Иран: феникс из пепла
![](https://r2.mt.ru/r15/photoCAD9/20954720483-0/jpeg/bp.jpeg)
Возможно, этот молодой человек в скором времени сменит окопы на студенческую аудиторию, а автомат – на авторучку.
Когда казалось, что развал неизбежен...
Продолжим начатый в статье «Почему США не устранили Хомейни» разговор, отношениям Вашингтона и Тегерана периода ирано-иракской войны посвященный. В этом материале, впрочем, несколько отойдем от темы и коснемся восстановления Исламской республикой своего военно-экономического потенциала.
После революции иранская армия потеряла порядка 40 % офицерского корпуса: чистки, эмиграция.
Оставшиеся, если не считать убежденных сторонников аятоллы, пребывали в растерянности от неуверенности в завтрашнем дне.
Да и в окружении Хомейни не слишком доверяли вчера еще оплоту шахской власти, сформировав параллельную военизированную структуру – КСИР.
Революция и флот
Упомянутые потери во всех родах войск не носили одинаковый характер. Например, в отличие от ВВС, флот пострадал в меньшей степени.
Не в последнюю очередь ВМС сохранили кадры по причине покровительства контр-адмирала Ахмада Мадани – первого министра обороны Исламской республики.
Кроме того: офицеры и в особенности унтер-офицеры ВМС в массе своей приняли революцию, во многом вследствие существовавшего при шахе принципа комплектования, затрагивавшего все слои общества.
Здесь нелишне отметить контраст с французским и российским флотом периода крушения династий Бурбонов и Романовых – в обоих случаях комплектовавшийся из дворян, практически лишенный представителей иных сословий, морской офицерский корпус существенно пострадал.
Достаточно вспомнить судьбу едва не растерзанного толпой выдающегося французского коммодора Д'Альбера де Риона и еще более трагическую участь вице-адмирала А. И. Непенина, ставшего жертвой бессудной расправы в первые дни марта 1917.
Лояльность же иранских моряков новой власти, помимо указанной причины, также обуславливалась расположением баз флота и его управленческих структур, в отличие от ВВС, на периферии относительно центров, где разворачивались основные события, приведшие Хомейни к власти.
В заслугу шаху следует поставить и перевод в начале 1970-х главной базы ВМС из расположенного вблизи иракской границы Хорремшехра, захваченного войсками Саддама в начале войны, в Бендер-Аббас.
Вообще, монарх уделял много внимания флоту, благодаря чему он стал сильнейшим на Ближнем Востоке; скажем, единственным в регионе располагал боевыми катерами на воздушной подушке.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/pehlevi-v-voennoj-forme.webp)
Последний шах любил военную форму и надевал ее даже на светски рауты.
Незадолго до революции Мохаммед Реза Пехлеви приступил к созданию океанского флота и планировал построить в Британии авианосец, от чего, правда, позже отказался – даже не то что дорого – шах с расходами не особо считался, достаточно вспомнить празднование 2500-летия Персидской империи. Причина в ином: не хватало кадров для эксплуатации столь сложной техники.
Но сохранение боевого потенциала флота сыграет важную роль на завершающей стадии ирано-иракской войны, когда обострится противостояние ИРИ и США в Персидском заливе, о чем речь впереди.
Впрочем, избежать сокращений ассигнований морякам не удалось, также как и остальным родам войск.
Приведенные цифры с известной долей осторожности позволяют предполагать расчет Тегерана избежать войны с Ираком. Но именно щедрое финансирование шахом флота позволило сохранить превосходство над ВМС противника.
Саддам же не располагал ни эскадренными миноносцами, ни фрегатами, ни тем более упомянутыми выше катерами на воздушной подушке.
И тот же стратегически важный Хорремшехр ему пришлось брать без поддержки с моря, где отсутствие преимущества иракское командование в целом безуспешно пыталось компенсировать за счет более боеспособных, нежели у неприятеля, ВВС.
После свершившегося в 1981 разгрома политической оппозиции (именно политической, ибо военная в лице ОМИН существует в Иране и по сей день), Хомейни прочно утвердился у власти. Примерно тогда происходит обострение отношений Тегерана и Вашингтона.
