Печенеги — повелители Степи. Рассвет военного могущества
Если честно, даже махровый «наперсточный канал» не рискнет сказать Читателю, откуда эти печенеги вылупились, как народ. Корни их не столь глубоки, но столь запутаны, что не хочется погружаться в откровенную околонаучную фантазийность.
По самой смелой (она же типа академическая) версии: печенеги — как авары, хазары и половцы, были тюркским народом. Много чего читал по сему поводу, но ничем, кроме культурологических аналогий — утверждение не подкреплено. Туркменский след, как вариант? Тоже спорен.
Ничего, короче, не ясно. Печенеги в равной степени могут считаться потомками ираноязычных степняков, как скифы, сарматы или аланы. Можно смело записать их в родню к гуннам. Или к кельтам. Хотя бы по одному историческому эпизоду: печенежский хан Куря после убийства князя Святослава Игоревича сделал себе из его черепа церемониальный кубок. Бают, традиция из кельтских опер. Да и внешность их…
Так что, есть, где разгуляться «наперсточной» фантазии. Когда-нибудь обязательно с цепи спущу, но не сегодня.
Появление. До начала IX века печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Долго портили настроение и кровь Хазарскому Каганату. Воспользовавшись смутой и политическими проблемами грозных некогда Каганов, с боями прорвались в Среднее Подонье. Влезли в хитро расставленный капкан, поскольку хазары купили с потрохами огузов-торков, а те прояснили вновь прибывшим политику этих степей. Судя по всему, эти кровопролитные войны раскололи единую печенежскую Орду.
Автор географического трактата «Границы мира» (Персия, конец Х в.) говорит о двух итерациях печенегов: хазарской и тюркской. Первая орда кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. О ней писал и базилевс Константин Багрянородный:
«Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников».
Этот «хазарский» этнос быстро исчез с геополитической арены, видимо растворился среди многих народов степи. Во всяком случае, следы их потерялись…
Но другая, более тюркская ветвь (с доминированием сырдарьинских кангар), откатилась далеко на запад. Продув с сухим счетом торкам, печенеги
«стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения».
Что-то может подсказать археология. Путь отступления прослеживается по головешкам салтановской археологической культуры: поселения Среднего и Нижнего Подонья, развалинам укрепленных замков-станов и городищам Таманского полуострова. С конца IX века византийцы замечают появление тюрок-печенегов в нижнем течении Днепра, Северном Причерноморье.
Структура Причерноморской Орды. Было в ней 40 родов, объединенных в 8 колен. Первые возглавляли старейшины (архонты низкого разряда, по ромейской логике), более крупные родовые конгломераты — ханы. Эти степные повелители обладали неограниченной властью исключительно на войне. А сам механизм династического наследования власти — был весьма необычен. Константин Багрянородный заметил: по древнему обычаю умершему хану наследовал не сын. А двоюродный брат покойного (или один из его сыновей):
«чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии».
Печенежскую Орду надвое делил Днепр. Четыре колена со своими кочевьями растягивались на запад, вплоть до бассейна реки Пру т. Другие контролировали степи на востоке, вплоть до Задонья. Чтобы проехать все земли печенегов, по сообщениям арабов-путешественников, — нужно было потратить месяц конной езды. Пути новых маршрутов тоже вполне представляемы — летом начиналось движение в сторону пастбищ днестровских степей и берегам Черного моря, частично — в долины нижнего Дуная. Осенью печенеги возвращались в Приднепровье. Зимовищ постоянных, как и кладбищ, у печенегов не было.
Благосостояние печенегов было предметом зависти всех соседей. Многие десятилетия кочевой жизни, богатые оседлые жертвы на границах днепровско-днестровских степей, регулярные набеги — весьма обогатили этих хищников. Персидского географ XI в. Гардизи рассказывает, что печенеги были владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия.
