как сторонние рассуждения на не прикладные темы. Всё зависит от готовности слышать и слушать, то есть от той стадии внутреннего развития личности, которая определяет внешнее восприятие и действия в материальном мире.
Однако даже тот, кто просмотрит произведения бегло, не заостряя на них внимания, рано или поздно вернётся к переосмыслению полученной информации, чтобы из слов Светланы Коппел-Ковтун сделать собственные выводы и, возможно, найти им применение в гармонизации своего бытия. Потому что такие процессы не происходят в одночасье. А сама книга не предназначена для быстрого прочтения и лёгкого получения порции горячих эмоций.
Под высоким небом Аустерлица
«Разыгравшаяся 2 декабря 1805 года близ деревни Аустерлиц вокруг Праценских высот эта кровавая битва — одна из самых грандиозных по своему значению во всемирной истории, одна из самых кровавых в наполеоновской эпопее», —
писал о сражении под Аустерлицем историк Е.В. Тарле.
С этим событием хотя бы приблизительно знакомы все, кто окончил школу, — по роману Л. Толстого «Война и мир». Конечно, писатель показывает его глазами своих героев, но и в истории эта битва воспринимается не менее драматично, чем через судьбу Андрея Болконского.
В начале девятнадцатого века Россия и наполеоновская Франция оказываются по разные стороны баррикад. При этом Александр I участвует в войне в коалиции с Австрией, которая уже стала жертвой наполеоновских аппетитов. Русскими войсками в Европе командует Кутузов, но он сильно ограничен в действиях, так как в армии находится сам император, и окончательное слово за ним.
Александр же по какой-то причине больше доверяет австрийскому военачальнику Вейротеру и принимает к реализации не наступательный план Кутузова, а оборонительную войну австрийцев.
Генеральное сражение должно было произойти неподалёку от Аустерлица. И Наполеон подготовился к нему заранее. Союзные же войска и лично Александр были уверены в своей победе. Ещё бы — значительное численное превосходство, простой и ясный план битвы, пораженческие настроения в армии Наполеона…
О последнем стало известно из данных разведки, шпионов и визита в стан Наполеона российского парламентёра. Им был доверенное лицо Александра князь Пётр Долгоруков. В 1805 году ему не было ещё и тридцати, а он уже гордо носил звание генерала и считался первым помощником императора. Большинство историков уверены, что такую стремительную карьеру ему обеспечила фамилия, так как военного опыта у князя не было вовсе. Представитель тогдашней «золотой молодёжи», Долгоруков был чрезвычайно надменен и признавал авторитет лишь одного Александра.
Вот и встретившись с Наполеоном, юный генерал, убеждённый в своём превосходстве, потребовал, чтобы французы отошли в свои границы и заключили мир. Александру же Долгоруков доложил, что французы боятся этого сражения, Наполеон не контролирует войска, боевой дух в армии противника — ниже некуда.
Французский император всячески поддерживал такое мнение. Он тонко чувствовал ситуацию и сам распускал слухи о падении дисциплины среди солдат, о страхе перед предстоящим сражением, и «сарафанное радио» сработало. Коалиция настолько уверилась в лёгкой победе, что оба императора — и российский, и австрийский — решили лично присутствовать на битве.
И только Михаил Илларионович Кутузов понимал реальное положение дел и, видя шапкозакидательские настроения императора и союзников, предрекал катастрофу. Но Александр не желал слушать своего военачальника и практически отстранил его от командования, взяв руководство боем на себя. В результате, согласно историку Тарле, французы «изумлялись храбрости русских солдат, но не меньше абсурдному поведению и полному военному невежеству, растерянности и бездарности русских генералов, кроме Кутузова».
План Вейротера предусматривал наступление союзный войск, однако не учитывал возможность противника маневрировать.
Когда русско-австрийские войска упёрлись в правый фланг французов, которым командовал маршал Даву, тот стал понемногу отступать. Его главной задачей было увлечь союзников вглубь Гольдбахской долины с минимальными для себя потерями. И вот когда это было выполнено, генерал Сульт нанёс удар в центр, а Мюрат и Ланн атаковали слева. В этот же момент Даву резко перешёл в контратаку, и союзное войско оказалось разбито на несколько частей, окружённых неприятелем. Ни места, ни возможности для манёвров уже не было. Оставалось только биться до последней капли крови.
Итоги поражения союзных войск ужасали: 27 тысяч убитыми и ранеными, причём 21 тысяча — это русские солдаты и офицеры. Французы же потеряли всего 12 тысяч воинов. Говорят, что Александр, осознав масштаб поражения, покинул поле боя, и нашли его спустя время плачущим в лесу.