Мне могут возразить: конфронтация началась раньше – после захвата американского посольства в Тегеране. Не совсем соглашусь, поскольку удержание дипломатов в заложниках не помешало Ирангейту.
Однако даже в условиях, когда войска Саддама, равно как и курдские сепаратисты, после некоторых успехов стали терпеть поражения, США не решились на военное вмешательство. О причинах мы говорили в предыдущем материале, не упомянув еще одну.
Мог ли СССР вмешаться?
Стал ли СССР сдерживающим фактором против агрессивных замыслов США относительно Ирана? Историк Д. С. Крысенко, полагает – да:
Не думаю, что затягиваемый в омут Афганской войны Советский Союз вмешался бы, решись Соединенные Штаты поставить под свой контроль иранские нефтяные месторождения.
Больше того: при определенных обстоятельствах СССР было выгодно договориться с США о разделе сфер влияния в республике. Тем паче, что опыт 1941 года, правда, в принципиально ином историческом контексте, не был забыт.
Допустим, Москва могла сделать ставку на возрождение существовавшей в 1945–1946 гг. под эгидой СССР Демократической республики Азербайджан и опиралась бы на иранских левых: Туде и ОМИН, попытавшись сгладить их противоречия.
Соединенные Штаты сделали бы ставку на Нацфронт, равно как и на курдов и белуджей. К слову, последних они патронируют и на современном этапе.
Сложность в реализации подобной стратегии скорее заключалась бы в самих иранцах, забывших на время о политических противоречиях и способных выступить под знаменем сохранения целостности страны.
Да и Нацфронт представлял собой довольно рыхлое образование, в 1981 разгромленное переставшим церемониться с оппозицией Хомейни.
Падение власти аятоллы могло произойти и по причине диверсионных актов со стороны ОМИН, в том же 1981 унесших жизнь генсека Исламской республиканской партии Бехешти, премьер-министра Бахонара, президента Раджаи и приведших к ранению его преемника – Хаменеи.
Тогда, да, все три стороны при сохранении единого Ирана могли бы договориться о его нейтральном статусе. Последнее было бы на руку и боявшимся Хомейни аравийским монархиям, и Израилю.
Саддаму же в свою очередь пришлось бы умерить свои панарабистские амбиции и под давлением сверхдержав вернуться к статус-кво на границе.
Но произошло то, что произошло, и на фактически объятый пламенем гражданской войны Иран обрушилась иракская армия.
Казалось бы, время для вторжения Багдад выбрал удачно. В 1980 порядка 45 % военной техники вчера еще сильнейшей на Ближнем Востоке армии находилось в небоеспособном состоянии.
И у Саддама имелись основания (хотя к его планам иракский генералитет относился скептически) рассчитывать на быструю победу, пусть и с ограниченными результатами, выраженными только в контроле над рекой Шатт эль Араб.
Однако иранское общество не поддалось пораженческим настроениям, причем в армию шли добровольцами и казавшиеся рафинированными светские интеллигенты. Ярчайший пример – физик, доктор наук Мустафа Чамран.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/mustafa-chamran.webp)
Мустафа Чамран – на переднем плане стоит в очках и коричневом пиджаке
Неприятным сюрпризом для Багдада стало отсутствие поддержки со стороны проживавших в провинции Хузестан арабов.
Иранский ВПК: феникс из пепла
В самой же Исламской республике начался процесс восстановления военной промышленности. Шел он довольно быстрыми темпами, особенно учитывая фактор войны и американское эмбарго на поставку вооружений. Другое дело: принимая во внимание упомянутой Ирангейт, слово эмбарго следует заключить в кавычки.
Больше того:
Помимо зарубежных поставок, в Исламской республике закладывается фундамент для сохранения собственных научных кадров и производственной базы.
В 1990-х – то есть в короткие сроки, если принимать во внимание хаос революции, войну с Ираком и санкции – разрабатываются иранские виды вооружений, пусть и представлявшие по большему счету косплей с ранее поставленных шаху иностранных образцов.
Речь прежде всего об основном боевом танке (своего рода гибриде Т-72 с М-60) «Зульфикар» (более подробно о нем см.: «Основные боевые танки семейства «Зульфикар»).