Археология говорит — таки да: могильные курганы полны наборных серебряных поясов, дорогие в производстве тяжелые луки (по сохранившимся накладкам понятно), прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с роскошным орнаментом… Рядом с умершим-погибшим печенегом хоронили его коня. Положив того на брюхо, взнуздав и оседлав. В X веке такой погребальный обряд был распространен по всей Великой Степи.
Боеспособность печенежской орды вызывала не менее восторженные эпитеты, как и богатство. Архиепископ Феофилакт Болгарский в X веке писал, набег печенегов это…
«удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко — от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют...
Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия — когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно».
Византийский историк начала XIII века Никита Хониат вообще считал печенегов непобедимыми, во всех сражениях с имперскими армиями восточных провинций — они неизменно имели преимущество. Из манеры боя становится ясно: преобладали стремительные конные атаки, меткая стрельба из лука и … перманентный устрашающий дикий ор и крик атакующих степняков.
Непонятно почему (может из-за малочисленности), но военная организация печенегов не позволяла покончить с врагами одним ударом. Как скифы, сарматы, хазары, арабы, монголы — они никогда, раз и навсегда — не давили сопротивление окружающих их соседей. Почему-то предпочитая стратегию частых набегов, прекрасно организованных и довольно протяженных в глубину.
Именно это позволило многим оседлым народам довольно быстро сообразить в мерах противодействия. Печенеги, сами того не зная, перестроили тактику византийцев: ромеи ввели у себя «вагенбурги», обучали рекрутов быстро составлять прямо с марша «степные крепости» из повозок. Появилось больше лучников и арбалетчиков. Это было очень действенное средство против печенежской конницы, которая оказалась весьма чувствительна к потерям.
Когда сами печенеги стали строить такие «вагенбурги», чтобы противостоять атакам византийцев, — те просто окружали их стихийно возникающие «замки из арб и повозок» и выпускали на защитников элитную тяжелую пехоту — русов и скандинавов-варангов. Те довольно быстро разносили в щепу все препятствия, вдумчиво вырезая потерявших конный маневр степняков.
Сообразили, видимо, как бороться с печенегами, и хазары. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, Каганат часто совершал походы в степи печенегов восточнее Днепра. Бают, оттуда приводили множество пленных. Верится в это… так себе, поскольку сломать хребет Орде хазарам не удалось. Даже отодвинуть от своих границ в Северном Причерноморье.
Так или иначе, Царьград бросил это безнадежное занятие — гоняться за печенегами или постоянно держать для обороны границ крупные воинские контингенты. Был взят политический вектор на мирные отношения. Печенежский «козырь» довольно стал часто разыгрываться византийскими императорами. Мудрый Константин Багрянородный наставлял своего сына:
«Пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами (печенегами), ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев.
Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».
Начав регулярно получать ромейское золото, печенеги немного остепенились. И стали поглядывать всё чаще на север. От печенежских кочевий до южнорусской границы их отделял узкий нейтральный «язык» Степи, в «один день пути». Эта «нейтралка» какое-то время весьма условно, но обеспечивала спокойствие славян и русов, на Днепре даже завязалась оживленная русско-печенежская торговля.
Русские скупали у степняков коров, коней и овец. Вполне очевидный товаро-интерес, поскольку собственное животноводство было тогда на Руси весьма скудным, вряд ли удовлетворяло половину потребностей. Но так продолжалось недолго, печенеги решили все-таки попробовать на зуб молодое государство…
Печенеги: почему на Руси их так прозвали…
Низкий поклон нашему не то Великому князю, не то — не менее великому Хану за столь очевидный стимул к изучению родной истории. Хохотал от души, когда в издательстве, на следующий день после памятного выступления с этой цитатой ВВП, молодые журналюги штурмовали Википедию. Восполняя свои очевидные прорехи образования и стремясь дать нужную «справку» читателю и пользователю Сети в рамках редакционных материалов.
