Людмила Петрановская: 12 способов простить обиды своим родителям
1. Постарайтесь не простить, а понять. У них не было ресурса
Помните, что у них была очень тяжелая жизнь – работа, нехватка денег, добывание еды, трудоемкий быт, стояние в очередях. Сильно замотанные родители не были психологически чувствительными и давали детям тот ресурс, на который их хватало.
2. Они были молодые и неопытные
Иногда бывает очень полезно вспомнить, в каком возрасте были ваши родители в то время. Часто это были люди 25-26 лет, неопытные и неуверенные.
3. Не надо молчать
Если вы чувствуете обиду на родителей, не надо молчать об этом. Нельзя не признавать того, что вам было плохо. Очень долго эта тема была табуирована и был только один вариант: «Родители святые люди, они тебя вырастили и дали жизнь, их нужно любить, уважать и не жаловаться» или: «Если тебе было плохо – сам виноват».
4. Не носитесь всю жизнь с детскими травмами
Это другая крайность. Хорошо бы не провести всю свою жизнь, жалуясь на родителей и объясняя их ошибками все свои неудачи. Постарайтесь не прожить всю жизнь под знаменем «ребенок алкоголика», «человек, которого не любила мама» или « человек, которого в детстве били». Иногда такой период переживания травмы нужен, но хорошо бы, чтобы он заканчивался.
Когда мы были детьми, у нас не было выбора – будут нас обижать или нет. А сейчас у нас есть выбор – мы можем оставить травму просто как опыт или позволить травме формировать нашу личность.
5. Если не получается соскочить с этого своими силами – обратитесь к психотерапевту, не надо жить в таком состоянии годами.
6. Попробуйте поговорить о детских обидах с родителями
Нужно ли пытаться донести до родителей, что они были не правы? Иногда это помогает. Родители стали спокойнее, мудрее, они уже не такие замотанные, как раньше. Они уже воспитывают внуков и часто открывают в себе качества тепла и принятия. Некоторые из них уже готовы на такой разговор. Иногда они могут признать и выразить сожаление о прошлых ошибках. И это может стать началом новых теплых отношений.
Иногда признание ответственности просто необходимо
В основном это касается случаев, когда был серьезный абьюз со стороны родителей. Просто признать, что это было. Это признание часто может стать единственным условием, на котором дети согласны дальше общаться с родителями. Нужно сказать прямым текстом: «Мне очень важно, чтобы ты признал, что это было. Мне не нужно извинений, но важно, чтобы никто не делал вид, что я это придумал».
7. Оставьте за ними право не признавать своих ошибок
Если родители защищаются и говорят: «Мы все делали правильно, это ты неблагодарный», – они имеют на это право. У вас своя картина мира, а у них своя. Иногда их психика все отрицает и вытесняет. Перевоспитывать человека в 70 лет это плохая затея.
Но часто это означает, что близких отношений между вами уже не будет.
8. Пожалейте себя маленького
Когда мы получаем обиды от родителей, мы находимся в положении очень маленького существа. Вы не судья, а просто маленький ребенок, у которого не было выбора. А когда мы думаем - прощать или не прощать, то принимаем на себя ответственность, которой у нас нет и быть не могло. Мы не можем быть старше родителей, не можем судить их «сверху». Мы можем признать свои чувства и из сегодняшнего взрослого состояния пожалеть себя маленького. Объяснить себе маленькому, что вообще-то так нельзя с детьми поступать, чтобы он хоть от кого-то взрослого это услышал.
9. Разрешите себе погрустить
В какой-то момент надо разрешить себе погрустить и признать, что чего-то у вас в детстве не было и уже не будет. Потому что ваши родители просто не могли вам это дать. И от этого может стать полегче.
10. Не ждите, что родители изменятся
Очень часто за претензиями к родителям стоит детская надежда, что родители изменятся – папа, наконец, похвалит, а мама, наконец, полюбит. А папа и мама не хвалили и не любили просто потому, что они в принципе были на это не способны. У них свое тяжелое детство, свои обстоятельства и свой психологический профиль.
11. Научитесь переводить язык любви своих родителей
Довольно редко бывают родители, которые совсем не способны ничего давать, а только критикуют и отвергают. Иногда их язык любви просто не тот, который нам бы хотелось услышать. Мы ждем хороших слов, а их любовь – это печь нам пироги и кормить до отвала. Надо научиться переводить их язык на свой. Допустим, мама все время ворчит, но при этом готовит вам бесконечные борщи и моет посуду. Вот эти ее пироги, борщ и посуда и есть ее «я тебя люблю».