Работы над отечественным истребителем «Азарахш» в Исламской республике начались и того раньше – во второй половине 1980-х, то есть практически в рассматриваемый нами период.
Конечно, велись они не с чистого лица – за основу был взят: Northrop F-5, к тому времени устаревший. Более подробно об иранском авиапроме см.: «Новые истребители Ирана: чем воевать против «Раптора» и F-35».
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/azarahsh.webp)
Истребитель «Азарахш»
Уже в 1987 иранцы начали выпуск противотанковых ракет «Тайфун» – аналога американских TOW. А если о ракетах не только противотанковых, то тогда же в Исламской республике налаживалось производство первых «Шахабов», созданных на базе закупленных в Ливии советских Р-17 Э (Более подробно см.: «Ракетный потенциал Исламской республики Иран (Ч. 1)»).
Да, все это не всегда удачные копии. Но для нас важно другое: инженерно-конструкторская мысль в Иране после революции не просто выжила, но и стала развиваться.
Тот же «Азарахш» рождался трудами инженеров созданного в 1988 университета авиационной техники имени Шахида Саттари. Можно только представить, в каких непростых обстоятельствах, обусловленных войной, санкциями и в целом тяжелым экономическим положением в стране, им приходилось работать.
То есть научный потенциал аятоллой был не только сохранен, но и преумножен. Ибо создание университета нередко тождественно формированию научной школы и обеспечению преемственности кадров, которые – речь, разумеется, об инженерных и научных – легко утратить, но трудно (а подчас и невозможно) восстановить на прежнем уровне.
Собственно, об этом, только на примере Германии, пишет в книге воспоминаний «Пристрастие» сподвижник С. П. Королева, выдающийся советский ученый-физик, основоположник отечественной космонавтики, оригинальный мыслитель-богослов (автор трактата «Логика Троичности») Борис Викторович Раушенбах:
И если бы подобный развал, при всей несопоставимости уровня научного потенциала предвоенной Германии и Исламской республики, произошел в Иране – его судьба сложилась бы иначе.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/frazane-sharafbani.webp)
Фарзане Шарафбафи – недавно возглавившая, впервые в истории Ирана, авиакомпанию женщина, является выпускницей университета имени Шахида Саттари.
Так что не будем ерничать по поводу упомянутого выше косплея при конструировании иранцами собственных видов вооружений. Вспомним, что, скажем, Ту-4 мы проектировали на базе В-29. Да и Китай начинал с беззастенчивого копирования.
Чуть в сторону, раз уж вспомнили Поднебесную: можно ехидничать по поводу отсутствия нормального двигателя китайского производства для J-20 (та же, кстати, проблема и у «Азарахш»), но думать, что так будет в долгосрочной перспективе – нелепо.
А вот касательно перспектив развития нашего ВПК – много вопросов, как бы нам не оказаться в положении послевоенной Германии и в обозримом будущем не пришлось бы закупать двигатели у Китая, как приобретаем ныне дроны у того же Ирана.
Иран: от хаоса 1980-х к научному прогрессу 2000-х
И если перебросить мост из 1980-х в день сегодняшний, то невозможно не признать: залог нынешней военной мощи Исламской республики – ее научный потенциал – активно развивается, о чем я уже писал в статье «Иран превзошел Россию по грамотности».
Ныне иранские школьники занимают ведущие места на международных олимпиадах по математике. Лет через десять-двадцать они станут научной, инженерной и военно-политической элитой древней страны, знавшей взлеты и падения.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/iranskie-shkolniki.webp)
Иранские школьники, победившие на математической олимпиаде
Корни же многих нынешних бесспорных успехов Ирана лежат в рассматриваемом нами периоде:
Стоит также принимать во внимание зависимость шахского Ирана от иностранных технологий, соответствующих комплектующих и иностранных специалистов, в основном американцев, после революции страну покинувших.
Тут бы старую технику на плаву поддержать, не то что новые образцы создавать. Но создавали, пусть и, повторю, гибридные.
И уже в середине 1980-х Тегеран был готов бросить вызов США. Не напрямую, разумеется, но опираясь на связанные с Тегераном шиитские военизированные группировки в регионе.
Именно тогда Исламская республика вступила в ближневосточную геополитическую игру, с чем не могли не считаться в Вашингтоне, и о чем более подробно поговорим в следующей статье.