Самое время и вашему покорному слуге проехаться на коняшке по бескрайним степям, в поисках летописных печенегов. Первая статья цикла — откуда взялось это словечко «печенег» и как выглядели страшные степняки, встречи с которыми не пережил легендарный князь Святослав Игоревич… Пшла… каурая!
Имя народа. Печенеги, если верно знаю, — по-тюркски правильно произносить как «бегенек». В раннесредневековом Константинополе их называли «пацинаки», литературно — «пачинакиты». На арабском Востоке известны как «баджнаки». Долгое время считалось, что произошло это слово от имени исторического или полулегендарного вождя Бече. Но вряд ли. Будь это единственной версией — согласился. К тому же, печенежская Орда была столь разнородна, что вряд ли все готовы были примерить на себя какое-то одно название. Слишком много разных племен и этносов.
Как писал император Константин Багрянородный, Орда делилась на «колена» или «округа». Самоназвание самой многочисленной ее части было — «кангар» (мужественный, благородный). Скорее всего, это были уже известные древним историкам — тюркские выходцы из распавшегося политического союза Кангюй/Кангар. Жили-поживали в землях Хорезма до IV в. н. э. Были и оседлыми, и кочевыми, контролировали среднее и нижнее течения Сырдарьи. Во время начала своей миграции на Запад — влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья.
Есть версия, что «печенег» — суть имя сарматского происхождения, означает «скорый», или «быстрый и скачущий конем». Потолковал с лингвистами, те только рожи кривят, сказали — Википедию меньше читай. Ага, не буду… Лучше на похороны печенега схожу.
Версия. Имя свое «печенеги» на Руси получили… хотите верьте, хотите нет — из-за культуры своих захоронений. Как отмечали современники, «печенеги» делали свои могильники в чужих курганах, что насыпаны были за многие сотни лет до средневековой эпохи («катакомбная культура»). Чтобы особо не утруждаться, эти средневековые кочевники делали в них, так называемые «впускные захоронения».
У «прафинно-угров», с которыми слились «кангары», — эти курганные углубления, ниши обозначались как «печь/пещь». Отсюда — слова «печоры/печеры/пещеры», «печь/пещь», «печурки» — неглубокие ниши в теле печи.
Но как на Руси стали использовать это слово, превратив его в «печенега»/«печенежский». Дело в особенности языка. Есть у нас особая часть слов, называется аффикс. Связующее, словообразующее: «га» или «жа». Чтобы понять, как это работает — «оне-га»/«оне-жский», «вол-га»/«вол-жский».
Вот и сложилось — «печенеги»[«печь»-«эн»-«ега»] и «печенеж»[«печь»-«эн»-«еж»] — вполне органичное для нас определение. Дано, исходя из «культурной» особенности захоронений печенегов. Из-за «впускных» захоронений своих покойников в древних курганах — путем устройства в них — «печер».
В обиход на Руси словечко, думается, быстро вошло. По вполне объективным историческим моментам: печенеги были отлично знакомы дружинному воинскому сословию. Как соперники и братья по оружию — тоже. Они были постоянным атрибутом в ранних княжьих конных полках Чернигова, Киева, Новгород-Северского. Воспринимались спокойно, поскольку от славян антропологически мало отличались, ага.
В печенежском внешнем облике преобладали европеоидные черты, современниками характеризовались как брюнеты, которые брили свои бороды. Как описывал их в своих путевых заметках арабcкий путешественник и дипломат Ахмад ибн Фадлана, — имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза. Особого отторжения на Руси они не встречали еще и по религиозным вопросам. Среди них находилось немало «несториан» — последователей христианской Восточной Церкви. И с монахами могли потолковать спокойно, и к «язычникам» относились ровно, без нетерпимости.