Наполеон же торжествовал и выступил перед своими войсками:
«Солдаты, я доволен вами: в день Аустерлица вы осуществили всё, чего я ждал от вашей храбрости. Армия в 100 тысяч человек под начальством русского и австрийского императоров меньше чем в четыре часа была разрезана и рассеяна. Те, которые ускользнули от вашего меча, потоплены в озёрах…»
Впервые со времён битвы под Нарвой (ещё при Петре I) русская армия потерпела поражение в решающем сражении.
Маршал Баграмян: дважды избежавший расстрела
«Опыт истории свидетельствует, что путь к победе тернист и с честью преодолевают его лишь те, кого окрыляют чувство патриотизма и благородство цели», —
эти слова принадлежат советскому маршалу Ивану Баграмяну. И этот человек знал, о чём говорил…
Иван Христофорович был выходцем из бедной крестьянской семьи, проживавшей в Азербайджане. Его отец был железнодорожным рабочим, мать посвятила себя воспитанию детей. Окончив церковно-приходскую школу и техническое училище, Иван пошёл по стопам отца и тоже устроился на железную дорогу.
Но наступил чёрный для армян 1915 год. Геноцид по отношению к армянскому населению вынудил будущего военачальника поступить на службу в русскую армию.
«Я отчётливо понимал, что только плечом к плечу с российским солдатом мне будет под силу сражаться с врагом. В последних числах декабря 1915 г. из нашей части был сформирован маршевый батальон, в состав которого были зачислены и мы. Батальон направлялся на Кавказский фронт», — вспоминал о тех днях маршал.
Он проявил себя храбрым и подающим надежды солдатом, поэтому вскоре был отправлен в школу прапорщиков, после окончания которой воевал за независимость Армении против турок. Затем участвовал в установлении в стране советской власти. Карьера военного идёт по нарастающей, и вот Баграмян уже комполка, которого отправляют в Ленинград для обучения в Высшей кавалерийской школе.
Рядом с ним на лавках учеников оказываются Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, В.И. Чистяков. Затем были Военная академия имени Фрунзе и Академия Генерального Штаба. И всё бы шло хорошо, если бы в 1938-м брата Ивана Христофоровича не арестовали бы как врага народа.
К самому Баграмяну особых претензий не было, однако из армии его уволили. Вояка до мозга костей, он не знал, как выжить «на гражданке». Семья голодала, и тогда, по семейной легенде, он решился на отчаянный шаг. Баграмян уселся под Спасской башней и не собирался уходить оттуда, пока на него не обратят внимания. Он добился аудиенции у наркома обороны Ворошилова и был восстановлен в должности.
Примерно за год до начала войны Баграмяна назначили заместителем начальника штаба Киевского Особого Военного Округа. Говорят, эту весьма неплохую должность он получил благодаря стараниям Жукова, с которым сдружился ещё в пору учёбы.
Первый год войны стал для Ивана Христофоровича провальным. Киев сдали, но будущему маршалу удалось вырваться из окружения да ещё и вывести около двадцати тысяч бойцов, отставших от своих частей. За это его наградили орденом Красного Знамени. Однако потом была Харьковская наступательная операция, которая для Красной армии стала настоящей катастрофой. Сотни тысяч советских бойцов погибли, были ранены или пленены, а дорога на Кавказ и Сталинград оказалась открытой.
Виновником этой трагедии Сталин посчитал Баграмяна. Уже во второй раз над Иваном Христофоровичем сгустились тучи. Расстреливали и за меньшее. Поэтому, отправляясь в Ставку, Баграмян оставил близким прощальное письмо. Однако снова помог Жуков. Георгий Константинович смог доказать, что просчитались в этой операции не только Баграмян, но и другие военные специалисты, и возлагать вину исключительно на Ивана Христофоровича не следует.
Теперь Баграмяну нужно было срочно реабилитироваться, чтобы не подвести ни себя, ни Жукова.
На Западном фронте, где он принимает под командование 16-ю армию, его бойцы сражаются мужественно и умело, за что армия получает звание гвардейской. Полководческий талант Баграмян проявляет в операциях под Орлом и Брянском.
Он ураганом проходит по Белоруссии, освобождая город за городом, выдвигается в Прибалтику, где благодаря своему стратегическому гению прорывает оборону противника, выходит к побережью и перекрывает путь войскам группы «Север» в Восточную Пруссию. В котле оказываются около тридцати немецких дивизий. Затем был штурм Кёнигсберга и безоговорочная капитуляция его гарнизона.
В послевоенное время дважды Герой Советского Союза маршал Баграмян занимает высокие посты в ВС СССР и умирает последним из маршалов Победы — в 1982 году.
Свежие комментарии