Использованная литература:
Крысенко Д. С. Геостратегическое противоборство США и СССР в ходе ирано-иракской войны (1980–1988)
Павленко И. Е., Решетников Л. М. Развитие военно-технического потенциала Исламской Республики Иран (1979–2005 гг.).
Сажин В. И., Бондарь Ю. М. Военная мощь Исламской Республики Иран. М.: Издательство Московского университета, 2014.
Слинкин М. М. Ирано-иракская война 1980–1988 гг. Борьба на море. Симферополь: Тавр. нац. ун-т, 2001.
За Су-35 ждем Су-57!
![За Су-35 ждем Су-57!](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707787375_scale_2400.webp)
Ан-124 в тегеранском аэропорте "Мерхабад". Фото Atlaskhabar
Да, спасибо нашим читателям, обратившим внимание на нашего партнера Иран. А там в СМИ происходят весьма оживленные обсуждения на тему поставок из России. А новостные порталы (TABNAK, Atlaskhabar, Shahrekhabar) весьма возвышенно назвали «Днем рассвета» очередное прибытие самолета Ан-124 принадлежностью ВКС РФ в аэропорт Мерхабад, один из двух аэропортов Тегерана.
Спецификация груза не разглашается, но милитаристически настроенная часть иранской аудитории (а там вообще-то мало кто претендует на сравнение с голубем-птицей мира) выражает огромную надежду, что в трюме российского исполина находятся машинокомплекты истребителей Су-35.
В свое время Минобороны Ирана поставило граждан страны в известность, что скоро начнут прибывать первые из 67 заказанных российских самолетов. Реакция была более чем горячей, особенно на ресурсах, где собирается аудитория, аналогичная нашей. Особенно в среде поклонников авиации. А уж когда прилетели своим ходом первые…
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707683462_2.webp)
Тут надо просто понять, что представляют собой ВВС Ирана. Если одним словом – то все очень плохо.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707683532_3.webp)
Последнее поступление самолетов в ВВС Ирана произошло 33 года назад, когда в страну перелетели самолеты ВВС Ирака, которые летчики хотели спасти от уничтожения силами коалиции в ходе операции «Буря в пустыне». Так иранские ВВС пополнились самолетами МиГ-29 (36 шт.), Су-25 (10 шт.), Су-24 (24 шт.), Dassault Mirage F1 (10 шт.). Сегодня ценность этих самолетов, которые перед этим эксплуатировались ВВС Ирака, более чем сомнительна в силу возраста и расхода ресурса.
Основной костяк ВВС Ирана - F-14 Tomcat, произведенные в 70-х годах прошлого века. Самолеты весьма хорошие для своего времени, но столь же старые, как и иракские. О ценности F-4 Phantom II (самый свежий выпущен в 1981 году) и F-5 Tiger II (самый свежий 1986 года выпуска) мы говорить не станем, поскольку все прекрасно понимаем: ВВС Ирана – это далеко не лучшие ВВС не то что в мире, в регионе.
Иранские военные все время, пока страна находилась в изоляции, не оставляли попыток создания своего самолета. Однако, разработать самолет намного сложнее, чем баллистическую ракету, и если в плане последних иранцы откровенно преуспели, то вот с самолетами не вышло абсолютно.
Сперва был построен HESA «Azarakhsh», затем HESA «Shafaq». Оба самолета являлись плодами обратного инжиниринга американского самолета F-5 и были изготовлены малыми сериями менее 10 единиц. Последний горький опыт НЕSA «Kowsar» был настолько неудачным, что машина не пошла даже в мелкую серию.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/hesa_kowsar4.webp)
Все попытки непрямого копирования американского F-5 оказались неудачными, что отбросило ВВС Ирана по состоянию в 80-е годы прошлого века.
Так что иранцам оставалось совершенствовать свои БПЛА и баллистические ракеты, где они добились приличных успехов, а «Шахед» вообще произвел революцию в тактике ведения современной войны.