«И печенеги ее терзали, и …» Как погиб легендарный народ
Судьба печенегов, если быть справедливым, довольно драматична. Насчитывая почти полторы тысячи лет непрекращающейся борьбы за выживание, этот народ почти всухую проиграл свою историю… В хорошие времена печенеги заставляли считаться с собой и Хазарский Каганат, и Великую Византию. Они представляли собой неодолимую военную силу порой, вполне были способны сломать хребет молодому древнерусскому государству. Но не сложилось. В этом материале пройдемся по последнему этапу существования печенежского народа, как некой цельной этнической общности…
Глобальная угроза древней Руси со стороны печенегов… как бы помягче сказать… несколько преувеличена. Насчет того, что «терзали», — явный перебор, пострашнее видывали наши предки до, и после. Эти степняки никогда не угрожали независимости Древней Руси. А вот досаждать фирменными, прекрасно организованными и молниеносными военными рейдами — то да, наше военное почтение.
Первое сообщение о стычке с печенегами встречается в Никоновской летописи 875 г.:
«Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир».
Брехней попахивает отборнейшей. Каким таким личным составом могли располагать новгородские «бояре», чтобы хоть какое-то количество печенегом наколотить? Во времена, когда эти мифические персонажи жили-были… печенежьего духа в окрестностях деревеньки Киев — близко не могло быть. Археология второй половины IX века об этом совершенно определенно говорит.
Что-то похожее на правду можно найти только в 915 году, в телеграмме от «Повести временных лет»:
«Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем…».
В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь типа Рюрикович, но куда именно, с каким счетом матч против печенегов закончился — монах Нестор не знает.
В это верится вполне. Нет никаких противопоказаний отрицать: первые набеги печенегов на Русь были удачны. Если свериться с археологией, относительно спокойная и сытая жизнь славян лесостепной зоны восточнее Днепра закончилась с началом Х века. Многие селения в запустении, слои бедны артефактами. Короче — полный кризис, признаки перманентного грабежа и падение уровня жизни. Исчезают крупные ремесленные центры, на порядки реже встречаются украшения из драгоценных металлов. Нет никаких подтверждений торговли с хазарами, персами или арабами. Вполне определенно пишет о том периоде главный источник информации о печенегах — базилевс Константин Багрянородный. От этих хищников рыдали многие тогда — венгры, болгары и русь:
«и, многократно нападая на них, стали ныне (им) страшными».
Такая блокада торговли, перехваченная печенегами, — требовала решений. Царственный летописец объясняет, что Русь не может шагу никуда ступить от киевских тынов — пока не договорится об этом со степняками.
«Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».
Друзья-соперники. Судя по всему, «русь» стала налаживать дипломатию с печенегами силой оружия. Воев достаточно поднакопила. По «новгородскому тракту» непрерывным потоком сплавлялись ватаги варягов и скандинавов, мобилизовались славянские племена. Скорее всего, несколько раз по сопатке печенеги все же получили. Настолько крепко, что следующее летописное известие (под 944 г.) рисует их союзниками князя Игоря. В походе на греков.
То, что военный баланс между Русью и Степью наступил, говорит очевидный факт: печенеги не препятствовали русам прописаться в нижнем течении Днепра и Северном Причерноморье. Это длилось недолго. Дружины варягов — ненадежная опора, приходят и уходят. Как только они исчезали из баланса сил, печенеги тут же забывали про былые союзы и походы. Тогда их расположение приходилось «покупать» богатыми дарами. Ну не дань же им платили, ага…
Константин Багрянородный точно подмечает этот аспект отношений:
«Частенько, когда у них нет мира друг с другом, они (печенеги) грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб».
Не берусь утверждать точно, но не во времена ли Игоря-Ольги Киев стал опоясываться Змиевыми Валами? Или обновлять то, что они из себя представляли раньше… Но это другая статья, а пока нырнем в 968 год, когда князь Святослав Игоревич воевал в Болгарии. Вдруг откуда ни возьмись (на деньги хазар или византийцев) Киев посетила печенежская орда. Княгиня Ольга заперлась в городе с сыновьями Святослава — Ярополком, Олегом и Владимиром.