12. Иногда критика – это тоже забота
Бесконечная критика - это такой родительский оберег. Кажется, что если все время говорить ребенку, что с ним не так, то он когда-то все поймет и будет, наконец, все делать правильно. Если увидеть это с такой стороны, то это не будет вас так разрушать. Надо научиться к этому так и относиться, как к заботе.
Если ваши родители умерли, то ваши претензии им точно не навредят
Умерший родитель не так уж отличается от не умершего. Ведь когда мы обижаемся, мы обижаемся не на сегодняшних родителей, а на тех родителей, которые были тогда, в момент обиды. Иногда умерших идеализируют и кажется, что запрещено подумать о них плохо или предъявлять к ним претензии. Но если они уже умерли, то ваши претензии им точно никак не навредят, а вам это может помочь. Иногда нужно выразить гнев и претензии, чтобы открыть способность любить. Если снять обиду, то вы сможете иметь дело с той теплой частью в отношениях, которая у вас была.
Северные крестьяне 110 лет назад; известные и малоизвестные фотографии Прокудина-Горского
Многие из вас, наверное, слышали про русского фотографа - Сергея Прокудина-Горского, что в начале ХХ века сделал множество прекрасных цветных фотографий Российской Империи (тогда это было большой редкостью и в основном все снимали черно-белые фото).
В основном Прокудин-Горский снимал пейзажи и городские/сельские виды. Однако, встречаются также фотографии, на которых запечатлены люди тех времен.
Самые известные фотографии - вот эти. Уверена, их видели практически все. Это крестьянские девушки, сфотографированные в Вологодской области в 1909 году. А точнее в поселении Нижняя Топорня, на реке Шексна.
Кстати, сейчас Топорня не менее живописна. Там до сих пор сохранился старинный деревянный шлюз, который при этом отлично функционирует. По нему мы ходили несколько лет назад.
Так вот, у Прокудина-Горского есть и другие, менее известные фотографии северных деревень, а также деревенского быта Вологодской области, Карелии, Ленинградской области и т.п. Тут я хочу их показать.
Юрий Поляков о положении русского народа в современной Российской Федерации
Представляю Вашему вниманию фрагмент интервью русского писателя и драматурга, главного редактора "Литературной газеты" Юрия Полякова, которое он дал каналу "День-ТВ".
Юрий Поляков: Я, вообще, считаю, что проблема нынешней элиты нашей российской, это ее такая я бы сказал: безнациональность.
Вот сами подумайте, вот скажем, если бы советская власть, когда страна начала распадаться, сделала бы ставку в противостоянии национализмам, хотя бы на некоторую активизацию национального самосознания русских в Прибалтике, русских в Средней Азии, русских в Молдавии и т.д…
Хотя бы немножко их структурировала потому, что - настроения-то были очень мощные. Но даже под угрозой распада на это не пошли! И в результате там возникли этнократические режимы. Но этого же не произошло в России.
Поэтому сегодня, русские будучи самым крупным народом в Российской Федерации, они в политике не представлены лидерами, которые артикулируют свою принадлежность к этому народу, в отличие от всех государств лимитрофов на постсоветском пространстве.
Единственный, кто это делает - это Жириновский. Таков парадокс.
На мой взгляд это очень серьезная проблема потому, что стало понятно: по распаду Советского Союза потому, что сейчас происходит на Украине…, показало, что национализм, без коннотаций, как явление любого социума: его рано списали в запас – национализм.
Национализм не в традиции восприятия нашей культуры, где национализм в отличие от патриотизма имеет отрицательную коннотацию, а как в Европе. В Европе национализм нейтральное слово.
Но в нашей политической культуре, особенно в сочетании «русский национализм» - это бранное.
И понимаете, так оно есть, но так не должно быть потому, что русский народ, который составляет больше 80 % России, он не лучше остальных народов, но он имеет точно такое же право на выражение своих национальных чувств, мечтаний, обид, грез, как все остальные народы.
Но если все остальные народы, поскольку у них есть какие-то национальные образования: республики, автономии, они имеют возможность на государственном уровне этим заниматься, то русские не имеют такой возможности.
Что, в общем-то неправильно, и здесь во мне говорит не какое-то желание чего-то большего чем есть, а как раз предчувствие, что это может в какой-то момент, вот эта обида от того, что: ну а как, а как так получилось, ну мы же не этнический эфир, в котором осуществляют свои интересы остальные народы – мы не эфир этнический, мы народ, мы этнос.