Любой продвинутый читатель уже задаст вопрос: а почему бы Ирану не купить самолеты на стороне? Но тут все непросто: иранскую нефть одно время покупать было себе дороже из-за санкций, наложенных Западом. Причем, санкции касались не только покупки, но и продажи чего-либо Ирану, вообще США очень эффективно скрутили страну в бараний рог, практически запретив какое-либо сотрудничество в военной сфере.
Всем известно, что Китай настроен весьма дружелюбно к Ирану и Пакистану, а Пакистан вообще стратегический партнер Китая, но если в Пакистан китайское оружие идет потоком, то вот с Ираном так не вышло. Множество первичных и вторичных санкций остановили даже Китай в желании помочь, и дальше единичных поставок учебных Chengdu J-7 (МиГ-21) дело не пошло.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707683646_4.webp)
И только в 2020-2021 годах, когда уже просто дальше падать было некуда, Иран возобновил переговоры с Россией, которой тоже доставалось от санкций Запада, налагаемых в ассортименте. И в итоге в 2022 году было заключено полунеформальное такое джентльменское соглашение о взаимопомощи между двумя странами. На добрососедской основе, как стало понятно. Иногда действительно необязательно обставлять каждый шаг в отношениях с помощью подписанных документов.
В общем, Ирану повезло, потому что примерно в то же время Египет начал процесс выхода из сделки по Су-35, заключенной в 2018 году. Суть вкратце такова: Египет заказал 24 самолета Су-35, но сделку фактически сорвали США, обещав поставить 20 самолетов F-35. А сделку по F-35 в свою очередь заблокировал Израиль, которому такое соседство напрочь не было нужно и который имел право это сделать согласно условиям Кемп-Дэвидской сделки.
В итоге CAATSA - Countering America's Opponents through Sanctions («Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций») ударил не только по России, но и по Египту, которому теперь придется довольствоваться своим американо-франко-китайско-российским зоопарком в ВВС. Федеральный закон США, принятый в июле 2017 года при администрации Трампа и направленный на предоставление Соединенным Штатам юридических инструментов для введения санкций против «дестабилизирующей деятельности иранского, российского и северокорейского режимов» оставил Египет и без Су-35, и без F-35.
А вот Иран получил шанс забрать себе самолеты, уже выпущенные по египетскому контракту и те, которые будут выпущены. Все. И, естественно, заберет не только 24 египетских, но и те, которые будут изготовлены под иранский контракт. То есть, еще 45 самолетов.
Но это тема не быстрая и сложная, и вот почему: кадры. Да, есть такое препятствие на пути в небо, и оно называется подготовка. В апреле 2022 года небольшая команда весьма профессионально (по мнению иранской стороны) подготовленных летчиков прибыла в Россию. В город Комсомольск-на-Амуре.
Вообще летчики должны были изучить Су-35 и дать ему оценку в плане возможности использования в ВВС Ирана. Кто там кого больше экзаменовал, сказать сложно, но иранские асы, летавшие еще на «Фантомах», сами держали экзамен у машины 21 века. И, надо отметить, выдержали обе группы участников, и люди, и самолеты.
Сказать, что Су-35 иранским летчикам понравился – это ничего не сказать. Да что говорить, если самый современный истребитель в ВВС Ирана – это МиГ-29 первых выпусков? Конечно, 35-й смотрелся на его фоне монстром-убийцей из фильма ужасов, так что масса положительных оценок вполне ожидаема.
А в ноябре прошлого года, когда сделка по Су-35 практически была оформлена, начались разговоры представителей ВВС Ирана о приобретении для ВВС КСИР вертолетов Ми-28МНЭ. А в общем аппетиты иранских военных простираются до цифры 120 самолетов и еще к ним пойдут прицепом вертолеты.
Будет Россия делать летательные аппараты для Ирана? Конечно. Вообще этот союз двух изгоев – полезное дело для обеих сторон. В первую очередь России военные заказы со стороны полезны, они благоприятно действуют на экономику, внося в нее деньги заказчиков. Особенно сегодня, когда с одной стороны, заказов от ВКС много, а деньги в бюджете вертятся одни и те же. Нужен приток.
Что касается Ирана, то тут все понятно: первое нормальное обновление авиапарка за 40 с лишним лет – это серьезно. Учитывая то, на что обновляется парк самолетов – тем более. Иранских летчиков вообще можно поздравить от души, потому что получить в свое распоряжение самый современный истребитель поколения «4++» — это очень сильный ход. А учитывая, в каком состоянии находятся ВВС Ирана – сила умножается на два.