В Киеве подошли к концу запасы воды и провианта, народ собрался на вече, устроил знатный шкандаль Государыне Ольге, потребовав: или гонца отправлять Претичу или город утром сдавать. Один отрок вызвался доставить послание на другой берег Днепра, выскользнул из Киева с уздечкой, на чистом печенежском наречии стал опрашивать степняков — «лошадки не видали?» Дальше понятно… добрался до берега, прыгнул в воду и был таков. Дружинники Претича подхватили смельчака на ладью, выслушали послание… Устроили знатный военный совет. Решение было на грани психологии и психиатрии: Претич не помышлял биться со всей печенежской Ордой, чтобы спасти Киев. Но, чтобы избежать гнева Святослава (!),
он решил утром (!)
пробиться в город (!),
подхватить Ольгу и княжичей (!),
переправить их на левый берег (!).
Оставляю сей фрагмент на растерзание Читателю в комментариях, сам не могу, смех распирает… Дальше летописные шутеечки идут толще. Перед рассветом дружина Претича отгрузилась в ладьи, громко затрубила условный сигнал. Киевляне устроили знатный ответный гвалт.
И вдруг … печенеги бросились врассыпную. Им поблажилось — прибыл собственной персоной Святослав Игоревич, великий и ужасный. Пока вся Орда меняла мокрые порты на сухие, дрожащими ногами нащупывала стремена, чтобы дать полного стрекача… Ольгу с внуками лихо погрузили в ладьи (киевляне выпустили, водички даже не попив) и перебросили на другой берег.
Трусливый печенежский хан, махнув косушку кумыса для храбрости, осторожно подъехал один (!) к воеводе Претичу. С робким вопросом — «Человече, ты кто? Князь или так… мимо проходил?».
Воевода, плюнув иноземной вражине на сапог, хлебнул медов и подробно разъяснил ситуацию раскосому придурку: он «княжий муж», командует «сторожей Святослава» (авангардом). Сам Светлый Воин, воооон за той излучиной Днепра — изволит пить утренний кофе. После моциона сядет в седло и устроит всему этому кочевому безобразию под стенами города — знатно похохотать. Потому как с ним бесчисленное войско.
Само собой, печенежский Хан в эту дичь поверил, тут же запросил мира, воевода Претич великодушно протянул ему руку (для поцелуя). Обменялись оружием в знак дружбы, хан отъехал выдавать из войскового запаса Орды валидол личному составу. Видать, срок годности микстуры был не того столетия (или хазарский контрафакт) — Орда с места почти не сдвинулась, сумев на карачках отползти лишь до речки Лыбедь. Страдала поносом, ага. Чуть погодя, в эти холерные бараки прибыл собственной персоной Святослав Игоревич (из Болгарии примчал на перекладных). Грозно сдвинул брови, подписал всем печенегам больничные листы и отпустил с Перуном восвояси… Ой, пардон — прогнал в степь.
Специально оставляю сей летописный сказ без комментария, чтобы не наловить лулзов от квасного патриотического движения. Попрошу адекватного Читателя набросать версии, как оно было на самом деле — в комментариях. Поспорим, без лавины дизов статье…
Русь мобилизуется. Если верить Летописи, первый серьезный удар по печенежскому могуществу был нанесен сыном Святослава. Князем Ярополком Святославичем (который, вообще-то, печенегов нанял папу прирезать). Подробности геройских походов неизвестны, краткое сообщение «Повести безвременной…» просто фиксирует факт:
«Победи Ярополк печенеги, и възложи на них дань»… «Прииде Печенежьский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же приат его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице».
То есть, полная и безоговорочная, так сказать. Хотя… После убийства братца Ярополка, князь Владимир Святославич (Яснее Солнышка который) почему-то ведет многолетнюю войну Руси с печенегами: «рать велика бес перестани». И судя по всему, длилось это безобразие почти четверть века.