Это может сыграть с нами очень дурную шутку, и говоря об этом я даже думаю не столько о судьбе русского народа, хотя меня как русского человека рязанского разлива это очень волнует, а я думаю о судьбе многонационального государства российского.
Ведь Российская Империя, и прав здесь историк, мыслитель Валерий Соловей, автор книги «Кровь и почва русской истории», когда он сказал, что Российская Империя рухнула тогда, когда это тягло имперское надоело нести русским. Русские, тогда имелось в виду: великороссы, малороссы, белароссы, тогда их еще никто не разделял.
И с Советским Союзом тоже самое произошло потому, что опять тягло…, ну понятно, самый большой народ – тягло самое большое. Ну нельзя нести самую большую нагрузку, просто в силу исторической традиции и своей численности, и в этом не быть заявленным как субъект в истории страны.
Ведь российская компартия возникла только перед самым крахом, а мы же помним избиение Русской партии: Вознесенский, Кузнецов и т.д. Об этом мало говорят, но это было на порядок кровавее и жестче, чем разборки с космополитами.
Но про трагедию космополитов нам напоминают постоянно, а трагедию Русской партии, когда просто было выбито себя осознающее как русское чиновничество советское уже – об этом практически не говорят.
Я просто боюсь, что на очередном крутом повороте истории, а судя по тому, что у нас в мире столько событий, не окажется этой необходимой поддержки, вот этого самого большого народа.
Потому, что замерами его настроений, его обид, его самочувствия, его претензий к власти, его обид на недостаточное представление в информационно-культурной сфере: никто же не измеряет, никто не изучает, а когда это шарахнет – будет уже поздно.
Я здесь как раз выступаю не как националист, а как государственник. Мы должны учитывать состояние настроений, и отношения к государству самого большого народа – этого не делается, и это неправильно.
**************************************************************************
Фаворит Петра I, наводивший на всех ужас
Отец-основатель спецслужб Российского государства
Князь-кесарь «всепьянейшего, всешутейшего и сумасброднейшего собора», первый глава Преображенского приказа тайных дел, отец-основатель спецслужб Российского государства Федор Юрьевич Ромодановский. Без него все реформы Петра Великого могли пойти прахом. Он обеспечил безопасность царя и его власти.
Князь-кесарь
«Собою видом как монстра, нравом злой тиран, превеликий нежелатель добра никому, пьян по вся дни, но его величеству верный был так, как никто другой», – характеризовал Ромодановского князь Борис Куракин. «Скудный в своих рассудках человек, но великомочный в своём правлении», – так описывал его Алексей Курбатов.
Что же, должность обязывала. Учитывая тогдашние грубые нравы, Ромодановский мог внушить достаточный страх противникам петровских преобразований. А это было главное, что от него требовалось.
Порой сам Петр пугался той власти, которую он дал своему фавориту, и его нрава. «Зверь! Долго ль тебе людей жечь? И сюды раненые от тебя приехали», – писал он Ромодановскому из армии, куда доезжали челобитчики с жалобами на произвол князя-кесаря. «Перестань знаться с Ивашкой – быть от него роже драной!» Ивашкой Хмельницким на сленге хулиганского «всепьянейшего собора» называлось бурное возлияние горячительных напитков.
На эти сентенции царя Ромодановский важно и с осознанием своей значимости отвечал: «Некогда нам с Ивашкой знаться – беспрестанно в кровях умываемся».
Его боялся сам Петр
Ромодановский был старше царя на 32 года и был в известной степени ему вместо отца, наставником и опекуном. Петр до конца жизни Ромодановского (умер он в 1717 году) подчеркивал свой пиетет к нему. Во двор Ромодановского царь входил не иначе как пешим и сняв шапку. В письмах порой величал его «пресветлым царским величеством». И это не было юродство, как когда Иван Грозный называл так Симеона Бекбулатовича. Иван Грозный мог в любой момент приказать посадить Симеона на кол. А Ромодановского боялся сам Петр.
Поэтому во всех делах Петр просто предоставил Ромодановскому полную самостоятельность. Он был уверен, что князь-кесарь его не предаст, что будет всеми силами защищать его, царскую, власть. А какими методами он будет это делать – Петра не интересовало. Ромодановскому на месте виднее. Важен результат.
Ромодановский двадцать лет (1696-1717) обеспечивал стабильность верховной власти России в море народного недовольства. Он был одним из тех незаметных бойцов невидимого фронта, которым Россия обязана своим великодержавием.
Свежие комментарии