И тут надо учитывать еще один фактор: честно говоря, не нашел информации о том, что подвешивают в Иране под крылья своим самолетам, но то, что это далеко не самое современное вооружение – уверен на 100%. А если говорить о нормальной эксплуатации Су-35, то помимо обычных технических расходников понадобится и соответствующее вооружение! Ракеты родом из 70-х годов прошлого века на Су-35 – это как на «Феррари» на оптовый рынок за овощами кататься. Можно, и понтов немеряно, но эффективность совершенно никакая.
Вот и у иранских ВВС проблема все та же: к откровенно древним самолетам откровенно дряхлое вооружение. А здесь снова получается прорыв: Россия наверняка снабдит Су-35 чем-то типа Р-37 и Р-73, иначе это не сделка дружеская будет, а вообще не пойми что.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707683869_5.webp)
Получается ситуация «таскать – не перетаскать», потому что кроме самолетов в Иран надо будет вести полный набор расходников, запчастей, командировать техников и инженеров, которые обучат иранских техников и инженеров, без этого вообще вся идея обречена на провал. То есть, до начала обучения летчиков и полноценной эксплуатации придется осуществить целую программу подготовки и сжечь приличный кусок ресурса самолетов.
Но игра стоит свеч. И это прекрасно понимают в Тегеране, и (что вообще не свойственно персам) готовы ждать, спокойно и терпеливо, когда Россия все это обеспечит. Понимая, что у России сейчас есть определенные трудности.
И вот давайте на секунду задумаемся, а кого кроме США должно покоробить появление у ВВС Ирана трех авиационных истребительных полков? Ну да, правильно, в Израиле должны задуматься. Очень сложно предсказать результат столкновения иранского Су-35 и израильского F-35 Аgir. Конечно, на стороне Израиля очень высококлассные пилоты, имеющие боевой опыт по полной программе, и самолет вполне себе, но никто и не говорит о том, что иранские пилоты прямо ринутся сводить счеты с израильтянами. Просто нанести очередной удар по иранским советникам в Сирии будет немного сложнее, чем раньше.
Но израильским военным стоит задуматься уже не о Су-35. Возможности этого самолета в принципе всем в мире уже известны, и боевые действия на Украине только подтвердили репутацию весьма грозного бойца.
Но известно, что аппетит приходит во время еды. Еще в 2018 году иранские военные очень живо интересовались ходом работ по Су-57. Учитывая, что самолет прошел полноценные испытания в Сирии и Украине, где показал все свои сильные стороны, сомнительно, что этот интерес ослаб.
Учитывая некоторую схожесть оснащения самолетов и систем вооружений, иранцы не скрывают того, что Су-35 может стать неким трамплином к Су-57. И тут тоже интересно, особенно если вспомнить российско-индийский совместный проект по Су-30. И иранские заказы – это то, что может подтолкнуть всю программу Су-57 и сделать самолет более дешевым в массовой серии. Соответственно – выгодным и России, и Ирану.
И это будет совсем другой расклад, вот тогда Израилю придется сильно задуматься. F-35 в их исполнении, возможно, и отличный самолет (кто знает, он толком еще ни с кем не воевал, кроме палестинской пехоты), но Су-57 может оказаться как минимум, не хуже, а вполне и лучше.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-02/1707683953_6.webp)
В общем, понимая отношения между двумя странами, как раз можно ожидать боевых испытаний обеих самолетов именно где-нибудь в небе над Сирией.
Но это сценарий будущего. Однако, будущее – такая своеобразная штука, она может и наступить. И вот для некоторых в будущем союз Ирана и России – очень неприятная штука, поскольку две страны мало того, что смогут поддержать друг друга во всех сферах сотрудничества, так они еще однозначно станут примером для тех, кто колеблется и очень внимательно смотрит за реакцией США. Судя по всему, скоро США станет не до всего, что творится в мире, там свои внутренние проблемы множатся, как тараканы.
В Иране первую поставку российских истребителей назвали очень патетично: «День рассвета». Хорошее название, начало действительно положено.
Свежие комментарии