Здесь готов поверить во многое. Сначала война была успешной для Руси. Потом — с переменным успехом все шло. Даже жизнь самого князя Владимира порой висела на волоске:
«…Приидоша печенези к Василеву, и Володимер с малыми людми изыде противу им, и не мог Володимер стати противу им, подбег ста под мостом, едва укрыся от противных» (995 г.).
Ярость противостояния подтверждается археологией. Это разоренные пограничные городки на границе Степи, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях того времени, скелеты мужчин со следами ударов мечей (могильники в Воине и Жовнине). Именно тогда Владимир Святославич возводит в Киеве внушительный вал, опоясавший Старо-киевский холм. В то время печенеги своими рейдами доходят даже до белгородской оборонительной линии…
Потом наступил русский камбэк. С началом XI века война была перенесена уже в степи, на правом берегу Днепра. Археология прямо указывает — началась славянская экспансия в среднем течении Днепра. Вплоть до бассейна реки Рось наблюдается неуклонный рост числа пограничных поселений (военно-торговых). Правобережная Орда откатилась далеко вглубь Степи.
Если раньше византийцы писали: печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ Бруно Кверфуртский в 1008 г. отмечает: его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался два дня. А первый табор печенегов он отыскал — всего лишь на пятый. Епископ выступал посредником между печенегами и Владимиром Святославичем, те полностью приняли все условия Руси. Стали платить дань. Но вскоре опять принялись за старые проделки с набегами.
Последний удар печенеги попытались нанести Руси во времена династической смуты 1015-1019 годов, поддержав князя Святополка. Увы и ах, но знатно получили по щам от Ярослава Мудрого. Почти двадцать лет от них не было ни слуху, ни духу. Но в 1036 году, пока Ярослав был в Новгороде, печенеги осадили Киев. Собрав немалое войско из варягов и словен, Ярослав поспешил обратно. Дал печенегам бой в открытом поле, под осажденным городом. Место сечи памятно, там была построена позже Святая София Киевская. Разгром Орды был полный, множество печенегов потонуло в Сетомли и других реках. А ошметки их, резюмирует летописец, «бегает где-то и до сего дня».
Очень похоже на правду, поскольку из византийских источников понятно: печенеги отхлынули из днепровских степей в Подунавье. Занялись привычными безобразиями на границах Болгарии и Византии. Но, сколько веревочка не вейся, половец ее всё равно отрежет… В Степи появился новый политический игрок.
В 1091 г. половецкие ханы Боняк и Тугоркан, нанятые Царьградом, заявились на Балканы. За золото императора Алексея I Комнина вчистую выпотрошили печенежскую Орду в долине реки Марицы. Как говорят летописи: с печенежским господством на Дунае было покончено за один день. Масштабы печенежской военной катастрофы изумляли:
«В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах. Это было 29 апреля, в третий день недели».
Понятно, сообщение принцессы Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» — литературное преувеличение. Ведь источники первой половины XII века все еще поминают дунайских печенегов. Но уже не как субъект исторического процесса. Просто жили-поживали. То их пинали, то наёмничали у кого ни попадя.
Осколки печенежских великих Родов смыло волной новых хозяев Степи. Для них самым страшным стала экспансия половцев. Сбежали печенеги … на службу Руси. В источниках есть сведения о пограничной страже на южных границах древнерусского государства. Вместе со славянами печенеги принимают на себя удары половецкого нашествия.
Печенеги вынужденно встраиваются во внутренние дела Руси, но сохраняют полу-кочевой уклад, собственную систему управления. Но вассалитет от Киева очевиден, их на равных правах (с другими подчиненными племенами) допускают до избрания Великого Князя.
Малоизученным является феномен «чёрных клобуков» («каракалпаков»), под которыми в Древней Руси понимались тюркские вассалы Руси. Эти номады селились в Поросье (богатые пастбищами бассейны Стугны и Роси). Военные поселения «черных клобуков» вбирали в себя печенегов, торков и берендеев. В ХI-XII веках они даже становятся важным элементом военной мощи древней Руси.
Свежие комментарии